Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Что мнению автора отличает истинную демократию. Пропорциональная система противоречит демократии. Соучастие народа в собственной судьбе

политология

План:

1. Значение выборов в демократическом обществе

1.1. способ осуществления демократии

1.2. приобретение властью легитимности

1.3. способ реализации политических прав граждан избирать и быть избранными

1.4. обновление политических элит и лидеров

1.5. политическая социализация граждан

2. Виды выборов

2.1. по масштабу

2.1.1. федеральные

2.1.2. выборы в субъектах РФ

2.1.3. местные

2.2. по объекту

2.2.1. на пост президента

2.2.2. на пост глав регионов

2.2.3. на пост глав местного самоуправления

2.2.4. парламентские

2.2.5. в региональные представительские органы

2.2.6. в органы местного самоуправления

2.3. Избирательная система

2.3.1. понятие

2.3.2.1. мажоритарная

2.3.2.2. пропорциональная

2.3.2.3. смешанная

2.4. Избирательная кампания

2.4.1. понятие

2.4.2. стадии

2.4.2.1. подготовительная

2.4.2.2. выдвижение кандидата

2.4.2.3. предвыборная агитация

3. Политические технологии избирателя

Понятия

Избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня представления соответствующей избирательной комиссией финансового отчета о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Популизм - стиль в политике, позволяющий добиться поддержки избирателей благодаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные лозунги.

Абсентеизм - уклонение от участия в выборах.

Политический маркетинг - комплекс мероприятий по изучению «рынка» (интересов, настроений, представлений и ожиданий) избирателей, а также приемов воздействия на них с целью обеспечения победы на выборах своих клиентов.

Имидж кандидата – это наиболее привлекательные для публики черты и свойства его личности.

Схемы

Практикум

1. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?

А. Избирательная система охватывает принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов.

Б. Избирательная система определяет порядок распределения мест
в выборных органах после установления результатов голосования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Верны ли суждения о недостатках мажоритарной избирательной системы?

А.Значительная часть избирателей в стране может остаться не представленной в органах власти.



Б.В парламенте страны, как правило, представлен не весь спектр политических партий и движений.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. В государстве Г. существует пропорциональная избирательная система, в которой ведущая роль принадлежит политическим партиям. Укажите признак, являющийся отличием данной системы.

1) создается единый общенациональный избирательный округ

3) в средствах массовой информации представляются программы кандидатов

4) победу в округе одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах

4. Какая из приведенных ситуаций свидетельствует о нарушении демократической процедуры выборов?

1) Граждане не могут пользоваться дополнительными голосами.

3) Гражданам, не имеющим возможности прийти на избирательный участок по состоянию здоровья, избирательные урны могут быть доставлены на дом.

4) Подследственные и обвиняемые граждане, находящиеся под арестом, не участвуют в голосовании.

5. Что характерно и для мажоритарной, и для пропорциональной избирательных систем?

1) выдвижение кандидатов списками от политических партий

2) создание одномандатных избирательных округов

3) формирование единого общенационального избирательного округа

6. Какой из перечисленных признаков характерен как для мажоритарной, так и для пропорциональной избирательной системы?

1) проведение выборов по одномандатным округам

2) проведение нескольких туров выборов с выбытием кандидатов

4) создание единого общенационального избирательного округа

7. Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления…



При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той
или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают
и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.

Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов…

Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего.

8. В тексте упомянуты «соображения», оказывающие влияние на поведение избирателя. Назовите любое из этих «соображений». Используя обществоведческие знания, укажите одно позитивное и одно негативное последствия выбора избирателя под влиянием этого «соображения».

9. Какая из рассмотренных автором избирательных систем в наибольшей степени защищает сильные политические партии? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, в чём проявляется эта защита. Назовите и проиллюстрируйте примером одну любую функцию политических партий, которая проявляется в избирательном процессе.

10. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента, подтверждающих необходимость выборов для функционирования и развития демократического государства.


Политический процесс

Место в системе социально-гуманитарных наук: политология

План:

Понятия

Схемы

Практикум


ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Место в системе социально-гуманитарных наук: политология

План:

1. Понятие политического участия

2. Субъекты политического участия

2.1. политическая элита

2.2. рядовые граждане

3. Признаки политического участия

3.1. конкретное действие

3.2. добровольно

3.3. участие является действительным, а не фиктивным.

4. Виды (формы) политического участия

4.1. прямое (непосредственное) и представительное (опосредованное)

4.2. автономное и мобилизованное.

5. Классификация личности по степени вовлечённости в политику

5.1. Личность активиста.

5.2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике.

5.3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней.

5.4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным отношением к политике.

5.5. Аполитичная или отчужденная личность с негативным отношением к своему участию в политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая.

6. Стимулы политической активности человека

6.1. Политическая компетентность (образование)

6.2. Интерес к политике (социально-экономических потребностей и потребности в правовой защищенности).

7.1. понятие

7.2. причины

7.2.1. низкий уровень образования

7.2.2. неуверенность в себе и своих возможностях

7.2.3. разочарование в своем политическом участии из-за отсутствия желаемых результатов

7.2.4. распад групповых ценностей или утрата личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе

7.3. влияние абсентеизма на общество и самого человека

8. Понятие политической культуры

8.1. уровни политической культуры

8.1.1. политическая культура личности

8.1.1.1. политическое сознание

8.1.1.1.1. политические знания

8.1.1.1.2. политические ценностные ориентации

8.1.1.2. политическое поведение

8.1.1.2.1. способы практических политических действий

8.1.2. политическая культура общества

8.1.2.1. традиции

8.1.2.2. политические символы

8.1.2.3. церемонии, обряды, ритуалы

9. Политическая культура и политическое участие

10. Типология политических культур

10.1. по своеобразию отдельных стран и регионов

10.1.1. патриархальная культура

10.1.2. подданническая культура

10.1.3. культура участия

10.1.4. гражданская культура

10.2. по типам политических систем

10.2.1. тоталитарный тип политическое культуры

10.2.3. демократический тип политической культуры.

11. Политическая культура современной России

Схемы

Понятия

Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Абсентеизма – уклонения от участия в политике.

Политическая культура личности - единство трех составляющих: знаний о мире политики, политических ценностных ориентации, способов практических политических действий.

Практикум

1. Верны ли следующие суждения о политическом участии?

А.Политическое участие – это совокупность имеющих отношение
к политике действий людей.

Б.Политическое участие может иметь протестный характер.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Во время экскурсии в районную управу учащиеся 10 класса познакомились с работой органа местного самоуправления. Какие из функций и особенностей местного самоуправления названы ниже? Выберите из приведённого списка положения, отражающие функции и черты местного самоуправления, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Органы местного самоуправления входят в систему органов государственной власти.

2) Органы местного самоуправления могут устанавливать местные налоги и сборы.

3) Органы местного самоуправления назначаются городской администрацией.

4) Гражданам предоставляются равные права на осуществление местного самоуправления.

5) Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения.

6) Органы местного самоуправления обладают законодательной властью.

3. Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в политической сфере в демократическом обществе.

