Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Цветок не имеющий ни одной оси симметрии. Симметрия цветка и строение лепестков. Образование зародышевого мешка


Существуют два основных способа создания флористических работ - симметричная и асимметричная постановка материала.

I. Симметрия

Если основной мотив композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной композицией.

Если основной мотив расположен не в центре, и получаются разные длины сторон по его краям, то получаем асимметричную композицию.

Рассмотрим сначала симметричное построение и некоторые правила его выполнения.

Принцип образования симметричной композиции

Ось композиции - подразумеваемая вспомогательная линия - должна проходить через ее геометрическую середину. Она же является одновременно и осью симметрии.

Оптический центр тяжести должен находиться на оси, а значит и основной мотив композиции должен обязательно находиться на этой вспомогательной линии. Он и будет зрительно разделять саму композицию на две половины.

Симмметрия бывает:

* зеркальная (материал зеркально расставлен относительно оси), рис 1
* зрительная (оптическая - добиваемся при помощи схожих цветовых решений, ставим при этом различный материал), рис 4
* вертикальная, рис 1
* горизонтальная, рис 4
* радиальная или лучевая (чаще наблюдается в круглых работах, например венках), рис 2 и 3

*симметрия при постановке нескольких работ, так называемая групповая симметрия (работы расположены на одинаковом расстоянии, могут иметь похожее расположение материала)

Все, что находится на одной стороне, должно повторятся на другой стороне, иметь одинаковый цвет и вид, распространяться на равное расстояние от оси группы и быть на равной высоте и глубине.


Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.

Воздействие и применение симметричного построения

Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным.

Симметричная композиция легко понимается, воздействует ясно и строго, как геометрическая фигура. Таким образом, она олицетворяет что-то ясное и измеримое, статически спокойное и архитектурное. Синонимами для нее являются: замкнутость, концентрация, спокойствие, достоинство, строгость, торжество.

Поэтому принцип симметрии является подходящим для торжественного или официального случая, украшения церковного праздника, декораций сцены для праздников.

Флористы используют следующие симметричные средства композиций: формовые деревья,гирлянды,цветочные колонны или цветочные пирамиды, декоративные аранжировки и даже цветочные стены.

Если флорист хочет смягчить строгость симметричного построения, он может использоваться более свободные отдельные мотивы, более светлые и нежные цвета, изящно свисающие формы.

Композиции, выполненные в декоративном стиле, имеют геометрически ясные очертания и отвечают требованиям ясности и простоты, даже если выполнены в декоративном стиле и имеют капле-, куполо- и конусообразную форму.

Форма-линейно- экспозиции крайне редко бывают симметричными. но в этих редких случаях они действуют необычно и притягательно.

Так как симметрия имеет правильное воздействие только в центральной перспективе, композиции должны устанавливаться соответственно.

Симметрия внутри группы

В центре — главный элемент, вспомогательные — на равном расстоянии о главного. Может получаться 2 оси симметрии.

II. Асимметрия


В отличии от строгого порядка симметрии, асимметрия называется свободным порядком. Хотя свобода и непринужденность на самом деле мнимая. Флорист должен обязательно знать правило баланса и уметь его применять, а поэтому создание асимметричных композиций оказывается более сложным, чем симметричных.

Принципы создания асимметричной композиции

Первый, и самый важный принцип - основной мотив нельзя разместить на геометрической середине композиции, иначе получится симметричная группа. В большинстве случаев основной мотив размещают в правую или левую треть основной площади.

Между геометрической серединой и основным мотивом или на самом основном мотиве лежит ось всей группы с ее центром тяжести. Она может быть установлена только чувственно, а не геометрически, как при симметричной структуре.

Все части, которые дополняют основной мотив, являются разными по виду, высоте и глубине. Рядом с главной частью расположена второстепенная, а на другой стороне группы - третья часть, которая изображает оптическое весовое равновесие. Здесь действует закон рычага, и поэтому чем меньше и, соответственно, легче изображен противоположный основному мотив, тем дальше он должен быть поставлен, чтобы соблюдался баланс всей группы в целом.

