Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Как поэту удалось показать переживания отца провожающего. Как пережить смерть отца. Взять на себя новую роль

Стихотворение «Память» - первое стихотворение самой «настоящей» книги Николая Гумилёва «Огненный столп». Это название «Огненный столп» заключает в себе множество смыслов; странствие, следование божьей воле, судьба, чудо, участие в создании «Небесного Иерусалима» (т.е. стремление к святости, преображению), кара для преступивших Божественный Закон и покровительство праведным (книга была написана в послереволюционные годы, когда было создано новое государство и начинались гонения на церковь), незыблемое основание, на котором нужно утвердится.

В композиционном отношении вступление - одно из самых ударных мест книги, и согласно замыслу автора, первым в этом сборнике стало стихотворение «Память». Оно было написано в 1919 году. Изначально поэт назвал его «Душа». Прочитав его, понимаешь, что название не случайно: обращаясь в глубины своего подсознания, поэт предполагает возможность своего существования в своем теле разных душ, которые сменяли одна другую (или различных ипостасей его души – не материальной ценности, во многом определяющей судьбу и весь жизненный путь поэта). Но при более внимательном прочтении читатель осознает, что душа у поэта одна, она проходит определенные этапы развития, соответствующие различным этапам творческого и жизненного пути автора. Поэтому еще более странной кажется смена Н.С.Гумилёвым названия стихотворения на «Память». Память, так же как и душа, является духовной ценностью. Но как они взаимосвязаны? Душа накапливает в памяти жизненные события и духовные переживания, а память бережет в своих кладовых всю эволюцию души поэта, и невозможно осознать, которая из этих ценностей для человека важнее. Если учесть название стихотворения, то можно понять, что поэт отдает предпочтение памяти. Благодаря приему олицетворения, память становится главной героиней стихотворения. Именно память ведет под уздцы «коня жизни» поэта, и рассказывает сагу о его прошлом.

Ты рассказываешь мне о тех, что раньше
В этом теле жили до меня.

Автор отрекается от своего прошлого. Сегодня его состояние – это единственная истина, только сейчас, в этот момент он настоящий. Три предыдущих этапа развития его души так далеки от его нового положения. По сути дела, это стихотворение – анализ всей прошлой жизни поэта. И автор, как и многие другие поэты, в своем стихотворении вспоминает о своем прошлом и не принимает наивности в юности и максимализма в молодости.

Его первый герой (начало духовного развития Гумилева) «некрасив и тонок, полюбивший только сумрак рощ». В этом «колдовском ребенке» сильны романтические мотивы, но его романтизм – мистический: эпитет «колдовской» подчеркивает необычность и таинственность образа. Сам ребенок вспоминается ему оторвавшимся от своих корней «опавшим листом», несмотря ни на что способным обратить слово в дело: «словом останавливавший дождь» (из воспоминаний матери Н. Гумилева, такой случай в действительности имел место) . Эта фантастическая способность роднит автора с колдунами и знахарями (людьми, умеющими общаться с природой и стихами). Заканчивая эту часть, Николай Степанович еще раз открещивается от себя - ребенка:

Память, память, ты не сыщешь знака,
Не уверишь мир, что то был я.

Именно такое начало творческого развития души поэта могло привести его ко второму этапу. Считая, что его исключительные способности должны быть вознаграждены по достоинству, второй Николенька - счел себя царем природы, жаждущим величия, славы, почестей и власти («Это он хотел стать богом и царем» - гипербола, высмеивающая тщеславие и эгоизм героя, а прием инверсии отделяет Гумилева – настоящего от Гумилева - прошлого), для которого жизнь – подруга, мир – коврик под ногами. Его уверенность рождается смелостью и отвагой. Ведь действительно зов экзотической свободы, ветер с юга увлекли за собой поэта, и он шагал по миру, покоряя страны и континенты. Именно этот герой объявил всему миру что он – поэт, видимо испугавшись, что его молчаливый дом останется незамеченным:

Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом.

Эпитет «молчаливый» подчеркивает задумчивость и поиск истины Гумилева - современника. Известность позволяет Гумилеву свободно путешествовать и не беспокоиться о собственном имени. Теперь он может быть тем, кем всегда хотел.

Третья «душа» - душа героя, путешественника, «стрелка», пускающего «стрелы» из «колчана» (сборник стихов, выпущенный в декабре 1915 года). Метафора «избранник свободы» подчеркивает его моральную силу, исключительность и способность быть свободным. Именно он способен вызывать восторг, преклонение, он - истинное воплощение силы, доблести и мужества настоящих героев. Гумилев не верит, что тот, кому «так звонко пели воды и завидовали облака», смог променять высшую ценность жизни – свободу на кровавые битвы войны. Но он – герой, а герой может не принять «священный долгожданный бой» с врагами. Ему не страшны «муки голода и жажды, сон тревожный, бесконечный путь», и за свое бесстрашие он удостоен награды. Пройдя долгим путем скитания по миру, поисков истинного я, поэт обрел душевную мощь и силу для погружения в самого себя. Ему открывается не только мудрость своей прошлой жизни, но и пророческие способности. Его упрямство направлено на создание «храма, восстающего во мгле». Он печется о славе отца - Бога как на небесах – и на земле. Эти строки звучат как молитва:

Я возревновал о славе Отчей
Как на небесах, и на земле.

В его сердце живет страстное желание борьбы за новую веру, «Новый Иерусалим на полях родной страны». Удивительно, что автор так называет власть большевиков. Это скорее апокалипсис – страшный суд, который однажды обрушится с небес. Мир исчезнет, а небо озарит «млечный путь» из ослепительных планет, вспыхнувших садом на небе. И хотя Гумилев отрекся от образа «колдовского ребенка», и от «Бога и Царя», фактически он не менее велик, чем прошлые его ипостаси (хотя и не признает этого). Его сегодняшнее величие выстрадано, оно прошло через муки всего жизненного пути. Млечный путь – сад планет – встречается и в другом стихотворении этого сборника. В «Заблудившемся трамвае» мысль Гумилева вырывается в вечность, в астральное пространство «зоологического сада планет», в инобытие.

