Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

«Цель уничтожена!» Тайна южнокорейского «Боинга» по-прежнему не раскрыта. Корейский "боинг": как он был сбит

сайт В следующем году, исполняется 30 лет величайшей трагедии в российско-корейской новейшей истории.

Можно смело прогнозировать обострение антироссийских ультраправых настроений в Южной Корее, потому напомним без технических подробностей о трагических событиях 1 сентября 1983 года. Загадок эта история породила много, до сих пор не найдено ни одного тела, хотя искали основательно все.

Что тогда писали и говорили:
  1. версия советских СМИ . 2 сентября 1983 года публиковано странное сообщение о неопознанном самолете залетевшем в советское воздушное пространство. Поднятые по тревоге истребители-перехватчики Су-15, вытеснили его и тот удалился в сторону Японского моря.
  2. версия советских СМИ . 4 сентября в газетах осуждается пропагандистская шумиха поднятая на Западе, в связи с якобы сбитым советскими истребителями пассажирским самолетом «Боинг 747-230B» принадлежавший южнокорейской авиакомпании «Korean Air» и выполнявшим регулярный рейс по маршруту Нью-Йорк-Сеул. Публикуется карта маршрута, высказывается догадка, что самолет выполнял шпионскую миссию.
  3. версия советских СМИ . 8 сентября выражается сожаление по поводу гибели людей. О том, что произошла трагическая ошибка и советские ПВО приняли, пассажирский самолет за самолет-разведчик, руководству СССР было известно сразу, но подставлять военных никто не хотел и ответственность возлажили на США. Началось программа дезинформации мирового сообщества, которая вызвала крупнейший международный скандал.
Что тогда было:

1 сентября в 3:00 по местному времени «Боинг 747» взлетел из Анкориджа и взял курс на Сеул. Маршрут полета должен был обогнуть территорию СССР восточнее Камчатки. Однако почти с самого начала полёта самолёт начал отклоняться от намеченного курса.
В это же время в воздухе находился американский самолёт-разведчик РC-135, который некоторое время сближался с Боингом. Представленные позже советской стороной данные радиолокационных наблюдений показывали, что Боинг в определённый момент времени сблизился с разведывательным самолётом РC-135 настолько, что метки на экранах радаров слились. После этого один самолёт направился вглубь территории СССР, а другой - по маршруту, близкому к международной воздушной трассе. Радарные станции советских ПВО вели «Боинг 747», как американский разведчик, чему способствовали сходные размеры и конструкция самолётов.

Самолет прошел над Камчаткой, перелетел Сахалин, долететь до Владивостока ему уже не дали.
В 6:26 по местному времени подполковник Осипович получил приказ командующего Дальневосточным военным округом генерала Третьяка и выпустил две ракеты по силуэту самолета, идущему возле самой кромки облаков. Одна из ракет пролетела мимо, другая взорвалась рядом с хвостом лайнера, повредив системы управления. Через 12 минут Боинг падает в воды Татарского пролива, унося с собой жизни 269 пассажиров и членов экипажа.

Согласно расследованию, проведённому Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), наиболее вероятной причиной отклонения от курса полёта на 500 километров было то, что пилоты южнокорейского Боинга неправильно настроили автопилот и затем не выполняли надлежащих проверок для уточнения текущих координат. То есть нарушение воздушного пространства СССР было неумышленным.

Новые подробности шокирующей истории 1983 года. Именно после гибели «заблудившегося» над территорией Советского Союза «боинга» наша страна получила титул «империи зла».

Французский автор Мишель Брюн считает, что 1 сентября 1983 года над Дальним Востоком СССР шел настоящий воздушный бой между девятью военными самолетами США и советскими истребителями. Боинг стал случайной жертвой этой неизвестной войны...

Официальная версия Москвы

В ночь на 1 сентября 1983 года южнокорейский пассажирский самолет вошел в воздушное пространство Советского Союза над Камчаткой. Он летел над нашими секретными объектами, совершая маневры уклонения от локаторов русской ПВО, и не отвечал на запросы, обменивался сигналами с американским самолетом-разведчиком RC -135. Пролетев Камчатку, «боинг» пошел над Сахалином. В конце концов, после неудачных попыток связаться с экипажем по радио и посадить самолет-нарушитель, советское командование распорядилось его сбить. Приговор привел в исполнение Геннадий Осипович, пилот перехватчика Су-15. Южно-корейский лайнер рухнул в воду у острова Монерон юго-восточнее Сахалина.

Официальная версия США

Американская версия отличается от советской только тем, что экипаж корейского «боинга» рейса Нью-Йорк-Сеул просто сбился с курса, и не советовался по пути с американским самолетом-разведчиком. А людоедский коммунистический режим распорядился всех убить.

Многие сравнивают гибель рейса « KAL -007» с потоплением пассажирского лайнера «Лузитания» немецкой подлодкой в 1915 году, после чего Германия в глазах всего мира предстала как отвратительный убийца. Именно после истории с «боингом» правительства Западной Европы согласились на развертывание американских ракет средней дальности на своей земле.

Версия Мишеля Брюна

Француз Мишель Брюн сопоставил сообщения японцев и американцев в тот злополучный день. Японские свидетельства особенно ценны: драма разыгрывалась в радиусе обзора военных и гражданских радаров на острове Хоккайдо.

Утром 1 сентября японцы, у которых есть мощный радар в Вакканае (северный остров Хоккайдо), сообщали, что зафиксировали, как русские заставили лайнер сесть у Южно-Сахалинска. И о том, что самолет уничтожен, заговорили в Токио и в Вашингтоне. Японское Агентство сил самоообороны сообщило, что самолет был сбит в 3 часа 29 минут, а госсекретарь США Джордж Шульц твердил о времени 3 часа 38 минут. Японцы сообщали, что лайнер преследовал истребитель МиГ-23, а в Вашингтоне называли Су-15. Внимательно проанализировав сообщения северояпонских газет, француз пришел к выводу: самолетов-нарушителей было несколько.

Уничтожение самолета наблюдалось в Японии. Основываясь на наблюдениях, сделанных японскими воздушными силами самообороны (JASDF ) в Вакканае, можно заключить, что корейский самолет был сбит ракетой «воздух-воздух», выпущенной советским перехватчиком МиГ-23. Это заключение основывается на радарных отметках корейского авиалайнера и советских перехватчиков, так же как и на анализе радиопереговоров между советским самолетом и наземными станциями наведения, которые были перехвачены разведкой JASDF . «Американская версия событий полностью отличается от наших данных», - прокомментировал на пресс-конференции генерал Хайяши, глава Департамента воздушной обороны JASDF .

Странные обломки

Постепенно улики стали складываться одна к другой. Например, обломки «боинга», сбитого у Сахалина, никак не могло прибить к берегам Хоккайдо через девять дней, поперек течения и против господствующих ветров.

Мишель Брюн, проанализировав данные записей японских радаров, уличил американцев в подлогах. Подсчеты говорили, что южнокорейский рейс, если верить американским картам инцидента, летел быстрее, чем обычно летают эти «боинги-747». Да и курс самолета получался каким-то дико изломанным, причем американцы каждый раз предоставляли прессе поправленные карты злосчастного полета.

Версия о том, что самолетов было несколько, находила все новые и новые подтверждения. Обломки, прибитые морем к Японии, оказались обломками отнюдь не гражданской машины.

«Обломок номер 31 - кусок закрылка от небольшого или среднего по размерам самолета. Закрылок интересен тем, что его передняя кромка прямоугольная. Передние кромки большинства самолетов имеют обтекаемую форму. Единственный самолет, у которого закрылки имеют прямоугольную кромку, - высокотехнологичный, двухместный истребитель F -111 или его близнец, оснащенный средствами радиоэлектронной борьбы - EF -111. Обломок номер 31 имеет слоистую структуру, выполненную из алюминиевых листов и ячеистого материала. Двухдюймовой ширины отметка, параллельная передней кромке, была сделана тормозом закрылка в выпущенном положении. Тормоз удерживает закрылок в выпущенном положении, действуя как демпфер вибрации. На номере 31 есть также еще одна отметка, оставленная под углом 60 градусов к передней кромке. Эта линия характеризует сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла».

Принадлежать пассажирскому тихоходу эта деталь никак не могла.

