Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Большой договор о дружбе. У Украины есть договор о дружбе с Россией. Его не разрывают специально. Договор о дружбе и границе между ссср и германией

Правообладатель иллюстрации UNIAN Image caption Руководство Украины не пошло на разрыв дипломатических отношений с Россией, однако послов стран в обеих столицах нет

Несмотря на нарушение Россией положений договора о дружбе и сотрудничестве с Украиной, Киев пока не планирует его разрывать.

31 мая исполняется двадцать лет со времени подписания президентами России и Украины "Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве", который назвали "Большим договором".

Страны официально признали границы друг друга и закрепили принципы стратегического партнерства и уважения территориальной целостности.

После аннексии Крыма и начала конфликта на Донбассе в Украине неоднократно звучали призывы разорвать этот договор из-за нарушения Россией территориальной целостности Украины.

Может ли Украина пойти на это, или же будет судиться с Россией из-за нарушения "Большого договора"?

Нерушимость границ

31 мая 1997 года в Киеве, как тогда казалось, поставили точку в возможных территориальных спорах между Украиной и Россией.

Тем более, что за несколько дней до этого страны также подписали окончательное соглашение о разделе Черноморского флота бывшего СССР в Крыму.

Одной из важнейших статей "Большого договора" стала вторая, в которой говорится о взаимном признании границ стран.

"Высокие Договаривающиеся Стороны в соответствии с положениями Устава ООН и обязательствами по Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ", - говорится в документе.

Впоследствии, в 2003 году Леонид Кучма и Владимир Путин подписали договор о государственной границе между странами, полностью согласовав ее на карте.

В этом документе Россия также признала принадлежность Крыма Украине.

Еще в 2014 году украинские политики заговорили как о расторжении дипломатических отношений между странами в целом, так и о денонсации "Большого договора" в частности.

Правообладатель иллюстрации UKRINFORM Image caption "Большой договор" подписали президенты Леонид Кучма и Борис Ельцин

Однако эту инициативу украинская власть так и не поддержала.

С другой стороны, в самом договоре указано, что его заключили на десять лет.

После этого каждый раз он автоматически продлевается еще на десятилетие, если одна из сторон за полгода до истечения срока письменно не заявит о выходе.

Десять лет назад действие договора автоматически продолжилось, и пока нет признаков, чтобы Украина инициировала выход из него.

Будет ли судебный иск?

В конце 2016 года заместитель министра иностранных дел Украины Вадим Пристайко назвал инициативы расторгнуть договор "эмоциями политиков", которых себе не могут позволить дипломаты.

А "Большой договор" он назвал крючком, который позволяет Украине подать на Россию в суд за нарушение статьи о территориальной целостности.

"Мы берем эту статью и несем в Международный суд. В течение года готовили соответствующий иск, теперь эта подготовка закончилась", - сказал тогда Пристайко.

В случае разрыва, по словам дипломата, Россия получит возможность "соскочить с крючка".

В январе 2017 года Украина подала против России иск в Международный суд ООН в Гааге "за совершение актов терроризма и дискриминации во время ее незаконной агрессии против Украины".

Иск был направлен по обвинению в нарушении Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В начале года Украина подала в Международный суд ООН иск, однако не из-за нарушения "Большого договора"

Правда, обещанной подачи в суд из-за нарушения "Большого договора" так и не произошло.

Собеседники ВВС Украина в МИД рассказали, что иск о нарушении "Большого договора" пока не актуален.

Один из собеседников в МИД отметил, что даже юридическая возможность такого судебного обращения под вопросом.

Хотя "Большой договор" зарегистрирован в секретариате ООН, в нем указано, что "споры относительно толкования и применения положений настоящего Договора подлежат урегулированию путем консультаций и переговоров между Высокими Договаривающимися Сторонами".

Поэтому бывший глава МИД Леонид Кожара называет перспективу иска в Международный суд ООН "сложным вопросом".

Правообладатель иллюстрации UNIAN

Он признает, что зарегистрированные в ООН договора подпадают под юрисдикцию суда.

"Однако в "Большом договоре" нет прописанной подсудности, а четко указано разрешение споров на двустороннем уровне. Поэтому вопрос очень сложный", - считает Кожара.

Бывший министр иностранных дел Украины и экс-посол в России Константин Грищенко также называет судебную перспективу дела о нарушении "Большого договора" проблемной.

"Основным судом иска является Международный суд ООН. Для того, чтобы там рассматривать, нужно, чтобы обе стороны фактически признавали обязательность его решений. Россия вряд ли на это согласится", - заявил ВВС Украина Грищенко.

