Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Жизненные стратегии личности в контексте процессов потребления. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе

Для чего необходима обычному человеку?

Что она даст вам и как она может изменить вашу жизнь, если вы будете использовать принципы стратегии жизни?

Личная эффективность и успешность жизни основывается на жизненной стратегии.

Только тот человек, у которого есть – путь, по которому он идет, может считаться человеком успешным и только он может быть эффективным.

Личная эффективность

Но прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, что такое личная эффективность.

Личная эффективность – это те навыки, знания, способности, которые ведут к максимальному развитию потенциала человека и реализации его истинных жизненных целей.

И для этого обязательно необходима карта, по которой вы будете идти потом, чтобы реализоваться.

Эта карта и называется стратегией жизни.

Представьте себе ящик с деревянными шарами. Если мы положим в этот шар железный шар и закроем его, а затем откроем, то ничего не измениться. Если мы снова закроем этот ящик и хорошенько потрясем, то железный шар окажется внизу этого ящика, потому что у него есть свой путь и каждое изменение окружающей среды он использует для того, чтобы продвинуться по нему.

Также человек, у которого есть стратегия жизни, любые изменения окружающего мира: будь то положительные или негативные, неважно, использует для продвижения к своим целям. Чтобы не случилось, какие бы беды и невзгоды не произошли бы в жизни, искушения или позитивные события, человек, имеющий свою стратегию жизни, использует это всегда в свою пользу.

Представьте себе человека в переполненном автобусе, которому пора выходить, он использует каждую кочку, торможение или другие раскачивания, для того чтобы как можно быстрее приблизиться к выходу. У него есть свой путь, он знает куда идет.

А что управляет вашей жизнью?

Как вы реагируете на то, что происходит в вашей жизни? Всегда ли ваши реакции и действия продвигают вас вперед, также как человека в переполненном автобусе.

Постарайтесь хотя бы вспомнить вчерашний день.

Чем вы руководствуетесь в своих обычных делах в течение дня? Думаете ли вы о своих глобальных целях?

Оценивая сейчас вчерашний день, чтобы вы могли сделать по-другому в течении дня, чтобы день был более эффективным для вас?

Если вы за день приблизились к своим глобальным целям, и если эти цели действительно ваши, то и удовлетворение от этого дня вы получаете намного больше.

Следовать своим истинным целям – это наиболее положительный способ проживать каждый день как невероятное приключение.

И стратегия жизни по сути – это карта вот этого приключения жизни.

Что значит иметь стратегию жизни?

Иметь стратегию жизни – это означает принимать мир таким, каков он есть, со всеми его недостатками и сложностями, но при этом — также со всеми его ресурсами, возможностями, которые он дает. Принимать то, что окружающий мир и другие люди вам ничего не должны. И одновременно с этим окружающий мир дает вам все ресурсы и возможности для достижения ваших целей.

Да! Все что вам необходимо для достижения ваших целей у вас уже есть. Вопрос в том, видите ли вы это и принимаете ли вы на себя ответственность за свою жизнь?

Принимать мир таким, каков он есть означает брать ответственность на себя за вашу жизнь и все, что в ней происходит.

И когда вы принимаете ответственность за свою жизнь, вы начинаете управлять своей жизнью. Только с этого момента. А управляя своей жизнью, вы уже начинаете изменять мир вокруг себя. И вот с этого момента человек, имеющий стратегию жизни, начинает управлять миром вокруг себя. Мир начинает меняться в соответствии с картой приключений вашей жизни. Необходимые вам ресурсы как — будто сами появляются на вашем пути. Хотя, конечно, ничего в этом сверх естественного нет, вы просто раньше их не видели, не обращали внимание, потому что это было неважно, потому что фильтр вашего восприятия был бессознательно настроен как-то по-другому.

В первом приближении, конечно, у вас сразу не получится идеальная картина, идеальная стратегия, включающая ваши реальные истинные цели.

Чтобы до этого дойти нужно разобрать ваши желания и цели нижних уровней.

Структура ваших целей


На первом уровне у нас находятся наши страхи, тревоги, то, что заполняет обычную жизнь 95% населения, то, чем обычно руководствуются обычные люди.

Если вы хотите достигать того, что и все, то можете оставаться и дальше на этом уровне. Для того, чтобы продвинуться дальше, необходимо решить проблемы этого уровня и подняться на следующий.

На следующем уровне находятся разные нереализованные желания из прошлого.

Пока вы их не закроете, пока вы не исполните то, чего вы когда-то хотели, но так и не получили, вы не увидите того, что находится выше.

А выше находится уровень, который также необходимо пройти, уровень навязанных целей. Того, что вы принимаете как бы своим, но которое, по большому счету, не является вашим. Это то, что дается вам социумом.

Ну, например, то, что у человека должна быть большая машина, квартира и т.д. Совсем не обязательно, что вам это действительно необходимо. Но пока вы не осознаете для себя, что вам действительно необходимо, вы будете жить в рамках этих навязанных внешних желаний.

Когда же вы решите и дойдете до своих реальных целей – за этим за всем кроется нечто большее, то, что мы называем миссией или предназначением в жизни человека.

