Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Почему вода в крещение считается святой. Леонид виноградов, юрий максимов. Можно ли разбавить крещенскую воду

19 января Православная церковь празднует Крещение Господне. Иначе этот праздник именуют Богоявлением, поскольку в этот момент совершилось явление Полноты Божества – явление всех Лиц Святой Троицы: Отца, гласом с Небес засвидетельствовавшего о Сыне, Сына, принявшего Крещение, и Духа Святого, сошедшего на Сына в виде голубя.

Поскольку новозаветное Крещение происходило в водах реки Иордан, этот праздник накрепко связан с символикой воды и очищения. Не случайно в России, климат которой сильно отличается от климата Палестины, на Крещение тысячи верующих, да и не только верующих людей, совершают купание в прорубях. Считается, что в ночь на Крещение вся вода, и в прудах, и в реках, и даже из-под крана, становится святой, крещенской.

Что говорит Православная церковь

Крещенская вода по-гречески называется «Великая агиасма» («святыня»). Эта вода, учит церковь, подает исцеление душевных и телесных хворей, гасит пламя страстей, отгоняет недобрые силы. Поэтому крещенской водой окропляют жилище и всякую вещь, которую освящают. Святитель Иоанн Златоуст, живший в IV веке, говорил, что святая вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы она только минуту назад была почерпнута из живого источника.
Многие святые в ответ на просьбы об исцелении посылали больным бутылочку крещенской воды, или просто советовали с молитвой, благоговейно, пить такую воду каждый день.

Отношение к крещенской воде у православных людей особое. Например, не принято лить святую воду туда, где ее могут попирать ногами, а если по какой-то причине необходимость вылить крещенскую воду возникает, то сделать это надо где-нибудь в саду, у корней дерева, или в клумбу с цветами. Хранить крещенскую воду следует рядом с образами, и пить ее по утрам, натощак, после прочтения утренних молитв.
Считается так же, что если крещенской водой разбавить обычную воду, то святой станет вся жидкость.

Что говорит наука

Ученые, даже неверующие, в общем, никогда не отрицали такого свойства крещенской воды, как способность долго оставаться свежей. Что же странного, если воду эту берут в самый холодный период года, когда активность микроорганизмов нулевая? Кроме того, при освящении воды погружают в сосуд серебряный крест, а ведь всем известно, что ионы серебра уничтожают микроорганизмы.
Однако, недавно выяснилось, что свойства крещенской воды этим не ограничиваются.

Некоторые ученые объясняют целебные свойства крещенской воды особенностями магнитного поля Земли. В этот день оно отклоняется от нормы и вся вода на планете намагничивается. С чем связаны эти изменения, пока не изучено.

Российский физик-экспериментатор профессор А. Бельский провел такой эксперимент: в ночь на 19 января взял в ближайшем пруду пробы воды. Полиэтиленовые бутылки с пробами стояли у него в лаборатории несколько лет. Вода в них оставалась прозрачной, без запаха и осадка.
На научной конференции Бельский рассказал об этом знакомому профессору из НИИ ядерной физики при МГУ, который занимался исследованием нейтронных потоков из космоса и от Земли. Тот заинтересовался и обещал посмотреть экспериментальные данные своей лаборатории за последние годы.

Так вот, по этим данным, перед 19 января регулярно регистрировались всплески потока нейтронов, превышающие фоновые уровни в 100-200 раз. Жесткой привязки к 19 января не было: максимумы приходились и на 18-е, и на 17-е, но иногда точно на 19-е.
Специалисты лаборатории питьевого водоснабжения института им. Сысина также провели научное исследование свойств крещенской воды. Как рассказал кандидат технических наук А. Стехин, задачей эксперимента было зафиксировать фазу перехода воды в необычное состояние, для этого за водой стали наблюдать с 15 января. Воду из-под крана отстаивали и замеряли в ней количество ион-радикалов. Число ион-радикалов стало увеличиваться с 17 января.

Одновременно рос водородный показатель (уровень pH), что делало воду менее кислотной. 18-го января, вечером, изменения достигли пика активности. Из-за большого количества ион-радикалов электропроводность воды была как у искусственно созданного католита (воды, насыщенной электронами). При этом водородный показатель воды перепрыгивал нейтральный (7рН) на 1,5 пункта.
Впрочем, необходимо предупредить, что ссылок на научные публикации профессора А. Бельского и кандидата технических наук А. Стехина или нет совсем, или их настолько мало, что обнаружить не удается никому.