Согласно уставу ООН и Международного суда, заставлять выполнять решение суда должен Совбез, где Россия имеет право вето.

Денонсация или... ничего

Несмотря на это, Грищенко считает нецелесообразным выход из договора, называя его "правовой основой для продвижения своей позиции на международной арене".

"Прекращение договоров должно быть частью четкой стратегии, которой пока нет", - добавил Грищенко.

Правообладатель иллюстрации Getty Images

Зато его коллега, экс-глава МИД Владимир Огрызко считает, что договор нужно денонсировать, независимо от судебных планов.

"Когда страна в состоянии фактической войны с другой, говорить о дружбе и стратегическом партнерстве невозможно. Соглашение или надо менять, или денонсировать", - заявил ВВС Украина Владимир Огрызко.

При этом он настаивает, что на момент аннексии и нарушения "Большого договора" документ действовал, поэтому "любой суд будет рассматривать ситуацию на тот конкретный момент".

Судя по настроениям в МИДе, пока судебного иска против России за нарушение "Большого договора" ждать не стоит.

О денонсации также пока на высоком уровне не говорят - поэтому, скорее всего, договор продолжит формально действовать со статьей об уважении территориальной целостности Украины со стороны России.

ДОГОВОР
о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между
Российской Федерацией и Украиной


Прекратил действие с 1 апреля 2019 года -
сообщение МИД России от 1 апреля 2019 года
____________________________________________________________________

Ратифицирован
Федеральным законом РФ
от 2 марта 1999 года N 42-ФЗ

опираясь на исторически сложившиеся тесные связи, отношения дружбы и сотрудничества между народами России и Украины,

отмечая, что Договор между РСФСР и Украинской ССР от 19 ноября 1990 года способствовал развитию добрососедских отношений между обоими государствами,

подтверждая свои обязательства, вытекающие из положений Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, подписанного в Дагомысе 23 июня 1992 года ,

считая, что укрепление дружественных отношений, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам их народов, служит делу мира и международной безопасности,

стремясь придать новое качество этим отношениям и укрепить их правовую основу,

преисполненные решимости обеспечить необратимость и поступательность демократических процессов в обоих государствах,

учитывая договоренности в рамках Содружества Независимых Государств,

подтверждая свою приверженность нормам международного права, прежде всего целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций , и следуя обязательствам, взятым в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, договорились о нижеследующем:

Статья 1

Высокие Договаривающиеся Стороны как дружественные, равноправные и суверенные государства основывают свои отношения на взаимном уважении и доверии, стратегическом партнерстве и сотрудничестве.

Статья 2

Высокие Договаривающиеся Стороны в соответствии с положениями Устава ООН и обязательствами по Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ.

Статья 3

Высокие Договаривающиеся Стороны строят отношения друг с другом на основе принципов взаимного уважения, суверенного равенства, территориальной целостности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, права народов свободно распоряжаться своей судьбой, невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека и основных свобод, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения взятых международных обязательств, а также других общепризнанных норм международного права.

Статья 4

Высокие Договаривающиеся Стороны исходят из того, что добрососедство и сотрудничество между ними являются важными факторами повышения стабильности и безопасности в Европе и во всем мире. Они осуществляют тесное сотрудничество в целях укрепления международного мира и безопасности. Они предпринимают необходимые меры с тем, чтобы способствовать процессу всеобщего разоружения, созданию и укреплению системы коллективной безопасности в Европе, а также укреплению миротворческой роли ООН и повышению эффективности региональных механизмов безопасности.

Стороны прилагают усилия к тому, чтобы урегулирование всех спорных проблем осуществлялось исключительно мирными средствами, и сотрудничают в предотвращении и урегулировании конфликтов и ситуаций, затрагивающих их интересы.

Статья 5

Высокие Договаривающиеся Стороны проводят регулярные консультации с целью обеспечения дальнейшего углубления двусторонних отношений и обмена мнениями по многосторонним проблемам, представляющим взаимный интерес. Они в необходимых случаях координируют свои позиции для осуществления согласованных действий.

В этих целях по согласованию между Сторонами проводятся регулярные встречи на высшем уровне. Министры иностранных дел Сторон встречаются не реже чем два раза в год.

Рабочие встречи между представителями других министерств и ведомств Сторон для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, проводятся по мере необходимости.

Сторонами могут создаваться на постоянной или временной основе смешанные комиссии для решения отдельных вопросов в различных областях.