Баланс может регулироваться следующими способами:

* Изменением оптического веса основной или второстепенных частей
* Удалением или приближением части к групповой оси
* К трем основным элементам могут быть добавлены и другие связующие части экспозиции.

Основная фигура асимметрии - это неравносторонний треугольник, который объединяет три мотива. Во всех асимметричных структурах - от маленьких подставок до больших цветочных декораций - он играет большую роль.

Воздействие асимметричной структуры

Принцип асимметрии, как уже сказано выше, называется еще свободным порядком, так как флорист может группировать экспозицию без строгой закономерности. Ее части смотрятся вместе как собранные непринужденно.

Создать асимметричную экспозицию достаточно сложно, так как далеко не все в ней подчинено строгим правилам геометрии. Наблюдатель часто может находить ее прекрасной, не понимая, что именно вызывает такие чувства. Это делает асимметричную группу привлекательной, и фантазия имеет здесь неограниченную возможность.

Воздействие асимметричных композиций хрупкое, свободное, непринужденное, случайное. Так как каждая часть неповторима, различия становятся более видимыми и эффектными, чем в симметрии. Чувствуется движение, действие и противодействие, созвучие. Поэтому асимметрия имеет что-то общее с сущностью всего живого материала экспозиции.

Таким образом, оживленность и развитие, свобода и разнообразие цветов и растений в асимметричных группировках выражаются лучше, чем в симметричных. Это воздействие можно усилить богатством комбинаций цветов с мягкими тонами, или применением графических форм.

Смягчить асимметрию можно с помощью ясного одного- или двухцветия, или посредством симметрично оформленных отдельных частей.

Применение асимметричной структуры

Она используется для всех вегетативных, форма-линейных стилей. Асимметричные группировки позволяют взгляду свободно перемещаться по всем частям экспозиции, в то время как симметричная группа приковывает взгляд к середине.

В больших декорациях, тематических экспозициях асимметрию используют в том случае, если есть веселый, жизнерадостный или романтический повод. А в траурной композиции ее можно использовать только в том случае, если хотят подчеркнуть личность умершего.

правильный цветок

АКТИНОМОРФНЫЙ ЦВЕТОК (от греческого aktis - луч и morphe - форма), правильный цветок , имеет более двух плоскостей симметрии (симметрия определяется по околоцветнику, чаще всего - по венчику). Характерен для многих семейств двудольных и однодольных. Актиноморфные цветки могут быть раздельнолепестными (у гвоздичных, розовых, зонтичных) или спайнолепестными (у бурачниковых, паслёновых, колокольчиковых). Часто опыляются насекомыми, поэтому иногда у актиноморфных цветков, как и у зигоморфных цветков, вырабатываются различные приспособления для опыления специализированными опылителями (чешуйки в зеве у различных бурачниковых, очень длинная трубка венчика у табака, дурмана и других).

Типы симметрии цветка: 1 - актиноморфный цветок, 2 - зигоморфный цветок.

См. также:

Зигоморфный цветок

ЗИГОМОРФНЫЙ ЦВЕТОК (от греческого zygon пара, ярмо и morphe форма), цветок, околоцветник которого имеет одну плоскость симметрии. Обычно эта плоскость проходит через середину прицветника, цветоножку и ось соцветия, то есть совпадает с медианной плоскостью цветка...

Цветок

ЦВЕТОК (латинское flos , греческое anthos ), орган размножения покрытосеменных (цветковых) растений. В обоеполом цветке происходят микро- и мегаспорогенез, микро- и мегагаметогенез, опыление, оплодотворение, развитие зародыша и образование плода с семенами...

