Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Какой флаг был. Боевые знамена допетровской руси. Некоторые сигнальные флаги


Флаги России за всю историю с кратким описанием, начиная с Крещения Руси и заканчивая сегодняшним триколором

Стяг с двузубцем 966 - 988

Такая форма стягов прочерчивалась на арабских дирхемах X в. Двузубец был символом Хазарского каганата, и когда князь Святослав Великий сокрушил каганат, то ввёл стяги с изображениями двузубца, как символ победы над Хазарией.

Червленый стяг XI - XII века



В XI-XII веках на Руси были в основном треугольные стяги преимущественно красного цвета. Также встречаются желтые, зеленые, белые, черные знамена.

Стяг «Всемилостивейшего Спаса» XII - XVI века



Один из древнейших русских стягов. Использовался войсками Александра Невского и Дмитрия Донского. Сохранился единственный такой стяг.

Великий стяг Ивана Грозного 1550 - 1584



У древка на лазуревом поле изображён Святой Михаил на коне. На откосе «сахарного» цвета изображён Христос. Знамя имеет кайму «брусничного цвета», у откоса дополнительно кайма «макового» цвета. Религиозные сюжеты изображались и на других царских знамёнах. На алом знамени Алексея Михайловича, например, изображался лик Спасителя.

Знамя Ермака 1581 - 1585



В коллекции реликвий Оружейной палаты до сих пор имеются три знамени Ермака, «под которыми он в 1582 году покорил Сибирское ханство Кучума». Полотнище имеет длину более 2 метров, на одном из которых вышиты образы Иисуса Навина и св. Михаила (сюжет изображения - сцена из Ветхого Завета), на двух других - лев и единорог, готовые к бою

Знамя Дмитрия Пожарского 1609 - 1612



Знамя использовалось Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во Втором Народном ополчении.

Знамя Большого полка 1654 - 1701



Это знамя использовалось исключительно в Большой полку с 1654 по 1701 год. Отменено Петром I.

Гербовое знамя Алексея Михайловича 1668 - 1696



Это первое гербовое знамя России, учреждённое царём Алексеем Михайловичем в 1668 году, совместно с первым русским флагом (см. ниже). Гербовое знамя было белым с широкой красной каймой, в центре изображался золотой двуглавый орёл и гербы подвластных царю земель, на кайме размещалась легенда.

Флаг Царства Русского (XVII век) 1668 - 1696



Самый первый государственный флаг России. Утверждён Алексеем Михайловичем, как флаг первого русского торгового суда «Орёл».

Флаг царя Московского 1693 - 1720



Флаг начал использоваться Петром I в 1693 году. Царь велел относить этот флаг и ко всем бывшим царям Московским. На нём изображён русский триколор и герб России XVII века.

Торговый флаг России 1705 - 1917



Триколор, введённый Петром I как часть штандарта Московского царя и армейского знамени, в 1705 году стал судовым флагом России и использовался вплоть до 1917 года.

Штандарт Российский или Царский



Собственноручное описание Петра: «Штандарт, черный орел в желтом поле, яко Герб Российской империи, имея три короны: две королевских и одну Империальскую, в которого грудях св. Георгий с драконом. В обеих же главах и ногах 4 карты морских: в правой главе Белое море, в левой Каспийское, в правой ноге Палас Меотис (Азовское море), в левой Синус Финикус (Финский залив) и пол Синуса Ботника (Ботанический залив) и часть Ост-Зее (Балтийское море)».

Государственное знамя Российской империи 1742−1858



В 1742 году в связи с предстоящей коронацией императрицы Елизаветы Петровны было изготовлено государственное знамя Российской империи, которое стало одной из инсигний и использовалось на торжественных церемониях, коронациях, погребениях императоров. Оно состояло из жёлтого полотнища с изображением на обеих его сторонах чёрного двуглавого орла в окружении овальных щитков с 31 гербом, символизирующих упомянутые в императорской титулатуре царства, княжества и земли.

Государственный (гербовый) флаг 1858



Указом Александра II от 11 июня 1858 года был введён чёрно-жёлто-белый «гербовый» флаг. Флаг состоит из трёх горизонтальных полос: чёрной, жёлтой (золотой) и белой.

Российский национальный флаг 1883



На протяжении второй половины 19 века среди историков велись споры какой же флаг считать национальным: бело-сине-красный или чёрно-жёлто-белый. Вопрос был официально решён 28 апреля 1883 года, когда Александр III распорядился использовать исключительно бело-сине-красный флаг. Черно-желто-белый остался только у императорской фамилии.

Государственный национальный флаг 1914



В 1914 году особым циркуляром министерства иностранных дел был введён новый национальный бело-сине-красный флаг с добавленным в верхней части жёлтого квадрата с чёрным двуглавым орлом.

Флаг республиканской России 1917



Согласно решению Юридического совещания в апреле 1917 года: «Бело-сине-красный флаг, поскольку он не несет атрибутов никаких династических эмблем, может считаться флагом новой России».

Флаг СССР 1924



Флаг представлял собой красное прямоугольное полотнище с изображением в верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамлённой золотой каймой. Он являлся «символом государственного суверенитета СССР и нерушимого союза рабочих и крестьян в борьбе за построение коммунистического общества». Красный цвет флага - символ героической борьбы советского народа за построение социализма и коммунизма, серп и молот означают незыблемый союз рабочего класса и колхозного крестьянства. Красная пятиконечная звезда на флаге СССР - символ конечного торжества идей коммунизма на пяти континентах земного шара.

Флаг РСФСР 1991 - 1993



Государственный флаг РСФСР с 1 ноября 1991 года. Оставался Государственным флагом до 11 декабря 1993 года.

Флаг России 1993 - по настоящее время



Официальный государственный символ Российской Федерации, наряду с гербом и гимном. Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Цветам флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Самая популярная расшифровка заключается в следующем:

Белый цвет символизирует благородство и откровенность;

Синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;

Красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

Надругательство над Государственным флагом Российской Федерации является преступлением.

История российского флага насчитывает несколько веков. На протяжении столетий знамя видоизменялось, но не переставало осуществлять свои важнейшие функции - служить опознавательным знаком, а также представлять и символизировать страну и нацию в целом. Каждый гражданин должен знать, как выглядел флаг России раньше и что он представляет собой в наши дни, что олицетворяет и какой смысл он несет.

Флаг и знамя - два термина, обозначающих важнейший символ любого государства

В русском языке издавна использовались два слова, имеющие схожий семантический смысл: "знамя" и "флаг". Первый имеет славянские корни и происходит от слова "знамение" или "знак". Он указывает на своего владельца и выступает в качестве особого символа. Второй термин "флаг" пришел к нам из Голландии и в переводе обозначает "корабельное и мореходное знамя". Обычно он поднимался на специальной мачте, называемой "флагшток".

Издавна флаг выглядел как кусок ткани определенной геометрический формы, который прикреплялся к шнуру или древку. Он мог иметь разную окраску, и зачастую его цвета несли особенный смысл. Сложно переоценить роль знамени в древних сухопутных, морских битвах и средневековых сражениях, когда с его помощью велось управление воинскими отрядами. По сей день оно используется как символ как "представитель" нации.

Все страны мира имеют свое особое одноцветное или разноцветное знамя. Современный флаг Российской Федерации легко узнаваем - он представляет собой полотнище прямоугольной формы, имеющее три горизонтальные полосы белого (верхняя), синего (средняя) и красного (нижняя) цветов. Около трех веков русский народ "прошел" под триколором. А как выглядел флаг России ранее? Что он символизировал? Давайте попробуем в этом разобраться.