Статья 6

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон воздерживается от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны, и обязуется не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против другой Стороны. Ни одна из Сторон не допустит также, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой Стороны.

Статья 7

В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из Высоких Договаривающихся Сторон, создает угрозу миру, нарушает мир или затрагивает интересы ее национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности, она может обратиться к другой Высокой Договаривающейся Стороне с предложением безотлагательно провести соответствующие консультации. Стороны обмениваются соответствующей информацией и при необходимости осуществляют согласованные или совместные меры с целью преодоления такой ситуации.

Статья 8

Высокие Договаривающиеся Стороны развивают свои отношения в сфере военного, военно-технического сотрудничества, обеспечения государственной безопасности, а также сотрудничества по пограничным вопросам, таможенного дела, экспортного и иммиграционного контроля на основе отдельных соглашений.

Статья 9

Высокие Договаривающиеся Стороны, подтверждая решимость идти по пути сокращения вооруженных сил и вооружений, будут способствовать процессу разоружения и взаимодействовать в деле неукоснительного выполнения соглашений в области сокращений вооруженных сил и вооружений, в том числе ядерных.

Статья 10

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам другой Стороны права и свободны на тех же основаниях и в таком же объеме, как и своим собственным гражданам, кроме случаев, установленных национальным законодательством Сторон или их международными договорами.

Каждая из Сторон защищает в установленном порядке права своих граждан, проживающих на территории другой Стороны, в соответствии с обязательствами по документам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и другими общепризнанными принципами и нормами международного права, договоренностями в рамках Содружества Независимых Государств, участниками которых они являются.

Статья 11

Высокие Договаривающиеся Стороны принимают на своей территории необходимые меры, включая принятие соответствующих законодательных актов, для предотвращения и пресечения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости.

Статья 12

Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают защиту этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории и создают условия для поощрения этой самобытности.

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, индивидуально или совместно с другими лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, свободно выражать, сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую или религиозную самобытность и поддерживать и развивать свою культуру, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки их воле.

Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, полностью и эффективно осуществлять свои права человека и основные свободы и пользоваться ими без какой-либо дискриминации и в условиях полного равенства перед законом.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут содействовать созданию равных возможностей и условий для изучения русского языка в Украине и украинского языка в Российской Федерации, подготовки педагогических кадров для преподавания на этих языках в образовательных учреждениях, оказывать в этих целях равноценную государственную поддержку.

Высокие Договаривающиеся Стороны заключат по этим вопросам соглашения о сотрудничестве.

Статья 13

Высокие Договаривающиеся Стороны развивают равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в экономике, воздерживаются от действий, могущих нанести экономический ущерб друг другу. В этих целях, сознавая необходимость поэтапного формирования и развития общего экономического пространства путем создания условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, Стороны принимают эффективные меры для согласования стратегии осуществления экономических реформ, углубления экономической интеграции на основе взаимной выгоды, гармонизации хозяйственного законодательства.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут обеспечивать широкий обмен экономической информацией и доступ к ней предприятий, предпринимателей и ученых обеих Сторон.

Стороны будут стремиться к согласованию своей финансовой, денежно-кредитной, бюджетной, валютной, инвестиционной, ценовой, налоговой, торгово-экономической, а также таможенной политики, к созданию равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов, будут содействовать формированию и развитию прямых экономических и торговых отношений на всех уровнях, специализации и кооперации технологически связанных производств, предприятий, объединений, корпораций, банков, производителей и потребителей продукции.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут способствовать сохранению и развитию на взаимовыгодной основе производственной и научно-технической кооперации между промышленными предприятиями при разработке и производстве современной наукоемкой продукции, включая продукцию для нужд обороны.

Статья 14

Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечат благоприятные условия для прямых торговых и иных экономических отношений и сотрудничества на уровне административно-территориальных единиц, в соответствии с действующими национальными законодательствами, уделяя особое внимание развитию экономических связей приграничных регионов.

Статья 15

Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают благоприятные экономические, финансовые и правовые условия для предпринимательской и иной хозяйственной деятельности предприятий и организаций другой Стороны, включая стимулирование и взаимную защиту их инвестиций. Стороны будут поощрять различные формы кооперации и прямых связей между хозяйствующими субъектами обоих государств, независимо от форм собственности.

Статья 16

Высокие Договаривающиеся Стороны взаимодействуют, в ООН и других международных организациях, включая экономические, финансовые, оказывают поддержку друг другу во вступлении в международные организации и присоединении к соглашениям и конвенциям, участником которых не является одна из Сторон.