Листорасположение

ЛИСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ , филлотаксис (phyllotaxis ), порядок размещения листьев на стебле, отражающий симметрию в структуре побега. Листорасположение зависит в первую очередь от порядка заложения листовых зачатков на конусе нарастания и обычно является систематическим признаком. Различают три основных типа листорасположения...

К генеративным (репродуктивным) органам высших покрытосеменных растений относятся цветки и плоды.

Цветок представляет собой видоизмененный укороченный спороносный побег ограниченного роста, приспособленный для образования микро- и мегаспор, гамет и для перекрестного опыления.

Цветок состоит из стеблевой части (цветоножка, цветоложе) и листовой части (чашелистики, лепестки, тычинки, пестики). Часть побега между цветком и прицветником называют цветоножкой (аналог междоузлия). цветоножка соединена со стеблем. Через цветоножку проходит сосудисто-волокнистые пучки для питания цветка и придания определенного положения в пространстве.

Если у цветков цветоножки нет, и они располагаются непосредственно на стебле, то цветок называются сидячими . Такие цветки характерны для семейства сложноцветные. Например, мать-и-мачеха, одуванчик, подсолнечник, осот, бодяк, ромашки.

Цветоножка заканчивается цветоложем, которое служит для прикрепления всех остальных частей цветка, соединяя их в единое целое.

Разросшееся цветоложе называется гипантий. Гипантий характерен для семейства Розоцветные. Гипантий может быть блюдцевидным, бокальчатым, выпуклым. Плод земляники – сочная, красная мякоть – разросшийся гипантий, красная мякоть шиповника – бокальчатое цветоложе – гипантий, белый стержень ягоды малины – гипантий.

Околоцветник представлен чашечкой и венчиком. Если у цветка присутствует и чашечка, и венчик, то околоцветник называется двойным. Если околоцветник состоит только из чашечки или из венчика, то называется простым.

Чашечка состоит из чашелистиков. Чашелистики происходят из обычных листьев, поэтому внешне похожи на зеленые листочки, выполняют защитную функцию – защищают бутон снаружи. Когда бутон раскрывается, чашелистики опадают. Могут участвовать в фотосинтезе, и отчасти питают цветок и даже плод. У груши и яблони чашелистики сохраняются на верхушке плодов.

Венчиком называется совокупность лепестков Их происхождение может быть как листовым, так и видоизменения тычинок. Лепестки это уплощенные и разросшиеся стерильные тычинки. Их роль: у энтомофилов яркий венчик служит для привлечения насекомых – опылителей, у ветроопыляемых растений венчик скромный. Лепестки маленькие, в виде чешуек - злаки. У осок венчика вообще нет. Цветок состоит только из пестика и тычинок.

К репродуктивным частям цветка относятся тычинки и пестики.

Тычинки . Представляют собой микроспорофиллы. Совокупность тычинок называется андроцей. (Andros – мужчина). Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника. Тычиночная нить придает определенное положение пыльнику, питает его, а в пыльнике образуется пыльца. Пыльник состоит из 4-х гнезд (микроспорангиев). Тычинки одного цветки могут различаться по форме или длине тычиночных нитей. Если все тычинки срастаются между собой, то такой андроцей называется однобратственным. Если одна из тычинок не срослась с остальными, то такой андроцей двубратственный. Если тычинки срастаются в несколько групп – многобратственный.

Плодолистики являются мегаспорофиллами. В типичном случае состоит из трех частей – завязи, столбика и рыльца. Иногда плодолистики называют карпеллами, указывая на то, что из них разовьется плод, или пестиком. Чаще под термином пестик понимают всю совокупность плодолистиков, находящихся в одном цветке т.е. гинецей

Пестик состоит из нижней расширенной части – завязи. В полости, образованной сросшимся плодолистиком, находятся семязачатки, а стенка образует плод. В верхней части пестика находится рыльце. У ветроопыляемых растений рыльце липкое, перистое, чтобы лучше воспринимать пыльцу. Прием пыльцы – функция рыльца. Между рыльцем и завязью находится столбик. У столбика может быть разный угол наклона, разная длина. Его роль – придать определенное положение рыльцу (коадаптация к опылению).