«Фотография на рис. 6 показывает другой обломок, который мог принадлежать только военному самолету и только американского производства. На нем стоит номер 34, это сиденье катапульты пилота от МакДоннелл-Дуглас ACES II Zero Zero или похожей модели (см. рис. 6), с отстрелянными пороховыми зарядами. Специалист из Пентагона, которому я показал фотографию, тотчас же узнал сиденье, еще даже до того, как я сказал ему, откуда оно взялось. Значение всех этих фактов заключается не только в том, что мы имеем дело с катастрофой американского военного самолета к северу от острова Монерон, оно также в том, что пилот, самолет которого был подбит, сумел катапультироваться и опустился на парашюте».

«Обломок был найден 14 сентября в Абашири, дальше к востоку вдоль побережья Хоккайдо, примерно на полпути между поселком Момбетсу и полуостровом на крайнем востоке. Абашири находится к югу от точки, где шесть лет спустя японская рыбацкая лодка, занимавшаяся одиночным промыслом над песчаным дном, случайно зацепила сетью фрагмент титанового крыла. Этот обломок оказался принадлежащим самолету SR -71 («Блекберд»), американскому скоростному высотному самолету-разведчику. Перегородка могла оказаться на дне в результате той же катастрофы, но у нас нет способа установить, когда именно этот фрагмент попал в воду».

Девять остовов

Какие же обломки тогда нашли русские? Брюн заинтересовался свидетельствами советских военных моряков, которые профессионально занимались подводными поисками остатков катастрофы. И в результате обнаружил, что они нашли на дне остовы сбитых военных самолетов США.

«Тихоокеанский флот находился под командованием адмирала Сидорова, который был ответственным за советские поисковые работы. Во время встречи в Москве с семьями жертв, которая проводилась 11 марта 1993 года, адмирал Сидоров сказал, что как только была объявлена тревога, советский флот немедленно послал группу военных судов в тот район, где, как полагали, разбился самолет. Этот район было легко обнаружить по наличию обломков, плавающих на поверхности. Были установлены границы, и территория была промаркирована буйками. Через тридцать семь минут после катастрофы на сцене появилось небольшое советское судно, и были подняты небольшие обломки. Но никаких тел не было».

Если небольшое судно оказалось на сцене в пределах 37 минут, место падения самолета должно располагаться близко к Невельску. Если мы учтем минимум десять или двенадцать минут, чтобы предупредить команды, дать им возможность подняться на борт катеров, запустить двигатели и выбрать якоря, это оставляет только пятнадцать минут на переход из Невельска к месту падения самолета, которое, таким образом, должно быть не далее нескольких миль от Невельска. Это именно то место падения самолета, указанное на карте, которую президент Ельцин передал представителям Кореи, ИКАО и родственникам погибших в Москве 14 октября 1992 года. ...В первые несколько дней после катастрофы интенсивные поисковые операции шли в узкой, линзообразной области, полностью находящейся в пределах советских территориальных вод, приблизительно в шести морских милях от побережья Сахалина и с центром в точке с координатами 46 град. 35’ северной широты, 141 град. 45’ восточной долготы, вдоль 100-метровой изобаты...

26 сентября Советы передали «пострадавшей стороне» первую партию того, что, по их словам, было плавающими обломками « KAL -007». ...Среди обломков, которые не имели никакого отношения к KAL , были два спасательных плотика (один на десять человек, другой одноместный), элементы конструкции, такие как воздушные тормоза от сверхзвукового истребителя, куски фюзеляжа, окрашенные в белый, голубой и золотой цвета (цвета американского флота), и пилон для подкрыльного оружия. Это были обломки военных самолетов, найденных 13, 16 и 17 сентября. Но пассажирские «боинги-747» не имеют на борту спасательных плотиков (вместо этого они используют ЭВАКУАЦИОННЫЕ ЖЕЛОБА)! Эти самолеты не красят в белый, голубой и золотой цвета, хотя некоторые самолеты морской авиации выкрашены именно в такие цвета. Пассажирские «боинги» не имеют также воздушных тормозов и пилонов для бортового оружия!

К 17 сентября Советы обнаружили целых три места падения самолетов, разбросанные в районе площадью примерно 30 квадратных миль...»

Загадочное фото

Совершенно неожиданно Брюн наткнулся на еще один след. «История начинается в 1983 году, в маленьком пограничном посту Перепутье, к югу от Невельска. Командиром пограничного поста и политработником был лейтенант Белов. Репортер французского телевидения русского происхождения Миша Лобко находился на Сахалине в июне 1983 года, где он расспрашивал лейтенанта Белова. Лейтенант Белов вспоминал:

Приказы были прямолинейными: «Уничтожь все и подтверди рапортом. Никогда не рассказывай об этом». Они прибыли в большом десятитонном грузовике ЗИЛ-131. Они спросили: «Где эта яма?» Я показал им. Они разгрузили грузовик в яму с помощью моих солдат. Они прикатили бочку и все залили бензином. Затем они все это подожгли. Огонь горел два часа. Когда все было сожжено, мы бульдозером разровняли то, что осталось. Затем мы забросали все землей. Я позвонил по телефону своим вышестоящим начальникам в Невельск и доложил. Я уверен, что имена и звания начальников были вымышленными, но, тем не менее, я сказал: «Все уничтожено». Вот и все.

Я встретил Мишу Лобко в Париже в феврале 1994 года, и он рассказал мне еще кое-что. В ноябре 1992 года яма у Перепутья была снова «найдена» и вскрыта. Прибыла правительственная комиссия и приказала, чтобы были взяты все металлические обломки с идентификационными номерами. Затем яма была закрыта. Она была вскрыта вновь в январе 1993 года, и все оставшиеся обломки были вынуты и сложены в ангаре в Холмске, где ФСК отсортировала их и отправила в Москву. В марте этого же года остальное было снова похоронено в этой воронке у Перепутья. В июне 1993 года яма была раскопана в третий раз, как раз в то время, когда там был Миша Лобко. На этот раз все обломки были взяты из нее и посланы в тот же самый ангар в Холмске, что и прежде. Миша Лобко снял обломки видеокамерой, прежде чем ФСК рассортировала их и отправила в Москву».

В 1994 году Лобко удалось купить у одного из российских чиновников фото из толстого бумажника, который тоже свалили в яму у Перепутья, но который не сгорел. В нем обнаружили фотографию корейской девочки. «Из-за того, что эта фотография задевает человеческие чувства, японская телестанция TBS , на которую Миша Лобко в то время работал, показала в эфире фотографию этой маленькой девочки в вечерней программе новостей. В тот же вечер кто-то позвонил на телестанцию в Сеуле и назвал имя девочки и ее отца. Ее отец, военный, исчез в 1983 году. Когда на TBS услышали о таком повороте событий, они немедленно попытались узнать больше, но далее им не удалось продвинуться. Им мешали на каждом шагу. Ходили слухи, что отец этой маленькой девочки не находился на борту « KAL -007». Он был офицером южнокорейской армии и работал на корейскую разведку KCIA (КЦРУ). Он исчез в то же самое время, что и корейский авиалайнер, и больше о нем никто никогда не слышал». Но соль заключалась в том, что среди пассажиров погибшего рейса этого человека не было. (Брюн не раскрывает имени погибшего.)

Он делает вывод о том, что пропавший в сентябре 1983 года офицер корейского ЦРУ был прикомандирован к экипажу американского разведывательного самолета RC -135 в качестве разведчика, который знает корейский язык. Именно этот самолет должен был изображать пассажирский лайнер, якобы влетевший в советские пределы, и вести радиопереговоры на корейском от имени пилотов рейса « KAL -007». Тем паче что RC -135 был переделан из гражданского «боинга-707». Самолеты электронной разведки часто имеют языковых специалистов в составе экипажа из 25-30 человек, хотя обычно это граждане США.

Сбит у берегов Японии!

Общепринятая версия трещала по швам. А анализ радарных записей не оставил от нее ни следа. Нашли свое объяснение и дикие зигзаги, которыми якобы летел погибший южнокорейский «боинг»: то были несколько самолетов, которые шли с разных направлений. Как минимум два советских истребителя уничтожили два самолета. Оба они, и МиГ-23 (истребитель, засеченный японцами), и Су-15 (истребитель с позывными «805», по информации американцев) сбили по самолету - один в 03:25, другой в 03:26:20. И оба сбитых тоже были боевыми самолетами: это видно из расчета их скорости по данным японских локаторов.

