Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

В помощь школьнику. Лирический герой есенина как выражение русской национальной психологии Сочинение по произведению на тему: Лирический герой Есенина

Лирический герой поэзии С. А. Есенина

Время, в которое жил и творил С. А. Есенин, было одной из самых сложных эпох в истории российского государства. Бурные события, происходившие в стра-не, сказывались на жизни каждого человека, живше-го в это время в нашем государстве. А особенно силь-но — на судьбах людей, наделенных сверхчувстви-тельностью, обостренной восприимчивостью. К таким людям и относился Сергей Александрович Есе-нин. Его стихи — это искренняя исповедь романтиче-ской души, привлекающая одухотворенностью, стремлением воспеть лучшие человеческие качества. Есенинская поэзия правдиво раскрывает поиски сложной души поэта. Его мировоззрение меняется вместе с изменением окружающей обстановки. Все это нашло свое отражение в лирике С. А. Есенина, а значит, повлияло и на образ лирического героя, про-шедшего вместе с автором сложный путь эволюции.

Ранняя поэзия С. А. Есенина наполнена образами русских крестьян. В ней описывается деревенский быт: мужики сетуют на засуху, «скинув шапки, мо-лясь и вздыхая»; рыбаки поют «где-то вдали, на изло-ме реки, древнюю песню»; «щенки кудлатые заполза-ют в хомуты»:

По лугу со скрипом

Тянется обоз -

Суховатой липой

Тянет от колес.

Первые стихи поэта отражают мир радостный и многоцветный. Все в нем живет и дышит, радуется и развивается. Россия предстает перед нами в виде бес-крайних родных полей, лугов, озер и рек. На рязан-ской земле он впервые увидел и костер зари, и сереб-ристую луну, и шелест тростника, и голубую гладь. Его поэзия полна задушевности, одухотворенности: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет. Ранняя поэзия С. А. Есенина по своему настроению напоминает народные песни. От матери поэт слышал сказания, поговорки, загадки. Именно фольклор ук-репил его чувство любви к народу и к Родине:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

...Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?

Первые стихотворения С. А. Есенина насыщены религиозными образами. Позднее он скажет: «Ото многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удо-вольствием отказался, но они имеют большое значе-ние как путь поэта до революции». Молодой поэт ис-поведовал христианскую мораль, но Христос для него не Бог, а, прежде всего, идеальный человек. Иисуса, по мнению автора, как и многих других святых, мож-но встретить вместе с «каликами» и «богомолками» на дорогах святой крестьянской Руси. Лирический герой этого периода наполнен вселенской гармонией. Он странник, «захожий богомолец», идущий в «ску-фье смиренным иноком», нашедший свои святыни в самой русской земле:

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

Его храм создан самой российской природой:

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

Одно из основных чувств, которые испытывает ли-рический герой — это любовь к родине:

Но не любить тебя, не верить

Я научиться не могу.

В сердце поэта с ранних лет запала Россия, ее бес-крайние поля, раздольные песни, сельская тишина, звонкий девичий смех. «Моя поэзия богата одной лю-бовью — любовью к Родине. Это — ведущая ее тема, которая питает все мое творчество», — писал С. А. Есенин.

О, Русь — малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В 1915 году мировоззрение поэта резко изменяет-ся, в его спокойный поэтический мир врывается образ грешника и богоборца:

Не ищи меня ты в Боге,

Не зови любить и жить...

Я пойду по той дороге

Буйну голову сложить.

Период отрытого противостояния лирического ге-роя Богу пришелся на тяжелое для страны время — время революции 1917 года. Год спустя он пишет це-лый цикл из десяти небольших поэм, в которых лири-ческий герой провозглашает себя пророком и описы-вает «иную страну», «где живет божество живых». Отрекаясь от христианства, он восклицает:

Тело, христово тело,

Выплевываю изо рта.

