Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Что такое лайтрум и как им пользоваться. Что такое Lightroom и как им пользоваться

Если вы используете Photoshop для обработки фотографий, то наверняка знаете, что одну и ту же задачу можно решить разными инструментами. Возможности фотошопа настолько велики, что для достижения одного и того же результата, фотографы могут пойти различными путями и сложно сказать, какой путь «правильный».

Lightroom часто называют «альтернативным фотошопом». Так же как и Photoshop, в Lightroom можно использовать различные инструменты для достижения одной и той же цели. Далеко не всегда очевидный и бросающийся в глаза путь является лучшим.

Задача данной статьи, рассказать несколько секретов Lightroom и познакомить вас с альтернативными, но очень удобными путями для решения типичных задач по обработке фотографий.

1. Используйте Luminance вместо Saturation

Часто кажется, что в ясный день очень просто сделать красивый снимок с ярким голубым небом. Но если вы снимаете объекты, находящиеся на земле, тем более в тени, то кадр может получится с пересвеченным или тусклым небом.

При обработке фотографии в lightroom, обычно сразу хочется увеличить насыщенность небо при помощи Saturation, но это далеко не всегда лучшее решение.

Слайдер Saturation усиливает насыщенность всех цветов одновременно, что может помешать, если задача только в том, чтобы повысить насыщенность цвета неба. Воспользовавшись данным слайдером, вы можете получить другие сложности, потому что насыщенность повысится и там, где не требуется, например на коже модели.

Альтернативный вариант, использование панели «HSL / Color / B&W».

В этой панели вы увидите табы Hue, Saturation и Luminance. В табе Saturation можно поднять насыщенность только отдельных цветов, которые связаны с небом, не затрагивая другие цвета.

Но опять же, использование Saturation — может дать не самый лучший результат, цвета станут гипертрофированно мультяшными, если вы перестараетесь.

Хорошей альтернативой будет служить табулятор Luminance. Вы будете оперировать не насыщенностью, а яркостью цвета. Используйте синий ползунок закладки Luminance и вы получите красивый глубокий цвет для неба, не затронув при этом другие цвета.

Подробнее об использовании Luminance можете прочитать в статье —

2. Объединяйте корректирующие кисти

Корректирующая кисть (Adjustment Brush) отличный инструмент для того чтобы изменять только отдельные части фотографии. Одним из самых больших достоинств кисти является то, что в отличии от фотошопа, она не затрагивает изображение напрямую. Вы можете изменить параметры изменений в области действия кисти в любой момент, если вам что то не понравится или просто удалить ее.

Даже в том случае, если было использовано несколько кистей, комбинируя параметры для достижения лучшего результата. Например, для того чтобы размыть какую то конкретную область, вы можете выставить для кисти значение Sharphess в -100. А так как данная настройка дает не очень сильное размытие, примените «размывающую» кисть к одной и той же области несколько раз, добиваясь нужного эффекта.

Чтобы усилить эффект кисти, после того как поработали с ней, нажмите на кнопку New. Это создаст дубликат кисти с теми же настройками и вы сможете воспользоваться ею поверх первой. Повторите действие столько раз, сколько потребуется.

Не забывайте о том, что это все равно будут отдельные кисти. Вы в любой момент можете выбрать одну из них заново и изменить настройки, допустим уменьшив значение Sharphess.

Каждая кисть на снимке выглядит кружочком. Наведя на него курсор, вы увидите зону действия кисти. Чтобы выбрать нужную — кликните по нему и в центре кружочка появится черная точка. Теперь можете изменить настройки выбранной кисти.

3. Быстрая ретушь кожи на портрете

На то, как кожа выйдет на фотографии влияет множество факторов. Например, кожа может получиться слишком красной и не очень гладкой.

Для того чтобы исправить это, можно использовать несколько приемов. Вы можете использовать вместе или по отдельности. Главное — не перестарайтесь. Лучшее — враг хорошего.

Вначале стоит изменить яркость (brightness). Особенно если кожа красноватая или слишком темная. Слегка поднимите яркость, это сделает оттенок кожи более естественным. Дополнительным бонусом будет то, что при увеличении яркости морщины и поры на коже будут не так заметны.

Затем стоит опять вспомнить о табуляторе Luminance. Попробуйте увеличить значение Luminance для красных и оранжевых цветов. Это сделает кожу светлее и придаст ей более здоровый оттенок.

Для того, чтобы сделать это действие еще проще, есть маленький секрет.
Обратите внимание, что слева от названия Luminance есть маленький кружок. Нажмите на него, затем переведите курсор на тот участок, который вы хотите изменить. Lightroom будет автоматически отслеживать те цвета, которые находятся под курсором.
Для изменения достаточно лишь подвигать курсором вверх или вниз, удерживая левую кнопку мыши нажатой.

Этот секрет действует во всех трех табуляторах Hue, Saturation и Luminance

Так же, в Lightroom есть прекрасный инструмент, идеально подходящий для ретуши портрета — кисть «Soften Skin». Если вы будете «рисовать» на лице модели данной кистью, то резкость будет локально уменьшена за счет параметров Clarity и Sharpness.

Вы можете выставить другие параметры, если решите, что предлагаемые по умолчанию не подходят для данного случая.

Наконец, есть еще один способ для того чтобы привести кожу в порядок. Перейдите на вкладку Noise Reduction, отвечающую за шумоподавление.
Уменьшение шума так же приводит к некоторой размытости, что может положительно сказаться на портрете.


Но будьте осторожны. Шумоподавление действует на весь снимок в целом, а не на его отдельные части. Поэтому вы можете испортить изображение в целом.

4. Изменение сетки при кадрировании

Кадрирование фотографии в Lightroom имеет скрытые возможности, чтобы подправить композицию. Изначально сетка делит кадр на 9 частей согласно правилу третей. Но в лайтруме есть 6 вариантов сетки, которые вы можете использовать при кадрировании.

Для того чтобы посмотреть другой вариант — просто нажмите клавишу «O» (латинская раскладка клавиатуры). При нажатии комбинации Shift-O — сетка зеркально перевернется.