А что же рейс « KAL -007»? Он спокойно летел по своей трассе, никуда не сворачивая. Француз пришел к выводу: кто-то хотел скрыть тот факт, что корейский лайнер сбили не около острова Монерон, в советских водах, как принято считать, а в 400 милях к югу, неподалеку от японского города Ниигата. То есть у берегов Японии! С диспетчером в том городе, как оказалось, второй пилот погибшего «боинга» вел обычный радиообмен через сорок минут после официально признанного времени гибели лайнера от советской ракеты. Брюн сам выезжал в Ниигату в 1989 году и, опросив свидетелей на побережье, установил: и сюда море прибивало обломки, причем это были легкие ячеистые конструкции из пассажирского салона авиалайнера. А вскоре он и сам обнаружил такой кусок!

«Ниигата была следующей контрольной точкой на официальном маршруте «КА L -007» в Сеул. Таким образом, самолет пролетел почти весь путь вплоть до контрольной точки, где он мог снова выйти на связь в открытом эфире, как будто на его маршруте не произошло ничего неожиданного. Жаль, что он так и не достиг Ниигаты. Но даже и в этом случае мне казалось, что есть большая вероятность, что он вел переговоры по радио и после того, когда, как нам было сказано, его сбили».

А сбили его в горячке настоящего сражения. И кто сбил?

Жаркое лето 1983-го

Нет ничего удивительного в том, что 1 сентября 1983 года стало драматическими сутками. В тот год американцы начали массированную кампанию по запугиванию Москвы: у власти в Вашингтоне находился «ястреб» Рональд Рейган. Вот что пишет французский

«4 апреля того года (1983) две эскадрильи истребителей с авианосцев «Мидуэй» и «Энтерпрайз» нарушили советское воздушное пространство над островом Зеленый в Курильской гряде. Они проникли более чем на 30 км в глубину советской территории и в течение 15 минут практиковались в заходе на наземные цели. В тот раз советские перехватчики в воздух не поднимались. Чувствуя, что это была преднамеренная провокация, командующий авиабазой держал свои самолеты на земле. Генерал Третьяк, командующий Дальневосточным военным округом, спросил позже командующего авиабазой:

- Почему вы не подняли самолеты по боевой тревоге?

- Потому что я не хотел начинать войну. Это могло вылиться в крупный вооруженный конфликт, и мне показалось, что я не могу рисковать началом полномасштабной войны.

- Кто-то другой, в отличие от вас, мог бы об этом не подумать .

У командира авиабазы были все основания беспокоиться о начале третьей мировой войны, связанной с началом американских провокаций в западной части Тихого океана. Полеты над советской территорией, упомянутые Осиповичем, были частью более широких операций. Весной 1982 года две авианосные группы прошли в море перед самым Петропавловском и вышли в Охотское море, на берегах которого располагались базы советских ракетных подводных лодок, основного компонента советских сил сдерживания. Весной 1983 года три американские авианосные группы в сопровождении бомбардировщиков В-52, АВАКСов, истребителей F -15, подводных лодок и противолодочных самолетов впервые появились в обычных районах патрулирования советского подводного флота. Авианосец «Мидуэй», соблюдая все меры предосторожности, с выключенными радиопередатчиками и всеми электронными си c темами, вошел в советские территориальные воды неподалеку от Петропавловска.

Командир авиабазы не был наказан за свои действия. Существуют свидетельства, что в июне того же года в том же самом районе имели место массовые и постоянные нарушения советского воздушного пространства истребителями, базировавшимися на американских авианосцах. Мы не знаем, какие уроки были извлечены Соединенными Штатами из этих инцидентов и из отсутствия советской реакции. Возможно, американцы подумали, что не последует никакой реакции и на провокацию 31 августа. Если это так, они недооценили уроки, которые Советы извлекли из событий апреля и июня.

К 31 августа русские разместили в этом районе МиГ-31, дав пилотам разрешение покидать самолеты для того, чтобы увеличить их боевой радиус действия, а также приняли другие подготовительные меры и были полны решимости энергично реагировать на новые провокации». И эта провокация случилась - в ночь на 1 сентября 1983 года.

Сражение в ночи

Американцы затеяли психолого-разведывательную операцию с воздушными вторжениями в пространство СССР. Смысл был в том, чтобы лишний раз прощупать ПВО русских и заставить ее включить радары, собрав ценную информацию об их характеристиках. Заодно США хотели ознакомиться и с возможностями новейших тогда истребителей МиГ-31. Для этого операция была совмещена с прохождением над районом американского спутника-шпиона «Феррет-Д». А экипаж злополучного корейского лайнера шел по заданному маршруту.

В ночь на 1 сентября ряд самолетов нарушил советское воздушное пространство над Сахалином, некоторые из них пересекли Камчатку, а некоторые - гряду Курильских островов к югу от нее. Во вторжении участвовали и самолеты радиоэлектронной борьбы ЕФ-111, и разведчики «Тандерберд», и самолеты-шпионы RC -135, и летающие танкеры. Очевидно, американцы рассчитывали «забить» нашу систему ПВО постановкой радиопомех. Но советские, которые тогда были в полной военной силе, подтянули воздушные подкрепления с материка и даже два летающих радара марки А-50 с авиабазы в Ванино (аналог американского самолета АВАКС), устроив американцам форменный разгром.

«...Именно российские документы, переданные ИКАО для отчета 1993 года... дают наиболее драматическое доказательство масштабов сахалинских событий и позволяют нам понять очевидные противоречия между японскими и американскими данными.

Большинство российских документов являются расшифровками переговоров между различными наземными командными постами на Сахалине, начиная от главнокомандующего авиацией Дальневосточного округа генерала Каменского вплоть до офицеров более низкого ранга. В действительности российские документы ярче всего обнаруживают, что события начались в четыре часа по сахалинскому времени и продолжались без перерыва почти три часа, до тех пор пока в 06:49 не взошло солнце. Пилот Осипович, так же как и пилот 805-го, сбили по одному нарушителю несколькими минутами ранее и приземлились незадолго до восхода солнца. Российская расшифровка дает нам доказательство нескольких нарушений, перехватов и применения по нарушителям оружия, которые происходили за достаточно долгий период времени, поскольку советские АВАКСы и подкрепления, посланные с материка, успели подойти к Сахалину и вступить в бой. Иначе говоря, расшифровки дают нам доказательство крупномасштабных военных столкновений, интенсивность которых подтверждается материальными и документальными источниками, которые я рассматриваю в других главах. Достоверность интерпретации того, что случилось на самом деле, основывается на фактах.

«Но когда мы приступаем к написанию связного рассказа о том, что произошло над Сахалином, мы встаем перед трудной задачей...», - пишет французский исследователь. Тем не менее он рисует захватывающую картину воздушной схватки, за два первых часа которой американцы лишились четырех самолетов. Как считает французский исследователь, Геннадий Осипович, которому приписывают уничтожение гражданского лайнера, в ночь и раннее утро 1 сентября дважды поднимался в воздух, завалив двух противников: самолет электронной разведки RC -135 и еще одну машину, внешне похожую на советский бомбардировщик Ту-16. (Возможно, это был Б-52.) Причем вылетал майор Осипович не на стареньком Су-15, как принято считать, а на новейшем МиГ-31. И Осипович же сообщает, что противник вызывал его по радио на русском языке, пытаясь сбить с толку.

При чем здесь южнокорейский рейс « KAL -007»? Мишель Брюн убежден, что один из самолетов электронной разведки США изображал пассажирский лайнер. На его борту как раз и находился офицер корейской разведки.

Кто же сбил настоящий лайнер?

