Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Консультирование и психотерапия супругов. Для клиентов "отличия психологического консультирования от психотерапии и психокоррекции"

Распределение этих двух сфер психологической помощи – сложная задача, поскольку в немалом числе случаев профессионалу трудно сказать, занимается он психологическим консультированием или психотерапией. Как в консультировании, так и в психотерапии используются те же самые профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта, одинаковы; процедуры, используемые в консультировании и психотерапии, тоже подобны. Наконец, в первом и втором случаях помощь клиенту основывается на взаимодействии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом. Из-за трудности разделения этих двух областей некоторые практики используют понятия «психологическое консультирование» и «психотерапия» как синонимы, аргументируя свою точку зрения схожестью деятельности психотерапевта и консультанта-психолога.

Несомненно, что границы между психотерапией и консультированием весьма условны, что не раз отмечалось различными авторами (Поляков Ю. Ф., Спиваковская А. С.). Но так как данная работа рассчитана на людей, не имеющих специальной подготовки в области психотерапии или, как у нас принято говорить, психокоррекции, обозначим эти различия достаточно строго, ограничив таким образом область, где могут работать специалисты-консультанты, от тех случаев, где их активное воздействие нежелательно, поскольку только наличия психологического образования и понимания общих принципов работы для достижения положительного эффекта здесь недостаточно.

Каким же образом можно разграничить консультирование и психотерапию? В чем смысл разделения проблем клиентов на межличностные и глубинные личностные, о котором уже упоминалось выше?

То, с какими проблемами пришел клиент, межличностными или глубинными личностными, часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи с психологом. Клиенты психолога-консультанта обычно подчеркивают негативную роль других в возникновении собственных жизненных сложностей; у клиентов, ориентированных на глубинную психокоррекционную работу, локус жалоб обычно иной: их чаще беспокоит собственная неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания. Так, для клиента психолога-консультанта будут характерны жалобы типа: «Мы с мужем постоянно ругаемся» или «Жена ревнует меня без всякого повода». Те, кто обращается к психотерапевту, чаще говорят о своих проблемах иначе: «Я не могу сдержать себя, очень вспыльчива, постоянно кричу на мужа» или «Все время не уверен в том, как ко мне относится жена, мне кажется, что она меня обманывает, ревную ее и, видимо, без всякого повода». Такое различие в локусе жалоб значит довольно много и, в частности, то, что самим клиентом уже проделана определенная работа по анализу собственных проблем и неудач. Тот факт, что ответственным за происходящее с ним человек воспринимает самого себя – шаг, требующий определенного мужества, – гарантия того, что он готов к более глубокому и откровенному самопознанию.



Направленность локуса жалобы и готовность человека определяют и форму работы с ним. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является прежде всего изменение установок клиента как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

Психотерапевтическое воздействие строится иначе. Жалобы как таковые играют незначительную роль, поскольку уже на начальных этапах работы они углубляются и переформулируются. В беседе со специалистом затрагиваются не только актуальные ситуации взаимоотношений клиента, но также прошлое (события далекого детства, юности), активно используются такие специфические формы психической продукции, как сны и ассоциации. Важная черта психотерапии – особое внимание к взаимоотношениям между человеком, обратившимся за помощью, и профессионалом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как в консультировании подобные вопросы практически никогда не обсуждаются. Анализ глубинных слоев психики приводит к пониманию причин патогенных переживаний и поведения и таким образом способствует решению личностных проблем.

Различна и длительность этих видов психологического воздействия. Так, если психологическое консультирование чаще бывает краткосрочным и редко превышает 5-6 встреч с клиентом, то процесс психотерапии длится несравнимо дольше и ориентирован на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.

Определенные различия связаны и с типами клиентов. На приеме у психолога-консультанта можно с равной вероятностью встретить практически любого человека независимо от его психического статуса, занятости, материальной обеспеченности, интеллектуального потенциала и т. д., тогда как круг людей, чьи проблемы могут решаться в рамках глубинной психокоррекционной работы, более ограничен. Идеальный клиент – это нормальный невротик, с высоким уровнем развития рефлексии, способный оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающий достаточным для этого количеством времени и мотивацией. К чести психотерапии следует сказать, что сужение круга клиентов и увеличение времени воздействия приводит к значительному расширению круга решаемых проблем, который в определенном смысле становится безграничным.

Естественно предположить, что при столь существенных отличиях двух этих форм воздействия должна различаться и подготовка соответствующих специалистов. Основные требования к психологу-консультанту, с нашей точки зрения, – это психологический диплом, а также специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования (включающая работу под руководством супервизора), которая может и не быть особенно длительной. Требований к образованию специалистов по психотерапии значительно больше, и они включают в себя, наряду с теоретической психологической подготовкой и определенными медицинскими знаниями, также длительный опыт собственной психотерапии и работы под руководством опытного супервизора. Не случайно психотерапия исторически тесно связана с психиатрией, и среди психотерапевтов наряду с профессионалами-психологами не менее часто встречаются и психиатры, но, конечно, также получившие специальную подготовку. Заметим, что человек, обращающийся к психотерапевту, по традиции называется не клиентом, а пациентом. Полноценную подготовку специалиста в этой области невозможно представить без опыта собственной психотерапии, благодаря которому он может лучше ориентироваться в проблемах пациентов, более полноценно работать, не боясь таких помех, как синдром сгорания или коммуникативной перегрузки, а также свободно используя такие средства воздействия, как перенос и контрперенос.

Различия психотерапии и консультирования – широкая и многогранная тема. Конечно же, здесь мы можем наметить только общие линии их сравнения. Тем же, кто особенно заинтересовался этим вопросом, можно посоветовать почитать специальную литературу (Карвасарский Б. Д.; Василюк Ф. Е.).

«Человек с улицы», обращающийся к психологу за помощью, особенно в нашей стране, где далеко не каждый представляет себе, что такое психология в принципе, не всегда понимает, какого именно плана помощь ему нужна и в какой форме она может быть оказана. Часто ожидания клиентов неадекватны, не соответствуют реальности жизни и логике взаимоотношений (например, как это нередко бывает, клиент начинает требовать сделать так, чтобы кто-то кого-то полюбил или разлюбил в результате воздействия психолога и т.д.). В связи с этим часто первое, что приходится делать с клиентом, – это объяснять, в чем он может ожидать психологической помощи и какой. С этой точки зрения психологическое консультирование, будучи более ориентированным на достижение конкретной цели и менее обязывающим типом воздействия, часто служит своеобразной ступенькой, первым шагом к более длительной и глубокой психотерапевтической работе. Бывает, что, придя к консультанту, человек впервые задумывается о собственной роли в своих жизненных неудачах и начинает понимать, что для того, чтобы ему действительно помогли, одной или даже нескольких встреч с психологом недостаточно. Из этого не следует, что он сразу же обратится за более серьезной помощью - это может случиться не скоро или не случиться никогда, но даже простое знание о том, что помощь в принципе ему может быть оказана, бывает очень важным. Такая взаимосвязь консультирования и психотерапии – основа широких и многогранных возможностей практической психологии, гарантия того, что каждый обращающийся может найти для себя то, что является наиболее подходящим для него в данный момент.

Выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

· консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

· консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста;

· консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;

· консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);

· консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;

· в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;

· консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию. Какова же специфика различных видов консультативной практики?

Выше уже говорилось об определении психоконсультирование как вида психологической помощи. Действительно трудно конкретно и четко определить этот вид деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет собой родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Оно включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое.

Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта отрасль включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь тем, кто собирается разводиться и т. д.

Так вот в чем суть взаимосвязи психоконсультирования, психокоррекции и психотерапии?

Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией. Более того, практикующими психологами эти сферы часто смешиваются.

Психологическая коррекция и психотерапия (наряду с психологическим консультированием) является видами психологической помощи.

В отличие от психологического консультирования они предусматривают более активное целенаправленное воздействие на личностный, поведенческий и интеллектуальный уровни функционирования человека и, как правило, требуют большего времени для осуществления.

Психологическая коррекция представляет собой тактичное вмешательство в процессы психического и личностного развития человека с целью исправления отклонений в этих процессах и часто оказывает влияние не только на личность, но и на ее окружение, организацию жизнедеятельности.

Психотерапия направлена на глубинное проникновение в личность и осуществления прогрессивных сдвигов в ее взаимодействии с миром через изменение само - и мировосприятие. В связи с этим говорят об изменениях радикала или екзистенціалу, что определяет личность, об интеграции (3. Фрейд), индивидуацию (Кол. Г. Юнг), компенсацию (А. Адлер), персонализацию, личностный рост (Кол. Роджерс), самоактуалізацію (А. Маслоу), усиление "Я" (бихевиоральная ориентация) и т. др.

Рассматривая термины "психотерапия" и "психологическая коррекция", стоит помнить, что в психологической и психологически-педагогической теории и практике они часто употребляются как синонимы. Это связано с тем, что понятие психотерапии в отечественной психологии появилось сравнительно недавно. Долгое время психотерапия развивалась как отрасль сугубо медицинской помощи. По коррекции, то, выйдя из недр дефектологии, впоследствии перейдя в возрастную и педагогическую психологию и активно используясь в работе с детьми (приобретя оформления как "психологическая коррекция), этот термин вышел за пределы детской психологии и стал применяться в отношении взрослых при оказании им психологической помощи.

Проникновение достижений зарубежной психологии и ЕЕ понятий в контекст нашей науки внесло некоторое недопонимание в существующую терминологию. Так, в отношении психологической помощи в вне медицинском аспекте в отечественной психологии чаще употреблялся термин "коррекция", тогда как в зарубежной - "психотерапия". Итак, поскольку существуют два термина, попытаемся исследовать специфику каждого из них и то общее, что есть между ними.

Там, где психолог работает не с аномальными лицами, а с теми, чей онтогенетический развитие находится в пределах нормы и которые нуждаются в помощи не в интеллектуальном, а в личностном развитии, разделение психотерапии и коррекции значительно усложняется. Рассмотрим два принципиальных момента: цели и методы этих видов психологической помощи.

Цель психотерапии - создание условий для полноценного становления личности, цель психологической коррекции - устранение недостатков в развитии личности.

Итак задача психологической коррекции имеют определенное смысловое различие, хотя могут подчиняться психотерапевтической целью как более общей. Что же до методов, то психологическая коррекция в отличие от психотерапии не имеет своих специальных методик, а пользуется в зависимости от потребностей методами психотерапии, педагогики, медицины.

Таким образом, психологическая коррекция приближается к психотерапии и даже совпадает с ней, когда осуществление коррекционного воздействия помогает реализации психотерапевтической цели, а также когда она использует исключительно (или преимущественно) психотерапевтические методы помощи человеку

Важными признаками психологической коррекции является дискретность и ориентация на возрастные нормы. Дискретность означает воздействие психолога на относительно независимые конкретные составляющие внутреннего мира человека. Воздействие осуществляется на основе теоретических представлений о норме протекания познавательных и эмоциональных процессов, о нормах целое образование в том или ином возрастном периоде. Ориентация на возрастные нормы определяет контингент коррекционного воздействия (преимущественно дети, подростки, юношество) и использования психодиагностических методик.

Задачи психологической коррекции формулируются в зависимости от своего адресата - ребенка с аномальным развитием или личности, которая имеет определенные отклонения и трудности в пределах психологической нормы. Они также определяются содержанием коррекционной работы:

o коррекция умственного развития;

o коррекция эмоционального развития;

o коррекция и профилактика невротических состояний, неврозов. Существуют различные недостатки характера, которые подлежат психокоррекции. Они привлекают внимание окружающих и часто является предметом их заботы.

Рассмотрим типологии недостатков личностного развития людей, находящихся в пределах психологической нормы:

o повышенная возбудимость, гневливость;

o пугливость и болезненные страхи; пессимизм или преувеличенная веселость;

o неустойчивость, повышенная импульсивность;

o конфликтность;

o упрямство;

o равнодушие;

o неряшливость;

o лживость;

o постоянная жажда наслаждений;

o чрезмерная активность или пассивность;

o замкнутость; болезненная застенчивость;

o склонность к воровству; негативизм;

o склонность к блужданию; невнимательность;

o деспотизм; чрезмерная беспомощность;

o жестокость в отношении животных;

o зло мило ни выглядели, издевательство над окружающими и др.

Названные недостатки могут быть относительно дискретными и касаться только определенных аспектов эмоционально-волевой сферы или иметь более тотальный характер и быть связанными со становлением акцентуации, ведущих переживаний, системы отношений и ценностных ориентаций. Этот момент является важным для диагностики и выбора видов психологической помощи личности - коррекции или психотерапии, или коррекции в рамках психотерапии.

Основными этапами психокоррекционной работы является диагноз, прогноз, создание психологически-педагогической коррекционной программы, ее выполнение и анализ ее эффективности. В диагнозе (на основе психологической диагностики с использованием тестов) фиксируются показатели психического развития, их соответствие нормам, формулируется гипотеза относительно причин отклонений.