Что думают неоязычники?

Зато очень много места свойствам крещенской воды уделяют астрологи и последователи разнообразных мистических практик.
Они утверждают, что в ночь на 19 января Солнце, Земля, а так же центр Галактики располагаются так, что открывается линия связи между сердцем нашей планеты и центром Галактики. В это время действует особый энергетический канал, который структурирует все, что в него попадает. Этой структуризации подвергается вода на Земле и все, что сделано из нее.

Последователи учения, которое они именуют «славянские веды», считают, что название «крещенская вода» происходит вовсе не от слова «крещение», а от имени древнего славянского божества Хорс. И слово «вода» происходит от слова «веда». Такая вот вода, «Хорса ведающая». И купаться на крещение последователи этого учения предлагают не в прорубях, вырубленных в форме креста, а в открытых водоемах и полыньях.
Христианам же и эксперименты ученых, и умствования мистиков без надобности. Они знают, что вода освящается Благодатью Божией, и веруют в ее силу и целебные свойства.

Тысячи людей приходят в храмы за крещенской водой 18 и 19 января. Считается, что она обладает уникальными целительными свойствами. Правда ли, что на Крещение становится особенной вся вода на планете? Чем отличается крещенская вода от той, что ежедневно освящают в церкви? Как правильно хранить святую воду и для чего использовать?

Крещение - один из самых древних и почитаемых праздников среди христиан. По преданию Иисус Христос пришел на Иордан к Иоанну Крестителю и повелел крестить его. Во время таинства произошло Богоявление - то есть знамение Святой Троицы: прозвучал голос Отца, там находился Сын Божий, а в виде голубя явился Святой Дух.

Как вода становится святой

Воду в храмах освящают дважды - в крещенский сочельник 18 января после Божественной литургии и в сам праздник Крещения Господня. Богоявленская и Крещенская - это два названия одной и той же воды, она одинакова, так как молитвы, песнопения и действия священнослужителей идентичны.

Два водосвятия восходят к различным церковным традициям. Первая связана с раннехристианским обычаем крестить новообращенных накануне самого Крещения, но так как желающих становилось все больше, то крестить стали и в другие дни. Обычай освящать воду второй раз изначально был только в Иерусалимской Церкви, где в само Крещение выходили на Иордан для водосвятия.

Воду, над которой совершен чин, называют Великой агиасмой (с греческого - святыня). Существует и Малая агиасма - это вода, которую освящают в церквях ежедневно.Шагнули в ледяную купель. ФОТО

Считается, что освященная вода получает целебные свойства и ей можно лечить раны и болезни. Особенным свойством святой воды называют и то, что даже ее капля сообщает благодатные свойства обычной воде. Поэтому в церкви необязательно набирать огромные емкости.

«Помните, что эта вода именуется святой, потому что в ней благодать Божия. Почерпайте ее с благоговением, несуетливо, не создавайте шума около святыни, не пытайтесь первыми почерпнуть воду. Постойте у этой святыни как можно дольше. Помолитесь за себя, за своих родных и близких, за Отечество наше», - говорил в проповеди Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Есть убеждение, что в Крещение ровно в полночь особенной становится вся вода на планете, даже обычная водопроводная из-под крана. Но священники уточняют, что священной является только вода, над которой совершен чин в церкви, или вода из источника, над которой прочитана молитва.

Как использовать святую воду

«С благоговением почерпнув святую воду, отнесите ее в домы свои, окропите их, дайте вкусить воду сию вашим родным и близким, сохраните ее на тяжкие моменты жизни вашей, в первую очередь на дни болезни, - ибо через эту воду сама Божия сила будет прикасаться к вам по вере вашей», - рассказал Патриарх Кирилл.

По церковным советам святую воду следует принимать по одной ложке утром натощак обычно вместе с кусочком просфоры. Обязательно надо прочитать молитву. Только в крещенский сочельник и сам праздник верующие могут пить воду в течение всего дня. При болезни можно употреблять ее в неограниченном количестве.

