Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Что сказал толстой в думе. О высказывании петра толстого. Русские погромы в еврейской черте оседлости

Федерация еврейских общин обвинила вице-спикера Госдумы в распространении антисемитских мифов.

Москва. 24 января. INTERFAX.RU - Федерация еврейских общин России обвинила вице-спикера Госдумы Петра Толстого в подрыве межнационального мира и призвала парламент отреагировать на его заявления насчет дискуссии по поводу Исаакиевского собора.

"Я надеюсь на соответствующую реакцию руководства Государственной Думы и партии "Единая Россия", - заявил президент ФЕОР Александр Борода, которого цитирует во вторник его пресс-служба.

Накануне Толстой, выступая на пресс-конференции по поводу дискуссии вокруг передачи Исаакиевского собора, заявил, что "люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в 17-м году, сегодня, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедушек и прадедушек".

Чертой оседлости в Российской империи называлась граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям и цыганам

"Подобные заявления обычно приходится слышать от безответственных разжигателей антисемитских кампаний. Когда мы слышим такое из уст вице-спикера Госдумы на официальной пресс-конференции, это прямой подрыв межнационального мира в стране и нагнетание напряженности", - заявил в этой связи Борода.

Он отметил, что слова Толстого - "это старый и лживый, как и все подобные истории, антисемитский миф, причем его лживость очевидна любому мало-мальски образованному человеку".

Борода подчеркнул, что основную массу тех, кто разрушал храмы, составляло местное население - "те же рабочие и крестьяне, а не мифические "выскочившие из-за черты оседлости с наганами".

"Сто лет назад в верхушке Российской империи тоже были те, кто стремился найти "внутренних врагов", выбирая их по национальному признаку. Однако никакой пользы России это не принесло. Напротив, беззаконное насилие открыло дорогу революции, унесшей старую Россию и ее элиту в бездну. Чтобы не идти по той же дороге второй раз, нужно жестко пресекать подобные заявления", - подчеркивает А.Борода.

Со своей стороны Толстой накануне уже написал у себя в фейсбуке, что "сильно удивлен реакцией" на его оценку правомерности передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви.

"Только люди с больным воображением и не знающие истории своей страны могут усмотреть в моих словах "признаки антисемитизма". Это было, напротив, предостережение от повторения событий, случившихся 100 лет назад, после которых были разгромлены тысячи храмов, а сотни тысяч людей были сосланы и расстреляны. Кому-то явно очень хочется навесить ярлык в попытках внести в общественную дискуссию очередную линию раскола, теперь - по национальному признаку. Еще раз подчеркиваю: в моем отсыле к действительным историческим событиям нет никаких признаков того, что хотят разглядеть особо бдительные товарищи", - написал вице-спикер Госдумы.

Вице-спикер Госдумы Петр Толстой оказался в центре скандала из-за его высказывания относительно передачи Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге в пользование РПЦ. По его словам, наблюдается «удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки… продолжают дело своих дедушек и прадедушек».

Как известно, в дореволюционной России «чертой оседлости» назывались границы территорий, за пределами которой в Российской империи нельзя было жить евреям. Журналист, историк и публицист Николай Сванидзе в интервью НСН назвал высказывания Толстого антисемитскими.

«Есть два варианта: либо человек не знает, о чем говорит, что странно для вице-спикера Государственной Думы и профессионального журналиста; либо он все понимает, что еще хуже. Тогда это воспринимается как осознанное разжигание межнациональной розни (не в уголовном понятии этого термина). И в том, и в другом случае это одинаково очень плохо», - высказал свою позицию по этому вопросу эксперт.

За своего коллегу Толстого заступился спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он заявил, что не видит во фразе ничего провокационного, напротив считает разжигателями антисемитизма журналистов, акцентировавших внимание на этой истории. По его слова термин «черта оседлости» также применялся и к каторжникам.

«О каторжниках ли он говорил, да хоть о футболистах. Но мы оцениваем высказывание не в соответствии с тем, что он имел в виду, а с тем, что услышали и прочитали. Что у него было в голове, одному Богу ведомо, и он теперь может говорить все, что угодно. А написано про «черту оседлости». А она ассоциируется со времен дореволюционной России понятно с кем, с евреями, что теперь отнекиваться?!», - возмутился Сванидзе.

«Здесь дело в том, что церкви громили не только евреи, и не только каторжники. Речь о другом. Когда используется термин «люди из-за черты оседлости», понятно, кто имеется в виду. Главное, не сколько большевиков или каторжников громили храмы, это дело десятое. В данном контексте эта фраза воспринимается как перевод преступной стрелки на один определённый народ», - заявил НСН Сванидзе.

Свою позицию по этому вопросу высказал и представитель Федерации еврейских общин России Борух Горин. По его словам, «заявление Толстого - открытый антисемитизм. Если человек приписывает национальной группе взгляды исключительно из-за ее национального происхождения, то, конечно, это не просто обобщения, а обобщения националистические, в данном случае юдофобские».

Image caption Петру Толстому в Госдуме работать сложно

Бывший ведущий итоговой программы "Время" на Первом канале Петр Толстой, который занял пост вице-спикера в новом составе Госдумы, рассказал Би-би-си, почему опасно смотреть фильмы Алексея Навального, как быть с Исаакиевским собором и как не дать России "съехать к европейским ценностям".

Корреспонденты Русской службы Би-би-си Фарида Рустамова и Сергей Горяшко также поговорили с вице-спикером о выборах, журналистах, Шамиле Басаеве и "группах смерти" в социальных сетях.

