Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Раб Божий или Сын Божий!? Опыт построения русской Теологии Освобождения Ч I. Почему православных верующих называют «раб Божий», а не «сын Божий Почему человека называют рабом божьим

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В церковном обиходе есть разнообразные обряды, таинства, которые очень часто используются и мы уже привыкли к ним. Также как и некоторые церковные слова становятся для нас настолько привычными, что мы порой даже не задумываемся об их значении. Так возникает много противоречий по поводу использования такого выражения как «раб Божий». Некоторые считают, что такое высказывание унижает человеческое достоинство. Но прежде чем делать поспешные выводы стоит разобраться почему называют рабами Божьими прихожан.

Почему говорят раб Божий

Для того, чтобы уйти от обид и оскорблений, не стоит заимствовать юридические или социальные понятия и переносить их на трактовок высшей реальности. Наша духовность должна быть свободна от мирских представлений. Основная цель Господа – это привести всех к вечной жизни. Если человеческая природа повреждена грехом, то он должен не только верить в Бога, но и полностью и всецело следовать его благой воле.

Именно в Священном Писании о таком человеке говорится, что если он отказался от своих греховных помыслов и поступков и предался спасительной воли Господа, то он именуется «рабом Божьим». В библейских текстах такое название несет почетный характер.

Есть несколько толкований, что означает раба Божья или раб Божий:

  1. В Иудее слово «раб» не несло в своем контексте уничижительного значения. Оно просто означало работника.
  2. Главная задача Господа – это желание нам только благ и привести нас к совершенству. Именно подчинение его воли не имеет в себе ничего унизительного.
  3. Эмоциональная составляющая данной фразы должна обращать наше внимание на степень доверия к Господу и нашей верности ему. Мы не должны обращаться к нему только при необходимости и в тяжелые времена.
  4. Необходимо также вспоминать об исторических особенностях того времени, когда существовал рабовладельческий лад. Были только рабы и их наемники. Но в данном случае «раб» — это не бесправное существо.
  5. Почему раб Божий, а не сын Божий? Считают, что отношения Господа и человека должны пройти определенные стадии развития: раб, наемник и сын. Такая классификация встречается еще в притче о блудном сыне.

Как объясняет церковь

Многие священнослужители говорят о том, что ударение в фразе «раб Божий» стоит ставить на второе слово. Если Вы относитесь к Господу, значит ничьим больше быть не можете. Стать рабом божьим означает обрести невероятную свободу. «Рабство» Господу считают также большей мерой свободы, чем рабство над своими страстями и стереотипами.

Владислав, Омск

Почему мы «рабы Божьи», а не Его дети?

В других странах, где присутствует православная вера, людей называют «дитя Божье», но только в России называют «раб Божий». Почему это так?

Доброго! Прочитав Ваш вопрос и «побегав» по интернету, обратился к знакомым, которые бывают в других государствах, называющих себя православными. Получилось из обзора и опроса, что название «дитя Божие» за рубежом не является повсеместным, скорее всего это традиция конкретного прихода или общины.

Вспоминая слова Христа:

Отныне не зову вас рабами, ибо раб не ведает, что делает господин его, но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин.15:15),

но при этом ранее:

Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин.15:10).

Можно вспомнить 1 Кор. 7:20-21: «...раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов ».

У Свт. Василия Великого и у других отцов Церкви есть мысль, что человек, воцерковляясь, т.е. приближаясь ко Христу, по «сути», а не «по названию», проходит три стадии:

  • Первая — это «раб». Рабом движет страх, он боится наказания. Раб Божий просит помощи у Владыки, чтобы избежать греха, обрести страх гнева Божия — для него это единственный способ перестать грешить. Это честная позиция, без лукавства и самообмана — ты просто признаешь, что ты раб своих страстей, по сути, ты раб у сатаны. Апостол Павел говорит: «Кто кому работает, тот тому и раб » (Рим. 6:16)
  • Вторая стадия — это «наемник», им движет желание получить награду за свои труды и духовные подвиги, воздержание, поклоны и др. Наверное, можно сказать, что при прекращении очевидных грехов, т.е. «преступлений Закона», появившаяся надежда на наследование Царства — это основная движущая сила на этом этапе.
  • И, наконец, последнее и, наверное, самое трудно достигаемое состояние — это Сыновство, когда человек отказался от своих страстей и предает себя на Волю Отца Небесного, истинное состояние, к которому человек и предназначен. Человеком движет Любовь ко Отцу, созданному Им Миру, всему, о чем Он имеет попечение. Желание помочь всякой твари Божией, боязнь огорчить любимого Отца — в этом и есть совершенство страха Божия, а не в нежелании «сковородок и кипящего масла».