Стяги древних славян

Историкам немного известно о древнейших знаменах славянских народов. Предположительно, первые из них были примитивны и состояли из травы или конских хвостов, которые крепились на шестах, остриях копий или просто длинных палках. Считается, что они походили на бунчуки тюркских племен. В "Повести временных лет" упоминались знамена, обозначавшие воинские отряды, - стяги (полотна, крепившиеся к древку). Постепенно появилась и особая должность - стяговник: он должен был хранить знамя и разворачивать его во время боя. Со временем стяги не только стали служить ориентирами в сражении, но и трансформировались в особые символы власти. Князья, захватывая города, начали водружать свои знамена над ними, оповещая о своих притязаниях.

Знамена Древнерусского государства

На Руси в IX-XIII вв. были распространены стяги вытянутой треугольной формы, прапоры со скошенным клином и каймой, а также знамена с пришитыми к ним косицами, развевающимися на ветру. Нередко в битвах использовались и хоругви - особые священные знамена, на которых изображались лики святых, Богородицы или Спасителя. Древние стяги выполнялись из разной ткани и окрашивались в разные цвета. При этом наиболее часто использовались зеленый, красный, синий, белый и голубой оттенки. На Куликовом поле над русскими воинами простиралось большое на котором был изображен Нерукотворный Спас.

Царские знамена в период XVI-XVII вв.

Вплоть до XVIII столетия Россия не имела единого государственного знамени. Существовало большое количество разнообразных стягов и хоругвей. Малые и Большие царские знамена отличались особой яркостью и красотой. Как правило, они богато украшались и оформлялись религиозными сюжетами.

Примером подобных знамен является известный "Великий стяг" царя Ивана Грозного. Он представлял собой огромное разноцветное полотнище трапециевидной формы. Украшено оно было изображениями Святого Михаила, сидящего на золотом крылатом коне, и Иисуса Христа в славе. Также на полотне были искусно нарисованы золотые херувимы, серафимы и ангелы в белых одеждах. Это величайшее знамя более 150 лет сопровождало в боях и походах русскую армию: оно побывало в Крымских (1687, 1689 гг.) и Азовских (1696 г) походах, а также на войне со шведами. Фото флага царской Росси, к сожалению, не передает всей его красоты и мощи.

Подобным царским знаменам воздавались особые почести: их освещали, наравне с иконами, им поклонялись. Полковые и сотенные стяги были меньше по размеру и не так богато украшены, как царские. Часто на них вместо ликов святых изображался простой крест. С XVII в. на стяги на западный манер стали наносить светские эмблемы, например рисунки змеи, орла, льва и пр.

Как выглядел флаг России при Петре Великом

В период царствования Алексея Михайловича появились первые упоминания о едином Российском флаге. Государь, изучив знамена других стран, выбрал для своего три основных цвета - белый, синий и красный. В 1686 г. на первом торговом был поднят новый флаг царской России. По некоторым версиям, он имел прямоугольную форму. На нем был изображен синий крест, левый верхний и правый нижний углы были окрашены в белый цвет, а остальные два - в красный. Петр I, продолжая дело своего отца, видоизменил флаг, определив на нем порядок горизонтальных полос. Фото флага царской России представлено далее - он был похож на современный триколор, но имел двуглавого орла по центру.

Также Петр Великий создал флаг и для торгового флота. Он представлял собой белое полотнище с черным двуглавым орлом, с державой и золотым скипетром в лапах. С 1705 г. был официально утвержден торговый флаг России - триколор, который использовался на военных судах вплоть до 1712 г, пока не был утвержден единый кормовой Андреевский флаг - белое полотнище с голубым крестом по диагонали. После этого триколор стал использоваться лишь на коммерческих судах.

История имперского флага России. Царское знамя в 18-19 вв.

В дальнейшем российский флаг претерпевал значительные изменения. В 1742 г. было сделано новое знамя в связи с предстоящей коронацией Елизаветы I. Как выглядел флаг России теперь? На желтом полотне был изображен черный двуглавый орел, которого окружали овальные щитки с гербами.

При Александре I черно-бело-желтые цвета постепенно стали восприниматься как государственные. На знаменах русских полков изображали черного двуглавого орла на золотом фоне. В 1858 г. был разработан новый герб, а также и флаг Российской империи. Александр II утвердил из трех полос - черной сверху, желтой по центру и белой снизу - имперский флаг России. Фото демонстрирует, каким было знамя в 19 столетии.

К сожалению, новый вид флага не пришелся по душе простому народу, а воспринимался как сугубо казенный. К тому же новый стяг был очень похож на немецкий. По этой причине Александр III, известный русофил, вновь вернул бело-сине-красный триколор на пьедестал. В 1914 г., после широкого празднования 300-летия династии Романовых на российском престоле, появился симбиоз знамен. Бело-сине-красный флаг был дополнен черно-желтым императорским штандартом, который изображался в верхнем углу древка. Такое знамя просуществовало до г.

Флаги и знамена РСФСР И СССР. Сложный 20 век

Русская и Февральская революции прошли под ярко-алыми знаменами. Не только они, но и вся массовая символика была красной. Октябрьский переворот 1917 г. также осуществился под алым флагом. 10 июля того же года был принят окончательный вариант нового знамени.

Флаг РСФСР представлял собой красное полотнище. В левом верхнем углу, у древка, помещалась золотая надпись - "РСФСР". С 1918 г. использование имперского триколора было строго запрещено. Над Кремлем водрузили алое знамя.

В 1924 г. Конституция СССР утвердила новый флаг. На алом полотнище теперь изображались золотые серп и молот, над которыми помещалась пятиконечная звезда с золотой каймой. Во Второй мировой войне советское знамя стало великим символом победы русского народа над фашизмом.

Возвращение знаменитого российского триколора

После более чем семидесятилетнего перерыва был поднят российский триколор в столице, над зданием Верховного Совета. Произошло это знаменательное событие в дни августовского г. Сейчас флаг РФ поднимается не только на зданиях органов власти на территории нашей страны, но и на дипломатических представительствах за рубежом.

Кроме триколора, по сей день используется Андреевский флаг, а также которое было учреждено президентским указом в 1996 г. Оно символизирует героизм и великое мужество русского народа, проявленные в дни Великой Отечественной войны. Надеемся, наша статья оказалась полезной, и теперь вы знаете, какие флаги были в России. Любой гражданин должен знать великое историческое прошлое своего народа!

7 боевых знамен допетровской Руси

На Руси флаги и знамена называли стягами, поскольку к ним стягивалось войско. При Иване Грозном стяги могли достигать трех метров в длину. Вспоминаем знамена, под которыми ходили в бой в допетровские времена.

Традиционный для Руси стяг - красный. Многие века а дружины бились под полотнищами стягов клиновидной формы, с навершиями в виде копья с перекладиной, то есть в форме креста. Святослав Великий, Дмитрий Донской, Иван Грозный вели дружины под красными флагами.

Наивна версия о том, что до второй половины XVII века в России не было флагов, и придумали их голландцы. О первых флагах на Руси мы получаем сведения уже из летописи «Повесть временных лет».

1. Русский Стяг

На Руси вместо слов «флаг» и «знамя» употреблялось слово «стяг», т.к. под него стягивалось войско. Флаг отмечал середину огромного войска. Его охраняли богатыри — стяговники. Издалека было видно - терпит ли дружина поражение (стяг упал) или бой идет успешно (стяг «простирашася яко облацы»). По форме стяг были не прямоугольный, а в виде трапеции. Полотнище стяга могло быть с тремя, двумя, но чаще с одним треугольным клином материи.

Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов, собираться под которыми нужно было по звуковому сигналу. Звуковые сигналы подавались при помощи труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов», его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».

Илл. Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя Владимира. Миниатюра из Радзивилловской летописи

2. Русская Хоругвь


В XII веке, в знаменитом «Слове о полку Игореве», упоминается еще одно обозначение воинского знамени - хоругвь. Хоругвь становится не средством управления войском, а символом государства, власти. Теперь победа знаменуется водружением хоругви на городских стенах и воротах противника.

Из описаний знамен, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались святые, о чем в более ранний период практически не упоминается. Перед одним из таких знамен, начиная битву, упал на колени князь Дмитрий Иванович Донской, чтобы помолиться о победе над татарами.

В «Сказании» это описывается очень образно: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно»… После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, обратясь к русским воинам с прочувствованной речью, в которой призывал «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.

Илл. Борис идет на печенегов. Миниатюра из Сильвестровского сборника. XIV в.

3. Русское знамя

Знамя происходит от слова «знамение», это стяги с изображением православных ликов - Георгия, Христа, Богородицы. С древних времен великие князья ходили в походы под такими знаменами. Феодалы Западной Европы несли на своих знаменах личные гербы, эмблемы правящих родов - вполне светские символические знаки. Русь обращалась к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым заступникам - «помощникам во бранех», так как именно благодаря православию русским удалось противостоять многовековому иноземному игу. Подобные обращения к небесным покровителям, заступникам земли Русской, несли также знамена, сопровождающие русских князей в их военных походах. И образ Всемилостивейшего Спаса, например, на знамени Дмитрия Донского не случаен.

Илл. Битва на Куликовом поле. Миниатюра. XVI в.

4. Иисус Навин на знамени

На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Иван Грозного, изображался библейский полководец Иисус Навин. Спустя сто лет Иисус Навин появился на малиновом полотнище знамени князя Дмитрия Пожарского, которое хранится в Оружейной палате. Оно прямоугольное, двустороннее: на одной стороне Вседержитель - Иисус Христос, правая рука которого в благословляющем жесте, левая держит Евангелие. Образ окаймлен текстами Священного Писания. На оборотной стороне знамени Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства, а идущая по краю знамени надпись объясняет смысл библейского сюжета.

Илл. «Спас Нерукотворный». Икона-хоругвь. XIV в.

5. Великий Стяг Ивана Грозного

При Иване Грозном отношение к флагам стало не просто уважительным, а священным. За каждым из них стояла история, победы, подвиги и жизни. Про них говорили «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы». Флаги создавались из дорогих тканей, с искусной вышивкой золотом или серебром по шелку. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Флаги Ивана Грозного достигали в длину по 3 метра, в высоту - 1,5. Для ношения знамени назначались два-три человека. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя могло втыкаться в землю.

Описание великого стяга Ивна IV: «Построено» оно из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса - макового. В лазоревую середину вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге - изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга - золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним - небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге - святой архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.

Под этим стягом в 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани. В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: «и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный». Это знамя полтора века сопровождало русскую армию. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Петре I — в Азовском походе и на войне со шведами.У стяга «Всемилостивейшего Спаса» после взятия Казани был отслужен молебен, затем царь приказал воздвигнуть церковь на том месте, где во время боя стояло знамя.

6. Стяги по чину святых икон

В ХVII веке. Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, ходил на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты багряного цвета с ликом Иисуса Христа на нем. Знамя это - настоящее произведение искусства, исполненное тончайшей вышивкой, а образ Спасителя по выразительности близок к иконописи. Подобным знаменам воздавались большие почести. Они освящались патриархом по чину святых икон.

Илл. Невская битва. Фрагмент картины. Худ. А. Кившенко

7. Первый государственный флаг

Флаг — полотнище правильной геометрической (чаще всего, прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку или рисунки и прикреплённое к древку. Флаги в больших количествах производятся на специальных государственных предприятиях и распространяются через торговую сеть страны.

Флаг, как и герб, является одним из государственных символов, отражающих историю страны, ее международное положение и значение. Обязанность каждого гражданина оберегать государственный флаг от посягательств и оскорблений со стороны врагов и недоброжелателей своей страны.

Известно, что флаги имеют не только государства, но и отдельные регионы и города; а также международные организации (например, флаг ООН), коммерческие компании, национальные движения и диаспоры, общественные движения (например, флаг пацифистов) и даже спортивные команды.

Кроме государственного, многие страны имеют военно-морской и торговый (коммерческий) флаги. С помощью флагов можно также передавать сигналы. В 1857 году корабли всех стран начали использовать единую международную систему сигнальных флагов.

Так, желтый флаг означает, что на борту корабля эпидемия и экипаж находится на карантине. Другой известный символ - белый флаг, который во время войны означает перемирие или сдачу в плен. Наполовину спущенный флаг символизирует траур по поводу какого-то трагического события.

Обычно флаг поднимается на специальной мачте -флагштоке. Изучением флагов занимается вексиллология (от лат. vexillum - «знамя», «флаг»).

Знамя - это единичное флажное изделие, которое, как правило, изготавливается из дорогостоящих материалов и богато украшается лентами, вышивкой, бахромой, кистями. Само полотнище шьётся из двух прямоугольных кусков ткани, соединённых по периметру. Знамя крепят непосредственно к древку с помощью специальных знамённых гвоздей.

Ещё одним отличием знамени от флага является наличие у знамени заостренного наконечника. Знамя - это воинская хоругвь, под которой объединяются верные своему долгу воины. Боевое знамя воинской части - её официальный символ и воинская реликвия, оно олицетворяет её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывает на предназначение воинской части и её принадлежность.

Наша страна в настоящее время имеет Государственные знамёна Российской Республики и Российской Армии, а также знамёна армейские, полковые (в кавалерийских полках - штандарты) и войсковые (у казачьих войск). Утрата воинского знамени в бою считается большим позором.

Особой реликвией является Знамя Победы, пронесённое Красной Армией через все фронты Великой Отечественной войны и водружённое 9 мая 1945 года над рейхстагом фашистской Германии.

Стяг - так называлось воинское знамя в Древней Руси, представлявшее собой шест с прикреплённой к его верхнему концу «чёлкой» - пучком конских волос, клином яркой ткани или фигуркой тотемного животного.

Позднее «чёлка» была заменена большим клиновидным полотном яркой ткани, на которую нашивалось изображение Животворящего Креста. Концы стягов могли иметь два или три «хвоста», которые назывались «косицами», «клинцами» или «яловцами». В мирное время под стягами проводились церковные службы, принималась присяга войск, заключались международные договора.

Во время походов стяг снимался с древка и перевозился в обозе вместе с оружием и доспехами под охраной специальных воинов. На древко полотнище надевалось перед самым сражением. Стяги обычно имели огромные размеры и на их постановку требовалось много времени. Отсюда появилось выражение «не поставивши стягов», что означало внезапную атаку противника («быть застигнутым врасплох»). А выражение «поставить стяг» понималось, как объявление войны.

Во время битвы стяг устанавливался в центре войска, на возвышенности. Его падение вызывало панику или замешательство, поэтому во время сражения стяги охранялись особенно тщательно. Враг бросал на захват стяга свои основные силы, и под стягами обычно происходили самые жаркие схватки. Летописцы сообщают: если «косицы стяга простираются яко облацы», значит, русские войска побеждают; если же «стяг подсекоша», или «пали стяги княжеские», значит, битва заканчивается поражением.