Психологический диагноз включает также формирование прогноза. Прогноз предсказание дальнейшего развития личности при условии своевременной коррекции и при отсутствии таковой.

Особенностями программы коррекции является наличие сугубо психологической и педагогической частей. Психолог разрабатывает и осуществляет психологическую часть. Педагогическую часть психолог может разрабатывать как самостоятельно, так и вместе с родителями, социальными работниками, педагогами, родственниками (в зависимости от того, кто будет работать с ребенком).

Педагогическая часть выполняется под постоянным контролем психолога. Поскольку корректирующее воздействие направлено на определенные конкретные характеристики, то показателем эффективности выступают измерения этой характеристики до и после коррекции.

Приведем пример короткого записи этапов возможной психокоррекционной работы с важковиховуваним подростком, что отстает в учебе.

Диагноз: школьная дезадаптация с выраженным отклонением в развитии мотивационно-волевых процессов, в обучении и поведении в целом. Уровень самоконтроля, импульсивность поведения соответствуют нормам старшего дошкольного возраста. Возможные причины - обострение индивидуальных особенностей характера и регресс в самоконтроле в связи с кризисом подросткового возраста И психотравму юными обстоятельствами в семье.

Прогноз: без специального вмешательства и помощи парень через один-два года выйдет из-под влияния семьи и учебно-воспитательных заведений. При условии осуществления психокоррекционной работы подросток может ощутимо повысить уровень самоорганизации поведения для нормализации обучение в течение года. Коррекционная программа составляется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей клиента, его социально-психологической ситуации дома и в школе.

Основная цель - исправление такого недостатка, характера, как лень, усиление мотивации к обучению, помощь в социальной адаптации в целом. В программе разрабатываются задачи трех уровней: задача-максимум - возвращение мальчика в школу, минимум - продолжение обучения в домашних условиях, а также промежуточный вариант - посещение частных учебных заведений. Указываются этапы, соответствующие им сроки, задачи и направления работы, те, кто отвечает за эти виды работ (психолог, родители, учителя, социальный работник, гувернер и т. п). Поэтапно определяется эффективность психокоррекционной программы.

Психологическое консультирование как непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, в которых основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Соответствующая форма беседы активно используется и в психокоррекционной работе, и в психотерапии. Но если консультирование, ориентированное прежде всего на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то психокоррекционное воздействие ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека, которые положены в основу большинства жизненных трудностей и конфликтов.

Направленность локуса жалобы и готовность человека определяют и форму работы во время психологического консультирования. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те аспекты взаимоотношений, которые являются источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

Организационной основой такой формы воздействия является прежде всего изменение установок клиента относительно других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и согласно этого нового видения изменить свое отношение к тому, что происходит и своего поведения.

Пситерапевтичний воздействие строится иначе. Жалобы как таковые играют незначительную роль, поскольку уже на начальных этапах работы они углубляются и переформулируются. В беседе со специалистом-психотерапевтом обсуждаются не только актуальные ситуации взаимоотношений клиента, но также прошлое (события детства, юности), активно используются такие специфические формы психической продукции, как сны и ассоциации.

Важная черта психотерапии - особое внимание к взаимоотношениям между человеком, обратившимся за помощью, и профессионалом, анализ которых является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как в консультировании подобные вопросы практически никогда не обсуждаются.

Анализ глубинных основ психики приводит к пониманию причин патогенных переживаний и поведения и таким образом способствует решению личностных проблем (Урсано Р., Зонненберг С, Лазар С, 1992).

Различна и длительность этих видов психологического воздействия. Так, если психологическое консультирование чаще бывает краткосрочным и лишь иногда превышает 5-6 встреч с клиентом, то процесс психотерапии длится несравнимо дольше и ориентирован на десятки, а то и сотни встреч в течение нескольких лет.

Вышеприведенные разграничения, связаны и с типами клиентов. На приеме у психолога-консультанта можно с равной вероятностью встретить практически любого человека независимо от его психического статуса, занятости, материальной обеспеченности, интеллектуального потенциала и т. д., тогда как круг людей, чьи проблемы могут решаться в рамках глубинной психокоррекционной работы, несколько ограниченное. Идеальный клиент - это нормальный невротик, с высоким уровнем развития рефлексии, способный оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, что имеет достаточное для этого количество времени и мотивацию.

Естественно предположить, что при наличии определенного количества существенных различий в этих двух формах воздействия должна различаться и подготовка соответствующих специалистов. Как уже было отмечено выше: основные требования к психологу-консультанту, на наш взгляд, - это психологический диплом, а также специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования (работа под руководством супервизора), которая может и не быть особенно длительной. Требований к специалистам по психотерапии значительно больше, и они содержат в себе, наряду с теоретической психологической подготовкой и определенными медицинскими знаниями, также длительный опыт собственной психотерапии и работы под руководством опытного супервизора. Не случайно психотерапия исторически тесно связана с психиатрией, и среди психологов наряду с профессионалами-психологами не менее часто встречаются и психиатры, которые, конечно, также получившие специальную подготовку. Заметим, что человек, который обращается к психологу, по традиции называется не клиентом, а пациентом. Полноценную подготовку специалиста в этой ситуации возможно представить без опыта собственной психотерапии, благодаря чему он может лучше ориентироваться в проблемах пациентов, более полноценно работать, не боясь таких помех, как синдром сгорания или коммуникативной перегрузки, а также свободно использовать такие средства воздействия, как перенос и контрперенесення.

Различия психотерапии и консультирования - широкая и многогранная тема. Конечно же здесь мы можем наметить только общие линии их сравнения. Тем же, кто особенно заинтересовался этим вопросом, можно посоветовать почитать специальную литературу (Карвасарский Б. Д., 1985; Василюк Ф. Е., 1988).

"Человек с улицы", что обращается к психологу за помощью, особенно в нашей стране, в которой пока что не каждый даже представляет себе, что такое психология в принципе, не всегда понимает, какого именно плана помощь ему нужна и в какой форме она может быть предоставлена. Часто ожидания клиентов неадекватны, не соответствуют реальности жизни и логике взаимоотношений (например, как это порой бывает, клиент начинает требовать сделать так, чтобы кто-то кого-то полюбил или разлюбил в результате воздействия психолога и т. д.). В связи с этим часто первое, что приходится делать с клиентом, - это объяснять, в чем именно он может ожидать психологической помощи и какой. С этой точки зрения психологическое консультирование, как такое, что ориентировано прежде всего на достижение конкретной цели и не слишком обязывающую за типом воздействия, часто служит своеобразной ступенькой, первым шагом к более длительной и глубокой психологической работы.

