Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Дом Алябьева. Ставропольский край. Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова. Дом Алябьева Таинственный А. А

А лександр Алябьев с детства увлекался музыкой, брал уроки фортепиано и изучал композицию. Он писал романсы на стихи известных поэтов и вокальные миниатюры, произведения для оркестра и оперы для столичных театров. Алябьев пережил сибирскую ссылку, однако и там не оставлял свои занятия музыкой.

Офицер-композитор

Алябьев родился 15 августа 1787 года в Тобольске в семье гражданского губернатора. Дом Алябьевых был музыкальным, здесь играли и родители, и гости - ссыльные, которым покровительствовал отец будущего композитора. В 1796 году семья переехала в Петербург , где отец получил должность в Берг-коллегии - Горном ведомстве, а Александр Алябьев брал уроки музыки у Иоганна Генриха Миллера. Спустя несколько лет он переехал в Москву , где поступил в пансион при Московском университете и стал изучать основы композиции.

После номинальной службы, на которую он как «недоросль из дворян» был зачислен еще в 14 лет, Александр Алябьев приступил к службе действительной. Работу в московской Берг-конторе он совмещал с музыкальными занятиями. В 1810 году были изданы первые сочинения Алябьева - романс и вальсы.

Когда началась Отечественная война, Александра Алябьева зачислили в казачий полк и отправили на Украину. Он познакомился с Денисом Давыдовым и поступил в его партизанский отряд, а после был направлен в Иркутский гусарский полк, который стоял тогда в белорусском Кобрине. Там он подружился с Александром Грибоедовым и Николаем Толстым - отцом Льва Толстого .

На военной службе Александр Алябьев получил два ордена Святой Анны третьей степени, орден святого Владимира четвертой степени, медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Родные отмечали, что он - «преисправный и храбрый офицер» . Служба продолжилась и после победы над Наполеоном. В свободное время Алябьев сочинил струнный квартет, фортепианное трио и квинтет, множество романсов, среди которых - элегия на стихи Пушкина «Погасло дневное светило».

12 февраля 1822 года в Большом театре Петербурга прошла премьера водевиля Николая Хмельницкого с музыкой Алябьева, Людвига Вильгельма Маурера и Алексея Верстовского «Новая шалость, или Театральное сражение». Алябьев дебютировал как театральный композитор.

В январе 1823 года в театре на Моховой поставили оперу-водевиль «Деревенский философ», а в июне - с разницей в неделю - в Петербурге и Москве прошла премьера оперы Алябьева «Лунная ночь, или Домовые», которая имела большой успех. Владимир Одоевский позже писал: «Оперы Алябьева ничем не хуже французских комических опер» .

Музыкальный успех и сибирская ссылка

Композитора тем временем стала все больше тяготить военная служба. Он подал прошение об отставке, и в конце 1823 года вышел приказ о его увольнении. Алябьев обосновался в Москве. Он участвовал в музыкальных вечерах, которые проходили в доме Марии Ивановны Римской-Корсаковой. Позже ее младшая дочь Екатерина стала супругой композитора.

В 1825 году музыка Алябьева прозвучала в московском Большом театре. Для открытия нового здания театра Михаил Дмитриев написал поэтический пролог «Торжество муз». Музыку к нему создали Фридрих (Федор) Шольц, Алексей Верстовский и Александр Алябьев.

Однако в жизни Алябьева были не только музыкальные вечера и театральные премьеры, но и азартные игры.

В феврале 1825 года композитора арестовали: в его доме играли в карты, случилась ссора. Один из участников конфликта через три дня умер от апоплексического удара. А один из свидетелей рассказал в полиции, что погибшего ударил Александр Алябьев. Других доказательств и подобных показаний не было, однако композитор оказался в тюремной камере. Даже там он продолжал писать музыку, которая звучала на театральных сценах.

Пока тянулся судебный процесс, Алябьев сочинил несколько опер-водевилей, романс «Соловей», вокальную миниатюру на стихи Антона Дельвига.

1 декабря 1827 года Государственный совет вынес обвинительный приговор: Александра Алябьева лишили дворянского звания, наград и сослали в Сибирь.

Таинственный А. А.

