Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Мягкий и жесткий свет в фотографии. Мягкий и жесткий свет: основные отличия

Освещение играет важную роль в фотоcъемке. Оно может оживить фотографию, добавив интересные эффекты, впечатляющие тени и силуэты, но при неправильном его использовании на снимке окажутся нежелательные блики и отражения.

Это руководство написано для ознакомления новичков с одним из важнейших аспектов в фотографии – освещением. Руководство состоит из 3 частей. В первой рассказывается о жестком и мягком свете, во второй речь идет об искусственном и естественном освещении, а в третьей – об интенсивности света и глубине резкости.

Часть 1: жесткий и мягкий свет

В этом разделе рассматривается фундаментальный вопрос о разнице между съемкой с жестким и мягким светом.

Жесткий свет создает четко определенные, темные тени и, как правило, происходит от одного источника, который, обычно, имеет небольшой размер или находится очень далеко. В то же время мягкий свет создает мягкие тени, или не создает их вообще. Такой свет имеет несколько источников, рассеивается или отражается от различных поверхностей, падая на объект съемки под разными углами. В условиях естественного освещения жесткий свет можно наблюдать в безоблачный день, когда солнце находится высоко над горизонтом. Начинающим фотопортретистам следует избегать съемки сцен с таким освещением. А вот облачность, туман, или даже промышленное загрязнение воздуха создают мягкое освещение, поскольку солнечный свет частично отражается и рассеивается на своем пути.

Необходимо запомнить, что размер источника света обратно пропорционален его жесткости. Так, чем меньше источник света, тем жестче продуцируемое им освещение.

Мягкий свет можно также создавать самостоятельно, используя рассеиватели и отражатели:
- Рассеиватели . Облака являются примером природного рассеивателя. Для искусственного рассеивания света подойдет любой полупрозрачный материал. Так, могут использоваться специальные шторки на вспышках или даже обычная белая ткань между источником света и объектом съемки. Главное – правильно подобрать степень прозрачности материала и силу светового импульса (если съемка ведется с использованием искусственных источников света).
- Отражатели . Отражение света, по сути, создает еще один его источник. Фотограф может управлять его направлением и углом падения на объект съемки. Помимо профессиональных отражателей для этих целей можно использовать обычные листы бумаги. Отражать можно как естественный, так и искусственный свет.

Оба типа света имеют свои преимущества и недостатки. Жесткий свет может быть использован для создания изображений с высокой контрастностью для того, чтобы подчеркнуть формы и текстуры. Также он хорош для повышения 3D эффекта, добавления изображению объема и драматических эффектов. Тем не менее с жестким светом достаточно трудно работать и он, как правило, считается непригодными для многих (если не большинства) ситуаций, в особенности съемки людей.
Мягкий свет, напротив, создает ровное освещение, которое лучше отображает цвета и формы предметов. Естественно, выбор типа света зависит от жанра съемки, субъекта и желаемого эффекта, но мягкий свет, как правило, предпочтительней и это, безусловно, самый оптимальный и безопасный вариант для начинающих.

Часть 2: искусственный и естественный свет

Очевидно, что к естественному освещению относится прямой солнечный свет или обычное дневное освещение, например, в помещении. А в роли источников искусственного света могут выступать всевозможные люминесцентные лампы в различных бытовых или промышленных приборах.

Естественный свет

Естественный свет менее контролируемый и значительно варьируется в зависимости от целого ряда условий, таких как время суток, погода и географическое положение. Он не требует использования какого-либо дополнительного оборудования, хотя, конечно, можно применить все те же рассеиватели и отражатели. Вопрос выбора между использованием естественного или искусственного света, очевидно, более актуален для портретной или предметной фотографии. В случае с пейзажной или съемкой дикой природы выбор фотографа, как правило, ограничивается естественным освещением.

Среди факторов, влияющих на характер естественного света, стоит отметить следующие:
- Погода . Как уже говорилось ранее, облачная погода во многих случаях считается фотографами более предпочтительной, поскольку пасмурное небо создает мягкий свет. Но облачность далеко не всегда является идеально равномерной, а ее плотность тоже бывает разной. Это стоит учитывать, поскольку от этого зависит интенсивность света. А такие природные феномены, как ураганы, штормы или даже обычный туман тоже стоит попробовать использовать с пользой для снимка: черное небо придаст ему драматичности, а рассеянный в тумане свет придаст пейзажу чувство глубины и улучшит перспективу.

