Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Современные западные ценности: от безбожности к безнравственности, далее – везде. Западныe ценности - это здорово. Жаль только, что у Запада их нет Западные ценности неприемлемы на российской почве

Продолжим начатый в недавней Ольги Зиновьевой разговор о европейских и российских ценностях.

На днях министр иностранных дел Эстонии Марина Кальюранд заметила , что одной из причин, "по которым ЕС будет и впредь следовать антироссийским курсом, является разница в подходах к вопросу об "основных ценностях".

При этом глава МИД Эстонии смогла назвать лишь одну "ценность", которая, по её мнению, отличает Европу от России. Это "агрессивность" последней. "Учитывая агрессивный характер внешней политики России, Европа будет продолжать придерживаться прежней позиции по отношению к ней", — вынесла приговор Кальюранд.

Логика, как видим, здесь не ночевала. Налицо диссонанс между подлинным смыслом произносимого и объективной реальностью.

Но оставлю в стороне логику и сравнительный анализ показателей подлинной агрессивности НАТО, в одностороннем порядке расширяющего свое влияние в направлении российских границ, и России, вынужденной в ответ приводить в действие свои оборонные системы.

Перейду к главному — к вопросу о том, каковы же на самом деле подлинные ценности современной Западной Европы, в том числе — в сравнении с ценностями российскими.

Вера телевизору как самый простой способ обрести опору

Смею утверждать, что сознание большинства граждан современной России, отказавшейся от "социалистической" идеологии и не прибившейся ни к одной сколько-нибудь надежной доктрине, куда свободнее (в том смысле, что меньше заштамповано) сознания среднестатистического западного человека.

Постсоветский человек в массе своей находится в состоянии затянувшегося и во многом самостоятельного поиска новой мировоззренческой доктрины. В результате же отсутствия в России однозначно привлекательной для большинства граждан идеи (откуда ей взяться, если такой идеи сегодня в РФ нет и у элит) постсоветский человек вынужденно прибивается к одной из четырех групп.

Первая группа (самая большая) граждан предпочитает верить российскому телевизору и, следовательно, доморощенным штампам.

Вторая группа предпочитает не верить российскому телевизору, но верить при этом телевизору западному с его изощренной казуистикой.

Третья группа не верит никому и, в отсутствие веры, маргинализуется или скатывается в банальное потребительство.

Наконец, четвертая группа граждан мечется между множеством телевизоров и с готовностью принимает любую идею, которая кажется им приемлемой в данный момент времени.

Словом, в современной России мы видим плюрализм в действии, который, с одной стороны, предоставляет людям свободу выбора, с другой — не избавляет их от неизбежного погружения в хаос бессмысленных интерпретаций происходящего.

Иное дело — человек западный, которого лишили свободы выбирать, но убедили в том, что он свободен, как никто другой. За долгие годы борьбы с "мировым злом" (в чем бы оно ни выражалось — в коммунизме или российском "империализме") его приучили верить исключительно своим СМИ. Более того, заставили верить в то, что свои, евро-американские масс-медиа профессиональнее и правдивее каких-либо других.

Западного обывателя убедили в том, что любая информация или позиция, не вписывающаяся в утверждаемую Вашингтоном, Лондоном и Брюсселем картину мира, — суть ПРОПАГАНДА.

Замечу, что такие стержневые для западного человека понятия, как "свобода", "демократия" или "прогресс" сейчас затасканы и дискредитированы. И, например, европейцы (как люди, менее заштампованные, чем американцы) начинают переходить на иную, более удобную в процессе манипуляций массами терминологию. В частности, одной из важнейших категорий мировоззренческой сферы современной Западной Европы стал упомянутый нами термин "пропаганда".

Сегодня эта категория находится на пике своей актуальности. И не беда, что она давно утратила подлинный смысл, превратившись в штамп и жупел. Важно, что этот штамп функционален, универсален, а потому эффективен с точки зрения достижения целей информационной войны. Он позволяет маркировать с выгодой для себя все что угодно, включая императивы Канта.

Центральной же категорией-идеологемой для западноевропейских полиси-мейкеров стал симулякр "ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ". (с моей точки зрения, это любимый термин, например, канцлера Германии Ангелы Меркель).

