Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Первый трудовой опыт. С чего начинать? Работа и опыт Набираем исходный материал

Понятие трудовой деятельности

Трудовая деятельность человека является разновидностью его социального поведения. Трудовая деятельность – это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в трудовые организации. Трудовая деятельность работников обеспечивает решение ряда задач:

    создание материальных благ как средств жизнеобеспечения человека и общества в целом;

    оказание услуг различного целевого назначения;

    разработка научных идей, ценностей и их прикладных аналогов;

    накопление, консервация, переработка и анализ, передача информации и ее носителей;

    развитие человека как работника и как личности др.

Трудовая деятельность – независимо от способа, средств и результатов – характеризуется рядом общих свойств:

    определенным функционально-технологическим набором трудовых операций;

    набором соответствующих качеств субъектов труда, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках;

    материально-техническими условиями и пространственно-временными рамками реализации;

    определенным способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами условиями их реализации;

    нормативно-алгоритмизированным способом организации, при посредстве которого формируется поведенческая матрица индивидов, включенных в производственный процесс (организационно-управленческой структурой).

Каждый вид трудовой деятельности можно выделить две основные характеристики: психофизиологическое содержание (работа органов чувств, мышц, процессы мышления и т. п.); и условия, в которых осуществляется трудовая деятельность. Структура и уровень физических и нервных нагрузок в процессе трудовой деятельности определяются этими обеими характеристиками: физические – зависят от уровня автоматизации труда, его темпа и ритма, конструкции и рациональности размещения оборудования, инструмента, оснастки; нервные – обусловлены объемом перерабатываемой информации, наличием производственной опасности, степенью ответственности и риска, монотонностью труда, взаимоотношениями в коллективе.

Таким образом, в целом можно говорить о сокращении двигательных компонентов и возрастании значения психической составляющей трудовой деятельности. Помимо этого, НТП создает технические предпосылки для вывода работника из зоны действия производственных вредностей и опасностей, позволяет совершенствовать защиту исполнителя, освободить его от тяжелых и рутинных работ.

Однако чрезмерное снижение двигательной активности оборачивается гиподинамией. Рост нервных нагрузок может привести к травмам, авариям, сердечно-сосудистым и нервно-психическим расстройствам. Возрастание скорости и мощности оборудования может привести к несогласованности параметров его работы и возможности человека реагировать и принимать решения. Новые технологии зачастую ведут к появлению новых производственных вредностей и опасностей, негативному воздействию на экологию.

Проблема заключается в том, чтобы «привязать» технику к возможностям человека, учитывать его психофизиологические характеристики на стадиях проектирования, конструирования, эксплуатации системы «человек-машина». Все это определяет необходимость изучения физиологических и психических процессов в трудовой деятельности человека.

Роль труда в обществе

История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.

В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда организация труда оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда и во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое значение.

Совместный трудлюдей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, - все это называется производством.

Особенности современного труда:

    Возрастание интеллектуального потенциала процесса труда, что проявляется в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам своей деятельности;

    Увеличение доли овеществленного труда, связанного со средствами труда, обусловлено достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором ростапроизводительности и эффективности труда;

    Возрастающий аспект социального процесса. В настоящее время факторами роста производительности труда считаются не только повышение квалификации работника или повышение уровня механизации и автоматизации его труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом. Эта социальная сторона трудовых отношений существенно дополняет материальные стороны труда и играет важную роль в жизни человека.

Связь социологии труда с науками о труде

Система наук о труде включает множество самых разнообразных и относительно самостоятельных дисциплин.

Социология труда изучает «поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду», взаимоотношения социальных групп в процессе труда, делает акцент на демографические различия людей, на различия в их образовании и квалификации, на особенности воспитания и политических взглядов, вероисповедания и общественного положения.

Многообразие наук о труде обусловлено спецификой тех трудовых проблем, которые являются объектом исследования каждой из них.

Предметом экономики труда является система социально-экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности, между работодателем, наемным работником и государством по поводу организации труда. Экономика труда изучает социально-экономические проблемы труда, проблемы обеспечения эффективности и производительности труда на основе его научной организации.

Физиология труда как наука изучает влияние и механизм воздействия трудового процесса на физиологические характеристики человека, является научной основой разработки норм труда, режимов труда и отдыха, планировки рабочего места, обеспечения благоприятных условий труда.

Психология труда изучает психологические характеристики человека в процессе труда, отношение человека к своей трудовой деятельности, она является основой профессиональной подготовки, разработки систем мотивации и стимулирования труда работников, выступают инструментом управления трудовыми конфликтами.

Эргономика является основой рационализации трудовых процессов, поскольку изучает деятельность человека в его связи с техникой, машинами, средствами производства. Эргономика позволяет оптимизировать взаимодействие человека с машинными системами.