Верно выстроенная стратегия жизни всегда основывается на изменении мира к лучшему. И чтобы к ней прийти нужна долгая и упорная работа, поэтому очень мало кто доходит до этого. Но это дает свои плоды.

Когда стратегия жизни выстроена…

Когда вы сформируете свою стратегию жизни, вы получите огромные ресурсы энергии.

Каждый день вы будете просыпаться в отличном настроении и в предвкушении новых побед.

Каждое ваше действие будет подчинено вашим целям и будет продвигать вас к еще большей эффективности и успеху в жизни. Окружающий мир всегда будет благоволить вам. И вы всегда будете получать то, чего вы хотите, будете чувствовать себя полным сил, проживая максимально эффективно каждый момент своей жизни. И естественно, что за вами будут тянутся люди и будут помогать вам в продвижении к вашим целям, для того, чтобы самим прикоснуться к этому источнику энергии, которая идет из вас.

О том, как составить стратегию эффективной жизни вы узнаете в статье «Как сформировать стратегию жизни?»

© «Элатриум» — пространство гармонии и процветания.

Статья «Что такое стратегия эффективной жизни? » подготовлена специально для

Копирование статьи (частично или целиком) возможно лишь с указанием ссылки на источник и с сохранением целостности текста.

Быдло или не быдло - вот в чем вопрос.

Статья, конечно же, вовсе не о быдле - в том смысл е, который имеет обычно в обращении негативный оттенок и даже используется как ругательство. О психи ческом явлении, обозначаемом словом "быдло " случилось на этом сайте. Это слово использую в значении - как символ состояния, не требующего творческой мотивации у людей, которым не особо досаждает неудовлетворенность существующим (не берусь сказать, насколько она предопределеная наследственно). Да, у этого слова печальный, антиэволюционный оттенок.. . Однако, слово "быдло " подразумевает один из наиболее общих полюсов личных стратегий в жизни.

Говоря о рамках применимости понятия, стоит заметить, что не всегда эволюция, кипение желанием что-то изменить - оправдана в определенных условиях, близких к оптимуму для данного вида. Кошки милы и чудесны даже без творчества:) хотя игручие, творческие авантюристки намного интереснее многим.

Так же уточню, что слово "творчество" принимается не в расхожем смысл е. Можно условно выделить три уровня задействованности механизмов творчества . Первый - перебор воспоминаний с прогно стическими сноподобными видениями возможных радужных (или суровых) картин, второй - на базе первого, но с подключением навыков выработки новых вариантов - как бы промежуточный уровень творчества и третий - на базе второго, но с мотивацией воплотить эти творческие фантазии для передачи в социум.

Более подробно: Первый уровень - режим прогно стических раскруток значим ых сюжетов или режим сновидения, - чистая фантазия, остающаяся при себе, со всеми неадекватами. В этом варианте возникающие новые-значим ые сюжеты обусловлены текущими контекст ами цепей переживаний, перекрывание которых может создвать новые комбинации. Это - пассивное творчество - в смысл е не требующее активного привлечения генератора новых идей. Эти варианты могут в подходящих ситуациях быть опробованы реально.
Второй уровень - не просто пассивно мотивационные субъективные фантазии, а к ним подключаются наработанные навыки нахождения новых желаемых вариантов. Это, так же, может так и оставаться субъективной фантазией и нагромождаться во все более далекие от реальности размышлизмы, а может, в подходящих условиях, пробоваться реально, но оставаясь личными субъективными навыками. Человек остается вещью в себе и, отдав коньки, забирает все свое с собой в никуда.
Третий уровень включает усилия по формализ ации своих идей для передачи сведений о личных прогно зах другим людям. Это - жизненное творчество, которое, при достаточной востребованности, остается на какое-то время своей актуальности в совокупном сознании общества.
Надо сказать, что все три уровня оказывают воздействие на окружающих людей тем или иным образом, раз они наблюдают то, что носит проявления этих идей: поведения человека - носителя идеи. Он влияет на окружающих близких людей, те, в свою очередь, распространяют это дальше.
Но только в третьем варианте идеи имеют настолько более широкое влияние, насколько общеразделяемые символы в формализ ованном виде идее это позволяют. Конечно же, коммуникация с помощью вербальны х символов намного обширнее.

Даже с точки зрения запасания впрок нарабатываемых творчеством навыков более универсальной адаптивн ости, польза - довольно спорна: невозможно все предусмотреть, и есть определенный вред в самосовершествовании без насущной необходимости . Так что быдло не должно бы огульно быть порицаемо, - оно занимает свою, возможно, очень важную, стабилизирующую нишу в социуме. Мало того, даже самые неравнодушно-кипучие - далеко не всегда творцы, а во многих ситуациях и моментах подходят под критерии быдла, а некоторые творцы лучше бы были быдлами в виду деструктивности для социума результатов своих усилий. Но никто не скажет заранее какое зло когда может обернуться добром и наоборот...

Все не могут и не должны быть одинаковыми и, соответственно, играют те социальные роли, для которых сумели приспособиться. Лишь в ограниченном ареале взаимопонимаемого людей объединяет общая культур а. В гораздо большем они относительно стабильно принадлежат к разным субкультур ам и более локальным анклавам от круга самых близких до круга по интересам, определяемым личной жизненной стратегией. Это определялось на ранних этапах формирования личности .