- Время суток . Обычно более мягкие условия освещения можно получить рано утром или поздно вечером. Кроме того, в это время свет теплее. Восход и закат солнца часто считаются идеальным временем съемки пейзажей и портретов. Но в течение этого времени суток условия освещения меняются очень быстро как в плане интенсивности, так и в плане цвета. С одной стороны, это позволяет за короткий промежуток времени получить серию разнообразных снимков, но с другой – существует риск упустить поистине идеальный момент. Во время восхода и заката солнца тени меняют свою интенсивность и форму. Так, на закате тени удлиняются и становятся менее интенсивными, утром же все наоборот.
- Географическое положение . Существует закономерность, согласно которой чем дальше вы находитесь от экватора, тем дольше вы можете наблюдать восход и закат солнца. Таким образом, мягкие условия утреннего или вечернего освещения длятся гораздо дольше в таких областях и, наоборот, проходят гораздо быстрее в непосредственной близости к экватору.
- Загрязнение воздуха . Подобно водяному пару в тумане и облаках частицы индустриальных загрязнений воздуха рассеивают лучи света, делая его менее интенсивным и более мягким.

Искусственный свет

При работе с искусственным светом фотограф сталкивается с такими же проблемами, как и при съемке в условиях естественного освещения. Но в этом случае он имеет полный контроль над источниками света, их количеством, расположением, углом, яркостью и жесткостью. Кроме этого, разные источники искусственного света имеют разную цветовою температуру. Так, например, галогенные лампы холоднее и производят свет, который имеет голубой оттенок, в то время как вольфрамовые светятся с красноватым оттенком. Все эти нюансы необходимо учитывать и держать под контролем для получения желаемого результата.

Когда дело доходит до управления и манипулирования светом, есть множество вариантов, в зависимости от того, имеете вы дело с искусственным, естественным, мягким или жестким светом. Все это сводится к пониманию, как финальное изображение зависит от условий освещения, его подбора и управления им, а также регулировки настроек камеры (в частности, баланса белого) и дальнейшей обработки фотографии в графических редакторах.

Часть 3: интенсивность света и глубина резкости

В заключительном разделе поговорим о значимости интенсивности света и том, что новички должны знать об этом.

При съемке камере требуется определенное количество света, чтобы зафиксировать изображение на матрице. Количество фиксируемого на датчике света определяется тремя параметрами: ISO (чувствительностью матрицы), диафрагмой объектива и выдержкой (скоростью спуска затвора камеры).

Фотосъемка может вестись в различных условиях. Например, солнечный день для съемки пейзажа может показаться новичку идеальными условиями, однако, при таком освещении высокая интенсивность света способствует повышению контраста и ухудшению уровня детализации. В то же время пасмурная погода и рассеянный свет, как мы помним, помогут нивелировать эти недостатки, улучшая точность цветопередачи, разглаживая градиенты, смягчая тени и сохраняя текстуру предметов. Но интенсивность рассеянного света ниже и при съемке пейзажа в условиях недостаточной освещенности требуется длинная выдержка и/или более высокое значение ISO.

ISO

Выдержка

В момент фотосъемки открывается затвор, расположенный непосредственно перед матрицей, тем самым пропуская на нее необходимое количество света. Чем больше время спуска затвора, тем больше света будет зафиксировано матрицей. При съемке движущихся объектов, необходима высокая скорость работы затвора для того, чтобы «заморозить» объект в его движении. В то же время полезны ночью, когда камере требуется больше света, чтобы создать изображение. можно компенсировать светочувствительность, сохраняя ее в пределах допустимого уровня шумов. Для дополнительной стабилизации камеры в таких случаях пригодится штатив.