В феврале он прибыл в Тобольск и поступил под надзор губернатора Западной Сибири Ивана Вельяминова. Вельяминов позволил композитору заниматься музыкой. В тот же год в Тобольск из Омска перевели оркестр «казачьей музыки». Алябьев взял его под свою опеку. Они много репетировали, и коллектив стал полноценным симфоническим оркестром, который играл на балах и давал концерты.

Благодаря хлопотам Вельяминова и родных в 1832 году Алябьеву удалось выехать на Кавказ - лечить глаза. Конечно, там он тоже находился под «строгим наблюдением». Алябьев увлекся кавказским фольклором. Композитор сочинил романсы, вдохновленные кабардинскими, черкесскими, грузинскими мелодиями. Они вошли в сборник «Кавказский певец». Тогда же Алябьев начал работать над музыкой к кавказской повести Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек». Позже это произведение стало основой для одноименной оперы.

В 1833 году композитору позволили поселиться в Оренбурге , где он попал под крыло генерал-губернатора Василия Перовского - участника Отечественной войны, ценителя искусств. Рискуя собственной карьерой, Перовский добивался для ссыльного разрешения жить в Московской губернии, в имении родных.

Александр Алябьев по-прежнему много сочинял. В 1838 году он написал музыку к пушкинской «Русалке» - эта работа была навеяна впечатлениями от гибели поэта. Спектакль представили на сцене московского Большого театра. Вместо имени композитора на афише спектакля были указаны только инициалы - «А. А.».

В 1843 году после бесчисленных прошений Алябьеву наконец разрешили жить в Москве. Дворянское звание ему не вернули.

В Москве композитор стал постоянным участником «четвергов» в доме Александра Вельтмана - лингвиста, поэта, археолога. На этих вечерах собирались известные писатели, музыканты и ученые. Много времени Алябьев уделил хоровому творчеству: он написал и подготовил к изданию «Собрание разных русских песен» для хора. В него вошли миниатюры, на стихи Александра Пушкина, Антона Дельвига, Василия Жуковского , Николая Карамзина и других поэтов. Однако сборник был издан только в 1952 году.

Александра Алябьева не стало в 1851 году. Его похоронили в родовой усыпальнице в Симоновом монастыре. Однако в годы советской власти монастырь был разрушен - и вместе с ним уничтожены могилы композитора и его родственников.

Родился в семье тобольского вице-губернатора Александра Васильевича Алябьева. Получил хорошее домашнее образование.

В 1796 году семья переехала в Санкт-Петербург.

В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии в Санкт-Петербурге.

В 1804 году семья Алябьевых переехала в Москву, где в Московском пансионе Александр завершил образование.

В 1803 году он был зачислен шихтмейстером 14 класса в Москве.

В 1812 году поступил добровольцем на военную службу и во время Отечественной войны 1812 года служил в 3-м Украинском казачьем полке.

В 1813 – 1814 годах воевал под Лейпцигом и в боях на Рейне, участвовал во взятии Дрездена под командованием Дениса Давыдова, где был ранен, взятии русской армией Парижа. Александр Алябьев был награжден двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й степени и медалью в память войны 1812 г. После Отечественной войны 1812 года продолжил службу в Санкт-Петербурге в чине ротмистра.

В 1815 году он сочинил гусарскую песню «Один еще денек».

В 1822 году Александр Алябьев совместно с композитором А.Н.Верстовским написал музыку к опере-водевилю «Новая шалость, или Театральное сражение», оперу «Лунная ночь, или Домовые», поставленные в Большом театре в Санкт-Петербурге.

В 1823 году Александр Алябьев вышел в отставку в чине подполковника с полным пансионом и проживал в Москве и Санкт-Петербурге. В это время он написал оперу-водевиль «Деревенский философ», поставленную в Театре на Моховой в Москве.

В 1824 году им были написаны оперы-водевили «Хлопотун, или Дело мастера боится» и «Проситель» совместно с А.Н. Верстовским, поставленные в театрах Москвы.

В 1825 году написал хоры к прологу «Торжество муз» и оперы-водевили «Встреча дилижансов», «Забавы калифа, или Шутки на одни сутки» совместно с А.Н. Верстовским, которые были поставлены в Большом театре в Москве.