4. К культурной подсистеме политической системы относятся

1) взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории

2) конституции и законы

3) партии и общественно-политические движения

4) государство и его органы

5. Одной из проблем в развитии ряда стран мира стала аполитичность молодежи, ее слабый интерес к политическим проблемам. Сформулируйте суждение, раскрывающее влияние подобной ситуации на демократию. Предложите две политические меры, способные изменить данную ситуацию и повысить интерес молодежи к политической жизни страны.

6. Страна Н. – демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

7. Верны ли следующие суждения о политическом участии?

А.Многообразие форм политического участия зависит от возраста гражданина, его рода занятий, образования, религиозных
и политических предпочтений.

Б.Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении в РФ?

А.В структуру местного самоуправления входит представительный орган, состоящий из депутатов, избираемых населением.

Б.В различных муниципальных образованиях существуют разные варианты организации системы органов местного самоуправления.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о политическом участии?

А. Формами политического участия большинства граждан являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, референдумы.

Б. Мотивацией к политическому участию может стать реальная возможность изменить политическую ситуацию к лучшему.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о субъектах политики?

А.К субъектам политики относятся программы политических партий и движений.

Б.К субъектам политики относятся избиратели.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


4.13 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Место в системе социально-гуманитарных наук: политология

План:

1. Понятие политического лидерства

2. Функции политического лидера

2.1. анализирует политическую обстановку, оценивает состояние общества.

2.2. формулирует цели, определяет средства их достижения, разрабатывает программу действий. Он заботится о том, чтобы цели и намеченные действия отвечали запросам заинтересованных групп населения, соответствовали реальным возможностям, находит оптимальные политические решения 

2.3. укрепление связи власти и народа, разъяснение своей политической позиции

2.4. сплочение сторонников

2.5. интеграция общества, поддерживание законности и общественного порядка

2.6. представительство интересов страны на международной арене.

3. Качества лидера

3.1. острый ум, аналитические способности,

3.2. твердая воля, смелость и решительность

3.3. честность, верность общественному долгу, забота об общественном благе и справедливости

3.4. общительность

3.5. способность быстро и точно ориентироваться в обстановке, политическая интуиция

3.6. управленческие способности,

3.7. образованность и компетентность,

3.8. способность аргументированно противостоять другим мнениям, политическая мудрость, большая гибкость, умение маневрировать между полярными силами

3.9. умение хорошо держаться, талант привлекать к себе людей, способность убеждать, ораторское искусство, чувство юмора.

4. Факторы, которые влияют на характер политического руководства

4.1. основные политические убеждения лидера

4.2. политический стиль лидера

4.3. мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь добиться положения политического руководителя

4.4. реакция лидера на давление и стресс

4.5. обстоятельства, при которых лидер впервые оказался в положении политического руководителя

4.6. предшествующий политический опыт лидера

4.7. политический климат, в котором лидер начинал свою деятельность. 

5. Имидж политического лидера

6. Типы лидерства

6.1. по масштабу лидерства

6.1.1. общенациональные

6.1.2. лидеры определенного класса или иной большой социальной группы

6.1.3. лидеры общественной организации или движения

6.2.2. демократический

6.2.3. либеральный

6.3. по основам лидерства

6.3.1. традиционное

6.3.2. легальное

Схемы

Понятия

Политический лидер

Имидж политического лидера

Управленческие способности

Традиционный тип лидерства

Рационально-легальный тип лидерства

Харизматический тип лидерства

Практикум

11. Верны ли следующие суждения о политическом лидерстве?

А. В зависимости от масштаба лидерства выделяют демократических
и авторитарных лидеров.

Б. Традиционный тип лидерства основан на вере в незыблемость существующего порядка.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о политическом лидерстве?

А. Легальное политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное влияние лица, осуществляющего властные полномочия, на общество.

Б. Политический лидер должен вырабатывать политический курс с учётом потребностей различных групп общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

(М. Уоллерстайн )

Прочитайте текст и выполните задания

Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления…

При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.

Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов…

Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего.

(М. Уоллерстайн )

    С опо­рой на текст на­зо­ви­те две раз­но­вид­но­сти рес­пуб­ли­кан­ской формы правления.

Пояснение.

1) ответ на пер­вый вопрос:

Ис­тин­ные де­мо­кра­тии пред­став­ля­ют собой по­ли­ти­че­ские си­сте­мы, в ко­то­рых опре­делённые люди по­лу­ча­ют до­ступ к вла­сти и право при­ни­мать ре­ше­ния в ре­зуль­та­те сво­бод­ных все­об­щих вы­бо­ров.

2) Пар­ла­мент­ская и пре­зи­дент­ская республики.

3) Таким об­ра­зом, при вы­бо­ре пре­зи­дент­ской либо пар­ла­мент­ской мо­де­ли нужно ис­хо­дить из того, что пред­по­чти­тель­нее: ори­ен­ти­ро­вать­ся на пар­тии или на от­дель­ных кан­ди­да­тов, по­бе­див­ших на пря­мых вы­бо­рах.

Ещё одно раз­ли­чие по­ли­ти­че­ских си­стем со­сто­ит в спо­со­бе го­ло­со­ва­ния для из­бра­ния кан­ди­да­тов в выс­шие ор­га­ны вла­сти: про­пор­ци­о­наль­ном или ма­жо­ри­тар­ном (прин­цип боль­шин­ства). При ма­жо­ри­тар­ной си­сте­ме от каж­до­го из­би­ра­тель­но­го окру­га из­би­ра­ет­ся один де­пу­тат. По­бе­ди­те­лем на вы­бо­рах счи­та­ет­ся кан­ди­дат, на­брав­ший наи­боль­шее ко­ли­че­ство го­ло­сов. Си­сте­мы про­пор­ци­о­наль­но­го пред­ста­ви­тель­ства пред­по­ла­га­ют рас­пре­де­ле­ние мест в пар­ла­мен­те в со­от­вет­ствии с ко­ли­че­ством по­лу­чен­ных на вы­бо­рах (по пар­тий­ным спис­кам) го­ло­сов...

«Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определенные люди получают доступ к власти и право...»

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ, ПАРТИИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ

СТАБИЛЬНОСТЬ

М. Уоллерстайн

УОЛЛЕРСТАЙН Майкл, профессор Калифорнийского университета, Лос-Анджелес

Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой

политические системы, в которых определенные люди получают доступ к власти и право

принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы

избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления. В процессе построения новой демократии возникает настоятельная необходимость выбора - среди множества вариантов - конкретного содержания правил, устанавливающих взаимоотношения между правительством, парламентом и электоратом. Будет ли в России президентская или парламентская форма правления? Один или несколько представителей от избирательного округа? Будет ли она федерацией или унитарным государством? Выбор в пользу одного из этих принципов влечет за собой важные последствия, в т. ч. такие, которые обеспечивает долговечность демократических институтов.

Применительно к экономическому развитию принято говорить о "выгодах отсталости".

Более отсталые страны имеют возможность развиваться быстрее, если перенимают технические достижения более сильных в экономическом отношении государств. В сходном смысле можно отметить и некоторые преимущества запоздалого политического развития.