В стихотворении «Память» лирический герой (новый Николай Гумилёв) будто взмывает до неба, откуда ему открывается истина: путник, скрывающий лицо – монах, инок, странник, и тут дар провидца позволяет поэту увидеть в страннике все прошлое, что вобрала в себя история человечества прошлое веры, что делает его сродни Иоану Богослову, предсказывающему в апокалипсисе конец света. Только он (Гумилев) видит иной финал: собственную смерть. Прочитав стихотворение, чувствуешь трагедию души, страх поэта потерять самого себя или потеряться во времени и быть стертым из памяти человечества, не оставить следа на земле. Поэтому как заклинание звучит мечта об умении сбрасывать кожу подобно змее, но змея останется змеей в любом обличье, а душа Гумилева тоскует от предчувствия скорой гибели. Но в стихотворении звучит тема возрождения души, надежда на воскрешение, которая передается через кольцевую композицию стихотворения. Сравнение человека со змеей, как в начале, так и в конце стихотворения позволяет понять, что, достигнув совершенства, человеку становится незачем жить и никто не спасет душу от смерти, т.к. вместе с физической смертью наступает и смерть души, которая дорога ему здесь и сейчас.

Поэма «Сын артиллериста» Симонова является одним из самых известных произведений этого знаменитого писателя и поэта. Она особенно ценна не только своими литературными достоинствами, но и тем, что основана на реальном событии, о котором автор узнал во время своих корреспондентских путешествий в годы Великой Отечественной войны. Сочинение стало популярным настолько, что многие читатели захотели узнать о судьбе прототипа главного героя, который сразу же получил известность, когда миллионы людей прочитали о его подвиге.

Краткая характеристика биографии

Маленькую поэму «Сын артиллериста» Симонова следует рассматривать в контексте творчества поэта, для которого военная тематика была ведущей. Он родился в 1915 году, какое-то время работал токарем. Однако очень рано у него обнаружился литературный талант, и будущий известный поэт закончил Литературный университет.

Еще в 1930-е годы он начал публиковать свои произведения. Поступил на военную службу, окончив курсы военных корреспондентов. В годы войны автор посещал разные фронты, делая заметки и публикуя статьи обо всем увиденном. Он сотрудничал с газетами «Известия», «Боевое знамя». В годы войны пишет свою знаменитую военную лирику, которая принесла ему всесоюзную славу.

После войны Симонов продолжил свою общественно-литературную деятельность. Автор был редактором журнала «Новый мир» и других периодических изданий. В 1969-1970-е годы публикует свои пьесы, известные произведения, среди них знаменитая трилогия «Живые и мертвые», а также статьи, стихотворения. Кроме того, он занимал видные политические посты. Скончался поэт в 1979 году.

История написания поэмы

Стихотворение «Сын артиллериста» Симонова было написано в 1941 году вот при каких обстоятельствах. Во время войны он работал и путешествовал по разным боевым местам, публикуя статьи о военных действиях. В конце первого года войны писатель отправился на северный фронт. И здесь он услышал от майора Рыклиса удивительную историю о том, как тот послал на страшную разведку в тыл к немцам сына своего боевого товарища, который едва не погиб под перекрестным огнем. Это был лейтенант Иван Алексеевич Лоскутов, служивший в артиллерийском полку. По заданию командира, он вместе с еще двумя радистами отправился на высоту давать координаты расположения немцев и тем самым корректировать точки ударов по врагу, которые наносили войска его командира. Когда их местоположение было обнаружено, немцы открыли огонь по укрытию. Лоскутов, рискуя своей жизнью и жизнями товарищей, дал координаты своего местонахождения, чтобы Рыклис имел возможность ударить по противнику. Вместе с друзьями он чудом выжил и раненый вернулся в ставку. Эти события произошли на что и нашло отражение в поэме.

Деление на части

Поэму «Сын артиллериста» Симонова можно условно разделить на пять частей. Первая посвящена описанию дружбы двух майоров, Деева и Петрова. Оба вместе воевали на гражданской войне с белыми, потом служили в артиллерийском полку. У Петрова был сын Ленька, который стал любимцем Деева, последний во время отлучек своего друга по сути замещал мальчику отца: он учил его езде верхом, проводил с ним время.

Вторая часть включает описание жизни друзей в разлуке: Петров воевал на южном фронте, где геройски погиб, а Деев сражался на севере, где с опозданием узнал о смерти своего друга.

В третьей части повествуется о том, как Ленька, теперь уже взрослый лейтенант Петров, пребывает на службу к майору, который отныне стал его командиром.

Четвертая, кульминационная часть рассказывает о подвиге молодого лейтенанта в горах, когда он в одиночку, как и его прототип, рискуя жизнью, давал координаты местоположения немцев и фактически вызывал огонь на себя. И короткие заключительные строфы описывают сцену встречи майора и Леньки, который чудом остался жив под страшным перекрестным огнем с обеих сторон.

Образы друзей

Особой популярностью пользовалось сочинение Симонова «Сын артиллериста». Стихотворение отличается краткостью и сжатостью повествования, но тем сильнее и выразительнее звучат мотивы фронтовой дружбы, храбрости и мужества простых бойцов в минуту опасности. Поэт был одним из первых, кто поднял тему русского человека на войне. Такими людьми и являются два героя сочинения, майоры Деев и Петров. Произведение «Сын артиллериста», анализ которого должен включать в первую очередь их характеристику, открывается описанием крепкой дружбы.

Автор в очень скупых, но ярких фразах рисует образы этих персонажей. Из небольших строф мы узнаем, что оба воевали, исправно несли воинскую службу, исполняли свой долг. Поэт намеренно избегал использования эффектных эпитетов, так как, видимо, хотел показать, что его герои - самые обычные и простые люди, типичные представители своего поколения. Поэтому созданные им образы стали так близки и понятны обыкновенным читателям, многие из которых сами воевали и могли узнать в этих персонажах себя.