«Вреда (от святой воды) не будет 100%, ну если не пить по 10 литров в день, как и любой воды. Все зависит от отношения самого человека, от веры. Есть такой термин - психосоматика. Грубо говоря, организм при определенных условиях может самостоятельно избавится от очень многих заболеваний. В зависимости от отношения человека к вере, к религии может быть и очень ощутимая польза», - высказал мнение врач Яков Новоселов.

Крещенской водой можно окропить дом, чтобы в нем был порядок и покой, а также любые предметы быта, машину, одежду и даже домашних животных.

А вот мыть полы нельзя, так как после уборки по ним будут ходить, а это расценивается, как попирание и осквернение святыни. Также не стоит мыть такой водой посуду и стирать в ней. В народе раньше существовало поверье, что у тех, кто полощет белье в освещенной ранее проруби, обязательно будут долго болеть руки.

Экстрасенсы и маги используют святую воду в различных гаданиях и заговорах. Такое обращение церковь категорически запрещает.

Как хранить и выливать святую воду

Существует поверье, что крещенская вода не портится и хранить ее можно долгие годы. Лучше всего, чтобы емкость стола рядом с иконами. Если это невозможно - то в темном месте за закрытыми дверями. Бутылку не следует ставить на пол.

На самом деле Святая вода все-таки может испортится, особенно, если была набрана в грязную емкость. Есть противоречивые сообщения о том, что химический сотав воды после освящения меняется. При этом есть и случаи, зафиксированные Роспотребнадзором, когда люди заболевали, выпив освященной воды из открытых водоемов.

Если требуется вылить святую воду, то ее нельзя просто выплеснуть в раковину, откуда она попадет в канализацию, или на землю, где могут ходить люди. Воду надо вылить в реку или под дерево, также ей можно полить домашние цветы.

"Днесь вод освящается естество", - поется в одной из стихир праздника. Значит ли это, что вся вода: в реках, прудах и водопроводе - в день Крещения становится святой? Есть в народе такое поверье.

Освящение Иордана в Томске митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом в январе 2014 года

***

19 января по новому стилю Православная Церковь празднует один из великих праздников - Крещение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Согласно Евангелию, когда Иисус крестился, "Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!" (Лк. 3:22). Поэтому праздник Крещения также называется праздником Богоявления - так как в этот день единый Бог явил Себя миру в трех лицах Своего Божества.

Для нас, православных христиан, этот праздник имеет особый, неповторимый колорит. Мы любим чудный Крещенский сочельник с его особенным богослужением, включающим множество чтений из Ветхого Завета. Нам дорого великое водоосвящение, крещенская святая вода - агиасма, которую в праздник Крещения можно пить сколько хочешь, а весь последующий год - только натощак, потому что это великая святыня. Многие любят в день Крещения Господня, несмотря на лютый мороз, окунуться в иордань - прорубь, высекаемую во льду водоемов специально к празднику, обычно в форме креста. На реках и других водоемах в этот день также происходит Великое водосвятие, - по такому же чину, что и Великое освящение воды в храме.

"Днесь вод освящается естество", - поется в одной из стихир праздника.

Значит ли это, что вся вода: в реках, прудах и водопроводе - в день Крещения становится святой? Есть в народе такое поверье. "Вода становится святой потому, что по молитве Церкви с ней соединяется Божия благодать, - отвечает доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов. - Но Божия благодать - не безликая стихия. Бог всегда смотрит на силу веры и возможности верующих людей. Если у людей есть возможность присутствовать на богослужении, молиться при освящении воды или, по крайней мере, прийти и взять освященную воду, а они не пользуются этой возможностью, говорят "да наберем из-под крана - святая будет", они не получают святую воду. Другое дело, когда нет возможности получить освященную воду, как, например, было во времена гонений на Церковь, когда многие верующие, не имея возможности получить воду, освящаемую в храме, шли в полночь на реку или ключевой источник и набирали там воду. Такая вода действительно была святой, она стояла годами и не портилась".

По словам доктора богословия священника Олега Давыденкова, "вода на земле в ночь с 18 на 19 января освящается потому, что ее освятил Сам Господь Своим крещением. В это время все земные воды являют присутствие благодати Божией. Однако верование в то, что в ночь Крещения освящается всяческая вода, не уравнивает всю воду с той водой, которая освящается в храме. Освящение вод в крещенскую ночь – это однократное проявление Божией благодати. Освященная же в храме крещенская вода не утрачивает свою силу со временем. То, что в этот день вся вода освящается, не умаляет и не отменяет таинства освящения воды в храме".