Гигиена труда, производственная санитария и техника безопасности обеспечивают создание на производстве здоровых и безопасных условий труда.

Демография это наука о народонаселении, она изучает процессы воспроизводства населения, его половозрастную структуру, расселение населения по регионам страны, что позволяет эффективно удовлетворять потребности предприятий в необходимых трудовых ресурсах.

Управление персоналом дает возможность реализовывать трудовой потенциал (путем подбора, обучения и справедливого вознаграждения персонала организации работников), и позволяет эффективно управлять персоналом организации (обеспечивается выбором оптимального стиля управления, выработкой кадровой политики, проведением маркетинга персонала).

Социология профессий изучает общественное разделение труда, престижность различных видов трудовой деятельности, профессиональную пригодность человека и др.

Организация труда изучает формирование упорядоченной системы взаимодействия работников, их групп и подразделений для достижения поставленных целей, что позволяет обеспечить эффективное соединение рабочей силы со средствами производства в конкретных условиях, реализацию трудового потенциала работников и удовлетворяет потребности всех субъектов социально-трудовых отношений.

Трудовое право является юридической основой трудовых отношений. Оно устанавливает правовые нормы труда, регламентирует права и обязанности субъектов социально-трудовых отношений, определяет дифференциацию в оплате труда, служит основой социальной политики и социальной защиты работников.

Статистика труда дает возможность проведения анализа эффективности труда на основе количественных показателей производительности труда, численности и динамики персонала, фонда заработной платы и др.

Какие задачи решает дисциплина

"Экономика и социология труда"?

Основные задачи дисциплины "Экономика и социология труда" определены ее целью, которая предусматривает исследование научных основ, теоретических, методологических положений и практического опыта в области управления человеческими ресурсами - формирования и рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при возникновении новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

Главная задана - изучение сущности и механизмов экономических и социальных процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества. Ее решение основано на изучении методологических положений экономической -фудовой теории, раскрывающей основополагающую роль труда в жизнедеятельности человека и общества, а также экономические и социальные особенности труда в конкретных исторических условиях.

Другая задача - изучение факторов и резервов эффективной занятости, формирования и рационального использования трудового потенциала, повышения эффективности и производительности труда. Определяющими предпосылками дпя решения эггой задачи являкхгся, во-первых, механизм реализации российских законов и социально-экономической политики в регулировании социально-трудовых отношений, а во-вторых, изучение закономерностей, объективных и субъективных факторов, воздействующих на экономические и социальные процессы, отношение человека к труду, его поведение в коллективе.

Еще одна задача- выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами, протекающими в национальной экономике рыночного типа, ориентированной на социальное развитие, а также взаимосвязей рынка труда с рынками сырья, капитала, фондовыми рынками. Вследствие этого особое значение приобретает исследование процесса стоимости рабочей силы, а также формирования трудовых затрат на всех стадиях воспроизводственного цикла. Расширение и углубление знаний в этой области требует изучения зарубежного, а также отечественного опыта в различных регионах страны и на различных предприятиях, изучения состояния внуфенних рынков труда, знакомства с методическими приемами экономического анализа, аудита, социологического исследования.

Социальная инженерия - это управленческая деятельность, направленная на изменение социальных систем и социальных институтов в соответствии с заданной целью с использованием наукоемких технологий и инженерного подхода. В отечественной науке и практике управления впервые этот термин употребил в начале ХХ века директор Центрально института труда А. Гастев. В его понимании социальный инженер - это руководитель трудового коллектива, от деятельности которого зависит успешность функционирования всей социально-инженерной машины. Идея социальной инженерии заключалась в тесном сочетании людских комплексов с организацией комплексов машин. Эти комплексы машино-людей основываются на единстве биологии и инженерных наук. Советский партийный и государственный деятель, видный специалист по проблемам организации труда и управления П.М. Керженцев ограничивал проблемы социальной инженерии управлением людьми и коллективами, независимо от сферы деятельности. Он сформулировал ряд общих принципов управления - это установление цели и задач организации и управленческой деятельности; выработка плана, методов работы и методов управления; постановка учета и контроля. По мнению П.М. Керженцева, в условиях социализма главное внимание в управленческой деятельности должно было уделяться плановому ведению производственной и трудовой деятельности. Но руководитель, обладая реальной властью, существенным образом влияет на трудовой коллектив и результативность его деятельности, поэтому подбор руководителей должен строиться на соответствии его личных качеств требованиям конкретной должности, на которую он претендует.