Характеристика Леньки

Одним из видных военного времени был К. М. Симонов. «Сын артиллериста» (главные герои описаны как самые обычные бойцы, которые просто исполняют свой долг, чем и совершают настоящий подвиг) сразу обрел популярность среди читающей публики.

Ленька Петров описывается поэтом вначале поэтом как самый обычный мальчишка, озорной, веселый, который привязан к майору Дееву, как к своему второму отцу. Но полностью он раскрывается именно во взрослом возрасте, когда, будучи уже настоящим бойцом, пребывает в ставку майора под его командование. Описанию его подвига в основном и посвящен «Сын артиллериста». Стихотворение построено таким образом, что последовательно и постепенно показывает характер Леньки в решительную минуту, когда ему доверили ответственное задание во время разведки.

Композиция

Стихотворение «Сын артиллериста», краткое содержание которого также должно быть включено в анализ произведения, является целой историей, представляющей собой повествование о жизни нескольких людей. Его хронологические рамки, очевидно, включают несколько десятилетий. Вначале говорится о годах гражданской войны, которая длилась шесть-семь лет, потом автор кратко упоминает межвоенный период, когда друзья проводили время вместе, а майор Деев подружился с Ленькой.

Основная, кульминационная часть посвящена описанию подвига Леньки, который с риском для жизни передавал по радио информацию о расположении немцев. И, наконец, финальная, заключительная часть описывает развязку: главный герой с честью выполнил свой долг, однако за эти несколько часов совершенно поседел от переживаний и волнения.

Отношения между главными героями

Одним из виднейших поэтов военного времени был К. М. Симонов. «Сын артиллериста» - одно из самых лучших его произведений. Оно интересно не только трогательным изображением фронтовой дружбы и выразительным описанием боя, но и психологией героев. Автор мастерски передает чувства, эмоции и переживания майора Деева, пославшего на такое опасное задание юношу, которого воспитывал, как сына, и который, в свою очередь, считал его своим отцом.

О подвиге героя

Кульминацией эпизода является тот момент, когда Ленька называет для нанесения ударов координаты своего собственного местоположения. Здесь поэт в нескольких коротеньких фразах передает душевное состояние майора, который все-таки продолжал командовать наведением огня и распорядился наносить удары туда, где находился главный герой. Поэтому особенно трогательной получилась сцена, в которой майор в конце концов разыскивает своего воспитанника и находит его живым. Именно таким умением изображать чувства простых людей на войне и прославился Константин Симонов. «Сын артиллериста» - один из наиболее ярких произведений данной тематики.

Как быстро бежит время, и сколько событий происходит за такой короткий промежуток, как один только месяц!

Вот февраль – казалось бы, только вчера начался, а уже наступил март. Затаив дыхание, не только мы, но и если не весь мир, то уж вся Европа точно, ждала, когда закончится переговоры «нормандской четверки». Вздохнули с облегчением, а тут новое слово, как выстрел: «Дебальцево».

И снова выстояли. И снова приходят новые испытания.

Но все же надо хотя бы на несколько часов остановиться, попробовать осмыслить, что из произошедшего недавно тронуло твою душу особенно сильно, заставило учащенней биться сердце, и вспомнить то, что произошло вот так же быстро, но много лет назад – но не забылось, нет!

Для меня февраль связан, прежде всего, с именем . Потому что никто из писателей не сказал таких проникновенных, таких завораживающих слов именно о феврале, как Борис Леонидович. В наступившем году вспоминали поэта в связи с круглой датой – 10 февраля исполнилось 125 лет со дня его рождения. Как обычно водится, по поводу юбилейной даты появился целый ряд публикаций, передач по радио и телевидению, даже специальных лекций – об одной из них скажу особо. Но, как и прежде, о религиозном содержании его творчества последних лет, в особенности романа «Доктор Живаго», если и было сказано, то как-то мимоходом, невнятно, вскользь.

Именно православная тема является главенствующей и в романе «Доктор Живаго», и в его поэзии последних лет

А между тем именно христианская, именно православная тема является главенствующей и в его романе, и в поэзии его последних лет. Даже не «тема» – это не то слово. Вся его жизнь, страдание, взлет творчества – вот что составило поэзию и прозу в конце земной жизни поэта, который душу свою отдал Богу и людям.

Скажите, это не так? Да вот же, он сам написал в стихотворении «Нобелевская премия»:

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Обратим внимание на строки: «Я весь мир заставил плакать/ Над красой земли моей». И на последнюю строфу стиха.

Почему же наши высоколобые ученые-литературоведы с таким прямо-таки сладострастием пишут о гонениях, травле поэта и забывают сказать о его стоянии, мужестве , с какими он перенес выпавшие на его долю испытания? И еще о главном – что дало ему силы выстоять и, в конечном счете, победить?

В самом деле, ну что ему стоило сказать: ладно, если вы считаете меня предателем, вот даже «румяный комсомольский вождь» назвал меня «свиньей под дубом», так я покидаю свою страну.

И уехать. Хоть в Париж, хоть в Рим. А потом в Стокгольм, за Нобелевской премией, как сделал Солженицын. Получить свой миллион, купить виллу где-нибудь на Женевском озере, или на Лазурном берегу, как другой Нобелевский лауреат, Иван Бунин. И писать, и ностальгировать, и смотреть на лазурь воды, на свои малиновые штиблеты и белые штаны, о которых мечтал небезызвестный герой.

Нет, он остается в своем деревянном доме в Переделкино, где каждое дерево в его саду родное; и за оградой, где начинается поле, лежит оно, тоже родное, знакомое до каждой травинки; где за полем стоит уже не одно столетие дивный храм Спаса Преображения Господня, который и есть его судьба, его опора.