Пример конкретного влияния общеразделяемого в культур е, что задается на ранних этапах развития виден в статье Жизненные стратегии современной молодежи :

Как показывают данные социологических исследований последнего времени, в родительских установках преобладает ориентация на конформист ские ценности (умение вести себя на людях, честность, аккуратность, послушание родителям, хорошие отметки и поведение в школе ) и в значительно меньшей степени ориентация на развитие внутренних регуляторов поведения детей (ответственность, чуткость и внимательность к людям, любознательность, самоконтроль ). Такая ориентация родителей на передачу детям конформист ских ценностей в ущерб развития у них внутренних регуляторов поведения делает подростков в высшей степени зависимыми от того, в какое окружение они попадают , что в условиях нестабильного российского общества особенно повышает вероятность девиантного поведения.

Параллельно с активной рекламой явно завышенных стандартов уровня жизни пропагандируется идея о том, что бедность - результат личных недостатков человека: лени, непрофессионализма, негибкости, безинициативности... Поэтому бедным быть стыдно! В результате в общественном мнении сформировалось представление о том, что общество делится на людей успешных, то есть имеющих деньги (в первую очередь, это - предприниматели и преступники) и на всех остальных (то есть бедных и, следовательно, неуспешных).... Специфика российской ситуации состоит в том, что на грани бедности и за ее чертой оказались прежде вполне благополучные в социальном плане люди, среди которых было много и специалистов с высшим образованием.

См. критику Айн Рэнд Атлант расправил плечи .

Наиболее распространенная жизненная стратегия молодого поколения - получение образования, дающего денежную профессию, и благоустроенная личная жизнь - выстраивается ради достижения максимальной независимости, полной свободы, противоположной любым ограничениям, любым "зависимостям". По сути дела, эта жизненная стратегия формулируется так: "я хочу иметь хорошее образование и высокооплачиваемую работу, чтобы ни от кого не зависеть". Иначе говоря, я вступаю в социальный мир (учусь, зарабатываю, тружусь), потому что я хочу освободиться от общества и даже от семьи ("ни от кого не зависеть!), не быть ни чем и ни с кем связанным, "делать, что хочу"....Очевидно, что нынешняя модель успеха, питаемая мечтой о безграничной свободе, не более, чем утопия. В то же время она является естественной реакцией на страх перед криминализацией общества и все увеличивающейся пропастью между богатыми ("бизнесменами") и бедными ("всеми остальными").

Как и любой акт адаптации личности к новому с использованием механизмов сознания , процесс выбора и верность выбора жизненной стратегии предполагает личную оценку результата: насколько желаемое оказывается в соответствии с ожидаемым. Другими словами, в наиболее общем плане, раз речь идет о стратегии, главную роль играет оценка удовлетворенности существующим, в самом общем плане - удовлетворенности жизнью.

И здесь есть важный момент: от специфики системы ценностей конкретной личности зависит такая оценка, как и вообще склонность к переоценке или недооценке значения результатов своего поведения. Легко увидеть в принципе, что те, кто склонен завышать позитивность результатов своей деятельности, легче удовлетворяются достигнутым, на том и прекращают усилия, останавливая процесс приспособления к новому. Они легко оценивают результат как вполне приемлемый, оценка может иметь до того низкий порог удовлетворения результатом, что их система представлений даже неудачи склонна оправдывать какими-то своими объяснениями (что всегда бывает при наличии очень важной Идеи или идеи-фикс , но легкость позитивной оценки не всегда имеет причиной такую идею).

Вот несколько иллюстрирующих высказываний.

Беспокойство - это неудовлетворённость, а неудовлетворённость - первейшее условие прогресса . (Томас Эдисон)

Неудовлетворённость - источник не только страданий, но и прогресса в жизни отдельных людей и целых народов . (Эрих Ауэрбах)

Главные свойства его характера - вечная неудовлетворённость и постоянная строптивость - не только стимулировали Ломоносова двигаться вперёд, к открытиям, но довольно часто создавали проблемы и неприятности на пути к просвещению .

В книге Скотта Миллера, Глава 13 Удовлетворенность жизнью :

Одну из популярных тем психологии старения называют по-разному: «моральное состояние», «субъективное благополучие», «удовлетворенность жизнью* или просто «счастье». Речь идет о вопросе, имеющем огромное значение: насколько доволен человек своей жизнью?

На разрешение этой проблемы было направлено множество исследований с использованием LSI и SWLS и аналогичных методик.

Связь с удовлетворенностью жизнью имеет и семейное положение; у лиц, состоящих в браке, показатели удовлетворенности жизнью в целом выше, чем у овдовевших или разведенных.... Наверное, наиболее интересный результат касается связи между уровнем активности и удовлетворенностью жизнью. В ряде исследований было обнаружено, что эта связь положительна - то есть пожилые люди, ведущие активный образ жизни, более довольны своей жизнью, чем те, у кого уровень активности снижен.

Можно сделать предположение, что столь выраженная связь между неудовлетворенностью и прогрессом эволюционно воплотилась в наследуемую предрасположенность некоторых людей к неудовлетворенности существующим, раз это является мощным приспособительным фактором эволюции человека. Однако, гипертрофированность такого качества может оборачиваться бедой для социума, и поэтому проявления излишней неудовлетворенности, выраженной в конкретных действиях, так же должно было бы быть как-то эволюционно ограничено. Возможно, таким ограничителем и является консервативная предрасположенность к быдло -существованию, которая может отстаиваться очень даже активно.