Статья 17

Высокие Договаривающиеся Стороны расширяют сотрудничество в области транспорта, обеспечивают свободу транзита лиц, грузов и транспортных средств через территории друг друга в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Перевозки грузов и пассажиров железнодорожным, воздушным, морским, речным и автомобильным транспортом между обеими Сторонами и транзитом по их территории, включая операции через морские, речные и воздушные порты, железнодорожные и автомобильные сети, а также операции через линии связи, магистральные трубопроводные и электрические сети, расположенные на территории другой Стороны, осуществляются в порядке и на условиях, предусмотренных отдельными соглашениями.

Статья 18

Высокие Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать в проведении поиска и аварийно-спасательных работ, а также в расследовании чрезвычайных происшествий на транспорте.

Статья 19

Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают соблюдение правового режима государственного имущества, имущества юридических лиц и граждан одной Высокой Договаривающейся Стороны, находящегося на территории другой Высокой Договаривающейся Стороны, в соответствии с законодательством этой Стороны, если иное не предусмотрено соглашением между Сторонами.

Стороны исходят из того, что вопросы отношений собственности, затрагивающие их интересы, подлежат урегулированию на основе отдельных соглашений.

Статья 20

Высокие Договаривающиеся Стороны уделяют особое внимание развитию сотрудничества в обеспечении функционирования национальных топливно-энергетических комплексов, транспортных систем и систем связи и информатики, способствуя сохранению, рациональному использованию и развитию сложившихся в этих областях комплексов и единых систем.

Статья 21

Высокие Договаривающиеся Стороны на основе отдельных соглашений осуществляют сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства, совместном производстве и разработке ракетно-космической техники на принципах равноправия, взаимной выгоды и в соответствии с международным правом. Высокие Договаривающиеся Стороны способствуют сохранению и развитию сложившихся кооперационных связей предприятий ракетно-космической отрасли.

Статья 22

Высокие Договаривающиеся Стороны будут оказывать взаимное содействие при ликвидации возникших в результате чрезвычайных ситуаций аварий на представляющих взаимный интерес для обеих Сторон линиях связи, магистральных трубопроводах, энергетических системах, путях сообщения и других объектах.

Порядок взаимодействия при проведении аварийных и восстановительных работ определяется отдельными соглашениями.

Статья 23

Высокие Договаривающиеся Стороны сотрудничают в области образования, науки и техники, в развитии исследовательской деятельности, поощряя прямые связи между их научно-исследовательскими организациями и осуществление совместных программ и разработок, в особенности в области передовых технологий. Вопросы использования результатов совместных исследований, полученных в ходе сотрудничества, будут согласовываться в каждом конкретном случае путем заключения отдельных соглашений.

Стороны взаимодействуют в сфере подготовки кадров, поощряют обмен специалистами, учеными, аспирантами, стажерами и студентами. Они взаимно признают эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях и заключат по данному вопросу отдельное соглашение.

Стороны осуществляют обмен научно-технической информацией, а также сотрудничают по вопросам защиты авторских и смежных прав, других видов интеллектуальной собственности в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами своих стран в этой области.

Статья 24

Высокие Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в области культуры, литературы, искусства, средств массовой информации, туризма и спорта.

Стороны взаимодействуют в области сохранения, реставрации и использования их историко-культурного наследия.

Стороны всемерно содействуют укреплению и расширению творческого обмена и взаимодействия между коллективами, организациями и объединениями деятелей литературы и искусства, кинематографии, книгоиздательской сферы, архивного дела своих стран, проведению традиционных дней национальных культур, художественных фестивалей и выставок, гастролей творческих коллективов и солистов, обмена делегациями деятелей культуры и специалистов на государственном, региональном и местном уровнях, организации национальных культурных центров на территории своих государств.

Стороны оказывают государственную поддержку в разработке и реализации совместных программ возрождения и развития индустрии туризма, освоения новых перспективных рекреационных зон, сохранения, реставрации и эффективного использования культурно-исторических и религиозных памятников и объектов. Всемерно поощряются укрепление контактов между спортивными организациями и клубами, совместное проведение межгосударственных спортивных мероприятий.

Стороны совместно разрабатывают и реализуют взаимовыгодные программы развития материально-технической базы телевидения и радио, в том числе спутникового вещания, обеспечивают на паритетной основе организацию теле- и радиопередач в России - на украинском языке, в Украине - на русском языке.