Он знает с детства европейские языки, он учился в Германии, в Марбурге. Там его настигла первая любовь, которая кончилась, как и подобает в судьбе поэта, драмой, опалившей его сердце и давшей миру первые его пронзительные стихи, с тем напором страсти, с той силой, какую вы вряд ли сыщете у других поэтов.

Так что и в Европе он чувствовал бы себя свободно – языки-то знал, и обычаи знал, и европейским нравам обучен.

Но все это чужое, а ему нужно свое, выстраданное, русское, сокровенное. То, что лежит в сердце России, в его православной вере.

Вера поэта и его сыновья, трепетная любовь к Родине навеки привязали его к родной земле

Вот что привязало его навеки к родной земле.

Вера поэта.

И его сыновья, трепетная любовь к Родине.

Конечно, в годы, когда страну сотрясают революции, когда царит хаос в стране и душах, вера спрятана глубоко, живет неосознанно, но мучает, пробивается и в том стихотворении, строка из которого поставлена в заглавие этих заметок:

… Писать о феврале навзрыд
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Пожалуйста: слякоть грохочущая, весна черная.

Вот что происходит и в стране, и в душе поэта.

Это написано в 1912 году, до Февральской революции. Но поэт родился в феврале, и ясно предчувствует, что произойдет именно в этом месяце.

Снег, февральская метель, вьюга будут преследовать его всю жизнь, до смерти.

Если ранний Пастернак сложен, поэтическая его речь перегружена ассонансами, аллитерациями, метафорами, прочими литературными красотами, то в конце пути он впадает, как сам же напишет, «в неслыханную простоту». И, прощаясь с миром, он скажет свое бессмертное, опять о феврале:

Мело, мело, по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе
Свеча горела.

Это строки из «Зимней ночи», вошедшей в «Стихотворения из романа».

В студенческие годы я был буквально захлестнут, как девятым валом, поэзией Бориса Леонидовича. И Маяковский, и Есенин этим валом отодвинулись, Пушкин и Лермонтов, Некрасов казались слишком школьными, а вот Борис Пастернак открылся во всей своей новизне, поэтической силе. Сложность его языка казалось самой современной. Я читал и перечитывал, учил наизусть лирику поэта. Особенно впечатляющим казался цикл стихов «Разрыв». Я и сейчас помню наизусть все эти стихи до единого.

И вдруг, в 1958 году, разворачивается жестокая драма, связанная с романом «Доктор Живаго». Для разъяснений к нам в общежитие приходит любимый педагог по русской литературе. И говорит что-то невнятное, совсем не так, как на лекциях, мнется, еле-еле заканчивает свою воспитательную беседу. Это было в Уральском университете, где я учился на факультете журналистики. В Свердловске, ныне Екатеринбурге.

Удрученные, понимая, что творится суд неправедный, мы разошлись по своим комнатам. Жгуче захотелось прочитать роман. Ведь его громили не читая, лишь по тем отрывкам, которые цитировали газеты.

Прочесть роман удалось лишь года через два, в самиздате, подпольно. И многое открылось уже тогда – больше всего по его «Стихам из романа». Они тоже пронзили меня.

В те годы мне попалась на глаза репродукция портрета Бориса Леонидовича – рисунок пером замечательного художника Юрия Анненкова. Я попросил сделать фотокопию, и потом она долго висела у меня на стене. У друзей висел на стенах портрет Хемингуэя, а у меня Бориса Пастернака.

Но истинный смысл романа открылся мне позже – вот об этом и пишу.

Вначале этих заметок я упомянул о лекции очень образованного, очень начитанного ученого, который прочел лекцию о Пастернаке. Лекция эта потом была размещена и в Интернете, получила широкую огласку. Лектор отыскал зашифрованные иносказательные смыслы в именах героев: Лара – это сама Россия; персонаж романа по фамилии Комаровский, злой гений, который преследует возлюбленных – это хвостатый и рогатый; сам Юрий Андреевич – «вы сами понимаете, кто», заключил лектор, явно намекая на фамилию героя – Живаго.

Но этот намек ученого лектора стоит понимать исключительно как его незнание того, что знает каждый православный воцерковленный человек. Ибо автор романа имел в виду всем хорошо известный Псалом 90, которой народ наш называет «Живые помощи », где в первых же строках говорится: «Живый в помощи Вышнего в крове Бога Небесного водворится». То есть «живущий в помощи» (в сердце своем несущий Бога) «в крове» (в мире Господнем) «водворится» (будет достоин этого мира).

Псалом 90 зашивали в ладанки и носили на себе, веря, что эта святая молитва обережет и спасет человека от любых напастей и бед

, «Живые помощи», или, как еще в народе говорили, «помочи », зашивали в ладанки и носили на себе, веря, что эта святая молитва обережет и спасет человека от любых напастей и бед.

Значит, автор романа, живший прямо напротив храма Христа Спасителя, в квартире отца, известного художника Леонида Пастернака, и с детства ходивший в церковь, знал «Живые помощи» как «Отче наш» и имел в виду совсем не то, на что намекал ученый лектор, а «живаго», то есть «живого», «живущего в помощи Вышнего».

Я потому подробно останавливаюсь на этом моменте, что он является одним из ключей романа, который, увы, сознательно (или по незнанию православной церковной жизни) пропускают или превратно толкуют ученые литературоведы.

Юрий Живаго не потому победитель , что он якобы поставлен автором на место самого Бога, а потому, что он живет в Его помощи

Юрий Андреевич Живаго, главный герой романа, не потому победитель , что он якобы поставлен автором на место самого Бога, а потому, что он живет в Его помощи, Бог дает ему силы написать те стихи, которые завершают роман, являются его неотъемлемой частью, эпилогом, объясняющем внутреннюю, духовную жизнь героя.

Напомню то место в романе, за которое как раз и казнили Бориса Леонидовича те, кто читал и не читал роман. Но именно начало этого эпизода и цитировали в 1958 году, когда травили поэта.