В любом случае можно констатировать, что в социуме есть баланс тех, кто предрасположен к активной неудовлетворенности, и тех, кто предрасположен к консервативности. Первые обеспечивают прогресс, они имеют более развитые системы адаптивн ости, они - увлеченные исследователи. Вторые препятствуют всем некомфортным для них, настораживающим новшествам. Первые чаще бывают великими героями и великими злодеями, они кипят жизнью потому, что только это придает их жизни смысл , в какой-то мере удовлетворяет. Им необходима социально востребованная активность, наполняющая их жизнь смысл ом. Вторые легко могут удовлетворяться и без особой социальной активности, общением в кругу близких или анклаве по интересам. Но вообще без социальной активности не может быть никто , - это приводит к жестокой депрессии .

Из статьи Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека :

Под стратегией жизни мы понимаем такой способ бытия, систему ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной. Другими словами, это искусство ведения собственной жизни.

Проблема стратегии жизни тесно связана с вечной проблемой смысл а жизни, и если первая отвечает на вопрос как жить, то вторая - ради чего жить.

Основными показателями эффективности стратегии жизни человека являются его удовлетворенность жизнью и психи ческое здоровье.

...Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что люди с более высокими показателями осмысл енности жизни и общего уровня субъективного контроля, как правило, выбирают и реализуют такой способ жизни, который лежит в основе жизненной стратегии творчества, т.е. сознательно или неосознанно занимают позицию активного творца своей жизни и опираются на такие ценности, как любовь, красота, творчество, добро, развитие. Они удовлетворены своей жизнью и имеют более высокие показатели психи ческого здоровья.

А. Адлер отмечает, что формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненная цель формируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценностей, особенностей самой личности. Именно в детстве, по его мнению, и формируется жизненный стиль - интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Любовь, дружбу и работу А. Адлер называет основными жизненными задачами, с которыми сталкивается человек, которые определены условиями человеческого существования и позволяют поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой он находится.

Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная ("потребительская ") активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная ("достиженческая ") активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу.

Стратегия творчества - это способ бытия, при котором человек сознательно или неосознанно занимает позицию активного творца своей жизни , опираясь на такие ценности, как любовь, красота, добро, развитие, т.е. осуществляя выбор в пользу душевного и духовного здоровья.

Люди, которые имеют более низкий уровень субъективного контроля, не привыкли нести ответственность за свою жизнь , они не чувствуют в себе сил влиять на ход своей жизни, живут по принципу "иметь " (по Э. Фромму), в отличие от тех, кто стремится "быть " многим.

Самая распространенная, интуитивно исповедуемая установка в мотивациях тех, кто вполне удовлетворен жизнью - стремление к получению удовольствий. В условиях низкой требовательности в оценки собственного поведения, это становится главным оправданием даже явно неадекватн ых действий, которые требуют каких-то оправданий для устранения негатива не соответствия предполагаемого и получаемого. По отношению к тем, кто не демонстрирует это, "трудоголикам", исследователям, увлеченным творцам всех видов, возникает часто высказываемый вопрос: "А как же ты расслабляешься?".

Стремление к удовольствию - как цели, в самой основе может быть контекст ом жизненной стратегии и, соответственно, возможности достижения таких целей - очень разнообразны и, чаще всего, достаточно доступны. Конечно, сознается и принимается необходимость этапа подготовки, этапа необходимых усилий для накопления потенциал а, который можно обратить в удовольствие. Но в самых непритязательных случаях это реализуется традиционной "оттяжкой" с вечера пятницы и в выходные, расслаблением в отпуске и праздниках вполне ставшими традиционно-привычными способами, дополняемыми доступной экзотикой.

В целом создается уверенное впечатление: все, на что направляются усилия, все возникающие задачи и цели имеют одну основу мотивации: получение итогового удовольствия, радости, в самом общем виде - ощущение счастья .

Такие представления настолько глубоко коренятся, что если человек не получает регламентированной ему в определенных случаях дозы, то это серьезно озабочивает его вплоть до крутящегося в голове слова "неудачник".

Если бы это было верно, то проблема погружения человечества в нирвану счастья становится легко разрешима потому, что есть очень действенные технические способы достичь счастливого состояния любой мыслимой силы и длительности, и на этом закончится смысл существования любой личности. Если вообразить, что всем дали кнопки счастья и нужно лишь тыкать в них, что технически реализуемо уже сегодня, то к началу следующего дня планета Земля полностью освободится от экологических проблем сгинувшего человечества.

На самом деле ощущение счастья и несчастья - функционально равноправные и равнонеобходимые оценки происходящего с личностью, которые позволяют научиться избегать плохого и стремиться к хорошему. Понятие плохого и хорошего принципиально индивидуальны, зависят от текущего состояния системы значим ости личности и никто, кроме самой личности не может дать верную их оценку в данных условиях.