Стороны будут содействовать развитию контактов между людьми, политическими партиями и общественными движениями, профсоюзами, религиозными организациями и объединениями, оздоровительными, спортивными, туристическими и другими объединениями и союзами.

Весь комплекс вопросов, предусмотренных настоящей статьей, явится предметом отдельных соглашений.

Статья 25

Высокие Договаривающиеся Стороны осуществляют сотрудничество в области защиты и улучшения состояния окружающей среды, предотвращения трансграничных загрязнений, рационального и ресурсосберегающего природопользования, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, способствуют согласованным действиям в этой области на региональном и глобальном уровнях, стремясь к созданию всеобъемлющей системы международной экологической безопасности.

Стороны исходят из того, что вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе вопросы охраны и использования экосистем и ресурсов реки Днепр и других трансграничных водотоков, действий в условиях чрезвычайных экологических ситуаций, подлежат регулированию на основе отдельных соглашений.

Статья 26

Высокие Договаривающиеся Стороны сотрудничают в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и заключат по этому вопросу отдельное соглашение.

Статья 27

Высокие Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в области социальной защиты, включая социальное обеспечение граждан. Они заключат специальные соглашения с целью решения вопросов трудовых отношений, трудоустройства, социальной защиты, возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанными с несчастными случаями на производстве, социального обеспечения граждан одной Стороны, осуществляющих трудовую деятельность или приобретших трудовой стаж на территории другой Стороны, и по другим вопросам в этой области, требующим согласованных решений.

Стороны обеспечат свободный и своевременный перевод пенсий, пособий, алиментов, средств по возмещению вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, и других социально значимых платежей гражданам одной из Сторон, постоянно проживающим или временно пребывающим на территории другой Стороны.

Статья 28

Высокие Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать по вопросам восстановления прав депортированных народов в соответствии с договоренностями в рамках СНГ на двусторонней и многосторонней основе.

Статья 29

Высокие Договаривающиеся Стороны как причерноморские государства готовы и далее развивать всестороннее сотрудничество в деле спасения и сохранения природной среды Азово-Черноморского бассейна, проведения морских и климатологических исследований, использования рекреационных возможностей и природных ресурсов Черного и Азовского морей, развития судоходства и эксплуатации морских коммуникаций, портов и сооружений.

Статья 30

Высокие Договаривающиеся Стороны сознают важность сохранения технически единой для Российской Федерации и Украины системы сбора, обработки, распространения и использования гидрометеорологической информации и данных о состоянии окружающей среды для обеспечения интересов населения и национальной экономики и будут всемерно содействовать развитию сотрудничества в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

Статья 31

Высокие Договаривающиеся Стороны уделяют особое внимание развитию взаимовыгодного сотрудничества в области здравоохранения и улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, производства лекарственных препаратов и медицинской техники, подготовки высококвалифицированных кадров для лечебных учреждений Сторон.

Статья 32

Высокие Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать в решении вопросов по регулированию миграционных процессов, включая меры по предупреждению и недопущению нелегальной миграции из третьих стран, для чего заключат отдельное соглашение.

Статья 33

Высокие Договаривающиеся Стороны сотрудничают в борьбе с преступностью, прежде всего с организованной, терроризмом во всех его формах и проявлениях, в том числе преступными деяниями, направленными против безопасности морского судоходства, гражданской авиации и других видов транспорта, незаконным оборотом радиоактивных материалов, оружия, наркотических средств и психотропных веществ, контрабандой, включая незаконное перемещение через границу предметов, представляющих культурную, историческую и художественную ценность.

Статья 34

Высокие Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать в правовой сфере на основе отдельных соглашений.

Статья 35

Высокие Договаривающиеся Стороны способствуют развитию контактов и сотрудничества между парламентами и парламентариями обоих государств.

Статья 36

Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Высоких Договаривающихся Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.

Статья 37

Споры относительно толкования и применения положений настоящего Договора подлежат урегулированию путем консультаций и переговоров между Высокими Договаривающимися Сторонами.

Статья 38

Высокие Договаривающиеся Стороны заключат между собой другие соглашения, необходимые для осуществления положений настоящего Договора, а также соглашения в областях, представляющих взаимный интерес.

Статья 39

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами*.
-----------------
* Договор вступил в силу 1 апреля 1999 года.

Со дня вступления в силу настоящего Договора прекращает свое действие Договор между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Украинской Советской Социалистической Республикой от 19 ноября 1990 года .