У некоторых растений столбика нет. Такое рыльце называют сидячим (у злаков). Сем. Мятликовые (Мятлик, пырей, тростник, тимофеевка).

В цветке может быть несколько пестиков. Количество плодолистиков и пестиков может не совпадать. Обычно у однодольных количество членов цветка кратно 3. (3, 6, 9) ландыш – 6. У двудольных – количество членов цветка кратно 4, а чаще – 5. Много тычинок считается, если их больше 10. Исключение – вороний глаз (Paris quadrifolia) семейства Лилейных – 4 чашелистика, 4 лепестка.

Иногда цветки не имеют или пестиков, или тычинок. Такие цветки называют однополые. Т.е. Однополые – цветки, в которых содержатся или только тычинки, или только пестики.

Если однополые цветки развиваются на одном и том же растении, то такие растения называются однодомными (береза, лещина).

Если тычиночные и пестичные цветки произрастают на разных особях, то растения называются двудомными. Например, все ивы: ветла = ива белая, верба, облепиха.

Цветки бывают бесполые = стерильные. Стерильные цветки нужны для привлечения опылителей. Ромашка – желтые цветки – плодущие, белые – бесплодные, василек синий – воронковидные – бесплодные.

Симметрия цветка. Если через цветок можно провести только одну плоскость симметрии, то эти цветки называются зигоморфными. Их много: сем. Бобовые = Fabaceae – клевер, люцерна. Сем. Губоцветные, или яснотковые = Laminaceae: мята, лаванда, шалфей, пустырник.

Если через цветок можно провести две и более осей симметрии, то такие цветки называются актиноморфными: лютик, все розоцветные, ландыш, медуница.

Части цветка могут срастаться. Если срослись чашелистики, то чашечка называется спайнолистная, или сростнолистная. Если срастаются лепестки, то венчик называется сростнолепестный, или спайнолепестный (ландыш).

Если околоцветник больше похож на чашечку, то околоцветник – простой, чашечковидный, например, манжетка.

Если простой околоцветник яркий, похож на лепестки, то называется простой венчиковидный (тюльпан – 3 наружных лепестка чашечки, 3 внутренних – венчик). Ландыш – околоцветник простой, венчиковидный, сростнолепестный.

Положение завязи. Завязь бывает верхняя, нижняя, полунижняя. В зависимости от формы цветоложа различают положение завязи – нижняя или верхняя.

Верхняя – это такая завязь, когда все члены цветка (тычинки, лепестки) прикрепляются к цветоложу под завязью. Например, тюльпан, ландыш, лютик, земляника, малина.

Нижняя – завязь, у которой все члены цветка прикрепляются к верхнему краю завязи. Например, сложноцветные: подсолнух, ромашки, васильки, Сем тыквенные: арбузы, дыни, кабачки, патиссоны.

Типы и эволюция гинецея . В зависимости от того, насколько тесно связаны плодолистики между собой, различают две группы гинецеев: апокарпный, если плодолистики свободны и ценокарпный, если плодолистики срослись.

Завязь состоит из 3-х плодолистиков, не сросшихся между собой (3 пестика). Где края плодолистиков срослись, – выделяют брюшной шов. Вдоль него располагается семязачаток. Такой гинецей называют апокарпным гинецеем.

Следующий шаг в эволюции – образование гинецея из сросшихся плодолистиков.

Синкарпный (сросшийся гинецей) биологическая выгода заключается в том, что семязачатки более надежно защищены от внешних воздействий. Гинецей трехгнездый – гнезд столько, сколько плодолистиков.

Паракарпный гинецей имеет общую для всех плодолистиков полость, образованную за счет расхождения швов плодолистиков. Одногнездый.