Счастливые состояние отмечают удачные действия, несчастливое - пока недостигнутое желаемое. В первом случае можно больше не задумываться, а просто пользоваться найденным удачным рецептом действий, которое становится привычным, во втором все зависит от личного порога притязательности, от мотивирующей силы неудовлетворенности.

У каждого есть такой порог: начиная с некоторой прогно зируемой сложности при данной силе потребности, поиск путей решения проблемы откладывается, а то, в исходе чего не уверен, не совершается. Этот порог нарабатывается личным жизненным опытом и так же как любой навык зависит от конкретики условий.

Это очень важный вид личного знания: в какие ситуации вмешиваться, а в чем лучше не участвовать. И, как и любое знание, невозможно передать другому непосредственно, в виде сведений. Когда человек не уверен в исходе, чувствуя чем может грозить неудача, а другой настойчиво кричит: "Да прыгай же ты, трус! Тут всего шесть метров! При падении сгруппируйся и все будет хорошо!!", то второй не сможет вот так просто воспользоваться автоматизмами чужих реакций, которые тот нарабатывал для себя. Он еще ни разу в жизни вообще не группировался, и, прыгнув, он может получить свой опыт слишком дорогой ценой, но так толком и не научившись правильному действию. Как лучше поступать в подобных критических ситуациях?.. В статье Про опасности :

То, что выполняется уверенно, без раздумий, автоматически - представляет собой наиболее хорошо отработанный опыт. Он дает максимально ожидаемые, позитивные результаты и наименьший риск. А то, что требует раздумий, не достаточно уверенное, - дает высокой риск неудачного исхода. Вот и критерий: Если задумался, не достаточно уверен, - будь особо осторожен и, по возможности, не спеши.
Если подошел к бревну через бурную речку, это - не ново для тебя и не вызывает раздумий, то иди, не задумываясь и, скорее всего все будет хорошо. Иначе стоит очень хорошо обдумать более безопасный вариант прохождения, например, не на ногах, а сидя, переерзывая все далее по бревну.
Общая стратегия: если есть время и ситуация не уверенная, - как можно лучше подумай. Но когда уже нет времени, нужно действовать, то делай это не задумываясь , как баран, прыгающий по скалам, уверенно и автоматически, - это даст наиболее высокий шанс на успех. Тогда остается только уповать на лотерею судьбы...

К этому моменту должно уже становиться понятно, насколько верность выбора жизненной стратегии определяется пониманием того, каким образом происходит приспособление личности к окружающему. Так, оказывается, что расхожие представления о том, что нужно стремиться к счастливому состоянию - как самоцели это - вывернутый наизнанку механизм: как организовывается наработка личного опыта за счет позитивной или негативной оценки результатов попытки действия. Оказывается чтобы оставаться в ладах с окружающим нужно стремиться не к счастью во что бы то ни стало и желательно в чистом, не омраченном виде, а к успешности своих действий, которая сопровождается ощущением радости получения желаемого. А неудовлетворенность или досада от неудачи не должны рассматриваться как ни в коем случае не допустимое, ведь тогда никогда не научиться забивать гвозди, ездить на велике, побеждать противника и вообще чему бы то ни было потому, что любое обучение неизбежно основано на ошибках проб и нахождении путей их корректировки в направлении желаемого результата.

Способом быть как можно ближе к основным струям социальной жизни и при этом оставаться самобытной личностью, а не придатком чужой воли, неизбежно оказывается необходимость развития достаточно действенной базовой системы понимания - мировоззре ния . На этой основе у социально активной части людей становится возможным формирование самобытного влияния в обществе - в области своей специализации.

Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях

1.2 Типология жизненных стратегий

Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои работы изучению и классификации жизненных стратегий. Рассмотрим подробнее их типологии.

Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная («потребительская») активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная («достиженческая») активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.

К. А. Абульханова-Славская (1991) рассматривает концепцию жизненной стратегии как интегральную характеристику, включающую поиск, обоснование и реализацию своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований (надо) с личностной активностью, ее ценностями, способом самоутверждения. На основе личностной активности (внутренний фактор) и типе организации времени (внешний фактор) каждая личность может строить свою стратегию жизни как стратегию учета своих возможностей и/или стратегию развития способностей к чему-либо. Понятие стратегии жизни, по нашему мнению, отражает философский аспект самоопределения личности. Как видим, К.А.Абульханова-Славская также признает наличие двух линий самоопределения.

Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов выделяют типы жизненных стратегий по соотношению индивидуального своеобразия и творческой активности человека в событиях его жизни:

1. Творческая уникальность - отражает творческое отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к высокой неповторимости и экстраординарности событий его жизни;

2. Пассивная индивидуальность - представляет собой стихийный, случайный характер формирования человека, когда его индивидуальное своеобразие в основном зависит не от его усилий, а определяется внешними обстоятельствами;

3. Активная типичность - отражает стремление человека «быть как все», когда его усилия направлены на достижение общепринятых целей и ценностей;

4. Пассивная типичность - характеризует стихийное следование человека социальным стереотипам, его слепое подчинение общественным нормам.

