Долгосрочный проект по физкультуре в доу. Проект в детском саду по физическому воспитанию. I этап – подготовительный
Программное содержание:
- Формировать у детей потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- Обеспечивать всестороннее и гармоничное развитие физических качеств дошкольников.
- Приобщать детей к здоровому образу жизни.
- Формировать жизненно важные двигательные навыки и умения.
- Способствовать укреплению здоровья, развитию воли, целеустремлённости.
- Сделать достоянием каждого ребёнка элементарные знания о своём организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.
- Воспитывать эстетические потребности личности ребёнка.
Краткое содержание проекта:
В процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представления о физкультуре и спорте, воспитываются положительные качества, проявляются собственные потенциальные возможности, данные ему от рождения.
Заключительный этап:
Проведение досуга по физическому воспитанию, включающему презентацию результатов совместной работы детей и родителей(стенгазеты, альбомы), выставка рисунков детей и родителей.
Виды деятельности:
- физическая культура;
- ребёнок и окружающий мир;
- развитие речи;
Группа:
Старший дошкольный возраст 6-7 лет
Родители (законные представители)
Воспитатель
Приблизительная продолжительность проекта: 7 месяцев.
Основа проекта
Образовательные стандарты:
- физическая культура;
- развитие речи;
- ребёнок и окружающий мир;
- изобразительная деятельность.
Физическая культура: формировать у детей потребность в ежедневной двигательной деятельности, развивать психофизические качества, воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию, поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.
Развитие речи: приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний, приучать к самостоятельности ответов и суждений.
Ребёнок и окружающий мир: расширять и углублять знания детей о спорте; формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры; воспитывать уважение к прославленным российским спортсменам, чувство гордости за их высокие спортивные достижения.
Изобразительная деятельность: формировать устойчивый интерес к изодеятельности; обучать активному и творческому применению усвоенных способов изображения в рисовании, лепке; развивать умение отображать в своих рисунках впечатления о спортивных праздниках и развлечениях.
Ожидаемые результаты обучения.
- привитие детям потребности в выполнении физических упражнений, развитие физических качеств, гарантирующих всестороннее развитие (ловкость, смелость, выносливость), желания заниматься в спортивных секциях;
- развитие личности воспитанника, его творческого потенциала, умение взаимодействовать с другими людьми;
- воспитание нравственных и патриотических чувств, социальной ответственности (умение действовать в интересах большого сообщества);
- освоение системы интегрированных знаний и умений;
Перед началом работы над проектом проводится анкетирование родителей (законных представителей) с целью получения информации о физической подготовленности членов семьи, об отношении к физкультуре и спорту.
В процессе реализации проекта проводятся тематические занятия, физкультурные праздники и развлечения. В помощь родителям выставляются папки-передвижки, даются консультации, домашние задания для детей и родителей по спортивной тематике: сбор материала для выпуска групповой стенгазеты, фотоальбома, составление рассказов о спортсменах, видах спорта, пользе физических упражнений. Общение с детьми в свободное от занятий время: беседы, игры, эстафеты.
По окончании проекта организуется:
- праздник для детей и родителей «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- выставка детских рисунков, поделок, нетрадиционного спортивного оборудования;
- экскурсия в спортивную школу;
- встреча с тренерами спортивных секций(футбол, волейбол, бокс).
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта.
Технологии – оборудование: спортивное оборудование, фотоаппарат, магнитофон, компьютер, сканер, принтер, видеокамера, телевизор, мультимедиа.
Технологии – программное обеспечение: программы обработки изображений; электронные энциклопедии.
Распределение функций участников проекта.
Воспитатель группы
Самообразование (накопление знаний об олимпийской истории, великих спортсменах, направленном действии физических упражнений на разные группы мышц). Разработка конспектов занятий, бесед, праздников и их проведение. Диагностика уровня физической подготовленности детей. Подбор литературы, иллюстраций по теме. Разучивание стихов, песен, танцев.
Дети
Занятия физкультурно-оздоровительного цикла, прогулки тренирующего характера, экскурсии. Участие в праздниках, досугах, играх-эстафетах. Посещение соревнований, спортивных секций. Художественная деятельность: рисование, лепка по данной теме. Разучивание стихов, танцев, песен.
Родители
Участие в сборе информации. Оформление стенгазеты, фотоальбома, стенда. Посещение с детьми спортивных секций. Участие в праздниках, развлечениях. Изготовление нестандартного физкультурного оборудования
1 этап – накопление знаний.
1. Рассматривание иллюстраций, журналов, фотографий спортивной тематики.
2. Беседы об истории Олимпийского движения, пользе физических упражнений для здоровья, о великих спортсменах.
— «Олимпийские игры! Что это такое?»-расширить знания детей о спорте; познакомить с историей Олимпийских игр.
— «Почему мы двигаемся»-дать понятие об опорно-двигательной системе (мышцах); развить общую выносливость; воспитать желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
— «Мы верим твёрдо в героев спорта»-познакомить детей с великими российскими спортсменами, воспитывать уважение к ним, чувство гордости за свою Родину.