Отечественная социальная инженерия 20-30-х годов ХХ столетия базировалась на психотехнике и социологических исследованиях, традиции которых продолжила после тридцатилетнего перерыва заводская социология 60-80-х годов. В теории и практике социального планирования, которые получили свое дальнейшее развитие в годы хрущевской оттепели, использовались наряду с данными социологических опросов идеологические установки и социально-культурные нормативы. В отечественной социальной инженерии были сформулированы следующие принципы: принцип прямого участия в решении социальных задач, так как решаются актуальные насущные задачи; принцип непрерывного социоинженерного обеспечения и социального проектирования; принцип технологизации, то есть обеспечение оптимальных способов воздействия.

В западной социологии социоинженерная деятельность была подробно рассмотрена К. Поппером в работах «Нищета историцизма» (1945) и «Открытое общество» (1945). Социальную инженерию он рассматривал как совокупность подходов прикладной социологии, направленных на рациональное изменение социальных систем на основе фундаментальных знаний об обществе и предсказании возможных результатов преобразований.

Современный социоинженерный подход позволяет изменить социальную действительность на основе методов планирования, программирования, предвидения и прогнозирования. Социоинженерная деятельность включает в себя следующие процедуры:

Оценка состояния объекта социоинженерной деятельности;

Прогнозирование наиболее вероятных вариантов развития внутренней и внешней среды объекта прогноза;

Моделирование будущего состояния объекта исследования с использованием математических, кибернетических, прогностических и других методов;

Разработка социального проекта нового состояния исследуемого объекта;

Социальное планирование в соответствии с социальным проектом;

Осуществление проекта с помощью инновационных социальных технологий.

Современная отечественная социальная инженерия развивается по следующим блокам (направлениям):

Социетальный блок - строительство социальных институтов: государственное строительство, создание модернизированной системы образования, здравоохранения и т.п.;

Региональный блок - формирование региональных сообществ;

Муниципальный блок - формирование местных сообществ;

Организационный блок - строительство организаций;

Блок групповой инженерии - формирование целевых групп и команд.

социальная инженерия сегодня представляет собой комплекс практически ориентированных знаний в области управления социальными структурами и процессами, развивающийся по следующим направлениям:

    Строительство социальных институтов, например, государственное строительство, реорганизация системы высшего образования и т.д. («социетальный» блок);

    Региональное строительство (региональный блок);

    Формирование местных сообществ (муниципальный блок);

    Строительство организаций или «организационная инженерия» (организационный блок);

    Формирование целевых групп и команд («групповая» инженерия). Избирательные технологии и другие способы продвижения лидеров или их команд являются составной частью всех блоков социоинженерной деятельности.

В образовательной практике идеи социальной инженерии реализуются путем применения современных образовательных технологий и активных методов обучения, а также посредством “насыщения” учебного процесса дисциплинами социоинженерного и организационного цикла, в том числе:

    теория и методы социальной инженерии;

    диагностика организаций;

    прогнозирование и моделирование развития организаций;

    организационное проектирование и программирование;

    социальное планирование;

    внедрение социальных новшеств в организации и т.д.;

    практикум по социальным технологиям;

    методы разрешения конфликтов.

На становление и развитие социальной инженерии существенное влияние оказали психология, прикладная антропология, управленческие науки, а в настоящее время синергетика и социальная синергетика - наука о самоорганизации общества, которая определяет условия и факторы устойчивого развития общества. С позиций социальной синергетики в обществе благодаря коммуникативным связям происходит синтез материальных и нематериальных структур, а эволюционное развитие, происходящее на основе обмена информацией, определяет естественный отбор энергетически более выгодных методов социального управления. Данный процесс обеспечивает переход общества на качественно новый уровень. С позиций синергетики управление рассматривается как открытая система, в основе которой лежит взаимодействие с объектом, а не воздействие на него. Механизм управления осуществляется в двух направлениях. Во-первых, задается социально-технологический коридор, приемлемый с точки зрения развития и функционирования социальной системы. В рамках этого коридора социальная система может реализовывать различные траектории саморазвития, а инновационные процессы направляются в социально-конструктивное русло. Во-вторых, для устойчивого социального развития и подъема на новый уровень самоорганизации в точках бифуркации осуществляется локальное воздействие в нужное время и в нужном месте.

Одним из вариантов практического применения синергетического подхода к управлению является теория самообучающейся организации, способной создавать, приобретать и обменивать знания и изменять свое поведение в соответствии с новыми знаниями и интуицией. Источниками обучения являются сотрудники организации, внешние консультанты, бизнес-тренеры, собственный бизнес, внешняя среда и уроки, извлеченные из собственного практического опыта. Самообучающаяся организация в современных условиях является наиболее конкурентоспособной, синергетика является универсальной методологией современного информационного общества, его структур и социоинженерного подхода к управлению обществом. Данный подход предъявляет высокие требования к управленцам, так как они должны обладать современными социально-технологическими знаниями.