Лизикарпный гинецей возникает в результате растворения боковых стенок плодолистиков, Т.к. при этом краевые части плодолистиков с семязачатками не затронуты, то они формируют центральную колонку с семязачатками. Гинецей одногнездый. Характерен для первоцветных.

Предыстория На явление симметрии (в биологии) в живой природе обратили ещё в Древней Греции пифагорейцы (5 в. до н. э.) в связи с развитием ими учения о гармонии. В 19 в. появились единичные работы, посвященные симметрии (в биологии) растений (французские учёные О. П. Декандоль, О. Браво), животных (немецкий Э. Геккель), биогенных молекул (французские А. Вешан, Л. Пастер и др.). В 20 в. биообъекты изучали с позиций общей теории симметрии (в биологии) (советские учёные Ю. В. Вульф, В. Н. Беклемишев, Б. К. Вайнштейн, голландский физикохимик Ф. М. Егер, английский кристаллографы во главе с Дж. Берналом) и учения о правизне и левизне (советские учёные В. И. Вернадский, В. В. Алпатов, Г. Ф. Гаузе и др.; немецкий учёный В. Людвиг). Эти работы привели к выделению в 1961 особого направления в учении о симметрии (в биологии) биосимметрики.










Зеркальная симметрия Зеркальная симметрия хорошо знакома каждому человеку из повседневного наблюдения. Как показывает само название, зеркальная симметрия связывает любой предмет и его отражение в плоском зеркале. Говорят, что одна фигура (или тело) зеркально симметрично другой, если вместе они образуют зеркально симметричную фигуру


Если одна половина объекта является зеркальным двойником к другой половине, то такой объект называется зеркально симметричным. Кленовый лист симметричен. Если перегнуть его по среднему вертикальному стебельку-прожилке, то получившиеся части совпадут друг с другом. Можно провести опыт с зеркалом; отражение в зеркале дополнит половину листа до целого. Поэтому кленовый лист обладает зеркальной симметрией.







Понятие центральной симметрии следующее: «Фигура называется симметричной относительно точки О, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно точки О также принадлежит этой фигуре. Точка О называется центром симметрии фигуры». Поэтому говорят, что фигура обладает центральной симметрией. Центральная симметрия










Поворотная симметрия Среди цветов наблюдаются поворотные симметрии разных порядков. Многие цветы обладают характерным свойством: цветок можно повернуть так, что каждый лепесток займёт положение соседнего, цветок же совместится с самим собой. Такой цветок обладает осью симметрии. Минимальный угол, на который нужно повернуть цветок вокруг оси симметрии, чтобы он совместился с самим собой, называется элементарным углом поворота оси. Этот угол для различных цветов не одинаков. Для ириса он равен 120º, для колокольчика – 72º, для нарцисса – 60º. Поворотную ось можно характеризовать и с помощью другой величины, называемой порядком оси и показывающей, сколько раз произойдет совмещение при повороте на 360º. Те же цветы ириса, колокольчика и нарцисса обладают осями третьего, пятого и шестого порядков соответственно. Особенно часто среди цветов встречается симметрия пятого порядка. Это такие полевые цветы как колокольчик, незабудка, зверобой, лапчатка гусиная и др.; цветы плодовых деревьев – вишня, яблоня, груша, мандарин и др., цветы плодово-ягодных растений – земляника, ежевика, малина, шиповник; садовые цветы – настурция, флокс и др.


Поворотная симметрия Цветок шиповника можно повернуть вокруг некоторой прямой на угол, равный 360º/n (или кратный ему), и он совместится сам с собой. Эту прямую называют поворотной осью 5-го порядка. Цветок анютины глазки совместится сам собой только при повороте на 360º. Значит, этот цветок обладает лишь осью первого порядка.