3. Занятия:
— «Радуга здоровья»
— «Зачем нужны мышцы»
— «Весёлый тренинг»
— «Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка»
4. Экскурсия в Детско-юношескую спортивную школу.
5. Встреча с тренером по волейболу(беседа, показ медалей, фотоальбома).
6. Посещение секции бокса.
7. Загадывание загадок на спортивную тему.
2 Этап – практический.
1.«Осенняя спартакиада»- соревнования между подготовительными группами детского сада.
2.«Здоровье – это здорово!»- спартакиада для дошкольников среди детских садов муниципального образования.
3. Рисование. «Мы со спортом на «ты».
4. Лепка. «Раз, два, три, спортивная фигура замри».
5. «А ну-ка, мамочки!»- физкультурное развлечение с участием родителей.
6. Игры – соревнования: «Попади в цель», «Кто быстрее», «Самый ловкий».
7. Эстафеты (с предметами и без).
8. Спортивные игры с элементами футбола, волейбола, тенниса.
9. Сюжетно-ролевая игра. «Пограничники», «Космонавты» — способствовать военно-патриотической подготовке дошкольников; воспитывать смелость, выносливость; совершенствовать физическую подготовку.
10. Утренний кросс (ежедневно).
11. Зимний спортивный праздник.
12. «Мы сильные, ловкие, смелые» — спортивный праздник с участием родителей.
13. Заучивание стихотворения Л. Сивачевой «Много маленьких спортсменов…».
14. Разучивание песни Ю. Слонова «Физкульт-ура!».
15. Разучивание танцев (с лентами, с помпонами).
3 Этап – заключительный.
1. Физкультурное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья!».
2. Заслушивание мини-докладов детей.
3. Оформление стенгазеты «Мы со спортом на «ты»!».
4. Выставка рисунков на спортивную тему(сотворчество детей и родителей).
5. Демонстрация фотоальбома.
6. Вручение Дипломов (по номинациям) и медальонов с изображением Олимпийского символа.
Используемая литература.
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
- «Занимательная физкультура в детском саду» К.К.Утробина.
- «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» В.Г.Фролов.
- «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость» Е.Н.Вавилова.
- «Физическое воспитание дошкольников»(практикум) В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак, В.А.Шишкина.
- «Какая физкультура нужна дошкольнику» В.А.Шишкина, М.В.Мащенко.
- «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин.
- «Физическая культура – дошкольникам» Л.Д.Глазырина.
- «САФИ – ДАНСЕ» (танцевально-игровая гимнастика для детей) Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина.
- «Быть здоровыми хотим» (оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада) М.Ю.Картушина.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 146»
Коминтерновский район город Воронеж
ПРОЕКТ
по физическому воспитанию детей
«Растим детей здоровыми»
2014 - 2017
Руководитель проекта заведующий:
ТАМБОВЦЕВА
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
Заместитель заведующего по УМР
КУДИНОВА ЛЮДМИЛА ВАЛЕНТИНОВНА
инструктор по физкультуре
ПОПОЛИТОВА ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА
Принят на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 29.08.2014 года
Идеал воспитания – это сочетание
ума мудреца с силой и здоровьем атлета.
Ж.Ж.Руссо.
Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин этому множество: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них – невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
В настоящее время существует немало программ и методических рекомендаций по организации воспитательно-оздоровительной работы в ДОУ (В.Г.Алямовская «Здоровье», 1993г, Ю.Ф.Змановский «Здоровый дошкольник»,1996, В.Г.Кудрявцев Развивающая педагогика оздоровления» 2000г, «Здоровье» Л.Г.Татарникова). Однако, несмотря на достаточную проработанность проблемы оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, внедрение имеющихся программ и технологий тормозится в силу отсутствия механизма их адаптации к возможностям конкретного дошкольного учреждения, специфики региональных особенностей, а также материальных, организационных, кадровых и иных условий.
Здоровье ребенка – категория многогранная и динамическая, она включает физическое, интеллектуальное, функциональное развитие детей в соответствующие возрастные периоды, а также способность адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. Рост и развитие должны оцениваться не только психофизиологическими величинами, но и способностью ребенка контактировать со сверстниками и взрослыми, воспринимать и усваивать необходимую информацию, реально оценивать и развивать свои возможности. Только комплексный подход к оценке уровня здоровья позволит найти оптимальные пути оздоровления ребенка. Первостепенная задача – установление индивидуальных особенностей потребности ребенка в движении.
Программа основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях и составлена с учетом документов: Программы воспитания и обучения детей под редакцией Васильевой, «Здоровье» Л.Г.Татарниковой.
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах гигиены, охране здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки. Программа направлена на обеспечение укрепления здоровья детей, применение эффективных методов закаливания в условиях детского сада и семьи, разработку психогигиенических требований в условиях детского сада.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
1.Закон РФ «Об образовании»
2.Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ И Госсанэпиднадзором.