Многие исследователи приходят к выводу, что социально-инженерный подход к управлению производит третий фактор, в котором разрешаются противоречия отношений объекта и субъекта управления. Объект социальной инженерии перестает быть лишь средством реализации социальных программ, разработанных экспертами, и сам становится субъектом. Формируется тринитарный подход управление - соуправление - самоуправление. Социально-инженерный подход превращает управление в интерактивный процесс, а задачей социальных инженеров становится создание условий для раскрытия внутреннего потенциала социальной системы.

К сожалению, в отечественной управленческой науке и практике сохраняется некоторое настороженное отношение к социальной инженерии, так как иногда технологичность воспринимается как экспериментирование и манипулирование людьми. Этим фактом в значительной степени обусловлена низкая востребованность социального проектирования программно-целевого управления субъектами управления.

Системный подход к управлению инновационным развитием промышленных предприятий

The system approach to management of innovative development of the industrial enterprises

Введение *

В ХХI веке мировое сообщество сталкивается с инновационными вызовами, связанными с развитием высоких технологий, информатизацией, изменением содержания труда и качества рабочей силы. При этом процесс глобализации порождает как новые формы международного сотрудничества и межгосударственных отношений, так и новые противоречия, требуя новых подходов к решению политических, экономических и социальных проблем на всех уровнях их проявления. Скоординированное развитие, гармонизация норм и стандартов социально-трудовых отношений, обмен накопленным опытом могут способствовать построению высокоорганизованного, экономически и экологически эффективного производства. Результат усилий по стабилизации производства и улучшению социального климата внутри страны во многом зависит от развития деятельности промышленных предприятий, которые являются первичной ячейкой любой экономической системы и способны стать локомотивом инновационного развития национальной экономики.

Теоретические подходы к обоснованию инновационного развития промышленных предприятий

В экономической науке существуют различные подходы к определению сущности, значения, основ функционирования и развития предприятия:

    ресурсный подход, согласно которому предприятия (организации) выживают в той мере, в которой они приобретают и поддерживают свои ресурсы, и возможность накопления предприятием организационно-специфических ресурсов выступает главным обоснованием его существования;

    системный подход рассматривает предприятие как сверхсложную открытую социально–экономическую систему, связанную специфическими отношениями со своей внешней и внутренней средой, главным и наиболее активным элементом которой выступает человек;

    эволюционный подход содержательно и метаморфически связан с эволюционным мировоззрением на процесс постоянного и причинно-обусловленного изменения деятельности предприятия, при этом механизм изменения связывается с изменчивостью, наследованием и отбором, где особое внимание уделяется инновационному процессу: появлению, закреплению и распространению инноваций, исследованию конкуренции как процессу отбора, решению проблем информации, неопределенности и времени;

    неоинституциональный подход анализирует деятельность предприятия в условиях ограничений, обусловленных институциональной структурой общества, где предприятия как экономические агенты действуют в мире высоких трансакционных издержек, в условиях неопределенности и риска, что порождает ограниченную рациональность и оппортунистическое поведение; в рамках неоинституциональной теории выделяют трансакционный подход, который исследует причины существования фирмы и особенности их внутреннего устройства, акцентируя внимание на необходимости фирмы избегать трансакционных издержках по заключению сделок на рынке и использовании преимуществ кооперации для получения максимального результата своей деятельности.

    процессный подход является одним из базовых в исследованиях стратегического менеджмента и рассматривает предприятие с точки зрения процессов, связанных с предпринимательской деятельностью, организационным обновлением и ростом, а также с развитием и применением стратегии, которая направляет организационные действия, основываясь при этом на логике причинно-следственного объяснения, связывающего независимые переменные, на типах концептов или переменных, отражающих действия предприятий или индивидов, на последовательности событий, описывающих изменение явлений с течением времени.

    поведенческий подход исследует реальное поведение предприятий как экономических субъектов, в деятельности которых господствует не рациональное, а конвенциональное поведение (т.е. подчиняющееся принятым правилам и условностям), анализ которого позволяет построить обобщенную модель принятия решений;

    подход, основанный на знаниях, концентрирует внимание на движении знаний и их влиянии на эффективность и конкурентные преимущества предприятий, рассматривая знания как субъективированную информацию, неотделимую от убеждений индивида и целенаправленного действия, придавая большое значение фирмам, которые создают и развивают рутины, действуя как хранилища знаний.

    синтетический подход означает необходимость учета в моделях теории фирм «технологических» и «социальных» факторов, утверждая, что структура социальных отношений оказывает постоянное влияние на организационную динамику предприятия.

Анализ теорий фирмы позволяет обосновать механизм управления инновационным развитием промышленных предприятий в условиях кластеризации экономики и определить основные элементы, обеспечивающие взаимодействие и сотрудничество участников инновационного процесса на разных стадиях (табл.1).

