Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Произведения художников внутри храмов и церквей. Исаакиевский собор. Внутреннее убранство. Маркос Зотес «Наэлектризованная природа»

Церковь Сент-Эсташ, Париж, 1994

Фотография: www.protestantismeetimages.com

В конце 80-х годов приход парижской церкви Сент-Эсташ возглавил отец Жерар Бенето, который в 90-е годы привлекал к сотрудничеству самых известных современных художников. В 1994 году Кристиан Болтанский устроил в храме необычную пасхальную инсталляцию. В Великий четверг, когда в церкви вспоминают события Тайной вечери и причастия апостолов, в Сент-Эсташ накрыли большой стол и всех прихожан попросили оставить в церкви после ужина пальто. На следующий день, в Страстную пятницу, пальто положили в центральном нефе, а возле алтаря поместили группу из еще трех пальто, которые символизировали Христа и двух разбойников. На Пасху, после службы, прихожанам было предложено забрать свою одежду и отнести ее в машину, которая должна была отвезти гуманитарную помощь в Боснию и Герцеговину.

Ребекка Хорн «Лунное зеркало»

Собор Святого Павла, Лондон, 2005


Фотография: REX/Fotodom

Инсталляция одной из самых известных немецких художниц XX века была установлена в западной части собора Святого Павла в Лондоне в рамках большой ретроспективы, которая проходила в это время в одной из галерей. С помощью статичных и подвижных зеркал художница создала сложную иллюзию, которая позволяла зрителям одновременно видеть полумесяц под потолком собора и при этом будто бы заглядывать в глубокий колодец.

Йоко Оно «Утренние балки»

Собор Святого Павла, Лондон, 2006


Фотография: www.stpauls.co.uk

В 2006 году Собор Святого Павла украсила инсталляция Йоко Оно, которая состояла из веревок и балок. Белые стропы соединяли свод с тяжелыми балками, лежащими на полу, напоминая о божественном свете.

Pleix «Астральное тело церкви»

Церковь Сент-Эсташ, Париж, 2007


Фотография: Pleix

В рамках фестиваля Nuit Blanche в 2007 году 13 фасадов церквей в Париже украсили художественные видеопроекции. На фасаде последней готической церкви Парижа Сент-Эсташ было показано видео арт-объединения Pleix. Работа под названием «Body Astral Church» была сделана по принципу алтарного триптиха и развивала тему взаимодействия культа тела и культа духовности.

Трейси Эмин «Для тебя»

Кафедральный собор, Ливерпуль, 2008


Фотография: www.flickr.com/photos/bevgoodwin

В 2008 году Ливерпуль был выбран культурной столицей Европы, и по этому случаю было решено заказать произведение для ливерпульского собора какому-нибудь современному художнику. Выбор пал на Трейси Эмин, соратницу Дэмиена Херста по движению «Молодые британские художники» (YBA), основной темой работ которой всегда был секс, отношения с многочисленными любовниками, злоупотребление алкоголем и веществами и пр. Она сделала надпись неоновыми трубками, которая гласит: «Я чувствовала тебя, и я знала что ты любишь меня» («I felt you and I knew you loved me»). Сама Трейси Эмин поясняла, что имела в виду любовь к ближнему, но, разумеется, речь может идти и о божественной любви.

Уго Бонамен «Купол солистов»

Церковь Сен-Мерри, Париж, 2008


Фотография: hugobonamin.wordpress.com

Католическая церковь Сен-Мерри пригласила в 2007 году молодого франко-аргентинского художника Уго Бонамена поработать в интерьере старинного собора как в арт-резиденции. В результате он создал целую серию работ. Например, этот деревянный купол с нарисованным внутри портретом служил одновременно и декоративным украшением, и функциональным элементом - улучшал акустику.