3.Устав образовательного учреждения
4. Положение о ДОУ
Цель программы : научить ребенка беречь себя через воспитание привычки думать и заботиться о своем здоровье.
Программа направлена на воспитание у детей положительного отношения к здоровому образу жизни, обогащение знаний о себе и своем организме, о способах сохранения здоровья, о способах оказания элементарной помощи и самопомощи.
Для достижения поставленных целей необходимо:
Сформировать навыки ухода за телом
Создать условия для закаливания, дав ребенку возможность самому решать, как закаливать организм
Выработать стойкую привычку к самомассажу
Создать проблемную ситуацию, которая наглядно демонстрировала бы значимость правильного отношения к своему здоровью
Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами
Дать основные представления о строении и функции тела
Убедить: если беречь свое тело, правильнопитаться и заниматься физической культурой, обязательно вырастишь крепким, здоровым, красивым, умным.
Формировать навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих
Ознакомить детей с возможными травмирующими ситуациями
Научить некоторым приемам первой медицинской помощи в случае травмы (ушиб, поре, ссадина)
Дать представление о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения)
Основные направления программы:
Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям детского сада
Организация и надлежайшее выполнение санитарно-гигиенического режима
Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания
Предупреждение острых заболеваний и психологического дискомфорта методами неспецифической медико-психолого-педагогической профилактики
Проведение специальных, социальных и санитарных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики
Изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.
Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников детского сада.
Обеспечение реализации основных направлений программы
1.Техническое и кадровое обеспечение:
Приобретение необходимого оборудования
Осуществление ремонта пищеблока, коридоров, игровых площадок
Оборудование помещений: спортивного зала, групповых комнат
Пополнение среды нестандартными пособиями: мягкими модулями, нестандартными ковриками, массажерами
Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ
2.Организационно-педагогическое и психолого-педагогическое обеспечение:
Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления:
Элементы точечного массажа (по А.А.Уманской)
Пальчиковая и артикуляционная гимнастика
Дыхательная и звуковая гимнастика по Стрельниковой
Психогимнастика по методике Чистяковой
Создание здорового психологического микроклимата коллектива взрослых и детей
Организация работы с родителями по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ и в семье, проведение консультаций, стендовые сообщения.
Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей.
Принципы создания программы :
1.доступность
Учет возрастных особенностей
Адаптированность материала к возрасту детей
2.систематичность и последовательность
Постепенная подача материала от простого к сложному
Частое повторение усвоенных правил и норм
3.наглядность
Учет особенностей мышления
4.Динамичность:
Интеграция программы в разные виды деятельности
5.дифференциация:
Учет возрастных особенностей
Создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Средства реализации:
Совместная деятельность педагога с детьми по темам: «Я-человек», «Я и движение»,
«Я осваиваю гигиену и этикет»,
«Я и опасные предметы», « Я и улица». Эти темы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей формированию навыков здоровья и конструирования вариантов своего, здорового образа жизни.
Работа с родителями, Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады – родитель- воспитатель- ребенок для развития культуры, здоровья и включает разные формы работы.
Методы реализации программы
Практические |
словесные |
Наглядные |
1.создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в детском саду 2.демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка 3.организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей 4. закаливающие мероприятия 5.оформление уголка ОБЖ в МДОУ 6.разметка дорожного движения на участке детского сада |
1.беседы 2.чтение художественной литературы 3.заучивание стихотворений 4.дидактические игры 5.сюжетно-ролевые игры 6.подвижные игры 7 развлечения 8.моделирование ситуаций 9консультации 10 наблюдения |
1.организация выставок. Конкурсов 2.сбор фотоматериалов 3.рассматривание иллюстраций 4.аудиовизуальная техника 5.информационно-агитационные стенды 6.театральная деятельность 7.личный пример взрослых |
Ожидаемые результаты :
1.полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья
2.приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни
3.полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
4. разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста
5.обоснование и внедрение в деятельность дошкольного учреждения системы неспецифической профилактики респираторных заболеваний.