"Я бы не сказал, что тут лафа"

Би-би-си : Вы занимаете пост вице-спикера, курируете вопросы гражданского общества, взаимодействия со СМИ, интернетом и культурой. Как проходит ваш день в Госдуме?

День на день не приходится. В пленарные дни все депутаты находятся в зале, заместители председателя сидят в президиуме. Там очень трудно работать, потому что как только ты достаешь телефон или что-то еще, тут же журналисты с балкона начинают это снимать. Даже смску написать невозможно.

Я в семь утра из дома выезжаю, в десять вечера возвращаюсь - и времени все равно не хватает.

Еще можно вернуть Россию к нормальной жизни, не дать ей съехать окончательно к европейским ценностям.

Би-би-си : До выборов в "Единой России" говорили, что позвали вас баллотироваться, потому что вы известный человек, а у партии сложности с позиционированием. А вы не ассоциируетесь у населения с негативом , который связа н с "Единой Россией". То есть вас использовали как "паровоз". Вам не обидно?

П.Т. : За "Единой Россией" нет негатива, результат на выборах показывает, что люди этой партии доверяют. "Паровозы" обычно ведут за собой списки, а я баллотировался по одномандатному округу. Я не являюсь членом "Единой России", я член фракции [в Госдуме]. У нас очень много политологов и журналистов, которые возводят такие конструкции, потом сами в них верят и тиражируют.

Я интервью вам ни с кем не согласовывал.

Би-би-си : Кто вас пригласил, предложил вам баллотироваться в Госдуму?

П.Т. : Целая группа товарищей из Юго-Восточного округа Москвы. Они ко мне пришли и попросили поучаствовать в праймериз, которые проводила "Единая Россия". И поскольку сейчас время, когда исторически еще можно вернуть Россию к нормальной жизни, не дать съехать окончательно к европейским ценностям, я согласился.

Би-би-си : То есть из руководства "Единой России" с вами по этому поводу не общались?

П.Т. : Боже упаси. Ну кто будет со мной из руководства взаимодействовать?

Я всю жизнь пытаюсь как можно меньше работать, меня все время заносит [туда], где приходится работать больше.

Би-би-си: На заседании одного из комитетов Г осдумы депутаты-новички спросили председателя комитета, с какими СМИ им можно общаться. Присутствовавший сотрудник пресс-службы "Единой России" сказала, что с государственными можно без ограничений, а с Би-би-си и " Дожд е м " - нужно согласовывать с руководством. В чем причина такой практики? Вы согласовывали интервью с нами с кем-нибудь?

П.Т. : Я интервью вам ни с кем не согласовывал. Каждый депутат - это политик, который имеет право на свое мнение. Если пресс-служба дает такие рекомендации новичкам, может быть она боится, что они что-то не так сформулируют.

Конечно, для каждого депутата общение с Первым каналом или с "Россией 1" гораздо продуктивнее, чем с интернет-ресурсом "Дождь" или с вашим каналом, который вещает на зарубежную аудиторию. У нас количество избирателей, которые живут в Лондоне, небольшое. Избирателей в России больше в сотни раз.

Би-би-си: А сложно было с Первого канала в Госдуму переходить?

П.Т. : Ну да, в Госдуме курить нельзя, ага. Ну, приспособимся, ничего страшного.

И на Первом канале, и в Госдуме, если у вас позиция есть какая-то, то не очень сложно. Вы понимаете, что вы делаете и ради чего вы делаете. А если каким-то планктоном вас занесло, тогда издержки велики.

Здесь люди работают много, это фактически работа на государство и на избирателей, которые вами недовольны будут всегда, потому что вы не можете реализовать все их мечты. Я бы не сказал, что тут лафа. Но и на Первом канале тяжелая работа. Я всю жизнь пытаюсь как можно меньше работать, меня все время заносит [туда], где приходится работать больше.

"Допустим, у Навального копыта есть и хвост"


Петр Толстой о расследованиях Навального

Би-би-си : Писали, что фракции Госдумы, когда будет отчет правительства 19 апреля, не будут спрашивать премьер-министра о нашумевшем о, как он говорит , тайной империи Медведева. Согласно расследованию у Дмитрия Медведева множество владений, а именно недвижимость и имущество в России и за рубежом...

П.Т. : Угу.

Би-би-си : … которым он владеет через некоммерческие организации...

П.Т. : Обалдеть.

Би-би-си : …в которые жертвуют средства богатейшие люди России, такие как…

П.Т. : Не называйте даже, не надо, а то я узнаю, кто богатейшие люди России, и потом спать не буду.

Би-би-си : Поче му депутаты Госдумы не спросят его [ Медведева ] об этом?

П.Т. : Это вброс в виде псевдо-расследования Навального. Можно сейчас сказать, что вот, допустим, у Навального копыта есть и хвост. И все это перепостить, обсуждать, какого цвета хвост, а вот правда, что он его на узел завязывает, просто чтобы он не вылезал откуда-то, и что с копытами делает и так далее.

Можно сейчас сказать, что вот, допустим, у Навального копыта есть и хвост. И все это перепостить, обсуждать.

Человек, который сам жулик и сам осужден за мошенничество, мне кажется, не имеет морального права рот открывать даже в отношении там премьер-министра, лидера крупнейшей политической партии.

Не будет таких вопросов - и слава богу. Обсуждать эту дребедень - ниже человеческого достоинства. Моего - точно. Наверное, есть люди, которые могут с интересом об этом говорить у себя на кухнях, но я предлагаю им, например, обсудить наличие у Навального хвоста. Это будет тема сравнимая по степени доказанности с тем, что Навальный говорит по поводу премьер-министра.

Би-би-си : А вы смотрели сам фильм?