Страны, занятые сейчас строительством институтов политической демократии, способны воспользоваться опытом других государств. Конечно же, нелегко изменить единожды введенную избирательную систему. Избирательные законы играют на руку одним политикам в ущерб другим независимо от того, движимы ли все они корыстными мотивами или приверженностью закону; партии, извлекающие выгоду из существующего способа голосования, всегда будут блокировать предложения о его изменении. Вполне естественно, что победители на выборах неохотно идут на преобразование системы, обеспечившей им успех. По этой причине момент изначального определения электоральных институтов чрезвычайно важен и в долговременной перспективе.

Изучение политических последствий применения той или иной электоральной системы является одной из тех сфер сравнительной политологии, где накоплен значительный опыт. Цель данной работы состоит не в том, чтобы представить какое-то оригинальное исследование, а в обобщении уже имеющегося научного материала, что может существенно повлиять на выбор той или иной избирательной модели (1). Статья не претендует также и на то, чтобы воздать должное всему многообразию существующих ныне электоральных институтов. Моя цель - пробудить интерес российских коллег и убедить их в том, что выбор избирательной модели очень важен для будущего самой демократии и заслуживает тщательнейшего изучения. Специфика работы электоральных механизмов в других странах - источник информации о том, как они будут действовать в России.

Материал состоит из трех частей. Первая объясняет значимость избирательных законов как таковых. Во втором разделе рассматривается президентская форма правления в сопоставлении с парламентской; в третьем сравниваются мажоритарная (плюральная*) модель и система пропорционального представительства. В заключении описываются как работающие, так и неэффективные сочетания электоральных механизмов (смешанные системы).

* В американской политологической традиции все типы мажоритарных избирательных систем объединяются термином - "плюральные системы" - Ред

СМЫСЛ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Причины, определяющие важность выбора определенного типа избирательного процесса, восходят к истокам современной теории демократии. Структуру сложившихся демократических институтов не следует рассматривать как простое отражение общественных предпочтений, так как сами эти предпочтения неопределенны. Человек может иметь явные пристрастия, под которыми я понимаю его способность различать всевозможные альтернативы - от лучших до худших. Но основополагающая идея теории общественного выбора заключается как раз в том, что не существует способа скомпоновать индивидуальные перечни приоритетов, превратив их в общественные таким образом, чтобы были соблюдены главные критерии демократии (2). Иными словами, к обществу, состоящему из многообразных групп, интересы и мнения которых вступают в конфликт друг с другом, нельзя подходить так, словно речь идет об одном человеке. Исход выборов определяется, с одной стороны, предпочтениями избирателей, с другой правилами подсчета их голосов. Нейтральной избирательной системы не существует.

Тем не менее критика действующих демократических форм правления, основывающаяся на теории общественного выбора, не заходит слишком далеко.

Шумпетер в своей классической работе "Капитализм, социализм и демократия" отмечал, что избиратель является участником неработающего комитета - комитета всего народа, потому он и прилагает меньше целенаправленных усилий на свое совершенствование в политической сфере, чем при игре в бридж (3). В массовом электорате у отдельного избирателя нет резонов долго размышлять, кому отдать свой голос: он знает, что его бюллетень не окажет практически никакого влияния на исход выборов. Отсюда следуют два соображения. Первое: граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Само по себе это не страшно.

Их голос мало что значит, и граждане скорее предпочитают голосовать в соответствии с собственными представлениями о всеобщем благе, чем идти на какие-то жертвы в реальной жизни. Впрочем, не следует и недооценивать значение Яичных интересов.

Второе соображение: избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в т. ч. к призывам самих кандидатов. Они делают политический выбор в зависимости от своего рода деятельности, уровня дохода, религиозных убеждений или этнической принадлежности; к ним и обращаются как к рабочим или представителям среднего класса, как к членам определенной религиозной общины либо конкретной этнической группы.

Избирателей нельзя привлечь отвлеченными декларациями; идеологические постулаты должны соответствовать их интересам и представлениям. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего. Устанавливая правила предвыборной борьбы между партиями, избирательный закон оказывает тем самым воздействие на электоральное поведение граждан.

Избирательные системы отличаются друг от друга во многих отношениях. Существует столько их модификаций, сколько и демократий. В данной статье я ограничусь рассмотрением двух основных институциональных типов демократии - президентской в сопоставлении с парламентской, а также выявлением различий между пропорциональной и мажоритарной (плюральной) системами (последней как средством усиления позиций партии, получившей относительное большинство голосов). Конечно, этими примерами далеко не исчерпываются все избирательные модели. В некоторых демократиях (наиболее яркий пример - Франция) существует смешанный - президентский и парламентский - режим. Функционируют также отличающиеся между собой пропорциональные и мажоритарные системы, причем различия бывают весьма значительными. Есть также системы, которые нельзя отнести ни к одной из вышеназванных. Тем не менее, сравнение парламентской и президентской моделей, пропорциональной и мажоритарной избирательных систем, иллюстрирующее их преимущества и недостатки, вполне отражает существо электорального процесса.

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ И ПАРЛАМЕНТСКАЯ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Президентская форма политического устройства предполагает прямое избрание гражданами главы исполнительной власти путем общенациональных выборов. Его называют обычно президентом, и он назначает членов правительства (или кабинет). При парламентском режиме глава исполнительной власти и кабинет избираются депутатами парламента. Таким образом президентская форма правления предусматривает четкое разделение исполнительной и законодательной властей, причем обе имеют собственный независимый электорат. В парламентской системе такого строгого разграничения властей нет. Лидер, получающий поддержку большинства в парламенте, становится главой исполнительной власти, или премьер-министром.

Выбор в пользу президентской или парламентской формы правления влечет за собой важные последствия. Парламентская модель способствует усилению исполнительной власти; президентская - укрепляет власть парламента. Таким образом, названия обеих моделей как бы не соответствуют принципу осуществления властных полномочий. При парламентской демократии главная роль парламента - избрание правительства. В случае несогласия с тем или иным его предложением парламентское большинство может его отозвать. Формирование правительства, его отзыв и замена его другим - основные прерогативы парламента, в остальном его влияние скорее ограничено. При президентской демократии, наоборот, парламент обладает самостоятельными властными полномочиями.

Так как парламент и президент избираются независимо один от другого, то они имеют право придерживаться разных мнений. Американский президент - чуть ли не единственный глава правительства, большая половина предложений которого может быть отвергнута (это не относится к новым демократиям в Восточной Европе и Латинской Америке (4). Ситуация, когда президент не опирается на большинство в конгрессе, стала в США обычным явлением с 1968 г.

Парламентские формы правления ставят перед правительствами задачу формирования "коалиции действующего большинства". Даже в случае создания "правительства меньшинства" большая часть парламентариев обязана воздерживаться от голосования против кабинета министров. Пока сохраняется так называемое работающее большинство, правительство при парламентской демократии имеет возможность осуществлять свою программу без особых препятствий. Президентская форма правления, в отличие от парламентской, не требует достижения какого-либо компромисса между исполнительной властью и парламентским большинством. Парламентское большинство может - что часто и происходит - выступать в роли оппозиции к главе исполнительной власти.