Оказавшись в плену у красных партизан, по приказу Юрий Живаго залегает в цепь. Он вынужден стрелять – идет бой. Живаго стреляет в обгоревшее дерево, которое растет среди поля, по которому наступают белые. Эти белые – юноши, почти мальчишки. Юрию Андреевичу хорошо знакомы их лица потому, что он сам был вот таким же, как они, нарочито храбро, в полный рост, идущие в атаку по открытому полю на врага. Им бы наступать перебежками, прячась в ямках и за бугорками, за этим обгоревшим деревом, но они идут, выпрямившись в полный рост.

И пули партизан выкашивают наступающих.

Рядом с доктором убит телефонист. Стреляя по дереву из ружья телефониста, в перекрестье прицела ружья Юрия Андреевича попадает юноша, которого доктору особенно жаль, которому он симпатизирует во время боя.

Доктору кажется, что он убил юношу.

Бой окончен, белые отступили. Доктор осматривает и телефониста, и юношу.

И у обоих на груди обнаруживает ладанки, в которые зашит Псалом 90.

У красного телефониста он полуистлевший – видимо, мать, сберегшая эту молитву, взяла ее от своей матери, зашила сыну в ладанку и повесила на грудь.

А у юноши белогвардейца?

Процитирую этот фрагмент из романа: «Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул её полы. На подкладке по каллиграфической прописи, старательно и любящею рукою, наверное, материнскою, было вышито: Сережа Ранцевич, – имя и фамилия убитого.

Сквозь пройму Сережиной рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и еще какой-то плоский золотой футлярчик или тавлинка с поврежденной, как бы гвоздем вдавленной крышкой. Футлярчик был полураскрыт. Из него вывалилась сложенная бумажка. Доктор развернул её и глазам своим не поверил. Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности».

Из письма Пастернака Хрущеву: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой»

Наш «знаток» сельского хозяйства, литературы и искусства Хрущев, в 1958 году, когда за роман «Доктор Живаго» Пастернаку присудили Нобелевскую премию, стучал кулаком по столу и казнил поэта как раз за эти страницы. Орал, что автор призывает не воевать с врагом, а стрелять мимо. Что он может покинуть страну, когда ему будет угодно. В ответ Пастернак в письме на имя Хрущева написал: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой».

В прессе цитировалось лишь начало главы, по которой невозможно было понять смысл описанного. Тем более, что кончается она тем, что Сережу Ранцевича доктор и его помощник переодевают в одежду убитого телефониста, привозят в лазарет как своего, выхаживают и дают ему возможность бежать. Прощаясь, Сережа говорит, что, когда он переберется к своим, он снова будет воевать с красными.

На этом глава кончается. Но нам нетрудно понять, что дальше произойдет с Сережей – конечно, он будет убит.

Потому что братоубийственная война не спасает ни красных, ни белых. Потому что и те, и другие забыли Бога.

Ведь ладанка с Псалмом 90, спасшая Сережу от гибели, ничего не сказала его душе – он ничего не понял из произошедшего.

Вот в чем нить, ведущая к пониманию идейно-художественного содержания романа.

Где уж партийному лидеру, который обещал показать по телевизору «последнего попа», было понять богословскую суть романа, его героя, который принимает страдания на себя, прощается с любимой, отправляя ее в чужую страну, а сам остается на Родине, которая больна, которую надо лечить.

Да и сегодня, как видим, суть Псалма 90-го и то, для чего он приведен в романе, далеко не все понимают.

А ведь эта суть и сейчас очень современна, актуальна.

Доктор Живаго в романе погибает. Но дух его убить нельзя, потому что он не расстался с Богом, остался в помощи Вышнего.

А за окном зима, метель. Читаем те страницы, где Юрий Андреевич молод, полон сил. Он проезжает по тому переулку, где та, которая будет его судьбой, за стеклом окна, в комнате, где свеча горит на столе, где будет «судьбы скрещенье».

И видит он трепещущий огонек пламени сквозь замерзшее окно, оттаявшее там, где горит свеча.

И шепчет рождающиеся строки будущего судьбоносного стиха:

«Свеча горела на столе, свеча горела».

И думает, что следующие строки придут сами собой, без всякого принуждения. Но они не приходят в пору его юности, а придут, когда он познает и любовь, и жизнь «у бездны на краю». И покинет он мир именно в этой комнате.

И сказать последнее «прости» придет сюда именно Лара, которая и озарила любовью его жизнь.

Да, горит и не сгорает Любовь – вот почему Борис Леонидович хотел назвать своей роман «Свеча горела».

Вот почему это стихотворение завораживает всякого, кто его читает. Даже не понимая смысла, просто повторяя: «Свеча горела на столе, свеча горела».

Удивительно, но наши высоколобые критики как раз и били Бориса Леонидовича больше всего именно за это стихотворение, называя его декадентским, упадочническим.

«Мело, мело по всей земле, во все пределы» – именно по всей земле, во все ее края – от предела к пределу.

Юрий Андреевич пешком добирается до Москвы от Урала. Видит разоренную гражданской войной Россию. Замерзшие трупы в остановившихся поездах. Видит сожженные, пустые селения и деревни. Видит весь ужас, который принесла братоубийственная война.

Разве не это происходит сейчас на юго-востоке Украины?

Но вот герой романа в Москве. Кто теперь там хозяин? Дворник Маркел, который дает сыну бывшего хозяина маленькую комнатушку.

Но Живаго все принимает с удивительным спокойствием. Его опять спасает женщина – младшая дочь Маркела. Она как-то пытается наладить убогий быт доктора. Он и от нее уходит, чтобы систематизировать свои записи, стихи, понимая, что недалек смертный час. Его брат, которого он случайно встречает на улице Москвы, селит его в отдельную комнату – ту самую, в Камергерском, где свеча горела на столе. И здесь Живаго чувствует себя спокойно, нет в его душе сумятицы.

Как тут не вспомнить умирающего Пушкина, который сказал: «Хочу умереть как христианин».

Юрий Живаго не причащается перед смертью, не исповедуется. Время другое, и герой другой. Как и сам Пастернак.