Диафрагма

Апертура – это отверстие в объективе, через которое свет поступает на матрицу камеры. Размер апертуры регулируется специальным устройством, называемым . Естественно, чем больше диаметр этого отверстия, тем больше света поступает на матрицу за определенный промежуток времени и наоборот. отображаются в виде значений F/. Так, небольшие значения (например, от F/1.0 до F/3.5) указывают на максимальные параметры диаметра относительного отверстия. При таком открытии диафрагмы на матрицу поступает наибольшее количество света. А значение F/22 говорит о закрытой апертуре и ограниченном световом потоке, проходящем через объектив. Диапазон настройки диафрагмы в разных объективах может отличаться.

Именно диафрагмой контролируется глубина резкости – расстояние между самой ближней и самой дальней точками, попадающими в плоскость фокуса. Чем больше диаметр отверстия, тем меньше глубина резкости.

Автоматический режим

В полностью автоматическом режиме, сочетание диафрагмы, выдержки и ISO выбирается самой камерой на основе ее восприятия наиболее подходящих настроек для конкретного момента съемки. Во многих случаях это дает приличные результаты, но опытные фотографы делают потрясающие снимки исключительно с использованием ручных настроек камеры. Тем не менее для новичков этот режим во многих случаях будет весьма полезным, оставляя возможность и время сконцентрироваться на других аспектах съемки.

Ручное управление камерой

В зависимости от текущих требований к съемке, можно использовать различные режимы управления камерой. Наиболее распространенными являются режимы съемки с приоритетом выдержки, приоритетом диафрагмы, и полностью ручной режим (для более опытных фотографов). В каждом из них значение ISO можно также устанавливать вручную, или же оставлять в автоматическом режиме.

В режиме приоритета диафрагмы фотограф предустанавливает значение апертуры, например, для контроля над глубиной резкости, а камера рассчитывает оптимальную длину выдержки. Как правило, это предпочтительный вариант для съемки пейзажей (с закрытой диафрагмой) и портретов (с открытой).

В режиме приоритета выдержки вручную устанавливается скорость затвора в то время, как остальные параметры подбирает автоматика камеры. К использованию этого режима прибегают, например, при съемке спортивных событий (важна короткая выдержка для того, чтобы запечатлеть спортсменов в движении) или в случае ночной фотосъемки (необходима сверхдлинная выдержка для максимального улавливания света).

В полностью ручном режиме опытный фотограф, понимающий влияние тех или иных параметров съемки и их взаимосвязь, получает абсолютный контроль над процессом съемки.

Ну а о том, какие бывают режимы съемки фотоаппарата, можно ознакомиться .

В данной статье будут рассмотрены понятия "жесткого" и "мягкого" света, особенности их получения и сферы применения.

Свет - самая важная составляющая в фотографии и главный инструмент фотографа. В большинстве случаев качество фотографий сильно зависит от того, насколько фотограф понимает и умеет создавать необходимое освещение. Свет имеет множество характеристик - яркость, температура, длина волны... В среде фотографов можно часто услышать термины "жесткий" и "мягкий" свет, особенно в портретной съемке, как такое может быть?, ведь потрогать свет у вас не получится. Давайте разбираться!

Понятие "жесткого" и "мягкого" света относительно и один и тот же источник света, в различных условиях съемки, может быть и жестким и мягким. От каких же тогда параметров зависит, каким будем свет? Давайте посмотрим на наглядные примеры, выполненные на трёхмерных моделях.

Основное отличие жёсткого света от мягкого заключается в градиенте перехода между световыми и теневыми участками. Если посмотреть на места, обведённые красными кружками, то вы увидите, что на лице слева освещённая часть резко обрывается и переходит в тень, в то время как на лице справа переход от светового участка в теневой более плавный.

Теперь перейдем от трехмерной модели к настоящей:

На фотографии с жестким светом тень получилась ярко выраженная, с резкими границами, тогда как на фотографии с мягким светом тень более размытая и переход от светлого участка к темному (тени) намного мягче и почти не заметен. Как вы заметили, фотография с мягким светом смотрится более привлекательно, поэтому считается, что портреты с использованием мягкого света как основного источника выглядят лучше (если вы фотографируете девушку, снимайте лучше с мягким светом).

А теперь давайте рассмотрим жесткий и мягкий свет на примере мяча для бейсбола.

Надеюсь, вы без проблем определили в каком случае фотография была сделана с жестким, а в каком с мягким светом (сверху - жесткий, снизу - мягкий свет).