П.Т. : Не отрываясь! Я все, что есть в интернете, все смотрю. Особенно все публикации Навального.

Би-би-си : В интернете его посмотрели 10 млн человек .

П.Т. : Может, это боты были, может, это накрутка? Может быть, посмотрел всего он, Волков и еще там у него какой-то есть Маркво там или кто? Я не смотрел, не собираюсь, никому не советую и сочувствую тем людям, которые отравили свое сознание. Я считаю, что это, как минимум, беспечное отношение к информации и нарушение информационной гигиены. У меня есть такие принципы, которые не позволяют мне входить в пространство расследований Алексея Навального.

Если б не "Единая Россия", Навального бы не было. Ему только "Единая Россия" и помогает.

Би-би-си : А если бы другой человек такое расследование опубликовал? Не Навальный, а Иван Петров?

П.Т. : Да, вот если бы другой, я бы конечно же заинтересовался.

Би-би-си : А почему вы так уверены, что никаких доказательств нет, если вы не смотрели фильм?

П.Т. : Я читал изложения разные ликующей тусовки.

Би-би-си : То есть все-таки отравили сознание?

П.Т. : Это же моя работа, я просто все пропускаю через себя. Читал аргументы в поддержку, контраргументы - какие-то виноградники в Тоскане, все это очень интересно, захватывающе, я не верю ни одному слову.

Человек самозаявился в какую-то кампанию, то есть решил, что будет президентом. Я считаю, что ему начать с муниципального уровня. Пусть он выберется. Хотя бы как этот - [муниципальный депутат в московском районе Щукино Максим] Кац, вот! Встанет на рельсы, напишет там: "Я Навальный, голосуйте за меня, меня никто не любит".

Выбрался бы где-нибудь в Северном Тушино. Ну или в Марьино, где он живет. Кстати, это мой округ. Я бы наоборот только поддержал его. Там масса всего, что можно расследовать, в Марьино. Люди недовольны ЖКХ, транспортом.

Но он, не имея никакого политического опыта, не имея представления даже о публичной политике, а руководствуясь исключительно сетевым принципом распространения всякой клеветнической чуши, он метит в президенты. Я бы ему тогда советовал уже как-то возглавить ООН, может быть. Ну чтобы это как-то уже было ярче.

Би-би-си : Все-таки по поводу его опыта…

П.Т. : По поводу мэра Москвы мне сейчас скажете?

Би-би-си : Он баллотировался .

П.Т. : И проиграл.

Би-би-си : Ему помогали депутаты от "Единой России" [выдвинуться на выборы , они передали ему часть подписей муниципальных депутатов]. Он занял второе место.

П.Т. : Если б не "Единая Россия", Навального бы не было. Ему только "Единая Россия" и помогает. Своим существованием она создает в стране ситуацию, когда стране таких как Навальный может быть 15 человек, они с разных сторон критикуют власть. Возможность для этой критики обеспечивает "Единая Россия".

"Меня никто ни под чем подписываться не просил"

Би-би-си : Вы подписались под пятью законопроектами. Часто для единороссов они пишутся не самими депутатами, а , по крайней мере, обсуждаются с администрацией президента, с министерствами. А потом депутатов просят под ними подписаться. Вас о таком просили?

П.Т. : Меня никто ни под чем подписываться не просил. Я приведу два примера. Один из них - законопроект, который внесла моя коллега Ирина Яровая об ответственности за "группы смерти". Я как отец двоих детей считаю, что мы должны наших детей защищать от этого. Поэтому я под этим законом подписался.

Что касается спущенных сверху законов, я никогда в жизни в этом не участвовал.

Этот законопроект можно было бы сделать более суровым, меры наказания сделать более конкретными и ввести отдельные ограничения на интернет-ресурсы, которые размещают у себя безнаказанно эту информацию. Потому что свобода интернета не стоит человеческой жизни. У Яровой позиция более мягкая.

Другой [готовящийся к внесению] закон касается защиты прав журналистов при работе в горячих точках. Мы проводили консультации с экспертами Центробанка, ведущих страховых компаний. В последнее время мы столкнулись с тем, что угрозы жизни и здоровью журналистов реальны. Много наших коллег пожертвовали своей жизнью, в том числе на Донбассе.

Что касается спущенных сверху законов, я никогда в жизни в этом не участвовал. Сейчас такое вряд ли возможно. Этот состав Госдумы значительно отличается от предыдущего, практика прошлого созыва пересматривается.

Би-би-си : По поводу "групп смерти". Вы сказали, что у вас двое детей и вы очень переживаете. А вы мониторите социальные сети своих детей?

П.Т.: У меня сын маленький, там нечего мониторить еще. А у дочери - я надеюсь на ее благоразумие. Мне кажется, надо воспитывать прежде всего своих детей, а потом уже социальные сети.

Би-би-си : Вы обсуждали с ней эту тему ["групп смерти"]?

П.Т. : Конечно, это серьезный вопрос. Все жалуются на "Фейсбук", что он необоснованно блокирует аккаунты. Но у нас ситуация с "ВКонтакте" гораздо хуже. И никакие разговоры о свободе интернета, которые ведет господин Дуров (бывший совладелец социальной сети "ВКонтакте" Павел Дуров. - Би-би-си), разбрасывая пятитысячные бумажки из окон, несостоятельны, когда речь идет о жизни людей.

["группы смерти"], как показывают многочисленные расследования наших коллег, имеют прямое финансирование из-за рубежа.

Есть вещи, которые очень важны и которые нужно защищать. Это права, свободы, свобода интернета, коммуникаций. Это все понимают. Но первично право человека на жизнь. Первична обязанность государства защитить своих жителей от террористической угрозы. Это важнее, чем сверхприбыли компаний, которые потом отправляют их в том или ином виде на Запад.