В этот год разразилась катастрофа: Алябьев был обвинен в убийстве, которого не совершал. Во время азартной партии в карты в своем доме Алябьев обнаружил, что помещик Времев шулерствует. За что тот был жестоко избит и через три дня умер. Хозяин дома был арестован и помещен в крепость в одиночную камеру на три года, где от безделья стал писать музыку.

Композитор А.Н.Верстовский сказал о нем: «Русскому таланту и тюрьма – на пользу! Алябьев отозвался с усмешкой: Передайте ему, что рядом со мной полно пустых камер».

В 1826 году в заключении Александр Алябьев написал самый известный свой романс «Соловей» на слова поэта А.А. Дельвига.

В 1827 году он написал балет «Волшебный барабан, или следствие Волшебной флейты»

1 декабря 1827 года Александр Алябьев был лишен чинов, орденов, дворянства и сослан в Тобольск по Высочайшему повелению.

Что вас изволило так развеселить, сударь? - с недоумением поинтересовался чиновник. - В Сибири-то вас научат серьезности!

Это вряд ли, - отозвался Александр Алябьев. - В Тобольске я провел лучшие годы моей жизни - детство и юность. Ведь мой батюшка был губернатором Тобольска».

В Тобольске Александр Алябьев организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. Во время этой ссылки он написал самые известные свои романсы «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Два ворона».

В 1832 -1833 годах Александр Алябьев получил разрешение выехать на Кавказ для лечения, где записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни и составил совместно с украинским историком-фольклористом М.А. Максимовичем сборник «Голоса украинских песен», изданный в 1834 году.

В 1835 году Александру Алябьеву дозволяется жить в Московской губернии у родных с запрещением въезда в обе столицы.

В этот период он написал музыку к драмам «Отступник, или Осада Коринфа» (1837), «Русалка» А.С. Пушкина, Винзорские проказницы» У. Шекспира (1838).

В 1840 году Александр Алябьев женился на Е.А. Римской-Корсаковой.

В 1843 году он получил императорское разрешение проживать под надзором полиции в Москве «с тем, чтобы не показываться в публике».

Александр Алябьев скончался 22 февраля 1851 года и был похоронен в Симоновом монастыре в родовой усыпальнице Алябьевых.

Краткая информация

Музей – дом А.А Алябьева расположен в заповедном Лермонтовском квартале города Пятигорска, где в 1832 году проживал русский композитор, пианист и дирижер Александр Александрович Алябьев.

В XIX веке Алябьев пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 7 опер, и множество других произведений. Но наиболее известными и любимыми, до сих пор являются романс "Соловей" и "Вечерний звон". Помните фильм Шахназарова Курьер? Судьба Алябьева была яркой и трагичной. Он был участником Отечественной войне 1812 года и заграничных походов русской армии. Участвовал во взятии Дрездена организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым.

Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятие Парижа. Вернувшись из побежденной Франции в Петербург, он начал серьезно заниматься музыкой и уже в начале 1820-х годов успешно дебютировал в столицах как автор романсов и музыки к театральным спектаклям. Но в 1825 году в судьбе Алябьева произошел трагический перелом.

Во время карточной игры вспыхнула ссора, в ходе которой одному из игроков было нанесено несколько пощечин. Покинув дом, где проходила игра, а потом и город, этот господин на третий день неожиданно скончался. Алябьев был арестован по подозрению в убийстве и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорен к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания.

В 1826 году, находясь в заключении в крепости Алябьев пишет свое наиболее известное произведение романс Соловей.

Через несколько лет резкое ухудшение здоровья вынудило композитора обратиться к властям, с просьбой о разрешении отправиться на Кавказские воды.

И в 1832 году он прибывает в Пятигорск, где и проживает в Доме умершей майорши Карабутовой. В последствии Алябьев жил в 1833-34 годах в Оренбурге, затем в Московской губернии. Лишь в 1843 Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям.

В 1997 году дом, в котором проживал музыкант в Пятигорске, был реставрирован и в нем открылся музей. Это единственный в России мемориальный музей композитора. Его экспозиция посвящена теме Кавказа в жизни и творчестве Алябьева, а также теме "Лермонтов в музыке". Экспонируются подлинные нотные издания Лермонтовского времени, редкие литографии с видами Москвы, картина Лермонтова "Атака лейб-гусаров под Варшавой".

