Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Великий хан Монгольской империи Чингисхан: биография, годы правления, завоевания, потомки. Появление в европе

Пока происходили эти события, Джебе и Субедей-багатур со своими отрядами прошли через Азербайджан и весной 1222 года вторглись в Грузию. Здесь они разбили объединенные силы лезгинов, черкесов и кипчаков и пошли на Астрахань, преследуя остатки кипчаков вдоль Дона. Монголы разгромили и половцев, которые бежали на Русь. Русские князья были встревожены появлением загадочного врага.

Однако Мстиславу, князю Галицкому, удалось уговорить их собрать на берегу Днепра объединенную армию. Здесь он и встретил посланцев из монгольского лагеря. Даже не выслушав их, Мстислав казнил посланцев. Монголы ответили на это событие такими словами: " Вы хотели войны, вы ее получите. Мы не причинили до этого вам никакого вреда. Бог беспристрастен, он рассудит нас».

В первой же битве у реки Калка славяне были полностью разбиты, и остатки армии бежали от победителей, а те, опустошив Волжско-камскую Болгарию, удовлетворенные добычей, вернулись по реке Ахтуб в Среднюю Азию, где и соединились с основной армией монголов.

Оставшимся в Китае монгольским войскам сопутствовал такой же успех, что и армиям в Западной Азии. Монгольская империя была расширена за счет нескольких новых завоеванных провинций, лежавших к северу от Желтой реки, за исключением одного-двух городов. После смерти императора Сюинь-Цзуна в 1223 году Северная Китайская империя практически прекратила свое существование, и границы

Монгольской империи почти совпали с границами Центрального и Южного Китая, управлявшегося императорской династией Сун.

По возвращению из Центральной Азии Чингисхан еще раз провел свою армию по Западному Китаю. Во время этой кампании астрологи сообщили предводителю монголов, что пять планет находятся в неблагоприятном соответствии. Суеверный монгол посчитал, что ему грозит опасность. Под властью дурного предчувствия грозный завоеватель отправился домой, но по дороге заболел и вскоре умер (1227 год). В своем завещании Чингисхан назначал своим наследником третьего сына Угедея, но до тех пор, пока тот не будет провозглашен Великим ханом (императором), смерть великого правителя должна храниться в тайне. Похоронная процессия двинулась из стана Великой Орды на север, к реке Керулен. Завещание монгольского властителя выполнялось с такой тщательностью, что людей, попадавшихся навстречу процессии, убивали. Через родное становище его тело пронесли жены, и в конце концов он был похоронен в долине Керулена.

Так закончился путь одного из величайших завоевателей, когда-либо живших на земле. Родившись в маленьком монгольском племени, он, сын рядового вождя, добился того, что его армии победоносно прошли от границ Китая до берегов Днепра. Хотя созданная им империя в конце концов распалась как из-за неумелого правления последующих монгольских властителей, так и вследствие объективных исторических закономерностей, она оставила многочисленные свидетельства своих побед над другими народами. Одним из таких свидетельств является присутствие турок в Европе, вытесненных из Центральной Азии монгольскими завоевателями.

Границы империи после Чингисхана не только не сократились, но значительно расширились, и по обширности монгольская империя превзошла все когда-либо существовавшие государства. Единство империи сохранялось 40 лет после смерти Чингисхана; господство его потомков в государствах, образовавшихся после распадения империи, продолжалось еще около ста лет. В Средней Азии и Персии и в настоящее время сохранились многие должности и учреждения, введенные в этих странах монголами. Успех деятельности Чингисхана объясняется только его гениальными природными дарованиями; у него не было ни предшественников, которые бы подготовили для него почву, ни сподвижников, которые бы могли оказывать на него влияние, ни достойных преемников. Как монгольские военачальники, так и находившиеся на монгольской службе представители культурных наций были только орудием в руках Чингисхана; ни один из его сыновей и внуков не наследовал его дарований; лучшие из них могли только продолжать в том же духе деятельность основателя империи, но не могли думать о переустройстве государства на новых началах, сообразно требованиям времени; для них, как для их подданных, заветы Чингисхана были непререкаемым авторитетом. В глазах современников и потомства Чингисхан был единственным создателем и устроителем монгольской империи.

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Образование державы Чингисхана.

2) Начало завоевательных походов Чингисхана.

3) Битва на Калке.

4) Историческое наследие Монгольской империи

Тип урока

Изучение нового материала

Ресурсы урока

Учебник, § 15. Карты «Русь в XII — начале XIII в.», «Начало монгольских завоеваний и создание державы Чингисхана». Фрагменты документов

Основные понятия и термины

Кочевое скотоводство. Орда. Курултай. Нойоны. Тумен. Улус

Основные даты

1211 г. — начало завоевательных походов Чингисхана.

1215 г. — завоевание империи Цзинь.

1223 г. — битва на Калке

Персоналии

Чингисхан. Мунке. Угедей. Батый

Домашнее задание

§ 15 учебника. Составьте список правителей Европы и Азии, которые были современниками Чингисхана.

*Мини-проект к уроку 24: «Вооружение русских воинов» (видеоряд, рисунки)

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Объясните смысл понятий «кочевник», «кочевое скотоводство». Чем отличался быт древних кочевников от быта оседлых народов? Предположите, какими могли быть последствия «встречи» кочевых и оседлых народов

Объяснять смысл понятия, термина в историческом контексте.

Аргументировать выводы и суждения для приобретения опыта цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

Ориентационный (актуализации/повторения)

Какие кочевые народы известны вам из курсов истории Древнего мира и Средних веков?

С какими соседними кочевыми народами взаимодействовала Русь? Всегда ли контакты были мирными?

Актуализировать знания из курса всеобщей истории, истории России

Покажите на карте места обитания монгольских племён.

Прочитайте п. 2 параграфа. Что стало причиной монгольских завоеваний?

Охарактеризуйте военное снаряжение монголов, используя иллюстрацию.

По карте проследите ход завоеваний Чингисхана в Азии.

Прочитайте отрывок «Рашид-ад-дин о взятии монголами столицы Хорезма Ургенча» (см. рубрику «Изучаем документ»). Объясните действия монгольских завоевателей после взятия Ургенча. Являлись ли грабежи обычным явлением для войн того времени, или монголы отличались от других завоевателей? Выразите своё отношение к действиям монгольских завоевателей.

Как изменилась территория обитания монгольских племён с образованием Монгольской империи (см. карту)? Назовите государства, которые ныне располагаются на территории Монгольской империи.

Прочитайте отрывок из Ипатьевской летописи о битве на Калке (см. дополнительный материал). Как сражались русские воины? Что помешало русским князьям достичь успеха? Какие факты подтверждают вероломство врага (летопись называет их «татары»)?

Использовать карту как исторический источник.