Кто же тогда уничтожил пассажирский лайнер с пассажирами на борту? Видимо, его уничтожили по ошибке. Ночной бой над Сахалином и Камчаткой многим показался возможным началом войны между США и СССР. По тревоге были подняты и японские ВВС. Нервы у всех натянулись до предела. «Самолет был вне досягаемости советских перехватчиков, так что их атака к северу от Ниигаты кажется маловероятной. Катастрофа в результате повреждений, нанесенных советскими истребителями во время схватки над Сахалином, также кажется маловероятной. « KAL -007» обменивался обычными, хотя и загадочными сообщениями с другими самолетами KAL гораздо позже после того, как он пролетел над Сахалином. Он не послал ни одного сигнала бедствия и ни разу не сообщал о каких-либо проблемах. Корейский авиалайнер исчез внезапно, за несколько минут до прохода над Ниигатой, без всяких явных причин. Либо авиалайнер был сбит американцами, решившими, что это - советский самолет, намеренный совершить возмездие за то, что произошло севернее. Или же его сбили японцы, которые решили, что это советский самолет, который угрожает втянуть Японию в углубляющийся вооруженный конфликт между русскими и американцами».

Ну, а дальше и в США, и в СССР решили скрыть истину о настоящем воздушном сражении. Японцы присоединились к этому заговору молчания. Но зато в США быстро сообразили, как можно изобразить гибель пассажирского самолета и какие пропагандистские выгоды извлечь. И эта операция прошла блестяще. «За этим лежала растущая самонадеянность американской политики весной и летом 1983 года и нежелание Советов публично бросать ей вызов. Если бы стало известно, что Советы сбили несколько американских военных самолетов, существовала бы достаточно большая вероятность того, что общественное мнение, независимо от обстоятельств, при которых это произошло, привело бы администрацию к отставке. И риск ядерной войны, который создала бы операция «КА L -007», усилился бы», - пишет французский исследователь.

Остается загадкой пассивность Москвы в этой ситуации и ее явная игра на руку Вашингтону. Как бы то ни было, мы с нетерпением ждем, когда в России издадут книгу Мишеля Брюна. Она тем более актуальна в связи с событиями 11 сентября 2001 года, в которых главными действующими лицами выступили все те же «пассажирские» самолеты.

"Стрингер" , 05.10.02

Корейский Боинг 1983 год

Этот случай вошёл в Мировую историю. Над Сахалином в ночь на 1-е сентября 1983 года был сбитКорейский пассажирский самолётБоинг-747. Самолёт принадлежал государству Южная Корея и летелрейсом 007, Нью-Йорк - Анкоридж - Сеул. Западными средствами массовой информации было заявлено, что на борту Корейского Боинга сбитого в 1983 году находилось 269 пассажиров, не считая членов экипажа. В число пассажиров входили и граждане США. Среди погибших оказался американский конгрессмен Лари Макдональд, который был активным критиком СССР. ВСЯ ПРАВДА об этом полёте была известна только лишь НЕБОЛЬШОЙ ГРУППЕ СОТРУДНИКОВ ПЕНТАГОНА.

Американский президент Рональд Рейган сразу после того как, был сбит над Сахалином, заявил на весь Мир, что СССР в своей борьбе за влияние в Мире может использовать даже такие методы как, уничтожение пассажирских самолётов таких как Корейский Боинг сбитый в 1983 году. После этого заявления американского президента по всему прогрессивному миру прокатились многотысячные демонстрации протеста народов этих стран.Народы стран от Америки до Японии требовали принять решительные меры по отношению к СССР. Весь Мир содрогнулся. Впервые после Карибского кризиса опять появился призрак ядерной войны!

Американская разведка всегда уделяла особое внимание ведениюрадиоэлектронной разведки, тем более с применением авиации. Начиная с 1945 года, началисьрегулярные разведывательные полёты над территорией СССР и егосоюзниками.

Задолго до сбитого Корейского Боинга в 1983 году, начиная с конца 50-х годов прошлого века,американская воздушная разведка начала применять новый метод ведения разведки. Одновременно с появлением пассажирского реактивного самолёта Боинг-707, у американской воздушной разведки появился самолёт, построенный на базе Боинга-707. Соответственно разведывательный самолёт на экране радара выглядел как пассажирский самолёт. Самолёт-разведчик, не имеющий вооружения,преднамеренно вторгался на территорию СССР, на определённую глубину для того, чтобы засечь параметры работы локаторов ПВО, а затем в спешном порядке уходил обратно за границу!Позже в этом же качестве и с этой же целью применялся и самолёт Боинг-747, как Корейский Боинг, сбитый над Сахалином в 1983 году!

В ночь с 31-го августа на 1-е сентября 1983 года события происходили так. В 20 часов 3 минуты по московскому времени на дальневосточных радарах ПВО появился воздушный объект похожий на американский разведывательный самолёт RC -135. Самолёт-нарушитель пересёк границу именно в том месте, где советскиестратегические бомбардировщики возвращались с учебных заданий!Корейский Боинг 1983-го года точно обходил советские зоны ПВО, явнозная их расположение, и оказался над территорией, где была расположена база советскихстратегических подводных лодок!

На перехват нарушителя были подняты два истребителя Су-15 и МиГ-23. Определить каким самолётом является нарушитель, удалось только с очень близкого расстояния! Истребители идентифицировали его как самолёт похожий на Ту-16. Истребители подавалипредупредительные выстрелы, но Корейский Боинг над Сахалином в 1983 году никак не реагировал на них и не отвечал на запросы по аварийной международной радиочастоте.

После предупредительных выстрелов Корейский Боинг над Сахалином в 1983 году сделал несколько сложных воздушных манёвров, в том числе резко сбросил скорость до 400 километров в час. По всей видимости, пилоты Корейского Боинга, вторгшегося в воздушное пространствоСССР в 1983 году, точно знали, что советский истребитель Су-15 при этой скорости может стать неустойчивым в полёте! Советскому лётчику Осиповичу дали приказ сбить самолёт-нарушитель!Осипович доложил на землю, что пуск ракеты произвёл, самолёт сбит!

Западные разведки зафиксировали переговоры советского лётчика с командным пунктом! Сбитым в 1983 году самолётом оказался Корейский Боинг-747, принадлежавший государствуЮжная Корея, следовавший рейсом КА L 007.

Всего лишь через 4 часа этот случай стал известен широкой мировой общественности! ВЗападных средствах массовой информации было объявлено, что погибло 269 пассажиров! Этот случай во всём Мире был объявлен как нападение на беззащитный гражданский самолёт! По всему миру прокатилась волна протестов. Э тот случай на полных основаниях позволил обвинить во враждебности советский режим!

Попробуем воспроизвести детали иподробности этого злополучного рейса с самого начала. В 1983 году 30-го августа Корейский Боинг-747 взлетает из Нью-Йоркского аэропорта имени Кеннеди. Самолёт принадлежалавиакомпании, которая не входила в ассоциацию международных перевозчиков, поэтому билеты в этой авиакомпании иногда стоилипримерно в 3 раза дешевле, чем в других авиакомпаниях! Соответственно авиакомпания экономила, на всём чём только было можно. Пилоты выбирали самые кратчайшие маршруты полёта для экономии топлива.

С 1978 года на Корейском Боинге, принадлежавшем этой авиакомпании в 1983 году, стоялиновейшие навигационные приборы ИНС (инерционно-навигационная система)! На данном самолёте было 3 таких прибора. С их помощью местонахождение самолёта определяется в любой момент времени очень точно с максимально возможной ошибкой 5 метров и то такая ошибка возможна только при сугубо специфических условиях! К тому же эти приборыподключены к двум автопилотам и могут вести самолёт самостоятельно по заданной программе! Также на этом Корейском Боинге в 1983 году навигацию обеспечивали 2 компаса, 2 УКВ приёмника сигналов радиомаяков, 2 приёмника АДФ с дистанционными измерительными приборами и 2 метеорадара!

Командиром Корейского Боинга сбитого в 1983 году был Чан Бин Ин, опытнейший пилот. Он былполковником запаса южнокорейских ВВС! Его лётный стаж был более 10 000 часов. Расстояние полёта по данному маршруту составляло 11 400 километров. Рейс должен был быть стандартным.

31-го августа в 14 часов 30 минут самолёт делает техническую посадкудля дозаправки и замены экипажа вАнкоридже. Здесь начинают происходить некоторые СТРАННОСТИ! Без объяснения причин Корейский Боинг в 1983 году задерживают на 40 минут и к тому жедополнительно заливают 4 тонны топлива! В том году было только 3 случая, когда самолёт взлетал с полными баками топлива!

Примерно в это же время вблизи советской границы на Дальнем Востоке были засечены американские самолёты-разведчики. Так же в этот момент вблизи советской границы курсировали 3 корабля ВМФ США.