Так же можно увидеть все возможные сетки, выбрав в меню Tools > Crop Guide Overlay

5. Двойное тонирование для эффекта ретро фото

Двойное тонироварие (Split-toning) — весьма популярный способ создания различных эффектов. Особенно для создания эффектов «под старину» или эффектов съемки на пленку. Подобные эффекты весьма активно используются Instagramm и многих онлайн редакторах, предоставляющих возможность получить тот или иной эффект «нажатием на 1 кнопку»

Если вы пользовались ранее пресетами для создания ретро эффектов, но обратите внимание на то, какие настройки выставлены для закладки Split Toning. Вы наверняка заметите, что они имеют одинаковую структуру, особенно если посмотреть на значения Hue для теней и светов (highlights, shadows).

В светах ползунок сдвинут влево от центра, в тенях вправо. Такое положение практически всегда даст достаточно интересный эффект.

Попробуйте установить Hue в аналогичное положение, а затем поиграться с настройками Saturation и Balance. Но результат изменения этих настроек будет сильно зависить от вашего снимка, точнее от того что на нем и какие цвета приоритетные.

Поэтому двойное тонирование — инструмент весьма творческий и какие либо готовые рецепты тут давать сложно.

Если же вам лень заниматься двойным тонированием самостоятельно, создавая эффекты «под старину», можете или замечательным плагином

6. Уменьшение силы пресета в Lightroom

Так или иначе все мы пользуемся пресетами для Lightroom. Приятно получить что то особенное, всего лишь кликнув на кнопку. Но очень часто, применение пресета дает слишком сильный эффект. Например, цвета могут стать гипертрофированно яркими, что далеко не всегда хорошо.

В таких случаях хочется слегка ослабить силу действия пресета, но в Lightroom нет штатного инструмента для этого действия.

Точнее способы есть, но они неудобные. Вы можете вручную отследить по закладкам, какие параметры изменены и уменьшить силу каждого из них.
Второй способ — применение Photoshop. Берете оригинальное изображение, поверх него делаете слой с измененным при помощи пресета и меняете прозрачность этого слоя, добиваясь нужной степени воздействия.

Но есть и третий способ. Ярно Хейккинен (Jarno Heikkinen) сделал специальный плагин для Lightroom, который можно спокойно скачать с его сайта Knobroom.com . Плагин называется «The Fader» и делает именно то, что нам требуется — уменьшает силу эффекта пресета.

После того как вы скачаете и установите плагин, откройте фото и перейдите в закладку File > Plug-In Extras > The Fader
Появится окно, где вы можете выбрать пресет и силу его воздействия на снимок.

7. Информация о снимке

Находясь в модуле Develop нажмите I на клавиатуре и в левом верхнем углу снимка появится информация о снимке. Если вы нажмете I еще раз, то информация изменится.

Это бывает очеь полезно, если требуется быстро посмотреть информацию об исходнике или базовые данные Exif


Кроме того, вы можете настроить ту информацию, которую хотите видеть в данном режиме через меню View > View Options
А затем в появившемся диалоге Library View Options откройте закладку Loupe View и выберите те данные, которые вам нужны чаще всего.

8. «Выключение света»

Это известный, но редко используемый инструмент Ligthroom, который тем не менее бывает очень полезен.

Когда вы хотите сосредоточить внимание на какой то определенной области, используйте функцию Lights Out. Например если вы выбираете определенные снимки из серии. Lights Out затемнит все остальные снимки кроме выбранных.

Если же нажмем L еще раз, фон, кроме наших выбранных миниатюр, станет совсем черный.

Данный режим так же доступен и в модуле Develop. Он бывает полезным, чтобы оценить изображение более точно, не отвлекаясь на детали интерфейса и прочие мешающие элементы.

9. Режим Solo

Есть еще один очень интересный режим работы Lighroom под названием Solo.

Хотя в целом интерфейс Lightroom весьма удобен и продуман, из за большого количества настроек и инструментов бывает сложно быстро отыскать то что требуется. Можно тратить много времени на прокручивание скроллов панелей и их постоянное открытие и закрытие.

Специально для этого разработчики Lightroom внедрили режим Solo или режим «одной вкладки». Действует он весьма просто — каждый раз когда вы открываете какую либо панель инструментов — все другие автоматически сворачиваются. Это очень сильно увеличивает скорость работы с программой.

Вы не верите? Просто попробуйте. Уверены, что вскоре вы не сможете себе представить жизнь без этого режима.

Чтобы ключить режим, кликните правой кнопкой мыши на заголовке любой панели у активируйте пункт Solo Mode в появившемся меню

10. Полезные клавиатурные сокращения

Напоследок, в дополнение к статье о , некоторые полезные клавиатурные сокращения.

  • Автоматический переход при Caps Lock . Если вы нажемете CapsLock, то при назначении снимку какого либо цветового маркера, флага или рейтинга, вы будут автоматически переходить к следующему снимку. Это крайне удобно при первоначальном отборе снимков.
  • Виды просмотра Library . Нажатие на G покажет миниатюры в режиме «сетки». E — увеличит выбранную фотографию. С — режим сравнения, а D — переключение в модуль Develop для выбранного снимка.
  • Быстрое скрытие панелей. Клавиши F5-F9 быстро открывают и скрывают основные 4 панели интерфейса Ligthroom — верхнюю, нижнюю, правую и левую.
  • Альтернативный режим . Нажатие клавиши Alt переведет некоторые инструменты в альтернативный режим. Подробнее смотрите в статье « «
  • Сброс слайдеров . При двойном клике по любому слайдеру вы сбросите его значение в значение по умолчанию. Или при нажатии на Alt вы увидите псевдо кнопку Reset — клик по которой сделает то же самое.
  • Выравнивание горизонта или вертикали. В режиме кадрирования нажмите клавишу Ctrl и не отпуская ее, проведите мышью линию, которая должна быть строго горизонтальной или вертикальной. Лайтрум автоматически повернет снимок соответствующим образом. Это невероятно удобно например для выравнивания горизонта.
  • Скрыть все панели. Ctrl + клик на заголовке любой панели в режиме Develop свернет все панели.
  • Увидеть все клавиатурные сокращения. Нажмите Ctrl + / и вы увидете плашку со всеми доступными сокращениями выбранного модуля Lightroom

Оригинал статьи: tutsplus.com © Josh Johnson

Текущей статьей начинается цикл, который посвящен программе Adobe Photoshop Lightroom. Этот раздел будет пополняться уроками параллельно техническим аспектам фотографии. В первой вводной статье я говорил, что обработка очень важна и даже посредственная фотография может преобразиться после соответствующей коррекции. Многие сейчас подумают, что под обработкой подразумевается долгое и нудное просиживание перед монитором в Photoshop. Вовсе нет. Достаточно всего 2-3 минуты, чтобы фотография “заиграла”, а при должной сноровке можно уложиться даже в одну минуту! Но для этого нужен соответствующий инструмент и Photoshop – не всегда лучшее решение. Давайте ненадолго прервемся и поговорим о форматах.