Анализировать текст источника, приводить примеры, выражать своё отношение.

Устанавливать причины событий.

Формулировать ценностные суждения и/или своё отношение по обсуждаемой теме.

Делать выводы на основании анализа летописного текста

Работа с картой, текстом исторического источника (летописи).

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

В чём вы видите причины успеха монгольских завоеваний?

Составьте таблицу, в которой отразите положительные и отрицательные последствия для народов Евразии монгольских завоеваний и создания Монгольской империи. Составьте список правителей Европы и Азии, которые были современниками Чингисхана.

Для выполнения каких заданий вам потребовалась помощь учителя (товарища)?

Определять причины исторических событий.

Обобщать материал темы урока в форме таблицы.

Устанавливать синхронистические связи.

Оценивать результаты своей учебной деятельности

Составление таблицы

Дополнительный материал

Укрепления они завоёвывают следующим образом. Если встретится такая крепость, они окружают её; мало того, иногда они так ограждают её, что никто не может войти или выйти; при этом они весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха; сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска и одно сменяет в бою другое, так что они не очень утомляются. И если они не могут овладеть укреплением таким способом, то бросают на него греческий огонь… А когда они уже вошли, то одна часть бросает огонь, чтобы сжечь его, а другая часть борется с людьми того укрепления.

Когда они уже стоят против укрепления, то ласково говорят с его жителями и много обещают им с той целью, чтобы те предались в их руки; а если те сдадутся им, то говорят: «Выйдите, чтобы сосчитать вас, согласно нашему обычаю». А когда те выйдут к ним, то татары спрашивают, кто из них ремесленники, и их оставляют, а других, исключая тех, кого захотят иметь рабами, убивают топорами. Во время войн они убивают всех, кого берут в плен, разве только пожелают сохранить кого-нибудь, чтобы иметь их в качестве рабов.

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ о битве на Калке

Дошли вести в стан, что пришли татары посмотреть русские ладьи; услышав же об [этом] Даниил Романович и, сев на коня, погнался посмотреть на невиданную рать; и бывшие с ним конники и многие другие князья вместе с ним помчались смотреть невиданное войско. Оно же отошло, а Юрий им [князьям] рассказал, что «это стрелки». А другие говорили, что «это простые люди, ниже половцев». Юрий Домамирич же сказал: «Это ратники и добрые воины».

Вернувшись же, Юрий всё рассказал Мстиславу. Молодыми князьями было сказано: «Мстислав и другой Мстислав — не стойте! Пойдём на них!» Все князья — Мстислав, и другой Мстислав, Черниговский, перешли реку Днепр, другие князья перешли [тоже], и [все они] пошли в поле Половецкое… Оттуда же шли 8 дней до реки Калки. Встретило их татарское охранение. [Русское] же охранение билось с ним и были убиты Иван Дмитриевич и ещё двое с ним.

Татары отошли, около самой реки Калки встретились татары с половецкими полками русских. Мстислав Мстиславич же приказал вначале перейти реку Калку Даниилу с [его] полком и другим полкам с ним, а сам после них перешёл, двигаясь лично в авангарде. Когда же он увидел татарские полки, то вернулся и сказал: «Вооружайтесь!» Мстиславу Романовичу же и другому Мстиславу, сидевшим в стане и ничего не знавшим, Мстислав [Мстиславич] не сообщил [о происходящем] из-за зависти к ним, ибо была между ними великая распря.

Полки сошлись и сразились, Даниил же выехал вперёд, а Семён Олюевич и Василько Гаврилович устремились на полки татарские, Василько же был пронзён и ранен. А самому Даниилу, раненному в грудь, по молодости и горячности, не почувствовалось ран в теле, полученных им, ибо был он в возрасте 18 лет и силён.

Даниил хорошо сражался, избивая татар. <…> Когда татары побежали, и Даниил своим полком их избивал, то Олег Курский крепко бился с другими полками [татар], сразившимися с ними. За грехи наши, русские полки были побеждены… И была победа над всеми князьями русскими. Такого же никогда не бывало [прежде]. Татары же, победившие русских князей за прегрешения христианские, пришли и добрались до Новгорода Святополчьего. Русские, не знавшие их коварств, вышли навстречу им с крестами, но они [татары] поубивали их всех.

УДК 94 (4); 94(517) 73

ББК 63.3 (0)4(5Мон)

Г.Г. Пиков

ЕВРОПЕЙЦЫ XIII ВЕКА О МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ И ЧИНГИСХАНЕ

Анализируются взгляды европейских авторов XIII в. на историю и культуру монголов, создавших евразийскую империю. В центре внимания - причины усиления монголов, особенности культуры, результаты завоеваний. Особое внимание европейцы уделяли монгольскому феномену в целом и образу Чингисхана.

Ключевые слова:

культура, монгольские завоевания, цивилизация, Чингисхан.

Образование Монгольской империи произвело огромное впечатление на современников. Уже в XIII в. сложились специфические образы монголов и их предводителя Чингисхана, «Потрясателя Вселенной» (восточноазиатский, монголосибирский, исламский, европейский), во многом противоречившие друг другу. Среди источников по интересующей нас теме выделяется ряд сочинений, в которых делаются попытки создать своего рода энциклопедические своды о монголах и взаимоотношениях с ними - Джованни Плано дель Карпини , Виллема де Рубрук , Роджера Бэкона , Марко Поло. «Книга» Марко Поло изучается давно и основательно: .

Европейские источники интересны еще и потому, что континент сохранил свободу и реагировал на пришельцев не столько эмоционально, сколько логически, обращая внимание на место этих событий в «священной истории», т.е. их связь с общецивилизационной парадигмой. Впервые, пожалуй, была сделана попытка увидеть события как факт общечеловеческой или «всемирной» истории. Встреча двух цивилизаций , всегда порождает необходимость, осмысляя неожиданное появление «чужих», связать их со своей собственной историей, найти им «нишу» в освященной традициями и религией цепочке значимых событий.

Европа на протяжении всей своей истории испытывала очень сильную культурноинформационную осаду. Мусульманская культура представила свою оригинальную трактовку традиционных для христианского мира греко-римских «античных» представлений и иудео-христианской религиозной традиции, что неоднократно резко усиливало «еретические» настроения внутри европейской культуры. Монголы, этот, с точки зрения христиан, «нечистоплотный народ» (gens immunda), смогли в

одночасье сделать то, чего европейцы не могли добиться в течение тысячелетия, а именно подчинить себе всю Азию. Сделали они это с помощью силы, а не «слова», ибо «культуры» европейцы у кочевников вообще не видели.