Западные ценности — навязываемый миру "идеал"

При помощи вброса категории "западные ценности" (подразумевается — "ценности цивилизованного мира") в мировое информационное пространство Запад решает некую смысловую коллизию. Так, если современная Россия не имеет официальной национальной идеи (более того, на уровне официоза она всячески демонстрирует приверженность либеральной, то есть прозападной идеологии), то как можно вести против неё идеологическую борьбу?

Так Запад и не объявляет России войну по идеологическому признаку, как раньше. Он обвиняет РФ в том, что у неё "неправильные ценности". Что как бы и дает Западу моральные и прочие основания для наступления на Россию по всем возможным направлениям.

При этом западные идеологи и интеллектуалы, если предложить им расшифровать понятия "американские ценности", "европейские ценности", "западные ценности" и т.п., как правило, назовут с десяток расхожих штампов, давно утративших изначальный смысл.

При расшифровке, например, термина "европейские ценности" вам назовут прежде всего все ту же "демократию". Еще — "свободу перемещения", "сильное гражданское общество", "приоритет права", "политический плюрализм", "систему социальных гарантий" и "толерантность". Эти "ценности" чрезвычайно возбудили, например, Украину, свихнувшуюся на "евроинтеграции", а также миллионы ставших мигрантами граждан прочих отсталых стран.

Разумеется, никто не объясняет украинцам или кому-либо еще разницу между подлинной ценностью и симулякром идеала. Напротив, расхождение между словом (например, "демократией") и делом (тотальным подавлением инакомыслия и организацией свержения законных режимов в неугодных странах) стало одной из важнейших технологий, позволяющих Западу расширять пространство своих "ценностей".

Понятно, что симулякр демократии лучше конкретной резни в какой-нибудь Сирии, а реально действующая система социальных гарантий лучше нарастающего олигархического беспредела на той же Украине. Но Россия ведь — не Украина, и тем более не разоренная Ливия или Сирия, чтобы чохом поменять свои ценности на чужие.

Да и телевизор в России работает несравненно лучше, чем на той же Украине, объясняя гражданам РФ кое-какие их преимущества.

Два мира — два образа жизни

Современные западноевропейские ценности Ценности российской цивилизации
глобализм многополярный мир
универсальность самобытность
прогресс без ограничений движение вперед без разрушения старого
мультикультурализм духовное развитие
политический плюрализм соборность
сильное гражданское общество солидарное общество
агностицизм и атеизм вера (традиционные религии)
приоритет нетрадиционных религий приоритет традиционных религий
гендерное равенство (феминизация мужчин и маскулинизация женщин) сохранение гендерных различий и традиций
однополые браки традиционная семья
поддержка ЛГБТ в ущерб традиционному большинству
признание нетрадиционной сексуальной ориентации анормальностью
ювенальная юстиция с правовой защитой детей от родителей исключительное право родителей на воспитание детей до определенного возраста
индивидуализм различные формы коммунитарности
свобода как максимальный отказ от социальных табу свобода как приближение к (Божественному) идеалу
там, где закон, там и справедливость справедливость выше закона
формальная толерантность подлинная терпимость
политкорректность Правда
транспарентность открытость — в смысле честность
свобода прессы достоверность прессы
Стыд Совесть
приоритет частной собственности все виды собственности равны
право на одностороннее применение силы во имя демократии Ненасильственность
социальные гарантии для всех

Приведенный здесь список ценностей можно продолжить (я не затрагивал здесь, к примеру, разные трактовки истории Второй мировой войны и вообще — мировой истории), но ход нашей мысли, а также характер и масштаб принципиальных различий между двумя ценностными системами, я думаю, ясен.

Как видим, разница в ценностях между Западной Европой и Россией — по всем пунктам, за исключением последнего. Вот уж разошлись пути, так разошлись…

Критики представленной здесь позиции наверняка заметят, что перечисленные в правой колонке таблицы "ценности" — это, скорее, декларируемые идеалы, а на деле в современной России степень потребительства ровно такая же, как в Западной Европе. И воруют и врут в нашей стране еще больше, чем на Западе. И солидарного общества в России нет, а есть олигархическое государство. И со справедливостью есть проблемы.