RAW vs JPEG

Jpeg – это стандартный формат, в котором сохраняются фотографии. В нем хранится абсолютное большинство изображений, которые мы встречаем повсеместно. Уверен, вы хорошо знакомы с этим форматом и большинство имеющихся фотографий сохранено в нем. Но есть другой формат, распространенный в среде фотографов. Речь идет о RAW. Он доступен не на и ни на одной камере не установлена съемка в RAW по умолчанию.

RAW (с англ. — сырой) представляет собой необработанную информацию, полученную с сенсора камеры и записанную прямо на флешку. При съемке в jpeg происходит обработка изображения внутри камеры, а также его сжатие. Это влечет потерю информации, которая на первый взгляд не видна, но критична при обработке.

На самом деле расширения.raw не существует и “сырой” формат представляет собой набор проприетарных форматов. У каждой компании свой формат RAW:

И еще куча вариантов у разных компаний. К примеру, только у одной Sony три варианта RAW! Формат RAW не рекомендуется открывать обычным просмотрщиком изображений. Точнее, открывать-то можно, но результат вас мягко говоря не обрадует, потому что никакой внутрикамерной обработки проведено не было. Поэтому для начала его нужно открыть конвертером с примененными настройками камеры, обработать и сохранить в привычном формате. Допустим, в том же jpeg.

“Зачем огород городить-то? Не легче сразу снимать в jpeg и получать хороший результат?” – спросите вы. Легче, но результат будет хуже. Дело в том, что RAW позволяет очень сильно изменять фотографию. При таких же сильных изменениях из jpeg потерялось бы очень много информации и получился бы ни для чего не пригодный результат. Из этого следует, что RAW прощает небольшие и даже средние ошибки, которые впоследствии можно будет исправить на этапе обработки. Это подходит начинающим фотографам и любителям. Если вы читаете эти строки, то, думаю, вы относитесь именно к этой категории фотографов или хотите им стать.

По выше названным причинам настоятельно рекомендую снимать в RAW. В jpeg оправданно снимать репортажи, которые нужно быстро куда-то переслать и/или которые не будут обрабатываться. Также в jpeg можно снимать профессионалам, которые отлично владеют камерой и у которых изначально получаются замечательные результаты. Еще jpeg может быть полезен людям, которым не критичен качественный результат, которые вообще не хотят тратить времени на постобработку или менять привычный уклад работы (потратить немного времени на изучение программы-конвертера и подумать над организацией хранения RAW файлов). Всем остальным добро пожаловать в мир RAW!

Lightroom – мощный графический процессор

Итак, мы остановились на том, что Photoshop – не лучшее решение для обработки фотографий. Здесь я немного слукавил. Безусловно, Photoshop – мощнейший инструмент, предоставляющий безмерное поле для творчества. И с этим никто не собирается спорить. Но задумайтесь: что будет, если новичка, ни разу не ездившего за рулем, начать обучать вождению на раллийной машине? Ничего хорошего — как минимум неудобство и страх. Опытный же водитель вполне управится с раллийной машиной, но сочтет неудобным ежедневно передвигаться на ней по городу. Так же и тут – для быстрой обработки большого количества фотографий служит Lightroom, а для сложной и тонкой доработки можно перейти в Photoshop.

Lightroom – это графический процессор, который обеспечивает полный цикл обработки фотографий. Он служит в качестве RAW-конвертера, позволяет быстро сортировать и обрабатывать изображения. Все основные инструменты для обработки лежат на поверхности (не скрыты глубоко в меню), что значительно ускоряет процесс. В Lightroom можно обработать одну фотографию и перенести ее настройки на другие. В итоге все снимки будут обработаны в одном стиле, что придаст вашей работе профессионализма. Без проблем можно сделать несколько вариантов обработки фотографии и также перенести все настройки на другие файлы. В итоге вы получите серию фотографий с несколькими вариантами обработки.

Ниже вы видите пары фотографий: одна “до” обработки, другая – “после”. Думаю, не стоит говорить, где фотография “до”, а где – “после”))

Такого результата можно достичь за одну минуту или даже быстрее при должной сноровке. Я думаю, разница в результате стоит потраченного времени.

Резюмируя, Lightroom нацелен на быструю и удобную обработку больших массивов фотографий и их каталогизацию. Даже если вы снимаете в jpeg, его возможности вас приятно порадуют. Некоторые читатели могут спросить: “А почему именно Lightroom? Почему не другой конвертер?” Существует огромное множество конвертеров и каталогизаторов, самые популярные из которых: Lightroom, Capture One, Aperture, RPP, Silkypix. Есть также мелкие конвертеры и проприетарные. Последние поставляются в качестве родного софта для фотоаппарата (например, у Nikon — Nikon Capture NX, у Canon – DPP). У них наилучшие профили для камер. Это значит, что, открыв RAW файл, вы увидите хорошую картинку, не прибегая к дополнительным настройкам. Но, как правило, их набор инструментов скуден, а средства каталогизации и подавно. Поэтому советую продолжить выбор из вышеперечисленных конвертеров от сторонних компаний.

Я выбрал Lightroom, потому что у него удобный интерфейс, привычные инструменты, продуманная каталогизация. А главное, Lightroom – родной брат Photoshop и принципы работы очень схожи. Lightroom принадлежит крупной компании Adobe, достаточно популярен и поэтому маловероятно, что в один прекрасный день его поддержка прекратится.