Но такое настроение не долго царит в душе С. А. Есенина. Вскоре он, а вместе с ним и его лириче-ский герой, возвращается к традиционной крестьян-ской философии, проникнутой, по мнению поэта, иде-ей связи человека с космосом. В творчестве появляет-ся образ луны. Она принимает непосредственное участие в судьбе лирического героя. Это отчетливо видно в стихотворении «Я последний поэт деревни...»:

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

В этом же стихотворении звучит горькая для поэта мысль о том, что крестьянская культура постепенно умирает. Лирический герой осознает неизбежность происходящих перемен в России. Также он признает закономерный и естественный путь человека от рож-дения к смерти. В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу», написанном в -зрелый период жизни, в1922 году, поэт рассматривает проблему, встающую перед каждой личностью — приятие или неприятие неумолимого течения времени, ухода молодости, жизненных сил. Это стихотворение стоит чуть особ-няком в творчестве С. А. Есенина. Оно отражает миро-воззренческую концепцию поэта. Тема этого произве-дения — размышление зрелого человека о прошед-шей жизни, о ее смысле:

Я теперь скромнее стал в желаньях.

Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Но все-таки «утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств» не оставляют глубокой болезнен-ной раны в душе поэта. Он понимает, что человек — это частица природы, а значит нужно просто подчи-ниться естественным законам мирозданья:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Лирический герой принимает смиренно все, что не-сет ему жизнь. Но его смирение не угнетающее, это восприятие мира целиком, во всем его многообразии. Неожиданные" яркие образы этого стихотворения сде-лали его одним из самых известных в творчестве С. А. Есенина.

Горечь по поводу исчезновения крестьянской Руси приводит поэта к трагическому ощущению одиноче-ства, ненужности в новой жизни. Свою раненую душу поэт прячет под маской. Обостренные до предела от-ношения поэта с окружающим миром, двойствен-ность своего лирического героя отразились в цикле стихотворений «Москва кабацкая». В одном из произ-ведении этого цикла «Исповеди хулигана» за напуск-ной бравадой есенинского хулигана:

Я нарочно иду нечесаным,

С головой, как керосиновая лампа, на плечах.

Сохраняется верность истинным ценностям поэта:

Я люблю родину.

Я очень люблю родину. Единственный путь достижения гармонии для ли-рического героя — это любовь, что и нашло свое отра-жение в стихотворении «Любовь хулигана»:

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Иногда лирическому герою ближе всех людей ста-новятся животные:

Средь людей я дружбы не имею.

Я другому покорился царству.

Каждому здесь кобелю на шею

Я готов отдать свой лучший галстук.

После возвращения из длительной заграничной по-ездки, С. А. Есенин предпринимает активную попыт-ку преодолеть мировоззренческий кризис. Он создает цикл стихотворений «Персидские мотивы», самым известным из которых стало «Шаганэ ты моя, Шаганэ». В нем лирический герой признается, что как бы ни были прекрасны чужие страны, ничто не заменит ему красоты родного края:

...Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне...

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий...

Большинство произведений этого цикла проникну-то ностальгией. Лирический герой не может не ду-мать «про волнистую рожь при луне», про «рязанские раздолья». Даже сама прекрасная Шаганэ не в состоя-нии затмить северную девушку. Там на севере, девушка тоже, Может, думает обо мне... Краткий период относительной гармонии быстро заканчивается для С. А. Есенина. И опять на душе по-является тягостное ощущение одиночества и трагиче-ской для поэта ненужности новой России. В стихотво-рении «Русь советская» он восклицает:

Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый

Бог весть, с какой далекой стороны...

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец...

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

В этом стихотворении ярко проявляется раздвоен-ность лирического героя, внутренняя борьба между приятием и неприятием новой жизни в России. Ближе и роднее своей страны, своего народа у поэта нет. И ему ничего не остается кроме как принять обновлен-ную Русь:

Приемлю все.

Как есть все принимаю-

Отдам всю душу октябрю и маю...

Поэт приносит своеобразную клятву верности сво-ей стране:

Но и тогда,

Когда по всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

С. А. Есенин пытается понять всем своим сущест-вом новую систему ценностей российского государст-ва. В произведении «Неуютная жидкая лунность» ли-рический герой «через каменное и стальное» видит будущую мощь родной страны.