Но духовно он сродни Пушкину.

Вот что тому подтверждение.

Приведу наставление святого Силуана Афонского, которое многое объяснит:

Преподобный Силуан Афонский: «Господь любит людей, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою и смирились и за смирение свое приняли Святого Духа»

«Господь любит людей, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою и смирились и за смирение свое приняли Святого Духа, а с Духом Святым – все хорошо».

Именно так и произошло и с Юрием Живаго, и с самим Борисом Леонидовичем. Только Живаго умирает от людской давки, едва выбравшись из трамвая на улицу, а сам поэт умирает в своем переделкинском доме.

Второе веское доказательство – «Стихи из романа», венчающие и главное произведение его жизни, и саму жизнь поэта.

Обратим внимание, что Переделкино, с которым связана судьба поэта, происходит от слова «передел».

Под соснами, на могиле поэта – надгробье. На стеле – такой знакомый и узнаваемый профиль. Но нет креста. Это постарались наши знатоки литературы и искусства, которым все известно, в том числе и про частную жизнь Бориса Леонидовича.

«Он в церковь не ходил!» – восклицают они.

Весь дух романа «Доктор Живаго» говорит о том, что это пишет человек, укоренившийся в России как ее сын, как православный, который не бросил Родину, даже когда его обливали грязью

​ Может быть. Но стихи, в особенности его стихи из романа, «Гефсиманский сад», «Рождественская звезда», «На Страстной», весь цикл Новозаветный, так его можно назвать, весь дух романа «Доктор Живаго» ясно говорят о том, что это пишет человек, укоренившийся в России как ее сын, как православный, который не бросил Родину, даже когда его обливали грязью и втаптывали в нее.

«Стихи из романа» открываются . Оно стало широко известно благодаря Владимиру Высоцкому, который в спектакле Юрия Любимова играл главного героя и начинал представление в Театре на Таганке, выходя на сцену с гитарой и исполняя эти стихи под музыку, им же сочиненную.

Смело, новаторски, талантливо.

Я видел этот спектакль. Вспоминал Высоцкого, вспоминал стихотворение. И строки последней строфы неожиданно приоткрылись для меня новым смыслом:

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.

Стихотворение написано в 1946 году, но смысл его прямо соотносится с переживаниями перед гибелью поэта.

Да, «все тонет в фарисействе» точно сказано о том, в каком ужасном море лжи и негодяйства оказался не только Гамлет, но и сам поэт. Но почему далее идет такая примелькавшаяся, забубенная пословица, которой заканчивается стихотворение? Разве не мог он придумать какую-нибудь яркую поэтическую строку?

Потому что из окна переделкинской дачи видно было поле, которое надо было перейти, чтобы придти к храму Спаса Преображения Господня.

И еще вспомним то поле из романа, по которому шли рассыпанной цепью юноши-белогвардейцы. И Сережу Ранцевича вспомним. И доктора Живаго, который и у красного, и у белого находит в ладанках Псалом 90.

Да, именно надо, просто необходимо перейти поле жизни, чтобы придти к Тому, Кто тебя спасет и даст жизнь вечную.

И если раньше из окна своей дачи Борис Леонидович смотрел и видел через поле древний храм Спаса Преображения Господня, то сегодня, через годы, мне представилось, что он смотрит на новый дивный Храм, олицетворяющий современную Россию.

И я вижу, как поэт осеняет себя крестом и входит под своды Храма, в котором живет Любовь, живет и «образ мира, в слове явленный, и творчество, и чудотворство», как сказано в его гениальном стихотворении «Август» о преображении души, жившей в «помощи Вышнего».

Сколько я себя помню, отец всегда был для меня примером. Даже на тех, кто растет без отца, его влияние велико - в том смысле, что легко заметить, когда мужчину мать воспитала в одиночку. Поэтому смерть отца - огромное горе и большая боль для любого мужчины. Это великая скорбь. Для многих это потеря потерь. Эта скорбь отличается от любой другой, и понять ее может лишь мужчина, потерявший отца. От этого события сложно оправиться. Оно содержит в себе сразу несколько тяжелых аспектов.

Уязвимость

Когда умирает отец, мы часто теряем даже больше, чем дорогого человека. Мы искренне не можем осознать, почему мир не остановился после этого трагического события. Сыновья очень тяжело переживают смерть отца, а когда мир не разделяет этой скорби, это заставляет их чувствовать себя одинокими, отрезанными от мира, который их не понимает. Многие мужчины чувствуют себя сиротой, даже несмотря на то, что их мать жива, потому что они ощущают вселенское одиночество. Это чувство уязвимости связано с тем, что для многих из нас отец является символом стабильности и устроенности миропорядка. Мы всегда знаем, что можем рассчитывать на отца в любой ситуации: он поможет, он даст совет, даже когда весь мир отвернется от нас. Когда отца больше нет, сын не знает, к кому обратиться за помощью; он чувствует себя напуганным и уязвимым. Это актуально даже для мужчин, у которых были плохие отношения с отцом. Да, отец мог не быть защитником и добытчиком, но мы всё равно чувствуем одиночество: где-то в подсознании мы верили, что отец всё еще может исправить дело.

Осознание смертности

Наша культура предпочитает игнорировать факт человеческой смертности, всячески избегать этой темы. Однако когда мужчина теряет своего отца, он больше не может игнорировать факт конечности человеческой жизни; он ясно понимает: все мы однажды умрем. Это осознание может коснуться нас в любой момент, когда мы столкнемся со смертью, и особенно мощно оно проявляется со смертью отца. Всё потому, что многие мужчины видят отца как часть себя самого; часть их самих умирает вместе с отцом. Сын знает, что он никогда (по крайней мере при жизни уж точно) не увидит своего отца, и когда он сам умрет, это просто будет конец. Многие могут возразить, мол, смерть - это объективный факт, почему потеря конкретного человека делает его таким пугающим? Проблема в иллюзии контроля. Мы, мужчины, привыкли думать, что мы управляем собственной судьбой, что мы тут главные. Во многих случаях так оно и есть, однако смерть - совершенно особое дело: тут уж мы не в силах распоряжаться. Мы утрачиваем эту иллюзию контроля, ей просто не остается места в нашей жизни: как бы хорошо мы ни умели владеть собой и решать проблемы, мы не можем воскресить отца из мертвых. Поэтому сын скорбит не только об отце, но и о понимании собственного бессилия, которое он приобрел.