Действительно, многого из перечисленного сегодня в России по факту не существует. Но в том-то и дело, что приведены в ней не столько нынешние российские ценности (пребывающие в состоянии эрозии во многом по причине их целенаправленной прозападной перекодировки), а "ценности российской цивилизации", составляющие имманентное содержание цивилизационного кода нашей страны. Кода, от которого Россия частично отказалась в советское, а затем и в новорусское время, а сегодня стремится если не восстановить, то по меньшей мере взять за основу при наметившемся развороте к новой стратегии развития.

Что русскому хорошо, то немцу – смерть
Русская народная поговорка

В своём стремлении жить, как в Европе, мы совсем перестали задумываться на тему: а нужны ли нам европейские ценности и что, собственно говоря, они из себя представляют.
Начнём с самого понятия – Европейские ценности. Википедия даёт нам такое определение: Европейские ценности - совокупность основных принципов обустройства семьи, общества и государства, политико-экономических, правовых, культурных, этических и других норм, объединяющая значимое большинство жителей Европы, служащая основой их идентичности. Существует даже перечень таких ценностей. Он записан в Лиссабонском договоре о принципах существования Евросоюза:
уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и уважения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам . Эти ценности являются общими для совокупности государств-членов, которая характеризуется плюрализмом, недискриминацией, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством между женщинами и мужчинами.
Казалось бы – замечательные идеи. Именно на этих принципах основан Евросоюз. Именно эти принципы лежат в основе идеологии европейских стран. Именно с позиции этих принципов Европа определяет своё отношение к другим странам и их действиям.
Давайте внимательно рассмотрим каждый пункт в отдельности.
1. Уважение человеческого достоинства . Без вопросов.
2. Свобода . Тут, пожалуй, нужно сделать оговорку. Свобода не может быть безграничной. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. На эту тему можно написать философский трактат, и всё равно останутся вопросы, потому что невозможно написать инструкцию по свободе. Поэтому включение в список приоритетов такого размытого понятия, как «свобода», представляется очень спорным.
3. Демократия . Опять же, что понимается под словом «демократия»? Дословное значение «власть народа»? Или конкретные методы избрания руководителя государства? Судя по тому, как США и Европа насаждают «демократию» в других странах, то ни о какой власти народа тут и речи быть не может. Под демократией тут понимается тот режим, который устраивает «цивилизованный мир», как сами себя окрестили США и Европа. Мнение же народа в этих странах никто не принимает в расчёт. Например, с точки зрения «цивилизованного мира» в России нет демократии. А то, что президент страны пользуется поддержкой большинства населения, никого не интересует.
4. Равенство . По большому счёту – да. Но в реальной жизни такое невозможно. Люди изначально рождаются неравными. Неравными по физическому и умственному развитию, неравными по своим возможностям. И делать вид, что умственно отсталый человек сможет реализовать себя в интеллектуальной сфере – чистое лицемерие. То же самое касается и физического развития. Равенство это хорошо. Но всё-таки нужно давать честные ответы на вопросы о равных возможностях для всех людей.
5. Верховенство закона . Согласен на все 100%. Если есть закон, то все действия должны ему соответствовать. Главное, чтобы все граждане были равны перед законом, невзирая на должности и материальное состояние. Все. От бродяги до главы государства. Никаких исключений.
6. Уважение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам . Вот тут бомба. Начнём с простого. Национальные меньшинства. Почти всегда благие намерения заботы о меньшинствах оборачиваются дискриминацией большинства. Нац.меньшинства настолько защищаются законами со всех сторон, что о равенстве уже и речи не идёт. Поступление на работу или учёбу – в приоритете нац.меньшинства, распределение общественных благ – та же ситуация. И так во всём. Само упоминание о меньшинствах в корне неверно и нарушает провозглашённый принцип равенства.
Теперь самая щекотливая тема – сексуальные меньшинства. Само выделение этих людей в отдельные группы удивляет. В общественной жизни не имеет никакого значения, так называемая, сексуальная ориентация. А чем человек занимается в своё свободное время – никого не должно волновать, главное, чтобы это было в рамках закона. Как сказала незабвенная Фаина Раневская: «Со своей жопой каждый волен поступать, как ему вздумается».
Какую же картину мы наблюдаем в реальной жизни «цивилизованного мира»? Неправильная сексуальная ориентация (а она неправильная, так как противоречит природе не только человека, но и всего живого мира на Земле) объявляется абсолютно нормальным явлением. В «просвещённой Европе» дошло уже до того, что в школах для детей ввели обязательное сексуальное воспитание, на уроках которого преподаватели предлагают детям самим определяться со своей сексуальной ориентацией. Получается, что вместо того, чтобы нести детям чистое, светлое, вечное, педагоги просто напросто калечат детскую психику. Вместо того, чтобы лечить гомосексуальность, как психическое заболевание, его прививают абсолютно здоровым людям. Это или глупость, или заговор с целью геноцида целых народов, ведь однополые пары не способны к рождению потомства.
7. Равенство мужчин и женщин . Применимо только в ограниченной сфере. Не может и не должна женщина выполнять физически тяжёлую работу. Не может мужчина рожать детей и затем их кормить. И много чего ещё не могут или не должны делать одни за других. Равенство полов – вредная идея-сорняк, зародившаяся в конце XIX века в головах бездетных развращенных дамочек-революционерок. История наглядно показала, что все эти революционные идеи способны принести только разрушения и боль. Поэтому не стоит пытаться ещё раз воплощать их в жизнь.
Что же мы имеем в сухом остатке от этих самых «европейских ценностей»? Элементарные понятия, известные со времён царя Соломона о необходимости жить по закону? Пожалуй, да. Попытки изменить сознание общества навязыванием пресловутой «толерантности» сами способны погубить это общество. И относиться к подобным постулатам нужно очень критично. Жизнь должна идти своим чередом, она сама создаёт необходимые правила, по которым живёт общество. Невозможно насильно и против воли людей улучшить их жизнь. Благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии без проверки