Объекты программы
1.дети дошкольного образовательного учреждения
2.семьи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение
3.педагогический коллектив образовательного учреждения
Психогигиенические мероприятия
на занятиях и в режиме дня
возраст |
Организационно-методические указания |
|
Младшая группа |
1.Утренний прием: Функциональная музыка Элементы слово-сказко-арттерапии 2.Умывание и утренняя гимнастика: -мытье рук с произношением потешек Комплекс ОРУ 3. свободная деятельность: Словотератпия Арттерапия Игровая деятельность Индивидуальная работа 4.Завтрак: Эстетическое оформление блюд Спокойный тон воспитателя и помощника воспитателя Гигиеническое полоскание рта 5.Подготовка к прогулке, прогулка: Одевание Наблюдение Хождение по дорожкам, хороводы вокруг деревьев Хождение босиком, воздушные и солнечные ванны Зимние забавы Дыхательные и физические упражнения Создание хорошего настроения, благоприятного психоэмоционального состояния |
- успокаивающая ласковая музыка, звучание тихое Использование потешек, сказок, стихов, шуток, поговорок, кукольного, пальчикового, настольного театра, голос воспитателя ласковый, выражение лица доброжелательное Использование стихов и потешек, побуждающих проводить гигиенические мероприятия, стимуляцию с помощью самомассажа Подбор комплекса общеразвивающих упражнений игрового характера, использование игрушек и атрибутов Чтение сказок, стихов, беседы с малышами Обыгрывание сюжетов сказок, совместное пение, настольный, пальчиковый, кукольный театр, ряженье Настольные игры, игры с любимыми игрушками Использование слово- арттератии Привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока Пояснение – какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости докармливать детей Рассказ о необходимости, пользе полоскания рта Успокаивающая музыка Подвижные игры, психогимнастические этюды Хождение по ранее обследованным тропинкам, общение с живой и неживой природой Пребывание на солнце согласно возрасту и индивидуальным особенностям В зимнее время игры со снегом, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам Обучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений |
Укрепление дыхательной системы детей
Чтобы эффективно решать задачи укрепления дыхательной системы детей с целью повышения их сопротивляемости простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, применяется дыхательная гимнастика.
В младшей группе для развития дыхания используются дыхательные и звуковые упражнения. Это имитация через дыхание урагана, легкого ветерка, пылесоса, надувание шариков. Большое внимание уделяется очистительному дыханию- вдох носом, прерывистый, словно спуск по ступенькам вниз. Вдох через левую ноздрю, затем выдох через правую ноздрю и наоборот. Произнесение гласных звуков с дыханием без напряжения голосовых связок. «Рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур. Вдохи и выдохи при наклонах в разные стороны, в положении стоя, сидя и т.д.
В средней группе – брюшное и грудное дыхание. Обучая грудному дыханию, предложить держать ладони на груди, понюхать, как пахнуть цветы_ сделать вдох, а затем сдуть пух с одуванчиков. А упражнение «покачай ладошку» помогает обучить детей брюшному дыханию. Лежа на спине, дети должны положить руку на живот и покачать ее, надувая и опуская живот с помощью дыхания.
Дети старших и подготовительных групп знакомятся с разными типами дыхания.
Дыхательная гимнастика нравится детям, успокаивает и сосредотачивает их, а главное – приносит пользу здоровью.
Элементы антистрессовой гимнастики для детей
Огромный вред нервной системе детей наносят грубые слова, несправедливые замечания, невежливое обращение, проявление несдержанности. Состояние, следующее за этим – стресс. Именно стресс может стать первоисточником многих детских заболеваний. Поэтому с раннего возраста надо приучать детей умению регулировать свое эмоциональное состояние, правильно реагировать на жизненные обстоятельства. Тогда стрессовая ситуация не навредит здоровью малыша, напротив, она воспитает в нем волю, поможет развить способности и интеллект. Для снятия стрессов у детей используются элементы самомассажа, а также вибрационная гимнастика. В основе вибрационных упражнений практикуются естественные движения детей. Это стряхивание с себя капель дождя, росы, снега. Самомассаж проводится в игровой форме: «Поиграем с носиком», «Поиграем с ручками», «Поиграем с ушками», «Поиграем с ножками». Это не занимает много времени. Такой массаж проводится в перерывах между режимными моментами. А сочетание массажа с вибрационной гимнастикой активизирует работу всего организма. Антистрессовую гимнастику необходимо проводить не менее 1 раза в неделю, преследуя при этом следующие задачи:
Помочь детям овладеть эффективными приемами снятия стрессов
Повысить защитные силы детского организма
Формировать нравственное здоровье ребенка.
Применение антистрессовой гимнастики в условиях детского сада позволяет укрепить стартовые возможности дошкольника и наиболее благоприятно использовать данный период для формирования здоровья ребенка перед поступлением в школу.
Все воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санитарно-гигиенические навыки, приспосабливают ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды- словом учат вести здоровый образ жизни с раннего детства.
Какие показатели характеризуют физическую культуру ребенка? К ним относятся:
· Достаточный уровень здоровья, психофизического развития
· Сформированный навык правильной осанки во время выполнения физических упражнений и в повседневной жизни
· Соответствующий возрасту уровень гигиенической культуры
· Достаточный уровень развития физических качеств
· Адекватный возрасту уровень культуры движений(двигательный опыт), его красота и двигательное творчество
· Осознанность занятий физкультурой, определяемая наличием знаний в области физической культуры и здоровьесбережений в целом
· Стойкий интереск занятиям физической культурой
· Умение самостоятельно организовывать свой досуг и подвижные игры со сверстниками
1. для повышения защитных сил организма давать ребенку легкую, но полноценную. Пищу, обогащенную витаминами и минеральными веществами
2. включать в рацион кисломолочные продукты (кефир, биолакт, ацидофилин) Кисломолочные напитки обязательно дают на полдник. Перед ночным сном ребенку предлагают стакан кефира.