Би-би-си : Но Павел Дуров уже несколько лет не руководит " В К онтакте " и не имеет к ней отношения.

П.Т. : Это вопрос идеологии. Он является носителем этой идеи. Лично к нему у меня претензий нет. Но выросло целое поколение людей, для которых прибыль важнее всего. И это является мерилом их жизненного успеха, критерием состоятельности. Но в жизни это не так, и так не будет - в России во всяком случае.

Би-би-си : С оцсети уже блокируют посты и аккаунты людей, которые публикуют что-то с хэштэгами, которые имеют отношение к "группам смерти".

П.Т. : Те меры, которые принимают соцсети в добровольном порядке, это имитация. В свое время был принят закон о защите детей в интернете. Там достаточно действенный механизм [прописан]. Надо его распространять и на эти сообщества ["группы смерти"], которые, кстати, как показывают многочисленные расследования наших коллег, имеют прямое финансирование из-за рубежа, как это ни странно.

Социальные проблемы есть и в Финляндии, и в Польше, и в Испании, и во Франции. Только управляемой волны самоубийств нет, а у нас есть.

Вы видели статьи "Новой газеты" на эту тему. Но пласт информации у следствия гораздо больше. И есть прямые доказательства того, что именно акции по склонению детей к массовым самоубийствам касается русского сегмента интернета.

Би-би-си : Кто эти зарубежные источники финансирования "групп смерти", если это доказано?

П.Т. : Доказано это может быть только судом. К сожалению, я не могу вам их назвать. Но я знаю, что есть прямая связь с иностранными государствами. Но пока идет следствие, я пока не могу их назвать.

Би-би-си : Но сейчас под следствием только один администратор этой группы, известный в интернете как Филипп Лис. А где остальные, организаторы?

П.Т. : Это длинный процесс. Этот господин Лис - это верхушка айсберга. На самом деле, все гораздо серьезнее. Он является одним из организаторов одной из групп, а вся эта сетевая структура, как она координируется, будет выяснено, в том числе ФСБ.

Би-би-си : Вы считаете, что растущее число суицидов среди несовершеннолетних связано непосредственно с этими группами? Нет других социальных проблем?

П.Т. : Социальные проблемы есть в любом государстве, но вот это абсолютно искусственная волна, которая подогревается в том числе с помощью публикаций об этих самоубийствах, это замкнутый круг. Чем больше подростков об этом узнает, тем больше они интересуются.

Социальные проблемы есть и в Финляндии, и в Польше, и в Испании, и во Франции. Только управляемой волны самоубийств нет, а у нас есть.

"Чтобы в Исаакиевском соборе не маятник Фуко болтался"


Media playback is unsupported on your device

Петр Толстой о передаче Исаакиевского собора РПЦ

Би-би-си : Недавно вы не очень удачно высказались о выходцах из -за черты оседлости. Вас руководство партии ругало за это?

П.Т. : Нет. Мое высказывание касалось истории России столетней давности и сегодняшних последователей тех людей, которые разрушали храмы. Делали это люди, которым культура и история была не дорога. Приглашались специально латышские стрелки, другие персонажи.

Деятели, которые, обливаясь зеленкой открывают свои штабы по стране, не зная истории России, идут по пути тех, кто в 1917 году разрушал храмы.

Незнание истории собственной страны заставило ряд ваших коллег-журналистов приписать мне обвинение в адрес одной национальности. Конечно, такого не было. Я говорил о необольшевиках, если хотите, которые и сегодня существуют, и не зная историю страны, потеряли связь с избирателями. Это вот эти карликовые партии, которые по 1,5% на последних выборах набрали. Деятели, которые, обливаясь зеленкой открывают свои штабы по стране, не зная истории России, идут по пути тех, кто в 1917 году разрушал храмы.

Би-би-си : А Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, который также выступил против передачи Исаакиевского собора РПЦ, тоже необольшевик?

П.Т. : Михаил Пиотровский возглавляет музейное сообщество, крайне чувствительное к тому, что их ограничивают в материальных возможностях. Михаил Борисович свою позицию не политизирует. Он заявил ее от лица профессионального сообщества.

[Пиотровский] должен думать не только обо всех музеях Петербурга, но и о его жителях тоже, которые хотят, чтобы в Исаакиевском соборе не маятник Фуко болтался.

С другой стороны, он должен думать обо всех музеях Петербурга, но и о его жителях тоже, которые хотят, чтобы в Исаакиевском соборе не маятник Фуко болтался, который там в советское время повесили. И чтобы не было карнавальной истории, когда им выделили небольшой придельчик, а музей продолжает работать. Это безобразие. Собор строился не для того, чтобы быть музеем.

Би-би-си : А жители Петербурга, которые собрались 18 марта на Марсовом поле без антиправославных или других высказываний и требовали, чтобы собор остался в собственности города [ тоже необольшевики ] ?

П.Т.: Это региональный вопрос. Были эти жители, а были те, которые собрались в противоположными требованиями, которые крестным ходом ходили вокруг собора. А у нас есть закон, по которому передача объектов, которые были отняты, награблены у православной церкви большевиками, по представлению церкви должны быть возвращены. Это закон надо исполнять.

Ну не нравится тебе Первый канал - смотри Пятый, канал "Звезда"


Media playback is unsupported on your device

Петр Толстой о цензуре на телевидении

Би-би-си : Во время избирательной кампании на госканалах, на Первом канале, на " России 1 " , еще была " Москва-24 ", были такие сюжеты, где Рашкина жестко критиковали. Допустим, говорили, что [ кандидат от КПРФ ] Валерий Рашкин на детской площадке бьет детей.