Больше некому нас слушать

Мы привыкли, что отец всегда был рядом. Он видел все наши достижения, он помогал, он подбадривал, он давал советы. Сын многое делает ради отеческого одобрения, а отец - один из немногих людей, ради чьего одобрения стоит напрягаться. Мы можем с гордостью приносить домой отличные оценки и показывать дневник отцу, эта динамика прослеживается и во взрослом возрасте: мы хвалимся своими достижениями в университете, на работе, в семье. Когда отец умирает, больше некому об этом рассказывать. Некому нас слушать. Для сыновей, которые сами уже являются родителями, это грустно еще и потому, что они не могут рассказать об успехах своих детей гордому деду, они не могут спросить совета о воспитании детей. Нам не хватает отца в любой момент, когда мы нуждаемся в совете или человеческом участии. Для мужчины, который никогда не был особо близок с отцом, эта потеря ощущалась намного раньше, задолго до смерти отца: он напрасно старался заслужить его одобрение. А теперь, с его смертью, эта потеря удвоилась: сын осознает, что он никогда не сможет показать отцу, на что он способен.

Взять на себя новую роль

Для многих мужчин наследство означает в первую очередь не имущество, а ответственность. Вне зависимости от возраста, после смерти отца мужчины чувствуют, что внезапно и сильно повзрослели. Смерть отца оставляет в семье вакуум, и сыновья ощущают, что теперь им нужно выполнять отцовскую роль, замещать его. Это особенно актуально, если отец был главой и защитником семьи. Сыновья чувствуют на себе давление, они боятся не справиться с этой задачей. Если мама еще жива, сын сфокусируется на заботе о ней. И благодаря этому он будет расти, а семья сплотится, родственники станут ближе друг к другу, чтобы как-то наладить жизнь в новых условиях. Однако не всегда всё происходит именно так. Может произойти и обратное: другие члены семьи будут сопротивляться желанию сына взять на себя роль главы семьи; братья и сестры могут даже бороться за эту роль. В худшем случае смерть отца может привести к полному распаду семьи: он держал их вместе, а теперь больше некому это делать. Для мужчин, в жизни которых отец не играл важной роли, одна мысль о том, чтобы занять его место, кажется пугающей. Они не хотят выполнять его обязанности; даже напротив: они желают переменить порядок вещей, чтобы не быть в будущем как отец.

Длинная тень

Когда мальчик растет, он учится у отца разным навыкам и жизненным урокам. Он быстро понимает, что лучше делать всё, как отец, потому что он больше знает, у него больше опыта, а ослушание, как правило, оборачивается хуже для тебя самого. Сыновья жаждут одобрения отцов и живут ради похвалы. Это желание отцовского одобрения и страдание от неодобрения выливаются и во взрослую жизнь и длятся даже после отцовской смерти. Сыновья часто ощущают присутствие отца, когда делают то, чему отец учил их; посещают места, в которых раньше бывали вместе с отцом; пользуются их вещами. Для многих мужчин такие воспоминания означают связь с отцом даже после его смерти. Однако сыновьям может быть сложно делать что-то иначе, чем отец: они словно ощущают его неодобрение. Они часто задают себе вопрос: «Отец бы гордился мной?» Длинная тень отца влияет на нашу жизнь даже после его кончины.

Отцовское наследие

Когда мужчина скорбит по своему отцу, он непременно проходит через фазу принятия отцовского наследия. Мы часто смотрим на жизнь отца и деда, чтобы оценить, как их взгляды и ценности отразились на нас. Некоторые сыновья оглядываются на характер и ценности отца с восхищением и желанием следовать им в собственной жизни. Другие оглядываются и видят вину, промахи, неудачи - всё то, чего сами хотели бы избежать. Как правило, мы ищем какие-то хорошие качества, которые могли бы воплотить и в собственной жизни. Для сына, который сам уже стал отцом, анализ отцовского наследия особенно важен: он ощущает себя средним звеном, с помощью которого прошлое скрепляется с будущим - однажды он передаст это наследие собственным детям. Для многих мужчин смерть отца служит толчком к укреплению отношений с собственными детьми, в них укрепляется желание быть предметом гордости своих детей.

Это не то чтобы практическое руководство к действию, как вести себя в случае смерти отца. Тут нет никаких инструкций. Этот пост нацелен на то, чтобы показать все аспекты и стадии принятия этого горя; показать, как сложно справиться с ним. Залечить раны может только время. Ясно одно: после смерти отца приходит желание прожить жизнь так, чтобы люди могли назвать тебя достойным сыном твоего отца; чтобы ты сам с гордостью мог заявить об этом. В принятии этого горя важно две вещи. Во-первых, нужно бороться. Это может показаться странным, но пережить горе можно только в борьбе с ним. Оно укрепит тебя. Во-вторых, нужно говорить об этом. В горе нужна поддержка. Крепись и будь сильным, бро.

Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Н. Некрасов

Николая Алексеевича Некрасова называют певцом женской доли. Многие его произведения посвящены этой теме. Лучшим среди них, на мой взгляд, является поэма “Русские женщины”.

Высок и свят их подвиг незабвенный!
Как ангелы-хранители они
Являлися опорой неизменной
Изгнанникам в страдальческие дни.