Энтони Гормли «Вспышка II»

Собор Святого Павла, Лондон, 2010


Фотография: www.antonygormley.com

Энтони Гормли создает антропоморфные скульптуры разных размеров - от огромных, размером с дом, до таких, которые помещаются в ладонь. Его работы всегда открыты окружающей среде и стараются в нее вписаться. Для Собора Святого Павла Энтони Гормли создал абстрактную скульптуру, которую он сам описал так: «Кристофер Рен (архитектор собора Святого Павла. - Прим. ред. ) понимал пропорции, пространство и гравитационную динамику, как ни один другой британский архитектор своего времени. Геометрическая лестница является наивысшим, самым элегантным результатом этого понимания. «Вспышка II» - это моя попытка использовать прикладную геометрию, чтобы построить энергетическое поле, описывающее место человека в пространстве».

Гейс ван Варенберг «The Upside Dome»

Церковь Святого Михаила, Лёвен, 2010


Фотография: Jeroen Verrecht

Архитектор Гейс ван Варенберг в 2010 году создал свисающий купол для церкви Святого Михаила в голландском городе Лёвен. Эта церковь XVI века так и не была достроена - выяснилось, что ее стены недостаточно крепки, чтобы выдержать купол. Чтобы устранить историческую несправедливость, Гейс ван Варенберг создал конструкцию из цепей, которая свисала со свода в том месте, где по первоначальному проекту должен был возвышаться купол. У этой работы может быть несколько смыслов, самый поверхностный из которых - аналогия с рыбацкой сетью, отсылающая к христианской символике.

Субодх Гупта «Голодный бог»

Церковь Святой Магдалины, Лилль, 2004


Фотография: www.efmaroc.org

Субодх Гупта - один из самых известных индийских художников. Свои масштабные инсталляции он делает из металлической посуды, которая распространена в Индии благодаря ее доступности, простоте и гигиеничности. По просьбе лилльской церкви Святой Магдалины художник украсил ее интерьер несколькими аккуратными горами посуды, будто вываливающейся из арок храма как из рога изобилия.

Маркос Зотес «Наэлектризованная природа»

Церковь Хадльгримскиркья, Рейкьявик, 2012


Фотография: Jon Oskar Hauksson

В рамках зимнего Фестиваля света в Рейкьявике нью-йоркский художник Маркос Зотес создал мультимедийную инсталляцию, которая проецировалась на главную церковь столицы Исландии. И пусть главной идеей инсталляции не было религиозное просвещение, в ней сошлись воедино впечатления от своеобразной природы Исландии и своеобразной архитектуры лютеранской церкви Хадльгримскиркья, построенной в 1945 году.

Палкаль Мартин Тайи «Паскаль»

Церковь Святого Бонавентуры, Лион, 2010


Фотография: Stéphane Rambaud

Колонна камерунского художника Паскаля Мартина Тайи из поставленных друг на друга кастрюль была водружена в соборе Святого Бонавентуры, покровителя францисканского ордена, а также матерей, ожидающих потомства, детей, теологов, носильщиков, производителей шелка и рабочих. Работа была частью большой выставки камерунца, однако именно эта инсталляция вызвала недовольство местных жителей и в конце концов была разрушена неизвестными - кто-то намеренно перерезал веревку, поддерживающую баланс кастрюль.

Джейн Александр « Исследования»

Кафедральный собор Святого Иоанна Богослова, Нью-Йорк, 2013


Фотография: Mario Todeschini

Джейн Александр - художница их ЮАР, которая в основном знаменита своей работой 1985 года «Ребята-мясники» («The Butcher Boys»), которая изображает трех белокожих существ, сидящих на скамье. Их тела кажутся нормальными, человеческими, но глаза совершенно черные, а на голове - рога. Таким образом художница выступала против апартеида. Собственно, это и определило дальнейшую творческую судьбу Джейн Александр. В 2013 году она создала работу «Исследования (с мыса Доброй Надежды)» для храма Святого Иоанна в Нью-Йорке, чрезвычайно близкую по стилю к той ранней скульптуре, которая хранится в музее Кейптауна. Несколько скульптурных групп, разбросанных по храму, разыгрывают сценки насилия, дискриминации и депривации, а герои этой истории - люди с головами животных.