Примерно через 4 минуты после того как в 1983 году взлетел Корейский Боинг рейс 007, разрешение на взлёт получает ещё один южнокорейский Боинг рейс 015! Факт вылетаСАМОЛЁТА-ДВОЙНИКА, который действительно долетит до Сеула, впоследствии будетзамалчиваться!

Командиру 40-й истребительной авиационной дивизии Дальневосточного военного округаАнатолию Корнукову в 1983 году поступило сообщение от оперативного дежурного, чтоКорейский Боинг нарушил воздушную границу, идёт западнее Камчатки в сторону Сахалина. Корнуков приказал поднять три дежурных истребителя для сопровождения или уничтожения нарушителя - это выяснится по обстановке.

За минуту до этого командование ПВО получило срочное сообщение, что над Якутском прошёламериканский военный спутник и в 3 часа 7 минут он должен подойти к северной частиСахалина.

Вообще надо отметить, что в 1983 году при нарушении воздушной границы Корейским Боингом на Камчатке, американцы использовали все виды военной техники, какие только можно было в данном случае! Это и космические спутники и высотные самолёты-разведчики и морские корабли и самолёты АВАКС и наземные радиолокационные станции. Всё было скоординировано как мощная разведывательная операция.

Небо в районе происшествия в эту ночь было облачным. На перехват Корейского Боинга в 1983 году взлетели 3 советских истребителя. Им заранее была дана команда, подтвердить цель - самолёт-разведчик и уничтожить его! При подходе к цели пилот Су-15 Осипович взял нарушителяна прицел, но в первом заходе стрельбу не произвёл. На большом расстоянии, ночью нельзя было точно определить, что это был за самолёт и к тому же Осипович надеялся, что приказ сбивать нарушителя отменят! Осипович доложил на землю, что Корейский Боинг, СССР в 1983 году, на запросы не отвечает, набирает высоту исбавляет скорость, определить тип цели из-за плохой видимости не может, цель идёт на малой скорости!

Земля дала Осиповичу новое указание Корейский Боинг, нарушивший воздушное пространствоСССР в 1983 году, не сбивать, а принудить к посадке! Осипович сбросил захват ракеты, сбавил скорость и увидел перед собой большой лайнер с освещёнными иллюминаторами ! Зашёл сначала слева, дал сигнал огнями и покачиванием. Затем проделал тоже самое справа. Нарушитель никак не реагировал на сигналы истребителя, принятые международными авиационными правилами и не отвечал на запросы по аварийному каналу связи! У пилотаКорейского Боинга в 1983 году была жёсткая установка, не подчиняться ни на какиетребования сил ПВО СССР, даже с учётом риска быть сбитым!

После этого Осиповичу дали приказ по Корейскому Боингу, нарушившему воздушное пространство СССР в 1983 году, открыть предупредительный огонь! После этойпредупредительной стрельбы из пушки у Осиповича в боекомплекте осталось всего 4 снаряда! Не заметить стрельбу из пушки на самолёте, идущем на таком близком расстоянии, тем более, ночью невозможно!

После этой предупредительной стрельбы Корейский Боинг, нарушивший воздушное пространство СССР в 1983 году, снизил скорость до 400 километров в час, вынуждая Су-15 илиуйти вперёд или свалиться в штопор! Советские наземные службы ещё пытались выйти на связь с нарушителем, но безуспешно!

Нарушителю отводилась не только пассивная роль! В это время, когда Корейский Боинг, нарушивший воздушное пространство СССР в 1983 году, приближался к Сахалину, в эфире появилось сообщение, что нарушитель передаёт шифровку, находящемуся над ним,американскому спутнику. В этой шифровке говорилось, что он чётко наблюдает, лежащие наглубине до 300 метров советские стратегические подводные лодки и делает снимки!

Необходимо было срочно принимать меры потому, что нарушитель ужепрошёл секретные военно-морские базы, а у советских истребителей заканчивалось топливо. Корнуков отдаёт приказ Осиповичу уничтожить Корейский Боинг, нарушивший в 1983 году воздушное пространство СССР!

Осипович с делал интенсивный вираж и вышел в заднюю полусферу нарушителю на дистанцию примерно1,5 километра. У него сразу на приборах загорелась информация о захвате цели. Осипович залпом выпустил две ракеты. Одна попала в хвост нарушителя, другая в левое крыло.

Сбитый в 1983 году Корейский Боинг начал резко падать. В 6 часов 24 минуты по дальневосточному времени цель исчезла с экранов локаторов. Точно место падения самолёта зафиксировать не удалось ни наземным службам, ни истребителям. Подлинно было известно только то, что это Татарский пролив и примерное место падения!

После сбитого в 1983 году Корейского Боинга начался новый виток холодной войны между СССР и США. Буквально на следующий день СССР был объявлен империей зла. Отношения междуСССР и США накалились до предела. Вооружённые силы обоих стран приведены в полную боевую готовность! В районе падения Корейского Боинга в 1983 году собираются флоты США, СССР и их союзников! Японские ВВС объявляют сбор по тревоге! Одновременно с этим раскручивается антисоветская компания. Лётчик Осипович представляется как отчаянный ковбой, а советское военное командование как способное не задумываясь нажать на ядерную кнопку!

После того как в 1983 году был сбит Корейский Боинг министерство иностранных дел СССР оказалось не готово к тому, чтобы своевременно и уверенно отстаивать интересы СССР! Отчасти это произошло потому, что главой правительства на тот момент был Ю.В.Андропов, который был смертельно болен! Руководство страны на тот момент, когда был сбит Корейский Боинг в 1983 году, по большому счёту сказать отсутствовало! Советское правительство, не разобравшись в деталях дела, вместо того, чтобы похвалить за правильные действия силы ПВО, начало невнятно оправдываться! Запад наглядно убедился, что советское правительство в подобных случаях не способно на правильные действия! Была проиграна информационная война!

После того как был сбит Корейский Боинг в 1983 году, западные средства массовой информации делали упор на то, что отклонение самолёта от верного маршрута произошло в результате ошибки при вводе данных в бортовой компьютер самолёта, то есть в автопилот самолёта! При этом никто не смог объяснить как, Корейский Боинг, сбитый в 1983 году, оборудованный самыми современными навигационными приборами, управляемый очень опытным пилотом и сопровождаемый наземными диспетчерами нескольких стран, отклонился от верного маршрута почти на 500 километров! Было не возможно не заметить, что самолёт летитневерным курсом в течении двух с половиной часов!

Корейский Боинг, сбитый в 1983 году, пролетел точно над советскими секретными военными объектами наДальнем Востоке, а также есть доказательства, что он преднамеренно пытался уйти от преследования советских истребителей ПВО, совершая определённые манёвры в полёте!

Ещё больше прояснить обстоятельства дела могли бы «чёрные ящики» самолёта. Корейский Боинг, сбитый в 1983 году, упал в Татарском проливе на глубине примерно 180 метров. Началисьпоиски самолёта. Советские водолазы нашли обломки лайнера первыми! Советский ВМФ выбросил в море 2 радиобуя, имитирующих сигналы «чёрных ящиков» далеко от места падения самолёта, направив тем самым американцев по ложному следу!

Обломки Корейского Боинга, сбитого в 1983 году, оказались довольно мелкими и лежащими довольно кучно. Размеры обломков не превышали 1,5-2 метра! Вопреки ожиданиям были найдены останки примерно 35-ти человек! Также А. Корнуков утверждает, что пассажиров вКорейском Боинге, сбитом в 1983 году, или вообще не было или было, но явно не 269 человек!

Багаж, найденный на сбитом самолёте, выглядел очень странно! Были найдены очки, пудреницы, женские сумки пустые — без содержимого, одежда, прикреплённая к тросу, паспорта исчезнувших пассажиров, упакованные в одну ПАЧКУ! Все найденные на Корейском Боинге, сбитом в 1983 году личные вещи пассажиров, поместились в 6 ящиков! Все поднятые со дна вещи были переданы Южной Корее, но родственники погибших или как считается погибших пассажиров, эти вещи так и НЕ получили! Это указывает на то, что багаж, найденный наКорейском Боинге, сбитом в 1983 году над Татарским проливом, был ИМИТАЦИЕЙ.