Здесь сказывалась присущая изначально оседлым земледельческим народам неприязнь по отношению к скотоводческим кочевым сообществам. История изучения кочевников проходила через многочисленные мировоззренческие и идеологические «фильтры» оседлых цивилизаций. Практически все латинские авторы подчеркивали несоответствие кочевников всем мыслимым критериям цивилизованности. Не случайно П. Карпини писал о монголах как о людях, по европейским меркам существующих на грани выживания. Но там же, как уже знали в средние века, существовала и могущественная Циньская империя, где правил Цинь Ши Хуанди, и «Катай», правителем которого был Великий хан. Это пугало средневековую Европу, еще не очень четко понимающую, чего ждать от заисламской Азии - военного удара или культурной атаки.

Стоит отметить, что первая реакция европейцев на монголов свидетельствует о понимании европейцами многовековой связи внешних вызовов с внутренними проблемами и видении системности кризиса, охватившего весь христианский мир. Примеры такого понимания можно найти уже в Библии, где четко проводится мысль о том, что враг не придет в ту страну, которая «сильна», где есть «вера», т. е. есть этническая и культурная сплоченность . Латинскими авторами активно используется Библия для идентификации монголов с каким-либо из известных уже народов. Первыми в этом ряду стали Гог и Магог .

Плано Карпини не понимал причины непонятной и неприемлемой для средневековых католиков веротерпимости монголов. Для европейца это свидетельство

Общество

существования «язычества», с которым христиане боролись всю свою историю. Язычество - не просто многобожие, а, по сути, ситуация столкновения многих культур («столпотворение богов»), информационного хаоса. Она периодически возникает в истории любой цивилизации и воспринимается в конечном итоге как нетерпимый кризис и проявление анти-цивилизационного развития. Веротерпимость монголов и станет для европейцев главным свидетельством отсутствия у них самой возможности развития по цивилизованному варианту. Крушение монгольской империи, с точки зрения латинских авторов, является решающим доказательством ее искусственного, а не божественного происхождения. Отсюда во многом также представление о принципиальном отличии кочевников от оседлых народов, восприятие их как бандитов.

Монголы нарушают, прежде всего, уголовное право, а ведь оно со времен Моисея - одна из основ цивилизации. Европа видит в Чингисхане не просто «чужого», а «иного». Европейцы начинают писать свои труды, когда завоевания фактически уже прекратились и установилась новая геополитическая ситуация. Молодая католическая цивилизация потерпела поражение в стремлении установить свое господство хотя бы даже над аврамическим пространством, которое осталось под властью мусульман. К тому же оба традиционных мира, христианский и мусульманский, должны приноравливаться к новым азиатским «хозяевам» - тюркам и монголам. Католическая «революция» победила лишь в рамках европейского субконтинента, в результате Европа вынуждена отказаться от экстенсивного («феодального») варианта развития, пытаться выбрать новые методы и средства решения комплекса проблем переходного периода.

Если учесть формирующиеся в это время в Европе ренессансные представления с их культом героя, то само по себе появление фигуры Чингисхана было серьезным информационным вызовом для европейской культуры. Еще один парадокс заключался в том, что, пожалуй, впервые Европа признала героем выходца не из средиземноморской или христианской зон.

Уже в XIII в. сложился основной корпус сочинений о Чингисхане. Общее, что объединяет все эти сочинения - образ великого завоевателя с акцентом на организаторских способностях, психологических особенностях, биографии, борьбе. Европейцы охотно используют информацию

латинских путешественников, но в конечном итоге образ Чингисхана в европейском сознании проделал путь от Героя до Бандита.

Стоит отметить разнообразие жанров и ракурсов, используемых для описания монголов. Это отчеты послов (Рубрук, Кар-пини), схоластические «суммы» (Р. Бэкон) и даже своеобразный «роман» («книга» М. Поло), последняя стала своего рода энциклопедией о кочевниках и программой отношения к ним. В ней были собраны все те знания о кочевых народах, которыми должны обладать христиане. Историей и географией новой империи интересуются европейские правители (король, папа) и даже простые люди, если вспомнить необычайную популярность записок итальянца М. Поло.

Это означает, что новый мир интересует многих, он непонятен, и европейская культура предпринимает мощный интеллектуальный штурм нового явления, пытаясь составить некий энциклопедический очерк о нем. Папского посла П. Карпини интересуют, прежде всего, церковно-религиозные проблемы и интересы римской курии, королевского посла Г. Рубрука - политические нюансы, полуторговца-полу-лазутчика М. Поло - экономические проблемы. Это три «ответа», которые как бы синтезируют информацию по этим аспектам. Основа для этого уже была - работа с «возрождаемой» античностью и ее иной трактовкой мусульманами, соответственно, идейная борьба с исламом и, разумеется, ориентация на новые ценности - рационализм, демократию, гуманизм, индивидуализм, экономические интересы.

«Варвары» не имели культуры в том понимании, которое было во всех оседлых мирах, но масштаб их удивительных деяний явно превосходил все, что до сих пор знали цивилизации. Еще не «работала» античная мудрость, в частности, любопытные историософские наблюдения Платона , а Библии для ответов на многие вопросы уже не хватало. Нужны были иные аналитические формы, которые будут выработаны к эпохе Просвещения, когда сформируется более сложное и в чем-то даже более объективное отношение к самим монголам и к созданным в XIII в. текстам о них.

Нужно учитывать, что в Европе был накоплен богатейший опыт изучения истории вообще и истории «варваров» в частности, разработаны исторические, филологические, сравнительные методы, выработана определенная номенклатура

понятий и исторических схем, которая до сих пор пользуется немалым успехом и в других цивилизациях. Этот строго научный подход вывел историю изучения кочевников на более высокий уровень анализа, но и значительно усилил сложившиеся на Западе и Востоке историологические стереотипы и штампы.

Если тюрки для христиан представляли вполне реальную двойную опасность, осуществляя территориальную экспансию и предъявляя претензии на европейскую «античность» и иудео-христианско-мусульманскую традицию, то монголы стали для них всего лишь «ураганом», который неожиданно пронесся над всей Евразией и исчез.

Европейцы фактически победили кочевников словом - вывели их за скобки культуры, объявив создание империи результатом силы, разбоя, разрушения, сатанинским деянием. Такое отношение в дальнейшем было усилено пониманием средневековья как периода темного, варварского. Если мусульмане все же частично восприняли элементы культуры кочевников (достаточно вспомнить широко распространенный в Сибири и Центральной Азии культ Чингисхана), то два имперских общества (европейское и китайское) отрицали у кочевников наличие культуры в целом.

Главным в культуре считались религия и язык. Для латинских авторов монголы тотально «бескультурны», ибо у них «неразвитый» язык и отсутствует литература. Им чужда мудрость - них нет философских школ, буддизм или христианство они берут больше в практике, а не теории. У них нет единой культуры, каждое племя придерживается своих традиций. К тому же завоевания Чингисхана открыли дорогу в Монголию различным культурам, носители которых часто насильственно переселялись туда. В итоге часто монгольские «завоеватели» растворялись, и Монголия не стала политическим и культурным центром всех зон.