Поворотная симметрия 5-го порядка. «Пятерная ось является своеобразным инструментом борьбы за существование, страховкой против окаменения, против кристаллизации, первым шагом которой была «поимка» решеткой»(Н. В. Белов) Поворотная симметрия 5-го порядка встречается:у колокольчика, луговой герани, незабудки, зверобоя, вишни, груши, рябины, боярышника, шиповника.






Осевая симметрия Понятие осевой симметрии представлено следующим образом: «Фигура называется симметричной относительно прямой а, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно прямой а также принадлежит этой фигуре. Прямая a называется осью симметрии фигуры». Тогда говорят, что фигура обладает осевой симметрией.






Винтовая симметрия Тело (или фигура) обладает винтовой симметрией вращения, если при повороте на угол 360º/n, где n целое число, около некоторой прямой АВ (ось симметрии) оно полностью совмещается со своим исходным положением. Если число n равно 2, 3, 4 и т.д., то ось симметрии называется осью второго, третьего и т.д. порядка.




Стебель растения обладает винтовой осью симметрии. У подсолнечника каждый листок появляется после поворота на 72 о. Листья на стебле располагаются по спирали так, чтобы, чтобы, не мешая друг другу, воспринимать солнечный цвет. Это интересное ботаническое явление носит название филлотаксиса (буквально Устроение листа).




Симметрия конуса Симметрия конуса видна на примере фактически любого дерева. Дерево при помощи корневой системы поглощает влагу и питательные вещества из почвы, то есть снизу а, остальные жизненно важные функции выполняются кроной, то есть сверху. Наследственность- это тоже симметрия Человек передает свои наследственные признаки из поколения в поколение. Также растения переходя от одного поколения к другому, наблюдается сохранение определенных свойств. Так из семечка вырастает новый подсолнух(подсолнечник) с таким же огромным соцветием- корзинкой, также исправно поворачивается к Солнцу. Это тоже есть симметрия, ее обычно называют наследственностью.


Жизнь зародилась в симметрических формах «На Земле жизнь зародилась в сферически симметричных формах,а потом стала развиваться по двум главным линиям: образовался мир растений,обладающих симметрией конуса,и мир животных с билатеральной симметрией» (М. Гарднер)


1.Симметрия проникла в растительный мир стала там полновластной хозяйкой. 2.В растительном мире встречается билатеральная (зеркальная), лучевая, поворотная, симметрия конуса., осевая, центральная, наследственная симметрия, винтовая симметрия. 3. В любом растении можно найти какую-то его часть обладающую осевой, центральной или винтовой симметрией. 4. Центральная симметрия наиболее характерна для плодов растений и некоторых цветов. 5. Симметрия форм, окраски цветов придаёт им красоту. выводы


Использованная литература: Л. Тарасов «Этот удивительно симметричный мир». Биология. Учебное пособие для 6 класса. Картинки Microsoft Office. М. Гарднер «Этот правый, левый мир».

Цветком называют укороченный побег растения с видоизмененными листьями. Эта часть предназначена в первую очередь для размножения. Форма у может быть самой разной.

Основные типы венчиков

Все существующие на данный момент декоративные культуры можно разделить на три большие группы:

  • с симметричными цветами;
  • с несимметричными;
  • с асимметричными.

Все эти разновидности представлены огромным количеством растений самых разных родов и семейств. кстати, является важным критерием для правильной систематики.

Симметричные венчики

Первый тип цветов в биологии называется актиноморфным. Все части венчиков у таких растений абсолютно симметричны. Характеризуется актиноморфный цветок прежде всего тем, что через его ось можно провести не менее двух плоскостей. Смотрятся такие растения, конечно же, очень привлекательно. Однако при этом считается, что для опыления насекомыми они приспособлены не слишком хорошо.

Разнообразие форм симметричных венчиков

Правильный цветок актиноморфный, помимо всего прочего, может иметь разное количество лепестков. Иногда они располагаются в один ряд, иногда — в несколько. Собственно сами актиноморфные венчики различаются по таким признакам, как:

  • длина трубки;
  • форма отгиба;
  • величина отгиба.