П.Т.: Не, ну он не бил детей, там на самом деле была потасовка с мамой, которая пришла с детьми на детскую площадку, а Валерий Федорович там проводил встречу с избирателями. Ну бывают такие случаи. У меня тоже были конфликты во время встреч с избирателями во дворах.

Идея, что откуда-то темники сваливаются, и кто-то кому-то сценарии пишет, она крайне наивная.

Би-би-си : Там был такой контекст - был сюжет о депутатах от Москвы, про вас говорилось комплиментарно, а про Рашкина, скорее, нет. Как так получилось? Вы как-то сами просили ваших коллег снять так про вас или про Рашкина?

П.Т.: Супер-вопрос, я вам отвечу на него легко. Дело в том, что у нас в стране свобода слова и свобода мнений и то, как корреспондент любого канала - государственного или негосударственного - это неважно, строит свой сюжет, он решает сам. Я не могу попросить корреспондента сказать, что я молодец, а Рашкин не молодец. У КПРФ есть свой телеканал, там прошло 120 сюжетов о том, что Рашкин молодец.

Би-би-си : Только телеканала КПРФ нет в сетке вещания, их не смотрит вся Россия. Их нет в м ультиплексе .

П.Т.: Друзья мои, я думаю, что если КПРФ наберет 300 депутатов Госдумы, они появятся во всех мультиплексах сразу и вы еще, так сказать, насмотритесь всего этого.

Би-би-си : Часто по госканалам, по Первому, по " России 1 " , по " России 24 " показывают буквально одинаковые сюжеты. И лексика в них одна и та же, и тема, и такой идеологический месседж. Спускаются ли какие-то сценарии сверху от руководства канала - или от людей в администрации президента, которые курируют информационную политику?

П.Т.: Если вы возьмете итоговые программы французского телевидения, там тоже совпадают сюжеты, это связано с тем, что ведущие каналы освещают информационную повестку, которая совпадает, у всех она одна. Визит президента, там совещание у премьер-министра, еще что-то такое - вот это вот все одно. Выбираются главные события, которые интересны людям.

Отсутствие телекритики порождает у людей ощущение, что есть некая сфера деятельности, которая таинственными какими-то облачными сервисами из Кремля управляется.

Если вы возьмете, не знаю, [немецкие телеканалы] ARD и ZDF, Ангела Меркель с Трампом и у тех, и у других главная новость. И слова похожие - "Трамп" и "Ангела Меркель". Совпадает.

Идея, что откуда-то темники сваливаются и кто-то кому-то сценарии пишет, она крайне наивная. Журналисты Первого и второго канала ["России 1"] конкурируют между собой. И если у них будет одно и то же содержание, не будет как бы у зрителя выбора.


Media playback is unsupported on your device

Петр Толстой о лицах российской журналистики

Би-би-си : В начале марта в "Высшей школе экономики" "Журналисты и аудитория: как вернуть доверие читателей и повысить медиаграмотность". Там был [ замглавы Минкомсвязи ] Алексей Волин, в частности. И один из студентов спросил: "Как мы можем говорить о медиаграмотности, когда лицами российской журналистики становятся такие люди, как Дмитрий Киселев и Петр Толстой, который говорит о черте оседлости?" Как бы вы студенту ответили, который недоволен тем, что показывают на федеральных каналах?

П.Т. : У него есть выбор, у нас сто каналов.

Би-би-си : Федеральных у нас не сто.

П.Т.: Федеральных 12. Сама постановка вопроса довольно глупая, поверхностная. Лиц в российской журналистике много - не два, не три, не пять. И люди, которые определяют это лицо, относятся к разными поколениям, и каждый человек может выбрать ту форму подачи информации, которая ему ближе. Ну не нравится тебе Первый канал - смотри Пятый, канал "Звезда".

В Высшей школе экономики и той части, которая там занимается телевидением и коммуникациями, дают некую идеологическую установку. В рамках того, что та же госпожа Качкаева (профессор ВШЭ Анна Качкаева, бывший обозреватель "Радио Свобода". - Би-би-си) транслировала, еще когда она там не работала. Это такая идея деления мира на своих и чужих и взгляд на телевидение с этой точки зрения.

Отсутствие телекритики порождает у людей ощущение, что есть некая сфера деятельности, которая таинственными какими-то облачными сервисами из Кремля управляется. На самом деле, ничего так не управляется, просто если ты хочешь разобраться, можно пойти поработать хотя бы день. К сожалению, не удалось это никому из наших телекритиков, в том числе и тем, кто делится своей мудростью со студентами ВШЭ за неплохие деньги.

Молодому человеку, простите, промывают мозги с момента поступления туда, на тему каким должно быть телевидение, каким, значит, оно не должно быть. С чем они сравнивают? С Би-би-си, наверное. Отсюда и возникают такие вопросы. Но ничего кроме обозначения социальной неустроенности для меня в этом вопросе нет. Ну, иди сделай что-нибудь. Иди, определи лицо телевидения. Поработай. Я работал на телевидении 30 лет, прежде чем что-то получилось. И учился. А юноша, которому нет 20, который легко это судит, о тех людях, которые что-то там такое делают, это всегда довольно забавно. Но всерьез это комментировать невозможно.

Би-би-си : Вы много говорите, что против России ведется информационная война, в том числе, видимо, имеете в виду и западные СМИ. В начале своей карьеры вы работали в московских бюро [ газеты ] Le Monde и [ агентства ] Франс пресс . Вели информационную войну против России?