Так же позже выяснилось из зарубежной прессы, что родственники якобы погибших пассажиров встречали их под другими именами! По всей видимости, пассажиры былиВЫСАЖЕНЫ в Анкоридже и отправлены следом идущим самолётом! Вдобавок ко всему корейская авиакомпания, которой принадлежал Корейский Боинг, сбитый в 1983 году, обязана была бы официально опубликовать список погибших пассажиров, а этого СДЕЛАНО НЕ БЫЛО!

Теперь напомним, что был задержан вАнкоридже на 40 минут. Это понадобилось, в том числе и для того, чтобы совместить полёты самолёта и американского спутника. Нарушитель пролетел точно над объектами ПВО СССР и по существу вскрыл систему ПВО СССР Дальнего Востока! Те человеческие останки, которые были найдены на сбитом в1983 году Корейском Боинге, по всей видимости, принадлежат ОПЕРАТОРАМ ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗВЕДКИ, которые находились на борту этого самолёта и выполняли свою работу!

В 1984 году 20-го июля аналитик американской разведки Эрни Бокман выступил в эфиренезависимого английского телеканала, в котором сообщил, что в результате полёта Корейского Боинга в 1983 году американская разведка получила неоценимые сведения о советских ПВО Дальнего Востока! Ей удалось добиться включения почти всех объектов связи , которые работали около 4-х часов на площади более 18 000 квадратных километров!

В сегодняшнее время методы получения разведданных существенно изменились! С помощьюновых технологий созданы более совершенные средства наблюдения. Но манипуляция общественным мнением, а также различные провокации, в определённой степени пока применяются в современной политике!

35 лет назад произошла одна из крупнейших катастроф в истории мировой авиации. Советские системы ПВО по ошибке сбили в небе над Сахалином самолет Korean Air Lines (KAL), выполнявший полет по маршруту Нью-Йорк — Сеул с остановкой в Анкоридже. Трагедия унесла жизни 269 человек — 23 членов экипажа и 246 пассажиров. Гибель рейса KE007 вызвала широчайший резонанс во всем мире, особенно в США и Корее, и привела к существенному ухудшению отношений СССР с Западом.

Похожий случай (с той лишь разницей, что массовых жертв по счастливому стечению обстоятельств удалось избежать) произошел с бортом KAL пятью годами ранее. 20 апреля 1978 года советские истребители-перехватчики атаковали рейс сообщением Париж - Анкоридж - Сеул. По неизвестным причинам судно значительно отклонилось от заданного маршрута и нарушило советско-финскую границу в районе Кольского полуострова. Агрессия против гражданского самолета, который был принят за самолет-разведчик, привела к повреждению крыла. Однако пилоту удалось совершить аварийную посадку на лед замерзшего озера Корпиярви в глухой карельской тайге.

В результате инцидента погибли два человека, еще 13 получили ранения.

Оставшиеся в живых 107 пассажиров и 12 членов экипажа вскоре были отпущены, причем СССР выставил Корее счет в размере $100 тыс.: в такую сумму якобы обошлось содержание незваных гостей. KAL отказались забирать поврежденный борт из-за дороговизны транспортировки, и тот был списан на металлолом.

Is_photorep_included11939029: 1

Начиная с 1950 года, советские военные неоднократно атаковали или принуждали к посадке иностранные разведывательные и военные самолеты, случайно или намеренно вторгавшиеся в воздушное пространство страны. 4 августа 1961-го был открыт огонь по самолету авиакомпании «Iran Air», летевшему по маршруту Бейрут — Тегеран. И в тот раз летчикам удалось спасти судно от опасности, а затем успешно посадить его на юго-западном побережье Каспийского моря.

По сравнению с периодом, когда произошло ЧП с первым корейским «Боингом», к моменту атаки на второй геополитическое положение на планете существенно изменилось. На смену разрядке международной напряженности эпохи советского генсека и американского президента пришел новый острый виток Холодной войны. В 1983 году СССР возглавлял реакционер , а во главе США встал , известный непримиримым отношением к коммунистическому строю. В марте он назвал Советский Союз «империей зла».

В новых реалиях американские военные существенно нарастили разведывательную (с позиции СССР — шпионскую, незаконную) активность на Дальнем Востоке.

Взаимные провокации происходили в Охотском море. Особый интерес США вызывали секретные стратегические объекты Камчатки и Сахалина.

Ситуацию до предела накалил инцидент 4 апреля того же года, когда шесть американских штурмовиков на несколько десятков километров вторглись в пределы СССР и провели условное бомбометание по территории острова Зеленый в районе Малой гряды Курильских островов. В восприняли этот случай как болезненный щелчок по носу, устроив выволочку командиру местной ПВО, не остановившей наглых пришельцев.

По сути, учебная атака Зеленого обрекла любой самолет-нарушитель на большие неприятности: ошибка пилотов или вынужденное нарушение воздушной границы СССР грозили теперь самыми жесткими последствиями. Так получилось, что под раздачу попал гражданский рейс KE007, пилоты которого не собирались играть с советскими истребителями в кошки-мышки, но стали жертвами обстоятельств.

Wikimedia/USAF Плановый и реальный маршруты рейса KE007 / Boeing RC-135 ВВС США, за который ошибочно был принят рейс KE007

Между Нью-Йорком и Сеулом — более 11 тыс. километров: это один из самых длинных маршрутов между двумя столицами. В современных условиях полет выполняется за 14,5 часов.

«Боинг» вылетел из аэропорта по штатному расписанию, а в ночь на 1 сентября планово приземлился в Анкоридже (штат Аляска) для дозаправки и отдыха пилотов. Около трех часов по местному времени борт взял курс на Сеул. По правилам, полет должен был пройти за пределами территории СССР. Предполагалось, что самолет обогнет Камчатку, а затем Курильские острова с юга и, пролетая над северной частью японского острова Хонсю, вскоре достигнет южнокорейской столицы.

Однако с первых же минут полета борт по неизвестным причинам начал отклоняться от намеченного курса. В какой-то момент с KE007 сблизился «Боинг»-разведчик ВВС США. Метки на советских радарных экранах слились, после чего одно судно вошло в пространство СССР, а другое вернулось на международную воздушную трассу.

Считается, что советские наблюдатели могли перепутать похожие по размеру и модификации самолеты, ошибочно приняв гражданский лайнер за вражеский самолет-шпион.

На портале Aviation Safety Network, отслеживающем авиационные происшествия, доступна стенограмма разговоров персонала KE007 перед трагедией. Из расшифровки ясно, что изначально полет протекал спокойно, ничем не отличаясь от сотен подобных рутинных рейсов. Командир экипажа и пилоты не проявляли ни малейших признаков тревоги. На седьмой минуте выполнения маршрута по громкой связи в салоне было объявлено, что в Сеуле сейчас три часа ночи, и весь полет составит тоже примерно три часа. До приземления пассажирам стандартно пообещали напитки и завтрак.

Мирное течение полета нарушили советские истребители, которые были подняты по команде с аэродрома Елизово близ Петропавловска-Камчатского, когда корейский «Боинг» неожиданно оказался над полуостровом Камчатка, пролетев чуть севернее самого города. Отклонение от курса составляло в этот момент свыше 300 км.

Чтобы вернуться в рамки регламента полета, пилотам KE007 требовалось взять резкий курс на юг и достигнуть Японии. Однако они продолжили полет в юго-западном направлении, и вскоре повторно нарушили советскую воздушную границу над Сахалином. Отклонение теперь достигало 500 км, что трактовалось военными СССР как тяжелейшее преступление.

В сложившейся ситуации командир 40-й истребительной дивизии на Дальнем Востоке Анатолий Корнуков отдал приказ об уничтожении «Боинга». В 1998-2002 годах он занимал должность главнокомандующего ВВС России. Неоднократно рассказывая о принятом тогда решении всей своей жизни, Корнуков всегда подчеркивал, что основывался на нормах международного и советского права, считая полет корейского самолета провокацией американцев. Генерал армии ушел из жизни в 2014 году.

Непосредственным исполнителем приказа выступил майор Геннадий Осипович на Су-15. Он произвел предупредительные выстрелы, которые пилоты «Боинга» могли не заметить. При этом офицер не пытался связаться с корейскими летчиками по радио и не смог идентифицировать судно-нарушитель.