Хоругвь - священное знамя церкви, которое, наряду с крестом, используется в дни особо торжественных празднеств, например, во время крестного хода. В обычное время хоругви стоят в храме возле алтаря.

Хоругви означают победу христианской церкви над миром. Первые церковные знамёна современного вида появились в Римской империи при императоре Константине Великом, который повелел украсить крестом своё знамя. В наши дни хоругви украшаются ликами святых или иллюстрациями из Священного Писания.

Некоторое время хоругви использовались в Древней Руси как воинские знамёна. На них вышивались лики Спасителя, Богородицы, святых, а также княжеский герб или святые реликвии. В царской России хоругви долго сохранялись в казачьих войсках, где их носителем являлся особый офицер - хорунжий.

Бунчук – у кочевых народов полое внутри и поэтому очень лёгкое древко с привязанным к нему хвостом коня или яка, служившее знаком власти. В Восточной Европе первые бунчуки появились в 13 веке, вскоре после татаро-монгольского нашествия.

В качестве наконечника на верхушке бунчука часто укреплялись металлический шар или полумесяц. Конский волос окрашивался в синие, чёрные и красные цвета, а само древко украшалось восточным орнаментом.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


ПЕРВЫЕ ФЛАГИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


«Во все времена в разных странах и землях существовали определенные знаки и символы, с помощью которых люди общались друг с другом, показывали, к какому племени или народу они принадлежат. Один из таких знаков - флаг. С давних времен и до наших дней он считается символом независимого государства или народа. Недаром подъем государственного флага - первая торжественная церемония после провозглашения нового государства.

Флаг всегда символизировал национальную честь. Когда начиналась война, мужчины становились «под знамена» и приносили присягу на верность своей стране. Быть знаменосцем в бою считалось очень почетным, а захватить вражеское знамя значило совершить настоящий подвиг. А если знамя оказывалось в руках противника, позор ложился на все войско.

Государственному флагу как святыне отдаются высшие государственные почести. Достоинство его защищается внутри страны и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести государства и нации.

История современных знамен и флагов уходит своими корнями в глубокую древность. Как полагают историки, она началась более 30 тысяч лет назад с наскальных изображений животных. Наши предки рисовали в своих пещерах разных зверей и птиц, потому что почитали их своими заступниками, а возможно, таким образом они молили богов послать им удачу на охоте.

Позднее некоторые семьи и племена стали использовать изображения тех или иных животных как родовые символы - тотемы. Их рисовали на стенах пещер, над входом в жилище или вырезали из дерева и камня. Мужчины брали эти символы с собой на войну, нередко укрепляя их на конце длинного шеста.

Тотемы не только сулили помощь и защиту предков, но имели и практическое значение: если воин во время сражения оказывался оттесненным от соплеменников, то по высоко поднятому шесту с фигуркой он находил их на поле брани.

Из первобытных времен этот обычай дошел до древнейших цивилизаций Земли. Около 5 тысяч лет назад в Древнем Египте одним из тотемов был сокол, позднее он стал олицетворять собой бога солнца и неба Гора, покровителя египетских царей - фараонов. Египтяне верили, что фараон - это воплощение бога - сокола Гора. Поэтому египетские воины во время походов несли длинные шесты с особыми значками - символами своих отрядов, верхушка которых увенчивалась фигуркой божественной птицы.

Позднее фараоны велели прикреплять к шестам вместо нее лишь несколько соколиных перьев; затем к перьям, чтобы было заметнее, добавили длинную ленту, которая развевалась на ветру. Вероятно, такой знак уже не имел религиозного значения, а должен был помочь военачальнику опознавать во время боя свои войска. Во время военных походов знаменосцы несли флаги на длинных шестах. По этим флагам можно было определить, сколько солдат имеется у каждого военачальника. К тому же и выглядел флаги красиво.

Вскоре подобные знаки стали применять повсеместно. Например, ассирийские воины на конце длинного шеста укрепляли диск с изображением быка или двух сцепившихся рогами быков. И у древних греков некоторые животные традиционно обозначали какой-либо народ или государство: сова была символом Афин, скачущий конь - Коринфа, бык - Беотии.

У греков этот обычай переняли римляне. К сигнумам - так назывались символы римского легиона - привязывали хвосты животных, пучки сена, прикрепляли разные металлические значки. В 104 г. до н. э. консул Марий постановил, что знаком римского легиона отныне станет изображение орла. Орел до этого был тотемом у народов Азии, у них его, видимо, переняли древние персы и греки, а уже у них - римляне.

Около 100 г. при императоре Траяне были введены знамена по парфянскому или дакийскому образцу в виде драконов из окрашенной ткани. Драконообразные знамена императоров, которые несли в битвах и на праздничных парадах, шили из пурпурной материи». Так описывает историю появления первых флагов у древних народов Земли российский историк, журналист, научный сотрудник Московского института стратегических исследований Константин Александрович Залесский (р.1965).

Первыми прообразами европейских флагов были римские сигнумы – шесты с надетыми на них металлическими изображениями, служившие особыми знаками отличия для каждой воинской единицы римского войска.

Эти знаки отличия представляли собой какой-либо символ – птицу, дракона, изображение императора и др. Они изготавливались из меди, и носили их специальные воины – сигниферы . Как рассказывает К.А. Залесский, постепенно все эти символы были отменены и знаком римского легиона был оставлен орёл, изображение которого стало обязательным для каждой кагорты воинов.

Сначала в древнеримской армии полотняных знамён не было. Однако в последние века римской истории вслед за сигнумами появились так называемые вексиллюмы - длинные шесты, на верхней поперечной планке которых крепилось свободно висящее пурпурное четырёхугольное полотнище, которое и считается первым западноевропейским флагом.

Вексиллюмы были объявлены символом императорской власти. Пурпурный цвет считался в Риме цветом императора и его боевых офицеров. От названия вексиллюма произошло название современной науки, изучающей историю современных флагов всего мира.

Первые флаги, похожие на привычные нам знамёна, появились в Древнем Китае примерно в 100 году до нашей эры. Это были прямоугольные шёлковые полотнища, которые крепились уже не к поперечной планке шеста, а к самому его древку.

Шёлк, тогда ещё не известный в Европе, был легче и красивее грубого полотнища вексиллюма. Он развевался на древке даже от лёгкого ветерка. Шёлковые полотнища были прочными и яркими, их можно было разрисовывать и писать на них девизы китайских императоров.

Самым древним, сохранившимся до наших дней флаговым полотнищем считается Шахдадский флаг , который сегодня хранится в Национальном музее Тегерана. Он был найден в 1975 году в Кермане, на востоке Ирана. По мнению археологов, флаг был изготовлен в 3-ем тысячелетии до нашей эры в самом древнем районе страны – Шахдаде, по которому и получил своё название.

Шахдадский флаг представляет собой металлическую пластину размером 22 на 22 сантиметра, изготовленную из сплава меди с бронзой и мышьяком. На ней выгравированы древние символы Ирана, а флагшток увенчан фигуркой орла.

Шахдадский флаг имеет собственное имя – Диравши Кавияни . С ним связана древняя легенда, которую можно прочитать в поэме Фирдоуси – «Шахнаме». Диравши Кавияни появился в ходе восстания иранского народа против иноземных правителей, захвативших иранский престол. Предводителем восстания стал простой кузнец по имени Каве, который прикрепил свой кожаный кузнечный фартук к копью и под этим знаменем повёл народ на штурм царской цитадели.