Вопрос выбора конвертера многогранен и даже в отдельной статье было бы сложно сравнить все эти программы. Мне это напоминает приверженность какому-либо бренду: Nikon или Canon, Intel или AMD, AMD или Nvidia. У каждого есть свои достоинства и недостатки. Естественно, свои недостатки есть и у Lightroom. Но я с уверенностью могу сказать, что они не критичны и преодолеваемы.

Идеология Lightroom

Это касается не только Lightroom, но и других конвертеров и каталогизаторов. Основные идеи:

    Исходники остаются нетронутыми

    Фото направленность

    Основные инструменты всегда под рукой

    Удобная каталогизация

В Lightroom есть понятие каталога. Это файл, в который записывается вся информация о фотографиях (их месторасположении и примененном редактировании). В этот каталог пользователь добавляет фотографии. На самом деле файлы остаются на месте, а в каталоге лишь появляется информация о месте, где они находятся. При этом в процессе редактирования в исходные файлы ничего не записывается. А результаты редактирования можно посмотреть, экспортировав фотографии (сохранив их, например, в jpeg) или непосредственно в программе.

Это удобно, т.к. у вас есть нетронутый архив с фотографиями и история обработки, записанная в каталоге. В любую секунду вы можете спокойно закрыть программу, а открыв заново, увидите ровно тот же файл с сохраненным редактированием, с которым работали до этого. Остальные фотографии также будут находиться рядом в том же состоянии, в котором были оставлены. Переключение между ними займет буквально пол секунды. В Photoshop для этого пришлось бы сохранять фотографию в PSD файл и затем заново открывать его. А если таких фотографий сотни?…

Под фото направленностью я подразумеваю наличие только тех инструментов, которые пригодятся для редактирования фотографий. К ним можно отнести ползунки настройки экспозиции, баланса белого, насыщенности, цветовой коррекции, тоновую кривую, гистограмму и т.п. Здесь нет большого разнообразия кистей, ластиков, инструментов выделения, понятия слоя, инструмента работы с текстом и прочего, что может пригодиться для создания коллажей, графики для сайтов, книг, журналов, сложного редактирования фотографий… Отмечу, что инструментов Lightroom для серьезной обработки фотографий достаточно. Если же в конечном итоге из исходной фотографии планируется сделать что-то лишь отдаленно напоминающее оригинал, то в этом случае прямой путь к Photoshop. С того времени, как я начал работать с Lightroom, 99% времени используется именно он. Точнее, я не помню, когда последний раз обрабатывал или заканчивал обработку фотографии в Photoshop.

Все основные инструменты находятся перед глазами. Не нужно лезть в меню и выискивать что-то, долго настраивать. Это очень сильно сокращает время обработки.

Lightroom – отличный инструмент для упорядочивания фото архива. К вашим услугам наборы меток, флажков, ключевых слов, рейтингов, стеков, коллекций. Можно удобно перейти в другой редактор для продвинутой обработки фотографии (например, Photoshop). По завершении редактирования результат никуда не потеряется, а сохранится отдельным файлом рядом с исходным. В Lightroom отредактированная фотография автоматом добавится в каталог и будет находиться рядом с оригиналом.

Вкратце это все основные удобства, которые предлагает Lightroom по сравнению с другими обработчиками изображений.

Как я обрабатываю фотографии в Lightroom

По этой теме будет отдельная статья. Здесь расскажу в общем, что происходит с фотографиями после подключения камеры к компьютеру.

    Вручную создаю новый каталог и несколько подпапок для фотосета.

    Копирую фотографии с карты памяти в нужную папку.

    Добавляю скопированные фотографии в каталог Lightroom и строю для них превьюшки.

    Сортирую фотографии, удаляя ненужное и отмечая флажком то, что стоит обрабатывать.

    Обрабатываю отобранные снимки.

    Среди обработанного меткой отмечаю те фотографии, которые мне приглянулись больше всего.

    Экспортирую обработанное в jpeg

Если вы заметили, в 4-м пункте я написал, что удаляю брак и выбираю фотографии для обработки. В итоге еще остаются снимки, которые и не обрабатываются, и не удаляются. Это большой недостаток в организации цифровой фотоколлекции. По-хорошему, это тоже мусор, который нужно удалить, но рука не поднимается(Вот и хранятся, занимая место, сотни и тысячи никому не нужных необработанных фотографий, которые вряд ли когда-нибудь будут просмотрены еще раз. Поэтому рекомендую вам делать сортировку в два прохода: удалять явный брак и отбирать нормальное. Оставшееся удалить.

Мой вариант организации фото архива базовый. Безусловно, можно наворотить гораздо более сложную структуру при помощи разноцветных меток, ключевых слов, коллекций и нескольких каталогов. Но для любительского применения такую структуру считаю излишней.

Вместо заключения

Основные мысли:

    Съемка в RAW дает большие преимущества при последующей обработке фотографий.

    Буквально за пару минут фотографию можно сделать гораздо привлекательнее.

    Существуют редакторы изображений, а также конвертеры, редакторы фотографий и каталогизаторы в одном лице. Последние более интересны для фотографов.

    Графические процессоры бывают проприетарные и сторонние. Первые обладают наилучшими профилями камер и обеспечивают хороший цвет сразу после проявки (без редактирования). Вторые обладают широкими возможностями редактирования и каталогизации. Lightroom – один из лучших представителей сторонних графических процессоров.

    Идеология Lightroom подчинена удобной скоростной обработке больших массивов фотографий.

В этом разделе мы будем разбираться с Lightroom: рассмотрим его правильную установку, настройку, интерфейс, разберем методы сортировки, познакомимся с инструментами, выработаем нужный стиль работы, разберем, как быстро придать фотографии нужный вид и доведем навыки до автоматизма)

Я люблю Adobe Lightroom. Но это не значит, что я хочу тратить много времени на его использование. Я лучше займусь съемкой или буду давать уроки Lightroom, поэтому мне нужно быстро обрабатывать свои фото в Lightroom.

Как обрабатывать фотографии в Lightroom быстрее

1. Используйте Caps Lock для Автосмены

Когда нужно быстро работать в модуле Библиотека (Library), мой любимый трюк - нажать Caps Lock на клавиатуре.