Инновационное развитие рассматривается как целенаправленный непрерывный процесс осуществления инноваций в научной, производственной, экономической, коммерческой, финансовой, маркетинговой, управленческой деятельности предприятия, направленный на максимально полное удовлетворение общественных потребностей на основе реализации научных достижений в процессе производства для получения максимального экономического, социального и экологического эффекта, выраженного в абсолютном и относительном изменении (приращении) экономических показателей.

Большинство трудовых мигрантов, отправляясь в Польшу, интересуются, на что именно им стоит делать упор в своем резюме: на стаж или же опыт своей работы.

Ведь часто эти понятия даже в рамках одной профессии вовсе не совпадают. Что же важнее для представителей тех или иных профессий, желающих хорошо в этой стране трудоустроиться? Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно, чтобы вы могли к подаче резюме подготовиться правильно.

Опыт работы — общее представление

Опыт работы в целом – это совокупность знаний и навыков, полученных вами в ходе работы в определенной профессии. Также нередко его упрощенно понимают как срок, проведенный на определенной должности, однако на самом деле данные понятия не тождественны.

Ведь человек может несколько лет проработать на одном месте и не мочь решить простейшие задачи, но в то же время он может формально никогда нигде не работать, но получить опыт фактический уникальный, нередко так бывает у фотографов и программистов.

Опыт работы можно, однако, дополнительно поделить на две большие категории:

  • полученный вами в определенной сфере;
  • полученный непосредственно во время работы в определенной компании или на государственной службе.

Сложно определить, какой из них окажется важнее в каждом конкретном случае. Для некоторых работодателей, к примеру, может отказаться интересным лишь навыки, связанные с определенными задачами или специальными программами, если на них идет упор в их отрасли.

Но бывает и наоборот — начальника волнует опыт, полученный сотрудником в целом. Так бывает, к примеру, при работе на крупных предприятиях либо же при старте нового проекта.

Опыт трудоустройства является важнейшим показателем при поиске нового места занятости, поскольку дает возможность понять, насколько сотрудник обучаем, как быстро он может обрабатывать необходимую ему информацию. Именно на основании его можно определить наиболее точно, будет человек полезен на выбранной должности или же нет.

Стаж работы — общее представление


Стаж работы – это общее количество времени, на протяжении которого человек числился на той или иной должности и выполнял порученные ему обязанности.

Помимо времени занятости на различных предприятиях, в трудовой стаж обычно вносят также срок обучения в вузе, службу в армии, время, потраченное на получение научного звания, срок, посвященный уходу за инвалидом, ребенком, время получения по нетрудоспособности социальных выплат, а также получения пособия в случае потери места работы или же срок, во время которого по ложным обвинениям лицо пребывает в местах лишения свободы.

Стаж работы учитывают обычно при:

  • начислении пенсии;
  • определении размера больничного;
  • аттестации отдельных категорий работников;
  • начисления иных социальных выплат.

Официальный трудовой стаж насчитывается на основании данных о трудоустройстве человека на определенном объекте по трудовому законодательству. Основная проблема для современных трудоустроенных лиц в том, что только на некоторых предприятиях они числятся в штате, а значит, время, проведенное ими там, им в стаж никак не может пойти.

Для того ж чтобы не потерять возможность указать уровень владения собственной профессией при устройстве на другую работу, в особенности, в Польшу, им приходится указывать в документах именно трудовой опыт. При выборе неофициальной работы они имеют на это полное право.


Важность стажа или опыта для успешного трудоустройства в Польше зависеть будет всегда от того, на какое именно место вы претендуете. В идеале вы должны иметь возможность подтвердить и наличие хотя бы минимального опыта (от года), и стажа.

Работодатель, однако, в большинстве случаев при рассмотрении резюме для трудоустройства в Польше в первую очередь будет обращать внимание на опыт и полезные навыки, которые вы имеете именно для той должности, на которую претендуете.

Так уже на этапе составления резюме вам нужно будет рассказать о том, с какими именно задачами вы справлялись на своем рабочем месте, какие дополнительные преимущества имеете перед другими конкурентами и чем можете ценны быть для фирмы. А это все относится к категории опыта работы.

К слову, если речь идет о представителях таких специальностей как программисты, дизайнеры, фотографы, то у них официальный стаж может и отсутствовать как понятие. В таком случае опираться в трудоустройстве начальники поляки будут на предоставленное портфолио, а также рекомендации от прошлых заказчиков, касается это всех фрилансеров.

А вот трудовые мигранты, занятые в медицине, преподавании, бухгалтерии вынуждены будут свой трудовой стаж предъявить.

Ведь в таких профессиях часто от него зависит и аккредитация специалиста, наличие у него определенной аттестации. Для его подтверждения достаточно будет предоставить имеющуюся трудовую книжку или справку с места работы. Данное правило справедливо для представителей всех стран СНГ.