Сама традиция купания в проруби обусловлена именно верой в освящение водного естества в день Крещения Господня. Человеку хочется не просто, чтобы его покропили, но всему погрузиться в освященные воды. "Думаю, - говорит проф. Осипов, - если мы делаем это с верой, мы можем получить для себя немалую пользу. А если это просто дань народной традиции, а желания освятиться нет, то не будет и никакой пользы. Приступаем мы к купанию в святом источнике или просто пьем святую воду, она имеет благодатную силу только для тех, кто при этом обещает: Господи, я постараюсь жить по-христиански, ниспошли мне ее благодать". (Конечно, не всем полезно в тридцатиградусный мороз окунаться в прорубь, ко всему нужно подходить с рассуждением).

Наконец, с праздником Крещения связано и такое заблуждение, что вода, освященная в сочельник, отличается от крещенской. Тем, кто так считает, можно посоветовать сравнить чин освящения воды в сочельник и в сам день Крещения. Мы не найдем ни одного слова различия, это один и тот же чин, а, следовательно, и вода абсолютно одинаковая.

Леонид Виноградов, Юрий Максимов


Великое водосвятие на Соловках. Богоявление - 2006


19 января по новому стилю Православная Церковь празднует один из великих праздников -- Крещение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Согласно Евангелию, когда Иисус крестился, «Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 22). Поэтому праздник Крещения также называется праздником Богоявления -- так как в этот день единый Бог явил Себя миру в трех лицах Своего Божества.

Для нас, православных христиан, этот праздник имеет особый, неповторимый колорит. Мы любим чудный Крещенский сочельник с его особенным богослужением, включающим множество чтений из Ветхого Завета. Нам дорого великое водоосвящение, крещенская святая вода -- агиасма, которую в праздник Крещения можно пить сколько хочешь, а весь последующий год -- только натощак, потому что это великая святыня. Многие любят в день Крещения Господня, несмотря на лютый мороз, окунуться в иордань -- прорубь, высекаемую во льду водоемов специально к празднику, обычно в форме креста. На реках и других водоемах в этот день также происходит Великое водосвятие, -- по такому же чину, что и Великое освящение воды в храме.
«Днесь вод освящается естество», -- поется в одной из стихир праздника.

Значит ли это, что вся вода: в реках, прудах и водопроводе -- в день Крещения становится святой? Есть в народе такое поверье. «Вода становится святой потому, что по молитве Церкви с ней соединяется Божия благодать, -- отвечает доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов. -- Но Божия благодать -- не безликая стихия. Бог всегда смотрит на силу веры и возможности верующих людей. Если у людей есть возможность присутствовать на богослужении, молиться при освящении воды или, по крайней мере, прийти и взять освященную воду, а они не пользуются этой возможностью, говорят «да наберем из-под крана -- святая будет», они не получают святую воду. Другое дело, когда нет возможности получить освященную воду, как, например, было во времена гонений на Церковь, когда многие верующие, не имея возможности получить воду, освящаемую в храме, шли в полночь на реку или ключевой источник и набирали там воду. Такая вода действительно была святой, она стояла годами и не портилась».

По словам доктора богословия священника Олега Давыденкова, «вода на земле в ночь с 18 на 19 января освящается потому, что ее освятил Сам Господь Своим крещением. В это время все земные воды являют присутствие благодати Божией. Однако верование в то, что в ночь Крещения освящается всяческая вода, не уравнивает всю воду с той водой, которая освящается в храме. Освящение вод в крещенскую ночь – это однократное проявление Божией благодати. Освященная же в храме крещенская вода не утрачивает свою силу со временем. То, что в этот день вся вода освящается, не умаляет и не отменяет таинства освящения воды в храме».