Статья 40

Настоящий Договор заключается сроком на десять лет. Его действие будет затем автоматически продлеваться на последующие десятилетние периоды, если ни одна из Высоких Договаривающихся Сторон не заявит другой Высокой Договаривающейся Стороне о своем желании прекратить его действие путем письменного уведомления не менее чем за шесть месяцев до истечения очередного десятилетнего периода.

Статья 41

Настоящий Договор подлежит регистрации в Секретариате Организации Объединенных Наций в соответствии со статьей 102 Устава ООН .

Совершено в г.Киеве 31 мая 1997 года в двух экземплярах, каждый на русском и украинском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Ратифицирован Федеральным Собранием (Федеральный закон от 2 марта 1999 года N 42-ФЗ - "Бюллетень международных договоров", N 5 за 1999 год).

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Президент Украины
Л.Кучма

Текст документа сверен по:
"Бюллетень международных договоров",
N 7, июль 1999 года

Японское название Японии Nihon (日本) состоит из двух частей – ni (日) и hon (本), оба из которых являются китаизмами. Первое слово (日) в современном китайском произносится rì и обозначает, как и в японском, «солнце» (передаваясь на письме его идеограммой). Второе слово (本) в современном китайском произносится bӗn. Его первоначальное значение – «корень», и передающая его идеограмма представляет собой идеограмму дерева mù (木) с добавленной внизу чёрточкой, обозначающей корень. Из значения «корень» развилось значение «происхождение», и именно в этом значении оно вошло в название Японии Nihon (日本) – «происхождение солнца» > «страна восходящего солнца» (совр. кит. rì bӗn). В древнекитайском слово bӗn (本) имело ещё и значение «свиток, книга». В современном китайском оно в этом значении вытеснено словом shū (書), однако остаётся в нём в качестве счётного слова для книг. Китайское слово bӗn (本) было заимствовано в японский как в значении «корень, происхождение», так и в значении «свиток, книга», и в форме hon (本) означает книгу и в современном японском языке. Это же китайское слово bӗn (本) в значении «свиток, книга» было также заимствовано и в древнетюркский язык, где после добавления к нему тюркского суффикса -ig приобрело форму *küjnig. Тюрки принесли это слово в Европу, где оно из языка дунайских тюркоязычных булгар в форме кънига попало в язык славяноязычных болгар и через церковнославянский распространилось в другие славянские языки, включая русский.

Таким образом, русское слово книга и японское слово hon «книга» имеют общий корень китайского происхождения, и тот же самый корень входит в качестве второго компонента в японское название Японии Nihon.

Надеюсь, всё понятно?)))

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Россией и Украиной был подписан 31 мая 1997 года. Он должен был автоматически продлеваться каждые 10 лет. Но Пётр Порошенко подписал указ о прекращении действия этого соглашения.

Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о разрыве договора о дружбе с Россией. Теперь Киев до 30 сентября официально проинформируют Россию о принятом решении нотой МИД Украины, а Порошенко внесет в парламент соответствующий законопроект.

Об этом идет речь в сообщении пресс-службы президента, распространенном сегодня, 17 сентября.

"Внешнеполитическое ведомство должно заявить Российской Федерации о желании Украины прекратить действие Договора о дружбе с РФ в соответствии со статьей 40 настоящего договора и внести в установленном порядке на рассмотрение президенту Украины проект закона Украины о прекращения действия договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией", – говорится в сообщении.

Более того, в соответствии с решением СНБО, МИД должен проинформировать ООН, ОБСЕ и другие международные организации о стремлении Украины прекратить действие Договора о дружбе с Россией, а также о причинах его прекращения.

Порошенко своим указом ввел в действие решение совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины от 6 сентября о прекращении Договора о дружбе, сотрудничестве с Россией.

"Поддержаны предложения МИД Украины относительно прекращения Украиной действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, подписанного 31 мая 1997 года" сообщается на сайте Порошенко.

В начале сентября глава МИД Украины Павел Климкин объявил о намерении пересмотреть всю договорно-правовую базу с Россией.

После того, как Климкин объявил, что власти Украины подготовили пакет документов о денонсации договора о дружбе с Россией. В Кремле назвали этот шаг Киева неразумным.

Такого же мнения, впрочем, придерживаются и некоторые депутаты Рады. В частности, Вадим Рабинович выразил уверенность, что прекращение договора о дружбе с Россией принесет Украине большие убытки, поскольку Москва продолжает оставаться крупнейшим торговым партнером Киева.