Каким бы ни был ваш персональный послужной список, устраиваясь на работу в Польше, описывая стаж и персональный опыт, будьте очень внимательны. Ведь важно такую информацию правильно подать. Для этого стоит учесть такие правила:

  • В резюме для Польши в разделе «стаж» не может быть сокращений. Названия фирмы и должности указывайте полностью.
  • Не забывайте, что в польских резюме приветствуется четкость и краткость. Описывая свои достижения и стаж, не давайте развернутых описаний. Указывайте по пунктам, чем вы занимались, какие были ваши обязанности, как называлась должность. Не пишите лишнего.
  • Помните, что польские работодатели имеют обыкновение проверять информацию, поданную соискателями. Виду этого не пишите таких данных, которые бывший работодатель не подтвердит.
  • Обязательно делайте акцент не на общий стаж, а именно на конкретных результатах и достижениях. Именно они являются маркерами вашего персонального успеха.
  • Оперируйте цифрами. Укажите, к примеру, на сколько процентов вы повысили эффективность собственного отдела, или же сколько прибыли принес ваш лучший проект.
  • Указывая стаж и достижения, ориентируйтесь только на тот, который был получен вами или в конкретной сфере, или в смежных. Помните – в странах Европы люди, которые по полгода были заняты на различных по направлению работах, далеко не всегда высоко ценятся.
  • Не бойтесь, однако, указывать правдивую информацию о том, что в рамках одной профессии вы сменили уже несколько предприятий. Мнение о том, что человек, более 3-5 лет работавший на одной фирме без роста карьерного, ценен для западных работодателей – иллюзорно. Ведь на практике такие редко имеют широкий профессиональный уровень.

Подводя итог сказанному, отметим, что именно ваш стаж и полученные навыки – это та информация, которая является вашим основным преимуществом перед иными соискателями. Ваша же задача – грамотно ее преподнести. И тогда вам удастся доказать, что именно вы достойны лучшей должности на выбранной вами компании в Польше.

Что такое опыт?

По результатам анализа профессиональных форумов около 70% молодых соискателей считают, что без опыта работы попасть на хорошее место в крупную компанию с достойной зарплатой — удачное стечение обстоятельств или знакомство. Но начнем с того, что многие выпускники и студенты, подыскивающие себе работу на будущее, не понимают, что работодатель подразумевает под опытом работы. Правда и сами работодатели опыт работы рассматривают по-разному. В основном их мнения делятся на три большие категории:

1. Опыт — это официальная запись в трудовой книжке, которая доказывает, что соискатель работал в должности «N».

2. Официальное трудоустройство не имеет значения. Соискателю необходимо продемонстрировать результат своей предыдущей работы: указать навыки в резюме, показать рекомендательные письма, наглядные материалы (портфолио).

3. Для минимального опыта работы достаточно пройти производственную практику и стажировку во время учебы.

Иллюзии нет. Надежда есть!

По данным опроса, проведенного Исследовательским центром портала Superjob.ru , среди тысячи представителей российских предприятий и организаций, выпускников без опыта принимают на работу в 54% отечественных компаниях, из которых в большинстве крупные компании.

Дело в том, что именно серьезные игроки рынка находятся в постоянном развитии: открывают новые офисы и нуждаются в новых сотрудниках. Они готовы принять в свой штат даже того, кто не имеет опыта работы вовсе. А все потому, что такого человека гораздо легче научить «под себя», чем переучивать.

Дмитрий Петров,
заместитель директора фонда «Петропавловск», главный редактор журнала «Со-Общение»

— Очень часто работодатель смотрит не только на опыт претендента на рабочее место, но и на потенциал. То есть он может иметь «богатое » резюме, но его забракуют так как на собеседовании не увидят, как он будет расти и почему выгоден компании. При этом могут взять человека с нулевым опытом, но с профильным вузовским образованием.

Ведь выпускник — «чистый лист », он не знает «как надо делать », не станет задирать нос, а будет учиться. Не жди, что враз станешь начальником. Будь готов потрудиться в подмастерьях.

Дело не в самих работодателях, которые, как кажется молодому соискателю, придумывают миллион требований на какую-то простую должность референта, а в том, что сейчас многие выпускники переоценивают свои способности.

Анна Герасимова,

менеджер по внешней экономической деятельности ООО «УК» ВОЗРОЖДЕНИЕ Торговый Дом"

Я считаю, что работа в крупной компании без опыта, конечно, реальность. Просто нужно начинать с чего-то малого, с невысокой должности, оклада и стремиться к чему-то большому.

Продвижение по карьерной лестнице нужно заслужить и приложить усилия к работе. К сожалению, сейчас многие выпускники считают, что их сразу же должны взять на хорошую должность с высоким вознаграждением. В нашей культуре отсутствует ценность работы как процесса самосовершенствования, получения знаний, умений и навыков. Поэтому ожидания соискателей так часто не совпадают с предложениями работодателей.