Благодаря этому на иранском престоле был восстановлен наследник иранского шаха – Фаридун. Он счёл знамя Каве символом блага, украсил кожаное полотнище четырёхлучевой звездой, драгоценными камнями и лентами красного, жёлтого и фиолетового цвета. Флаг получил собственное имя и стал государственным символом Древнего Ирана.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ


ФЛАГИ И ЗНАМЁНА ДРЕВНЕЙ РУСИ


Самое раннее упоминание об использовании знамён и флагов древними народами, в том числе и предкам славян, сохранилось в древнеиранском сборнике священных текстов - «Авесте» . Праславянские племена в глубокой древности населяли обширную территорию, в состав которой входила и Малая Азия.

Согласно легенде, «Авеста» представляет собой Откровение, полученное Заратуштрой от Ахуру Мазды - верховного божества древних иранцев. Оно было записано золотыми чернилами на 12-ти тысячах воловьих шкур на неизвестном нам «авестийском наречии», а затем, по приказу Александра Македонского, переведено на греческий язык.

В текстах «Авесты» есть несколько упоминаний о существовании у многих народов Европы и Азии флагов и знамён. Так, в первой главе Бактрия характеризуется как «прекрасная земля с высоко поднятыми флагами». Далее много раз упоминаются некие «развевающиеся на ветру бычьи знамёна».

В 4-7 веках, во время Великого переселения народов, наши предки перешли на территорию Русской равнины, где сложилась система славянских племён, известная нам по текстам школьных учебников.

Славяне вели активную внешнюю политику и имели военную организацию в виде княжеской дружины и пешего ополчения. Для организации воинов во время боевых столкновений с соседними народами князья использовали воинские стяги.

Сегодня историкам немногое известно о древнейших славянских флагах. Предположительно, первые из них представляли собой копьё, к верхнему концу которого были привязаны конские хвосты или пучки травы. Эти возвышающиеся над войском предметы служили ориентиром для воинов племени. Они обозначали место сбора княжеских дружин и выполняли некоторые воинские задачи во время сражений или длительных походов.

В «Повести временных лет» (12 век) упоминаются «знамёна» и «стяги», которые уже представляли собой полотнище, прикреплённое к древку. Постепенно у славян появилась особая должность - стяговник. Это был человек, охранявший флаг в мирное время и нёсший его в походах и битвах.

Со временем знамёна стали служить не только ориентирами для дружины и ополчения, но и превратились в особые символы княжеской власти. Покоряя новые земли и захватывая города, князья водружали над ними свои стяги, что означало распространение княжеской власти на новые территории.

В 9-13 веках древнерусские флаги имели форму вытянутого треугольника с пришитой по краям бахромой. Существовали также прапоры со скошенным клином и каймой, а также знамёна, обшитые специальными косицами, которые развевались на ветру. В битвах использовались и церковные знамёна – хоругви, на которых изображались лики Спасителя, Богородицы и славянских святых.

Окраска древнерусских флагов была очень разнообразна - от жёлтого до чёрного цвета. Но чаще всего использовались зелёные, синие, белые, красные и голубые полотнища.

Так, во время Куликовского сражения (1380) княжеские дружины вышли на поле битвы под красными знамёнами, украшенными изображением Спаса Нерукотворного. А знаменитая Чёрная Сотня Сергия Радонежского билась под чёрными стягами и белыми хоругвями с изображением Богородицы и святых.

В знаменитом «Слове о полку Игореве» описываются русские знамёна 12-го века. Князья выходят в поход против половцев под «красными стягами», «белыми хоругвями» и «красными чёлками» (бунчуками). Автор «Слова» уже использует слово «стяг» как символ княжеской власти. Повествуя о поражении русских князей во второй битве с половцами, он с горечью восклицает: «К полудню пятницы пали стяги Игоревы!».

С конца 14-го столетия на всех русских флагах начали изображать лик Спасителя. Такие стяги – огромные, вышитые вручную полотнища, - считались воинской святыней и освящались в храмах. Их называли «знамениями», откуда и произошло слово «знамя». Самыми распространёнными были знамёна с изображением покровителя Руси - Спаса Нерукотворного.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ


РОССИЙСКИЕ ФЛАГИ 16-17 ВЕКОВ


В 16-ом веке на русских флагах кроме изображений Спасителя и Богородицы начали вышивать образ Георгия Победоносца. В царствование Ивана Грозного уже каждый полк должен был иметь большое Царское Знамя , а каждая сотня - малый клиновидный флаг. Вышивки на них делались золотом, серебром и шёлком, а надписи - яркими иконописными красками.

Георгий Победоносец – христианский святой, великомученик, особо почитаемый в православии святой. Согласно житию, родился в Палестине в семье христиан (3 век). Служил в войсках императора Диоклетиана, считался его любимцем.

Получив богатое наследство после смерти родителей, отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения.

В начале 4 века в Риме начались гонения на христиан. Георгий, раздав своё имущество бедным, перед императором объявил себя христианином. По приказу Диоклетиана, его арестовали и на протяжении восьми дней подвергали жестоким пыткам, требуя отречения от веры. После тяжких мучений в 303 году Георгий был обезглавлен. Вместе с Георгием приняла мученическую смерть жена Диоклетиана - царица Александра, которая заступилась за святого.

После казни Георгий совершил несколько посмертных чудес, самым известным из которых стало убийство копьём дракона, опустошавшего земли христиан. Когда выпал жребий отдать на растерзание змею царскую дочь, явился Георгий и пронзил дракона копьём. Явление святого вызвало массовое обращение населения края в христианство.

На Руси с древних времён святой Георгий почитался под именем Юрия или Егория. В 1030-х годах Ярослав Мудрый основал в Киеве и Новгороде монастыри святого Георгия и повелел по всей Руси «творити праздник» Георгия Победоносца 26 ноября (9 декабря по новому стилю).

В русских землях Георгий воспринимался как покровитель воинов, земледельцев и скотоводов. Дни 23 апреля и 26 ноября у нас считаются весенним и осенним Юрьевыми днями.

Со времён Дмитрия Донского (14 век) Георгий Победоносец известен как покровитель Москвы, поскольку российская столица была основана одноимённым святому князем - Юрием Долгоруким. В 1730 году московский герб с изображением Георгия был закреплён официально.

В настоящее время образ святого также присутствует на российском гербе. Он описывает, как «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона», то есть без прямой ссылки на св. Георгия, который изображён без нимба.

Вместе с Георгием Победоносцем на российских знамёнах 16-17 веков часто изображался св. Архангел Михаил . Его образом был украшен знаменитый Великий Стяг Ивана Грозного, а также малиновое знамя Дмитрия Пожарского. В 1812 году, во время наполеоновского нашествия, со знамени Пожарского была сделана точная копия, переданная нижегородскому ополчению, которое под этим стягом приняло участие в изгнании французских захватчиков с русской земли.

Но до 1700 года в России не было Государственного флага, единого для всей территории страны. Его появлением мы обязаны императору Петру Первому.

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ


Первый государственный флаг России


Первые флаги Петра Великого не отличались от своих предшественников: знамёна имели традиционную форму с центральной частью и откосом. Они изготавливались из красной тафты с белой каймой. В центре изображался золотой орёл, парящий над морскими парусниками. На груди орла, в белом круге, находился лик Спасителя, а рядом размещались образы Святого Духа и святых Петра и Павла.

Но уже летом 1694 года над купленным Россией 44-пушечным фрегатом, стоявшим на амстердамском рейде, русскими моряками был поднят бело-сине-красный российский флаг. А в 1700 году Пётр утвердил образец войскового знамени. К 1704 году в России знамён старого образца практически не осталось. Единый государственный флаг России теперь представлял собой полотнище бело-сине-красного цвета.