В своем исследовании А.Е. Созонтов, основываясь на типологии жизненных стратегий Э. Фромма, выделяет следующие основные типы жизненных стратегий, характерные в современных условиях для российских студентов:

Тип жизненных стратегий «иметь» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на достижение социального успеха, статуса, возможности неограниченного приобретения и потребления. В числе его наиболее предпочитаемых ценностей: успех, социальное признание, богатство, репутация, компетентность, наслаждения и др.;

Тип жизненных стратегий «не иметь и не быть» - представитель этого типа, конструируя собственную жизнь, преимущественно направлен на приспособление к наличным социально-экономическим условиям. Приоритетными для такого человека выступают в основном ценности, транслируемые из поколения в поколение: безопасность семьи, здоровье, социальный порядок;

Тип жизненных стратегий «быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на творческую самореализацию, стремится к поддержанию благополучия близких, значимых людей. Среди приоритетных для него ценностей: творчество, осмысленность жизни, жизнерадостность, единение с природой, любознательность и др.;

Тип жизненных стратегий «иметь против быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлен и на достижение социального успеха, обеспеченности, и на развитие собственной индивидуальности. Два данных стремления для него находятся в конфликте, в связи с чем ведущая жизненная цель остается во многом неопределенной. У такого человека проявляется ценностный кризис, выражающийся в тенденции к принятию «всех ценностей» (кроме социально неодобряемых), зачастую без выбора между ними;

Тип жизненных стратегий «иметь чтобы быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлении и на достижение успеха, обеспеченности, и на творческую самореализацию. Для него два данных стремления не противоречат друг другу, он активно ищет возможности их совместной реализации в современных условиях. Среди приоритетных: творчество, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов, успех, компетентность, богатство и др. .

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Отмечается, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и, как правило, к психическому здоровью. Была обнаружена зависимость уровня психического здоровья от выбора той или иной группы ценностей: испытуемые, ориентированные на внешние ценности в ущерб внутренним, имеют низкие показатели психического здоровья. Уровень психического здоровья определялся с помощью методики САТ, методов измерения уровня депрессии, жизненной энергии и удовлетворенности жизнью.

Э. Фромм утверждает, что рыночная экономика, основанная на отношениях конкуренции, неблагоприятно влияет на психическое здоровье и развитие личности: человек стоит перед выбором -- «иметь» или «быть», т.е. или как можно больше иметь (в том числе материальных благ), или развивать в себе все заложенные природой способности и силы, «быть многим». И часто под давлением общественных норм люди предпочитают «иметь» в ущерб перспективе личностного развития. Собственные интересы и склонности при этом игнорируются, что приводит человека к ложным жизненным выборам.

К. Хорни отмечает, что для удовлетворения стремлений, порой навязываемых общественными шаблонами, растущий человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации по отношению к другим людям: 1) движение к людям: единственной целью людей с такой ориентацией является любовь, и все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь, 2) движение против людей: система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии «джунглей» - жизнь это борьба за существование, 3) движение от людей: потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борьбы. Однако часто это выражается в отсутствии способа приспособления к современным условиям жизни.

Р. Пехунен одним из возможных оснований для классификации жизненных стратегий рассматривает способ разрешения конфликтов. Обнаружив наличие конфликта, человек обычно действует одним из трех способов.

1. Прекращение всяких попыток борьбы. Отказ переживается как чувство беспомощности. Отход от социальных контактов и занятий;

2. Стратегия приспособления, для которой характерно принятие изменившейся ситуации. Приспособление может проходить различными путями. Пассивное приспособление означает, что человек смирился со своей судьбой, и передает функции контроля своей жизни внешним инстанциям. При активном приспособлении человек способен изменять отношение к своим занятиям и даже принимать новые способы действия;

3. Преодоление конфликта. Для стратегий развития характерно стремление расширить границы существующих жизненных ситуаций. При творческом развитии происходит поиск и освоение новых областей жизни, что обогащает личность. При ограниченном развитии прогресс затрагивает только одну область, в то время как другие остаются на периферии жизни.

В работах Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова выделяют три направления развития жизненных стратегий. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности - в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий.

Гендерные различия в копинг-стратегиях (на примере студентов МГУ имени М.В. Ломоносова)

В последнее время разработан новый подход к анализу совладающего поведения как детерминированного следующими факторами: диспозиционными (личностными), динамическими (ситуационными), социокультурными (экологическими) и регулятивными (12)...

Гендерные различия в проявлении совладающего поведения в младшем школьном возрасте

Дать определение копинга Конфликтологи выделяют три шкалы, содержащие утверждения...

Жизнестойкость и совладающее поведение личности

Изучение жизненных перспектив в период взрослости

Каждый человек в определенный момент своей жизни задумывается над тем, что есть жизнь и в чем ее смысл. Для большинства людей этот вопрос связан, прежде всего, со способом существования: как прожить жизнь счастливо, достойно, красиво, радостно...

Особенности жизненных установок студентов с аддиктивным поведением

Личность формируется не только из представлений о себе. Этот процесс обуславливается и общими жизненными ожиданиями и установками. Те, кто рассматривает жизнь как борьбу, в любой ситуации прежде всего видят подстерегающие их опасности. Те...

Существуют разнообразные виды копинг-стратегий, которые определяются спецификой стрессогенных ситуаций и индивидуальными характеристиками человека, особенностями его когнитивного реагирования и поведения в стрессовой ситуации...