Бывает, что, придя к консультанту, человек впервые задумывается о собственной роли в своих жизненных неудачах и начинает понимать, что для того, чтобы ему действительно помогли, одной или даже нескольких встреч с психологом недостаточно. Из этого не следует, что она сразу же обратится за более серьезной помощью - это может произойти не сразу или даже никогда не произойти, но простое знание о том, что помощь в принципе ему может быть оказана, бывает очень важным.

Такая взаимосвязь консультирования и психотерапии - основа широких и многогранных возможностей практической психологии, гарантия того, что каждый обращающийся может найти для себя то, что является наиболее подходящим для него в данный момент.

в Зависимости от специфики конкретной ситуации психологической помощи, применяются две основные формы работы: индивидуальная и групповая. Индивидуальная работа применяется в тех случаях, когда по личностным, социальным или общественным причинам (специфика проблемы, например, измена, горе; статус клиента: чрезмерная застенчивость и др.) групповая форма психологической помощи не представляется возможной. Можно сказать, что индивидуальная форма работы имеет преимущество во всех тех случаях, когда характер проблематики требует не только розвиткової и обучающей направленности, сколько утешения и изживания, приближая психологическую помощь до психологического воздействия. В отечественной традиции подобную практику все чаще называют "вне-медицинской психотерапией".

Когда же упор делается на развивающей, учебный или же момент групповой, социальной поддержки, как, например, в течения "анонимные алкоголики" или в "движении за актуализацию человеческого потенциала" (Human Potential Movement) в 70-е годы в США, несомненное преимущество находится на стороне групповой работы. Сам факт совместного проживания эмоционально насыщенных событий в группе - важнейший источник и фактор психологической поддержки и личностного развития.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Которые, в общем виде, задача оказания психологической помощи?

2. Охарактеризуйте связь и различия психотерапии и консультирования.

3. Что такое психологическая коррекция?

4. Каково соотношение терминов психологическая коррекция" психотерапия"?

5. В чем заключаются задачи психологической коррекции?

6. Назовите основные этапы психологической коррекции.

7. Опишите, как складывается психокоррекционная программа, и найдите в литературе образцы таких программ.

Использованная литература

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию". Москва, 1995.

2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.-Москва, 1993.

3. Атватер Н. Я вас слушаю... - Москва, 1988.

4. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Дидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. -Москва, 1990.

5. Васькоеская С. В., Горностай П. П. Психологическое консультирование: Ситуационные задачи. -Киев, 1996.

6. Горностай П. П., Васькоеская С. В. Теория н практика психологического консультирования: Проблемный подход. - Киев, 1995.

7. Журнал практикующего психолога. 1995. № 1.

8. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - Москва, 1994.

9. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - Москва, 1993.

10. Основы возрастно-психологического консультирования / Под ред. А. Г. Лидерса. -Москва, 1991.

11. Основы консультативной психологи: Анализ современных концепций.-Киев, 1992.

12. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. Й. В. Дубровиной. Москва, -1991.

13. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -Москва, 1989.

14. Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. -Киев, 1991.

15. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. Пер. с литовского. М.: Академический проект. -1999. -240 с.

16. Цапкин В. Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта//Моск. психотерапевт - 1992. № 2.

17. Ейдемиллер 3. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. - Ленинград, 1990.

Отличие психотерапии от психологического консультирования и психокоррекции .

(определение С. Кратохвила): «Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами».

В отличие от психологической коррекции, направленной на гармонизацию личности и повышение эффективности ее функционирования, в отличие от психологического консультирования, ориентированного на решение актуальных психологических проблем клиента, психотерапия в узком понимании этого термина основной своей задачей ставит купирование психопатологических и патопсихологических симптомов. Купирование болезненной симптоматики влечет за собой и повышение возможностей личности в решении ее психологических проблем, и создает условия личностного развития и роста, обуславливающего, в свою очередь, повышение эффективности функционирования личности как в интрапсихологическом плане, так и в межличностном отношении.

Отличия психологического консультирования и психотерапии не всегда заметны непрофессиональным глазом, но они есть. Главное отличие состоит в том, что если консультирование направлено в основном на проблемы взаимодействия личности и его окружения в социуме, то психотерапия сфокусирована на внутриличностных проблемах человека. На первой, иногда второй, сессии специалист проводит диагностику проблемы клиента и определяет возможность помощи ему в рамках психологического консультирования, что предполагает небольшое число консультаций. В некоторых случаях достаточно одного - двух. Однако бывает так, что запрос клиента на разрешение проблемы в отношениях с другими людьми практически не выполним без психологической проработки его внутриличностных особенностей. То в этом случае клиенту предлагается пройти определённый курс корректирующей психотерапии. Разумеется, его длительность заметно больше, чем у консультирования. Используемые при этом техники и методы проведения психокоррекции определяются на первой, иногда второй, диагностической сессии. О чём психотерапевт обязан проинформировать клиента, а также разъяснить ему все особенности и тонкости их совместной работы.

Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях , похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.

Клиент - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.

Перре и Бауманн, рассматривая соотношение психологического консультирования и психотерапии, в качестве различий указывают следующее: а) в психологическом консультировании среди средств воздействия на первом месте стоит информирование (передача информации человеку, обратившемуся за помощью); 6) психологическое консультирование в медицине выполняет в основном функцию гигиены и профилактики; в) в рамках консультирования анализируются варианты решений конкретной проблемы, но их осуществляет сам человек и не в рамках консультирования, а самостоятельно; г) в практике консультирования изменения происходят по окончании самого консультирования без сопровождения специалистом, в психотерапии - сущностью является сам процесс изменений, сопровождаемый специалистом.

Представляется целесообразным рассмотреть сходства и различия между психотерапией и психологическим консультированием, как видами психологического вмешательства, с точки зрения их основных и дополнительных характеристик.

Основные характеристики:

1. Средства воздействия (методы): психотерапия и психологическое консультирование используют психологические средства воздействия, однако в психологическом консультировании информирование является ведущим приемом.

2. Цели: психотерапия и психологическое консультирование имеют своей целью достижение более выраженных позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах в сторону увеличения их эффективности, психотерапия при этом направлена на достижение значительных личностных изменений, а консультирование - на помощь человеку в лучшем использовании собственных ресурсов и улучшении качества жизни.

3. Функции: психотерапия выполняет функцию лечения и частично реабилитации, а психологическое консультирование - профилактики и развития (естественно, что речь идет о преимущественной направленности психотерапии и психологического консультирования, так как в ряде случаев эти функции могут пересекаться).

4. Теоретическая обоснованность: психотерапия и психологическое консультирование имеют в качестве своей научной основы психологические теории.

5. Эмпирическая проверка: психотерапия и психологическое консультирование нуждаются в изучении эффективности воздействий.