Ложка дегтя

Не все так безоблачно, как кажется. Далеко не все компании готовы взять на работу неопытного работника. Некоторые HR-специалисты объясняют свой отказ тем, что боятся, приняв на работу сотрудника без опыта, потратить много сил и времени на его обучение и в итоге потерять (специалист всегда может уволиться в самый неподходящий момент или уйти к конкурентам).

Часто бывает, что работодатель предлагает не совсем ту вакансию, о которой вы мечтали. Но нужно помнить, что очень многое зависит от вас самих, от вашей эрудиции, личных качеств и стремлений. При этом не стоит отвергать идеи бесплатной стажировки, тем более во время учебы. Возможно в будущем, эта бесплатная стажировка принесет вам больше, чем вы думали. И каждый, кто этого заслуживает, найдет свою работу мечты.

Структура спроса по опыту работы

(по количеству вакансий)

Данные предоставлены рекрутинговой компанией HeadHunter

В каких профессиональных областях чаще всего принимают на работу специалистов без опыта работы?

  • Продажи — 40%
  • Административный персонал — 16%
  • ИТ — 10%
  • Банки — 8%
  • Транспорт — 7%
  • Маркетинг — 7%
  • Рабочий персонал — 6%
  • Туризм — 5%

В областном центре временное трудоустройство организовано в 71 муниципальном общеобразовательном учреждении Иркутска. Всего в этом году работу получат 3092 подростка, а в период летних каникул – 1264 школьника.

В первую очередь руководители школ, лицеев и гимназий предлагают работу детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, подросткам из неполных, мало-обеспеченных, многодетных, неблагополучных семей, подросткам, состоящим на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

«Ребята будут работать по 2 часа в день 5 дней в неделю и выполнять несложные виды работ: благоустройство и озеленение школьных территорий, подсобные работы при ремонте учебных заведений, сельскохозяйственные работы, – рассказала журналистам начальник департамента образования администрации города Валентина Перегудова. – Оплата труда на 1 несовершеннолетнего составит 3 631 рубль. Эта сумма складывается из средств городского и областного бюджетов. Заработная плата перечисляется на лицевые счета несовершеннолетних».

С каждым подростком будет заключен срочный трудовой договор (на месяц), ему будет оформлена трудовая книжка и страховое свидетельство пенсионного страхования. Из городского бюджета на трудовую занятость школьников в рамках муниципальной программы «Иркутск – территория детства на 2013–2017 годы» в 2014 году выделено 6,5 млн рублей.

– Я работала в школе в мае этого года, – рассказывает ученица школы № 40 Лилия Третьякова, – мне понравилось. Нас было 8 человек, работали мы по 2 часа в день кроме выходных. В основном красили бордюры, спортплощадки, мальчики убирали шифер с крыши и переносили парты. Мне заплатили 2 500 рублей, кому-то больше, кому-то меньше, всё зависело от отработанных часов.

Закон на стороне несовершеннолетних

В этом году 6 марта был принят Закон «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних», который обязал все предприятия области создать рабочие места для граждан от 16 до 18 лет. В муниципальных унитарных предприятиях, подведомственных комитету городского обустройства администрации Иркутска, созданы рабочие места для несовершеннолетних: в МУП «Иркутскавтотранс» Иркутска – 5 рабочих мест на подсобно-вспомогательных работах, в МУП «Иркутскгорэлектротранс» – 8 и в МУП «Иркутскавтодор» – 7. Пока все рабочие места свободны. Работа постоянная, заработная плата в месяц не менее 5500 рублей. Подать заявление на работу можно в Центр занятости населения, который находится на ул. Маяковского,11.

– Из-за закона нам предписано создать рабочие места для несовершеннолетних, – говорит начальник отдела кадров МУП «Иркутскгорэлектротранс» Елена Сластных, – хотя у нас прописано, что запрещено принимать на работу людей младше 18 лет. Мы в первый раз занимаемся организации подобного. Закон есть закон.

Возможны варианты

Некоторые наши собеседники сами ищут работу, как правило, рассматривая вакансии, которые работодатели предлагают в сети. Уже несколько лет самой популярной является работа промоутером. Требования минимальны: свободное время (работа в день не превышает 3-4 часов), коммуникабельность и готовность работать. Вакансии предлагают сотрудники рекламных агентств или магазинов. Единственное, чем стоит вооружиться, – терпение и удача. У вакансии есть и минусы: работа под палящим солнцем или в дождливый день, тебе запрещено сидеть, говорить по телефону и уходить с места работы прежде, чем закончатся листовки.