Осипович выпустил по цели две ракеты. Одна прошла мимо, другая взорвалась рядом с хвостом. Самолет вошел в спираль и через 12 минут после атаки рухнул в пролив Лаперуза в 37 км к юго-западу от Сахалина, разбившись о воду.

«В ночь с 31-го августа на 1-e сентября самолет неустановленной принадлежности со стороны Тихого океана вошел в воздушное пространство над полуостровом Камчатка, затем вторично нарушил воздушное пространство СССР над о. Сахалин. При этом самолет летел без аэронавигационных огней, на запросы не отвечал и в связь с радиодиспетчерской службой не вступал.

Поднятые навстречу самолету-нарушителю истребители ПВО пытались оказать помощь в выводе его на ближайший аэродром. Однако самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал и продолжал полет в сторону Японского моря», — так преподнес случившееся у берегов Сахалина.

Реакцией на гибель «Боинга» стали антисоветские акции в США (62 жертвы, в их числе сенатор Лоуренс Макдональд) и Корее (82 пассажира и 23 члена экипажа). Люди устраивали шествия протеста и жгли флаги СССР. С испепеляющей критикой в адрес Советского Союза выступил президент Рейган, назвавший случившееся «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто», а также «актом варварства и нечеловеческой жестокости». Репутации СССР был нанесен колоссальный ущерб.

Неделю спустя, 9 сентября, Министерства обороны и иностранных дел СССР провели пресс-конференцию для отечественных и иностранных журналистов. В ходе встречи начальник с указкой в руках доказывал на схеме полета и карте района трагедии, что корейский «Боинг» на самом деле был не гражданским самолетом, а разведчиком.

Черединцев Валентин/Фотохроника ТАСС СССР. Москва. 1 сентября 1983 г. Начальник Генерального штаба Вооруженный Сил СССР Николай Васильевич Огарков во время пресс-конференции

«Неопровержимо доказано, что вторжение самолета южнокорейской авиакомпании в советское воздушное пространство было преднамеренной тщательно спланированной разведывательной операцией. Она управлялась с определенных центров на территории США и Японии, — заявил маршал. — Гражданский самолет для нее был выбран сознательно, не считаясь, а возможно, и в расчете на человеческие жертвы. Отсюда и все тяжелые последствия этого чрезвычайного «инцидента», как называют его в западной прессе. Естественно, что вся ответственность за происшедшее целиком и полностью ложится на ее организаторов».

Известно, что военные СССР не допустили американские корабли к месту ЧП.

Отечественным водолазам удалось оперативно обнаружить и поднять на поверхность черные ящики.

Впрочем, в Международную организацию гражданской авиации записи самописцев были переданы лишь десять лет спустя по личному распоряжению президента России и никаких сенсационных подробностей не раскрыли.

Глава государства встретился с родственниками погибших. В процессе мероприятий Ельцин передал корейской стороне и американцам документы, связанные с катастрофой: расшифровку радиообмена экипажа KE007 с другими самолетами и со службой управления воздушным движением, текст магнитной записи бортового регистратора, справку об анализе информации аварийного самописца, заключения экспертных групп Минобороны, КГБ и Минавиапрома, тексты докладов Андропову от различных ведомств.

Несмотря на поисковые работы с участием советских, американских и японских специалистов, ни один фрагмент так и не был опознан как останки пассажира.

Есть сведения, что солдаты и офицеры из части, дислоцированной на сахалинском мысе Крильон, находили на побережье выброшенные приливом истлевшие фрагменты одежды, старую обувь, женские сумочки, зонты и другие вещи, которые были не очень похожи на элементы багажа респектабельных пассажиров...

Офицер ВВС Осипович умер в 2015 году. А в 2003-м он заявил « », что «Боинг» с пассажирами сбили… американцы.

«Им нужна была провокация, — приводил доводы подполковник в отставке. — Выйдет — хорошо. Не выйдет — тоже. все было выгодно. Так вот, было два самолета. Я сбил не пассажирский, а разведчика. А лайнер с пассажирами сбили американцы, чтобы потом заявить, что СССР — империя зла! И убедить мир в том, что на самом деле разведчика не было!

Многие получили у нас за сбитый мной самолет двойные оклады. Все, кроме меня. Есть справедливость? А про орден даже говорить не хочу! Вручили через год! «За успехи в боевой и политической подготовке».

Надо заметить, что и за рубежом нашлись те, кто отрицал американскую версию катастрофы. Например, француз Мишель Брюн в своей вышедшей в период поздней перестройки книге «Сахалинский инцидент» настаивал на том, что 1 сентября 1983 года в пределы СССР одновременно вторглись не менее девяти самолетов, а корейский «Боинг» якобы выходил на связь… спустя 45 минут после атаки Осиповича, которой, по его убеждению, не было.

«Для американцев, даже для тех, кто не верит американской версии событий, крайне трудно признать, что между советскими и американскими военными самолетами произошло серьезное столкновение,

окончившееся потерями с американской стороны, столкновение, которое оставалось секретом все эти годы. Их колебания понятны. Но они не согласуются с тем, что показывает мое расследование», — говорится в книге Брюна. Далее он объясняет доказательства перехватов и уничтожения самолетов над Сахалином…

«Обилие деталей в заявлениях свидетелей позволяет нам выделить несколько эпизодов преследования и уничтожения самолетов-нарушителей разными пилотами-истребителями и находки нескольких различных остовов советскими водолазами на различных участках морского дна у берегов Сахалина, — убежден Брюн. — Тем не менее, именно российские документы, переданные ИКАО для отчета 1993 года и приложенные к Информационному сообщению №1, дают наиболее драматическое доказательство масштабов сахалинских событий и позволяют нам понять очевидные противоречия между японскими и американскими данными».

Отставной офицер японской разведки Иосиро Танаки в своей книге «Правда о полете KAL 007» делает вывод, что «американские спецслужбы сознательно направили пассажирский самолет в воздушное пространство СССР».

«Цель — вызвать переполох в модернизированной и значительно усиленной за год до трагедии системе ПВО советского Дальнего Востока и заставить включить «молчащие» в мирное время радиолокационные станции», — пишет автор.

1 сентября 1983 года советский перехватчик Су-15 сбил самолёт "Боинг-747" корейской авиакомпании Korean airlines, нарушивший советское воздушное пространство. Погибло 269 пассажиров и членов экипажа. Этот трагический инцидент вызвал негодование во всём мире, особенно после того, как советская сторона засекретила расследование случившегося на долгие годы. Только после распада СССР были опубликованы документы, из которых стало ясно, что же действительно произошло в тот день.

К началу 80-х, после полутора десятилетий политики разрядки, отношения между СССР и США ухудшились до уровня едва ли не Карибского кризиса. Советское вторжение в Афганистан, приход к власти бескомпромиссного Рейгана, система стратегической оборонной инициативы и намерение американцев разместить ракеты "Першинг II" в Европе вызвали резкое обострение отношений.

Весной 1983 года в Тихом океане были проведены учения Fleet’Ex, ставшие самыми масштабными со времён Второй мировой войны. Район учений находился в непосредственной близости от советских границ.

Кроме того, периодически над Камчаткой и Курильскими островами совершали полёты самолёты радиоэлектронной разведки "Боинг RC-135". Советские ПВО стремились их сбивать, но получалось это далеко не всегда. Каждый случай, когда ПВО упускали самолёт-разведчик, становился поводом для разноса начальников дальневосточных служб ПВО.

Рейс KAL 007

Рейс KAL 007, совершавшийся корейскими авиалиниями, пролегал от Нью-Йорка до Анкориджа, откуда самолёт вылетал в Сеул. Полёт проходил преимущественно над Тихим океаном. На борту самолёта находились 23 члена экипажа и 246 пассажиров. Из них 82 пассажира были гражданами Кореи, 62 - американцами, 28 - японцами, 23 - тайваньцами. Помимо них присутствовали граждане ещё десяти государств.

В 03:00 по местному времени дозаправившийся на Аляске самолёт вылетел из Анкориджа. Но уже через десять минут после взлёта самолёт начал понемногу отклоняться от заданного курса. Расследование причин этого отклонения так и не дало чёткого ответа, почему это произошло. По одной версии - экипаж по какой-то причине не переключил автопилот из одного режима в другой. По другой версии - экипаж всё сделал правильно, но из-за технических неполадок автопилот не перешёл в другой режим.