Родной с детства поэту мир деревни постепенно, но безвозвратно уходил. И сам Есенин все чаще стал за-думываться о смерти. Эти мысли нашли свое отраже-ние и в его произведениях. В стихотворении «Отгово-рила роща золотая...» лирический герой осознает невозвратимость прожитых лет, он сравнивает себя с рощей и журавлями, а свою молодую душу — с «сире-невой цветью»:

...Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

Трагизм неминуемого конца жизни человека сгла-живается утверждением лирического героя, а значит и самого поэта, что жизнь не заканчивается смертью. Этот оптимизм отчетливо просматривается и в последнем стихотворении С. А. Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья...»:

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

Поэт рано ушел из жизни, но успел оставить нам прекрасное поэтическое наследие. В стихотворения он вкладывал всю свою душу. Очень точно о его твор-честве сказал писатель А. Толстой: «...Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».

Лирический герой Есенина слит с природой, в ней он ощущает свои корни, корни рода человеческого. Природа, по Есенину, полна мифологических символов, как языческих, так и христианских. Мифологические персонажи у Есенина обитают в реальном мире.

"В стихах моих, - писал Есенин в 1924 году, - читатель должен главным образом обратить внимание на лирическое чувствование..." Этим "лирическим чувствованием" проникнуто все творчество поэта.

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

В поэзии Есенина языческое переплетается с христианским, связывая таким образом целые эпохи. Всякий вселенский предмет, становясь символом, достигает общечеловеческого масштаба. Так, например, клен у Есенина не просто дерево, а "дерево жизни". Об этом поэт пишет в статье "Ключи Марии". Герой, воспринимая мир через символы, ощущает себя в единении с ним. "Я" героя растворяется в природе, сливается с ней.

Край любимый!

Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Наверное, в каждом стихотворении Есенина сквозной мотив - мотив родины, Руси. Герой размышляет о судьбе Руси, плывущей в мире, как большой корабль. Русь представляется матерью и часто не просто матерью, а Богородицей.

Идет возлюбленная мати

С пречистым ликом на руках.

"Письмо к матери" - это письмо к родине, которую оставляет герой. Чувства, мысли лирического героя Есенин передает через метафору, цвет, запах, звук. Есенинская хата - это образ деревни, конек на крыше "есть знак устремления". Хата же, таким образом, уподобляется колеснице, появляется движение, развитие.

Есенинские цвета - это, в основном, красный, синий, золотой и их оттенки, то есть цвета иконы. Лирический герой через христианское чувствует вечность. Звук колокола также приближает героя к вечному. Часто упоминаются церковные праздники, даже запахи свидетельствуют о приближении праздника ("Пахнет яблоком и медом..."). Эта строчка ясно говорит о том, что наступает яблочный Спас, и у читателя создается праздничное настроение.

Отношение лирического героя к реальности выражается также через олицетворение природы: "Пригорюнились девушки-ели", "плачет метель, как цыганская скрипка", черемуха "спит в белой накидке"... Лирический герой тонко чувствует деревенскую природу. Не случайно сказано: "Я последний поэт деревни..."

Но у Есенина Русь не определяется только деревней. Постепенно Русь становится железной, городской. Лирический герой оказывается между городом и деревней. Появляется мотив ухода, усталости.

Да, теперь решено без возврата,

Я покинул родные поля.

И вот "поэт деревни" становится лишь "захожим богомольцем". Герой уходит, хотя вновь стремится возвратиться. Но полное возвращение невозможно. "Заблудший сын" возвращается на пепелище. Герой переживает мучительный разлад с миром, который усугубляет наступающая революция. Углубляется конфликт между живым и "железным". Герой пытается принять новую родину, переосмыслить для себя значение революции.

Приемлю все.

Как есть, все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу Октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Поэт не может принять революцию, не может отдать ей самого сокровенного. С одной стороны, революция несет в себе железное, грубое начало, с другой стороны - свежесть. С образом революции связан образ Ленина, и, естественно, есенинский герой обращается к нему. Возникает образ Спасителя, Спаса.

Народ стонал.

И в эту жуть

Страна ждала кого-нибудь.