Навеяло "Поединком" Кургинян-Злобин.

Если бы я стояла напротив Злобина, то первое, что я бы спросила, было: "А почему Вы считаете, что западные ценности реально поддерживаются населением, политиками и администрацией запада?" Много чего бы сказала, на самом деле, потому что каждая либеральная ФРАЗА, прозвучавшая на этом шоу, вызывала у меня диссонанс с реальностью. Наши либералы либо настолько наивны, либо настолько хитры, что провозглашенное считают реальностью.

Как ни странно, большинство заявок в ЕСПЧ по поводу нарушений прав человека - от граждан России. Вы считаете, это потому, что в России нарушают права человека, а в ЕС все чинно и благородно? Вовсе нет. Просто граждане ЕС разучились настаивать на своих правах. Их, как баранов, научили только смиренно ожидать смерти и позволять себя стричь до последнего волоска. Именно поэтому мы с удивлением наблюдаем за тем, как они не возмущаются тем, что их же собственные деньги идут на прокорм здоровых мужиков, которые никогда не смогут работать, за тем, на изнасилование европеек голландцы ответили маршем европейских мужчин в юбках, а вот фэйковое изнасилование сына министра Конго повлекло массовые протесты, пожары и грабежи во Франции.

Западные ценности - лишь средство для обработки масс, их стрижки, появления новых рынков и подавления протестов по поводу отстегивания очередного налога "на подкуп Президента".
Меня удивляет и умиляет наивность того же Кургиняна, который, когда ему задали вопрос по поводу страны, где есть реальная демократия, назвал Францию. А-ха! Франция, где система голосования заточена под "НацФронт не должен выиграть". Олланд обещал ее сменить, но это же было еще до избирания Президентом, а потом он благополучно все забыл.
О какой демократии может идти речь, если поддержка Президента - 4%??? Нормальные люди бы уже сделали импичмент, но мы ж не ищем легких путей, мы разучились бороться за свои права. Поэтому и позволяем политикам и их шавкам измываться над нами же, вырывая себе волосы с корнем в интернете.