Судебный юрист украинской диаспоры в Москве Леонид Козак прокомментировал RT подписание украинским президентом Петром Порошенко указа о прекращении действия договора о дружбе с Россией.

"Нужно признать, что нет никакого мира, дружбы и прочего между Россией и Украиной. Срок действия этого договора заканчивается в 2019 году. Соответственно, встаёт вопрос о его продлении. Он предусматривает обязанность обеих сторон, российской и украинской, соблюдать территориальную целостность и делать всё возможное для того, чтобы избегать враждебных отношений между сторонами.

Разрыв этого договора является наиболее выгодным для Украины, потому что она сейчас сможет спекулировать на международной арене", - сказал Козак.

По его словам, не стоит рассчитывать на скорое урегулирование отношений между двумя странами.

"Что касается дальнейших событий, возможно какое-то ужесточение мер во взаимных отношениях между странами. Но сам разрыв является больше формальным", - заключил он.

МИД России отреагировало на прекращение Украиной договора о дружбе

В российском МИД выразили "глубокое сожаление" в связи с решением украинской стороны прекратить действие договора о дружбе между странами. Наш МИД считает, цитата: "что в своём антироссийском угаре нынешние киевские власти оставят в истории о себе след как о политиках, нанёсших колоссальный урон не только российско-украинским отношениям, но и национальным интересам своей страны", - конец цитаты. Российские дипломаты уверены, что нынешний кризис в отношениях между странами будет преодолен. Но восстанавливать связи между странами придётся уже с другими, "более ответственными украинскими политиками".

Да, как-то странно было быть в состоянии дружбы со страной, каждый год повышать товарооборот и в тоже время обзывать ее агрессором... Прямо цирк бесплатный. С этим, конечно, нужно было что то делать.

Итак, Порошенко подписал приговор Украине. Теперь Украина до Днепра принадлежит России на законных основаниях, и уже на законных основаниях можно и нужно поднять вопрос о возврате исконно русских территорий в состав России. .А вообще, можно считать, что Порошенко подписал отказ от признания украинско-российской границы.

Чем обернется разрыв киевским режимом Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией?

Однако в конкретном случае эти формулировки не имеют принципиального значения. Важным является то, что этот документ, который долгое время оставался рудиментом несуществующей системы отношений между Москвой и Киевом, прекратит свое существование. Произойдет это 31 марта 2019 года, аккурат в день намеченных на Украине президентских выборов и в канун 20-й годовщины с момента своего вступления в силу.

Чего испугалась Украина?

Отметим, что наряду с Большим договором о дружбе и сотрудничестве Украина анонсировала пересмотр многих других межгосударственных соглашений с Россией, в том числе и договора 2003 года о совместном использовании вод Азовского моря и Керченского пролива, актуальность которого остается одним из самых обсуждаемых вопросов в украинском инфополе. Правда, глава МИД Украины Павел Климкин не стал уточнять, когда это соглашение прекратит свое действие. Причина на удивление проста - в Киеве боятся, что Москва использует разрыв двусторонних соглашений против Украины.

У каждого договора с РФ есть пункт о процедуре прекращения его действия, и у нас есть внутренний план, как и когда мы будем это делать. Но если мы этот план объявим уже сейчас, то Россия использует это против нас в судебных процессах, - признал Климкин.

Разрыв Договора о дружбе с Россией поддержал и главный смотрящий за Украиной от Белого дома Курт Волкер. По словам спецпредставителя президента США, который накануне посетил Киев, чтобы принять участие в так называемой Ялтинской европейской стратегии, странно иметь такой договор в условиях "вторжения России".

Указ Порошенко - большой подарок для России

В России предупредили Украину о возможных последствиях прекращения действия "Большого договора".

По мнению председателя Комитета Государственной думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связях с соотечественниками Леонида Калашникова, разрыв "Большого договора" ухудшит положение проживающих на Украине граждан России и проживающих в России граждан Украины. По словам депутата, Порошенко наплевать на живущих в России украинцев.

Председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков в свою очередь отметил, что прекращение Украиной действия Договора о дружбе и сотрудничестве с Россией является закономерным шагом режима Порошенко, при этом ущерб для самой Украины их не волнует.

"Это большой подарок нам со стороны Петра Алексеевича Порошенко, - считает депутат Государственной думы РФ Константин Затулин, ранее выступавший за денонсацию "Большого договора" с российской стороны. - Украинцы денонсировали Договор, который является основанием для территориальных претензий современной Украины к России в связи с ситуацией с Крымом и Севастополем".