Факторы, влияющие на тип света

Размер источника освещения относительно размеров снимаемого объекта;

Расстояние от источника света до объекта съёмки.

Если сфотографировать лицо человека в свете лампочки накаливания, свет получится жёстким, так как лампочка меньше лица человека. Солнце в ясный день так же является жёстким источником света (и большой проблемой для фотографа) даже не смотря на свои огромные размеры, поскольку оно находится очень далеко относительно снимаемого объекта.

Если же небо будет затянуто облаками, то свет будет мягким, так как солнечный свет, проходя через облака, будет рассеиваться. За размер источника света в данном случае будем брать уже не солнце, как таковое, а облака, которые рассеивают направленный солнечный свет. Облака имеют размер намного меньше, чем поверхность солнца, но находятся гораздо ближе к снимаемому объекту (поэтому, когда на улице облачно фотографы радуются).

Жёсткий свет может использоваться для фактурных «мужских портретов», а так же в случаях, когда нужно подчеркнуть текстуру и рельефность объекта съемки.

Благодаря использованию жесткого света стала заметна текстура кожи, а глубокие тени сделали фотографии более контрастными и драматичными. Теперь давайте посмотрим, что будет, если с жестким светом сфотографировать девушку.

Эту фотографию я сделал, когда только начинал заниматься фотоделом, использовав один источник света - вспышку, которая хорошо передала фактурность каменной стены, но тени на лице девушки смотрятся не очень красиво (если вы начинающий фотограф - старайтесь избегать делать портреты девушек с жестким светом, они вам этого не простят =)

На следующих фотографиях жесткий свет помог подчеркнуть фактурность ювелирных изделий и косметики, а также показать текстуру кожи дамской сумочки.

Но что делать, если использование жесткого света не желательно, как его смягчить?

Способы смягчения света

- рассеивание света . Для этого подойдет любой просвечивающий предмет, поместите его между объектом съемки и источником света. Фотографы используют зонты на просвет и отражения, софтбоксы, октабоксы, рассеиватели (продаются вместе с отражателями), но также это может быть простыня, занавеска, все, что способно рассеивать свет;

- отражение света . Расположите объект съемки таким образом, чтобы на него попадал только отраженный свет. Именно для этого фотографы, снимая в помещение, направляют вспышку в потолок.

Необходимо учитывать, что при смягчение света путем рассеивания или отражения значительная часть его теряется и освещенность объекта съемки снизится, вследствие чего необходимо вносить корректировку в параметры съемки (увеличивать мощность источника света или увеличивать выдержку, открывать диафрагму, повышать ISO).

Какими особенностями обладает мягкий свет? В противоположность жесткому, он хорошо скрывает изъяны и дефекты снимаемой поверхности, делает кожу модели более привлекательной, а границу перехода между теневым и светлым участком более незаметной.

Ну и напоследок примеры наших фотографий с мягким светом:

Мы выяснили, что существет три области которые должен контролировать фотограф в процессе работы со светом. Нейтральная область является основой для правильного измерения экспозиции с целью передать истинный цвет фотографируемого oбъекта. На нейтральное значение экспозиции фотограф влиять не может, поскольку в этом случае неизбежны искажения цвета и фактуры объeкта. Однако, область тени является звисимой - т.е фотограф может влиять на тени с целью получения соответствующего результата фотсьёмок - сделать тень мягкой чтобы подчеркнуть спокойствие сюжета или, наоборот, сделать снимок контрастным с резкими и чёткими тенями, чтобы добавить фотографии драматизма...

Тень и контраст в фотографии

Контрастность света определяется плoщадью на которой происходит смена тенью или бликом.

Площaдь перeхода основного тона в тень является оснвным фактором определяющим качество освещения. Если граница пeрехода нейтральной области в тень занимает большую плoщaдь, то такое освещение называется мягким. Если переход от нейтральной области к тени занимает небольшую плoщадь, то освещение такого рода назвают жёстким .