Так что же такое - пресловутые европейские ценности?
Не будем изобретать велосипед и обратимся к первоисточникам. В 2012 году по заказу Еврокомиссии был издан Отчет о Европейских ценностях . В 2012 году Еврокомиссия задала себе вопрос: чтобы давать более-менее понятные прогнозы реакций народ на свои, часто, тупые нововведения, нужно знать, насколько народ даст себя подвинуть в той или иной сфере. Если Вы рискнете таки кликнуть на сам отчет, то прочитаете, что оригинале вопрос звучал по-другому, но суть и подоплека от этого не меняются.

Во-первых, Еврокомиссия подумала: а не изменились ли европейские ценности после кризиса?
Оба-на! А нам внушают, что европейские ценности - это незыблемый постулат со многовековой историей. А, оказывается - стоит элите потерять немного денег - и ценности меняются. Видимо, те еще ценности, раз зависят от звона монет (теперь понятно. почему они проиграли все войны с Россией?)


В общем, задались они тремя вопросами:
1. Близость европейских стран к Евроепйским ценностям . (ЧТО??? Это же одна шайка-лейка, все единым фронтом и все такое! Ну, по крайней мере, они это заявляют официально... Нет, что ли?)

2. Какие ценности наиболее важны для европейцев ? Какие из них представляют идеал счастья? И насколько европейские ценности отражают личные ценности (??? А Меркель нам тут вешает на уши лапшу о всеобщем хороводе и целостности??? )

3, Экономические и социальные ценности европейцев - как они меняются. (Гммм... То есть звон монет - это есть европейская ценность. Дико ржу по поводу определения Злобиным в "Поединке" определения европейских ценностей как толерантность, права человека и еще что-то, во что он и сам не верит, судя по всему. Но!!! Теперь Вы понимаете, то экономические ценности для европейцев - это ценности, стоящие после социальных, а не толерантность-демократия )

Тут они пытались понять
- как народ относится к вмешательству государств а (в дела народа).
Так еще формулировочка, конечно, поскольку государство есть нанимаемый народом работник, а тут, оказывается, государство и народ - две разные группировки.

- как это все относится к свободной конкуренции ?
Если кто до сих пор не понял, мы тут все о европейских ценностях, а до толерантности так пока и не добрались

- предпочитают ли европейцы равенство свободе?
То есть "мухи - отдельно, котлеты-отдельно"? Свобода и равенство не могут существовать вместе?

- достаточно ли строга система юстиции?
Интересно, что неравенство в юридических системах и их отношение к элитам и народу они не рассматривали.

- как народ видит вклад иммигрантов в общество?
Будет интересно узнать, как народ рассматривает его сейчас. после наплыва пары новых миллионов.

- чему отдать предпочтение: окружающей среде или росту?

- и, наконец - каково соотношение отдыха и работы?
"Наконец" - это перевод, так что, если кто не понял: по поводу того, насколько человек имеет возможность отдохнуть, европейцев официально колышит в последнюю очередь. Это имеет менее важное значение, чем вклад мигрантов.

Переводить весь Евробарометр смысла не имеет: это 4 тома. Не "Гарри Поттер", знаете ли, так что, извиняйте, ограничимся выводами.

Проинтервьюированы 32.728 человек, то есть где-то по 1000 человек на страну. ДОПУСТИМ, что выборка репрезентативна. Почему допустим? Как чел, имеющий корочку, позволяющую об этом рассуждать, допускаю, что ввиду такого множества критериев, поспрашивали по человеку-двоих на категорию населения, то есть ноль без палочки в смысле репрезентативности. Ну, не нам их судить, что выросло - то выросло.

Итак, по существу.
1. Близость европейских стран к Европейским ценностям .
Во первых строках манускрипта мы сталкиваемся с тем, что называется манипуляцией сознания: относительное большинство европейцев считает, что их ценности схожи. Относительно большинство. То есть 49% из 100. А 42% считают, что ничего подобного. Логичный человек написал бы, что "мнение разделилось", поскольку малость единицы группы опроса дают ошибку прОцентов на 20-40% (исхожу из того, что, опрашивались люди разных возрастов, профессий, взглядов, ориентаций, религий и т.д.). Причем, поскольку были критерии "полностью совпадают", "достаточно совпадают" и "совпадают более-менее", из 49% согласившихся 46% указали, как достаточно совпадают, а 3% - как "более-менее"...
Но мы не ищем легких путей, поэтому "большинство".
Заметим, что в 2008м году, то есть 1-3 года после знаменитого вступления новых стран, 54% граждан "старых" подозревали, что берут в союз сходных по ценностям членов.