Можно, краем глаза посмотреть на арабских принцев, ну или на наших «мажоров». «Нам все можно — наши родители решат все вопросы »!.. Данный нам дар «Чадом Божиим быти » (Ин. 1:12) есть и величайшая ответственность, необходимо и внутренне соответствовать званию. Мы можем быть усыновлены Богом через Христа, крещением. Спасение — это процесс, путь всей нашей жизни, а не единомоментное событие. Каждой минутой своей жизни мы можем осуществлять свое сыновство Богу (1 Ин. 3:1-10) или показывать, что мы «дети диавола » (см. Ин. 8:44). Выбор исключительно за нами. Раб Божий печется о своем Господине, не думая, как угодить еще кому-то. Получается ли у нас так? Может быть, все же не всегда? Наверное, каждый, вспомнив даже один день своей жизни, найдет что-нибудь неправильное. Называть-то мы можем себя по-разному, но есть опасность уже здесь ощущать себя «чадом» Божиим, в то время когда все остальные — «рабы». Но, пока не присмотришься к духовному качеству своей каждодневной жизни, совершенно согласен с Вами, «дитя Божие» — это именно я. Когда же приглядишься к себе — то нет...

Как себя называть, по-моему, дело не первостепенное. Важно ощущение ДАРА, который просто ДАР, а не наша заслуга. Вспоминается притча о блудном сыне, ушедшем, промотавшим наследство, но осознавшим свой грех и желавшим быть в наемниках у отца своего. Всемилостивый Господь нас примет, но хорошо бы, чтобы после всех наших «путешествий», даже «исправившись», мы помнили слова Христа:

Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).

Дай Господи нам всем разума духовного, смирения и христианской любви к ближним и дальним!

Спрашивает Наталья
Отвечает Александра Ланц, 04.06.2010


Здравствуйте, Наталья!

Вообще-то мы должны называть себя и детьми, и учениками, и рабами Божиими. Если мы, действительно, отдаём Ему своё сердце, то мы становимся всем вышеперечисленным. Используя эти всем нам знакомые слова, Бог пытается передать нам весь образный смысл (все его ньюансы) того, каковы взаимоотношения между Ним и нами . Поэтому мы должны концентрироваться не на самих словах, а на внутреннем их смысле .

Ученик – учится (постигающий)
Раб – исполняет (исполняющий)
Ребёнок – наследует состояние отца (наследующий)

И всё это невозможно разделить, потому что как можно, например, быть хорошим рабом , если не учишься служить господину? Или как можно стать настоящим ребёнком Бога, если не желаешь учиться у Него тому, что значит быть Его ребёнком или не желаешь исполнять то, чему научен? При этом ученик обладает возможностью понимать причины того или иного действия Бога, понимать, изучать, почему то или иное Его распоряжение правильно. И хорошим учеником невозможно стать, если не выполнять «домашние задания», т.е. не действовать как действовал бы раб .

Давайте попробуем присмотреться к каждому их этих трёх слов с тем, чтобы потом попросить Бога объединить их в нашем сознании и помочь нам правильно видеть себя по отношению к Нему , нашему Создателю и Спасителю.

РАБ . Тот, кто исполняет волю господина, не подвергая сомнениям её авторитетность и правильность. Т.е. для раба воля его господина – это наивысший, не подлежащий пересмотру или сомнениям закон. Раб не просто служит своему господину, но исполяет все его желания без ропота или недовольства, просто потому, что так говорит господин. У раба как бы уже нет никакой своей воли, но воля господина рассматривается, как собственная воля раба. Если господин желает, чтобы раб умер, раб умирает, чтобы жил – раб живёт, чтобы женился – раб женится и пр. при этом, как уже было сказано, раб воспринимает волю господина неотделимо от своей воли.