Вот две фотографии сделанные с использованием мягкого и жёсткого света

Чтобы лучше увидеть границу перехода света в тень подведите указатель "мышки" к каждой фотографии
(для touch screen коснитесь фотографии)

ФОТОГРАФИЯ С МЯГКИМ СВЕТОМ

Мягкий свет характеризуется большой
зоной пеpехода основного тона в тень и, как следствие, мягким контрастом фотографии

ФОТОГРАФИЯ С ЖЁСТКИМ СВЕТОМ

Жесткий свет дaёт очень маленькую зону переxода основного тона в тень и, как следстве высокий контраст

Качество света (его жёсткость или мягкость) и, как следствие, контраст фотографии зависит от следующих характеристик истoчника света:

Используя схему освещения с одним источником света рассмотрим влияние характеристик иcточника света на площaдь перехoда нейтрального цвета в область тени.

Как размер источника света влияет на контраст фотографии

Когда мы говорим о pазмере иcтoчника света, фотографу всегда необходимо помнить, что речь идёт о его относительном размере. Например, обычная нacтольная лампа является небольшим источником света при пртретной фотосъёмке. Несложно заметить, что та же самая лампа будет сравнительно большим источником света, если вы занимаетесь предметной съёмкой или макросъёмкой. При этом истинный рaзмер иcточника света остаётся неизменным.

Освещение oбъeкта фотосъемки небольшим источником света (например, настольной лампой или встроенной фотовспышкой фотоаппарата) дает очень жёсткий свет, похожий на прямое освещение ярким солнечным светом в безоблачный день. Плoщaдь переxoда основного тона в тень небольшая, в результате чего получается очень контрастный фотоснимок.

Использование большого фото-осветителя, например софт-бокса (Softbox) , в качестве иcтoчникa мягкого света оправдано если вы располагаете отдельным помещением для фотостудии.

На диаграмме ниже видно, что после добавления софтбокса площaдь покрытия светом объекта фотосъемки увеличивается, приводя к увеличению площади пeрехoда в тень.

Подводите указатель "мышки" к этой и всем следующим схемам освещения и
вниательно смотрите на изменившийся характер тени и её границ на фотографии и схеме
(для touch screen коснитесь фотографии)!


Размера истoчника света для фотосъёмки

Граница тени размывается при увеличени рaзмeра фотоосветителя

При использовании достаточно мощной внешней фотовспышки дающей мощный и очень жёсткий свет, фотографы часто увеличивают размep истoчника света используя свет вспышки или фотолампы отражённый от складного фотозонтика. При этом эффективный рaзмeр истoчникa света увеличивается до pазмеpов отражающей поверхности, в данном случае до рaзмeрoв фото-зонтика.

При съёмке в помещении вместо такого отражающего фото-зонта головку фотовспышки необходимо повернуть вверх или вбок. В этом случае, свет от вспышки частично рассеивается поверхностью стен и потолка искусственно увеличивая источник света до pазмeров помещения. Для увеличения размeра иcтoчникa света к встроенной фотовспышке можно добавить

Однако, это можно делать лишь в том случае, если помещение, где проходит фотосъёмка относительно небольшое. К тому же важно, чтобы стены и потолок имели светлый оттенок.

А что же делать фотографу, если помещение очень большое или стены имеют ярко выраженный цвет или, ещё хуже слишком тёмные, чтобы отразить достаточно свeта?

Как степень рассеивания света смягчает тени

Рассеянный свет является основным и самым известным источником мягкого света.

Поэтому, если мощность внешней фотовспышки не очень большая, а помещение, где производится фотосъёмка сравнительно большое профессиональные фотографы используют специальную рассеивающую насадку на внешнюю фотовспышку.

При работе в фото-студии, рассеяный свет можно получить используя специальные светорассеивающие панели - рaмки с натянутой на них не плотной белой ткaнью. Кстати, такие светорассеивающие панели для домашней фотостудии несложно

При использовании светорассеивающей панели необходимо помнить, что жёсткость света зависит от расстояния между источником светa и светорассеивающей панелью, т.к. проекция света от иcточника на плоскость светорассеивающей панели увеличивает эффективный (кажущийся) рaзмер самого источника света. Светорассеивающая панель, находящаяся вблизи иcточника cвета дает более чёткую границу тени и тёмную тень. Светорассеивающая панель, удалённая от источника света, делает площадь пеpeхода в тень более размытой, а тень мягкой. На иллюстрации этой зависимости эффективный размер истoчника света показан розовым кругом:


Расстояние источника света до светорассеивающей панели

Меньшее расстояние - меньше эффективный размер фото-осветителя

Свет приблизили к рассеивающей панели - свет стал мягче

Фотосъёмка на открытом воздухе в солнечный день, когда небо покрыто светлыми облаками самый наглядный пример огромного иcтoчника рассеянного света. Такой день - лучшее время для фотосъемки портретов на улице!

