Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Старинные прялки, как произведения искуства. Прялки расписные и резные Расписные прялки

«Шаблоны для рисования» - Лиса. Лягушка. Коллективное обсуждение детских работ. Верно, зайчик. Заяц. ТЕМА: «Веселый снеговик». План. Рисование домашнего животного. Значит, на втором листе бумаги у нас должен появиться весёлый зайчик. П л а н б е с е д ы. Самостоятельная работа. КТО КАК ДВИГАЕТСЯ? Медведь. Для начала отгадайте загадку.

«Венок «Осень»» - Осень. Листочки. Веночек. Каркас. Маленькие красивые вещички. Картон от коробки. Приступаем к декорированию. Лето. Подготовка к выполнению панно. Заготовки для листьев. Венок. Лицевая сторона.

«Бордюры» - Село Сумерки, Кадемский уезд, Рязанская губерния, II половина XIX в. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины. Один из наиболее распространенных элементов - розетка - был связан с культом солнца. Цель орнамента определилась - украшать. Ббордюр может встречаться как гипсовые барельефы или керамика.

«Солёное тесто» - Изготовление теста. Фигурки из этого материала дарили на Новый год. Хлебные венки. История возникновения соленого теста. Картины из теста. Лепка мышки. Искусство изготовления соленого теста. Поделки из теста. Соленое тесто. Сувениры из соленого теста. Главным символом рождества стала елка.

«Витраж «Бабочка»» - Подалирий. Работы детей по проекту. Оформить проект, вывесить в холле. Творческие работы детей. Декоративные витражные композиции «Бабочки». Выполнение эскиза бабочки для витражной композиции по фотографиям. Перевод контурного эскиза бабочки черной краской на стекло. Знаете, кто такой Подалирий. Соблюдая природные цвета бабочки или фантазируя, заполнить витражными красками оставшийся рисунок.

«Холодный фарфор» - если хотите получить цветную массу, добавьте краску. Все хорошо вымесить в однородную массу. Второй способ - приготовление массы на огне. Руки смазать кремом. Массу свернуть в пакет. Фарфор впитает в себя краситель. Первый способ – в микроволновке. Полезные советы: Приготовление массы. 2.Делаем лепешку, тонко раскатываем.

Всего в теме 26 презентаций

«От кикиморы не дождешься пряжи».

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные, расписные, гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!
Предлагаю подборку прялочек из разных уголков России-Матушки. Все они хороши по своему.
Глазу приятно и сердцу любо! Смотрим и дивимся умениям предков, их чувству цвета, ритма, формы...

Повседневная жизнь русского Севера

Прялки. Начало 20 века.

Вельский, Вологодский уезды. Резьба по дереву, роспись. Мастера Русского Севера.

Прялки. 19 - начало 20 века. Вельский, Вологодский, Тотемский, Грязовецкий уезды. Резьба по дереву, роспись. Мастера Русского Севера.


Прялки были двух типов: с гребнем и с лопастью.

Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями - на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» - эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.

А прялки с лопастью - лопаской, личиной, головкой, пером - по-разному называли верхнюю часть таких прялок - были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».

Прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 - 8 лет.

Веретена с напряденными нитками - мочками пряхи складывали в специальную коробку - мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, - веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.


Cеверодвинская прялка

Прялки 19 века. Вологодская область

Интересно. Обрядовое ткачество.

Если на нити (читай - на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других - наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить - по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот - выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/события назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити - наузами.

Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое - в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.

«Русская прялка»

интерактивное занятие-экскурсия в 5-х классах СОШ

(внеклассное мероприятие)

Разработка мероприятия: Джамиева Ольга Вячеславовна

учитель изобразительного искусства

МОУ «СОШ № 34 с УИП» г. Саратов

[email protected]

    Название занятия: «Русская прялка», внеклассное мероприятие по изобразительному искусству к теме «Конструкция, декор предметов народного быта и труда», 5 класс, по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

    Цель урока:

Задачи:

личностные: воспитывать в ребёнке эмоционально-ценностное отношение к своим корням, истокам, фольклору; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений народного искусства; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

метапредметные: учить видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; прививать желание общаться с народным искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений декоративно-прикладного искусства;использовать язык изобразительного искусства для освоения содержания разных учебных предметов (литература, история, музыка, театр); формировать мотивацию организовывать самостоятельную деятельность и выбирать средства для реализации художественного замысла.

предметные: формировать представление о музеях, в частности, о школьном музее; развивать способность высказывать суждения об особенностях произведений декоративно-прикладного творчества; учить сравнивать и находить общее и особенное в конструкции, декоре прялок; развивать умение использовать полученные знания в украшении модели прялки.

    Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран; экспонаты школьного этнографического музея – самопрялки и русская ручная прялка, мочесник, веретёна; детские работы прошлых лет по теме «Русская прялка».

    Форма проведения: интерактивное занятие-экскурсия с элементами литературно-музыкальной композиции, интегрированный урок формирования новых знаний (внеурочная деятельность).

    Место проведения: МОУ «СОШ № 34 с УИП», областной семинар для учителей ИЗО в рамках курсов повышения квалификации СарИПКиПрО.