Мигель Шевалье «Волшебные ковры»

Бывшая церковь Сакре-Кёр, Касабланка, 2014


Фотография: www.flickr.com/photos/96523319@N05

Собор Сакре-Кёр в Касабланке был построен в 1930 году, когда Марокко еще было под французским протекторатом. В 1956 году, после обретения страной независимости, в храме перестали проводить службы и он превратился сперва в школу, а потом в культурный центр. Французский художник Мигель Шевалье создал масштабную проекцию на полу бывшего собора - узор меняется, распадается на пиксели и движется в такт музыке.

Сю Бин «Феникс»

Кафедральный собор Святого Иоанна Богослова, Нью-Йорк, 2014


Фотография: Wikipedia

В храме Святого Иоанна регулярно проводятся выставки современного искусства. Два огромных дракона - олицетворяющих мужское и женское начало - были созданы китайским художником Сю Бином несколько лет назад. Непросто объяснить связь между огромными китайскими птицами-фениксами и интерьером самого большого англиканского собора в мире. Прихожан это, однако, не слишком заботит, потому что культурная программа храма существует давно и уже не связана непосредственно с богослужебными целями.

Билл Виола «Мученики»

Собор Святого Павла, Лондон, 2014


Фотография: Peter Mallet

Последнюю работу главного американского видеохудожника Билла Виолы в соборе Святого Павла рецензенты уже назвали «высокотехнологичным Караваджо». Это инсталляция из четырех плазменных экранов, напоминающая средневековый алтарь-полиптих - с той лишь разницей, что мучения святых здесь разыграны в движении. Четыре стихии, с помощью которых мученики подвергаются пыткам, показаны эстетически безупречно, но при этом реалистично. Гармония мультимедийного и религиозного в этом произведении не оставляет сомнений в том, что это логичное продолжение традиционного протестантского искусства.

«Двоесловие/Диалог»

Храм Святой мученицы Татианы при МГУ, Москва, 2010


Фотография: «Коммерсант»

Русская православная церковь крайне сдержанно относится к художественным экспериментам в храмах, в отличие от католиков, протестантов и англиканцев. Единственным примером стала нашумевшая выставка «Двоесловие/Диалог» в храме (точнее, в притворе храма) Святой великомученицы Татианы при МГУ. Кураторами выставки стали художники Гор Чахал и Андрей Филиппов и диакон Федор Котрелев, а участниками - Никита Алексеев, Кирилл Асс, Дмитрий Врубель, Виктория Тимофеева, Константин Звездочетов, группа «Синий суп», и другие.

Выставка «Двоесловие» задумывалась как первая попытка диалога православной церкви с современным искусством, но попытка провалилась: выставку яростно критиковали как некоторые художники (за желание «идти на поводу у церковников»), так и часть православной общественности (за «капитуляцию перед кощунниками»). Авторы петиции деятелей культуры патриарху Кириллу, которую подписали в числе прочих Валентин Распутин, Николай Бурляев, а также художники и иконописцы, риторически вопрошали, что общего у Русской православной церкви с актуальным искусством, которое находится «вне пределов культуры» и «культивирует соблазн и скандал», и настаивали, что диалог у церкви с современным искусством может выражаться только в осуждении «кощунственных выставок». После этого выставок, подобных «Двоесловию», устраивать никто не пытался.

Среди многообразия картин русской живописи особое место занимают работы, изображающие различные архитектурные объекты. Чаще всего это памятники архитектуры - храмы и монастыри - веками приковывающие к себе взгляды художников, но нередко темой для этюдов, а иногда и больших картин, становятся на первый взгляд незначительные постройки или даже элементы зданий, вроде окон, арочных проёмов или колонн. Не слишком обращающие на себя внимание в реальности, перенесённые на холст рукой мастера, они становятся законченным произведением и приковывают взгляд не хуже жанровой живописи или портретов.