П.Т.: Ну, тогда она не носила такие черты как сейчас, а мы тогда верили в то, что Запад искренне декларирует ценности, которым он следует. А сейчас мы видим, что это ложь, наглая, циничная, в своих интересах. Косово - можно, Крым и Донбасс - нельзя.

Если русский человек видит, что его дурят, он это чувствует.

А что касается меня, ну да, я работал во время чеченской войны, тогда много очень было событий, 93-й год был, ельцинские эти истории. Я, кстати, ушел оттуда, потому что не был согласен с идеей редакционной, что из России только новости про детскую проституцию и преступность.

Би-би-си : Сейчас, с высоты прожитых лет, считаете, что это был элемент информационной войны?

П.Т.: Конечно! Про Франс пресс я вам так могу сказать - нашим стрингером был [министр информации Ичкерии] Мовлади Удугов, мне звонил все время, интервью с [Шамилем] Басаевым публиковали - много чего было. Но я настаивал, и в итоге мы стали работать с российской армией, а это было очень сложно, потому что была установка на полную блокаду от журналистов, а с чеченской стороны была полная открытость. Нет противоречия в том, что я говорю.

В 1991 году я верил в то, что мы можем освободиться от коммунизма и жить иначе. Как жить иначе? Казалось, что можно было бы жить, как живут наши друзья-соседи, у меня половина семьи живет в Европе, и я прекрасно понимаю, как они живут, но к сожалению, те ценности, которые они декларируют, они никоим образом не сочетаются со словом "правда", со словом "совесть". А они критически важны для России.

Если русский человек видит, что его дурят, он это чувствует. Не сразу, чуть медленнее. Ну вот, как я, например - десять лет ушло. Но как бы если ты понимаешь, что тебя надурили один раз, ты потом не простишь.

Краткая история черты оседлости, за упоминание которой вице-спикера Госдумы и бывшего ведущего Первого канала обвинили в антисемитизме.

В закладки

Пётр Толстой

Скандал вокруг высказывания Петра Толстого

10 января 2016 года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко появившуюся в СМИ информацию о возможной передаче одного из главных символов города и его крупнейшего храма - собора преподобного Исаакия Далматского - в собственность Русской православной церкви и назвал этот вопрос решённым.

По словам Полтавченко, в соборе и дальше будет осуществляться как музейная деятельность, так и ежедневные религиозные обряды, с сохранением свободного входа в здание для представителей всех конфессий. Решение поддержал и министр культуры РФ Владимир Мединский, который , что передача Исаакия только упростит доступ туриста к одной из самых популярных российских достопримечательностей.

23 января бывший журналист «ТВ-6» и «Первого канала», а ныне - вице-председатель Государственной думы Пётр Толстой принимал участие в пресс-конференции в московском отделении ТАСС. В ходе мероприятия он заявил, что против передачи Исакиевского собора РПЦ выступают потомки «тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом».

Хочу от себя лично добавить, что наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, - продолжают дело своих дедушек и прадедушек.

Пётр Толстой, вице-спикер Государственной думы

Подобные высказывания возмутили евреев России. Федерация еврейских общин России (ФЕОР) Толстого в «подрыве межнационального мира», а глава организации Александр Борода потребовал руководство «Единой России» и Государственной думы отреагировать на слова политика. Позднее реплику Бороды прокомментировал председатель нижней палаты российского парламента Вячеслав Володин, который назвал недопустимыми «любые выпады, способные обидеть ту или иную национальность».

Официальный представитель ФЕОР Борух Горин в разговоре с «Эхо Москвы» Петру Толстому, что среди рушивших культовые учреждения было много последователей его прадеда Льва Толстого, которого РПЦ предала анафеме, и назвал слова вице-председателя Государственной думы «открытым антисемитизмом».

Он рассуждает о правнуках и говорит как праправнук человека, в свое время преданного анафеме православной церковью России. Значит ли это, что он несёт такую же ответственность за то, что происходило в 17-м году с храмами православной церкви, когда рушили их, конечно, не только евреи, а рушили люди разных национальностей и вероисповеданий?

Борух Горин, официальный представитель Федерации еврейских общин России

С подобной оценкой согласился и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга от «Яблока» Борис Вишневский. По его словам, за высказывание аналогичных мнений следует не только лишать поста вице-спикера и депутатского мандата, но и исключать из партии. Парламентарий также обвинил своего федерального коллегу в непонимании происходящих в Петербурге процессов.

Возмущение словами Петра Толстого и член израильского кнессета Ксения Светлова, которая, как и заместитель председателя Госдумы, тоже в прошлом занималась журналистикой.

Что общего между Исаакием и отсутствием воды в кранах? Правильно, внуки тех, кто когда-то покинул черту оседлости (интересно, кто они по национальности - шведы?) и вице-спикер Думы.

Ксения Светлова, депутат Кнессета Израиля

Светлова добавила, что «если раньше антисемитизм пытались прикрыть хоть фиговым листком, хоть детской присыпкой, то теперь вице-спикеры прут как на буфет» и поинтересовалась, как скоро российские чиновники перейдут к обвинениям евреев в замешивании мацы на крови христианских младенцев.

Сам Пётр Толстой усмотревших в его словах признаки антисемитизма людьми «с больным воображением», которые не знают историю родной страны. По мнению политика, в его заявлении содержалось только «предостережение от повторения событий, случившихся 100 лет назад, после которых были разгромлены тысячи храмов, а сотни тысяч людей были сосланы и расстреляны».

В то же время, многим российский изданиям пришлось в своих материалах пояснять значение употреблённого Толстым термина. Президент «Российского еврейского конгресса» Юрий Каннер , что «мало кто, кроме интеллектуалов и евреев, знает, что такое черта оседлости». TJ разобрался в том, что же за историческое явление скрыто за этими словами, и как оно повлияло на историю евреев всего мира.