С включенным Caps Lock можно использовать клавиатурные сокращения для добавления метаданных изображению и автоматического перехода к следующему.

  • P , чтобы отметить снимок как выбранный
  • U , чтобы снять флажок с изображения или пропустить текущее
  • Цифры 1-5 используются для соответствующей оценки в звездах
  • 1-6 используются для цветного ярлыка

Я не могу рекомендовать Автосмену (Auto Advance) как быстрый и простой трюк, но при этом он очень эффективен. С ним можно быстро перемещаться по снимку, при этом держа пальцы на быстрых кнопках, что указаны выше.

Если не хотите использовать Caps Lock, можете активировать режим через меню Фото > Автосмена (Photo > Auto Advance).

2. Редактируйте при помощи смарт-превью

Смарт-превью (Smart Preview) - это как магия. Lightroom может создать меньшие версии ваших снимков внутри каталога, чтобы вы могли продолжить редактирование, если отключитесь.

Это очень полезно для владельцев ноутбуков с огромными фотоколлекциями на внешнем жестком диске. Когда пора оставлять жесткий диск дома и отправляться в путь, вы сможете продолжить редактирование благодаря Смарт-превью .

Ещё одна ключевая функция для Смарт-превью: можно редактировать с их помощью и наслаждаться повышенной производительностью. Вот как это работает: файлы смарт-превью меньше, чем RAW. С ними можно работать быстрее, чем с оригиналами, даже когда есть доступ к полному разрешению. Мы можем заставить Lightroom использовать Смарт-превью вместо оригиналов во время редактирования.

Чтобы работать со Смарт-превью, перейдите в окно Параметров (Preferences) Lightroom и выберите вкладку Производительность (Performance). Поставьте галочку Использовать Смарт-превью вместо оригиналов для редактирования (Use Smart Previews instead of Originals for image editing), чтобы активировать функцию.

3. Отключенная подсветка поможет сфокусироваться на снимке

Иногда мне нужно сфокусироваться на снимке, с которым я работаю, а не интерфейсе Lightroom. Именно здесь приходит на помощь режим Отключенная подсветка (Lights Out) .

Чтобы активировать этот режим, нажмите L , находясь в окне Библиотеки (Library). Пространство вокруг снимка затемняется, и он выглядит ярким и четким. Снова нажмите клавишу и пространство станет совершенно черным. Очередное нажатие L возвращает исходный вид.

Отключенная подсветка отлично работает как при просмотре одной фотографии, так и при работе с сеткой. Ключевая функция - интерфейс затемняется, чтобы вы могли фокусироваться на фотографии.

4. Добавьте свое лого в Lightroom

Давайте придадим немного персональности с новой функцией Lightroom - Личная надпись (Identity Plate). С ее помощью можно добавить свой собственный логотип или изображение в верхний левый угол Adobe Lightroom.

Перейдите в меню Lightroom > Настройка личной надписи (Lightroom > Identity Plate Setup). В выпадающем меню выберите Персональный (Personalized).

Есть два варианта для личной подписи:

Галочка Текстовая личная надпись (Use a styled text identity plate) позволит использовать системные шрифты, чтобы написать свое имя или бренд.

Галочка Графическая личная надпись (Use a graphical identity plate) позволяет использовать прозрачный PNG файл в качестве логотипа.

Личная подпись - идеальный вариант, если вы хотите использовать Lightroom для демонстрации снимков клиентам. Эта долька персональности придает Lightroom вид брендовой студийной программы.

5. Остерегайтесь клиппинга!

Клиппинг относится к потере деталей света или тени. По существу, когда во время постобработки вы переусердствуете, яркие участки будут пересвечены или тени потеряют важные детали.

Это может произойти и при съемке, если неправильно экспонировать снимок, но также встречается на этапе обработки.

Такой проблемы можно избежать, если нажать клавишу J на клавиатуре, находясь в модуле Обработка (Develop). Либо кликните на маленькие треугольники в верхних углах Гистограммы (Histogram), включив функцию.

Красные участки показывают засвеченные места, а синие - потерю деталей в тени. Перетяните слайдеры назад в их диапазон, если хотите избежать неправильного экспонирования.

6. Перетаскивайте и организовывайте пресеты

Я люблю пресеты Lightroom. Это настройки, активируемые в один клик и используемые для стилизации или коррекции изображений. Если ваш каталог Lightroom такой же как у меня, со временем вы наверняка накопили слишком много пресетов и неплохо было бы их почистить.

Элементы панели пресетов можно перетаскивать, чтобы изменить их порядок и организовать по папкам.

Нужна новая папка? Просто кликните правой кнопкой мыши по панели пресетов и выберите Новая папка (New Folder). Дайте ей имя и получите еще одну группу, куда можно организовать необходимые пресеты.

7. Улучшите производительность

Если Lightroom работает медленно, могу предложить три способа то исправить:

  1. На вкладке Параметры > Производительность (Preferences > Performance) снимите галочку Использовать графический процессор (Use Graphics Processor).
  2. На вкладке Параметры > Обработка Файлов (Preferences > File Handling) увеличьте размер в поле Настройки кэша RAW файлов (Camera Raw Cache). Себе я установил 30 Гб.
  3. Периодически запускайте Файл > Оптимизировать каталог (File > Optimize Catalog).

8. Креативно кадрируйте

Вы наверняка знаете, что можно войти в режим обрезки, нажав клавишу R в модуле Обработка (Develop).

Однако, вы могли не знать о разнообразных сетках, которые можно расположить поверх снимка во время обрезки.

Этот скриншот демонстрирует различные сетки обрезки. Опробуйте их для более креативного кадрирования.

Находясь в режиме обрезки, нажмите клавишу O , прокручивая разные варианты. Они могут предложить отличные идеи, как необычно обрезать ваши снимки. Попробуйте разместить ключевые части фотографии на пересечении линий, чтобы привлечь взгляд.

9. Ослабьте действие пресетов

Мы уже говорили об организации пресетов, но вот отличный совет, как поменять их использование.

Есть пресеты, которые я люблю, но я хочу слабее их применять. Вместо полной силы эффекта, было бы неплохо иметь возможность наложить его как слой в Photoshop и сократить непрозрачность.