К этому времени в России начала складываться и символика цветов государственного флага: белый цвет олицетворял собой благородство, чистоту и долг перед страной; синий - считался цветом любви и означал верность и целомудрие; красный - цвет силы, символ мужества и великодушия.

Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов российского флага с историческими областями Российской империи: белый цвет - Белая Русь, синий - Украина, красный - Великороссия. Кроме того, существовали и другие трактовки: белый цвет - величие свободы, синий - цвет Богородицы, красный - символ Российской державности.

Можно упомянуть также слова императора Николая Второго, сказанные им по поводу русского знамени: «Если, для определения народных цветов России, обратиться к народному вкусу и народным обычаям, к особенностям природы России, то и этим путём для Отечества нашего определяются те же национальные цвета: белый, синий, красный. Великоросский крестьянин в праздник ходит в красной или синей рубахе, малорус и белорус - в белой; бабы русские рядятся в сарафаны тоже красные или синие. Вообще, в понятиях русского человека – что красно, то и хорошо...».

И далее: «Если к этому присоединить ещё белый цвет снежного покрова, в который вся Россия облекается в течение более чем полугода, то, на основании и этих признаков, для эмблематического символа России, для русского народного или Государственного флага, наиболее свойственными оказываются цвета, установленные Великим Петром».

А если заглянуть ещё и в оккультные труды, то можно окончательно уточнить эту символику. Древние книги трактуют белый цвет как быстротекущее время, синий - истину, а красный - это цвет воскрешения мёртвых. В единстве этих символов бело-сине-красное полотнище читается как знак власти Духа над земной жизнью. Российский флаг - это знак мессианского государства, которое призвано защищать идеи Света, Мудрости и Добра.

Триколор Петра Первого всегда существовал в России в первоначальном варианте. Лишь в 18 веке наследники первого российского императора попытались изменить форму национального флага. Они хотели закрепить на триколоре цвета российского герба: чёрного двуглавого орла с красным гербом Москвы на золотом фоне. Но уже Александр Третий восстановил прежнюю цветовую гамму.

Пётру Первому принадлежит и честь создания военно-морского флага России. Работа над ним выдержала восемь вариантов. Последняя (восьмая) и окончательная версия была описана Петром так: «Флаг белый, поперёк его имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил этот святой». В таком виде Андреевский флаг просуществовал на российском флоте до ноября 1917 года, когда был заменён красным советским полотнищем. С 26 июля 1992 года Андреевский флаг был восстановлен на российском флоте.

В разные периоды Андреевский флаг носил различные названия:

  • с 1720 по 1797 годы - Первый Адмиральский флаг;
  • с 1799 по 1865 годы - Флаг Старшего Адмирала;
  • с 1865 по 1917 годы - Кормовой флаг военных судов;
  • с 1992 года по настоящее время - Военно-морской флаг России.

Андреевский военно-морской флаг России получил своё название по имени величайшего российского святого Андрея Первозванного. Апостол Андрей был одним из учеников Иисуса Христа и братом апостола Петра. Он стал первым учеником Спасителя, за что и был назван Первозванным .

Ещё в юности Андрей принял решение посвятить себя служению Богу. Он стал ближайшим последователем Иоанна Крестителя, который и указал будущему апостолу на идущего к ним Иисуса Христа: «Вот Агнец Божий». Оставив Крестителя, Андрей последовал за Христом и привёл к нему своего брата.

До последнего дня земного пути Христа Андрей следовал за ним, а после крестной смерти Спасителя стал свидетелем его воскресения и вознесения. Через пятьдесят дней после этого в Иерусалиме апостолы, освящённые небесным огнём, получили дар пророчествовать, исцелять людей и нести свет христианства народам мира.

Двенадцать учеников Иисуса Христа разделили между собой страны, в которых каждый должен был проповедовать новую религию. Святому Андрею по жребию выпали территории Южной и Восточной Европы, а также земли Скифии. Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря.

Преследуемый повсюду языческими властями, он дошёл до греческого города Византия. Здесь, в будущей столице восточного христианства, Апостол первым основал Православную Церковь и подготовил священников, «чтобы они учили народ».

Прибыв после этого в Корсунь, Андрей узнал, что неподалёку находится устье Днепра – великой славянской реки, по которой Апостол и поднялся в земли восточных славян. На Киевских холмах он, обращаясь к своим ученикам, сказал: «Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет стоять здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю славянскую землю». Тогда же по требованию Андрея над Днепром был поставлен крест, на месте которого позже возник Киев – столица Древнерусского государства.

В Греции Андрей был схвачен воинами проконсула Вирина, подвергнут пыткам и в 70 году распят на косом кресте. Позже на этом месте был воздвигнут православный собор Андрея Первозванного. В наши дни Апостол Андрей почитается основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви.

На Руси культ Андрея Первозванного получил распространение в 1080-е годы, в эпоху правления сыновей Ярослава Мудрого. В 1068 году в Киеве была построена первая православная церковь в честь Апостола, принёсшего в славянские земли православную веру. А через шесть столетий, в 1698 году, царь Петр Первый учредил на российском флоте Андреевский флаг и установил высшую военную награду России - Орден Святого Андрея Первозванного . В 1998 году и флаг, и орден были возрождены в нашей стране.

Памятник Андрею Первозванному в Херсонесе.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ


Флаги России 18 – 19 в.в.


После смерти царя-преобразователя в цветовой гамме российских символов, как уже упоминалось, усилилась роль золотого и чёрного оттенков. Пётр Третий ввёл по краям армейских шляп чёрные шляпные банты с жёлтыми полосками, а к коронованию Елизаветы Петровны (1762) было создано новое Государственное знамя: жёлтое полотнище с изображением на обеих сторонах чёрного двуглавого орла, окружённого 31 гербом входящих в состав империи земель.

Продолжила экспериментировать с российскими государственными регалиями и Екатерина Вторая. Она утвердила несколько изменённый вариант ордена Святого Георгия. По её распоряжению, орден был украшен чёрно-оранжевой лентой, которая символизировала «порох и огонь».

В 1819 году в Москве появился первый батальонный чёрно-бело-жёлтый флажок, но петровский триколор ещё оставался главным символом России. Его расцветка стала образцом для создания государственных флагов балканских славян – сербов, хорватов, словаков, чехов. Только болгары синюю полосу на своём флаге заменили на зелёный цвет.

К коронации Александра Второго (1856) придворный геральдист Б.В. Кёне создал новый вариант парадного знамени. Оно было выполнено из глазета чёрного, жёлтого и белого оттенков. В центре красками был написан чёрный российский орёл с белым Георгием Победоносцем на груди. Такие флаги и знамёна просуществовали на Руси недолго - с 1858 по 1883 год, когда Александр Третий окончательно сделал российским национальным знаменем петровский бело-красно-синий триколор.

Накануне коронации, 28 апреля 1883 года, Александр Третий издал Высочайшее Повеление «О флагах для украшения зданий в торжественных случаях», согласно которому, в России по праздничным датам запрещалось использование иностранных флагов и вводился единый образец Государственного знамени России - бело-сине-красное полотнище.

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ


Государственный флаг СССР

В феврале 1917 года, когда император Николай Второй отрёкся от престола, Россия была провозглашена буржуазной республикой. Однако Юридическое Совещание Временного правительства постановило в качестве национального флага оставить бело-сине-красное полотнище. Петровский триколор считался символом России вплоть до Октябрьской социалистической революции (октябрь 1917), после которой власть в стране перешла к большевикам.