От выбора той или иной формы правления зависит такой важный вопрос, как роль и влияние политических партий. Правительство в парламентских демократиях образуется из представителей одной или нескольких партий. Так как основное назначение парламента избрание кабинета, то парламентские выборы по существу определяют, какая партия или коалиция партий будет формировать правительство.

Отдельные члены парламента мало что могут сделать. Политическое управление отдастся в руки партийных лидеров в случае, если их партии войдут в правящую коалицию. Подобная специфика парламентской демократии предполагает наличие строгой партийной дисциплины: партии выступают в парламенте как единый блок.

Поскольку избиратели при таком правлении голосуют за ту или иную партию, а не за конкретного кандидата, парламентарий, выступивший против позиции партии или их коалиции, рискует быть исключенным из партии. Более того, кандидатуры членов парламента, стремящихся получить место в правительственных структурах, должны быть одобрены партией (если она входит в правительство). Члены парламента, не согласные с позицией партии (или блока), скорее всего не получат места в кабинете.

При президентской форме правления власть передается посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партий, как при парламентском устройстве. В конгрессе США партийная дисциплина заведомо слаба, при этом роль партийных лидеров при подборе кандидатов на пост президента давно уже свелась на нет. Все кандидаты в президенты организуют собственную предвыборную кампанию независимо от партии. Мало кто из американцев мог бы назвать имена лидеров двух крупнейших партий - республиканской и демократической.

Парламентские системы - в отличие от президентских - поддерживают и защищают сильные партии. Таким образом при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.

Если в стране нет сильных партий, правительство и парламент являют собой собрание сотен индивидов с различными интересами. И если правительство не достигнет согласия с большинством парламентариев, оно недееспособно. Во всяком случае, спорные вопросы легче решать, если в высшем законодательном органе доминирует та или иная партия. Более существенно, что политические партии - все же по преимуществу представительные организации. Они ставят своей целью выражать интересы больших групп национального электората. При президентской системе кандидат в президенты тоже должен организовать представительную избирательную кампанию в национальном масштабе, тогда как кандидаты в члены парламента борются за голоса только в своих избирательных округах. Политические партии, чтобы стать правящими, добиваются поддержки избирателей во многих избирательных округах. Поэтому им важнее не парламент, а интересы малых групп населения (разбросанных по отдельным округам), что в свою очередь способствует развитию их влияния в стране.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА

Второе основное различие электоральных систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Но, как известно, относительное большинство голосов это отнюдь не то, что абсолютное большинство. Когда имеется более двух кандидатов, один из них может набрать менее 50% голосов и все же добиться большей поддержки, чем другие кандидаты. Четыре раза подряд консервативная партия Великобритании завоевывала большинство мест в парламенте, получая около 40% голосов избирателей на общенациональных выборах, так как остальной электорат дробился между лейбористской партией и либерал-социал-демократической коалицией. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов. Если бы в Великобритании существовала такая система, то консерваторы получили бы на последних четырех выборах более 40% мест в парламенте и страной управляла бы коалиция партий.

Имеются два основных механизма, гарантирующих партиям число мест в парламенте, строго соответствующее количеству поданных за них голосов на общенациональных выборах. Во-первых, существует несколько кандидатов от разных партий в одном избирательном округе, и места после баллотировки распределяются в соответствии с волеизъявлением избирателей. Во-вторых, непропорциональность представительства, возникающая на уровне округа, смягчается наличием парламентариев, не представляющих какой-либо округ, но избранных по партийным спискам. Многие страны Западной Европы сочетают эти два подхода. Системы пропорционального представительства отличаются друг от друга еще и тем, что при распределении депутатских мест используется принцип округления числа голосов, а также устанавливается минимальный процент голосов, необходимый для получения мандата.

Впрочем, в некоторых электоральных системах вообще отсутствует принцип большинства или пропорциональной баллотировки (5).

Наиболее яркое сопоставление двух систем содержится в так называемых социологических законах Мориса Дюверже (6), согласно которым мажоритарная система в один тур (или система относительного большинства) способствует установлению в стране двухпартийности (бипартизма). Пропорциональное представительство, наоборот, благоприятствует процветанию многопартийности (множества небольших партий).

Дюверже утверждал также, что мажоритарные выборы в два тура (например, во Франции) приводят к объединению нескольких партий в две коалиции. Он привел две причины, определяющие взаимосвязь между законом об относительном большинстве и тактикой предвыборной борьбы двух крупных партий. Во-первых, от каждого избирательного округа место в парламенте получает лишь наиболее крупная партия. Малые партии, лишенные поддержки большинства избирателей округа, не имеют никаких шансов на место в парламенте. Мажоритарная система в один тур обеспечивает, таким образом, крупным партиям больше мест в парламенте, чем это соответствует доле полученных ими голосов.

Вторая причина вытеснения небольших партий из электоральной борьбы вытекает из первой. Избиратели, стремящиеся реально повлиять на исход выборов, а не просто выразить симпатии какой-либо программе, будут голосовать за партию, способную одержать победу в их округе ("полезное голосование")- Они неохотно растрачивают свои голоса на малые партии, даже если и симпатизируют им в большей степени, нежели одной из крупных. Таким образом количество мест, полученных малыми партиями, не соответствует поданным за них бюллетеням на выборах, а число этих голосов не отражает предпочтений электората.

Все же взаимосвязь между электоральной системой и партийной структурой пока недостаточно изучена. Либеральная партия Великобритании вовсе не сошла с политической арены, когда ее сменили лейбористы в качестве основной оппозиции консерваторам. В Австрии в течение почти всего послевоенного периода сохранялась двухпартийная система, несмотря на пропорциональное представительство. Но все же "законы Дюверже" дают возможность увидеть вероятные следствия этой взаимосвязи.

Количество партий при системах пропорционального представительства в среднем выше, чем при системах относительного большинства (или мажоритарных). Принцип пропорционального представительства никак не влияет на количество партий; принцип относительного большинства, наоборот, губит малые партии.

Споры между сторонниками той или иной системы сводятся к вопросу, что предпочтительнее: сильное правительство или более представительное правительство?

Сторонники мажоритарного способа голосования опасаются раздробления политических партий, что может повлечь за собой нестабильность, присущую коалиционным правительствам. Системы пропорционального представительства, по существу, ставят малые партии в особое положение: обычно устанавливается определенный порог или минимальное количество голосов, необходимых для получения депутатских мандатов. В западноевропейских странах этот порог составляет обычно 4-5%, что отсекает от парламента малые партии. Системы относительного большинства лишают представительства на общенациональном уровне меньшинства (в т. ч. этнические), если те не составляют большинства населения в данном округе. Даже партии меньшинств, обладающих территориальной поддержкой, не будут пользоваться влиянием в политическом управлении, раз одной из двух крупных партий всегда отдано большинство мест в парламенте. Наоборот, при пропорциональном представительстве малые партии могут оказывать заметное политическое влияние, если их участие окажется необходимым (даже прагматически) для образования парламентского большинства. Они имеют реальную возможность войти в правительство, что особенно важно для многонациональных стран, где существуют сепаратистские тенденции; таким образом, партии этнических меньшинств приобретают общенациональное значение.