Соня Кабакова как раз из тех, кого бы в принципе устроила такая работа, но теперь к объявлениям в сети она относится осторожно. «Я нахожу объявления в интернете, – рассказывает она. Но из-за того, что мне 14 лет, часто отказывают. Один раз я попала впросак. Увидела сообщение с вакансией промоутера, нужно было раздавать листовки 2 часа с оплатой 250 рублей в час. Я приехала на место, а «работодатель» не пришёл и телефон был заблокирован, хотя до этого работал. Теперь я не обращаю внимания на подобные объявления».

Еще одним вариантом подработки является выгуливание или содержание собак и кошек во время отпусков их хозяев. Это оптимальный вариант для подростков. Минусом может быть аллергия на животных и неумение ладить с ними (не все кошечки и собачки радостно воспринимают отсутствие своего хозяина). Наиболее часто к этой услуге обращаются именно в сезон отпусков. На выгуле собак можно заработать от 50 рублей до 200 рублей в час, а на содержании – за кошек от 100 рублей, за собак от 200 рублей. Но стоит быть готовым к трёхразовым прогулкам, испорченным коврам и шерсти по всему дому, а если питомец объявит бойкот и голодание, то решать проблемы придётся только тебе.

Заработать на хобби

Большинство из подростков чем-то увлекается: танцы, пение, рукоделие. Любимое занятие может легко стать работой. Но бывает, что увлечение само начинает приносить доход.

– Танцами занимаюсь уже второй год, – рассказывает Даниил Тимкин. – Как-то увидел выступление ансамбля «Ангара», и мне оно очень понравилось. Решил попробовать и стал частью ансамбля. Постепенно стало получаться лучше. В основном мы выступаем в театрах и на общественных мероприятиях. У нас любительский ансамбль, поэтому платят нам только на коммерческих выступлениях, например, свадьбах или юбилеях. Вначале волновался, но постепенно ко всему привык.

«Не быть равнодушным»

Школьники за трудовые каникулы смогут не только заработать денег,
но и сделать свой город лучше

Лето для многих школьников – пора отдыха, но хочется сделать и что-то полезное. «Иркутские Единоборцы» делают хорошее и полезное дело уже 6 лет.

– Мы запустили проект «Молодёжь за чистый город» ещё в 2006 году, – рассказывает руководитель молодежного экологического отряда Андрей Борзенков. – Детская спортивная общественная областная организация «Иркутский единоборец» работает с 1997 года, тогда мы открыли первый спортивный клуб «Единоборец». Сейчас наши спортивные клубы находятся по всей Иркутской области: в Шелехове, Ангарске, Братске, Куйтуне, Большом Луге. Мы обучали в основном каратэ, вольной борьбе, кикбоксингу, но решили расширить свою деятельность.

По его словам, «Молодёжь за чистый город» – это экологический проект, который создан с целью дать работу на лето школьникам и студентам.

– Летом хотела где-нибудь подработать, – рассказывает Кристина Московских, ученица школы № 22. – Друзья рассказали про экологическое движение. Я работаю здесь уже второе лето в отряде «Пионеры». Мы занимаемся разными делами: сажаем деревья, организуем мероприятия, участвуем в спартакиадах и т.д. Ещё между отрядами идут разные соревнования, как спортивные, так и по результатам деятельности. В отрядах всегда царит дружественная обстановка. Я научилась двум главным вещам: не быть равнодушным к своему городу и не мусорить.

Всех ребят регистрируют через городские Центры занятости населения, то есть предоставляют официальное трудоустройство. Участники проекта убивают сразу двух зайцев: помогают городу стать чистым и зарабатывают деньги.

– Недавно у нас проходила акция в память о погибших в первые дни Великой Отечественной войны, – рассказывает Анна Евтеева из отряда «Октябрята». – Эта акция уже не первый год проводится в нашем городе. Участвовали все отряды. Мы зажгли свечи по периметру Вечного огня, также были задействованы жители нашего города. Такие акции у нас не исключение, мы не только убираемся, но и принимаем участие в шествиях на городских праздниках, помогаем на летних детских площадках при школах.

Из-за популярности часто приходится отказывать ребятам, но те, кто попал в один из отрядов, не жалеют о своём выборе. «Я состоял в отряде в прошлом году, но в этом году из-за поступления отказался, – рассказывает Иван Зуев, выпускник лицея при ИГУ. – Участие в проекте «Молодёжь за чистый город» дало мне хороший опыт: я научился работать в команде, познакомился с разными людьми. С удовольствием приму участие в проекте еще раз».

Кстати

Работодатель должен заключить с работником срочный трудовой договор. Он будет гарантировать временное рабочее место, определить характер и режим работы, место и сроки проведения работ, уровень оплаты труда и условия работы. Срочные трудовые договоры могут заключаться с 14 лет с согласия одного из родителей. Продолжительность ежедневной работы для подростков в возрасте от 14 до 16 лет не может превышать 5 часов, от 16 до 18 лет – 7 часов. Но в реальности редко кто заботится о соблюдении всех правил.

Похожие публикации