Экипаж не заметил, что автопилот работает в другом режиме, они даже не представляли, что могут отклониться от курса. Между тем лайнер двигался в сторону Камчатки.

В обычных условиях это было бы не фатально. Самолёт в любом случае летел в направлении Сеула, просто отклонился от маршрута на 300 километров в сторону и летел бы чуть дольше, чем обычно. Однако Камчатка была закрытым воздушным пространством. Помимо военных баз там проводились и испытания ракет.

Из-за напряжённой международной обстановки советские ПВО и так находились в режиме повышенной готовности. Вдобавок по стечению обстоятельств именно в эти дни на Камчатке были запланированы ракетные испытания, из-за чего ПВО находились в режиме боевой готовности.

Первый перехват

https://static..jpg" alt="" data-layout="regular" data-extra-description="">

На перехват нарушителя подняли три Су-15 с аэродрома Сокол и один МиГ с аэродрома Смирных. Вскоре Су-15, пилотируемый майором Осиповичем, вышел к цели. Осипович доложил, что видит бортовые огни и ряд иллюминаторов. Однако более точно описать самолёт было невозможно. На земле решили, что это ничего не значит, поскольку бортовые огни есть у всех самолётов, а с иллюминаторами что-то могли придумать. Тем более что "боинг"-разведчик (RC-135) в темноте, да ещё и на расстоянии, достаточно трудно визуально отличить от пассажирского лайнера.

По советским инструкциям нарушителя полагалось попытаться принудить к посадке. Для этого надо было либо выйти на гражданскую частоту и попытаться установить радиоконтакт, либо пострелять трассирующими пулями рядом с самолётом, чтобы обратить на себя внимание пилотов. Только если нарушитель не реагировал на все эти сигналы, открывался огонь на поражение.

Однако у самолёта в боекомплекте не было трассирующих снарядов. Перехватчиков ими вообще комплектовали очень редко, чтобы не демаскировать их. Поэтому Осипович начал стрелять обычными бронебойными. Но ничего не вышло, экипаж их просто не заметил.

боинг", и начинал сваливаться в штопор уже на 400 километрах в час.

В 18:26 по UTC Осипович выпустил две ракеты. Одна прошла мимо, другая поразила цель. После этого корейский самолёт начал медленно снижаться. Около пяти минут экипажу удавалось сохранять контроль над управлением лайнера. Он снизился до высоты три тысячи метров, после чего контроль над ним был потерян.

Версия советской стороны

Первоначально СССР хранил молчание. Первые новостные сообщения из Кореи гласили, что самолёт, возможно, приземлился на территории СССР из-за неполадок. Однако американцы обо всём произошедшем прекрасно знали, и уже 1 сентября госсекретарь Шульц созвал экстренную пресс-конференцию, на которой представил перехваты радиопереговоров советских пэвэошников.

Первоначально в СССР не знали, что делать. Андропов уже сильно болел, поэтому несколько дней СССР ничего не предпринимал. Сначала планировалось рассказать правду - самолёт был сбит из-за ошибки идентификации. Однако в последний момент было решено всё переиграть и выдвинуть контрверсию - самолёт был сбит, поскольку выполнял разведывательный полёт.

5 сентября официальное заявление сделал американский президент Рейган, назвавший атаку корейского самолёта "преступлением против человечества" и "актом варварской жестокости". На 6 сентября было назначено созванное американцами заседание Совбеза ООН. На нём они представили детальные расшифровки советских радиопереговоров и продемонстрировали карту полёта самолёта с отклонением от курса.

После такого отрицать что-либо было просто безумием. 9 сентября была созвана пресс-конференция, на которую отправили отдуваться начальника Генштаба маршала Огаркова. На ней была представлена официальная советская версия. Она гласила, что нарушение границы было умышленным и спланированным - для проверки советских ПВО. Самолёт не отвечал на попытки вступить с ним в контакт и не подчинялся командам перехватчиков, поэтому был сбит. Маршал выразил сожаление из-за гибели людей, но возложил вину на американские спецслужбы, которые "тестировали" советские ПВО, сознательно подставив под удар пассажирский лайнер.

США отреагировали на этот инцидент запретом на полёты советских самолётов в Америку. Рейган также пообещал, что система GPS будет открыта для всех, чтобы в дальнейшем исключить подобные трагические инциденты.

Расследование

Самолёт упал в советских водах, поэтому никто, кроме советских поисковиков, не имел доступа к месту аварии. Официально СССР до самого конца отрицал, что в результате поисковых работ удалось найти что-то существенное для расследования. В действительности поисковики достаточно быстро обнаружили бортовые самописцы самолёта, но их показания не стыковались с официально объявленной советской версией (сознательное и спланированное нарушение воздушного пространства). Поэтому все эти данные были засекречены.

Международная организация гражданской авиации провела своё независимое расследование. Однако, не имея доступа к месту крушения и показаниям бортовых самописцев, следователи были ограничены в выводах. В итоге организация пришла к выводу, что экипаж нарушил советское воздушное пространство неумышленно - либо из-за невнимательности при работе с автопилотом, либо из-за технических неполадок.

Родственники погибших американских граждан создали ассоциацию и заручились поддержкой группы американских конгрессменов. На волне перестроечной гласности конгрессмены написали несколько писем Горбачёву с просьбой сообщить информацию, известную советской стороне.

После распада СССР письма стали писать уже Ельцину. В конце концов новый президент объявил, что в архивах найдены секретные документы об обстоятельствах инцидента и вскоре они будут переданы для публикации. В 1992 году было опубликовано несколько секретных меморандумов спецслужб, а в 1993 году бортовые самописцы, обломки самолёта и прочие найденные при поисках объекты были переданы Южной Корее. Другая часть предметов была передана Японии, а также родственникам погибших американцев.

Было проведено новое международное расследование с учётом теперь уже рассекреченных данных. Выяснилось, что пилоты самолёта не осознавали, что отклонились от курса и дважды вторглись в советское воздушное пространство. Также было ясно, что они не заметили предупредительных выстрелов Осиповича.

Также подтвердилось, что в советской ПВО были уверены, что сбивают разведчик RC-135. Только через несколько часов стало понятно, что сбит пассажирский лайнер. Первоначально планировалось объявить, что произошла ошибка идентификации. Однако из-за того, что были применены не все методы идентификации (в частности, не было попыток установления радиоконтакта), советское руководство опасалось, что это станет поводом для новых обвинений. Поэтому было принято решение засекретить информацию об обнаружении самописцев и придерживаться версии разведывательной провокации. Спешка, из-за которой с самолётом не попытались установить радиоконтакт, объяснялась тем, что он уже готовился покинуть советское воздушное пространство и его боялись упустить и получить разнос сверху за нерасторопность.

Засекреченность расследования вплоть до начала 90-х породила много конспирологических теорий заговора. Одна из них гласит, что СССР действительно сбил самолёт-разведчик, а не пассажирский лайнер. В качестве главного аргумента выдвигается тот факт, что тела пассажиров так и не были обнаружены, только отдельные вещи.

Ещё одна версия гласит, что самолёту удалось сесть на территории Японии, но со всех пассажиров взяли подписку о неразглашении и засекретили информацию об их спасении. Как подвид этой версии существует версия о том, что самолёт приземлился в Советском Союзе, а все пассажиры будто бы были отправлены в секретные тюрьмы, что не выдерживает никакой критики.

Однако стоит учесть, что провернуть такую операцию с гражданами полутора десятков государств достаточно сложно. Не говоря уже о том, что среди пассажиров были весьма известные персоны. Например, конгрессмен Лоуренс Паттон Макдональд - кузен знаменитого генерала Паттона.

В конце концов, не совсем понятно, зачем могли понадобиться такие сложности, если учесть, что главным последствием для СССР стал только временный запрет на полёты советских самолётов в Америку. Ракеты "Першинг II" американцы в любом случае собирались разместить в Европе и сделали бы это и без инцидента с корейским самолётом.

Вероятнее всего, ситуация с корейским лайнером стала следствием стечения обстоятельств и ряда ошибок как со стороны корейского экипажа, так и советских ПВО, не идентифицировавших самолёт, а не чьего-то злого умысла.

Похожие публикации