    План проведения

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Вступительная часть

Начало демонстрации (презентация в режиме демонстрации), слайд 1, подведение учащихся к формулировке темы

Учащиеся называют тему занятия

Прялки в музеях

Начало рассказа о прялках, демонстрация слайдов 2-6 Демонстрация школьных музейных экспонатов

Учащиеся рассматривают экспонаты

Знакомство с ручной прялкой

Показ слайдов 7-14

Получают представление о русской ручной прялке (новые знания)

Типы и росписи прялок

Показ слайдов 15-23

Получают информацию о художественной составляющей русской прялки (новые знания)

Викторина

Демонстрация слайдов 24-27, учитель задаёт вопросы, правильность ответов проверяется с помощью гиперссылок на слайдах

Учащиеся отвечают на вопросы (закрепление нового материала)

Разыгрывание сцены посиделок

Демонстрация слайдов 28-37. Создание настроения для мотивации к формированию творческого замысла при помощи включения в занятие фольклорной игры и песни

Получают представление об использовании прялки в русском быту. Эмоционально раскрепощаются

Заключение

Слайд 38, загадывание загадок. Слайд 39 – рефлексивный экран

Ученики отгадывают загадки, по кругу продолжают фразы с экрана (рефлексия)

Примечание: после урока-экскурсии, проведённого как внеклассное мероприятие, проводится урок применения знаний на практике.

    Практическая реализация

В проведении мероприятия задействованы учащиеся средних классов (ведущие), учащиеся младших классов (фольклорный ансамбль). Мероприятие проходит в просторном помещении (актовый зал). На стенах вывешены работы учащихся прошлых лет по теме «Русская прялка» (роспись). Сцена подготовлена для инсценировки посиделок. Расставлены экспонаты школьного этнографического музея. На экране демонстрируется презентация (в презентации использована система гиперссылок).

Слайд 1 (на презентации в режиме демонстрации)

Ведущие:

Как из белых мхов, из того ли сруба дубового,
Вытекала речка тихоструйная.
Как из белой-то кудели да из долгого льна,
Да с того ли донца расписного,
Выпрядала девица тонкую нить,
Нитку тонкую, нитку прочную…

Донце, кудель…Незнакомые нам слова. Сегодня на нашем уроке-экскурсии мы сможем узнать значение многих незнакомых слов. Может кто-то уже догадался, на чём же выпрядала девица свою нить?…..

Слайд 2 Конечно на прялке! Догадались, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (О прялке. Подвести детей к определению «русской»). Что ж, начнём нашу экскурсию!

Слайд 3 Из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших русских музеях, ни одна не повторяет другую. Каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. Наибольший интерес представляют русские ручные прялки, так как до 16 века только они были распространены по территории страны.

Слайд 4

Коса звенела и косила травы,

Не сомневаясь, что имеет право!

А прялка – колесом своим вертела,

Пряла кудель исправно, как умела...

(Наталия Веденеева «Весёлая прялка»)

Слайд 5

С появлением самопрялки с ножным приводом началось постепенное вытеснение прялок из городского обихода. Однако в быту русской деревни ручные прялки продолжали использоваться до начала 20 века. В деревнях Севера и Поволжья и сегодня некоторые мастерицы прядут шерсть на этом древнем приспособлении.

Слайд 6

В нашем школьном музее вы можете видеть 2 самопрялки: русская (стояк) и чухонка (лежак). У русских колесо располагается перпендикулярно полу (вертикально), у чухонок – под углом. А так же у нас есть русская ручная прялка. (Демонстрируются экспонаты школьного музея).

Слайд 7

Именно с ручными прялками мы с вами сегодня познакомимся поближе.

Итак, в нашем обыденном восприятии, прялка – простое, очень старое приспособление для получения нити и не более того. Так ли всё просто на самом деле?

Слайд 8

Прядение и ткачество были самыми трудоёмкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой. Ручное прядение было очень медленным. К верхней части прялки – лопати, привязывалась кудель, а на донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6-8 лет.

Слайд 9

Вы услышали новые слова: лопать, донце, кудель. Может кто-то из вас знает, что они означают?..... Давайте познакомимся с устройством ручных прялок поближе, а заодно и узнаем смысл многих незнакомых нам слов.

Слайд 10

Вертикальная часть прялки состоит из лопаски (лопати) и ножки (шейки, стояка). Наверху лопаски часто имеются резные украшения – городки, а внизу – так называемые «серьги». На столбике – стояке нередко присутствует «яблоко». Нижняя, горизонтальная часть – донце прялки.

Слайд 11

Лопаска имеет в большинстве случаев фигуру четырехугольника (прямоугольника, трапеции, ромба) различных размеров. Лопаску называют еще «лопаткой» (Вологодская и Архангельская губерния) или «головкой» (Костромская губ.). В некоторых губерниях вместо лопаски использовался гребень. Ножка прялки имеет чисто конструктивную задачу: поддержать лопаску. Она бывает также различных форм – плоская, в виде столба, прорезная. Донце представляет собой нижнюю часть прялки – доску, предназначенную для сиденья и фиксирования прялки.

Слайд 12

Пряха сидит, обыкновенно, на краю донца. К лопаске привязывается на стороне, обращенной к донцу, кудель – обработанное льняное волокно.