Решив купить готовые картины, так или иначе отражающие тему архитектуры, ценители русской школы живописи получат редкую возможность воочию увидеть преемственность поколений. Церкви и монастыри нередко становились темой работ советских художников, но и современные авторы также обращаются к этой теме. Советская живопись подарила миру такие произведения, как «Церковь в Останкино» Игоря Рубинского, «Собор в Суздале» Энвера Ишмаметова или «Монастырь» Владимира Гремитских. Не случайно каждая из этих работ показывает зрителю именно зимнее время. Приглушённые холодные краски и отсутствие кричаще-ярких деталей напоминают нам о том, что церкви и монастыри это в первую очередь духовные обители, а не архитектурные достопримечательности для развития туризма. Дополнив домашний интерьер такой картиной, любители живописи смогут насладиться строгой простотой архитектурных форм и прекрасной техникой советских мастеров живописи.

Современные авторы, «переняв эстафету» у предыдущего поколения, тоже не могут отказаться от изображения соборов и церквей. Нынешние картины художников, посвящённые данной теме, отличает постоянный поиск новшеств. Появились работы, написанные с необычного ракурса, такие как «Болхов. Вид с колокольни» Ольги Сорокиной или «Нижний Новгород. Вид на улицу Рождественская» Дарьи Воробьёвой. Зритель словно получает возможность мельком взглянуть на церкви с высоты, поймать блики света на золотых куполах и увидеть очертания города вокруг храма. Другие авторы сосредоточились на игре света. Картина Юрия Анискина «Успенский собор на закате» удивительно точно передаёт мягкое сияние заходящего солнца, отражённое от стен собора астраханского кремля. Та же тематика видна и в работе Игоря Разживина с поэтическим названием «Запуталось солнце в стволах».

И во времена СССР, и сейчас художники не ограничиваются изображением одних лишь православных храмов. Авторов влечёт к себе утончённая красота восточных мечетей и мавзолеев. Всемирно известный самаркандский комплекс Шахи Зинда был запечатлён многими русскими художниками. Его лазурные купола писал Валерий Ковинин, искусно украшенными арками мавзолеев была очарована Алевтина Козлова. Купить картины маслом на холсте с изображением этого архитектурного ансамбля - значит привнести в интерьер тонкую восточную ноту и подарить себе и близким уникальную возможность ежедневно любоваться дошедшим до нас сквозь века наследием ушедших эпох.

Внутреннее убранство храма не должно выглядеть «как Библия для неграмотных» по выражению Григория Богослова.

Каждый храм должен иметь свое лицо, при этом соблюдая законы канонической росписи.

Каждый отдельный элемент росписи храма - есть часть органичного, неделимого целого, построенного на основе определенных принципов. Чтобы создать роспись стен в храме, художник должен сочетаться с богословом. Например, иеромонах и живописец Дионисий в своем трактате «Ерминия или Наставление в живописном искусстве», дает первый совет для художника-иконописца :

«Желающий научиться живописи пусть полагает первое начало и несколько времени упражняется в черчении и рисовании без всяких размеров, пока навыкнет. Потом пусть совершится моление о нем Господу Иисусу Христу пред иконою Одигитрии.»

Сотворив молитву, можно приступать к делу

  1. Роспись храма начинается от купола и барабана храма сверху вниз, спускаясь к основному объему церковного четверика.
  2. Затем начинается роспись алтаря храма, на хорах и под хорами.
  3. Расписывается притвор храма, вход, и нижние многофигурные композиции в четверике.
  4. Наконец, пишутся орнаменты в самом низу храма.

Начиная работу с купола храма, художник словно показывает своей работой, что есть главное в Божием храме, постепенно спускаясь в процессе работы до нижнего, наземного уровня высотой в человеческий рост.

Для ответственной работы в намоленном месте нужна бригада хорошо сработавшихся художников.

Материалы для художественных работ могут сочетать несколько типов краски, в зависимости от композиции. Например, для фигурных композиций можно применять одни краски, для орнаментов другие.