6. Профессиональные действия: психотерапия и психологическое консультирование осуществляются специалистами в профессиональных рамках. Дополнительные характеристики:

7. Продолжительность воздействий: психотерапия предполагает продолжительность не менее 15-20 сеансов, психологическое консультирование может ограничиваться 1-5 сеансами.

8. Место изменений: в психотерапии изменения происходят непосредственно в ходе терапии и являются сущностью психотерапевтического процесса, в психологическом консультировании анализируются варианты решений конкретной проблемы, но решение и изменения осуществляются человеком не в рамках консультирования, а по его окончании.

9. Степень самостоятельности клиента: в психотерапии процесс изменений сопровождается психотерапевтом, в психологическом консультировании изменения осуществляются человеком самостоятельно без сопровождения консультанта.

2. Этапы психотерапевтического процесса.

В литературе (Меновщиков, 2000) обычно приводится «пятишаговая» модель процесса консультативного интервью, которой в той или иной степени придерживаются все психотерапевты:

1) установление контакта и ориентирование клиента на работу;

2) сбор информации о клиенте, решение вопроса «В чем состоит проблема?»;

3) осознание желаемого результата, ответ на вопрос «Чего вы хотите добиться?»;

4) выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»;

5) обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом.

Первый этап работы психотерапевта с клиентом посвящен выяснению потребности в помощи, мотивации. Наибольшее внимание уделяется установлению оптимальных отношений между терапевтом и клиентом, преодолению первой линии сопротивления. На ней сообщаются принципы построения психотерапевтического взаимодействия.

Для исследования проблемы клиента нередко используются стандартизованные и нестандартизованные интервью, тесты, наблюдение, прежде всего за невербальным поведением, результаты самонаблюдения, специфические приемы для символического описания проблемы, например направленное воображение, проективные методики, ролевые игры. Эти же методы позволяют оценить промежуточный и конечный результаты психотерапии.

Перед началом психотерапии используются различные диагностические процедуры. Психотерапевтические школы отличаются способом видения проблемы клиента, представлением о возможностях ее разрешения, формулировкой целей.

Интервью позволяет оценить психологический статус клиента, общую жизненную ситуацию, понять характеристики проблемы, основные трудности, с которыми он сталкивается , мотивацию его обращения и возможности по решению проблемы. Психотерапевт обсуждает с клиентом, чего бы тот хотел достичь в результате психотерапии. Такой разговор может предотвратить неадекватные цели, нереалистические ожидания. Он способствует осознанному построению системы целей, при котором участники психотерапевтического процесса ориентируются на конкретный и достижимый в ближайшем будущем результат.

Первоначальное предъявление клиентом проблемы можно определить как «жалобы». Для дальнейшей работы необходимо выделить запрос, который позволяет определить перспективы дальнейшей работы. Однако этот запрос может быть не определен достаточно четко. В этом случае следует провести отдельную работу по выявлению запроса клиента и его осознанию самим клиентом.

Второй этап посвящен представлению отношений. Участники психотерапевтического процесса договариваются о сотрудничестве, психотерапевт обрисовывает модель психотерапии. Нередко клиент пытается предложить психотерапевту роль доктора, нуждающегося лишь в подробной информации для постановки верного диагноза и формулировки хорошего совета. Поэтому наиболее важный момент этого этапа – установление отношений взаимной ответственности. Успех психотерапии во многом зависит от того, насколько активно клиент включается в работу и принимает свою ответственность за полученный результат.

В процессе психотерапии происходят определенные личностные трансформации, и долг психотерапевта – обсудить эту перспективу с клиентом. Ведь его сознательно или бессознательно может пугать возможность расставания с какими-либо привычками, непродуктивными, но давно установленными отношениями и даже болезненными переживаниями. Особенности психотерапевтических взаимоотношений, степень самораскрытия психотерапевта существенно варьируют в зависимости от направления, однако во всех школах психотерапии сохраняются общие особенности: выражение поддержки, принятия и интереса к клиенту. Поскольку необходимым условием работы является сотрудничество, психотерапевт учитывает установки, ожидания, стиль общения клиента. Клиенту важно почувствовать, что он может открыто выражать свои переживания, высказывать опасения и они будут приняты.

Сохранение отношений сотрудничества и доверия важно для последующих этапов психотерапии. В различных школах формируются различные модели отношений ее участников.

Признано, что клиент как бы нуждается в постоянной проверке – можно ли доверять психотерапевту.

Об установлении хороших терапевтических отношений можно судить по тому, насколько клиент и психотерапевт готовы к самораскрытию, могут обсуждать трудности в терапевтическом процессе в целом и в их общении в частности. Если клиент реально включен в процесс, стремится работать, открыт, говорит, что психотерапевт правильно понимает его чувства, а психотерапевт не чувствует напряжения при самораскрытии, использовании конфронтации и других приемов, можно переходить к следующему этапу работы.

На третьем этапе происходит определение целей и проработка альтернатив. Психотерапевт обосновывает психотерапевтическую стратегию, намечает ее основные вехи и компоненты. Выбор стратегии определяется подготовкой психотерапевта, особенностями личности клиента, характеристиками проблемы. Клиент осваивает психотерапевтическую метафору данного направления, знакомится с основными характеристиками выбранного подхода, в том числе и связанными с трудностями, негативными переживаниями, принимает свою роль как клиента, участвует в выборе цели . Он включается в работу как активный участник, начиная с выбора определенного психотерапевтического направления или психотерапевта. Важно, чтобы нарастание активности и ответственности клиента продолжалось в течение всего процесса работы, вербально или невербально он выражает свои предпочтения. Психотерапевт учитывает его установки, согласует их со своим методическим арсеналом, адекватно реагируя при этом на манипулятивное поведение. Активное, осознанное участие клиента в психотерапии является катализатором ее успеха.

Работа по проблеме начинается с ее исследования. Исследование предполагает выражение, принятие и осознание клиентом неосознанных эмоций. Выражение чувств дает катартический эффект, снижая напряжение. Клиент признает ранее отвергаемые чувства. Такой эффект достигается прежде всего благодаря тому, что эти чувства принял психотерапевт. Клиент осознает возможность управлять своими чувствами, не изгоняя, а переживая их. Таким образом, на глубинном уровне он получает опыт вызывания и прекращения эмоций без подавления.

Следующим важным шагом является переход от выражения чувств к их пониманию. Фокус в работе смещается с переживания на осознание и интеграцию опыта.