Поэт восхищается подвигом жен декабристов, последовавших добровольно вслед за мужьями. Их было сто двадцать три, но Некрасов описал лишь двух первых, которым было едва ли не труднее всех: они “другим дороги проложили” - это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.
Поэма композиционно делится на две части. В первой поэт рассказывает о тяжелом пути княгини Трубецкой в Сибирь и ее героическом противостоянии иркутскому губернатору. Поэма начинается описанием поездки Трубецкой в Сибирь. В набегающих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне рисуется ей прошлое: блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой; замужество, поездка за границу в Италию... Сон прерывается суровой страшной правдой - печальным кандальным звоном партии ссыльных. Суров контраст между воспоминаниями прошлого, полного неги и беззаботности, и суровой, нищей, “забытой Богом стороны”.

Исчезли радужные сны.
Пред нею ряд картин
Забытой Богом стороны:
Суровый господин
И жалкий труженик-мужик
С понурой головой...

Некрасов тонко и глубоко показывает, как эта картина страшного “царства нищих и рабов” помогает Трубецкой, исполненной “наивного ужаса”, понять, что та роскошная, праздная жизнь, которую она вела раньше, находится в полном отрыве от жизни ограбленного народа,- понять справедливость и благородную цель того дела, во имя которого боролись декабристы. Поэт наделяет своих героинь не только чертами мужества и благородной самоотверженности, но и показывает их горячее сочувствие народу. Все виденное и пережитое героиней подготавливает ее к встрече с иркутским губернатором. Трубецкая отвергает увещевания губернатора, пытающегося отговорить ее от поездки на каторгу:

У вас седая голова,
А вы еще дитя!
Вам наши кажутся права
Правами - не шутя.
Нет! ими я не дорожу,
Возьмите их скорей!
Где отреченье? Подпишу!
И живо - лошадей!..

На лживое обвинение в адрес мужа княгиня отвечает горячей отповедью, полной пафоса патриотизма и гражданской зрелости:

Не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба -
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины иной,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к Родине любовь -
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!..

Это волнующая драматическая сцена, в которой раскрывается героический характер русской женщины. Воспоминания, о Николае I вызывают у Трубецкой ненависть и презрение:

Будь проклят мрачный дом,
Где первую кадриль:
Я танцевала... Та рука
Досель мне руку жжет...

Некрасов показывает княгиню не высокодобродетельной и кроткой сердцем женщиной, а резко протестующей против существующих в высшем обществе лжи и лицемерия. Мужество, героизм и стойкость этой хрупкой женщины сломили старого вояку-губернатора, он восклицает:

Я вас в три дни туда домчу...

Закончив работу над первой частью поэмы, Некрасов приступил ко второй - “Княгиня Волконская”, пользуясь фактами из записок княгини. Поэт создает одновременно пленительный и героический, самоотверженный и благородный образ русской женщины. В начале поэмы он показывает Волконскую юной и прекрасной девушкой - “царицею бала”, увлекшей молодежь “голубым огнем” своих глаз. Он рассказывает о ее браке с Сергеем Волконским, которого она почти не знала, провела лишь первые недели совместной жизни. Сергей не решился посвятить свою юную жену в заговор, она стала догадываться о нем лишь в последний момент, когда при ней муж жег компрометирующие документы. Перенесенное несчастье показало внутреннюю силу характера Волконской. Узнав о трагической судьбе мужа, она не растерялась:

Пусть беда велика,
Не все потеряла я в мире.
Сибирь так ужасна, Сибирь далека.
Но люди живут и в Сибири?..

Встреча в каземате крепости с мужем окончательно укрепила ее и придала новые силы. Однако Некрасов показывает, что не одна любовь к мужу заставила принять Волконскую свое решение: муж стал для нее героем-патриотом, борцом за честь и свободу Отечества.

Я тихо шепнула: “Я все поняла.
Люблю тебя больше, чем прежде...”
“Что делать? И в каторге буду я жить
(Покуда мне жизнь не наскучит)”
“Ты жив, ты здоров, так о чем же тужить?
(Ведь каторга нас не разлучит?)
“Так вот ты какая!” - Сергей говорил...

Даже муж удивлен самоотверженностью молодой женщины. Выдержав нелегкую борьбу с семьей, Волконская пишет царю о своем решении последовать за мужем. В “элегантном” и лицемерном ответе Николая она прочла тяжесть своей будущей жизни, отсутствие надежды на возвращение. Несмотря на это, Волконская решается ехать. С большой душевной болью оставляет она сына, прощается с родными:

Не знаю, как мне удалось устоять.
Чего натерпелась я... Боже!..
Была из-под Киева вызвана мать,
И братья приехали тоже;
Отец “образумить” меня приказал.
Они убеждали, просили,
Но волю мою сам Господь подкреплял,
Их речи ее не сломили.

“Смелое терпение” проявляет Мария Волконская на всем протяжении своего трудного пути. Перед ней в дороге проходят жестокие и безобразные картины угнетения и нищеты народа. Она слышит и “горькие стоны” матерей и жен, провожающих рекрутов на бессрочную солдатскую службу, ругань на станциях, видит, как, “подняв кулаки над спиной ямщика, неистово мчится фельдъегерь” и как помещик со своей свитой травит зайца на крестьянских полях. Эти дорожные впечатления наполняют Волконскую еще большим негодованием против деспотической власти. Это уже не прежняя мечтательно-веселая, избалованная успехом светская девушка, а закаленная испытаниями, умудренная горестными событиями женщина-патриотка. При свидании с мужем она целует его цепи в знак признательности и благословляя этим подвиг и самоотверженность участников восстания.

Он много страдал, и умел он страдать!..
Невольно пред ним я склонила
Колени - и, прежде чем мужа обнять.
Оковы к губам приложила!..

Доходчиво, без затей, с пафосом и гордостью за Родину, имеющую таких сыновей и дочерей, повествует Некрасов об этом. Каждый, впервые обратившийся к поэме, испытывает те же чувства гордого восхищения, что и автор, создавший это произведение. Замечательное время, замечательные люди! Нам есть чем гордиться в своей истории, есть с кого брать пример высокой гражданственности.

Похожие публикации