"Создается впечатление" (дословный перевод), что у "старых" 16 членов ценности схожее, чем у новых, но что у них вытрезвители работают лучше: вместо 54% в 2004 в схожесть европейских ценностей в 2012м стало верить только 47% "старых европейцев"... Но словаки (70%), поляки (68%), болгары (63%) и чехи (63%) свято верят, что они гораздо ближе к европейским ценностям, чем европейцы Старой Европы! Бежим впереди паровоза, как говорится. Правда, это не мешает этим же странам плеваться в сторону Брюсселя, когда речь заходит о приеме беженцев. Не уверена, что среди читателей АШ найдется хотя бы 1 человек, который не может объяснить такой ситуации.

Однако, наряду с проводниками европейских ценностей Словакией и Польшей (сейчас польские и словацкие националисты и анти-ЛГБТ напряглись ), существуют и отсталые Латвия (34%), Поргуталия (37%), Франция (38%) и Испания (40%), которые считают, что их ценности с общеевропейскими абсолютно не схожи.

Но есть еще и удивительные (для европейцев и очевидные для АШ) тенденции - от европейских ценностей за 4 года дистанцировались 23% португальцев (относительносвятоверящих осталось только 37%), 15% греков (43% все еще верили, что получат кредит), 18% испанцев, 16% киприотов (хотя в 2012м 52% киприотов все еще верили, что Меркель им поможет материально).
Самые верующие в то, что их ценности близки к общеевропейским, оказались Австрия, которой подкинули бабок, и Польша, которой как раз в 2012м, видимо, пообещали долю в разделе украинского сланца.

Как мы видим, вера в европейские ценности народа Европы почему-то прямо пропорционально связана с объемом бабок, получаемым европейскими государствами от ЕС и снижается с приближением кризиса, когда бобок не получают. А вовсе не с "европейской толерантностью". А вот те, кто платит, разочаровываются.

Как всегда, молодым легче впарить белиберду, поэтому они больше верят, что их ценности и европейские схожи. Их родители, люди, умудренные опытом и проблемами прокорма евромолодежи, скептически смотрят на толерантность как возможность приготовить евроборщ. ИстесствИнно, евроценностям отдают дань студенты. То есть возможность капать на мозги у государства растет с уровнем образования, а не с просмотром телеФидения. Рабочий класс посылает ценности куда подальше, в то время, как способные заработать на рабочем классе думают, что нашли золотую жилу в евроценностях.
Евросоюз = Трамп в США 2.0, в общем.

64% европейцев думают, что их голос считается в Европе. Ну, как хотите, господа, но выборы на видеокамеры в ЕС не снимаются, поэтому могу объяснить это исключительно повышенной тупостью европейцев.... "И тут мне карта и поперла", как говорится. В странах, где куча компаний впаривает людям контракты, которые нужно подписать до прочтения (и имеют успех) - это вам для размышления о среднеевропейском уме и смекалке.

И тут мы подходим к самим евроценностям.

Запад ведет войну с Россией, потому что у неё "неправильные", т.е. не западные ценности.

Владимир Лепехин

Владимир Лепехин, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"

На днях министр иностранных дел Эстонии Марина Кальюранд заметила, что одной из причин, "по которым ЕС будет и впредь следовать антироссийским курсом, является разница в подходах к вопросу об "основных ценностях".

При этом глава МИД Эстонии смогла назвать лишь одну "ценность", которая, по её мнению, отличает Европу от России. Это "агрессивность" последней. "Учитывая агрессивный характер внешней политики России, Европа будет продолжать придерживаться прежней позиции по отношению к ней", - вынесла приговор Кальюранд.

Логика, как видим, здесь не ночевала. Налицо диссонанс между подлинным смыслом произносимого и объективной реальностью.