3. следует приучать ребенка к салатам из сырых овощей и фруктов, винегретам, овощным пюре, рагу, запеканкам из овощей. В качестве гарниров ко вторым блюдам лучше давать овощи, а не каши и макаронные изделия.
4. детям, не приученным к овощам, предлагают «замаскированные блюда, соединяя овощи с теми продуктами, которые дети едят охотно, например, с кашей или творогом. Можно добавить фруктовое пюре, во время еды предложить запивать овощное пюре фруктовым соком.
5. для обогащения рациона детей витаминами и минеральными веществами вместо кипяченой воды или чая полезно давать несладкие овощные соки, отвар из овощей, настой шиповника.
6. для профилактики острых респираторных заболеваний в питание включают зеленый лук и чеснок, которые содержат фитонциды- ароматические летучие вещества, обладающие высоким бактерицидным действием.
Закаливание
Закаливание предполагает систему мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетических механизмов защиты и приспособления организма.
При организации необходимо соблюдать ряд требований
1.провести комплексную оценку здоровья ребенка
2.определить тип и дозировку закаливания
3.выбрать метод
4. скорректировать действия педагогов и родителей по выбору средств и методов закаливания
5.учитывать противопоказания к закаливанию организма
Менее пяти дней после выздоровления или профилактической прививки
Менее двух недель после обострения хронического заболевания
Высокая температура в вечерние часы
Отсутствие полного контакта и сотрудничества с семьей
Протест и страх ребенка
Температура окружающего воздуха ниже нормы
Основные принципы закаливания – постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. К закаливанию часто болеющих, ослабленных детей надо подходить очень осторожно: наблюдать за ответными реакциями, постоянно консультироваться с педиатром. Ни в коем нельзя лишать ослабленного ребенка закаливания, так как именно ему оно необходимо для здоровья Предпочтение отдается воздушному закаливанию.
Метод |
методика |
Противопоказания |
Утренняя гимнастика |
Проведение на свежем воздухе в облегченной одежде Гимнастика в трусах и майках, хождение босиком |
Медицинский отвод после болезни |
прогулка |
Прогулка на свежем воздухе в любую погоду в одежде по сезону |
|
Сон без маек при открытых фрамугах |
Учитывать физическое и соматическое состояния ребенка, не допускать сквозного потока холодного воздуха |
Температура воздуха в спальне ниже 14 С |
Воздушные контрастные ванны, Гимнастика после сна |
Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла, в спальне, в групповой комнате |
Температура воздуха ниже нормы Наличие противопоказаний. |
Хождение босиком |
Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья |
Температура ниже нормы, наличие медицинских отводов |
Полоскание рта отварами трав или кипяченой водой |
Постепенное обучение полосканию рта, начиная с первой младшей группы |
Аллергическая восприимчивость |
Обширное умывание |
Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку и умыванию лица, процедура проводится 1 раз после сна. |
Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинских отводов. |
Туалет носа |
Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой |
|
Прогулка. Солнечные ванны, световоздушные ванны |
Использование ослабленного влияния атмосферы (раннее утро, после полудня) Проведение солнечных ванн в облачные дни. Использование отраженных лучей (в тени). Изменение площади открытой поверхности кожи подбором одежды Изменение продолжительности процедуры |
Лихорадочные состояния, хронические заболевания, температура свыше 30С |
Метод воздушного закаливания позволяет при минимальных организационно-технических затратах и без дополнительной нагрузки на персонал охватить одновременно детей всей группы и осуществить за ними контроль. Это закаливание проводится воспитателем после дневного сна в групповом помещении, где в одной из комнат (Спальне, игровой или раздевалке) температура воздуха поддерживается в пределах 21-24, а другой –на 3-5 ниже и за 6-8 недель снижается до 12-16С. Дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный настрой, и лежа в постели, поверх одеяла выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все мышцы тела. Затем по команде воспитателя дети снимают спальную одежду и в трусах и майках выполняют в течение 1-2 минут циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные движения) попеременно в холодном и теплом помещениях то есть принимают общую воздушно-контрастную ванну. Количество перебежек из одной комнаты в другую за время занятий 12-15 минут с пребыванием в каждой 1-2 минуты составляет не менее 6.
При организации закаливания учитываются индивидуальные особенности ребенка.
Любой метод закаливания предполагает его непрерывность, Если система была нарушена в силу каких-либо причин (болезнь, отпуск), начинать процедуры нужно с начальной стадии.
Правильно организованная система закаливания:
Поддержит температурный баланс тела
Нормализует поведенческие реакции ребенка
Снизит инфекционно-воспалительные заболевания
Улучшит показатели физического развития
Повысит уровень физической подготовленности.
Организация работы с семьей
Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей, так как основы здоровья закладываются в семье.
Главное в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолевать равнодушие и безразличие к тому, что делается в МДОУ.