Преобразующие стратегии. Некоторые люди предпочитают использовать для преодоления стресса как практические действия в форме поиска рационального выхода из трудной ситуации, привлечения дополнительной информации...

Особенности реализации ценностей в ситуации выбора у детей с разным уровнем психического развития

Типы выбора выделяются также в теории жизненных миров Ф.Е. Василюка . Он пишет, что предельно формально выбор можно определить как действие субъекта...

Смеховые формы переживаний в юношеском возрасте

Задача этой главы: построить модель смеховых форм переживания, опираясь на типологию жизненных миров человека, предложенную Василюком в книге « Психология переживания». Еще раз повторюсь...

Совладающее поведение женщины в ситуации измены мужа

Исследователи копинг-стратегий в попытках систематизировать и создать стройную классификацию выделяют несколько уровней обобщенности того, что предпринимает индивид, чтобы справиться со стрессом: это копинговые действия...

Специфика копинг-стратегий у подростков с девиантным поведением

Поскольку интерес к копинг-стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи ещё не пришли к одной единой классификации копинг-поведения...

Сравнительный анализ формирования жизненных стилей и жизненных сценариев в концепциях А. Адлера и Э. Берна

Данная глава посвящена сравнительному анализу основных положений в концепциях А.Адлера и Э.Берна касающихся формирования жизненного сценария и стиля жизни. Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий...

Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях

Отечественные ученые посвятили анализу жизненных проблем личности множество работ. В центре внимания оказались проблемы смыслополагания, жизненного пути, образа и стиля жизни, культуры жизни личности, ее самореализации и жизнетворчества...

Сценарии взаимодействия и их роль в межличностном общении

Почему концепция жизненного сценария играет такую важную роль в теории транзакционного анализа? Она служит средством, позволяющим нам понять, почему люди ведут себя так, а не иначе. Такое понимание особенно необходимо в случаях...

Факторы стресса

Шкала стрессогенных жизненных событий предложена Т. Холмс и Р. Райх в 1967 году. Несмотря на эмпиричность методики, несомненными ее достоинствами являются: 1) учет суммарного уровня психосоциального стресса, т. е...

ДЕНИС КОРОБЕЙНИКОВ
Пермский филиал Института экономики Уральского отделения РАН

С развитием общества у человека появляется возможность выбора
из большего количества жизненных стратегий, что позволяет достигать более высокой степени самореализации
Используя инструментарий персонального стратегического менеджмента, любой индивид может попытаться сформировать
и реализовать оптимальную личную жизненную стратегию

Человеку все чаще приходится обращаться к вопросу взаимоотношений с внешней средой. Развитие социально-экономических процессов ускоряется, поэтому у него появляется возможность выбора из большего количества жизненных стратегий, что позволяет глубже интегрироваться в общественные взаимоотношения и достигать более высокой степени самореализации. Однако наряду с данными глобальными тенденциями коренные изменения, произошедшие в последние годы в нашей стране, привели к тому, что старые модели таких стратегий перестали работать, а новые еще не успели сформироваться. Вот почему сегодня проблема полагания цели и ее достижения требует пристального внимания и тщательного изучения.

Управлять своей жизнью значит организовать все таким образом, чтобы род занятий, производимая продукция, способы решения проблем, окружающие вас партнеры и коллеги наиболее полно отражали и развивали ваш образ собственного “я” 1 .

В нашей стране вышло немало публикаций, в которых затрагиваются отдельные стороны управления человеком различными аспектами своей жизни. Среди них книги: “Техника личной работы” Г. Попова, “Эта странная жизнь” Д. Гранина, “Ваше время – в ваших руках” Л. Зайверта, “Личная тектология” К. Варламова и В. Карпичева, “Эффективный управляющий” П. Друкера, “Как научиться управлять, если у вас пока нет подчиненных” В. Токарева и др. В этих работах детально рассмотрены технологии самоуправления, но, на мой взгляд, мало внимания уделяется аспектам стратегического жизненного целеполагания и целедостижения. Также неполно представлены механизмы экзогенного персонального управления как важного инструмента менеджмента жизни.

Попробуем восполнить эти пробелы.

Персональный стратегический менеджмент

Он представляет совокупность средств, форм и методов достижения человеком своих жизненных целей . Используя данный инструментарий, человек может попытаться оптимально сформировать и эффективно реализовать личную жизненную стратегию.

В основе идеологии персонального стратегического менеджмента (ПСМ) лежит мысль о том, что каждый человек хочет чего-то добиться в жизни. Осознавая свои потребности, он ставит и решает определенные задачи, достигая, таким образом, свои цели.

Характер действий по полаганию и достижению целей у разных людей различен, меняется он и у конкретного человека с течением времени. Но несмотря на это, данные процессы имеют общие черты и закономерности, что позволяет на основе анализа эмпирической информации относительно индивидуальных способов разработки и реализации жизненных стратегий сформулировать единообразный инструментарий.

Так, многие западные исследователи говорят о трехфазной модели жизненного цикла человека, а японские специалисты выделяют четыре фазы (от рождения до окончания школьного образования; поступление на работу и обзаведение семьей; трудовая жизнь; старость) 2 . Целенаправленно управляя качественными и количественными параметрами смены фаз, человек может максимизировать полезность отдачи от каждого этапа.