Возникновение черты оседлости

В 1794 году Российская империя, Королевство Пруссия и Австро-Венгерская империя завершили раздел бывшего Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Приобретения России тогда были огромными: управляемая Екатериной II страна получила в своё распоряжение исторические земли Литвы, Белоруссии и Украины.

На отошедших Российской империи территориях ещё в середине 16-го века проживала половина всех евреев мира. К моменту раздела Речи Посполитой их число увеличилось вдвое, превысив миллион человек и составив 10% от всего населения Польши. Особенно высокая популяция евреев - более двухсот тысяч - тогда наблюдалась в губерниях, окружавших Гродно и Вильно (современный Вильнюс).

За три года до включения в состав России областей с большой частью еврейского населения Екатерина II выпустила указ о даровании евреям права заниматься торговлей и производством (например винокурением и пивоварением). При этом регионы, на которые распространялись предоставленные российской короной послабления, были жёстко ограничены.

Восточная граница выделенной для евреев территории, позднее получившей название «черта оседлости», простиралась от Балтийского до Чёрного моря вдоль Псковской, Смоленской, Орловской, Курской и Харьковской губерний

Отношение к евреям в России никогда не было благожелательным. Петру I приписывают высказывание о том, что он бы пожелал видеть у себя в стране «лучше народов магометанской [мусульманской] и языческой веры, нежели жидов», которых он считал плутами и обманщиками. Николай I сравнивал евреев с надувающимися кровью пиявками, которые «высасывают незадачливые сии [юго-западные] провинции до полнейшего истощения».

Интеллигенция Российской империи не была о «лицах иудейского вероисповедания» отличного мнения. Льву Толстому часто приписывают авторство эссе «Что такое еврей?», в котором он якобы использовал эпитеты «святое существо», «первооткрыватель культуры», «олицетворение вечности». Согласно эмигрантскому журналу «Рассвет», это эссе было написано неким Г. Гутманом спустя четыре года после смерти писателя.

Наибольшую нелюбовь к евреям среди жителей России 19-го века испытывали жители тех юго-западных губерний, которые были присоединены после раздела Речи Посполитой. В этих регионах численность еврейского населения не только не уменьшалась, но и увеличивалась благодаря географическим ограничениям. До определённого времени подобная ограниченность шла на пользу культуре евреев России, которая смогла лучше сохраниться благодаря близкому проживанию её носителей.

Русские погромы в еврейской черте оседлости

С 1821 года в прилегающих к Одессе районах начали происходить регулярные погромы еврейских кварталов и поселений. Изначально их устраивали проживавшие там греки, однако ситуация качественно изменилась в 1881 году после убийства императора Александра II: в Черниговской губернии, неизвестными был пущен слух о том, что именно евреи убили освободителя российского крестьянства. Погромщикам даже была выдана бумага, освобождавшая их от ответственности за возможные преступления.

В погромах, захлестнувших территорию черты оседлости после 1881 года, принимали участие мещане, крестьяне и деклассированные элементы. В течение двух лет они ранили около двух тысяч евреев и убили нескольких из них (в том числе семилетнего мальчика, отказавшегося осенить себя крестным знамением), параллельно изнасиловав несколько сотен женщин.

До середины 1882 года погромы продолжались почти без вмешательства властей. В редких случаях погромщиков разгоняли обеспечивавшие правопорядок солдаты. Более того, в высших правительственных кругах империи бытовало мнение о том, что евреи сами виноваты в погромах, которые возникли из-за «некоторых видов экономической деятельности».

Нападение на евреев в Киеве в присутствии военных

Для снижения градуса насилия «лицам иудейского вероисповедания» было запрещено жить в сельской местности. Из-за этого они начали переезжать в города. Согласно переписи 1897 года, население четвёртого по величине города и второго по грузообороту порта страны -Одессы - на треть состояло из представителей еврейской диаспоры. Аналогичная ситуация была и в Екатеринославе (современный Днепр), в котором евреи составляли более 36% от всех жителей.

В мае 1882 министром внутренних дел Российской империи стал граф Дмитрий Толстой, выступивший как решительный противник погромов. Он возложил ответственность за обеспечение правопорядка в губерниях на местное начальство, после чего массовые беспорядки стали возникать гораздо реже. В течение года масштабные погромы прекратились - почти на двадцать лет.

После подписания Николаем II манифеста от 17 октября 1905 года об учреждении Государственной думы в 660 населённых пунктах снова начались масштабные погромы, связанные с участием еврейской молодёжи в антиправительственных выступлениях. Хотя исследователи и отмечают, что жертвами беспорядков становились любые люди, которых погромщики относили к демократам, больше всего погибших тогда было среди евреев - более 800 человек.

Еврейские погромы в Одессе в 1905 году

Холокост и уничтожение черты

2 апреля 1917 года указом Временного правительства были отменены ограничения на расселение евреев по территории молодой Российской республики. Ещё спустя год значительная часть территорий бывшей черты оседлости вошли в состав восстановленной Польской республики. Через двадцать лет количество евреев на них сравняется с показателями старой Речи Посполитой, составив десять процентов населения.

Несмотря на последствия Первой мировой и Гражданских войн, еврейское население советской части территорий, которые раньше входили в черту оседлости, снова начало интенсивно расти по мере того, как люди возвращались в родные места. К 1939 году евреи стали вторым после русских национальным меньшинством Украинской ССР и составили почти половину от всего городского населения Белорусской ССР.