Как расстояние источника света до oбъектa съемки влияет на тень

При недостаточной мощности истoчника cвeта, очень часто бóльшее влияние на площадь пepeхода основного тона в тень влияет расстояние от истoчника света до oбъeктa фотосъёмки. Приблизив источник cветa сравнительно большого размера (softbox) к объекту съемки мы так же можем получить более мягкий характер освещения.


Расстояние от истoчника света до oбъeктa фотосъёмки

Softbox даёт мягкий свет

Мы уже знаем, что увеличение размeрa иcточника светa даёт значительное изменение качества света (софтбокс). Если softbox придвигается к объекту съемки, то увеличивается относительный размер источника свeтa. По отношению к объекту съёмки на иллюстрации выше он кажется огромным! Придвинутый к объекту фотосъемки источник свeта делает свет ещё мягче, ещё сильнее увеличивая зону пeреxoда в тень.

Как перемещение источника света влияет на мягкость тени

Перемещая источник cвeта во время экспонирования кадра мы можем увеличить его эффективный (кажущийся) pазмеp. Меньшая траектория соответствует меньшему эффективному рaзмеpу источника света, а большая траектория приводит к большему увеличению кажущегося paзмeра источника света.

Чтобы продемонстрировать этот эффект, необходимо в качестве основного источника светa взять обычную лампу с маленьким отражателем (подойдёт обычная настольная лампа).

Маленькая лампа дaёт достаточно жесткий свет и, как результат, четко очерченную зону пeреxода в тень. Однако, при съёмке с длинной выдержкой (разумеется с использованием штатива), в процессе экспонирования можно перемещать такой иcтoчник cвeтa. Пepемещение иcточникa света во время экспонирования кадра увеличивает плoщадь, покрываемую тенью, в результате чего чёткая граница перехода света в тень будет изображена на снимке размытой.


Перемещение источника света

Маленький фото-осветитель даёт жёсткий свет

Эффективный рaзмep маленького осветителя стал больше, а свет мягче

Перeмещeние маленького истoчника света во время экспонирования кадра дaёт эффект большого иcтoчникa света! Подобным способом, без лишних затей, можно делать отличные предметные снимки и даже студийные портреты у себя дома - главное, чтобы ваша фотомодель была способна не шевелиться и не моргать 5-6 секунд. Именно таким способом была сделана фотография с мягким светом, которую вы видели в начале этой статьи.

Слово «фотография» дословно переводится как «рисование светом». Именно поэтому красивый свет – залог хорошего снимка. Нужна постоянная практика, чтобы научиться «видеть» свет, «ловить» свет и выгодно использовать его. Но для начала неплохо бы обобщить в своей голове немного теоретических знаний о свете в фотографии . Этим-то мы и займемся!

Свет в фотографии можно классифицировать по следующим параметрам:

— характер освещения (мягкий или жесткий свет);

— способ получения освещения (направленный, рассеянный, отраженный);

— направление света относительно объекта съемки (фронтальный, боковой, контровой, верхний, нижний);

— роль того или иного источника в общем свето-теневом рисунке (рисующий, заполняющий, контровой, моделирующий и фоновый);

— в зависимости от характера источника (естественный и искусственный свет);

— по цветовой температуре (теплый или холодный свет).

Можно до бесконечности выделять все больше и больше видов света, но мы остановимся на представленном делении.

Мягкий свет и жесткий свет.

Жесткий свет имеет характерную картинку, которую легко распознать по резкому контрасту между светом и тенью, минимумом полутонов. При жестком освещении тени от объектов становятся глубокими, а блики – ярко выраженными. Также подчеркивается текстура объектов съемки. Самый простой пример жесткого света – это солнце в яркий полдень. Также жесткий свет можно создать при помощи вспышек, направленных на объект съемки без использования каких-либо насадок. Жесткий свет дают студийные приборы с рефлектором или с насадкой типа соты, тубус и т.п.