Монголы придавали больше значения этнической принадлежности. Если в Европе культурообразующим фактором была религия, то у монголов эту роль играл, по сути, этнос как «избранный народ». Европа же уже выходила на макрорегиональ-ный уровень, формировала транс-госу-дарственный подход и работала при этом с огромным материалом как по своей собственной истории, так и по истории иных мировых религий.

Отсутствие у монголов «культуры» (в понимании латинян) было связано и с тем,

что империя представляла собой геополитическое ядро при слабом присутствии всех остальных компонентов «классической» цивилизации (торговля, достаточно жесткая и воинственная парадигма, программа строительства и трансляции «мира», развитая экономика). Отсюда особое значение в империи приобретали властные отношения, а не экономические или культурные процессы.

Европейцы быстро отметили особость монголов, т. е. уловили приход не просто чужих или «варваров», а «иных» - людей с новой ментальностью. Эти «пришельцы» фактически создавали другой миропорядок. Приход людей с иной ментальностью всегда имел серьезные последствия, достаточно вспомнить, как менялась ситуация с появлением персов, римлян в Средиземноморье, русских на Кавказе, в Средней Азии, Сибири, европейцев в Америке и Африке.

В этом плане можно говорить о своеобразной евразийской революции, которая, естественно, своими составляющими имела не только этнические изменения, связанные с монголами, но и переход на капиталистический вариант развития, расселение европейцев за пределами материка. Складывался новый «Восток», и Европа начинает его не только посещать, но и изучать. Новое, аналогичное библейскому или римскому по степени понимания «знание» Востока в чем-то не сложилось до сих пор. Европейцы хорошо знали Восток персидский, египетский и арабский, но гораздо меньше тюрко-монгольский. Эти «иные» принесли не только иную ментальность, но и иную культуру, экономику, политическую систему. Этот Восток и более динамичен и менее предсказуем, ситуация там постоянно меняется.

Чингис-хан к тому же решал проблемы Азии, но у Европы другие проблемы и она их решать станет в форме перехода к «капитализму», борьбы с «язычеством» и «варварством», начнется «Возрождение» как отрицание «варварства» и «средневековья». Новая цивилизация начнет разрабатывать новую культурную парадигму, связанную с переосмыслением христианства и активным использованием греко-римского наследия с акцентом на юридической и индивидуалистической составляющей.

Подводя итог, можно сказать, что латинские авторы XIII в. создали средневековый образ Чингисхана. Он фактически стал архетипическим, базовым. Чингисхана в Европе никогда не связывали с фигурой Антихриста, ведь он не пришел ни

Общество

76 с другим «словом», ни с извращением уже несенные им разрушения воспринимался

известного «слова». Чингис-хан не стал как один из последних признаков прибли-

Антихристом, но его «разбой», сила, при- жающегося «конца света».

Список литературы:

Бэкон Р. Избранное / Под ред. И. В. Лупандина - М.: Издательство Францисканцев, 2005. - 480 с.

Гольман М. Изучение истории Монголии на Западе, XIII - середина ХХ в. / АН СССР, Ин-т Востоковедения. - М.: Наука, 1988. - 218 с.

Джованни дель Плано Карпини. История монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествия в восточные страны. Книга Марко Поло. - М.: Мысль, 1997. - 461 с.

Дреж Ж.-П. Марко Поло и шёлковый путь. - М.: Аст-Астрель, 2006. - 192 с.

История монгалов, именуемых нами татарами / Иоанн де Плано Карпина. Путешествие в восточные страны / Введ. и примеч. А.И. Малеина. - СПб.: А.С. Суворин, 1911. - XVI, 224 с.

Кадырбаев А. Ш. Путешественники Запада и Востока в Центральной Азии XIII-XIV вв. // Altaica VII. Сборник статей и материалов / Под ред. В.М. Алпатова и др.; Сост. Е.В. Бойкова. - М., ИВ РАН, 2002.

«Книга» Марко Поло / пер. со старофранц. И.П. Минаева; ред. и вступит. статья И.И. Магидови-ча. - М.: Географгиз, 1955. - 376 с.

Котрелев Н. В. Восток в записках европейского путешественника («Миллион») // Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. Т. 2. - М., 1974. - С. 477-516.

Кудрявцев О. Карпини Иоанн де Плано // Католическая энциклопедия. Т. II. - М., 2005. - С. 853-854.

Пиков Г. Г. О восприятии Нового Света европейцами в XVI - XVIIвв. // История мировой культуры и методы ее преподавания. Тезисы докладов междунар. конф. - Новосибирск, 1995. - С. 89-92.

Пиков Г. Г. Роджер Бэкон о центрально-азиатских и сибирских племенах в 13 в. // Сибирь в истории и культуре зарубежных стран. Тезисы докладов и сообщений междунар. научн. конф. - Иркутск, 1998. - С. 11-15.

Пиков Г. Г. Solo fidae пророка Аввакума // Теория и история культуры в вузовском образовании. Вып. 4. - Новосибирск, 2008. - С. 44-62.

Пиков Г. Г. О «кочевой цивилизации» и «кочевой империи» // Вестник Новосибирского государственного университета. - 2009. Т. 8. Вып. 1. - С. 4-10.

Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / ред., вступит. статья. примеч. Н.П. Шастиной. - М.: Географгиз, 1957. - 270 с.

Райт Дж. К. Географические представления в эпоху Крестовых походов. Исследование средневековой науки и традиции в Западной Европе. - М.: Наука, 1988. - 480 с.

Рамм Б. Я. Папство и Русь в XI-XV веках. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959. - 283 с.

Фишман О. Л. Китай в Европе: миф и реальность (XIII-XVIII вв.). - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. - 544 с.

Фридман М. А. Путешествие Марко Поло: между вымыслом и реальностью // Диалог цивилизаций: Восток - Запад. М., 2006. - С. 168- 173.

Харт Г. Венецианец Марко Поло / Пер. с англ. Н.В. Банникова, ред. и предисл. И.Л. Магидовича. -М.: Иностр. литература, 1956. - 318 с.

Хенниг Р. Неведомые земли. Т. 3. - М. : Иностр. литература, 1962. - 471 с.

Христианский мир и «Великая монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 года / Сост. и перев. С. Аксенов, А. Юрченко. - СПб.: Евразия. 2002. - 478 с.

Юрченко А. Г. Книга Марко Поло. Записки путешественника, или Имперская космография. - СПб. Евразия, 2007. - 864 с.

Ямашита М. Весь мир по дорогам Марко Поло. - М.: АСТ, 2003. - 503 с.