Подойдут силикатные, масляные краски, художественный акрил .

Вновь обратимся к труду иеромонаха Дионисия:

«Какие краски употребляются для стенной живописи и какие не употребляются

Иконные белила, ярь от меди, голубая краска (лахури), лак и арсеник не употребляются для стенной живописи, а прочие краски все употребляются. Однако о киновари надобно знать тебе, что если расписываешь наружную часть храма на таком месте, где дует ветер, то не клади ее, потому что она чернеет, а замени светло-коричневою краскою. Если же расписываешь внутренность храма, то прибавь к киновари немного стенных белил и константинопольской охры, и она не почернеет.»

Основные этапы в работе по росписи стен храма:

Разметка под роспись храма

  • Оштукатуривание, грунтовка и покраска стен;
  • расчерчивание стены, калькирование;
  • выполнение линейных рисунков на стене;

Изображение основных архитектурных элементов

  • Прорисовка филенок, фонов;
  • изготовление бумажных трафаретов для рисования орнаментов;
  • выполнение росписи кистью, доработка.

Роспись купола храма, орнаменты и изображения архангелов

  • Прорисовка фонов под орнаментами и изображениями;
  • фигурные композиции святых в декоративном оформлении;
  • применение золотой краски (например, матовой краски Keim Soldalit).

Роспись под площадкой хоров

Архитектурные элементы, орнаменты наносятся с помощью кальки и трафаретов. Применяются трафареты для шрифтов на старославянском языке.

Роспись алтаря

Строго по канону расписываются восточные стены алтаря, апсиды. В центральной части образ Господа Вседержителя, восседающего на троне, или образ Христа, причащающего двенадцать апостолов.

В большом храме может быть несколько алтарей и престолов. Роспись алтаря чаще всего производится масляными красками, для достижения естественных цветов и оттенков.

Примеры росписи стен в православных храмах

Благовещенский собор (Московский Кремль)

Благовещенский собор Московского Кремля невелик по размерам, ведь он предназначался лишь для Великокняжеской семьи.

Собор был сооружен в 1489 году мастерами из Пскова.

Икона Богородицы из Деисусного чина, при входе в собор со стороны западной галереи, словно приглашает войти в церковь.

Уникальные сохранившиеся росписи, сделанные сыном Дионисием, художником Феодосием, с братиею. Средневековая артель, безымянная братия, сотворила для нас уникальную роспись, на которой лики выглядят словно живые.

Художники тех давних лет были обязаны сами изготавливать краску для росписи.

Вернемся к монументальной, настенной росписи Благовещенского собора. Трижды он украшался фресками в процессе переустройства.

Роспись собора называют многословной, состоящей из циклов. Каждый цикл состоит из подробных сюжетов, которые усложняются добавлением эпизодов и персонажей. Роспись стен Благовещенского собора Кремля сохранилась со времен Иоанна Грозного. Есть уникальные персонажи, которые не принято изображать в православных храмах :

  • Греческие мудрецы Аристотель (со свитком, на котором написано «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»), Гомер, Плутарх, Менандр, Птолемей, Анаксагор. Эллинские мудрецы словно провозвещают рождение Христа.
  • Древнеримские пророчицы Сивиллы.

Собор Святой Софии (Софийский собор), Киев

Сердцевина Софийского заповедника, православный храм XI века в стиле украинского барокко. Храм построен князем Ярославом Мудрым и сохранил уникальные фрагменты стенописи XVII-XVIII вв., больше 3000 м2.

В древности все боковые стены Софийского собора были украшены росписью водяными красками по сырой штукатурке. В XVII веке галереи, башни и хоры были обновлены клеевой краской. Поврежденные фрески были оштукатурены и забелены.

Новые требования эпохи привели к тому, что в XVIII веке были нанесены новые масляные изображения поверх фресок. Спустя век новую масляную живопись расчистили. Сюжеты древних фресок были повторены.