Актиноморфный цветок может быть:

  1. Колесовидным. Трубка у таких венчиков маленькая или практически отсутствует. Отгиб же при этом развернут практически в одной плоскости.
  2. Воронковидным. У таких цветков трубка очень крупная. Отгиб же венчика при этом небольшой.
  3. Трубчатым. Венчики этой группы характеризуются цилиндрической трубкой и прямостоячим коротким отгибом.
  4. Колокольчатым. Такой актиноморфный цветок имеет чашеобразную сферическую трубку, постепенно переходящую в малозаметный отгиб.
  5. Колпачковым. У таких цветков лепестки срастаются верхушками.

Несимметричные цветы

Растения с венчиками этой разновидности в природе встречаются довольно часто. Биологи называют такие цветы зигоморфными. Через центр несимметричного венчика можно провести только одну плоскость.

Типы зигоморфных цветов

Венчики этой группы имеют особую форму, которая нередко является морфологическим признаком вида (а иногда даже и семейства). Лепестки у них чаще всего сращенные. В природе встречаются зигоморфные цветы:

  1. Двугубые . У таких венчиков отгиб состоит из верхней и нижней губы.
  2. Язычковые . От трубки венчиков отходят сросшиеся лепестки.
  3. Шпористые . Лепестки таких цветов образуют полный вырост, который называют шпорцем.

Асимметричные цветы

Что такое актиноморфный и зигоморфный цветок, мы выяснили. Асимметричные же венчики характеризуются, прежде всего, тем, что через их центр нельзя провести ни одной плоскости симметрии. Встречаются подобные растения в дикой природе не так часто. Подавляющее большинство декоративных культур имеет все же симметричные или несимметричные венчики.

Примеры актиноморфных цветов

То, что симметричные венчики плохо опыляются насекомыми, по мнению биологов, служит признаком их низкой организации. Но как бы там ни было, в природе чаще всего встречаются именно растения с актиноморфными цветами. К этой группе принадлежат всем хорошо известные луговые, полевые и лесные цветы, включая:

  • незабудки (колесовидные);
  • дурман, табак (воронковидные);
  • цветы (трубчатые);
  • ландыши (колокольчатые);
  • дикий виноград (колпачковый).

В садах подавляющее большинство декоративных травянистых и кустарниковых культур также имеет симметричные венчики. Актиноморфный цветок имеют, например, пионы, нарциссы, подсолнухи, лилии, мальвы.

Из кустарниковых культур к этой же группе относится шиповник, сирень, спирея. Актиноморфными являются и цветы садового винограда.

Примеры растений с зигоморфными венчиками

Мы выяснили, у каких растений цветки правильные, актиноморфные. Группа эта в природе является самой распространенной. Зигоморфные же растения на полях и в лесах встречаются несколько реже. Примерами таких культур могут служить:

  • двугубые норичниковые;
  • язычковый одуванчик;
  • шпористые льнянка и водосбор.

Декоративные качества у цветов этой группы обычно не слишком высокие. Поэтому для украшения улиц и дворов, а также для составления букетов они выращиваются достаточно редко. Но иногда такие цветы в садах и на клумбах увидеть, конечно же, можно. К примеру, неплохим украшением участка может стать вязель (садовый мышиный горошек). Эту культуру часто используют в ландшафтном дизайне в качестве почвопокровной.

Примеры асимметричных цветов

Растения этой группы, как уже упоминалось, и в природе, и в садах встречаются редко. Их венчики выглядят довольно привлекательными и необычными, а потому могут использоваться в ландшафтном дизайне. Очень яркими представителями группы растений с асимметричными цветами являются, к примеру, хорошо известные всем канны. Также в ландшафтном дизайне часто используется конский каштан.

Конечно же, растения этой группы могут встречаться и в дикой природе. Асимметричные цветы, к примеру, имеет лекарственное растение валериана.

Похожие публикации