По словам политика, киевский режим таким образом решает свои местечковые проблемы, чтобы Порошенко мог позиционировать себя в качестве главного патриота, русофоба и борца с "российской агрессией". Ведь приближаются выборы, и сохранение у власти после 31 марта 2019 года для Порошенко сейчас является вопросом жизни и смерти. Вот только столь явный популистский шаг, продиктованный даже не непомерными амбициями, а скорее инстинктом самосохранения, дорого обойдется Украине.

С этого момента все эти разговоры украинцев о том, что "вы у нас что-то отобрали", утратили смысл. Сегодня власти Украины своим решением поставили знак вопроса по российско-украинским государственным границам. До этого мы были в несколько неловкой ситуации, а я сам обращал на это внимание и предлагал России денонсировать данный Договор, но российская власть на это не пошла и оказалась права, поскольку я лично думал, что украинскую власть возглавляют не такие идиоты, объяснил Затулин в беседе с ФБА "Экономика сегодня".

По мнению же бессменного руководителя фракции ЛДПР в Государственной думе Владимира Жириновского, сам Договор о дружбе и сотрудничестве с Украиной был невыгоден России, так как закреплял очерченные в советское время границы этого "искусственно созданного образования". Примечательно, что Жириновский был одним из наиболее убежденных противников ратификации этого соглашения с Украиной еще в декабре 1998 года, но тогда все решили голоса представителей КПРФ и "Яблока".

Будет ли конец шантажу, предательству и исторической несправедливости?

Обращаясь к нашей недавней истории, напомним, что подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной состоялось на встрече в Киеве президентов Бориса Ельцина и Леонида Кучмы. Согласно этому договору, который был ратифицирован Верховной Радой Украины 14 января 1998 года и Государственной Думой России 25 декабря 1998 года и вступил в силу с 1 апреля 1999 года, обе стороны заявляли о приверженности стратегическому партнерству и сотрудничеству, признании суверенитета, территориальной целостности и существующих границ. Все последующие двусторонние договоренности между Москвой и Киевом так или иначе исходили из этого "Большого договора", который уже тогда, в конце 1990-х годов, многими русскими патриотами Украины воспринимался крайне негативно.

Во-первых, он закреплял признание Россией Украины в тех границах, в которых ее искусственно сконструировали большевики, и легитимизировал переход в распоряжение властей "незалежной" всей той гражданской и военной инфраструктуры, которая была возведена на этой территории во времена Российской империи и Советского Союза.

Обратим внимание на еще один немаловажный момент: буквально за три дня до подписания Ельциным и Кучмой "Большого договора" Москва и Киев после долгих переговоров пришли к соглашению о разделе Черноморского флота СССР и базировании Черноморского флота России в Крыму и Севастополе сроком на 20 лет. По заключенному же "Большому договору", Москва окончательно признавала суверенитет Киева над Крымом и Севастополем. Пройдет всего несколько лет, и Украина начнет шантажировать Россию, угрожая отказом в пролонгации соглашений по Черноморскому флоту после 2017 года. Конец этому шантажу был положен лишь в марте 2014 года, когда после нацистского переворота в Киеве в Крыму началось народное восстание, закончившееся референдумом и присоединением полуострова к России.

Сегодня реально был поставлен крест на украинской государственности.

Примечательно, что решение Порошенко прекратить действие Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией совпало с 79-й годовщиной вступления советских войск на территорию Западной Украины. Это событие, которое в советской историографии называлось "освободительным походом", положило начало процессу присоединения оккупированных поляками галицких и волынских земель к созданной российскими большевиками Украинской советской социалистической республике (УССР), правопреемницей которой пока еще является современная Украина.

Тот пересмотр границ подвергается резкому осуждению со стороны официального Киева и с подачи глашатаев декоммунизации из так называемого Украинского института национальной памяти именуется не иначе, как "оккупацией", что только на руку полякам и другим западным соседям Украины, уже открыто предъявляющим Киеву территориальные претензии и выставляющим исторические счета.

Поэтому сегодняшний разрыв Порошенко "Большого договора" с Россией, снимающий все взятые на себя Москвой обязательства в отношении "незалежной", можно расценивать как еще один шаг киевского режима на пути к демонтажу построенной и выпестованной коммунистами украинской государственности. И главная задача России на перспективу - извлечь из этого максимальные выгоды, соответствующие интересам всего искусственно разделенного русского народа.

Дмитрий Павленко

Подпишись на NOVO24

Похожие публикации