De Rachewiltz I. Marco Polo Went to China // Zentralasiatische Studien. - 1997, № 27. - S. 34-92.

Little A. G. Introduction: On Roger Bacon’s life and works / Roger Bacon. Essays. - Oxford, 1914.

Marco Polo. The Description of the World / Transl. and ed. by A. C. Moule and P. Pelliot, vol. I-IV. - London, 1938.

Moule A. C. Christians in China before the year 1500. - L.-N.-Y.: Society for the Promotion of Christian

Knowledge, 1930.

Pelliot P. Notes on Marco Polo. Vol. 1-2. - Paris, 1959-1963.

Plassmann T. Giovanni da Piano Carpine // The Catholic Encyclopedia. Vol. 12. - N-Y., 1912.

Rachewiltz I. Papal envoys to the great khans. - London: Faber and Faber Ltd, 1971. - 230 p.

Sinica Franciscana / Collegit, ad fidem codicum redegit et adnotavit Anastasius van den Wyngaert. T. 1. -Firenze, 1929.

The book of sir Marco Polo, the Venetian. Concerning the Kingdoms & Marvels of the East. V. 1-2. - L., 1921.

The Mission of Friar William of Rubruck: His Journey to the Court of the Great Khan Mongke, 1253-1255. -Aldershot, 1990.

The Opus Majus of Roger Bacon. Vol. 1-2. - Philadelphia, 1928.

Viaggio ai Tartari. A cura di G. Pulle. - Milano: Istituto Editoriale Italiano, 1956. - 217 p.

Watanabe H. Marco Polo bibliography.1477-1983. - Tokyo, 1986.

Wood F. Did Marco Polo go to China? - London, 1995. - 182 p.

Одним из самобытных очагов мировой цивилизации в XIV–XV вв. была империя Чингисхана. Первоначально это было средневековое раннефеодальное государство, которое возникло в результате завоевательских войн и включало в себя великое множество народностей и регионов. Основным принципом, лежавшим в основе его существования, было административно-силовое принуждение. Практически все время, пока существовала империя, среди многих ханов велась борьба за власть. В единый клубок сплелись и личные амбиции, и самолюбие, и эгоизм, и необузданность нрава, и своеволие. Это в значительной степени ослабляло общественное согласие, вызывая протесты и недовольство среди народов, которые населяли огромную территорию. Вместе с тем данная цивилизация являла собой образец одного из больших и могущественных центров, достигших значительных успехов в градостроительстве, скотоводстве и земледелии. Особенно высоки достижения империи Чингисхана в области государственности и культуры.

К началу XIII в. Темучин, глава одного из монгольских племен, покорил другие монгольские и тюркские племена, а также татар. В 1206 г. он образовал государство и, став его правителем, взял себе имя Чингисхан. Государство раскинулось на огромной территории. Это были степи Центральной Азии (к северу от Китая и южнее озера Байкал). Менее чем за 18 лет (с 1206 по 1220 г. с небольшими перерывами) Чингисхан завоевал Северный Китай и Среднюю Азию, Иран и Багдад. Затем Чингисхан присоединил к своим владениям Закавказье и в 1223 г. вплотную подошел к территории Северного Кавказа, на которой проживали половцы из кипчакских племен. Перед опасностью монгольского порабощения половецкие ханы заключили военный союз с русскими князьями. Но решающая битва на реке Калке 5 мая 1223 г. вновь показала несокрушимую мощь монголов. После этого сражения территория монгольской империи стала простираться от Тихого океана до Черного моря.

Правитель империи Чингисхан был выдающимся государственным деятелем и искусным военачальником. Его кодекс законов – «Великая яса» – был известен не только в Монголии, но и за ее пределами.

В создании великой империи вместе с монголами принимала участие и еще одна народность – татары. Отношение монголов к татарам было неоднозначным. С одной стороны, они были союзниками монголов в завоевательских походах, с другой – сам Чингисхан обвинял их в том, что они приняли участие в отравлении Есугей-багатура, его отца. Чингисхан даже велел истребить их, но это было нереально по причине их многочисленности. Вместе с тем у самого Чингисхана были две жены татарского происхождения и приемный сын-татарин. Наконец высокий пост и важную должность в стране (верховный судья и военачальник) занимал также татарин Шики-Хутуку.

Монголы использовали татар в авангарде наступающих сил и другим народам в своей армии навязывали наименование одиозных для них татар.

Рождение империи

Чингисхан умер в 1227 г., когда ему было 72 года. Перед смертью он разделил империю между своими сыновьями. Саму Монголию и Северный Китай получил Удэге, Среднюю Азию (Мавераннахр) и Южный Казахстан (Семиречье) – Чагатай. Иранские владения достались Тулую, а старшему сыну Джучи отходили Хорезм, Кипчакская степь и земли, которые еще нужно было завоевать, – Русь, угро-финские земли и Волжская Булгария.

Завоеванные монголами территории назывались улусами, а монгольские правители из рода Чингисхана – Чингисидами. Волею судеб Джучи умер раньше Чингисхана, и его улус перешел к его сыну Бату, но за улусом закрепилось название Джучиев.

Две попытки Бату завоевать территорию волжских булгар были безрезультатны (в 1229 и 1232 гг.). В 1235 г. по его просьбе всемонгольский курултай помог ему собрать огромную армию в 140 000 воинов. И осенью 1236 г. войско Бату покорило Волжскую Булгарию. Такие города, как Джукетау, Булгар, Суляр и др., не устояли перед мощью монгольской армии.

В Лаврентьевской летописи говорится, что «в лето 6744 (1236 г.) тое же осени придоша от восточные страны в Болгарьскую землю безбожнии татары и взяша славный великий город болгарьский, и избиша оружьем от старца и до унаго и до сущаго младенца, взяша товара множьство, а город их пожгоша огнем и всю землю их плениша».

Окрыленный победой, Бату без передышки в том же году пошел в наступление на кипчакские земли, завоевание Дешт-и-Кипчака продолжалось до 1238 г. В 1237 г. монгольская армия вторглась на русскую территорию. Первым на ее пути было Рязанское княжество. В 1240 г. вся Русь оказалась под игом монголо-татар, а князь Александр Ярославович (Александр Невский) заключил союз с Бату, признав его власть над собой.

После Руси монголы завоевали Венгрию и, возможно, продвинулись бы дальше в Европу, но в это время в Каракоруме скончался хан Угэде. Все правители дома Чингисхана собрались на курултай, чтобы выбрать нового главу империи. Великим ханом стал Гуюк. Бату же, поставив золотой шатер на реке Ахтубе (Нижняя Волга), стал правителем нового государства – Золотой Орды. Его владения простирались на западе от Карпатских гор до Дуная и на востоке – от Иртыша до Алтайских гор. В Золотую Орду приезжали правители покоренных стран и получали от Бату ярлыки, удостоверявшие их право управлять землями от имени хана.