Слово «раб», когда оно используется для того, чтобы показать положение человека в мире , несёт значение полного, тотального, абсолютного подчинениния господину. Тот, кто называет себя рабом Господа Вседержителя, тем самым заявляет, что у него нет своей воли, но воля Господа стала его собственной. Однако давайте помнить о том, что называть себя рабом Бога и реально быть им – это две большие разницы ( ; ; ...)

Библия утверждает, что мы все рождаемся в этот мир рабами сатаны, потому что от отцов принимаем падшую плоть, а потом у отцов же учимся, как жить в этом рабстве и даже радоваться ему. «я плотян, продан греху » () . Но вот в один прекрасный день мы узнаём о Боге, о том, что Любовь Божия хочет вернуть нас Себе и зовёт нас Домой: «Верен Призывающий вас » ( ; ).

И тут начинается самое главное: мы, осознавая, что невозможно одновременно служить двум господам, пытаемся выйти из-под господства сатаны в господство над нами Бога.

Из эгоизма в любовь.

Из состояния, когда мы бежали ко греху, в состояние, когда мы бежим от греха.

Из тьмы в Свет.

Из смерти в Жизнь.

Давайте всмотримся в основные пункты того, что несёт нам рабство сатане и рабство Богу

Быть рабами сатаны – значит, жить по его законам, не подвергая их абсолютную авторитетность сомнению. Результатом (наградой) за это рабство будет... Быть рабами Бога – значит, жить по Его законам, не подвергая из абсолютную авторитетность сомнению. Результатом (наградой) за это рабство будет...
продверженность болезням, разочарованиям оптимальное для текущего дня здоровье и уверенность в завтрашнем дне.
любовь, сосредоточенная на себе и топчущаяся по чужим жизням любовь, сосредоточенная на Бога и других людях
жизнь ради конечных целей жизнь ради уподобления Богу
духовноя слупота и глухота способность различать голос Бога
моральная и духовная нечистота святость
смешение понятий добра и зла, неспособность использовать своб силу воли для постоянного избрания добра чёткое различение добра и зла и способность, не взирая на обстоятельства, избирать только добро
неверие вера, двигающая горы
открытый или скрытый бунт против Творца (ропот, недовольство) открытое неповиновение греху (спокойствие, радость, уверенность)
саморазрушение (как физического, так и духовного тела) самосовершенствование (под внимательным взглядом Идеального Учителя)
физическая и навечная смерть (первая и вторая смерть)
Вечная Жизнь

Апостол Павел сказал обо всём этом так:

Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти , или послушания к праведности ?

Ибо, когда вы были рабами греха , тогда были свободны от праведности. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная.

Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.

Всё, что здесь говорит апостол основано на Христовых словах: «истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха » ().

Поэтому все апостолы, отдавшие свои жизни, свои судьбы в руки Христа, постоянно подчёркивали, что они теперь служат Любви Бога – Иисусу, а не сатанинскому эгоизму, который есть основа всякого греха.

Вот как Пётр начинание свои послания: «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа» ()

Вот Иаков, пишущий братьям: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» ()

Так Иуда (не Искариот, конечно) начинает своё послание к святым Божииим: «Иуда, раб Иисуса Христа» ()

Вот искренее признание Павла: «Павел, раб Иисуса Христа» () «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа» ()

Попробуйте, зная то, что Иисус Христос – это воплощение праведности, святости, любви и милости Божииих, подставить вместо слов «Иисус Христос» Его характеристики. Что у вас получится?

«Павел, раб праведности, святости, любви, милости Божиих» () Понимаете? Получается, что этот человек находится под предводительством всего перечисленного, не подвергая сомнению великую ценность всех этих качеств. Может ли такой человек грешить?

ДИТЯ БОЖИЕ. Если вы решились стать рабом Вседержителя, то вы получаете от Бога Святого Духа, Который постоянно помогает вам побеждать грех, умервщляя свои плотские похоти, чтобы вы могли служить только Богу (быть рабом только Бога), а получив Духа Святого, вы автоматически становитесь и ребёнком Бога, который в конце-концов получит всё наследство Отца. Смотрите, как об этом сказал апостол Павел:

«если Христос в вас , то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.

Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете . Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии . Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления , Которым взываем: "Авва, Отче!"

Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии , сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ().

Иисус учит нас обращаться к Богу, как к Отцу: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое...» () Иоанн восхищённый и потрясённый этой истиной пишет ко всем нам: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (). А если вы продолжите читать слова Иоанна, то увидите ещё более потрясающую истину.

Получается, что если ты не раб Бога (т.е. раб Его праведности, святости, любви, милости...), то ты и не дитя Его, а если ты – раб Бога, то ты и дитя Его, придназначенное ко спасению для Вечной Жизни. Смотрите, что говорит Иоанн: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (). Слово «делающий» отсылает нас к слову «раб», ведь раб – это как раз тот, кто делает, исполняет волю господина!

УЧЕНИК ХРИСТА. Человек, ставший рабом Бога, не может не стать учеником Христа. Ведь для того, чтобы верно служить Богу, как делает это верный раб, человек должен учиться праведности, познавать волю своего Господина. В Павел пишет Тимофею о том, что он будет хорошим служителем (рабом) Христа, если продолжит питаться верным учением , проще говоря, если продолжит оставаться учеником Христа.

Апостол Иоанн тоже утверждает, что только пребывающий в учении Христа (научаемый Христом), принадлежит Богу ()

Да будет имя Бога благословенно, да поможет Он нам


научиться

быть Его рабами ,

чтобы Ему иметь возможность назвать нас Своими детьми

С уважением,

Саша.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Написано специально для справочно-информационного портала "Возглас" vozglas.ru

И.Крамской. Христос в пустыне. Картина 1872 года.

Подумалось, а почему называя себя "рабами Божьими", в молитве "Отце наш", мы обращаемся к Богу как к Отцу?

Странно? Так мы - это рабы хозяина мира - Бога или все же Его...дети, в сакральной реальности молитвы Господней?

В древней Церкви «уже Климент Александрийский (+215) под влиянием идей стоиков о всеобщем равенстве полагал, что по своим добродетелям и внешнему виду рабы ничем не отличаются от своих господ.Отсюда он делал вывод, что христиане должны сокращать число своих рабов и некоторые работы выполнять сами. Лактанций (+320) сформулировавший тезис о равенстве всех людей, требовал от христианских общин признания брака среди рабов. А римский епископ Калист Первый (+222), сам вышедший из сословия несвободных людей, признавал даже отношения между высокопоставленными женщинами – христианками и рабами, вольноотпущенниками и свободнорожденными в качестве полноценных браков. В христианской среде уже со времен первенствующей Церкви практиковалось освобождение рабов, как это явствует из увещевания Игнатия Антиохийского (+107) к христианам не злоупотреблять свободой ради недостойных целей. Однако правовые и социальные основы разделения на свободных и рабов остаются незыблимыми. Не нарушает их и Константин Великий (+337) , который, несомненно, под влиянием христианства дает епископам право освобождения рабов посредством так называемого объявления в церкви (manumissio in ecclesia) и публикует ряд законов, облегчающих участь рабов. В 4-м веке проблема неволи активно обсуждается среди христианских богословов. Так каппадокийцы – Василий, архиепископ Кесарии (+379), Григорий Назианзин (+389), а позднее Иоанн Златоуст (+407), опираясь на Библию, а может быть, и на учение стоиков о естественном праве высказывают мнение о райской реальности, где царило равенство, которое вследствие грехопадения Адама…сменилось различными формами человеческой зависимости. И хотя эти епископы много делали для того, чтобы в повседневной жизни облегчить участь рабов, они энергично выступали против всеобщей ликвидации рабства, которое было важно для экономического и общественного строя империи. Феодорит Кирский (+466) доказывал даже, что рабы имеют более гарантированное бытие, чем отец семейства, который обременен заботами о семье, челяди и имуществе. И только Григорий Нисский (+395) выступает против любой формы закрепощения человека, поскольку оно не только попирает естественную свободу всех людей, но и игнорирует спасительное дело Сына Божия… На Западе под влиянием Аристотеля епископ Медиолланский Амвросий (+397), оправдывает легитимное рабство, подчеркивая интеллектуальное превосходство господ, и советует тем, кто в результате войны или случая несправедливо попал в рабство, использовать свое положения для проверки добродетели и веры в Бога. Августин (+430) тоже был далек от мысли оспаривать легитимность рабовладения, ибо Бог не освобождает рабов, а делает плохих рабов добрыми. Библейское и богословское обоснование своих взглядов он видит в личном грехе Хама против своего отца Ноя, из - за чего на рабство осуждено всё человечество, но это наказание является одновременно и целебным средством. При этом Августин сслылается еще и на учение апостола Павла о грехе, которому подвержены все. В 19-й книге своего трактата «О граде Божием» он рисует идеальный образ человеческого общежития в семье и государстве, где рабство занимает свое место и соответствует замыслу Божия творения, земного порядка и естественному различию между людьми» (Theologische Realenzyklopaedie. Band 31. Berlin – New-York, 2000. S. 379-380).