В соборе, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, были проведены реставрационные работы в наши дни. Восстановлены древние фрески, и там, где они были утеряны, оставлена живопись позднего периода.

В Соборе Святой Софии поражает синяя, глубокая лазурь на стенах храма. Как этого добивались художники по росписям храма в древности? Вот что пишет иеромонах Дионисий в труде «Ерминия, или наставление в живописном искусстве »:

«Как лазурью освещать стены.

Положи лазурь на плиту, подбавь к ней немного синели (), называемой хинти (индиго), чтобы лазурь не плесневела на стене, и сколько положил синели, столько же примешивай и стенных белил, сотри все это хорошенько и собери в чашку. Потом сперва прогрунтуй стену белилами, сваренными с льняным маслом, затем покрой черною краскою, и наконец освети лазурью. Отсвет ее делается и на черной умре и на темно-коричневой краске.»

В храме, созданном при Ярославе Мудром, имеется уникальная фреска «Групповой портрет семьи Ярослава Мудрого». На фреске Ярослав держит макет Софийского собора, рядом с князем жена Ярослава и княгиня Ирина. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.

По легенде, у фигуры Христа, к которому идет княжеская семья, стояли также князь Владимир и княгиня Ольга.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

На берегу реки Костромы, недалеко от ее впадения в Волгу в XV-м веке основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь с каменным Троицким собором с двумя приделами.

Фресковый цикл Троицкого собора покрывают стены, словно ковром. Они расположены в пять ярусов и весь цикл состоит из восьмидесяти одной композиции. Артель иконописцев во главе со знаменитым Гурием Никитиным и Силой Савиным расписала собор за три месяца 1685 года. Эту грандиозную работу сумели сделать 18 человек! В воображении невольно возникают картины необыкновенно самоотверженного труда артели. Написание фресок в Троицком соборе был завершающим аккордом великого мастера.

Гурий Никитин прожил свою жизнь бобылем, был аскетом и подвижником. В писцовой книге XVII века назван и двор иконника бобыля Гурия Никитина, о котором только одна фраза: «Пожитком добре худ», - то есть он был очень бедным человеком.

«Наименьший из живописцев», как в то время скромно себя величали мастера-монументалисты, расписывал стены храмов во многих городах, в том числе и в Московском Кремле: Успенский и Архангельский соборы. В кремле Ростова Великого - Успенскую и Воскресенскую церковь.

Одна из самых известных фресок Ипатьевского монастыря - «Страшный суд » на западной стене Троицкого собора. Когда входишь в храм, застываешь от удивительного зрелища этой монументального произведения. Это одна из самых древних фресок собора и датирована 1654 годом.

Пример иконописца Гурия Никитина ярко показывает какие требования предъявлялись к живописцам, создающим фрески на стенах церквей. Во всякое время художники, работающие в храмах, должны ценить свое призвание.

В наше время, когда появляется все больше храмов, на подобные работы много заказов. Цены зависят от объема работы, сложности образов. Конечно, подвижника и аскета наподобие Гурия Никитина сегодня не сыскать, но добротного художника встретить вполне возможно.

На момент написания статьи такие расценки:

От 4000 руб м2, с учетом эскизов и проектов, но без подготовки стен и лесов и до 7 000 руб м2

стоимость материалов; (~150 т руб на 1000 м2 росписи)

Надпись на стене Благовещенского Собора в Кремле послужит вдохновением для всех художников, чье призвание - монументальная роспись в храмах: «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»

Всем творческих удач!

Сравнивают с другими мировыми шедеврами архитектуры по площади и высоте, но по величию и святости, а также по изыску и роскоши внутреннего убранства с ним не может сравниться никакой памятник скульптурного искусства. Внутри он похож на изящную малахитовую шкатулку. При строительстве и в его отделке было использовано небывалое количество видов камня. Тут можно встретить мрамор различных оттенков. Его добывали по всей России, а также закупали за границей. Тивдийский розовый, сиенский желтый, красный из Франции. Из российских каменоломен привозили белый, темно-красный, лимонный.