В связи с тем, что бело-сине-красный флаг в годы Гражданской войны активно использовали сторонники реставрации монархии, Совет Народных Комиссаров постановил: «Флагом Российской Республики устанавливается красное знамя с надписью – «Российская Советская Социалистическая республика». Летом 1918 года новый образец флага был утверждён советским правительством и повсеместно введён в качестве нового символа государственной власти.

30 декабря 1922 года РСФСР объединилась с Украинской, Белорусской и Закавказской социалистическими республиками в союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик . После этого был принят новый образец Государственного флага: «Красное или алое прямоугольное полотнище с изображением в верхнем левом углу Серпа и Молота, а над ними - красной пятиконечной Звезды».

Но на практике самым распространённым вариантом национального флага СССР до 1955 года оставалось красное прямоугольно полотнище без всяких надписей. Под ним Красная Армия сражалась на фронтах Гражданской войны (1918-1920), под ним советские солдаты встретили и победоносно завершили Великую Отечественную войну (1941-1945).

Перешедшие на сторону фашистских захватчиков белогвардейские части и в годы второй мировой войны продолжали использовать в частях РОА бело-сине-красный триколор и Андреевский военно-морской флаг, поэтому в Советском Союзе эти символы вплоть до 1991 года не признавались.

В годы Перестройки (1985-1990) впервые после семидесятилетнего перерыва Петровский государственный флаг начал появляться на демонстрациях демократического движения. Впервые он был поднят 7 октября 1988 года над ленинградским стадионом «Локомотив», где проходил митинг Демократического Союза России. Ещё раньше, с 1987 года, его использовали многочисленные национально-патриотические движения России, например, общество «Память».

В 1989 году историко-патриотическое движение «Русское Знамя» выступило с инициативой официального признания бело-сине-красного триколора в качестве официального государственного флага демократической России. Была развёрнута широкая кампания по сбору подписей в поддержку этого требования.

Одновременно с этим в стране начали использоваться и другие варианты парадных знамен Российской империи: чёрно-бело-золотой триколор (сторонники монархической власти), сине-красно-зелёный флаг (партия «Россы») и т.д. Споры о новом государственном символе России продолжались.

В матче за звание чемпиона мира по шахматам (1990) Гарри Каспаров, официальный представитель СССР, выступал под бело-сине-красным флагом – символом новой демократической России. Его противник Анатолий Карпов играл под красным флагом СССР. Одновременно с этим в уличных шествиях продолжали использоваться красные флаги РСФСР. Например, 23 февраля 1992 года на митинге в честь Дня Советской Армии и Военно-Морского Флага, собравшем в центре Москвы около 10 тысяч человек, его участники несли красные знамёна СССР и РСФСР.

Однако уже в марте 1990 года в стране начала работать Конституционная Комиссия, которая внесла проект нового государственного флага России: «Трёхцветное прямоугольное полотнище с равными по величине горизонтальными полосами: верхняя - белого, средняя - голубого, нижняя - алого цвета».

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ


Государственный флаг Российской Федерации


В ходе острой политической борьбы созданный при Совете Министров СССР Комитет по проектированию новых государственных символов внёс в Верховный Совет республики рекомендации по восстановлению бело-сине-красного знамени. Окончательное решение было отложено до завершения выборов первого президента страны, которые должны были пройти в 1991 году.

Летом 1991 года Петровский триколор широко использовался демократическими силами, противостоящими ГКЧП во время августовского путча. После ликвидации путча, 22 августа 1991 года, постановлением Верховного Совета РСФСР исторический флаг России был официально признан новым государственным символом страны: «Верховный Совет РСФСР постановил: до утверждения специальным законом новой государственной символики Российской Федерации считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос - официальным Национальным флагом РФ».

А уже 1 ноября 1991 года Пятым съездом народных депутатов РСФСР бело-лазорево-алый флаг был законодательно утверждён Государственным флагом страны. За его утверждение проголосовали 750 народных депутатов из 865 принимавших участие в голосовании. Вскоре после этого название российской республики «РСФСР» также законодательно было изменено на «Российскую Федерацию (Россию)».

Во время разработки новой Конституции РФ в Конституционную комиссию поступило предложение изменить цвета двух последних полос флага на синий и красный. Это аргументировалось тем, что лазоревый и алый цвет в государственной символике России прежде никогда не использовался.

Накануне принятия новой Конституции Российской Федерации, которое состоялось 12 декабря 1993 года, президент Б.Н. Ельцын подписал Указ «О Государственном флаге Российской Федерации».

Одновременно в стране сохранялось Знамя Победы, под которым Советская Армия в 1945 завершила разгром фашисткой Германии. Согласно Федеральному Закону РФ от 7 мая 2007 года, Знамя Победы 9-го мая может вывешиваться на зданиях, подниматься на мачтах и флагштоках наряду с Государственным флагом Российской Федерации.

Ежегодно 22-го августа в нашей стране отмечается День Государственного флага Российской Федерации. Самый большой флаг России был поднят в августе 2011 года в Чеченской Республике – на горе высотой 300 метров. Он имел площадь полотнища 150 квадратных метров. Высота его флагштока составляла 70 метров.

7-го июля 2013 года во Владивостоке почти 30 тысяч горожан выстроились на мосту через бухту Золотой Рог с красными, белыми и синими флажками в руках. Они воссоздали над бухтой 707-метровый флаг России. Этот самый большой «живой» флаг России попал в «Книгу Гиннеса».

Летопись флагов российских

С незапамятных времен обширные пространства Восточной и Центральной Европы заселяли славянские племена. Древние летописи и хроники называют славян храбрым, воинственным и свободолюбивым народом. К IX веку образовались славянские княжества. Их центрами были Псков, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Переяславль и др. Крупнейшими городами считались Новгород и Киев. В ту далекую пору еще не существовало единого славянского государства, и, естественно, не следует отыскивать единого государственного знамени. Сохранились упоминания о первых русских флагах, или, как их называли, стягах. Стяг - значит рычаг, а также шест, жердь, древко. И действительно, древнейшими русскими стягами были длинные шесты, на вершинах которых укреплялись ветки деревьев, пучки травы, конские хвосты, так называемые стяговые челки. Позднее на стягах стали крепить куски тканей яркого цвета, придавая им форму клина. Часто ткань прикрепляли не к шесту, а к небольшой поперечине. Шест заканчивался навершием - острожеком.

В конце IX века новгородский князь Олег захватил Киев и остался здесь княжить, объявив город столицей - «матерью городов русских». Киевская Русь впервые объединила славянские княжества от Балтики до Черноморья, от Карпат до Дона, стала исторической колыбелью русского, украинского и белорусского народов. Флага государства еще не было. Имелись лишь княжеские стяги. Их почитали. Без стяга войско не отправлялось в походы и не вступало в сраженья. Княжеские стяги обычно имели почти квадратное полотнище с косицами - клинцами, яловцами. В 907 г. князь Олег дошел со своим стягом до Византии и прибил «щит на врата Цареграда». С введением христианства на Руси, после 988 г., на русских стягах появились изображения креста. Этот символ был широко распространен и в других европейских странах. Стяги приобрели значение святыни.