Слайд 13

«На осине сижу, сквозь клёну гляжу, березу трясу». Может, кто-то догадался, о чём эта загадка?.... Эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца вырезали из осины или липы – «на осине сижу», гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена – «сквозь клёну гляжу», ну а веретено было березовым – «берёзу трясу».

Слайд 14

Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки. Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.

Слайд 15

Типы и росписи прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения. Прялки Русского Севера украшались цветной росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

Слайд 16

В центре прялки чаще всего изображали круг, олицетворяющий солнце. Мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялки. В верхней части: «городки», – обозначают путь солнца по небосводу, в нижней части – «серьги» – символы восходящего и заходящего солнца, на ножке – изображение ночного подземного солнца. На поверхности лопасти можно увидеть изображение ромбиков или квадратов, символов земли. Все вместе древние образы повествуют о круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечности и гармонии.

Слайд 17

Давайте посмотрим с вами на разнообразный мир северной русской прялки. Прялки из Архангельской губернии, резные и расписные, просты по форме. Часто поверху лопаски украшены резными «городками», напоминающими маковки церквей. По краям внизу – «серьги». В мотивах росписи – цветы, птицы.

Слайд 18

Расписанные на Северной Двине, они почти полностью покрыты кудрявыми побегами красных, желтых и зеленых листьев. Среди пышного орнамента помещены изображения фантастических зверей, птиц, бытовые сцены. Ведущая тема северодвинской росписи – это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.

Слайд 19

В росписи борецких прялок присутствует свадебный возок или карета, богатые палаты, сказочные птицы, львы. Основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Слайд 20

Мезенские прялки имеют узкую, вытянутую вверх лопаску, покрытую горизонтальными рядами дробного орнамента, состоящего из перемежающихся звезд, крестиков, черточек, выполненных в два цвета – черный и красный. Для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета

Слайд 21

Прялки Ярославской и Костромской губерний называются «теремковые прялки». Они имеют сильно вытянутую сужающуюся кверху лопаску, увенчанную стилизованной фигурой, напоминающей цветущее дерево. Изображенные на них сцены чаепитий, выездов, хороводов, гуляний выполнены в технике контурной резьбы.

Слайд 22

Исключительное явление представляют городецкие прялочные донца. Городец – город в Нижегородской губернии. Городецкие прялки состояли из двух частей – донца и вставляющегося в него гребня на ножке. Кудель в Нижегородском крае не привязывалась к лопаске, как на Севере, а надевалась на гребень. Когда на прялке не работали, гребень вынимался, а украшенное донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. Среди излюбленных мотивов городецких мастеров были выезды, баталии, чаепития, пышные розаны, фигуры коней и птиц.

Слайд 23

Итак, вы увидели, насколько разнообразна форма и роспись прялок. Понравилось? Попробуете ответить на несколько вопросов?

Слайд 24

Викторина

Слайд 25

    Из каких частей состоит прялка? (Из вертикальной – лопаска и ножка, и горизонтальной – донце. Есть ещё резные украшения – «городки», «серьги», «яблоко»).

    Для чего служит донце? (Для сидения на прялке, этим прялка фиксируется в неподвижном состоянии).

    Одинакова ли форма лопаски у прялок разных губерний? (Разная. Есть широкая, есть вытянутая. А есть зауженная кверху).

    Какие символы используются в росписи прялок? (Древние символы солнца, земли, воды).

Слайд 26

    На каких прялках есть резные украшения «городки», «серьги»? (На архангельских прялках).

    Какие прялки почти полностью покрыты растительными орнаментами? (Северодвинские).

    Какие сюжеты мы увидели на борецких прялках? (Свадебные кареты, хоромы, сказочные птицы, львы).

Слайд 27

    А на каких прялках присутствуют необычные тонконогие кони? (На мезенских).

    В каких губерниях бытовали «теремковые прялки»? (В Ярославской и Костромской).

    И последний вопрос – в чём особенность городецких прялок? (Использование гребня вместо лопаски. Расписное донце использовалось для украшения избы).

Молодцы! Вы очень внимательно смотрели и слушали, и поэтому смогли ответить на эти не совсем простые вопросы. А мы вам сейчас расскажем и покажем, как в старину бывало!

Слайд 28

(На сцену выходят участники фольклорного ансамбля и занимают заранее подготовленные места, берут в руки рукоделие, садятся за прялки и т.д. Участвуют в рассказе ведущих).

Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

Слайд 29

Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа "Кого люблю того дарю", советы, поучения: " Пряди, прялку береги, за отца бога моли". Или вот такое: "Пряди, моя пряха, пряди нелениса" или тут же можно было прочесть лукавый ответ: "Я бы рада пряла, меня в гости звали".

Слайд 30

Пряди, моя пряха,

Пряди, раскудряха.

Пряла бы я, пряла,

На меня лень напала.

Меня в гости звали

К соседу в беседу.

У нашего соседа

Весела беседа.

(Народная песня)

Слайд 31

Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, «беседы» или «супрядки», – веселые вечеринки. Собирались долгими зимними вечерами в одной избе. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие. Веретено знай крутится, а на веретено нитка ложится.

Слайд 32

Сядет девушка за прялку,

Перед ней куделька льна;

Крутят пряжу и товарки

У лучинушки – огня.