Понятие инсайта имеет длительную историю и самые разные толкования. Под ним понималось и выявление причин возникновения симптома в результате интерпретации, и усмотрение связи прошлых переживаний, фантазий с текущими конфликтами, и эмоциональный отклик на уяснение этой связи, и мгновенное озарение при понимании глубинного уровня переживания. Различаются интеллектуальный и эмоциональный инсайт. Эмоциональный инсайт ведет к более глубоким изменениям, однако требует больших усилий со стороны участников психотерапевтического процесса.

Четвертый этап представляет собой работу над поставленными целями. Принимаемая теоретическая модель структурирует для психотерапевта его видение психологической реальности и определяет выбор методов. Гибко и продуктивно организуя свою картину мира, психотерапевт порождает уникальную стратегию взаимодействия с конкретным клиентом, ориентируясь на характеристики проблемы, личностные особенности и ресурсы клиента (финансовые, временные, личностные), роль его ближайшего окружения. Например, весьма затруднительна индивидуальная психотерапия по проблеме зависимости с клиентом, жена которого приняла роль материнской фигуры.

Характер проблемы определяет выбор применяемых методов. При выборе стратегии терапевтической работы многое зависит от возможностей личности по решению проблемы. Проблема клиента не имеет одной проекции, она проявляется на всех уровнях, поэтому ее отнесение к какому-либо уровню зависит от теоретической рамки, которую использует психотерапевт, и, соответственно, различные методы могут быть в равной мере эффективны.

На пятом этапе, после фазы, в ходе которой клиент получает новое понимание себя, ставится цель претворения внутренних изменений в реальное поведение. В некоторых видах психотерапии этот этап как бы вынесен за ее пределы (например, в психоанализе), в других на нем делается основной акцент (например, в бихевиоральной психотерапии). В ходе этого этапа клиент осваивает новые поведенческие образцы, приобретает способность действовать спонтанно, на основе адаптивных когнитивных стратегий, в соответствии со своими внутренними потребностями.

Шестой этап – прекращение психотерапии – определяется достижением равновесия среди различных факторов: потребностью в изменении, лечебной мотивацией, психотерапевтической фрустрацией, стоимостью психотерапии и т. п. Прежде чем принять решение о прекращении лечения, необходимо оценить полученный результат в качественных и количественных характеристиках. Психотерапевт говорит с клиентом о том, исчезли ли симптомы, которые беспокоили его в начале психотерапии, стал ли он чувствовать себя лучше, изменились ли его самовосприятие и взаимоотношения с другими, отношение к важным жизненным целям, может ли клиент осуществлять самоподдержку без психотерапии.

В завершающей фазе выясняется, что изменилось в ходе психотерапии, в каких аспектах. Если в чем-то изменения не достигнуты, проясняются причины. Обсуждается, каким образом осуществляется перенос достигнутого в психотерапии на действия и отношения вне ее.

Психотерапия прекращается, если клиент достиг независимости, принимает ответственность за свои проблемы, видит их и может решать без профессиональной помощи психотерапевта.

В качестве седьмого, последнего, этапа следует выделить оценку эффективности психотерапии. Из-за сложности фиксации достигнутого результата существует большое многообразие взглядов на критерии эффективности психотерапии. В качестве таковых рассматриваются и исчезновение симптома, и позитивные изменения в жизни клиента за пределами психотерапии, и удовлетворенность клиента, и мнение психотерапевта, и показатели тестирования.

Исследование изменений, достигнутых в результате психотерапии, предполагает ответ на три вопроса:

1. Изменился ли клиент во время проведения психотерапии?

2. Явились ли эти изменения результатом психотерапии?

3. Достаточны ли изменения для улучшения его состояния?

3. Психотерапевтическая интервенция. Ее цели, задачи и функции.

Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция – вид психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, т. е. методов (Карвасарский Б. Д., 2000). Термин «психотерапевтическое вмешательство» может обозначать конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, советы и пр., а также более общую стратегию поведения психотерапевта, которая тесным образом связана с теоретической ориентацией (прежде всего, с пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами психотерапии).

Психологические интервенции, или клинико-психологические интервенции и составляют сущность психотерапевтического вмешательства. С точки зрения указанных авторов , клинико-психологические интервенции характеризуются:

Выбором средств (методов);

Функциями (развитие, профилактика, лечение, реабилитация);

Целевой ориентацией процесса на достижение изменений;

Теоретической базой (теоретическая психология):

Эмпирической проверкой;

Профессиональными действиями.

Функции клинико-психологических интервенций состоят в:


  1. профилактике,

  2. лечении,

  3. реабилитации

  4. развитии.
Клинико-психологические интервенции, выполняющие функцию лечения (терапии) и частично реабилитации, являются по своей сути психотерапевтическими интервенциями.

Психологические вмешательства, не являющиеся собственно психотерапевтическими, играют важную роль также в профилактике и реабилитации. Она состоит в выявлении контингентов риска и в разработке соответствующих профилактических мероприятий, работе с лицами, имеющими разнообразные трудности и проблемы психологического характера, кризисными личностными и травматическими стрессовыми ситуациями, с лицами, характеризующимися прогностически неблагоприятными личностными особенностями (низкой самооценкой, высоким уровнем тревоги, ригидностью, повышенной чувствительностью к стрессу, низкой фрустрационной толерантностью), повышающими риск возникновения нервно-психических и психосоматических расстройств.

Наряду с собственно психопрофилактикой, клинико-психологические вмешательства играют важную роль и в профилактике других соматических заболеваний. Профилактические мероприятия, как правило, требуют от человека более четкого, чем обычно, контроля за своим физическим и психическим состоянием, соблюдения определенного режима труда и отдыха, отказа от вредных привычек, частичного изменения привычных стереотипов поведения, поддержания того, что называется здоровым образом жизни. Часто требуется регулярное применение фармакологических средств, проведение определенных лечебно-профилактических процедур. Все это может быть реализовано человеком при определенной организованности, понимании необходимости выполнения всего комплекса профилактических мероприятий, а, главное, активной вовлеченности в этот процесс и наличии высокой и адекватной мотивации к такого рода поведению.

При нервно-психических заболеваниях, характеризующихся достаточно выраженными личностными нарушениями в системе отношений пациента, в сфере межличностного функционирования, клинико-психологические вмешательства играют чрезвычайно важную роль, выполняя, по сути дела, функцию психотерапии (лечения). При тяжелых хронических болезнях возникает множество проблем психологического и социально-психологического характера, требующих использования клинико-психологического вмешательства: реакция личности на болезнь, неадекватное отношение к болезни (недооценка или переоценка своего заболевания, чрезмерная эмоциональная реакция, пассивность, формирование необоснованно широкого ограничительного поведения), которое может оказывать существенное влияние на процесс лечения и реабилитации в целом.