И он пришел.

Разумом лирический герой понимает, что России нужно обновление, но внутренне он не может согласиться с переменами. "Я" героя как бы раздваивается, разрушается. "Конь стальной победил коня живого". В этом и состоит трагедия, - трагедия дисгармонии с миром.

Путь лирического героя - это во многом путь автора. Поэтические строки часто совпадают со строками из есенинских дневников. Мир героя и мир поэта слиты в единый синтез, в котором мы ощущаем противоречивую, драматичную эпоху первой четверти XX века.

Сочинение

Поэзия Сергея Есенина вобрала в себя все приметы сложного и противоречивого времени, в которое выпало жить поэту. Она отразила переживания художника, его чувства, мысли, душу. Можно сказать, что в творчестве поэта в полной мере отразилась трагическая судьба Есенина.

Лирический герой поэзии С. Есенина противоречив и неоднозначен. Он менялся, взрослел, разочаровывался и возрождался вместе с поэтом. Поэтому можно сказать, что лирический герой поэзии Есенина во многом автобиографичен.

Какие особенности, яркие черты привлекают наше внимание в герое стихов Есенина? Прежде всего, на мой взгляд, необъятная любовь к Родине, к своему краю. Начиная с самых ранних произведений, лирический герой Есенина признается в любви к «рязанским раздольям». Он чувствует себя частью родной природы, его частицей, жизнь без которой для себя не мыслит:

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

Больше того, для лирического героя Есенина красота родной природы сливается с красотой размеренной деревенской жизни. Для него все это едино, все это — его Родина, его корни. Связь с родной землей потерять невозможно. Это все равно, что забыть свою семью, своих родителей. Это влечет за собой неминуемую смерть, гибель души.

Лирический герой Есенина очень эмоционален. Это духовно богатый человек, способный на глубокие и сильные чувства. Любовь в его жизни играет огромную роль. Можно сказать, что она дает герою силы жить и творить. Но часто радость от любви сливается у него с горечью, тоской, тревогой (И пускай со звонами плачут глухари. Есть тоска веселая в алостях зари).

Удивительно, что даже чувство любви к женщине переплетается у лирического героя с чувством любви к родине. И в минуты высшего счастья тоска по Родине не покидает его:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Герой Есенина не всегда счастлив в любви. Часто это чувство приносит ему боль, разочарование, обиду. Не всегда герой может все расставить по своим местам, попросить прощения у возлюбленной. Тяжесть и раскаяние гнетут его душу. В таком состоянии он часто заливает свою тоску в кабаках, в компании случайных спутников:

Сыпь, гармоника. Скука… Скука…

Гармонист пальцы льет волной.

Пей со мною, паршивая сука,

Пей со мной.

Душевная боль героя часто выливается в скандалы, потасовки, драки. У него плохая репутация, его сторонятся «приличные» люди. Но сам герой не долго переживает по этому поводу. С возрастом, со временем он понимает, что не нужно «разбрасываться», растрачивать себя на всякие пустяки, которые многие люди считают важными вещами. Лирический герой уверен, что наконец-то «прояснилась омуть в сердце мглистом».

Все чаще и чаще герой начинает задумываться о своей жизни, начинает оглядываться назад. Мысли и чувства его противоречивы. Печально, что негативных среди них намного больше, чем позитивных. Герой не может найти и понять своего места в жизни. Его ранимой душе нет счастья в городе, но и родная деревня уже не радует, не несет успокоения. События революции 1917 года все перевернули, поставили с ног на голову. «Деревянная Русь» безвозвратно уходит в прошлое. На деревню железной поступью наступает индустриализация, уничтожая сами основы русского села, изменяя мировоззрение крестьян, их душу. Все это наводит лирического героя на грустные размышления:

Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я ее донести?

Брошу все. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси.

Но все же, несмотря на все противоречия и душевные метания, лирический герой приходит к некой гармонии. Ему удается справиться со всеми противоречиями, постичь высшие законы, понять смысл человеческой жизни.