В убранстве использовали также яшму, шокшинский порфир, бадахшанский лазурит, уральский малахит. Франция, Италия, Афганистан, Карелия – вот лишь неполный перечень мест, откуда завозили самоцветы. На украшение храма ушло свыше 400 кг золота и более тысячи тонн бронзы. Нигде и никогда больше в мире не возводилось храмов с использованием такого количества отделочного камня. Облицовка стен внутри храма поражает мастерством и изяществом. Каждая деталь выполнена с удивительной точностью.

Великолепие отделки

Внутренне убранство Исаакиевского собора поражает красотой, размахом и необычностью. Основная идея отделки внутренних помещений сохранилась еще со времен Петра Великого. В первом соборе невозможно было установить высокий алтарь с несколькими ярусами. И тогда зодчие установили в иконостас лишь главные иконы нижнего ряда. А изображения двунадесятых праздников разместили по стенам храма. Этой идеи придерживались и при последующих перестройках. Хотя в современном соборе высота иконостаса позволяла обустроить много ярусов, но этого делать не стали. Иконы, не вошедшие в иконостас, размещены в нишах, в резных мраморных рамах. Под ними размещены филенки из бордового мрамора, на которых золочеными буквами написаны поясняющие надписи.

Витраж

За Царскими вратами главного престола можно увидеть витраж, на котором изображено Воскресение Христа. Такие изображения не были в традиции православных церквей. Но идею поддержали представители Синода, которые ревностно следили за ходом строительства и за соблюдением всех церковных канонов. После Исаакия размещать витражи стали во многих храмах. Созданием этого шедевра руководил немецкий художник Генрих Мария фон Хесс. Площадь витража 28,5 квадратных метров. Он является одним из главных памятников витражного искусства России.

Холсты и мозаика

К оформлению внутреннего убранства храма были привлечены двадцать два известных художника того времени: Шебуев, Брюллов, Бруни, Басин, Плюшар и многие другие. В храме работает музей, в котором можно увидеть коллекцию религиозно-исторической живописи 1840-1850 годов. В нее входят 103 стенные росписи и 52 картины, выполненные на холсте.

Во время работы оформители понимали, что полотна невозможно будет сохранить в условиях сырого петербургского климата. Художникам приходилось по несколько раз переделывать свои шедевры из-за неустойчивости красок. Лишь за четыре года до окончания строительства был найден стойкий состав красителей, который мог выдержать такие условия.

Но уже в 1851 году начались работы по переводу живописных полотен в мозаичные произведения. Эта кропотливая работа продолжалась вплоть до 1917 года. Сейчас в соборе 62 мозаичных полотна, общая площадь которых превышает 600 квадратных метров. Для придания живости и яркости произведениям было использовано свыше двенадцати тысяч оттенков смальты. Исследователи подсчитали, что на выполнение 1 квадратного метра мозаичной картины уходило около года напряженной работы.

На выставке в Лондоне в 1862–ом году были представлены мозаичные работы из Исаакия. Они получили наивысшую оценку. Весь мир признал, что изготовление смальты доведено в России до совершенства.

Купол

Главный купол храма привлекает внимание изумленной публики. Его свод украшает роспись Брюллова "Богоматерь во славе", где изображена Богородица в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и святых покровителей царской семьи. К сожалению, художнику не удалось закончить работу в связи с ухудшением здоровья. Фон и фигуры апостолов по его картонам завершил другой живописец – Басин.

Барабан купола украшают фигуры двенадцати ангелов, которые взирают с высоты на пришедших в храм людей. Венцом композиции является посеребренная фигура голубя, парящего на 80-метровой высоте. Полутораметровая птица является символом Святого духа.

Все в этом удивительном храме восхищает и поражает. Все выполнено с мастерством и изяществом. Несмотря на обилие ярких элементов, здесь нет ничего лишнего. Описать великолепие храма словами невозможно – это нужно увидеть.

Похожие публикации