Второе различие между двумя упомянутыми системами заключается в способе формирования парламентского большинства. Редко когда одна из партий при любой электоральной системе может получить абсолютное большинство голосов. На всех послевоенных выборах лишь в одном случае из 15 было подано более 50% голосов за одну партию (7, р. 36). Однако, чтобы быть дееспособным, правительство обязано опираться на парламентское большинство. Есть два выхода из подобного тупика: либо в соответствии с избирательной системой парламентское большинство создается с помощью так называемой "премии" большинству (т. е. часть голосов меньшинства передается партии, добившейся относительно лучших результатов); либо различные партии сотрудничают на основе коалиции, оформляя это соглашением. Однопартийное правительство характерно для мажоритарных систем, так как именно при таких системах чаще всего используется преимущественное право на создание парламентского большинства. При пропорциональном же представительстве правительство почти всегда формируется на основе - формальной или неформальной - коалиции партий, «совместно представляющих основную массу электората.

Итак, суть системы пропорционального представительства состоит в том, что партиям необходимо создавать коалиции, способные управлять, а для этого требуется умение договариваться друг с другом, находить компромиссы, идет ли речь о составе кабинета министров или о политической программе. В представительных демократиях политические решения принимаются в процессе переговоров лидеров различных партий (7, р. 13). В сущности, выборы служат для того, чтобы подтвердить или отвергнуть те или иные решения. Правых и левых радикалов вечно возмущают постоянные компромиссы, к которым стремится демократическое правительство. Но какая же существует альтернатива, кроме переговорного процесса? Только однопартийная система - или паралич власти.

При сопоставлении двух избирательных систем наиболее значимыми представляются два фактора: количество партий и способ формирования парламентского большинства. В системах относительного большинства (мажоритарных) чаще всего лишь две партии имеют шансы на победу: бесспорное преобладание одной партии в парламенте является обычным, даже когда ни одна из партий не получает на выборах большинства голосов.

При президентской системе парламентское большинство может придерживаться иных взглядов, чем партия президента. Поэтому преобладание одной партии наиболее вероятно в странах, где система относительного большинства сочетается с парламентской формой правления. При пропорциональном представительстве попасть в состав правительства имеют шанс кандидаты более чем двух партии, и тогда для образования парламентского большинства нужны партийные коалиции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Упрощая проблему, можно сказать, что при строительстве демократических институтов прежде всего приходится выбирать между системой* относительного большинства и системой пропорционального представительства. При взаимоналожении этих двух дихотомных моделей получается четыре комбинации. Они, разумеется, наблюдаются в современной политической практике.

Вариант, обеспечивающий сильное правительство, - это парламентская форма правления с мажоритарной системой. Последняя обычно ограничивает количество состязающихся партий двумя и дает более сильной из них непропорционально (по сравнению с числом поданных за нее голосов) большое число мест в законодательном органе. В парламентских демократиях партия большинства контролирует и исполнительную власть, и парламент. Наиболее яркий пример здесь - Великобритания.

Все послевоенные правительства в этой стране (за исключением одного) опирались на однопартийное большинство в парламенте, хотя ни одна из правящих партий не получала абсолютного большинства голосов с 1931 г. Одно из нежелательных следствий такого варианта обеспечения сильного правительства заключается в том, что самые незначительные политические колебания могут вызывать крупные перемены в составе парламента и в политике правительства. Этот недостаток мог бы считаться приемлемым, если бы распределение голосов колебалось вокруг 50% отметки, чуть больше или чуть меньше. Между тем верхний предел электоральных успехов, учитывая территориальное размещение электората трех партий, не превышает 40%. Для такой ситуации характерна слабая преемственность в политической линии государства при смене кабинетов в случае, если на ближайших выборах результаты изменятся сколь-нибудь существенным образом.

Подобная неопределенность может дорого обойтись национальной экономике.

Второй вариант - это президентская форма правления в сочетании с системой относительного большинства.

Примером могут служить Соединенные Штаты. При бипартизме партии президента не обязательно быть одновременно партией большинства в конгрессе. В США в последние десятилетия демократы контролировали обе палаты конгресса, а республиканцы - президентский пост. Другой феномен, который иногда ассоциируется с президентской формой правления, также можно наблюдать в послевоенных США: это слабость политических партий. Стандартным стало замечание о том, что в американской политике доминируют отдельные личности.

Третий вариант существует в большинстве стран Западной Европы, кроме Великобритании и Франции: парламентская модель с системой пропорционального представительства. Числе партий в этих странах различно, иногда их много, но везде у власти находятся коалиционные правительства. Единственное исключение составляют однопартийные кабинеты меньшинства. Впрочем, такие правительства вполне допустимы, поскольку они фактически пользуются поддержкой коалиции большинства, участники которой предпочитают не входить в верхних эшелон управления официально (8).

Все эти три сочетания дееспособны в том смысле, что надолго обеспечивают стабильность представительной демократии.

Четвертая комбинация - президентская система с избирательным законом, предусматривающим пропорциональное представительство в парламенте, - может, пожалуй, оказаться наименее устойчивой. К сожалению, именно данный тип правления был введен в новых демократиях Восточной Европы и Латинской Америки. Уже указывалось, что при пропорциональной избирательной системе многие партии получают места в парламенте. Однако, поскольку не парламент избирает правительство, то партиям нет необходимости вести переговорный процесс с целью формирования правящей коалиции. Правительство назначается президентом. При многопартийности партия президента вероятнее всего получает сравнительно небольшое число депутатских мандатов. Президент не может управлять, не имея поддержки парламента, но последний не несет ответственности за деятельность правительства и потому не обязан его поддерживать. В этом и заключается причина постоянного конфликта между президентом и парламентом, что может завести управление страной в тупик. Президенты, неспособные договариваться с парламентом, вынуждены прибегать к иным политическим силам и воздействиям, чтобы править без парламента. Но когда традиционные политические институты перестают действовать, они приходят в упадок. Парламент теряет свой авторитет, и демократические институты рушатся.

Подобный сценарий не является неотвратимым, однако в случае, когда президентская форма правления сочетается с системой пропорционального представительства, опасность политического тупика и паралича демократических институтов весьма высока. Подчеркну еще раз: выбор в пользу той или иной электоральной системы - дело чрезвычайно ответственное. Кто будет править и заседать в парламенте - менее существенно, чем сам избирательный процесс, хотя в высшей степени важны и соображения политиков, конкретно решающих проблему выбора способа голосования. Даже от деталей электоральных механизмов может зависеть, выживет ли сама демократия.

1. Я порекомендовал бы обратить внимание на следующие работы: Lijphart A, Grofman В. Choosing an Electoral System: Issues and Alternatives. N. Y., 1984; Grofman В., Lijphart A Electoral Laws and their Political Consequences. N. Y., 1986; Lira J. The Penis of Presidentialism. - "Journal of Democracy", 1990, № 1.

2. CM. Plott Ch, Axiomatic Social Choice Theory. - "American Journal of Political Science", 1976, № 20, Riker W. H. Liberalism Against Populism. San Francisco, 1982.