Но оставлю в стороне логику и сравнительный анализ показателей подлинной агрессивности НАТО, в одностороннем порядке расширяющего свое влияние в направлении российских границ, и России, вынужденной в ответ приводить в действие свои оборонные системы.

Перейду к главному - к вопросу о том, каковы же на самом деле подлинные ценности современной Западной Европы, в том числе - в сравнении с ценностями российскими.

Вера телевизору как самый простой способ обрести опору

Смею утверждать, что сознание большинства граждан современной России, отказавшейся от "социалистической" идеологии и не прибившейся ни к одной сколько-нибудь надежной доктрине, куда свободнее (в том смысле, что меньше заштамповано) сознания среднестатистического западного человека.

Постсоветский человек в массе своей находится в состоянии затянувшегося и во многом самостоятельного поиска новой мировоззренческой доктрины. В результате же отсутствия в России однозначно привлекательной для большинства граждан идеи (откуда ей взяться, если такой идеи сегодня в РФ нет и у элит) постсоветский человек вынужденно прибивается к одной из четырех групп.

Первая группа (самая большая) граждан предпочитает верить российскому телевизору и, следовательно, доморощенным штампам.

Вторая группа предпочитает не верить российскому телевизору, но верить при этом телевизору западному с его изощренной казуистикой.

Третья группа не верит никому и, в отсутствие веры, маргинализуется или скатывается в банальное потребительство.

Наконец, четвертая группа граждан мечется между множеством телевизоров и с готовностью принимает любую идею, которая кажется им приемлемой в данный момент времени.

Словом, в современной России мы видим плюрализм в действии, который, с одной стороны, предоставляет людям свободу выбора, с другой - не избавляет их от неизбежного погружения в хаос бессмысленных интерпретаций происходящего.

Иное дело - человек западный, которого лишили свободы выбирать, но убедили в том, что он свободен, как никто другой. За долгие годы борьбы с "мировым злом" (в чем бы оно ни выражалось - в коммунизме или российском "империализме") его приучили верить исключительно своим СМИ. Более того, заставили верить в то, что свои, евро-американские масс-медиа профессиональнее и правдивее каких-либо других.

Западного обывателя убедили в том, что любая информация или позиция, не вписывающаяся в утверждаемую Вашингтоном, Лондоном и Брюсселем картину мира, - суть ПРОПАГАНДА.

Замечу, что такие стержневые для западного человека понятия, как "свобода", "демократия" или "прогресс" сейчас затасканы и дискредитированы. И, например, европейцы (как люди, менее заштампованные, чем американцы) начинают переходить на иную, более удобную в процессе манипуляций массами терминологию. В частности, одной из важнейших категорий мировоззренческой сферы современной Западной Европы стал упомянутый нами термин "пропаганда".

Сегодня эта категория находится на пике своей актуальности. И не беда, что она давно утратила подлинный смысл, превратившись в штамп и жупел. Важно, что этот штамп функционален, универсален, а потому эффективен с точки зрения достижения целей информационной войны. Он позволяет маркировать с выгодой для себя все что угодно, включая императивы Канта.

Центральной же категорией-идеологемой для западноевропейских полиси-мейкеров стал симулякр "ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ". (с моей точки зрения, это любимый термин, например, канцлера Германии Ангелы Меркель).

Западные ценности - навязываемый миру "идеал"

При помощи вброса категории "западные ценности" (подразумевается - "ценности цивилизованного мира") в мировое информационное пространство Запад решает некую смысловую коллизию. Так, если современная Россия не имеет официальной национальной идеи (более того, на уровне официоза она всячески демонстрирует приверженность либеральной, то есть прозападной идеологии), то как можно вести против неё идеологическую борьбу?

Так Запад и не объявляет России войну по идеологическому признаку, как раньше. Он обвиняет РФ в том, что у неё "неправильные ценности". Что как бы и дает Западу моральные и прочие основания для наступления на Россию по всем возможным направлениям.

При этом западные идеологи и интеллектуалы, если предложить им расшифровать понятия "американские ценности", "европейские ценности", "западные ценности" и т.п., как правило, назовут с десяток расхожих штампов, давно утративших изначальный смысл.