«Рабство появляется с развитием сельского хозяйства приблизительно 10.000 лет тому назад. Люди стали использовать пленников на сельскохозяйственных работах и заставляли их работать на себя. В ранних цивилизациях пленные долго оставались главным источником рабства. Другим источником являлись преступники или люди, которые не могли заплатить свих долгов. О рабах как низшем классе впервые сообщают письменные памятники Шумерской цивилизации и Мессопотамии около 3500 лет тому назад. Рабство существовало в Ассирии, Вавилонии, Египте и древних обществах Среднего Востока. Оно практиковалось также в Китае и Индии, а также среди жителей Африки и индейцев в Америке. Рост промышленности и торговли способствовал еще более интенсивному распространению рабства. Возник спрос на рабочую силу, которая могла бы производить товары на экспорт. И потому рабство достигло пика своего развития в греческих государствах и Римской империи. Рабы выполняли здесь основные работы. Большинство из них трудилось в рудниках, ремесленном производстве или в земледелии. Другие использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, а иногда врачей или поэтов. Около 400 года до Р. Хр. рабы составляли треть населения Афин. В Риме рабство распространилось так широко, что даже простые люди имели рабов. В древнем мире рабство воспринималось как естественный закон жизни, который существовал всегда. И лишь немногие писатели и влиятельные люди видели в нем зло и несправедливость» (The World Book Encyclopedia. London-Sydney-Chicago, 1994. P. 480-481. См. подробнее большую статью «Рабство» в: Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.. Энциклопедический словарь. Т. 51. Терра, 1992. С. 35-51).

Сергей Худиев

Как-то по интернету ходил рассказ человека, который был в Афинах и обнаружил, что в Греческой Церкви прихожан называют «детьми Божиими», а не «рабами Божиими», как в Русской Церкви. Отсюда делались глубокие выводы о разнице менталитетов русских и греческих церковников. Конечно, сам этот случай - чистое недоразумение, если бы этот человек был знаком с Новым Заветом, он бы знал, что в нем апостолы называют христиан и рабами, и детьми Божиими, точно так же как оба термина присутствуют и в богослужении как Греческой, так и Русской Православных Церквей.

Когда я называю себя «рабом Иисуса Христа», я испытываю некоторый трепет - так называл себя святой апостол Павел, святой апостол Петр, другие апостолы Христовы, священномученик Игнатий Богоносец и многие иные мученики, святые, подвижники, отцы и учители Церкви.

Встать в этот ряд, сказать: и я тоже, как эти люди, «раб Иисуса Христа» - было бы неуместной дерзостью. «Мы с апостолом Павлом - рабы Иисуса Христа!» Но я решаюсь на это только потому, что Писание всех христиан называет рабами Иисуса Христа. Это драгоценное звание мне даровано в Крещении, и я ношу его - не с гордостью, я его не заслужил и не мог - но с изумлением, что мне оказана столь великая честь.

Более того, в Библии сам Иисус назван рабом Бога: «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится» (Ис. 52:13).

Но современный мир яростно требует равенства

Но само именование христиан «рабами Божиими» для внецерковных людей служит некоторым запинанием. Это понятно - слово «раб» в современном языке носит резко негативный характер. Раб - это кто-то, кого воспринимают как вещь, «говорящее орудие», чьи желания, интересы или человеческое достоинство никого не интересуют. Кто-то, кого можно эксплуатировать, с кем можно дурно обращаться - даже убить - безнаказанно. Сам институт рабства вызывает отвращение, и все согласны в том, что его следует искоренять и преследовать.