3. SchwnpeterJA. Capitalism, Socialism and Democracy. N. Y., 1976 (1947), p. 261.

4. Rose R. Understanding Big Government: The Programme Approach. Beverly Hills, 1984, p. 69.

5. См. подробнее: Balinski M. L, Young HP Fair Representation: Meeting the Idea of One Man, One Vote. New Haven, 1983.

6. Duverger M. Political Parties: Their Organization and Activity in the Modem State. N. Y., 1954; см. также: RaeD. The Political Consequences of Electoral Laws. New Haven, 1971.

7. Przeworski A. Democracy and the Market: Political and Economic Reforms in Eastern Europe and Latin America. Cambridge, 1991.

8. Об этом явлении см. подробнее: Strom К. Minority Government and Majority Rule.

Похожие работы:

«Зарегистрировано 16сентября 2011 г. Федеральная служба по финансовым рынкам (подпись уполномоченного лица) (печать регистрирующего органа) ОТЧЕТ ОБ ИТОГАХ ВЫПУСКА ЦЕННЫХ БУМАГ Открытое акционерное общество "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" неконвертируемые...» ДАННЫЕ 1.1. Страна-получатель 1.2...» УНИВЕРСИТЕТ" В. Л. Правда МИРОВАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО: РУССКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЖИВОПИСЬ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Кемерово 2008 УДК 71.0. я 73 ББК 008 (075) Рецензенты: Кафедра истории теории и истор...» и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей АВТОР...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристики человека

2

В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Способности; мировоззрение; характер; интересы; личность.

3

Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они, за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.

1) назначение учётной ставки; 2) покупка и продажа валюты; 3) продажа дорожных чеков; 4) обслуживание счетов фирм; 5) осуществление монопольной эмиссии денег; 6) открытие и обслуживание депозитов граждан.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.

2. К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

3. Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.

4. Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов.

5. Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.

5

Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

6

Учёные исследуют социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономического кризиса

2. выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов

3. теоретическое обоснование полученных данных

4. разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей

5. описание случаев социальной дифференциации населения

6. оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости

7

Выберите верные суждения об издержках в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Переменные издержки в краткосрочном периоде непосредственно зависят от объёма производимой продукции.

2. Постоянные издержки не зависят от объёма производства продукции.

3. К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят выплаты по ранее взятому кредиту.

4. Себестоимость продукции называется также постоянными издержками.

5. К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относят страховые взносы и оплату охраны.

8

Установите соответствие между факторами и типами экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Анна Николаевна, пенсионерка, работает в библиотеке. Она получила наследство. Одну часть этих средств она разместила на банковском депозите, другую потратила на оформление договора страхования имущества. Анна Николаевна также взяла кредит на покупку земельного участка. Что из перечисленного относится к доходам Анны Николаевны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

2. заработная плата

3. земельный налог

4. проценты по кредиту

5. страховые взносы

6. проценты по вкладу

10

На рисунке отражено изменение предложения молочных продуктов на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S 1 . (P – цена; Q – количество.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. уменьшение стоимости кормов для коров

2. ожидания роста потребления молочной продукции

3. банкротство нескольких молочных ферм

4. повышение цен на энергоносители

5. строительство новых заводов молочной продукции

11

Выберите верные суждения о межнациональных отношениях и запишите цифры. под которыми они указаны.

1. Любые межнациональные отношения законодательно закреплены.

2. Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами.

3. Этносоциальный конфликт характеризуется состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу.

4. Расширение контактов между народами во всех сферах общественной жизни способствует развитию межнациональных отношений.

5. Этническая ассимиляция представляет собой конфликт между представителями разных наций и народностей.

12

Ученые опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: "Почему снижается воспитательный потенциал семьи?" Результаты опроса представлены в гистограмме.

Какие выводы можно сделать из полученных результатов? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Мужчины и женщины единодушны в определении главного фактора, снижающего воспитательный потенциал семьи.

2. Мужчины в большей степени, чем женщины, ощущают нехватку знаний, необходимых для воспитания детей.

3. Плохие отношения между родителями как причина снижения воспитательного потенциала семьи недооцениваются опрошенными.

4. Женщины более негативно оценивают вмешательство родственников в воспитание детей, чем мужчины.

5. При оценке различных факторов, влияющих на воспитание детей, мужчины в меньшей степени, чем женщины, придают значение составу семьи.

13

Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Политическая элита – группа людей, являющаяся конституционно утверждённым источником власти в любом государстве.

2. Политическая элита выдвигает политических лидеров.

3. К основным функциям политической элиты относят производство и потребление материальных благ.

4. По отношению к власти политическую элиту подразделяют на правящую и контрэлиту.

5. Политическая элита представляет собой относительно немногочисленную самостоятельную группу, способную принимать политические решения.

14

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

В государстве Z были проведены политические реформы. Какие из приведённых фактов свидетельствуют о том, что государство стало правовым? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В основном законе государства отражены и реализуются на практике гарантии прав и свобод личности.

2. Утверждена республиканская форма правления.

3. Законодательно введена самостоятельность и независимость ветвей власти.

4. Граждане поддерживают проведённые преобразования.

5. На выборах победила консервативная партия.

6. Провозглашено верховенство закона во всех сферах жизни.

16

Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. право участвовать в отправлении правосудия

2. право на жизнь

3. право на защиту своей чести и доброго имени

4. право быть избранным в органы государственной власти

5. право на тайну переписки, телефонных переговоров

17

Установите соответствие между особенностью (обозначено буквами) и видом (обозначено цифрами) избирательной системы.

18

Сергею 44 года, он успешно прошёл собеседование при приёме на работу. Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно прошедшему собеседование, только потому, что он моложе Сергея на пять лет. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому контексту описанной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. дискриминация

2. уголовное право

3. потерпевший

4. заявление в отдел полиции

5. иск в суд

6. трудовое право

19

Выберите верные суждения о правах и обязанностях супругов и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. К личным правам супругов относится право на общую, совместную собственность.

2. При заключении брака супруги могут добавить к своей фамилии фамилию супруга, если добрачная фамилия не была двойной.

3. К общему имуществу, в частности, относится посуда, мебель, бытовые электроприборы, автомобиль, жилье, а также доходы каждого из супру​гов от трудовой деятельности.

4. При расторжении брака ставится вопрос о разделе всего имущества супругов.

5. Не подлежат разделу вещи, приобретенные для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«По классическому определению, ________(А) – это сообщество людей, основанное на супружестве, совместном ведении хозяйства, моральной ________(Б) и духовной привязанности. Она выполняет целый комплекс важнейших для существования общества функций: ________(В) людей; передачу из поколения в поколение важнейших социальных ________(Г), установок, знаний. Также к её основным функциям относится организация домашнего хозяйства. Семья осуществляет социальный ________(Д). Члены семьи оказывают друг другу эмоциональную поддержку. Основой нуклеарной семьи является ________(Е) – санкционированная и регулируемая государством форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

2. контроль

3. институт

4. взаимоответственность

7. мобильность

8. супружество

9. репродукция

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления…

При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.

Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов…

Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего.

Показать ответ

элементы :

2) Названы две разновидности республиканской формы правления: Президентская и парламентская республики

3) При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а при парламентской - в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии.

В тексте упомянуты «соображения», оказывающие влияние на поведение избирателя. Назовите любое из этих «соображений». Используя обществоведческие знания, укажите одно позитивное и одно негативное последствия выбора избирателя под влиянием этого «соображения».

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1. Названо одно из «соображений»:

2. Названы одно негативное и одно положительное последствия:

Негативное последствие: есть вероятность, что к власти придёт руководитель, не способный решить острые политические проблемы государства. Положительное последствие: люди, делающие выбор таким методом, заранее испытывают симпатию к этой власти и поддерживают её, а значит не будет недовольств, революционных вспышек и т.д.

Могут быть написаны другие положительные и отрицательные последствия.

Какая из рассмотренных автором избирательных систем в наибольшей степени защищает сильные политические партии? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, в чём проявляется эта защита. Назовите и проиллюстрируйте примером одну любую функцию политических партий, которая проявляется в избирательном процессе.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1. Ответ на первый вопрос: Пропорциональная.

2. Дано объяснение, в чём проявляется защита партий: Эта защита проявляется в том, что при пропорциональной избирательной системе каждая партия получает в представительном органе власти число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Следовательно, сильные политические партии получают большее количество голосов.

3. Названа и проиллюстрирована примером функция политических партий, которая проявляется в избирательном процессе: В избирательно процессе проявляется электоральная функция политических партий (например, Партия D выступила с предвыборной программой на ТВ).

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента, подтверждающих необходимость выборов для функционирования и развития демократического государства.

Показать ответ

Могут быть приведены следующие аргументы :

1) демократическое государство основано на народовластии, а выборы - это один из каналов, который позволяет принимать гражданам непосредственное участие в политической жизни;

2) выборы гарантируют смену устарелых кадров на более новые, заинтересованные в решение острых проблем государства;

3) демократическое выборы являются общедоступными, а значит, каждый гражданин имеет возможность попасть в верховную власть.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом одном проявлении глобализации в экономической сфере, и одно предложение, раскрывающее любое одно негативное проявление глобализации.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: Глобализация - процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией об одном из проявлений глобализации в экономической сфере: Одним из проявлений развития тенденций глобализации является господство в мировой экономике транснациональный корпораций.;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об одном из проявлений глобализации в экономической сфере.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знания курса одно из негативных проявлений глобализации, например: К негативным проявлениям глобализации относят рост числа вооружённых конфликтов; проявление сепаратизма, терроризма.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса одно из негативных проявлений глобализации.)

Назовите любые три позитивные формальные социальные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Показать ответ

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие позитивные формальные социальные санкции:

1. Премии (Например, начинающему маркетологу Р. вручили премию за разработку перспективной стратегии продаж).

2. Государственные награды (Например, МВД РФ объявило награду Сотрудникам ФСБ (благодарственные письма, грамоты и часы) за раскрытие убийства семьи полицейского под Сызранью).

3. Допуск к высоким должностям и почётным функциям (Например, Ген. директор крупной компании Т.Ш. был избран председателем правления Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Могут быть названы другие позитивные формальные социальные санкции, приведены другие примеры.

Николай Петрович решил открыть магазин по продаже запасных частей для автомобилей. Он обратился за консультацией в налоговые органы по месту своего учёта, чтобы узнать, какие налоги и в каком размере он должен будет уплачивать. Обязаны ли налоговые органы предоставлять ему такую информацию? Свой ответ обоснуйте. Назовите любые две обязанности налогоплательщика.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) дан ответ на первый вопрос, обоснование ответа:

Да, налоговые органы обязаны предоставить информацию налогоплательщику об уплачиваемых им налогах. Согласно ст.21 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщики имеют право на полную и точную информацию о налоговом законодательстве, о представляемых им законами правах и размерах налогов.

2) Названия любых двух обязанностей налогоплательщика:

1. налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги в полном размере и в указанный срок;

2. обязан вести в установленном порядке учёт доходов, расходов, объектов налогообложения;

3. обязан устранять выявленные налоговыми органами нарушения.

Могут быть названы другие обязанности налогоплательщика.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Конкуренция и её функции в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Показать ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:


1. Понятие конкуренции как механизма саморегулирования рыночной экономики.


2. Основные виды конкурентной борьбы:


а) конкуренция продавцов; конкуренция покупателей;

б) совершенная (чистая) и несовершенная конкуренция;

в) внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция;


г) ценовая (явная и скрытая) и неценовая конкуренция.


3. Функции конкуренции в рыночной экономике:


а) стимулирование роста эффективности производства; 


б) снижение цен и повышение качества;


в) обеспечение нацеленности на запросы потребителя.

4. Положительные стороны:


а) способствует развитию Научно-технического прогресса;

б) чутко реагирует на изменение спроса.

5. Отрицательные стороны:


а) ведёт к дифференциации доходов;

б) создаёт условия для безработицы, инфляции.

6. Защита конкуренции со стороны государства от монополизации в рыночной экономике (Антимонопольное законодательство). 


В ответе возможны другое количество и иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. 
Отсутствие любых двух из 3, 4 и 5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Революция – варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)

29.2. Экономика «Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточится не на покупателях, а на конкурентах». (Д. Безос)

29.3. Социология, социальная психология «Юность – весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни». (Я. Княжнин)

29.4. Политология «Политическая культура – проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное». (С. Верба)

29.5. Правоведение «Закон не может делать людей свободными: сами люди должны делать закон свободным». (Г. Торо)

Евразийская специфика русской государственности

Наше государство особое, не такое, как на Западе. Так же как и общество - у нас оно солидарное, а у них, как известно - «гражданское общество», там своя специфика, которая никак не пересекается с нашей, а значит, нам не подходит.

Во всем том большом количестве материалов, которые уже были изданы на эту тему, красной нитью проходит главная мысль: солидаризм противостоит дискретности - дробности, разрозненности, разделенности, отчужденности атомизированных индивидуумов, которая лежит в основе либерального общества.

Но всякий раз, когда мы противопоставляем наше общество обществу либеральному, критикуя концепции либерализма, тут же в ответ слышим главный упрек: «А как же демократия?»

И вот здесь стоит оговориться отдельно, остановиться на этом понятии, которое, собственно, и предопределяет возникновение как гражданского общества, так и солидарного общества.

Как однажды на эту тему высказывался Владимир Владимирович Путин, на Западе своя демократия, а у нас - своя. Но что он имеет в виду, когда об этом говорит?

Три демократии

Известный французский философ и социолог Ален де Бенуа разделил демократию на три типа: условно это демократия свободы, демократия равенства и демократия братства.

Демократия свободы (Liberte) - это и есть, собственно, та либеральная демократия, которая доминирует сегодня на Западе и которая Западом активно навязывается всему остальному человечеству. В основе ее лежит категория индивидуума, нарциссической субъектности, и вся структура общества подчинена этому свободному индивидууму, а в целом - свободному потреблению совокупности торгующих индивидуумов.