Можно сказать, что герой Есенина всегда юн душой, поэтому взросление, зрелость он воспринимает очень болезненно. Возраст заставляет его оглянуться назад, подвести некие итоги. Не сразу, но ему все же удается принять и понять законы Вселенной, оценить себя и свою жизнь, найти, пусть и с примесью печали, свое успокоение:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Другие сочинения по этому произведению

«Есенинская поэзия согревает нас…» (по поэтическому творчеству С. Есенина)

Лирический герой С. Есенина во многом совпадает с самим автором (в «Анне Снегиной» героя поэмы зовут Сергей, факты его биографии совпадают с жизнью самого автора, отношение к миру тождественно взглядам самого С.А. Есенина).

Для Есенина родной край, родина – это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии, Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями ("«Хата" (1914) – детали крестьянского быта). Русь деревенская с её сказками и песнями, с диалектными словами, с певучим крестьянским говором – предмет бережного отношения поэта к своей малой родине. ("Гой ты, Русь моя родная…", 1914г.; "Край ты мой заброшенный…", 1914г.; "Я снова здесь, в семье родной…", 1915-1916 гг.; "Закружилась листва золотая", 1918г.; "В этом мире я только прохожий…", 1925г.).

Деревенская Россия – это природа, которая её окружает. Красочность мира природы в поэзии Есенина "Черёмуха", 1915г., "Зелёная причёска…" , 1918г., "Я по первому снегу бреду…", 1917-1918гг., Природа для лирического героя – живое существо (приём олицетворения).

Отношение к "братьям своим меньшим" – то, чему научила его "голубая Русь": любовь к животному миру, очеловечивание собак, коров, лошадей, кошек ("Корова", 1915г.; "Лисица", 1915г.; "Песнь о собаке", 1915г.; "Собаке Качалова", 1925г.).

Мечта о "чистой" любви – один из сквозных мотивов лирики поэта. Любимая в ранней лирике Есенина часто представляется в образе природы: "Чары", 1913-1915гг. ("В цветах любви весна-царевна"…"; "Выткался на озере алый цвет зари", 1910г.). Городская лирика С. Есенина: земная "девушка-природа" стала мечтой-воспоминанием ("Вот оно, глупое счастье…", 1918г.; городской цикл "Москва кабацкая" (1923). После возвращения из-за границы в стихотворениях поэт как бы отрекается от "кабацкого" прошлого, находит спасение в любви – цикл "Любовь хулигана" ("Заметался пожар голубой…", 1923г.). "Персидские мотивы" (1924-1925гг.) – попытка обрести согласие с собой и миром.

Исторические события, изменившие жизнь России, отразились на поэзии Есенина, на её языке. ("Я покинул родимый дом…", 1918г., "Я последний поэт деревни…", 1920г., "Да! Теперь решено. Без возврата…", 1922-1923гг.). Вернувшись в родное село, он со стороны смотрит на жизнь односельчан ("Русь советская", "Анна Снегина"). "Крестьянский уклон" в приятии Есениным Октябрьской революции. Не в силах ужиться с новой, стальной Россией, он приходит к мудрому пониманию счастья: "Счастлив тем, что я дышал и жил". ("Не жалею, не зову, не плачу…", 1922г.; "Отговорила роща золотая…", 1924г.; "До свиданья, друг мой, до свиданья…", 1925г.)



Вопросы:

1.Какое место в раннем творчестве Есенина занимает русская деревня?

2.Как меняется образ деревни в послереволюционных произведениях поэта?

3.Какой видится есенинскому герою природа?

4.Какой предстаёт любовь в ранних стихотворениях Есенина? Меняется ли восприятие любви есенинским героем в поздний период творчества?

1. Образ поэта,
2. Образ лирического героя.
3. «Похабник я и скандалист».