Это понятно; люди грешны, и это проявляется тем заметнее, чем больше у человека власти над другими. Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Начальник-самодур вынужден сдерживаться, потому что на свете есть и другие работодатели, к которым работники могут, в конце концов, уйти. Но в ситуации, когда уйти невозможно, жаловаться некому, и остается только такой слабый сдерживающий фактор, что рабы - это все-таки ценное имущество, человеческий грех вылезает во всем своем неприкрытом уродстве.

Страшно оказаться в полной, безраздельной власти своего ближнего - потому что полагаться на его добрую волю не приходится. Именно поэтому нас пугает и возмущает рабство.

Мы боимся и не доверяем друг другу - и имеем на это веские основания.

Современный мир яростно требует равенства - потому что всякий, обладающий более высоким статусом, непременно использует его для того, чтобы угнетать и притеснять своих ближних. Равенство, конечно, недостижимо - в любой корпорации, обществе, государстве немедленно выстраиваются иерархии, без этого невозможно - но, по крайней мере, к нему следует стремиться.

Невозможно обойтись без власти одних людей над другими - но, по крайне мере, ее надо обставить сдержками и противовесами, законами и должностными инструкциями, так, чтобы эта власть была как можно дальше от абсолютной. Цена свободы есть непрестанная бдительность. Зазеваешься - и ближние немедленно повесят на тебя ярмо.

Не низкое холуйство, а сердечная преданность

Но и мы знаем проблески какого-то иного мира. В нашем мире есть не только эксплуатация - и яростные попытки этой эксплуатации избежать. В нашем мире бывает любовь. Как говорит невеста в «Песне Песней», «я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой - мне» (Песн. 6:3). Принадлежность другому человеку - не всегда источник угрозы. Иногда - как для влюбленных - это источник глубокой радости, счастья, полноты жизни. Ребенок находится во власти родителей - и это (кроме небольшого числа трагических случаев) хорошо и правильно, его любят, о нем заботятся.

Мы не можем представить себе отношения доверия и преданности между слугой и господином, хозяином и рабами - но такое иногда бывало. Как, например, повествуется в книге Бытия, «Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей] до Дана» (Быт. 14:14). Аврам вооружил своих рабов, будучи уверен, что они не обратят оружие против него, не разбегутся, а будут сражаться и подвергать свою жизнь опасности за хозяина - и это вполне оправдывается.

Такое бывало - не низкое холуйство, а сердечная преданность; не барское самодурство - а отеческая забота. Увы, не слишком часто - мы живем в падшем мире. Но само слово «раб» могло обозначать и нечто другое - и вызывать совсем другую цепь ассоциаций, чем у нас.

Оно могло быть выражением благодарности и преданности - правитель поразил людей своими великодушными благодеяниями, и они признали себя его рабами. Оно могло быть выражением принадлежности - как в наши дни люди остро переживают свою принадлежность к национальности, к партии или стране.

Преданность по отношению к личности почти исчезла из нашего мира. Но в античном мире (как и в средневековом) всем было понятно, о чем идет речь. Средневековый король мог воскликнуть в гуще битвы: «Те, кто любит меня, за мной!» - и за ним следовали.

Слово «раб» могло означать полное доверие - «я принадлежу тебе».

Владыка мироздания принял образ раба

И вот в христианском контексте, у апостолов, у святых отцов, «раб Божий» - это очень теплое слово. Бог в Иисусе Христе стал человеком, умер и воскрес, и даровал нам жизнь вечную и блаженную. Теперь мы, рабы Божии, принадлежим Ему, живем в Его доме, аллилуйя!

Тот, Кто обладает абсолютной властью, стал человеком, претерпел муку и смерть от рук Своих мятежных творений ради их спасения.

«Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:42-45).

Бог полностью отдал Себя творению - Владыка мироздания принял образ раба, чтобы поднять падших людей к себе. Вера отзывается благодарной преданностью - теперь мы принадлежим Тебе. Мы рабы Божии.

Похожие публикации