Но это далеко не так, потому что есть еще «демократия равенства» - Egalite - отсюда эгалитаризм. Это когда атомизированные индивидуумы суммируются в массу просто путем механического сложения. При этом в основе лежит такой же атомизированный индивидуум, только рассматриваемый уже не отдельно, а как масса индивидуумов.

Эгалитаризм - это механическое явление, в котором преимущество отдается не отдельному индивидууму, как в либерализме, а дискретным массам, конгломератам. Эта форма демократии лежала в основе, в частности, советского общества, марксистской модели, когда общество дробилось искусственно, атомизировалось, и складывалось в безликие массы, марширующие огромными колоннами - в этом суть эгалитаризма. И это второй вид демократии - демократия равенства.

Но существует и такое понятие, как «демократия братства» (Fraternite) - то, что имеет совершенно иной характер происхождения. В ней народ воспринимается как качественная и органическая общность. Она имеет духовную, культурную и политическую традицию общего сосуществования, воспроизводимую в своей непрерывности, и демонстрирует такую сущность, как коллективное волеизъявление.

Таким образом, демократия братства, или органическая демократия - это живой организм, в отличие от россыпи демократии свободы и эгалитаристского механизма демократии равенства, которые основаны на механицистском принципе.

Соучастие народа в собственной судьбе

Европейский философ и социолог Артур Меллер ван ден Брук описывал органическую демократию как «возможность соучастия народа в собственной судьбе». То есть органическая демократия - это не форма государственного устройства, как это принято в атомизированном, прежде всего западном, обществе, но участие в жизни государства живой органической субъектности единого народа.

На Западе как раз, напротив, культивируется некая отчужденность. Отсюда государству придаются служебные механические функции, и эти функции направлены на обслуживание интересов разделенных торгующих индивидуумов. Отсюда же понятие «наемного менеджера», который этим дискретным обществом нанимается для выполнения служебных функций государства, в отличие от служения обществу , которое принято в рамках органической демократии.

Таким образом, мы видим, что не всякая демократия одинаково полезна. Мало того, они различны по своей сути и являются опытом разных цивилизационных типов.

Теперь понятно, что в Европе демократия дробная, дискретная. А что у нас, в России? А в России все еще сохраняются элементы органической демократии. И, как указывал европейский социолог Карл Шмитт, органическая демократия возможна только в однородном обществе, то есть в том обществе, в котором «демос» воспринимается как единая, однородная качественная общность, а не набор атомизированных социальных единиц, представляющих собой западное общество, некий искусственно сложенный механистичный организм. И чем меньше однородность общества, тем сложнее им управлять, тем, соответственно, больше требуется авторитаризма и тоталитаризма для его удержания.

Предпосылки солидаризма в России

Исходя из того, что демократии являются совершенно неоднородными явлениями, и в Европе демократия развивалась своим путем, там солидаризм - это попытка объединить уже атомизированное дискретное общество.

Отсюда частое сравнение и сопоставление солидаризма с фашизмом, который возник как ответ на либерализм, на размывание государства-нации, постимперского национального государства как такового. Фашизм возникал как утверждение, что государство - это ценность, перед угрозой либерализма, который заявлял, что государство - это не ценность, главное - это торгующий индивид, а государства лишь выполняют служебные функции и в итоге, когда все человечество станет либеральным, должны вообще отмереть.

Именно в попытках вновь пересобрать общество, которое в значительной степени уже рассыпалось на атомизированных индивидуумов, создав предпосылки для торжества и доминирования либерализма, в Европе и возникала необходимость создания искусственных форм солидаризма на фоне уже довольно разрозненной гражданской атомизированной массы.

Но в России совершенно иная ситуация. У нас все еще сохраняются и сосуществуют, соприсутствуют с нами коллективные субъекты, а именно: большой народ - русские, являющийся коллективным органическим субъектом со своей историей, традицией, культурой, сохраненной в преемственности. По сути, у нас органические коллективные субъекты и так являются данностью, а значит, нам не нужно искусственно собирать разрозненные атомизированные массы, как в Европе, поэтому у нас солидаризм имеет естественные, органические предпосылки.

По сути, в последние два десятилетия мы наблюдали попытку интенсивно раздробить коллективные органические сущности наших народов, пропустить их через либеральное сито атомизации для того, чтобы изъять возможность народа в принципе соучаствовать в своей судьбе.

Взамен органическая демократия всегда подменяется авторитаризмом и жесткими тоталитарными формами правления, которые, кстати, довольно распространены на Западе. Несмотря на химеры свободы и демократизации западного общества, мы понимаем, что западное общество абсолютно несвободно, а более тоталитарную страну, чем Соединенные Штаты Америки, на сегодняшний день сложно себе представить.

Двусмысленность «гражданского общества»

Понятие «народ России» - на самом деле калька с западного, европейского понятия people, то есть просто люди, атомизированная масса. В то время как народ как органическая субъектность происходит от греческого понятия «лаос», который подразумевает как раз коллективную, органическую сущность. То есть народ России - это как раз дискретная масса, люди, а русский народ - это качественная категория. И отсюда же разночтения понятия «гражданин».

В либерализме по сути «гражданство» и понятие «гражданин» стало тождественно понятию «человек». Гражданин - всякий, кто имеет паспорт, в то время как изначально гражданин, горожанин - это тот, кто созидает, развивает полис, то есть некую органическую политическую единицу. Это совершенно два разных явления, отсюда разность в понимании «гражданского общества».

В западной либеральной модели «гражданское общество» - это просто случайный набор людей - people, рассыпная биомасса, собранная случайным образом. Это гражданское общество, в котором каждый стремится к своей цели, а не к общей цели, как в государстве-нации.

Но изначально понятие «гражданского общества», если его базировать на понятии «горожанин», участник полиса, - это как раз субъектное органическое понятие. Поэтому гражданское общество в России - это органическая сущность, а на Западе - дискретная сущность.

Но нам навязывается именно западный концепт «гражданского общества», который разрушает наше органическое единство. Он достигается путем нарушения однородности общества, размывания его. И в первую очередь этому способствует такое явление, какмиграция, когда массы людей перемещаются с одного места на другое, теряя корни, социальные связи, размывают базовое общество, в которое они прибывают, нарушая эти органические связи внутри него самого.

Против смешения. Ради жизни

Смешение культурное, религиозное, этническое размывают органическую однородность солидарного общества. Больше всего этому способствует концепция постмодерна, которая сегодня доминирует.

Таким образом, разрушение коллективного бессознательного, создание искусственного дискретного гражданского общества на западный либеральный манер угрожает принципам нашей государственности, в основе которой как раз и лежит органическая соборность, на которой и выстраивается наша - органическая - демократия.

Сохранение и преемственность этих связей является неким иммунитетом от разрушительного воздействия западных либеральных концептов, делает общество более предсказуемым, более стабильным, создавая возможность его соучастия в своей судьбе, что как раз характеризуется предпосылками, имеющимися у нас по факту.

Для того, чтобы выжить как государство, нам необходимо сохранить эту органичность и не дать возможность либеральным химерам ее разрушить.

Похожие публикации