Психологические и социально-психологические последствия хронического заболевания меняют привычный образ жизни человека. Это может приводить к изменению его социального статуса, снижению работоспособности, проблемам в семейной и профессиональной сферах, частичной невозможности удовлетворения значимых потребностей, неверию в собственные силы, неуверенности в себе, отрицанию существующих возможностей и собственных ресурсов, сужению интересов и круга общения, дефициту жизненных перспектив. Так же, как и в профилактике и лечении, успешность реабилитационных мероприятий во многом зависит от активности самого пациента и наличия адекватной мотивации. Кроме «личностного» блока клинико-психологические вмешательства играют важную роль в реабилитации пациентов с нарушениями психических функций (памяти, внимания, моторики, речи).

Развитие рассматривается как одна из самостоятельных функций клинико-психологических вмешательств далеко не всеми авторами и понимается ими по-разному. Это связано с тем , что психотерапия, психопрофилактика, реабилитация, наряду с собственными прямыми функциями (лечебной, профилактической, реабилитационной), способствуют также личностному развитию и гармонизации за счет совершенствования самопонимания и самосознания, переработки и преодоления внутриличностных и межличностных конфликтов, развития новых, более адекватных способов эмоционального и поведенческого реагирования, более точного понимания других людей и межличностного взаимодействия в целом. В ряде психотерапевтических систем (например, в клиент-центрированной психотерапии Роджерса) личностный рост, развитие личности выступают как одна из важнейших задач психотерапии.

Таким образом, с одной стороны, функция развития для клинико-психологических интервенций (психологических интервенций в клинике) является вторичной, дополнительной. С другой стороны, психологическое консультирование в клинике (например, консультирование пациентов с соматическими и нервно-органическими заболеваниями, не проходящими собственно психотерапевтического лечения, а обратившимися за помощью в связи с личными проблемами, прямо не связанными с их заболеванием) способствует новому видению человеком самого себя и своих проблем и конфликтов, эмоциональных проблем и особенностей поведения. В дальнейшем это может привести к определенным изменениям в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах и способствовать развитию личности.

Цели клинико-психологических интервенций ориентированы на достижение определенных изменений. Клинико-психологические интервенции могут быть направлены как на более общие, отдаленные цели, так и на конкретные, более близкие цели. Однако всегда психологические средства воздействия должны четко соответствовать целям воздействия.

5. Личностные характеристики эффективного психотерапевта.

Эффективный терапевт проявляет по отношению к клиенту эмпатию, безусловное позитивное отношение и строит контакт на основе искренности. 1) Подлинность, искренность взаимоотношений. "Чем более терапевт явпяется самим собой в отношеши с клиентом, чем менее он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и продвинется в конструктивном ключе."2) Безусловное позитивное отношение к клиенту. "Когда терапевт ощущает позитивную, неосуждающую и принимающую установку по отношению к клиенту безотносительно к тому, кем этот клиент является в данный момент , терапевтическое продвижение или изменение более вероятно. Принятие терапевта предполагает позволение клиенту быть в любом его непосредственном переживании - смущении, обиде, возмущении, страхе, гневе, смелости, любви или гордости. Это бескорыстная забота. Когда терапевт признает клиента целостно, а не обусловлено, продвижение вперед более вероятно". 3) Эмпатическое понимание. "Это означает, что терапевт точно воспринимает чувства, личностные смыслы, переживаемые клиентом, и передает это воспринятое понимание клиенту. В идеальном случае терапевт так глубоко проникает во внутренний мир другого, что может прояснить не только те смыслы, которые тот осознает, но даже те, что лежат чуть ниже уровня осознания. Качества эффективного психотерапевта:

1.Естественная способность располагать к доверию.

2. Вера в собственную способность помочь человеку, ибо если нет веры - клиент это чувствует и это сказывается на успешности терапии (для этого, собственно, терапевту и необходимо обязательно проходить личную психотерапию, во многом, чтобы прочувствовать процесс изнутри, или иначе скажу – на собственной шкуре, а также убедиться в том, что она работает).

3. Способность получать удовольствие от работы.

4. Личная зрелость и опыт, способность понять культурный контекст другого.

5. Спокойное восприятие факта утраты, горя, смерти (даже собственной). И это логично, т.к. падающий в обморок психотерапевт, перевозбудившийся от услышанного, вряд ли способен оказать эффективную помощь.


  1. Теоретические основы психотерапии. Характеристика основных направлений и подходов психотерапии.
. все существующие методы психотерапии связаны с определенными психол-ми теориями научения и представляют собой их практическое приложение. Поведение психотерапевта определяется теоретич. ориентацией: задачи психотерапии состоят в научении- роль и позиция психотерапевта должна соответствовать роли и позиции учителя или технич-го инструктора, активно вовлекающего пациента в совместную работу. Осн. фун-я психотерапевта состоит в организации эффективного, научно-обоснованного процесса научения. Значимость теории обусловлена распространением множества самых разнообразных методов психотерапии. именно теоретические представления, раскрывающие содержание понятий «норма» и «отклонение», и определяют характер психотерапевтических воздействий и позволяют осознанно их осуществлять.

Существует 3 основных направления в психотерапии (психодинамическая, поведенческая и гуманистическая «опытная») каждое из них характеризуется своим собственным подходом к пониманию личности и личностных нарушений и логически связанной с этим собственной системой психотерап-х воздействий.

Понятие психологического консультирования и психотерапии. Виды психологической помощи: сходства и отличия. Определение психологического консультирования. Теории личности и цели консультирования. Определение и область применения немедицинской психотерапии.

Реферат

Психологическое консультирование и психотерапия

1. П сихологическо е консультировани е и психотерапи я как виды психологической помощи: сходства и отличия.

2. Определение психологического консультирования

3.

4. Теории личности и практика консультирования

5. Фактор, влияющие на выбор стратегии консультирования .

6. Определение и область применения немедицинской психотерапии.

7. Психотерапевтические факторы, по И.Ялому

Литература:

1. Айви Е., Айви Мэри Б., Даунинг Линк С. Психологическое консультирование и психотерапия. М.,

2. Кочунас Р. Психологическое консультирование. М.: Академический проект, 1999.

3. Роджерс К.

4. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.,

5. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. М., 2000

1. Психологическое консультирование и психотерапия как виды психологиче ской помощи: сходства и отличия

Трудно провести четкую грань между данными двумя направлениями работы психолога. Они представляют собой процесс психологической помощи человеку в становлении его как продуктивной, развивающейся личности, способной к самопознанию и самоподдержке, выбору оптимальных стратегий поведения и их использованию в реальном межличностном взаимодействии, преодолению возникающих трудностей, ответственному и осознанному отношению к своей жизни . Основная задача психолога при осуществлении данной работы - создание условий, при которых это станет возможным.