Джувейни в своей книге «История завоевателя мира» писал: «Бату в ставке своей, которую он имел в пределах Итиля, наметил место и построил город, и назвал его Сараем… Купцы со всех сторон привозили ему товары; все, что бы ни было, он брал и за каждую вещь давал цену в несколько раз больше того, что она стоила». Другой современник, Гильом Рубрук, так описывал свое впечатление от аудиенции у Бату: «Сам же он сидел на длинном троне, широком, как ложе, и целиком позолоченном, рядом с Бату сидела одна госпожа… Скамья же с кумысом и большими золотыми и серебряными чашами, украшенными драгоценными камнями, стояла при входе».

Бату правил Золотой Ордой до 1255 г. Он умер в 47 лет, и трон занял сначала его сын Сартак, а затем (в 1256–1266 гг.) его брат Берке.

Понятие «Золотая Орда» (по-тюркски – Алтын-Урда) означало позолоченную резиденцию правителя государства. Вначале это был расшитый золотом шатер, позднее – роскошный дворец, покрытый позолотой.

В период правления Берке продолжалось развитие государства, основы которого заложил Бату (была создана эффективная система управления, состоявшая, в частности, во взимании налогов, пошлин и дани; с этой целью все население подворно переписали). В это же время Берке вышел из состава Монгольской империи, перестав платить дань великому хану Хублаю, и принял ислам. Египетский историк ан-Нувайри (начало XIV в.) свидетельствовал, что «Берке – первый из потомков Чингисхана принял религию ислама; (по крайней мере) нам не передавали, чтобы кто-нибудь из них сделался мусульманином до него. Когда он стал мусульманином, большая часть его народа приняла ислам».

Так Золотая Орда стала самостоятельной державой, а ее столицей – город Сарай. После Берке государством начал править внук Бату – Менгу-Тимур. Он активно сотрудничал (в экономическом плане) с голландскими, немецкими, итальянскими городами и городами Средней Азии; в это время в Золотой Орде стали чеканить золотые монеты.

После смерти Менгу-Тимура наступил период междоусобной борьбы за престол. Главным интриганом дворцовых переворотов был Ногай, крупный феодал тюрко-татарского происхождения. В силу своей принадлежности к татарской национальности сам Ногай не мог претендовать на должность правителя государства. Поэтому он последовательно продвигал на этот пост своих ставленников – безвольного Туда-Менгу (младшего брата Менгу-Тимура), Туля-Буга, Токтая (сына Менгу-Тимура). Между Токтаем и Ногаем вскоре возник острый военный конфликт. Армия Ногая потерпела сокрушительное поражение от войск Токтая. В 1300 г. Ногай был убит в причерноморских степях, а его отрубленную голову торжественно преподнесли Токтаю. Так были подавлены амбиции местной феодальной знати и укреплена верховная власть хана.

На пике могущества

После смерти Токтая политическая обстановка в Золотой Орде вновь накалилась. Несмотря на то что по завещанию править страной должен был старший сын Токтая – Ильбасар (его поддерживали кочевники-феодалы), в результате политических интриг трон занял внук Менгу-Тимура – хан Узбек, который управлял страной с 1312 по 1342 гг. И этот период был самым продуктивным. Золотая Орда вступила в пору своего политического, экономического и культурного расцвета. В большой степени это было связано с личностью самого Узбекхана, его бесспорным талантом политического деятеля и выдающегося организатора.

Об Узбеке писали многие его современники и давали ему самую высокую оценку. Например: «Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира» (арабский писатель Ибн-Баттута); «Он (Узбек) был человек храбрый и отважный, религиозный и набожный, почитал правоведов, любил ученых, слушался (советов) их, доверял им, был милостив к ним, посещал шейхов и оказывал им добро» (арабский географ и историк аль-Айни); «Это молодой человек красивой наружности, отличного характера, прекрасный мусульманин, храбрый и энергичный» (арабский историк-хронист аль-Муфаддал).

Секретарь Египетского султаната, известный арабский ученый-энциклопедист XIV в. А аль-Омари писал, что «из дел своего государства он (Узбек) обращает внимание только на сущность дела, не входя в подробности обстоятельств, и довольствуется тем, что ему доносят, но не доискивается частностей относительно взимания (налогов) и расходования».

При Узбек-хане Золотая Орда стала мощным централизованным государством, с которым считались страны Евразии. Политику Узбек-хана продолжил его сын Джанибек, в правление которого были завоеваны земли на Восточном Кавказе (в настоящее время это территория Азербайджана), усилилась роль ислама, дальнейшее развитие получили наука и художественное творчество.

В 1357 г. правителем стал сын Джанибека – Бердибек, человек злой и мстительный. Через год против него устроили заговор и убили. Бердибек был последним потомком Бату-хана.

Династия Чингисхана правила всей Монгольской империей, династия старшего сына Чингисхана – Джучи – возглавляла Золотую Орду. Точно так же, как не принадлежавший к Чингисидам не мог претендовать на пост правителя империи, так и любой хан, не будучи Джучидом, не вправе был управлять Золотой Ордой. Когда в 1260-х гг. Монгольская империя распалась на независимые государства, они все равно считались улусами великой империи Чингисхана. Характерно, что та система политического управления, основы которой заложил Чингисхан, практически не изменилась за все время существования покоренных им государств. В большей степени это относится к Золотой Орде. Более того, после ее распада система власти осталась неизменной во вновь образовавшихся татарских княжествах.

Государственное устройство

Высшим правителем империи был хан. Он опирался на Государственный Совет – диван, состоявший из родственников (мужей, сыновей, братьев), а также крупных феодалов, военачальников и высшего духовенства.

Власть в империи разделялась на военную и гражданскую. Первую осуществлял великий князь – беклери-бек. Он командовал ханской армией. Вторая была в руках у везиря, в ведение которого входил и контроль над государственной казной. При Государственном Совете существовала должность писца – битикчи. По существу он исполнял обязанности государственного секретаря и обладал немалым политическим весом. Между ханом с окружавшей его элитой и народом существовал широкий слой средних и мелких феодалов. Многие из них в то же время были государственными служащими, благодаря чему освобождались от податей и налогов.