Песня льётся, вьётся нитка,

Чуть стучит веретено,

Скрипнет, разве что, калитка,

Хоть давно уже темно.

(Геннадий Дергачёв «Лён – доля женская»)

Слайд 33

В печке огонь зажигали, весело поленья трещали в печке. В переднем углу светèц ставили, лучину зажигали.

Светèц – девичья отрада (радость). Светèц – деревянный или железный столбик с рогатиной наверху, поэтому его ещё и козой называли. В рогатину вставляли лучину, рядом со светцòм обязательно ставили посудину с водой, чтобы рассыпающиеся искры не подпалили пол или стены. Светèц украшала резьба. Глядели девушки на него и мечтали о своём будущем.

Слайд 34

В избушке, распевая, дева

Прядёт, и. зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней.

(А.С. Пушкин)

Слайд 35

На лавку рядом ставили лукошко с клюквой, брусникой, рябиной. Во время работы девушки нередко ещё и пели, и во рту у них пересыхало. Кислая ягода же способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.

Зажгут осиновую лучину… Уютно, светло. Можно и лён прясть. А ребятишкам тоже есть дело: менять лучины, догоревшие – в кадку с водой бросать.

Подарил мне батюшка чудо-веретёнышко,

серебряное донышко.
Нитка белая бежит, веретёнышко дрожит.
Ты вертись, моя вертушка, дорогая мне игрушка.
Мне и весело, и жарко, я-то день-деньской кручу,
Нитки тонкие сучу и тихонечко пою…

(Ансамбль исполняет северные страдания «Уж ты, прялице-кокорице моя»).

Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, милёночек,
С тальянкой под окно.
(Частушка, Холмолгорский район)

Слайд 36

Вскоре в избу приходили и парни, работу с собой приносили. Кто лапти плёл, кто упряжью конской занимался. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками.

(На сцену выходят мальчики, во время слов ведущих разыгрывается сценка).

Слайд 37

Вечеринка часто начиналась с того, что парни подходили к избраннице и садились рядом с ней на прялку. А в Смоленской губернии еще в конце XIX в. существовало поверье, что если девушка во время посиделок незаметно для парня добьется, чтобы он сел на донце ее прялки, то он «сядет с ней и на хозяйство», т.е. будет связан узами брака».

Сядь-ко, миленький, за прялочку, за точену мою.

Веретенышко сломаешь, я тальянку разобью.

(Каргопольские страдания)

Парни смотрели не только на девичью красу, на работу обращали внимание: быстра ли, умела ли в женских делах хлопотных. По спряденной ниточке и характер определяли. Если нитка тонкая да ровная, значит, девушка спокойная, рукодельная. Если нитка вся в узлах, рвётся часто, то и нрав у девушки непокладистый (несговорчивый, неуступчивый).

(Ансамбль исполняет северные страдания).

Слайд 38

А теперь проверим, что вы усвоили?

По локоть – мохнато,….. (шерсти пучок, как раз с локоток – кудель).
По локоть – голо,…… (дальше – голая доска, не длиннее локотка – лопаска).
По локоть – под себя ушло…… (донце).

Отгадаете ли вот такую – «прядельную» загадку? «Стоит дом в 12 окон. В каждом окне по 4 девицы. У каждой девицы по 7 веретен. У каждого веретена свое имя». Кто отгадал? (Год, месяцы, недели, дни).

Слайд 39

И прежде, чем закончить наше занятие, давайте оценим, как прошёл наш урок. На слайде вы видите начало фраз. По очереди выберете любое из них и продолжите так, как считаете нужным.

(Учащиеся по кругу выбирают фразы и продолжают их).

Спасибо всем за участие в нашем занятии.

    Анализ итогов мероприятия

Мероприятие «Русская прялка» было организовано на базе МОУ «СОШ № 34» г. Саратов и проходило во время проведения областного семинара для учителей изобразительного искусства в рамках курсов повышения квалификации Саратовского института повышения квалификации и профессионального образования.

Целью проведения данного мероприятия было показать единство пользы и красоты прялки, дать представление о многообразии мира русской ручной прялки на примере русских северных и волжских прялок с использованием нетрадиционных форм урока.

Проведение внеклассного мероприятии «Русская прялка» поставило решение личностных, метапредметных и предметных задач в соответствии с ФГОС для пятых классов СОШ.

Мероприятие явилось заключительным этапом изучения темы «Конструкция и декор предметов народного быта» по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского.

Материал мероприятия структурно выстроен, включает в себя историю русской прялки, ее использование в быту, возникновение росписи. Для более полного и интересного усвоения детьми, основной материал дополнен литературными и музыкальными материалами. Для большей наглядности использован видеоряд. Для закрепления полученных знаний было предусмотрено проведение викторины.

Положительными моментами явились вовлечение в мероприятие детей и соединение разновозрастных групп учащихся. Их взаимодействие дополняло и обогащало друг друга. С помощью детей была воссоздана атмосфера русских посиделок, для чего использовались народные костюмы, инструменты, прялки и другие предметы народного быта.

Участвующие в мероприятии школьники, как артисты, так и зрители, восприняли его эмоционально положительно.

В целом, мероприятие получило много положительных откликов присутствующих на нем учителей изобразительного искусства.