При расшифровке, например, термина "европейские ценности" вам назовут прежде всего все ту же "демократию". Еще - "свободу перемещения", "сильное гражданское общество", "приоритет права", "политический плюрализм", "систему социальных гарантий" и "толерантность". Эти "ценности" чрезвычайно возбудили, например, Украину, свихнувшуюся на "евроинтеграции", а также миллионы ставших мигрантами граждан прочих отсталых стран.

Разумеется, никто не объясняет украинцам или кому-либо еще разницу между подлинной ценностью и симулякром идеала. Напротив, расхождение между словом (например, "демократией") и делом (тотальным подавлением инакомыслия и организацией свержения законных режимов в неугодных странах) стало одной из важнейших технологий, позволяющих Западу расширять пространство своих "ценностей".

Понятно, что симулякр демократии лучше конкретной резни в какой-нибудь Сирии, а реально действующая система социальных гарантий лучше нарастающего олигархического беспредела на той же Украине. Но Россия ведь - не Украина, и тем более не разоренная Ливия или Сирия, чтобы чохом поменять свои ценности на чужие.

Да и телевизор в России работает несравненно лучше, чем на той же Украине, объясняя гражданам РФ кое-какие их преимущества.

Два мира - два образа жизни

В одной из своих статей автор этих строк уже обращался к сравнительному анализу двух ценностных систем - российской и западноевропейской. Сейчас же, для доходчивости результатов этого сравнения, предлагаю взглянуть вот на эту таблицу.

Современные западноевропейские ценности Ценности российской цивилизации
глобализм многополярный мир
универсальность самобытность
прогресс без ограничений движение вперед без разрушения старого
мультикультурализм Упор на свое культурное наследие
политический плюрализм беспартийность как принцип
сильное гражданское общество Недоверие к власти, социальная замкнутость
агностицизм и атеизм вера (традиционные религии)
приоритет нетрадиционных религий приоритет традиционных религий
гендерное равенство (феминизация мужчин и маскулинизация женщин) сохранение гендерных различий и традиций
однополые браки традиционная семья
поддержка ЛГБТ в ущерб традиционному большинству признание нетрадиционной сексуальной ориентации анормальностью
ювенальная юстиция с правовой защитой детей от родителей исключительное право родителей на воспитание детей до определенного возраста
индивидуализм различные формы коммунитарности
свобода как максимальный отказ от социальных табу свобода как приближение к (Божественному) идеалу
там, где закон, там и справедливость справедливость выше закона
формальная толерантность подлинная терпимость
политкорректность Правда
транспарентность открытость - в смысле честность
свобода прессы достоверность прессы
Стыд Совесть
приоритет частной собственности все виды собственности равны
право на одностороннее применение силы во имя демократии Ненасильственность
социальные гарантии для всех

Приведенный здесь список ценностей можно продолжить (я не затрагивал здесь, к примеру, разные трактовки истории Второй мировой войны и вообще - мировой истории), но ход нашей мысли, а также характер и масштаб принципиальных различий между двумя ценностными системами, я думаю, ясен.

Как видим, разница в ценностях между Западной Европой и Россией - по всем пунктам, за исключением последнего. Вот уж разошлись пути, так разошлись…

Критики представленной здесь позиции наверняка заметят, что перечисленные в правой колонке таблицы "ценности" - это, скорее, декларируемые идеалы, а на деле в современной России степень потребительства ровно такая же, как в Западной Европе. И воруют, и врут в нашей стране еще больше, чем на Западе. И солидарного общества в России нет, а есть олигархическое государство. И со справедливостью есть проблемы.

Действительно, многого из перечисленного сегодня в России по факту не существует. Но в том-то и дело, что приведены в ней не столько нынешние российские ценности (пребывающие в состоянии эрозии во многом по причине их целенаправленной прозападной перекодировки), а "ценности российской цивилизации", составляющие имманентное содержание цивилизационного кода нашей страны. Кода, от которого Россия частично отказалась в советское, а затем и в новорусское время, а сегодня стремится если не восстановить, то по меньшей мере взять за основу при наметившемся развороте к новой стратегии развития.

Похожие публикации