Купаются в Крещенскую ночь и миряне, и духовенство и монашествующие. На фото - клирик Самарской епархии о.Владимир Балашов в "Иордани" (фото с сайта Свято-Троицкого прихода в Елховке )

Сама традиция купания в проруби обусловлена именно верой в освящение водного естества в день Крещения Господня. Человеку хочется не просто, чтобы его покропили, но всему погрузиться в освященные воды. «Думаю, -- говорит проф. Осипов, -- если мы делаем это с верой, мы можем получить для себя немалую пользу. А если это просто дань народной традиции, а желания освятиться нет, то не будет и никакой пользы. Приступаем мы к купанию в святом источнике или просто пьем святую воду, она имеет благодатную силу только для тех, кто при этом обещает: Господи, я постараюсь жить по-христиански, ниспошли мне ее благодать». (Конечно, не всем полезно в тридцатиградусный мороз окунаться в прорубь, ко всему нужно подходить с рассуждением).

Наконец, с праздником Крещения связано и такое заблуждение, что вода, освященная в сочельник, отличается от крещенской. Тем, кто так считает, можно посоветовать сравнить чин освящения воды в сочельник и в сам день Крещения. Мы не найдем ни одного слова различия, это один и тот же чин, а, следовательно, и вода абсолютно одинаковая.

Леонид ВИНОГРАДОВ, Юрий МАКСИМОВ

Для нас, православных христиан, праздник Крещения имеет особый, неповторимый колорит. Мы любим чудный Крещенский сочельник с его особенным богослужением, включающим множество чтений из Ветхого Завета. Нам дорого великое водоосвящение, крещенская святая вода -- агиасма, которую в праздник Крещения можно пить сколько хочешь, а весь последующий год -- только натощак, потому что это великая святыня.

Многие любят в день Крещения Господня, несмотря на лютый мороз, окунуться в иордань -- прорубь, высекаемую во льду водоемов специально к празднику, обычно в форме креста. На реках и других водоемах в этот день также происходит Великое водосвятие, -- по такому же чину, что и Великое освящение воды в храме.
«Днесь вод освящается естество», -- поется в одной из стихир праздника. Значит ли это, что вся вода: в реках, прудах и водопроводе -- в день Крещения становится святой?
Есть в народе такое поверье. «Вода становится святой потому, что по молитве Церкви с ней соединяется Божия благодать, -- отвечает доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов. -- Но Божия благодать -- не безликая стихия. Бог всегда смотрит на силу веры и возможности верующих людей. Если у людей есть возможность присутствовать на богослужении, молиться при освящении воды или, по крайней мере, прийти и взять освященную воду, а они не пользуются этой возможностью, говорят «да наберем из-под крана -- святая будет», они не получают святую воду.
Другое дело, когда нет возможности получить освященную воду, как, например, было во времена гонений на Церковь, когда многие верующие, не имея возможности получить воду, освящаемую в храме, шли в полночь на реку или ключевой источник и набирали там воду. Такая вода действительно была святой, она стояла годами и не портилась».
По словам доктора богословия священника Олега Давыденкова, «вода на земле в ночь с 18 на 19 января освящается потому, что ее освятил Сам Господь Своим крещением. В это время все земные воды являют присутствие благодати Божией. Однако верование в то, что в ночь Крещения освящается всяческая вода, не уравнивает всю воду с той водой, которая освящается в храме.
Освящение вод в крещенскую ночь – это однократное проявление Божией благодати. Освященная же в храме крещенская вода не утрачивает свою силу со временем. То, что в этот день вся вода освящается, не умаляет и не отменяет таинства освящения воды в храме».

Сама традиция купания в проруби обусловлена именно верой в освящение водного естества в день Крещения Господня. Человеку хочется не просто, чтобы его покропили, но всему погрузиться в освященные воды. «Думаю, -- говорит проф. Осипов, -- если мы делаем это с верой, мы можем получить для себя немалую пользу. А если это просто дань народной традиции, а желания освятиться нет, то не будет и никакой пользы. Приступаем мы к купанию в святом источнике или просто пьем святую воду, она имеет благодатную силу только для тех, кто при этом обещает: Господи, я постараюсь жить по-христиански, ниспошли мне ее благодать». (Конечно, не всем полезно в тридцатиградусный мороз окунаться в прорубь, ко всему нужно подходить с рассуждением).
Наконец, с праздником Крещения связано и такое заблуждение, что вода, освященная в сочельник, отличается от крещенской. Тем, кто так считает, можно посоветовать сравнить чин освящения воды в сочельник и в сам день Крещения. Мы не найдем ни одного слова различия, это один и тот же чин, а, следовательно, и вода абсолютно одинаковая.



Из православного журнала "Нескучный сад"

Похожие публикации