Из всего вышеперечисленного можно сделать следующий вывод: результатом проведения внеклассного мероприятия стало более полное усвоение учащимися урочной темы, более близкое знакомство с культурой своего народа, эстетическое оценивание произведений народного творчества; долгосрочным результатом явилось применение детьми полученных знаний в собственной художественной деятельности.

Список литературы и Интернет-ресурсов

    Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. : ил.

    Жегалова С. К. Русская деревянная резьба. М., 1957.

    Круглова О. Народная резьба и роспись по дереву. М., 1974.

    Василенко В. М Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. М., 1974.

    Основы художественного ремесла. М., 1979.

    Жегалова С. К. Русская народная живопись. М., 1984.

    Декоративно-прикладное искусство//

    Народный костюм. Украшение прялок//

    Академик. Энциклопедический словарь//

    Библиотека собраний русского народного искусства//

    Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

    Стол украшают гости, а дом - дети.

    Тот не умирает, кто детей не покидает.

    Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

    Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

    Дайте детству созреть в детях.

    Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

    Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

    Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

РУССКИЕ ТРАДИЦИИ: ПРЯЛКА

"На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу" - эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца у прялок вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки - лопасти, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 - 8 лет.
Веретена с напряденными нитками - мочками пряхи складывали в специальную коробку - мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, - веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки. получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии - круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в ХIХ в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края - мезенская. Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.
Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.

Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.
Ничто так не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених - невесте, муж - жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.
Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелиениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).
Нитки пряли из льна, овечей шерсти.

Прясть принято было только в свободное время. Не случайно о девичьих и женских достоинствах судили по пряже. Чтобы выйти из лентяек, необходимо было к концу филиппова поста напрясть не менее сорока пасм. За один вечер можно напрясть одно пасмо, то есть один простень (или кубышку). Но хорошая пряха пряла и по два. В скупых и слишком суровых семьях был обычай: ходили прясть (по-северному — престь) к соседям, вообще в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь и будешь стремиться сделать не меньше других. Так ведь нет худа без добра! Суровость обычая неожиданно оборачивалась другим концом: долгие супрядки сами собой превращались в беседы, веселые и скоротечные. Собравшись вместе, девицы пряли и пели, на ходу выдумывали частушки, рассказывали сказки и пересмешничали. На эти беседы приходили и парни с балалайками, устраивались горюны, можно было и поплясать, и сыграть в какую-либо игру.
Сидя на прялочном копыле, девушка левой рукой вытягивала волокно из кудели, а большим и указательным пальцами правой руки крутила веретено. Нитка особой петелькой закреплялась на остром веретене, скручивалась, пока хватало руки, отводимой все дальше и дальше, вправо и слегка назад. Пряхе требовалось достаточно много места на лавке. Вытянув нить, пряха сматывала ее сначала на пальцы, а с них навивала уже на веретено. Некоторые пряхи, прерывая пение, поминутно плевали для крепости на скручиваемую нить.
Плохой, с кострикой, лен трещал во время пряжи. Нить получалась толстой, и простень наматывался быстро, вызывая в пряхе самоиронию. Хороший же лен прялся с характерным шелестом. Пряха выпрядала его из кудели равномерно и могла в любую секунду переместить нитку на другой край ровной кудельной «бороды».
Песни, шутки, сказки, игры на таких супрядках сводили на нет утомление во время пряжи и суровую ее обязательность.
На праздниках или в промежутки между постами такие беседы превращались в игрища, но здесь уже девушки и наряжались лучше, и прялки свои оставляли дома.
На игрищах преобладали веселье, песни и пляски, тогда как на беседах труд и веселье тесно переплетались.

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).

Почти все народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.
Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу, и бока резные, и стояк с «яблоком».

Грязовецкие прялки

Именно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации – фрагмента. Эта «точная копия», перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией.
И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.

Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:»Дорасти бы до такой простоты!»

А сейчас познакомимся с устройством прялок.

Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.
Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.

Прялки. Кистевая роспись

Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.

Прялки 19 века. Вологодская область

Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.

На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.

Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.
Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!

Прялки с лопастью – лопаской, личиной, головкой, пером – по-разному называли верхнюю часть таких прялок – были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

«В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней» -

Писал Александр Сергеевич Пушкин.

Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.

«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!

Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет.
Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
С тальянкой под окно».
Частушка, Холмолгорский район.
Росписи Северной Двины и Мезени.

Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, – яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края – мезенская.

северодвинская прялка

северодвинская прялка

Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.
Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.

Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.

Вологодская область

Ведущая тема северодвинской росписи – это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.

Вологодская область

Ярославль-Столбчатые прялки

Вологодская область

северодвинские прялки

Две вепсские прялки из Бабаевского района, датируемые концом XIX – началом XX веков

Прибалтика-прялки перекликаются с русскими

Прибалтика

Городецкая прялка- донце

Архангельская область

Архангельская область, Каргопольский район

Вологодская область

Швейка, внизу солонница

Городецкая прялка

Городецкая прялка

Городецкая прялка

Городецкая прялка-гребень-чесало

Городецкая прялка

Веретено

Пермогорская прялка-«рассказ»

Архангельская область,

северодвинская прялка

Архангельская область,

ярославль теремковая прялка

теремковая- ярославль

вологодская область

грязовецкие прялки

гребень-чесало

Обработка волокна, прядение и ткачество:1 – часть льномялки; 2 – веретено; 3 – шиферное пряслице; 4 – гребень от прялки; 5 – гребенка для расчесывания льна, конопли и шерсти; 6 – игла для плетения; 7 – шпилька от прялки; 8 – юрок; 9 – педаль от прялки; 10 – крюк от ткацкого станка

Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь».

Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т.п. – с целью предначертания будущего новорожденному или же с целью корректировки уже предопределенной судьбы. Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т.е. при инициации, замужестве, отказе от рода и пр.


Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и цифре 0 – замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. В восточно-славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.

Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов (пример, к сожалению, «не русский», но показательный: Пенелопа, наученная Афиной, распускает натканное за день, тем самым отсрочивая время выбора, т.е. приостанавливает время, замедляет течение человеческой жизни). В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»).

Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить – по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот – выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/сеобытия назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити - наузами.
Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.

В христианизированной традиции появляются народные сказания о том, что Бог сам создал ткачество и научил женщин (вернее, прародительницу Еву) прясть.
Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на на «пряху» и «непряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету – изба «пряха»; если печь помещалась слева от входа – изба «непряха»).

Духи прядущие, ткущие, вышивающие

Мифические существа любят заниматься прядением и ткачеством, но чаще всего практической пользы это не приносит. «От кикиморы не дождешься пряжи» – говорится в пословице. Народная память сохранила больше историй о нехорошем «исходе» пряденья духами: видеть прядущую кикимору – к смерти в избе; когда кикимора гремит коклюшками – быть беде. Однако если за прялку садится дух (особенно в значимые дни года, благосклонно расположенный к хозяевам), последствия бывают благоприятными – дух может «напрясть» богатство, здоровье, удачу.

Чаще всего прядя, дух приговаривает и нашептывает пожелание, чаруя пряжу, домочадцев, скот. Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу, и, по большому счету, не ссориться с духами.
В прядущих (вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих) духах часто узнаваемы божества, предопределяющие судьбу, будущее. Существуют разные версии – «кто был первичен». Одни утверждают, что сначала было много мелких божков и духов, из которых выделились основные Боги. Кто-то говорит, что все было наоборот, и Богов было мало, а функций, возложенных на них – много, и постепенно эти функции дробились, передаваясь сначала младшим богам, а потом и природным духам. Другие считают, что мир вокруг живой, и все, что есть на земле отражается в «другом мире», а наоборот. В любом случае боги, духи и люди сосуществуют рядом.

городецкая прялка

Среди богинь-прях наиболее известна Мокошь (предположительно связь со словом «mokos» – «прядение», но этой связи обнаружить мне не удалось, зато в санскрите найдены слова mocsa – освобождение, спасение души, мокшака – разрывающая связи).

Другие версии имени – Ма-кош означает «Мать жребия” (в санскрите найдены слова kac – связывать, kac – «быть видимым, проявляться»).
Рожаницы , богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом. Одна дева меряет жизнь, другая отрезает нить судьбы, третья, старшая, произносит слово судьбы. (Культ рожаниц постепенно сливался с культом домашних духов). Иногда рожаницам соответствуют «пряхи заговоров», локализуемых на горе (камне, на реке (море), под деревом (на столбе), где «три девицы… прядут, выпрядают, узоры набирают».

Сходные функции несли богини судьбы Доля и Недоля (Среча и Несреча).
Домовой (либо доможириха, женская ипостась домового), хранитель дома, предок рода.
Мара (призрак, привидение, наваждение, выглядящая как маленькая, «запечельная» старушка), появляется лунной ночью. Иногда она принимает вид прялочного колеса, иногда рвет пряжу и кудель , что служит определенным символом – (в образе богини смерти) мара забирает душу, покидающую тело.

Кикимора (вариации мара/жена домового, выглядит как женщина любого возраста с выраженным физическим уродством, связана с культом мертвых) любит прясть в одиночестве – иногда помогая хорошим хозяйкам, а нерадивым вредя.
Русалки (объединяющие в народных представлениях всех женских природных духов, а также умерших неестественной смертью женщин) любят шить. В русальную неделю им оставляли на деревьях холстину, нитки, одежду.

из музея в финляндии

«Лесные жены» дарят людям клубки «неубывающих» ниток.
Комоха (персонификация лихорадки) – помимо владения разными инструментами (режет ножом, точит) еще и прядет.
Параскева Пятница , после прихода на Русь христианства восприняла функции Мокоши, стала покровительницей ткачества, прядения и домашней работы. Ее образ, вероятно, слился в т.ч. сБабой Середой (помогающей прясть и белить холсты), украинской Ничкой (прядущей, особенной по пятницам, оставленные кудели).