Я последний поэт деревни...
С. А. Есенин

«Хрупкий девятнадцатилетний крестьянский юноша с вольно вьющимися золотыми кудрями, в белой рубашке, высоких сапогах, сразу уже одним милым доверчиво-добрым, детски-чистым своим обликом властно приковал к себе все взгляды» — так писали о С. А. Есенине «Петроградские ведомости». «Деланно-залихватское треньканье на балалайке, игра на гармошке и подлинно русские захватывающие голоса» — так воспринял увиденное им выступление Есенина и Н. А. Клюева М. А. Волошин. Идея обрядиться в Костюмы и стилизация под крестьян принадлежала Клюеву, имевшему большое влияние на Есенина. Воспринималось это зрителями неоднозначно. «В лаптях и в рубахе с какими-то вышивками и крестиками... он мне показался опереточным, бутафорским», — говорил В. В. Маяковский. М. Горький ассоциировал «кудрявенького и светлого, в голубой рубашке, в поддевке и сапогах с набором» Есенина со «слащавенькими открытками Самокиш-Садковской, изображавшей боярских детей, всех с одним и тем же лицом». Продолжив развивать в своем творчестве крестьянскую тему, позже Есенин избавился от бутафорских сапог и лаптей, но деревня вплелась в его творчество как органичное продолжение его самого.

Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит, —

признавался он в 1912 году. Лирический герой Есенина похож на него самого: «голубая кофта, синие глаза», «буйство глаз и половодье чувств». Главная черта лирического героя ранних стихов — это гармоничность. Он связан своими корнями с природой, с деревней, ее укладом. Русская деревня, русская природа — в каждом стихотворении поэта. Он воспевает свой родной край, свою отчизну. Самое естественное желание для него — раствориться в природе, затеряться в ней.

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных...

Крестьянская Русь для героя лирики Есенина — мать, поэтому, обращаясь к матери, он всегда обращается к родине, и наоборот. Ностальгические нотки проскальзывают в его стихах о красотах родной природы, о крестьянской избе, когда он становится жителем города. Языческое одушевление, очеловечивание деревьев и животных смешано в творчестве Есенина с христианством. Родина для него — богоматерь, богородица, а он — богомолец.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.

Проза деревенской жизни в творчестве Есенина превратилась в поэзию. Вековая крестьянская изба с предметами, привычными и обычными для любого крестьянина, стала в его стихах святым очагом. Последним, что связывало с деревней поэта с крестьянскими корнями, ведущего городскую жизнь. Город — железный, ради которого он «без возврата покинул родные поля», подавляет героя, чувствующего разлад с собой. Он уже ушел из деревни и еще не сжился с городом. Есенин ищет идеал. Он не может принять обновленную революцией Россию, хотя и осознает необходимость перемен. Прославляя Русь, он создает некую страну Инонию, в которой живут духовно преображенные люди. Это преображенная Русь, все с теми же нивами и хатами, без которых не мыслил себя Есенин. Деревня остается идиллической в его стихах. Раздираемый трагическим противоречием и тоской по гибнущей деревне, он осознает себя «последним поэтом деревни», все его стихи — это обращения к матери и родине.

Для себя поэт создает образ «уличного повесы», «московского озорного гуляки», «похабника и скандалиста», «хулигана», который скандалит «для того, чтобы ярче гореть».

Плюйся, ветер, охапками листьев —
Я такой же, как ты, хулиган...
...Шум и гам в этом логове жутком,
Но всю ночь напролет, до зари,
Я читаю стихи проституткам
И с бандитами жарю спирт.

Стихийность и искренность в кабацкой лирике поэта, бравада его героя — напускная. Он не может преодолеть кризис, в который загнало его одиночество в новом мире.

— Я такой же, как вы, пропащий,
Мне теперь не уйти назад.
Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пес мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, сулил мне Бог.

Поэт чувствовал свою ненужность. «В своей стране я словно иностранец», — писал Есенин. Это отчуждение усиливалось все больше и больше.

Мой горький, буйный стих
Для всех других —
Как смертная отрава...

Все чаще стал звучать в стихах мотив смерти:

Я не знаю: мой конец близок ли, далек ли,
Были синие глаза, да теперь поблекли...
...В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Путь лирического героя у Есенина во многом совпал с путем автора. Противоречия заканчиваются трагедией. К лирическому герою приходит Черный Человек, к автору — отчаяние и смерть. С угасанием деревни угасает и ее поэт.

Похожие публикации