Для решения этих проблем необходимо дать родителям полное представление о динамике физического развития и состоянии здоровья каждого конкретного ребенка. Только на этой основе возможна консолидация усилий семьи и ДОУ и выработка общей стратегии в воспитании у ребенка потребности к здоровому образу жизни.
Важно учесть условия семейного воспитания детей, своевременно рекомендоватьродителям приобретать необходимое физкультурное оборудование и инвентарь, чтобы способствовать повышению двигательной активности детей и в домашних условиях; нужно привлекать к совместным подвижным играм дошкольников старших сестер, братьев и других членов семьи. При проведении совместных с родителями праздников дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях. При этом они ведут себя непосредственнее, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения, более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях, что имеет большое значение для развития личности ребенка. Задача этих праздников – приобщение родителей и детей к массовой физкультуре.
Для организации эффективного сотрудничества родителей с МДОУ мы используем анкетирование родителей, совместные физкультурные праздники, проведение дней открытых дверей с просмотром занятий в физкультурном зале, семинары-практикумы, текстовые информации.
Наглядная агитация, консультации, беседы, практикумы помогают знакомить родителей с последними достижениями в области физического развития детей, вводят в курс тех проблем и достижений, которые есть у ребенка.
Увлечь пап и мам, показать им, как интересно можно провести досуг в семье с пользой для ребенка, донести до них информацию об особенностях дошкольного возраста – важные задачи ДОУ.
Таким образом, совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1.Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основными методами, содержанием и приемами физкультурно-оздоровительной работы с детьми в детском саду, а педагоги используют лучший опыт работы семейного воспитания
2.Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
3.Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4.Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:
· ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья детей
· участие в составлении индивидуальной работы по оздоровлению ребенка
· целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую необходимость рационального режима и питания, закаливания, оптимального температурного режима
· ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
· обучение конкретным приемам и методам оздоровления.
В этих целях широко используются:
Информация вродительских уголках, в библиотеке
Консультации
Устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, инструктора по физкультуре, а также родителей с опытом семейного воспитания
Семинары-практикумы
Деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми
Открытые дни для родителей с просмотром и проведением занятий
Сроки |
Мероприятия |
ответственные |
сентябрь |
1.Анкетирование родителей 2.Оформление «Уголка здоровья» 3.Консультации для родителей «Роль семьи и детского сада в воспитании здорового ребенка» |
Воспитатель Инструктор по физкультуре Воспитатели |
октябрь |
1.Консультация «Точечный массаж при ОРЗ» 2.выставка овощных блюд, включающих лук и чеснок |
Врач Воспитатели, повар |
ноябрь |
Семинар-практикум «Изготовление чесночных бус, кулончиков для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей» |
Ст.медсестра |
декабрь |
Выступление родителей на тему физического оборудования в домашних условиях 2.показ фрагментов физкультурных занятий с использованием нетрадиционного оборудования |
Родители, воспитатели Инструктор по физкультуре |
январь |
1.Оформление фотостенда «Отдых в выходные дни» 2.Консультация «Игры и зимние развлечения детей» |
Воспитатели |
февраль |
Музыкально-физкультурное развлечение «Папа и я – спортивная семья» 2.Консультация «Основы правильного питания» |
Музыкальные руководители, инструктор по физкультуре Старшая медсестра |
март |
Музыкально-физкультурное развлечение «Мама лучше всех» |
Муз.рук., инструктор по физкультуре, воспитатели |
апрель |
1.Консультация «Роль витаминов в детском питании» 2.Показ физкультурных занятий с детьми разных возрастных групп |
Старшая медсестра Инструктор по физкультуре |
май |
Диагностика состояния здоровья детей- выпускников детского сада |
Инструктор по физкультуре, воспитатели |
Июнь- август |
1.Организация летнего отдыха детей- консультация 2.Минипоходы детей с родителями в лес- рекомендации 3.Консультация «Собирайте лекарственные травы» |
Воспитатели врач |
Наталья Глухова
Педагогический проект
«Эти разные мячи »
по физическому воспитанию
в средней группе
Воспитатель :
Глухова Н. В.
р. п. Ардатов
Актуальность
Физическое воспитание должно выступать, как основной фактор повышения двигательных возможностей детей в подготовке их к жизни и, в следующем, к физическому труду . Спортивные игры дают возможность решения многообразных двигательных задач , характеризует всесторонность воспитания физических качеств , а возможность выполнения двигательных действий с необходимой функциональной активностью органов и структур организма, говорит о гармоничном воспитании физических качеств . Поэтому развитие физической культуры и спорта является одной из приоритетных направлений политики государства. Приобщение подрастающего поколения к спорту и физической культуре и является актуальностью данного проекта Непосредственно образовательная деятельность с мячом различного веса и объема способствуют повышению физического и психического развития ребенка . Вызывает огромный интерес к спортивным играм с мячом. Помогает адаптироваться ребенку в социальной среде , учит ребенка организовываться в процессе самостоятельной активной деятельности, развивает интерес к спортивным секциям, массовым мероприятиям.