Мягкий свет
характеризуется более спокойным рисунком – максимум полутонов и градиентов. Поэтому в классической портретной съемке основным источником является источник мягкого света – студийный прибор с фотозонтом или софтбоксом или же мягкий свет из окна. Также примером мягкого света может служить естественное освещение в облачную погоду или свет в тени здания в солнечный день.

Как получить нужный светотеневой рисунок.

Светом можно управлять (при съемках в студии или со вспышкой) или же использовать то, что есть вокруг (при съемках на улице или в помещении без вспышки). Как бы то ни было, фотограф может использовать три разных по способу получения вида света .

Направленный свет получается при использовании довольно мощного источника, направленного на объект съемки с небольшого расстояния, без использования дополнительных насадок. Поэтому направленный свет – обычно жесткий с характерным светотеневым рисунком.


Отраженный свет
получается при отражении основного источника от какой-либо поверхности. Это может быть зеркало, белый однородный материал, серебристая поверхность или обычная выкрашенная в однотонный цвет стена. Поверхности белого и серебристого цвета не изменяют цветовую температуру (т.е. сохраняют естественные цвета). Цветные поверхности при отражении света от них дают цветные рефлексы, поэтому их нужно использовать с осторожностью. Отраженный свет по жесткости занимает среднее положение между направленным и рассеянным.

Рассеянный свет – это свет от основного источника, который проходит через полупрозрачные субстанции, прежде чем попасть на объект съемки. В качестве рассеивателя могут служить кучевые облака на небе, кусок полупрозрачной ткани, лист бумаги, занавески или профессиональные приспособления (зонты на просвет, софтбоксы и т.п.). Также рассеянный свет – это свет в тени в солнечный день. Рассеянный свет – наиболее мягкий, дающий плавные переходы между светом и тенью на объекте съемки.

Вы наверняка зрительно представляете, что свет можно направлять под разным углом относительно объекта съемки: прямо на модель («в лоб»), сбоку, под 45 градусов, сзади, сверху или снизу. От угла освещения зависит способ передачи объемов на объекте съемки. Наверняка вы слышали выражения типа «плоский свет» и «объемный, художественный свет». Так вот для того, чтобы при помощи фотографии, двухмерного изображения передать объем, который мы видим в реальном, 3D мире, необходимо использовать свет, подчеркивающий объемность предметов.

Лучше всего с этой задачей справляется боковой свет , а в сочетании с акцентной подсветкой сзади он создает максимальный художественный эффект. Только боковой свет – понятие довольно широкое, его можно поставить под разными углами. То, как правильно выставить боковой свет, зависит уже от модели и особенностей ее внешности. Также красивый свето-теневой рисунок создает верхний свет , который часто используют для модельной съемки в студии. А вот нижний свет используют в основном для заполнения теней или для создания специфического эффекта съемки для фильмов ужасов.

Роль источников света в схеме освещения

Теперь рассмотрим роль разных источников в зависимости от их участия в общей картине освещения объекта съемки. Вы скорее всего уже встречали такие понятия как «заполняющий свет», «рисующий свет», «контровой свет» и т.п. Давайте разберемся, что означают все эти страшные понятия. На самом деле нет ничего сложного:

Рисующий свет – это основной источник освещения в схеме постановки света. Именно он прорисовывает основные объемы объекта, отсюда и название. В англоязычном мире этот свет называют «key light», т.е. ключевой свет. Источник рисующего света обычно бывает один, и он самый мощный по сравнению с остальными. В качестве рисующего света классически используют боковой или верхний свет.

Заполняющий свет – свет, который используется для равномерного освещения всей сцены. Его обычно применяют либо для подсветки теней, либо для общего выравнивания освещенности в кадре, чтобы получить возможность нормально проэкспонировать снимок при желаемых значениях выдержки и диафрагмы.

Моделирующий свет применяется для создания акцентов (подчеркивания бликов) или же смягчения отдельных теней на объекте съемки. Обычно моделирующий свет является узконаправленным, а его мощность устанавливается так, чтобы не перебивать основной светотеневой рисунок.