из музея в финляндии

Мифическая пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке… шелк прядет, нитки длинные сучит, веретено крутит…» (по описанию Баба-Яга , либо старуха/ведунья). Пряха веретено крутит, избушка вертится, нить в клубок скручивается – а тот клубок помогает преодолеть пространство и время герою, ищущему свою судьбу.
Женщина Иного мира , помогающая кому-то в мире человечьем – используя магические способности она оживляет тканное/вышитое полотно, творя гармонию между мирами – низшим, высшим и срединным.
Предполагается, что изначально каждый день недели связывался с существом прядуще-ткущим, даже само название «сутки» однокоренное с глаголом «ткать» – «то, что соткано» (с’тки). Месяцы года тоже зашифрованы в русской «прядельной» загадке: «Стоит дом в 12 окон/В каждом окне по 4 девицы/У каждой девицы по 7 веретен/У каждого веретена свое имя».

северодвинская прялка

Появление прядущих духов приурочено к определенному времени – в «переходные» моменты, когда миры оказываются близко друг к другу, прядение носит не бытовой характер, а судьбоносный. Поэтому «простым смертным» в такое время нельзя притрагиваться к магическому инструменту сотворения полотна жизни – женщины отдыхают, а богини, духи и «знающие» прядут, воздействуя на человеческую жизнь и мироздание.

В «переломное» время нельзя вить веревки, скручивать нитки, сматывать клубки, вязать узлы, плести, гнуть… Люди, не подозревающие о скрытой связи вещей (что наверху – то и внизу), могут легко разрушить хрупкое равновесие, позволяя силам хаоса проникнуть в «упорядоченный» мир, принося дисгармонию и асимметрию. Отсюда проистекают страшные истории о наказанных пряхах, пренебрегшим запретом – в их жизни либо что-то рвется, либо путается, либо выходит криво-косо, либо оказывает влияние на погоду или свою семью и рождение детей, естественно, в неблагополучном смысле.

Если же человек, вмешавшийся в процесс «плетения невовремя» понял, что рождается сейчас под его руками нечто нехорошее, должен рассечь созданную вещь на части, дабы «вернуть мироздание в исходное состояние».

одна из древнейших- найдена При раскопках староладожского городища IX в

Нельзя прясть в дни солнцеворота (зимний – связывался с культом мертвых, отсюда обычай рядиться, приходить к друг другу в гости ряженными и прясть, сидя на полатях, словно бы не женщины, а кикиморы, ведя при этом разговоры о судьбе молодого поколения), на русальной неделе (переход от весны к лету, седьмая неделя после Пасхи, когда рожь зацветает), по пятницам.

прибалто-финские

Прядения обрядовой нити приходилось на определенные календарные даты: Введение в храм Богородицы (4 декабря), Св. Андрея (13 декабря), в канун Нового года, Св. Евдокии (1 марта), Св. Алексея (30 марта), среда 4-ой недели Великого поста, Чистый четверг, Ивана Купала или определенные дни недели. При этом отдельно оговаривались а) время суток: до восхода солнца или в течение дня или ночи; б) место прядения: на пороге дома, «на воде», на ходу, у окна; в) состав исполнителей (женщины, старухи или девочки-»недоростки», часто ни разу до этого момента не прявшие). Необходимо было и соблюдение ритуальной чистоты исполнительниц. Иногда колдовские нити пряли левой рукой с кручением веретена «от себя» (против часовой стрелки).

Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением зимы (октября). На девичьих посиделках и запрядках (досл. «новая пряжа») женщины и девушки общались, мечтали, пряли (а женская магия предполагает умение мечтая – создавать, вынашивать и рождать желаемое).
Нить, выпряденная в день Введения, обладала целебной силой. Это связывалось, вероятно, с христианским поверьем, что в этот день маленькая Мария была введена в ту часть храма, куда мог входить раз в год только первосвященник с очистительной жертвенной кровью – т.е. случилось чудо. В этот день «церковь нарушает молчание Священного Писания, раскрывая неисповедимые пути Господни» (поверим на слово ).

Кенозерские прялки - корневые

северодвинская прялка

Созданная в Чистый четверг и в канун Нового года нить (либо шнурок) и надетая «знающим» людьми на запястье или поясницу человека, совершившего телесное и духовное очищение (по поверьям, баня и это умеет делать), способствовала благоприятному продолжению человеческой жизни и защищала от колдовства (поверим на слово ).
В ночь перед Рождеством (зимнее солнцестояние), когда границы миров истончаются, прошлое-настоящее-будущее оказываются рядом, пряли программирующие нити.
Заканчивалось прядение 26 марта (по ст.ст.), к этому времени полагалось завершить последнюю пряжу, иначе сделанное «не пойдет впрок».
Вышивка, выполненная накануне пасхальной, ивановской и петровской заутрени (пороговые дни года), обладала особой магической силой. Одежда, созданная в значимое время года подразумевала обновление и возрождение.

Используемый в прядении материал – чаще всего шерсть, лен, конопля, хотя иногда в ход идут куриные перья (кикимора и мара) и волосы хозяев (Мокошь). Используя шерсть/перья/волосы духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, поэтому такие «нити» обладают более сильным воздействием. Духи-пряхи часто сами могут оборачиваться куделью, и тогда прядется уже не просто шерсть, а их волосы – как сочетание жизненной и магической силы, передаваемой полотну. Одновременно прядущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелания.

В отличие от простых смертных духи все-таки выполняют свою «работу» сознательно, они существуют на тонком уровне – и видят тонкие плетения – с чего они начаты, как связаны, чем закончатся: поэтому для них «плести» потоки также легко, как для людей нити.
Для достижения целей использовали не только разный материал для нитей (шерсть, лен, шелк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, черные), а также разное количество нитей (одна, три или более).