Именно для этого был придуман плагин The Fader . Скачайте его, а затем перейдите в меню Файл > Менеджер плагинов (File > Plug-In Manager) для установки.

После установки перейдите в меню Файл > Подключить дополнительные устройства > The Fader (File > Plug-in Extras > The Fader), начав использовать новый плагин. В выпадающем списке можно выбрать пресет и применить его. Сократите слайдер Непрозрачность (Opacity), отрегулировав силу эффекта.

10. Автоматически скрывайте панели

Я выполняю большую часть работы по редактированию на крошечном экране ноутбука, поэтому свободное место - это постоянная проблема. Трудно предоставлять достаточно пространства снимку со всеми контрольными панелями, которые есть у Lightroom.

Кликните правой кнопкой мыши по ленте фотографий, а также по левой и правой панели, выбрав Автоматически скрывать и отображать (Auto Hide & Show). Это скроет панели, оставив больше места для ваших снимков. Когда панель понадобится, достаточно просто навести на нужный угол и она появится.

Программа «Лайтрум» позволяет редактировать фотографии за несколько кликов. Несмотря на это, приложение достаточно сложное для освоения. Как пользоваться «Лайтрумом»? Этот вопрос задают многие начинающие пользователи.

Невозможно создать четкую инструкцию, ведь каждому фотографу нужны определенные опции. В данной статье описаны основные возможности приложения и способы работы с инструментами.

Программа «Лайтрум»: как пользоваться новичку

Для начала необходимо запустить утилиту. Затем следует импортировать изображения для обработки. Для этого нужно кликнуть по кнопке «файл» на верхней панели. После этого требуется открыть раздел «импорт фото и видео». В левой части появившегося окна необходимо выбрать источник.

В центре будут отображены снимки, находящиеся в указанной папке. Затем нужно выбрать картинки для редактирования. Разработчики программы не стали устанавливать ограничения на количество загружаемых файлов. Пользователь может добавить даже 1 000 снимков. Переключение режимов отображения картинки осуществляется с помощью кнопки на панели инструментов.

Верхняя область окна содержит такие дополнительные опции, как копирование, перемещение и обычное добавление файлов. Настройки находятся на правой боковой панели. При желании к загружаемым снимкам можно сразу применить пресеты. Это позволит упростить работу с приложением. Пользователю останется только экспортировать редактированный файл.

Модуль «библиотека»

В данном разделе можно просматривать добавленные снимки, сравнивать их между собой, делать пометки и проводить простую корректировку. Существует несколько режимов отображения фотографий: «сетка», «лупа», «сравнение», «обзор». Для того чтобы рассмотреть детали, можно увеличивать и перемещать снимок. Настройка всех элементов на панели инструментов осуществляется отдельно. Пользователю доступны опции выставления оценки, поворота снимка, наложения сетки, отметки людей на фотографии и т. д.

При необходимости можно воспользоваться функцией сравнения двух изображений. Обе картинки перемещаются синхронно. Увеличение изображений осуществляется в одинаковой степени. Это облегчает поиск дефектов. Здесь пользователь также может оценивать картинки и делать пометки.

При сравнении трех и более снимков будет доступен только просмотр изображений. Как пользоваться «Лайтрумом», если настройки программы слишком сложные для начинающего фотографа? В разделе «библиотека» можно выполнить простое кадрирование, а также настройку баланса белого и цветового тона. Привычных ползунков здесь нет, поэтому на точную коррекцию рассчитывать не стоит.

Начинающему фотографу доступны опции добавления описаний, указания ключевых слов, изменения даты съемки и других метаданных.

Модуль «коррекции»

Как пользоваться «Лайтрумом», если хочется подробно изучить возможности программы? Для этого нужно перейти в раздел «коррекции». Здесь находится продвинутая система редактирования изображений. Фотографии должны обладать правильными пропорциями и композицией. При редактировании картинки пользователь может использовать инструмент «кадрирование».

С помощью ползунка выравнивается горизонт на снимке. При кадрировании отображается сетка, упрощающая выставление композиции. Как пользоваться «Лайтрумом», если нужно стереть нежелательные объекты с фотографии? Для этого следует выбрать инструмент «удаление пятен». Затем требуется выделить нежелательный объект.

Если пользователя не устроила подобранная программой заплатка, то он сам может указать нужную область на снимке. В правой панели инструментов есть ползунки размера, растушевки и непрозрачности.

Другие настройки

Как пользоваться «Лайтрумом», если требуется устранить эффект красных глаз? Удалить дефект можно посредством специального инструмента. Для начала следует выделить глаз. Затем необходимо установить размер зрачка, а также степень затемнения. Для того чтобы выполнить точечную коррекцию картинки, нужно выбрать способ наложения маски.

Как пользоваться кистью в «Лайтруме»? Для начала нужно настроить инструмент. Чтобы увеличить кисть, следует зажать кнопку Ctrl и прокрутить колесико компьютерной мыши. Затем необходимо выполнить настройку нажима, растушевки и плотности. Пользователю нужно выбрать участок для редактирования.

При необходимости можно убрать шумы и добавить резкости картинке. Для того чтобы переключиться на ластик, следует зажать клавишу Alt. Применительно ко всему снимку можно выполнить настройку яркости, контрастности, насыщенности, экспозиции, резкости, теней и света. Рекомендуется экспериментировать с параметрами.

Как пользоваться пресетами в «Лайтруме»

Все установленные плагины отображаются в левой панели инструментов. Чтобы применить настройки, нужно сделать двойной щелчок по названию пресета. Для создания собственного плагина необходимо выставить параметры, а затем зажать кнопки Ctrl+Shift+N. Откроется окно, в котором можно указать имя пресета. Далее следует кликнуть по кнопке «создать».

Модуль «карта»

С помощью этого раздела можно выбирать изображения из одного и того же места. Цифры на карте указывают на количество фотографий, снятых в данной области. Кликнув по ним, можно просмотреть картинки и метаданные. Если щелкнуть по снимку два раза, откроется раздел «коррекции».