При Ярославе Мудром в начале XI века Киевская Русь объединила обширные земли, достигла большого расцвета и стала одним из крупнейших государств Европы. Описания стяга Ярослава Мудрого не сохранилось, но с его именем связан, можно сказать, главный символ России - изображение св. Георгия, которое позднее заняло почетное место и на гербе России, и на штандарте ее царей. Имя Ярослав было светским, княжеским, языческим, а крестили князя именем Георгия. По христианскому обычаю покровителем князя после крещения стал св. Георгий. Поскольку Ярослав Мудрый считался первым объединителем «всея Руси», его «патрона» - св. Георгия Победоносца - стали считать и покровителем всего государства Российского.

Объединение Руси еще не было прочным, и после смерти Ярослава держава была раздроблена - поделена между его сыновьями на уделы. Началась междоусобица. Князю Владимиру Мономаху, правившему с 1113 по 1125 г., удалось лишь на время восстановить единство Киевской Руси, но после его смерти государство вновь раздробилось на отдельные княжества.

Страшным врагом славян стали кочевники-половцы. Удельные князья под своими стягами ходили походами на врага. Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» повествует об одном из таких походов. В рукописи упоминается, что во главе боевых дружин князя в 1185 г. были «чрьлен стяг, бела хорогвь, чрьлена чолка», т. е. красный стяг, белая хоругвь, красная челка. Великий князь Андрей Боголюбский перенес столицу Руси в свой город Владимир. Появились стяги великих князей. Великокняжеские и княжеские стяги древней Руси были огромными, до 8 аршин (6 метров) в длину, и тяжелыми. В стяговники подбирали бога­тырей. Во время походов стяги, снятые с древка, находились в обозе вместе с доспехами и оружием. Лишь перед сражением давалась команда «взять оружие, одеть доспехи и водрузить стяги». Обычно стяги устанавливали в центре войска на возвышении. Во время битвы нападающие стремились пробиться к стягу, «подсечь» его и захватить. В большинстве случаев это решало исход сражения. Вот почему стяг постоянно находился в центре внимания всех бойцов, а летописцы сражений олицетворяли ход битвы состоянием стяга. Когда, например, писали, что «стяг простирался яко облацы», то битва развивалась благоприятно, «падоша стяги» - сражение было проиграно.

У рати князя был не один стяг. Войско делилось на полки: большой, правую руку, левую руку, сторожи. Во главе большого полка выставлялся великий стяг князя, в остальных полках - стяги поменьше. Каждая княжеская дружина удела, а также рати областей и городов имели свои стяги. Так, например, в 1216 г. в Липицкой битве князь Георгий Суздальский выставил 17 стягов, а Ярослав - 13. Феодальная раздробленность и междоусобицы ослабили Русь, и в XIII веке на ее земли с юга и востока вторглись татаро-монгольские полчища Чингисхана, а затем хана Батыя. Наступил тяжкий период для Руси. С севера на русские земли напали войска шведских и немецких феодалов. 15 июля 1240 г. дружины под стягами новгородского князя Александра разгромили шведов на берегу Невы. Князь Александр получил прозвание Невского. А 5 апреля 1242 г. произошло «Ледовое побоище» на льду Чудского озера. Войско князя Александра Невского разбило рыцарей Ливонского ордена.

Разгром шведов и немцев способствовал восстановлению единства Руси. Хотя столицей еще оставался город Владимир, быстро усиливалось влияние Москвы, основанной князем Юрием Долгоруким в 1147 г. Началось объединение русских земель вокруг Москвы. Татаро-монгольские завоеватели стремились помешать объединению. Хан Мамай с огромным войском вторгся в пределы Московского княжества. Ему навстречу выступил с боевыми дружинами московский князь Дмитрий. 8 сентября 1380 г. русские и татары сошлись на Куликовом поле за Доном. На холме в стане Мамая возвышался татарский стяг, в центре русских дружин - великокняжеский стяг. В древнейшем документе «Поведание и сказание о побоище Великого князя Дмитрия Донского» имеются такие строки: «Князь же Великий Дмитрий Иванович, видев полки свои достойно оуряжены, обвеселися сердцем, и сшед с коня, паде на колено прямо великому полку и черному знамению, на нем же бе воображен образ владыки нашего Иисуса Христа». Этот стяг впервые называется знамением, в отличие от других стягов без лика Христа. Следует признать, что вопрос о цвете стяга Дмитрия Донского не бесспорен. В одних рукописях он указан как «чермный» - красный, в других - как черный, но многие исследователи считают это опиской. Красный цвет был широко распространен на Руси, чего нельзя сказать о черном цвете. Однако аскетические начала древнерусской живописи позволяют думать, что и стяг, скоторым народ шел на сражение на «грозный суд божий», был суровым, грозным, черным.

Перед началом битвы Дмитрий приказал ближнему своему боярину Михаилу Бренку стать под великокняжеским знаменем. Летописец пишет, что странно было видеть «две силы великие сходящиеся на кровопролитие, на скорую смерть». Из татарских орд выехал богатырь Челубей, против него вышел русский богатырь Пересвет. В смертельной схватке оба богатыря пали мертвыми. Началась всеобщая ожесточенная и кровопролитная битва. «Татарове же начашо одолевати и великий стяг Великого князя подсекоша», пал под ним храбрый Бренок и многие бойцы его дружины. Но русские не сдались. Из засады вышел свежий полк Боброка. Татары дрогнули и побежали. Великая битва была выиграна русскими. Но дорогой ценой далась эта победа. К стягу вернулись немногие - из четырехсот тысяч русских уцелели лишь сорок тысяч. Татар было перебито великое множество. «Дон-река три дня кровью текла, восемь дней хоронили павших...».

После Куликовской битвы стяги с изображением лика Христа - знамения - получили большое распространение. В XV веке вошло в употребление слово «знамя», в XVI веке упоминались и стяги и знамена, к XVII веку слово «стяг» встречается все реже и реже и окончательно заменяется словом "знамя". В XV-XVIвеках при Иване Ш и Василии III великая Русь была объединена под «высокую руку Московскую». Иван IIIстал называться в актах как «Осподарь всея Руси», а Василий IIIуже как «Царь и государь всея Руси». Русское государство быстро росло и крепло. Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, стиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах».

В XVI веке на российских стягах вышивали лики Христа и Богородицы, образ св. Георгия Победоносца. На белом знамени Василия III было изображение Иисуса Навина, останавливающего Солнце. Сохранились полковые знамена. Во главе полка теперь стояло большое Царское знамя. В сотнях были меньшие знамена.

При Иване III на Руси появился символ двуглавого орла, ставшего позднее эмблемой России. Двуглавый орел издавна был гербом Римской империи. После распада империи ее преемником стала Византия, сохранив в гербе двуглавого орла. В 1497 г. состоялось бракосочетание Ивана III с византийской царевной Зоей Палеолог, более известной под именем Софья. Московские великие князья как бы стали наследниками христианской Византии и получили в подарок византийский трон с изображением двуглавого орла. Так двуглавый орел стал гербом России.

Русские знамена того времени кроились косынею, т. е. с одной стороны пришивался один или несколько косых клиньев. Прямоугольная часть полотнища называлась серединой, ее длина была больше высоты; прямоугольный треугольник - откос - пришивался к полотнищу своей короткой стороной, тетивой вниз. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Изображения на знаменах сохраняли религиозный характер. Полотнища оставались громадных размеров, и для ношения знамени назначались два-три человека. Знаменам отдавали большие почести, они освящались патриархом по чину святых икон. В 1547 г. Иван IV короновался на престол как «Царь всея Руси». Этот титул стали чеканить на деньгах московских, и они получили значение всероссийских. Однако единодержавное государство Российское еще не имело единого государственного знамени. У князей были свои знамена, у царя - свой стяг. Знамя еще не стало символом государства, а оставалось символом личной власти.

Похожие публикации