В районе Вашки, Мезени, Печоры, Усы распространена мезенская роспись

Способ повязывания нитей на тело человека можно соотнести с различными украшениями: на шее нить ассоциируется (либо заменяется позже) ожерельем, на руке – браслетом, на пальце – кольцом, на талии – поясом.
Также важен был способ крепления нити на теле: обвязывание или крест-на-крест.

Использование нити/кудели/веревки в обрядах:

Тайный, магический смысл рукоделий оказался известен не только богам-духам, но и «знающим» людям, колдунам, знахарям. В отличие от простых людей, «знающие» занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями с куделью, пряжей, нитью, веревкой и пр. атрибутами рукоделия. Эти действия нашли отражение в гадательных и магических обрядах.

1. Прядут «наопак» (наоборот) две нити – одну женихову, другую – невестину, пускают их на залитую водой сковороду, и смотрят: сойдутся, совьются – быть свадьбе, а если разойдутся – не судьба. Отсюда может идти выражение «связать свою судьбу».
2. В частушке «нитки рвутся, я вяжу/все на милого гляжу» прослеживается та же идея – если пряхе удается связать рвущуюся нить, судьба сложится, совместная жизнь удастся.
3. Гадание на Троицу, когда по воде пускают нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и смотрят – утонет или поплывет.
4. Льняной пряжей обвивают конец лучины, втыкают между половиц и поджигают. В какую сторону лучина склонится, оттуда и жениха ждать. Вариант: отмечают, куда летят остатки догоревшей на лучине кудели – к дверям, – жди сватов, от дверей – в девках куковать.
5. Атрибутом гаданий выступали и изделия из ниток и пряжи, например, пояс. Пояс клали у порога церкви, и первый перешагнувший был «носителем имени жениха». Для девушки же, сплетшей кушак, нить становилась судьбоносной (вероятно, если она хотела изменить судьбу, надо было распустить, перерезать кушак?).
6. Программирование жизни молодых при помощи нити и пр. Девушка перед свадьбой шли в баню с колуном, держась за конец пояса. Перед тем, как парить невесту, колдун перевязывал оставшейся частью пояса ей правую руку, правую ногу и грудь, приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине – на восток». Этот обряд «связывал» молодых, чтобы они шли рука об руку, не расходились и любили друг друга. (Интересно, а с мужчинами ничего подобного не проделывали?).
7. На свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо».
8. Пояс в бане, надетый на невесту, имел определенное число узлов. По числу узлов рождалось число сыновей.

9. По количеству узлов при перевязывании пуповины считали, сколько детей еще родит роженица.
10. Скручивание шерсти в нитку, совершаемое колдуньей при пересечении дороги свадебному поезду моделировало пересечение жизни зарождающейся семье, разлад в ней.
11. Новорожденному ребенку, которого впервые клали в колыбель, окручивали зыбку (люльку) нитками, спряденными с молитвами (заговорами) в Святки – то есть в период работы Богинь-прях. Концы этой нити потом снимали с зыбки, связывали в единую нить и клали под голову младенцу, тем самым суля ему долгую и счастливую жизнь. (Запрет на рукодельничание в Святки здесь, вероятно, нарушается тем, что мать не просто прядет, а ребенку судьбу плетет. В этот момент она может либо приравниваться к богиням-пряхам, либо выступать как проводник их воли).

12. В детскую колыбель клали пряслице для девочки или лучок для отбивки шерсти для мальчиков, в ряде мест к колыбели привешивали веретено/кудель/лучину/ножницы, считая, что эти предметы отвлекут ночных духов от ребенка (ведь прясть им часто куда интереснее).
13. Обряд «отворачивания». Ища или желая вернуть заблудившегося/пропавшего человека/скотину, красной нитью (символ жизни) обвязывали кусочек холста (как существа в целом). Вероятно, тут срабатывал принцип путеводной нити Ариадны в критском лабиринте.
14. Нить-судьба работает в новоселье, чтобы судьба владельцев дома была прочно связана с новым обиталищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить» входили в дом.

самопрялка горизонтальная

15. Веревка выступает как образ общины (то, что сплетено из множества нитей – но по сути является одной).
16. Веревка – это дорога между мирам (чаще, правда, в нижний мир, чем в верхний).
17. Сплетенные левой рукой нитки в чистый четверг считались «программирующими судьбу». В Егорьев день (6 мая) эту нитку вместе с лоскутом вешали на древо желаний, и задуманное исполнялось.

18. К пряже приравнивается и человеческий волос как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху вышивали волосами, в саван вплетались волосы покойного – так воплощалась идея загробного существования и последующего возрождения.
19. Тканные изделия (холсты, полотна, особенно украшенные «вычурами») часто связывались с дорогой, соединяющей миры, а также умершими предками и будущими потомками. Понятия «дорога», «ткань», «полотенце», «платок» в мифологии эквивалентны словам «дорога» и «судьба».

Пересказала Тайгана

пряха- кудожник Касаткин, Русский музей СПБ

Важские прялки

Самопрялка горизонтальная

Самопрялка вертикальная

Похожие публикации