Содержание самоуправления на разных этапах жизненного цикла имеет различное наполнение. В детстве человек всецело зависит от родителей, он, как правило, не способен самостоятельно принимать важнейшие решения. В зрелые годы обретается самостоятельность, и степень ответственности за принятие решений значительно увеличивается. В целом ПСМ необходимо разделить на экзогенный (экзо-ПСМ), когда разработать и воплотить жизненную стратегию человеку помогают сторонние лица (на ранней стадии – обычно родители, позже к ним подключаются друзья, педагоги, руководители и уважаемые люди), и эндогенный (эндо-ПСМ), когда человек относительно самостоятельно занимается этой работой.

Ключевыми в достижении личных жизненных целей являются следующие факторы:

Наличие стратегии жизни;

Владение технологиями ее реализации;

Умение работать с инструментами управления формированием персонального человеческого капитала.

Стратегия жизни

Наличие стратегии важно потому, что для осуществления некоторых жизненных целей обязательно нужно совершить ряд последовательных шагов, а иногда – пожертвовать текущим потреблением отдельных благ, чтобы получить большее количество и разнообразие благ в будущем.

Вложения в человеческий капитал, как правило, высокодоходны. Причем чем он более развит, тем большее количество ресурсов позволяет вовлекать в процесс персонального инвестирования. По мнению американского экономиста В. Боуэна: “Инвестиции в человеческий капитал подобны инвестициям в физический капитал в нескольких важных отношениях. И тот, и другой накапливаются в результате приложения экономических ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других предметов и услуг ради текущего потребления; в течение продолжительного времени и тот, и другой производят прибыли; наконец, и тот, и другой ограничены сроком жизни: машины изнашиваются, люди умирают” 3 .

Социологи определяют понятие “стратегия жизни ” в качестве символически опосредованного и выходящего по своему воздействию за пределы сознания идеального образования, реализующего в поведении человека его ориентиры и приоритеты . В повседневной жизни наиболее распространены три типа таких стратегий:

благополучия . В ее основе лежит рецептивная (приобретательская) активность личности, направленная на обеспечение полной необходимых благ, спокойной, комфортной, размеренной и стабильной жизни;

успеха . Данная стратегия рассчитана на общественное признание деятельности ее носителя и предполагает активную, насыщенную событиями, преуспевающую жизнь;

самореализации . Она характеризуется творческой активностью, направленной на создание новых форм жизни безотносительно к их внешнему признанию (непризнанию), и предполагает красивую, гармоничную, близкую по своему содержанию к искусству, свободную жизнь 4 .

Обобщенная модель механизма по разработке и реализации стратегии человеческой жизни представлена на рис. 1. В ней отражена взаимосвязь основных этапов цикла персонального стратегического управления.

Этапы построения и реализации жизненной стратегии

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения миссии и целей, а также позволяет выработать стратегию поведения, дающую возможность осуществить свою миссию и достичь поставленных целей 5 .

В ходе такого анализа предполагается изучение двух составляющих:

Макроокружения;

Внутренних возможностей личности.

Изучая аспекты своего внешнего окружения, человеку нужно убедиться в том, какие возможности открывает перед ним жизнь, какие сферы общественного и экономического функционирования его привлекают, какие препятствия он может встретить на жизненном пути и какие последствия могут иметь те или иные шаги, которые он сделает в жизни.

Путем анализа своих внутренних возможностей человеку необходимо выяснить, на какие стратегические конкурентные преимущества он может рассчитывать в перспективе, развивая потенциал, которым обладает в данный момент.

Миссией человека можно назвать основную цель его жизни, которая, по словам А. Томпсона и А. Стрикленда, должна формулироваться “прежде всего с точки зрения повышения социальной роли” 6 данного индивида.

Видение – это идеальный образ будущего состояния жизни, которого человек может достичь при самых благоприятных условиях. По мнению Б. Карлофа, оно “может служить основой для определения уровня притязаний в процессе стратегического планирования” 7 .

В концепции ПСМ ключевым фактором, способным кардинально повлиять на формирование всей стратегии жизни, наравне с анализом среды является наличие у человека сформировавшейся персональной идеологии. Под этим термином обычно понимается “система идей и взглядов: политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности” 8 . В ПСМ от качества персональной идеологии зависит обоснованность принятия и выполнения как стратегических, так и оперативных решений.

На этапе определения стратегических целей осуществляется первичная декомпозиция (секторизация) миссии на две логически обособленные группы в зависимости от сферы жизни – профессиональную и социальную. Дальнейшая декомпозиция и операционализация жизненной миссии идут в рамках названных сфер. Стратегические цели в концепции ПСМ имеют долгосрочный характер и формируются исходя из состояния жизни человека в пределах максимально возможного временного горизонта.

В целом процесс определения стратегических жизненных целей человека согласно концепции ПСМ описывается схемой, разработанной на основе алгоритма поэтапной реконструкции жизненной стратегии личности, в виде “постепенного обновления стратегии жизни путем последовательной ”разработки" и “сборки” ее исходных компонентов – образов, смыслов жизни, жизненных ценностей, норм и целей” 9 (рис. 2).

Похожие публикации