Другие модули

Программа позволяет делать альбомы с цифровыми фотографиями. Для выполнения данной задачи следует перейти в модуль «книга». Все снимки из текущей библиотеки будут добавлены в автоматическом режиме. Пользователю предоставлена возможность изменения формата будущей книги, размера, типа обложки, качества снимков, разрешения при печати. К фотографиям, требующим описания, добавляется текст.

Здесь же выполняется настройка шрифта, стиля написания, размера, непрозрачности, цвета и выравнивания. В качестве фона можно добавить любую картинку. Готовая книга экспортируется в выбранном пользователем формате. При желании можно включить режим «слайд-шоу». В разделе «печать» следует выбрать принтер, разрешение изображения и тип бумаги.

Можно заметить, что пользоваться фотошопом, «Лайтрумом» и другими графическими редакторами не так уж сложно. Основная проблема заключается в освоении библиотек. Новички не понимают, где искать загруженные в разное время снимки. В остальном приложение достаточно дружелюбно к пользователю.

Дата публикации: 16.02.2017

Каждый жанр фотографии имеет нюансы. Своя специфика - творческая, техническая и организационная - есть и в пейзажной съёмке.. Однако тема постобработки была разобрана не столь подробно. Восполним этот пробел.

На примере одного кадра мы разберём ключевые этапы обработки пейзажа и дадим несколько нестандартных советов по работе с цветом и HDR. Как сортировать большое количество фотографий? Как расширить динамический диапазон и не потерять детали в тёмных и светлых участках кадра? Давайте разбираться.

NIKON D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

1. C чего начать?

С сортировки и каталогизации отснятого материала. Прежде чем приступать к обработке, стоит выбрать лучшие снимки и отсеять технический брак, неудачные дубли. Adobe Lightroom имеет широкие возможности по сортировке. Каждый фотограф использует их по-своему.

В чём сложность отбора снимков с пейзажной съёмки? Иногда в пейзаже применяется панорамная съёмка, а каждый элемент панорамы снимается с брекетингом экспозиции для последующей склейки HDR. Получается, что итоговый кадр может состоять из десятков исходных снимков. Нужно не растерять их и собрать в едином пространстве.

Поэтому я в первую очередь создаю коллекцию с отобранными исходниками: выделяю серию фотографий, жму на левой панели Collections и «плюсик» (показано на скриншоте).

Нужно дать коллекции максимально информативное название. Обычно я пишу название места, где были сделаны снимки.

Теперь фотографии собраны и готовы к дальнейшей работе.

2. Склейка HDR и панорам

Следующий этап работы с серией исходников для пейзажного кадра - сборка. У Adobe Lightroom начиная с шестой версии прекрасные возможности по работе с HDR и панорамами.

Сначала соберём серию HDR-изображений. Исходный сюжет снимался с брекетингом экспозиции по три кадра в серии: тёмный, нормальный, светлый. Благодаря этому при склейке HDR мы сможем добиться сохранения всех деталей.

Кадры для этой статьи сделаны на камеру Nikon D810 с объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor. Фотоаппараты Nikon обладают широчайшим динамическим диапазоном: большинство сюжетов можно снимать без брекетинга, если мастерски настроить экспозицию. Однако даже опытный фотограф не застрахован от ошибок. А экстремальное вытягивание деталей из теней чревато увеличением уровня цифрового шума. Я предпочитаю снимать с брекетингом, чтобы при обработке иметь большую свободу для манёвра.

«Противопоказания» для HDR: динамичные сюжеты, кадры с подвижной водой (прибоем, например), ветер при съёмке. В таких ситуациях вряд ли получится собрать HDR без артефактов. Здесь стоит особенно внимательно экспонировать кадр, чтобы сразу получить нужный динамический диапазон.

Итак, мы выбрали три изображения. Теперь нажимаем правую кнопку мыши, а в выпавшем меню - Photo Merge и HDR. Можно воспользоваться горячей клавишей Ctrl+H. При этом запустится процесс склейки HDR. Уникальность Adobe Lightroom заключается в том, что программа создаёт итоговое изображение в формате цифрового негатива DNG. C ним мы можем работать, как с обычным RAW. На сайт есть о склейке HDR в Lightroom.

Этот процесс довольно долгий и рутинный. Повторяем одни и те же действия для каждой серии: выделяем исходники, запускаем процесс склейки, выделяем следующую серию… Скорость зависит от мощности вашего компьютера.

Теперь у нас есть серия HDR-склеек в формате DNG. Выделим её зелёным цветом, чтобы не потерять.

Можно отсортировать файлы по типу или дате создания. Полезно проверить полученные файлы на наличие артефактов склейки.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F16, 1/60 с, 18.0 мм экв.

Если они есть, можно ещё раз склеить HDR-изображение, выбрав один из уровней Deghost Amount. Если HDR не клеится совсем, ищите ошибку в подходе к съёмке: либо вы снимали слишком динамичный сюжет, либо не закрепили фотоаппарат на штативе, либо перепутали фотографии и склеиваете снимки из разных серий. В крайнем случае попробуйте обойтись одним кадром, вытянув из него тени и света.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 160, F6.3, 1/60 с, 18.0 мм экв.

Выделяем все HDR-изображения и склеиваем их в панораму. Инструмент склейки панорам в Adobe Lightroom прост и незатейлив. После построения превью пользователю предлагают на выбор три проекции, в которых панорама может быть собрана. Выбираем понравившуюся и собираем. В дальнейшем мы сможем немного поработать с перспективой и трансформацией кадра.

Функция Auto Crop позволяет обрезать лишние части панорамы.

Регулятор Boundary Warp трогать рекомендую в крайнем случае: он сильно влияет на геометрию кадра, искажая панораму так, чтобы она уместилась в прямоугольные рамки кадра. Однако над трансформацией можно поработать и после склейки. А если потребуется серьёзная коррекция, это можно сделать на последнем этапе, загрузив фото в Adobe Photoshop и используя инструменты Liquify или Warp. Склейка панорамы тоже занимает некоторое время.

3. Возвращаемся к истокам

Итак, приступаем к обработке панорамного изображения. Наверное, вы уже обратили внимание, что пока я не вносил никаких коррекций, не редактировал цвета, не трогал экспозицию. Почему? Потому что лучше начинать делать это с чистого листа на сведённом панорамном изображении.