В музыкальном салоне и выставочном зале проходят музыкальные вечера старинного русского романса, звучат инструментальные сочинения А. Алябьева. Стали традиционными программы "Летние вечера с квартетом "Гран" (известный на Кавказских Минеральных Водах коллектив заслуженных артистов России), в концертах исполняются произведения русской и мировой музыкальной классики и поэзии.

Время работы: с 10:00 до 17:00 выходные дни – понедельник, вторник

Нотная коллекция музея составляет свыше 1500 предметов основного фонда.

«Бывший подполковник Алябьев, лишённый чинов и дворянства и сосланный на жительство в Тобольск, прибыл для пользования глазной болезни на Минеральные воды, а 19 августа сего года выбыл из Пятигорска на Кислые воды. Квартировал в Пятигорске в доме умершей майорши Карабутовой». Так записано в документах Пятигорской городской управы о пребывании здесь автора знаменитого романса «Соловей». Алябьев был осуждён по ложному обвинению в убийстве - так власти рассчитались с ним за дружбу с декабристами. Лечение ему не помогло, зато результатом поездки стали новые произведения, вдохновлённые Кавказом.

Более верно второе название этого здания, входящего в мемориальный лермонтовский квартал, - «Дом Котырева - Карабутовой». В 1822-1923 годах его построил комендант Моздокской крепости подполковник А.Котырев, однополчанин генерала Д.О. Бебутова и знакомый А.С. Грибоедова. Часть комнат предполагалось сдавать внаём: популярность целебных «вод» росла не по дням, а по часам, и сюда ехало все больше народу. Архитектор точно неизвестен: возможно, это был тогдашний кавказский губернский архитектор С.Д. Мясников; возможно также, что за основу был взят один из «Образцовых проектов» Российского строительного комитета для жилой застройки. В любом случае это была одна из самых больших и добротных усадеб курорта «Горячие воды», который ещё не имел ни статуса города, ни названия Пятигорск. Но пожить там Котыреву почти не пришлось - в августе 1823 года он умер. Дом перешёл его жене, которая вскоре вышла замуж за майора А.Карабутова. После того, как умерла и она, началась тяжба между наследниками Котырева и семьей Карабутова - как раз, видимо, при Алябьеве. В результате победили последние, но все владельцы исправно сдавали часть дома внаём. Первым знаменитым жильцом этого дома стал летом 1823 года профессор А.П. Нелюбин, врач и фармаколог, изучавший лекарственные свойства кавказских минеральных вод. Он снимал пять целых комнат, в которых разместилась и химическая лаборатория, и кабинеты физических и химических инструментов. Алябьева же здесь посетило необычайное вдохновение: он успел за короткое время написать несколько сочинений, в том числе известный романс «Тайна». Очередному сборнику романсов (1834), на обложке которого изображён вид Пятигорска, автор дал название «Кавказский певец». Пятигорск вдохновлял композитора по особой причине: здесь он вновь встретил Е.А. Офросимову (урождённую Римскую-Корсакову), в которую был влюблён и которую после его ареста спешно выдали замуж. В 1840 году она овдовеет и станет наконец женой Алябьева. Именно ей и посвящены все эти сочинения.

Московские дома: от дерева к камню

До этого здания никому не было никому дела, пока не установили его связь с именем великого композитора. Но памятник архитектуры сгорел в 1997 году. По иронии судьбы незадолго до этого некая коммерческая организация обещала отреставрировать дом и открыть музей Алябьева.

Говорят, что... ...однажды за картами Алябьев уличил одного из игроков в нечестной игре и ударил его. Через несколько дней тот умер от разрыва селезенки. Алябьева обвинили в убийстве. Его оправдали, но за побои и азартную карточную игру сослали в Сибирь.
В тюрьме, в ожидании приговора, Алябьев сочинил массу музыкальных произведений, в том числе и знаменитого «Соловья».
- Русскому таланту и тюрьма - на пользу! - отреагировал на это композитор Верстовский.
- Передайте ему, что рядом со мной полно пустых камер, - ответил Алябьев.
В Москву композитор вернулся полулегально в 1840 году. Он остановился в доме совей жены. А в 1843 Алябьев получил разрешение жить в городе.

Похожие публикации