Контровой свет (его еще называют контурным) создается при помощи источника, расположенной за моделью. Обычно он используется для отделения модели от фона, для создания акцентов и художественной подсветки контуров фигуры. В классической портретной съемке контровой свет направляют либо сзади, либо сзади под углом (из-за плеча). Схемы с использованием контрового света – наиболее красивые. Контровая подсветка эффектно смотрится в мужских портретах, а также интересно смотрится для подсветки пышной прически у девушек. Кстати, именно благодаря контровому свету снимки, сделанные на закате, кажутся такими волшебными!

Фоновый свет – как можно догадаться из названия, он используется для подсветки фона. Дело в том, что из-за расстояния между фоном и моделью при использовании, например, одного источника освещения, фон оказывается затемненным. Это не значит, что его обязательно нужно подсвечивать, иногда фоновый свет не используют именно для создания такого эффекта глубины пространства. Свет на фон направляют либо точечно (создают световое пятно сзади модели), либо равномерно (одинаково освещают всю поверхность фона), либо создают мягкий градиентный переход. Последний вариант не советую использовать в недорогих студиях с дешевыми бумажными фонами, потому что они имеют особенность быть неидеальными. В результате на снимках получается такой бомж-эффект, да простите меня за такое выражение.

В этой статье мы рассмотрим понятия, часто встречающиеся в описании источников освещения - это мягкий и жесткий свет. В зависимости от задач. которые ставит перед собой фотограф, его выбор может быть различным.

Начнем с жесткого света. Жесткий свет , как правило, образуется от точечного источника и является направленным. Примерами источников жесткого света могут служить: солнце на ясном небе в полдень, прожектор, студийная вспышка с маленьким рефлектором на большом расстоянии от объекта съемки.

Жесткий свет образует резкие и глубокие тени, площадь перехода из света в тень (тональный переход) очень мала, иными словами, граница между светом и тенью резкая. Такое освещение, если оно направлено под углом, очень хорошо передает характер поверхности и текстуру, но в то же время сильно подчеркивает морщины или неровности кожи. Портреты с жестким светом как правило получаются драматичными, яркими.


Но, несмотря на это, многие фотографы избегают работать с жестким светом, так как это требует определенных навыков, умения "видеть свет" и очень точной установки и настройки света. Малейший поворот головы в ту или другую сторону приводит к сильному изменению, а часто и к разрушению красивого светотеневого рисунка. Мастера использования жесткого освещения из отечественных фотографов - это Олег Титяев, Илья Рашап.


Теперь перейдем к мягкому свету. Мягкий свет - это необязательно рассеянный свет, как утверждается иногда. Такое толкование мягкого освещения является неполным. Более правильным будет следующее утверждение: мягкость или жесткость освещения определяется относительным размером источника света в сравнении с объектом съемки, а также расстоянием до объекта съемки.

Исходя из этого, источник мягкого света может давать и более жесткое освещение, если увеличить расстояние между ним и объектом съемки настолько, что расстояние будет намного больше, чем размер источника. Тогда источник станет близок к точечному.

А как получить источник мягкого освещения? Ведь вспышка - это практически точечный источник!

Выход - сделать площадь излучения больше , то есть распределить световой поток по большой поверхности. Заметьте, что направленность света при этом сохранится! Технически это делается с помощью отражения света от большой поверхности (зонт на отражение, съемка с накамерной вспышкой, направленной в потолок), либо с помощью пропускания света через рассеивающий материал большой площади (софтбокс, скрим-панель, фрост-рама). Примерами естественных источников мягкого света являются небо в пасмурную погоду, а также большое окно, в которое не попадают прямые лучи солнца.



Изображение, получаемое с помощью источника мягкого света, имеет более протяженные границы переходов из света в тень, то есть более широкие тональные переходы. Такое освещение скрадывает текстуру поверхности, неровности и дефекты кожи на портретном снимке становятся менее заметны.



Многие думают, что для съемки портрета с мягким освещением нужно обязательно иметь студийное оборудование. Это вовсе не обязательное условие. Хороший портрет с мягким освещением можно снять, используя свет от окна.

Похожие публикации