Перед работой я сбрасываю все настройки. Часто бывает, что на итоговом изображении сказываются нежелательные настройки, которые были внесены программой или самим фотографом по невнимательности. Кстати, кнопки Reset тут может быть недостаточно.

Lightroom вносит много скрытых коррекций. Некоторые из них вы увидите, если перейдёте в процесс обработки 2010 года. В этом примере яркость изображения повышена до +50, а вместо линейной тональной кривой используется S-образная кривая, повышающая контраст. Обычно все настройки в «Процесс-2010» я возвращаю на 0, после чего переключаюсь обратно в «Процесс-2012». Чтобы ускориться, я записал настройки в пресет.

Время ужасаться: картинка стала тёмной, серой. Зато она максимально «сырая», с ней мы будем работать дальше.

4. Инструменты трансформации и кадрирования

Перед тем как приступать к работе с цветами, яркостью и контрастом, скадрируем снимок. Так мы поработаем над его композицией и в дальнейшем будем видеть сюжет более целостно. При кадрировании я предпочитаю придерживаться стандартного соотношения сторон: 3:2, 4:3, 5:7 или 1:1. Такие снимки лучше воспринимаются зрителем. Кроме того, фотобумага и рамы выпускаются под стандартные соотношения сторон. Да, можно воспользоваться широкоформатной печатью и сделать раму на заказ, но это будет стоить дороже.

Панель инструментов Transform поможет поработать с перспективой на фото. Особенно полезны бегунки Vertical и Horizontal. Они позволяют добиться желаемого отображения перспективы. Это особенно актуально в архитектурной съёмке: с помощью этих регулировок можно выровнять все вертикальные линии, убрать перспективные искажения.

5. Настраиваем Camera Calibration

«Adobe Lightroom портит цвета», - так говорят те, кто не умеет пользоваться блоком настроек Camera Calibration. Дело в том, что фотоаппаратов очень много, а Lightroom один. Чтобы более или менее адекватно интерпретировать информацию, записанную в RAW, был разработан универсальный профиль Adobe Standart. Он работает достаточно корректно, но не так хорошо, как родные профили камеры. Adobe Standart выдаёт «средние» цвета и контраст, снимок с таким профилем не будет блистать сочными красками.

Каждый производитель загружает в свои камеры несколько профилей работы с цветом и контрастом. У Nikon за это отвечают профили Picture Control. Их же мы можем увидеть и в Lightroom - достаточно нажать на значок Profile.

Для начала выберем профиль Camera Standart. Он покажет нам стандартные цвета с камеры. Тут можно поэкспериментировать: одни профили дают более контрастную картинку, другие - менее контрастную.

Я ценю D810 за то, что в нём (как, впрочем, и во всех современных камерах Nikon) есть профиль Flat. С ним можно получить изображение с минимальным контрастом и значительно расширенным динамическим диапазоном.

Выбрав подходящий профиль, мы получаем возможность поработать с насыщенностью каналов. Обратите внимание: регуляторы повышают насыщенность не конкретно зелёного, красного и синего цветов, а каждого из каналов. Поэкспериментируйте с ними, чтобы получить желаемую насыщенность. Поскольку мы работаем с RAW, к этим настройкам можно вернуться в любой момент. Я советую обратиться к ним и на завершающем этапе, когда будет ясна ситуация с цветом. Для начала можно поставить на каждом из каналов значение +60. Рекомендую использовать именно эти настройки из панели Camera Calibration вместо инструментов Saturation и Vibrance.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 320, F10, 1/500 с, 18.0 мм экв.

6. Базовые коррекции. Работа с яркостью, балансом белого и динамическим диапазоном

Итак, подготовительные этапы позади. Перейдём к основным настройкам, которые знакомы каждому фотографу. После сброса настроек в «Процесс-2010» ползунок экспозиции съехал на уровень -1 EV, а контраст на -33. Поработаем с динамическим диапазоном: настроим ползунки Highlights и Shadows так, чтобы на фото не было потери деталей. Здесь можно ориентироваться на график гистограммы.

Следующий этап - работа с тональной кривой. Я предпочитаю с её помощью настраивать яркость и контраст. Она даёт больше возможностей, чем обычный ползунок экспозиции, который настраивает яркость линейно. Тут мы можем работать с разными участками кривой. Для получения нужного контраста я повышаю яркость в светлых участках и немного понижаю её в тёмных.

Теперь переходим к работе с балансом белого. Всё как обычно: стоит придерживаться реалистичного отображения цветов, чтобы зритель верил вашему кадру. Но не забывайте о том, что мы занимаемся творчеством, а не документированием реальности, поэтому с фанатизмом гнаться за достоверностью, наверное, не стоит.

Если хочется глубже поработать с цветами, воспользуйтесь панелью HSL. На этом снимке я увеличил насыщенность тёплых оттенков, чтобы подчеркнуть осенние краски.

При работе с форматом DNG (он же RAW) мы можем вернуться к любой коррекции и подправить её. Именно это я и предлагаю сделать на завершающем этапе. Ещё раз пройдёмся по всем настройкам и «отшлифуем» картинку: поправим цвета, контраст, яркость. Если на фото есть чёрные точки, видны следы пыли на матрице, устраните их инструментом Spot Removal Tool.

Вместо заключения

Как видите, пейзаж можно обработать от начала до конца в одной программе. Если ваша цель - сделать всё быстро, то ограничьтесь работой в Lightroom. Но последний этап обработки можно доверить Adobe Photoshop. В этом фоторедакторе есть мощные инструменты ретуши, которые позволяют более гибко работать с цветом. Но это уже тема для отдельной статьи.

Красота природы - незаменимый элемент пейзажной фотографии, но не единственный. Нужно уметь показать её на фото. А здесь важны творческое видение и художественный вкус. Чтобы развить эти качества, нужна практика. Больше фотографируйте и путешествуйте!!

Дата публикации: 16.02.2017

Константин Воронов

Занимаюсь профессиональной фотографией более 8 лет. Сфера деятельности - свадебная, портретная, пейзажная фотография. По образованию журналист. Разработал несколько курсов для сервиса онлайн-обучения фотографии Fotoshkola.net . Преподаватель, ведущий мастер-классов.

Похожие публикации