В дошкольном возрасте закладываются основы физического развития . формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания и развития физических качеств Одни из первых основных движений ребенка- хватание, бросание, метание, ловля. Именно мяч - по мнению Ф. Фрёбеля, внутренний и внешний мир ребенка. Игры с мячом практически ушли в прошлое, а ведь именно в них развиваются быстрота , ловкость, глазомер, ориентировка в пространстве, формируются положительные взаимоотношения, которые так необходимы будущему первокласснику.
Заботясь о здоровье детей, мы должны создать условия для их двигательной деятельности, чтобы детям хотелось заниматься спортом, больше двигаться, необходимо научить их играть в разнообразные игры . У каждого ребенка есть мяч, но научить ребенка играть в него может не каждый родитель.
Эти обстоятельства дали толчок для разработки и реализации данного проекта .
Проект по теме : «Эти разные мячи » .
Место проведения : МДОУ №2
Сроки проведения : январь-февраль.
Вид проекта : оздоровительный
Участники проекта : дети, родители, воспитатель.
Возраст детей : 4-5 лет.
Форма проведения : познавательно – игровая
Цель проекта : Сохранение и укрепление здоровья детей через спортивные игры и упражнения с мячом.
Задачи :1. Повышать двигательную активность детей с помощью проведения подвижных игр с мячом.
2. Развивать физические качества детей (ловкость,быстроту, ориентировку в пространстве, глазомер)
3. Расширять и систематизировать знания детей о видах, свойствах мяча и вариантах его использования.
4. Учить детей играть коллективно, уметь принимать правильное решение в сложных ситуациях.
5. Обучать детей элементам спортивных игр с мячом (баскетбол, волейбол, футбол) .
6. Создать условия для проведения проекта .
7. Активизировать роль семьи в физическом воспитании дошкольников
Ожидаемые результаты :
Заинтересованное отношение родителей к совместной активной деятельности с детьми с использованием мяча.
Формирование активной позиции у детей по и здоровьесбережению посредством игр и игровых упражнений с мячом.
Организация выставки нетрадиционного оборудования «Эти разные мячи » .
Создание пособий и оборудования для предметно-развивающей среды в группе .
Результат проекта : создание мини-музея
Девиз проекта : «Мяч- помощник нам в игре, ты бери его везде!»
Проект основан на принципах :
Постепенности
Доступности
Систематичности
Сознательности и активности
Наглядности
Основные формы работы :
Индивидуальная работа с детьми
Показ видеопрезентации
Совместная работа участников образовательного процесса
Взаимодействие с семьями детей
Методы и приемы :
Рассматривание картин, иллюстраций
Выполнение упражнений
Показ упражнений со словесным описанием
Обьяснение,указание
Команды,оценки
План реализации проекта :
Проблема :
o дефицит движений у детей дошкольного возраста;
o не всегда удаётся сформировать у детей устойчивые двигательные навыки и потребность в здоровом образе жизни;
o поверхностный интерес родителей и детей к мячу, играм с ним;
1. Подготовительный этап :
- беседы с детьми : «Какие игры с мячом вы знаете?» ,
«Играете ли дома с мячом?»
Изучение литературы по данной теме
Подбор художественной литературы, электронных ресурсов
Подбор дидактических игр, подвижных и игр с элементами спорта
Составление планов и написание конспектов
Подбор наглядной информации для родителей
Подготовка консультации для родителей
Изучение интернет ресурсов
Анкетирование родителей «Мяч в жизни ребенка»
2. Практический этап :
План реализации проекта
Форма работы Задачи
Физическое развитие
Утренняя гимнастика «Мяч» -содействовать развитию двигательной активности, умению работать с мячом, внимание
Физкультура на воздухе «Перестрелки» , «Угадай какой мячик » - развивать двигательную активность, умение играть с мячом, действовать по команде, внимание, мышление
Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу
Подвижная игра с мячом «Лови-бросай» - развивать ловкость
Гимнастика после сна «Воображаемые мячики » -воспитывать интерес к здоровому образу жизни, развитие гибкости
Утренняя гимнастика с массажным мячом - развивать ловкость , выносливость, смекалку
Тренировать мелкую и крупную моторику
Подвижные игры «Съедобное - не съедобное» , «Скажи по другому» - развивать ловкость , внимание, координацию движений
Физкультминутка «Мяч подскакивает вверх» - способствовать развитию
Пальчиковая гимнастика «1,2.3.4.5,- будем мячики считать » - совершенствовать движения рук, произвольное внимание, логическое мышление, слуховое восприятие, память,речь детей
Двигательная пауза «Скачет мячик прыг да скок » -развивать у детей ловкость , выносливость смекалку
Воспитывать интерес к здоровому образу жизни
Способствовать развитию самостоятельной двигательной активности
Дыхательная гимнастика «Сдуемся и надуемся как шарик» -стимулировать работу легких
-развивать умение работать в команде
Поднимать настроение
Нод по физкультуре «Мяч» - формировать представление о мяче, как о гимнастическом снаряде
- развивать ловкость , быстроту, координацию движений
Игры с фитболом -приводить мышцы в тонус
- развивать двигательную активность, умение работать с мячом
Игра «Сбей кегли» - развивать силу и точность броска,
Содействовать развитию ловкости и глазомера.