В 1939 году войска нацистской Германии оккупировали Польшу, а ещё через два года - территории Украины и Белоруссии. Там они начали проводить политику отчуждения еврейского населения. Реализована она была через создание этнического гетто в Варшаве, население которого в течение четырёх последующих лет из-за голода и бунтов уменьшилось в десять раз.

Позднее нацисты начали уничтожать проживавших на территории бывшей черты оседлости евреев. Только в трёх самых известных «лагерях смерти», созданных на территории Польши - Освенциме, Треблинке и Собиборе - было убито по меньшей мере полтора миллиона человек. Ещё 150 тысяч человек были убиты в находящемся возле Киева урочище Бабий Яр.

Подготовка советских евреев к расстрелу в Бабьем Яру

После окончания Второй мировой войны многие советские евреи отказались приезжать на выжженные территории, которые раньше считали своим домом. Одни остались жить там, где они пережидали эвакуацию, другие уезжали в созданное в 1948 году еврейское государство Израиль. Ещё несколько волн эмиграции последовали после распада Советского союза в 1991 году.

Сегодня территория, на которой в 16-м веке находились самая большая еврейская диаспора планеты, поделена между шестью странами: Польшей, Украиной, Белоруссией, Литвой, Латвией и Эстонией. Там проживает около 130 тысяч евреев - меньше 1% от мировой численности.

При создании исторической справки использованы материалы Атласа истории еврейского народа и Краткой еврейской энциклопедии .

Мир теней

Видно происки Харона -
Не везло определённо,
Хоть трудился вдохновлённо
И не унималась спесь,
Жизнь дарила лишь желанья,
Жаль, тогда не понимал я,
Что иное в мире есть.

Не хотел я прикоснутся,
Но случайно оглянулся,
И застыл, и ужаснулся
(На загривке дыбом шерсть):
Шорох, шепот, люди жмутся,
Мёрзнут, друг о друга трутся,
И таятся, и крадутся -
Полусумрак, полусмерть…

Люди бродят меж долами,
Люди бьют друг друга лбами,
Плотносжатыми губами
Тычат в поисках сосцов.
Это вечно было с нами
Или мы такими стали:
Мягче талька, тверже стали
Поколение слепцов?

Шли на ощупь по дороге
Без опаски и тревоги.
Оказалось, что не боги,
А былинки на ветру;
Что притворно были строги,
Что слабы и что убоги,
И дано совсем не многим
Созерцать изнанку ту.

Лишь случайно оглянулся,
Потому и отшатнулся,
Потому и ужаснулся
И к земле лицом приник,
И зарылся с головою,
И укутался травою,
И оставил за собою
Дикий ужас, тихий всхлип.

А они кричали громко,
Драли горло трубно, звонко,
Но не ведали насколько
Внятно этот крик кричал.
А они шли и шептали,
Всё кого-то умоляли,
То кого-то проклинали -
Шепот воздух источал.

Были там у колыбели
Этой жизни менестрели:
Песнь сложив, гнусаво пели -
Осуждали гордецы.
И смотрели… и смотрели…
Словно яростью болели,
Словно за судьбу радели,
Мудрой праздности отцы.

Сколько мы в миру не жили,
Вечно в сумерках бродили,
Ошибались и блудили,
Стыд развеивали в прах.
Сколько жили, столько выли,
И войну за бога чтили,
Вечно лгали и юлили -
Почивали на костях.

И как только бликом лучик, -
ревнесённый жиизнью случай, -
«Прозревали»: гроздью, кучей
Ведьм сжигали на кострах,
И Тельца себе лепили,
Бедных гнали, слабых били,
И об этом говорили:
«Прояснение в умах!..»

Сумрак. Белое шептанье,
Темно-серое роптанье,
Чёрно-белое стенанье, -
Всё без слов и в тишине.
Я не знаю кто творитель,
И случайно лишь увидел
Эту страшную обитель,
Где бродили в темноте.

Прозреваем, снова слепнем
И бредём сплошным отребьем,
Заклейменные забвеньем,
Носом в спину - след во след.
А то солнцем ослеплённы,
Собираемся в колонны,
Прбиваем лбом заслоны -
Место рвем себе и хлеб.

Нет героев в этом мире
И жлобов ведём в кумиры,
Одеваем их в порфиры,
Распинаем на Кресте.
Тонем в неге вожделенья
И не жаждуем прощенья,
Обрекаясь на мученья,
Строим замки на песке.

В парадоксах и препонах
Как ни странно, но живем мы:
В мир жестокостию законной
Мы не ангелами шли:
Мы друг друга поедали,
Так веками выживавали,
Генофонд свой шлифовали
На садизме и крови.

В динозаврах издыхали,
Вновь рождались при тумане, -
В серном мареве, в вулкане, -
И сходили на окрест,
Чтобы вновь и сново биться -
Раздвигать свои границы,
Чтоб чуть-чуть угомониться
Через много тысячь лет.

Ты, прогресс, себя не мучай,
Ты, прогресс, лишь частный случай.
Захлебнешься от падучей -
Не тебе пожар тушить.
Нам с нуля начать, что плюнуть,
По асфальту пальцем стукнуть.
О жестокости что думать -
ПРЕСТУПАЕМ, чтобы жить…

Я случайно оглянулся,
Только тут же отвернулся,
Удалился и замкнулся:
Мне лишь жить, а не судить.
Я прошёл - не спотыкнулся,
И никто мне не икнулся,
К лицемемерию вернулся, -
Чтобы выжить, чтобы быть.

Мир теней осколок колкий,
И не все, конечно, волки,
И не всё в нем зазеркалье -
И во тьме бывает свет.
Не его достоин лучший,
Но ползут чернее тучи
Наши смутные желанья -
Скрытый нами алчный след.

Похожие публикации