В Золотой Орде, например, государственные чиновники получали тарханные ярлыки. Сохранился ярлык хана Тимура-Кутлука следующего содержания: «Мое Тимур-Кутлуково слово: правого крыла и левого крыла уланам, тысяцким, сотским, десятским, бекам во главе с темником Едигеем; внутренних селений даругам, казиям, муфтиям, шейхам, суфиям, писцам палат, таможенникам, сборщикам подати; мимохожим, мимоезжим послам и посланцам, дозорам и заставам, ямщикам и кормовщикам, сокольникам и барсникам, лодочникам и мостовщикам, базарному люду…»

Существовала также должность для выполнения особо важных государственных поручений. Чиновник на этом посту (обязательно знатного рода) обладал дощечкой – пайцзой, которую выдавал хан. Пайцза изготавливалась из серебра, золота, бронзы, чугуна, могла быть и деревянной. Чиновник, предъявлявший пайцзу, обеспечивался в своих поездках всем необходимым – пропитанием, ночлегом, проводниками, средствами передвижения.

В военном ведомстве существовала должность букаула. Она была настолько важна, что букаулу подчинялись даже правители улусов. В его обязанности входили распределение, расквартирование и отправка войска, обеспечение провиантом и многое другое.

Суд в империи вершили как мусульманские судьи (кадии), так и гражданские (аргучи). Первые руководствовались шариатом, вторые – законами «Великой ясы». Контроль над сбором дани осуществляли баскаки (военные представители власти) и дарухачи (гражданские лица, управлявшие определенным районом). Таким образом, империя обладала хорошо развитой системой центрального и местного управления, таможенной службой, сильной армией, судебной и налоговой властью.

Экономическая жизнь

В разных государствах, входивших в состав Монгольской империи, развивались определенные отрасли хозяйства. В Золотой Орде, например, господствовавшими были земледелие и скотоводство. Земледельческими районами являлись Волжская Булгария и Крым, а также Приднестровье.

Скотоводство преобладало на южных степных и полупустынных территориях. Практически все путешественники отмечали большое количество скота и в Золотой Орде, и во всей Монгольской империи. Так, итальянец Плано Карпини писал: «Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Всякого скота у них такое большое количество, какого по нашему времени нет в целом мире».

Что же касается земледелия, то оно более было развито в Крыму, Волжской Булгарии и Хорезме. Еще до того как образовалась Монгольская империя, эти земли давали большой урожай пшеницы, проса, бобовых и ячменя. Впоследствии здесь стали выращивать и фрукты, такие как персики, абрикосы, яблоки, груши, айва, гранат, виноград.

Из овощей наибольшую популярность приобрели капуста, брюква и репа. Современник отмечал, что «земли там плодородны и приносят урожай пшеницы сам-десят… А урожай проса – сам-сто. Иногда получают урожай настолько обильный, что оставляют его в степи».

Ибн-Батута свидетельствовал, что, в частности, лошадей в империи «чрезвычайно много и стоят они безделицу, ими они, тюрки, питаются… Бывает их у одного тюрка (по нескольку) тысяч». Его соотечественник Иосифат Барборо подтверждал: «Мне случалось встречать в пути купцов, гнавших лошадей в таком количестве, что они покрывали пространство целых степей».

В Золотой Орде был широко распространен рыбный промысел. Особенно много осетровых водилось в водах Каспия и в реке Яик. Что же касается охоты, то преимущественно она была соколиной и барсовой и считалась привилегией ханов и их окружения.

Между государствами Монгольской империи шла оживленная торговля. Самые важные торговые караванные пути проходили через Золотую Орду. В частности, это был Великий шелковый путь, по которому товары из Китая доставлялись в Среднюю и Переднюю Азию. А такие города, как столица Золотой Орды (Сарай), Хаджитархан (ныне Астрахань), Ургенч (центральный город Хорезма), Булгар, Солхат (Крым) и Сарайчик (в низовье Яика), были важнейшими транзитными пунктами международной торговли. Караваны состояли из верблюдов и лошадей.

Часто сами лошади становились объектом торговли. Так, Иосифат Барборо писал, что татары поставляют в Персию лошадей по 4000 в партии, а в Италию, Румынию, Польшу и Германию – крупных быков. Что же касается других товаров, которыми торговали государства империи, то это были хлеб, вино, мед, рыбы ценных пород, соль, меха, кожа, шелк, краски, жемчуг, фарфор, изделия из серебра и многое другое.

Помимо сухопутной, существовала морская и речная торговля. Через расположенные на южном берегу Крыма порты Солдайя (ныне Судак), Кафа (Феодосия), Чембало (Балаклава) товары отправлялись в Европу, Северную Африку и Переднюю Азию. Наконец в самих городах империи процветала местная торговля на многочисленных базарах.

Почти все купцы и путешественники отмечали, что путь в Китай через Золотую Орду удобен и безопасен в любое время суток. Историк Ибн-Арабшах так описывал часть пути: «Выезжают, бывало, караваны из Хорезма и едут себе на телегах, без страха и опаски, вплоть до (самого) Крыма, а переход этот (занимает) около трех месяцев».

Города империи, помимо функций торговых узлов, были средоточием ремесел и культуры.

Из перечисленных выше городов современники особенно выделяли Сарай. Как уже было сказано, Бату-хан построил Сарай – столицу своих владений, а его брат Берке воздвиг город в нескольких десятках километров выше Сарая-Бату. Этот город получил название Сарай аль-джадид (в переводе с арабского – «Новый Сарай»).

Аль-Омари писал о городе, возведенном Берке: «Город Сарай построен Берке-ханом на берегу туранской реки (Итиля). Он (стоит) на солончаковой земле, без всяких стен. Место пребывания хана там большой дворец, на вершине которого – золотое новолуние (весом) в два кинтаря египетских. Дворец окружают стены, башни да дома, в которых живут эмиры его. В этом дворце их зимние помещения. Это река размером в Нил, по ней плавают большие суда и ездят к русским и славянам. Начало этой реки также в земле славян. Он, т. е. Сарай, город великий, заключающий в себе рынки, бани и заведения благочестия, место, куда направляются товары. Город Сарай – один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами… В нем тринадцать мечетей для пятничной службы… Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей».

Государства империи славились своими высокоразвитыми ремеслами, причем нередко наблюдался обмен мастерами. Так, в Золотую Орду приезжали мастера из Волжской Булгарии, Ирана, с Кавказа. Часто в одном городе возникали национальные ремесленнические поселения.

Очевидцев поражали красота дворцов правителей, мечети, мавзолеи, караван-сараи и другие здания. Особенно прекрасными были сооружения в городах Золотой Орды. Главное их украшение – белые и голубые изразцы с растительным и геометрическим орнаментом и витиеватыми арабскими письменами, цитировавшими Коран и восточную поэзию. Нередко изразцы покрывали сусальным золотом и стеклянной глазурью. Внутреннее убранство составляли мозаичные и майоликовые панно с позолотой и разноцветные изразцовые кирпичи. Самобытный стиль золотоордынской керамики демонстрирует найденная при раскопках красноглиняная посуда с геометрическими, растительными и животными изображениями, оформленными глазурью на фоне блестящей толстой поливы.