Игра «Попади в кольцо» - развивать силу и точность броска,
Содействовать развитию ловкости и глазомера.
Игра «Меткий стрелок» -тренировать мышцы рук
Содействовать развитию ловкости и глазомера.
элемент спортивной игры «Баскетбол» - развивать силу и точность броска,
Содействовать развитию ловкости и глазомера.
Игра «Футбол» -тренировать мышцы ног
Содействовать развитию ловкости , выносливости
Игра «Прокати и не задень» - упражнять в прокатывании мяча руками между предметами
п/и «Пронеси – не урони» - обучение в игровой манере прыжкам и бегу, ловкости и координации движений
Познавательное развитие
Беседа с детьми «Спортивный мяч» - обсудить, что представляет собой мяч и как его можно использовать для физического развития
Загадки о мяче - побуждать отвечать на вопросы
Беседа «Хочу стать чемпионом» - знакомить с видами спорта и спортсменами
Расширять знания о разных видах спорта и необходимостью ими заниматься
Презентация «Путешествие мяча» -познакомить детей с историей мяча и разными видами спорта с ним
Беседа «На что похож мяч» -обратить внимание детей на форму мяча, вспомнить похожие предметы
Презентация «Эти разные мячи » -расширять и систематизировать знания детей о разнообразии мячей
Викторина «Из какой игры мяч» -систематизировать знания детей о разнообразии спортивных игр с мячом
Социально-коммуникативное развитие
Просмотр мультфильма «Как казаки в футбол играли» - знакомство с социальной действительностью
Формирование положительных взаимоотношений между детьми
Общение «Если бы не было мячей»
Активировать словарный запас
Игра «У кого мяч» -побуждать отвечать на вопросы воспитателя
Активировать словарный запас
Сюжетно-ролевая игра «Охотники и звери» -развивать умение действовать в команде, ловкость в работе с мячом
Дидактическая игра «Узнай на ощупь» - содействовать развитию мышления , памяти
Рассматривание альбома «Спортивные игры с мячом» - формировать представление о мячах и их назначении, применении в спортивных играх
Речевое развитие
Чтение стихотворения Е. Железновой «Весялый мячик » - знакомить со стихотворением
Предложить выучить его наизусть
Чтение «Сказки о мяче и Вовке» Л. Ушаковой -развивать умение слушать художественное произведение, эмоционально отзываться на него
Заучивание стихотворения Н. Радченко «Мой веселый мячик » -знакомить со стихотворением
Предложить выучить его наизусть -
Придумывание сказок и небылиц о мяче -содействовать развитию воображения
Активировать словарный запас
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Мячи бывают разные » -развивать мелкую моторику
Музыкальный этюд «Мяч здоровья» -развивать двигательное воображение и творческую фантазию
Аппликация «Любимый мячик » -развивать мелкую моторику , координацию работы рук и глаз, чувство цвета, формы
Учить детей отражать в своих работах любимые игры и забавы с мячом
Пластилинграфия «Мячики » -развивать мелкую моторику , координацию работы рук и глаз, чувство цвета, формы
Учить детей отражать в своих работах любимые игры и забавы с мячом
Прослушивание песни «Мяч» - создать радостное настроение
Способствовать эмоциональному развитию
Взаимодействие с семьями воспитанников
Интервьюирование родителей «Какие мячи у нас дома ?» .
Информационная папка для родителей «Подвижные игры с мячом» .
Совместное изготовление с ребенком мяча для игр из бросового и подручного материала «Эти разные мячи » , составление памятки по его использованию.
Пополнение предметно – развивающей среды : изготовление мишеней, колец для бросков.
Привлечение к созданию мини- музея «Эти разные мячи » (изготовление мячей нетрадиционным способом)
Буклет «Мяч в жизни дошкольника»
Выпуск газеты «Будь здоров малыш»
1. Заключительный этап :
Выставка совместных работ «Эти разные мячи » .
Организация мини- музея «Эти разные мячи »
Спортивное развлечение с родителями «Папа, мама, я- спортивная семья»
Итоговое спортивное развлечение «Мой веселый звонкий мяч»
Полученный результат :
Для детей :
Освоение детьми элементов спортивных игр с мячом;
Повышение двигательной активности детей
развитие физических качеств детей
Увлечённое использование мячей детьми в группе , в самостоятельной деятельности, на занятиях физкультурой;
Для родителей :
Проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми;
Желание родителей в дальнейшем обогатить дома спортивный уголок традиционными мячами;
Становление культуры здорового образа жизни в семье.
Нод по физкультуре
Показ презентации «Путешествие мяча» и «Эти разные мячи »
Публикации