Высокоразвитым было и ювелирное искусство. Мастера использовали такие приемы, как филигрань, скань, зернь, гравировка. Замысловатая орнаментика покрывала кувшины, чаши, кубки, оружие, светильники, а также ожерелья, браслеты, перстни и медальоны.

Немалых масштабов достигла чеканка монет из серебра, меди и золота. Наиболее распространенными были золотые индийские динары, медные пулы и серебряные диргемы (в улусе Джучи).

Культура и наука

В государствах империи высокого развития достигли наука, просвещение и культура. Нередко ученые и деятели культуры из одного государства, посещая другие страны империи, оставались там жить и работать. Известно, что в Сарае проживали иноземные медики, в городе также были развиты такие науки, как астрономия и геодезия (этот факт подтвержден археологическим раскопками, во время которых были найдены части астролябий и квадрантов). Ибн-Арабшах писал: «Сарай сделался сосредоточием науки и рудником благодатей, и в короткое время в нем набралась (такая) добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников да всяких людей заслуженных, какой подобной не набиралось ни в многолюдных городах Египта, ни в деревнях его». Сарай к тому же был и самым многолюдным городом: в нем проживали более 100 000 человек (в то время как, например, в Риме число жителей составляло 35 000, в Париже – 58 000).

Показательна судьба поэта Саифа ас-Сараи, который родился, жил, учился и творил сначала в Сарае, а затем перебрался в Египет, где и умер в 1396 г. В Египте он создал свои знаменитые поэмы «Гулистан бит-тюрки» и «Сухайль и Гульдурсун».

В странах империи широкое распространение получили арабская письменность и литература. Бессмертные творения Фирдуоси, Рудаки, аль-Маари, Омара Хайяма представляют собой яркие образцы красноречия и поэтического вдохновения. В произведениях воспеваются такие качества, как доброта, щедрость, справедливость, скромность. Особенно много поэм посвящено любви и верности. Эти чувства отображаются как самые благородные и возвышенные. Нравственная чистота и одухотворенность – таковы основные черты героев их художественных произведений.

Закат империи

Как уже было отмечено, во второй половине XIII в. в результате народно-освободительного движения великая империя Чингисхана распалась на независимые государства. Ослаблению центральной власти способствовали и стихийные бедствия (например, сильная засуха), и эпидемия чумы, возникшая в Китае и распространившаяся затем на другие земли, и междоусобная борьба за власть в окружении правителей. Но, пожалуй, одной из главных причин распада империи явилась консолидация сил на покоренных землях для борьбы за независимость. Этот процесс особенно ярко проявился в виде конфликта между русским князем Дмитрием Ивановичем и Золотой Ордой.

В конце XIV в. князь Дмитрий открыто бросил вызов золотоордынскому хану, перестав платить дань. На Куликовом поле 8 сентября 1380 г. князь Дмитрий победил войско эмира Мамая. Однако новый хан Золотой Орды Тохтамыш в 1382 г. пошел на Москву, и Дмитрию Донскому вновь пришлось признать власть Золотой Орды.

Египетский историк аль-Макризи писал: «В 833 г. (1429–1430) и предшествующих ему годах в землях сарайских и дештских и в степях кипчакских были сильная засуха и чрезвычайно большая моровая язва, от которой погибло множество народа, так что уцелели из них (татар) со стадами только немногие роды».

Между тем на огромной территории продолжались мятежи и выступления. Многие из них жестоко подавлялись, но расправы не могли устранить тенденцию, заключавшуюся в росте политических сил государств-вассалов. В первой половине XV в. в той же Золотой Орде вновь резко ухудшилась экономическая ситуация в связи с эпидемией и засухой.

В 1430-1440-е гг. междоусобная борьба в Золотой Орде достигла наибольшей силы. Кроме того, усилилась политическая власть Москвы: князь Василий II внес свою лепту в раздор между золотоордынскими ханами, поддержав внука Тохтамыша (Сеид-Ахмеда) в борьбе против прежнего правителя – Улу-Муххамеда. И наконец в это время произошел сильный отток населения из Золотой Орды. Устав от бесконечных войн, болезней и голода, сотни тысяч скотоводов и земледельцев уходили в соседние государства – на Русь, в Литву, Румынию, Польшу.

Даже знатные золотоордынские князья переходили на службу к великому московскому князю, поменяв ислам на православие.

Известно, что один из последних правителей Золотой Орды Улу-Муххамед в 1438 г., спасаясь от своих недругов, был вынужден бежать в русский город Белев, расположенный на Оке. Василий II послал против него войско, но хан устоял.

Князь Витовт в письме в Ливонский орден писал: «К нам прибыло бесчисленное количество татар из пределов Киева, которые устали от войны… И просят дружественного приема с вашей стороны».

Постепенно от Золотой Орды стали отпадать отдельные территории. Восточные области улуса Джучи перестали подчиняться Золотой Орде, на путь отделения встал Крым, в самостоятельное государство оформилась левобережная степная территория Волги во главе с потомками Удэгея. Говоря о распаде империи Чингисхана, следует подчеркнуть, что это был объективный естественно-исторический процесс. Практически все феодальные государства подверглись экономической раздробленности и распаду. Не стала исключением и Великая Монгольская империя Чингисхана. Общество, построенное на насилии, вызывало протест и недовольство, власть потеряла поддержку основной части населения.

На руинах былого величия

Великая империя Чингисхана распалась на отдельные государства, такие как Китай, Иран, Арабские Эмираты. Золотая Орда трансформировалась Астраханское, Казанское, Касимовское, Крымское и Сибирское ханства и Ногайскую Орду (последняя просуществовала до 1502 г.). Наибольший след в истории оставили Казанское и Крымское ханства. Это были сильные и влиятельные государства, особенно Казанское ханство. Оно в 1552 г. было завоевано Иваном Грозным.

Многовековое существование великой империи оказало влияние на последующий ход истории. Многие составляющие ее системы власти и управления были использованы другими государствами, в частности Иваном IV, когда он в конце XV в. заложил основы Русского государства. Не менее важными оказались и духовные, а также материальные ценности империи Чингисхана.

Немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн в своей книге «Записки о московитских делах» писал: «Царство Казанское, город и крепость того же имени расположены на Волге, на дальнем берегу реки, почти в семидесяти милях ниже Нижнего Новгорода; с востока и юга по Волге это царство граничит с пустынными степями, с летняго же востока смежны с ним татары, называемые шейбанскими (сибирские)… За татарами казанскими прежде всего встречаем татар с прозвищем ногаи, живущих за Волгою, около Каспийского моря, по реке Яику… Астрахань, богатый город и великое татарское торжище, от которого получила имя вся окрест лежащая страна, находится на десять дней пути ниже Казани…»

Похожие публикации