1. Говоря о соотношении консультирования и психотерапии, как правило прибегают к представлению о двух полюсах континуума. На одном полюсе работа профессионала затрагивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов. Здесь расположена область консультирования. На другом полюсе -- большее стремление к глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности. Здесь расположена область психотерапии. Область между полюсами принадлежит деятельности, которую можно называть как консультированием, так и психотерапией.

Кроме того, выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

2. Консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

3. Консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что "человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста" (Jordan с соавт.; цит. по: Myers с соавт., 1968);

4. Консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов, в психотерапии идет работа с прошлым, прорабатываются проблемы, вытесненные в бессознательное;

5. Консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч) и т.д.

Правильная организация процесса психологического консультирования и психотерапии позволяет клиенту:

· посмотреть на себя с новой точки зрения,

· осознать истинные мотивы своего поведения и неконструктивные способы их реализации;

· увидеть внутриличностный или межличностный конфликт;

· получить новый опыт.

2 . Определение психологического консультирования

Психологическое консультирование как область психологической практики выделилось из психотерапии. Оно возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании психолог сталкивается, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни.

Спектр проблем, с которыми обращаются к психологу-консультанту поистине широк:

· трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения),

· неустроенность личной жизни и неурядицы в семье,

· плохая успеваемость детей в школе,

· недостаток уверенности в себе и самоуважения,

· мучительные колебания в принятии решений,

· трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т.

Консультирование как вид деятельности по-разному определяется. Например, одно из определений трактует консультирование как «совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений".

В другом определении отмечается, что цель консультирования -- «помощь клиенту в понимании происходящего в его жизненном пространстве и осмысленном достижении поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера".

Обобщая существующие определения психологического консультирования, Р.Кочунас отмечает, что все они включают несколько основных положений:

1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.

3. Консультирование способствует развитию личности.

4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

5. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.

Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

3 . Цели психологического консультирования

Основные цели консультирования зависят от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. При этом, основными, как правило являются:

1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.

4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.

5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

Р.Кочунас систематизировал цели консультирования в зависимости от приверженности консультантов к той или иной школе в виде таблицы:

Таблица 1. Современные представления о целях консультирования

Направление

Цели консультирования

Психоаналитическое направление

Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность

Адлерианское направление

Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми

Терапия поведения

Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению

Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis)

Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем

Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers)

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность

Экзистенциальная терапия

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

Обобщая эти представления, что можно констатировать, что цели психологического консультирования составляют континуум, на одном полюсе которого -- общие, глобальные, перспективные цели, а на другом -- специфические, конкретные, краткосрочные цели. Цели консультирования не обязательно находятся в противоречии -- просто в школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям.

В работе с клиентом консультант должен помнить главную цель консультирования -- помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.

4. Теории личности и практика консультирования

Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Р.Кочунас утверждает, что попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. Теория помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезорганизованным внутренним миром некоторых клиентов.

Каждая теория выполняет четыре основные функции:

· обобщает накопленную информацию;

· делает более понятными сложные явления;

· предсказывает последствия разных обстоятельств;

· способствует поиску новых фактов (George, Cristiani, 1990).

Теория помогает консультанту обобщить опыт работы с самыми разными клиентами, понять природу большинства их проблем и формы проявления конфликтов, способствует эффективному применению конкретных методов. Благодаря теоретической подготовке консультант может выдвигать гипотезы в своей практической работе и предвидеть результаты консультирования.

Каждый консультант на основе практики "конструирует" свою теорию, которая чаще всего опирается на уже известные теоретические парадигмы, или ориентации (психоаналитическую, поведенческо-когнитивную, экзистенциально-гуманистическую). С накоплением опыта постоянно происходит корректировка, расширение, укрепление теоретической базы.

От чего зависит выбор той или иной теоретической ориентации? Прежде всего, его определяет точка зрения консультанта на природу человека. Теория помогает консультанту ответить на принципиальные вопросы:

· что есть человек?

· какие врожденные тенденции ему свойственны?

· свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или же определяется наследственностью и событиями прошлого?

· существуют ли предпосылки изменения человека и как он может изменяться?

Ответы на эти вопросы определяют, как консультант понимает структуру личности, детерминацию поведения, генезис патологии, перспективу нормального развития.

Главные принципы основных школ психологического консультирования и психотерапии существенно отличаются (См.: Таблица 2).

Таблица 2. Теоретические принципы

современных психологических направлений

Направление

Основные теоретические принципы

Психоаналитическое направление

Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго и суперэго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции

Адлерианское направление

Акцентируется позитивная природа человека. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, человек творит свою судьбу. Поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. Жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели

Терапия поведения

Человек -- продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения

Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis)

Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонностью к паралогичности. Он может становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений

Ориентированная на клиента терапия

Акцентируется позитивная природа человека -- свойственное ему врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое реализацией потенциала собственной личности, и стремление к самопознанию, уверенности в себе, спонтанности

Экзистенциаль

ная терапия

Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида.

Структура процесса консультирования

Ни одна из теоретических ориентаций или школ психологического консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому рассмотрим самую общую модель структуры консультативного процесса, называемую эклектической (В. Е. Gilland и сотрудники; 1989). Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.

1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).

5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача -- еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.

Алан Е.Айви, Мэри Б.Айви, Линк Саймэн-Даунинг, описывая процесс консультирования, отмечают, что его основным методом является интервью, в структуре которого выделяют следующие стадии:

Определение стадии

Функции и цели стадии

1. Взаимопонимание /структурирова-ние. «Пр и вет!»

Построить прочный союз с кли-ентом, добиться, чтобы он чувст-вовал себя психологически ком-фортно. Структурирование может быть необходимо для объяснения целей интервью. Определенная структура помогает не отвлекать-ся от главной задачи, а также дает клиенту информацию о возможностях консультирующего.

2. Сбор информа-ции. Выделение проблемы, иден-тификация по-тенциальных возможностей клиента. «В чем проблема?»

Определить, зачем клиент пришел на консультацию и как он видит свою проблему. Умелое опреде-ление проблемы поможет избе-жать бесцельного разговора, за-дает направление беседе. Необ-ходимо четко уяснить позитивные возможности клиента.

3. Желаемый ре-зультат. К чему хочет прийти клиент? «Чего вы хотите до-биться?»

Определите идеал клиента. Ка-ким бы он хотел стать? Что произойдет, когда проблемы будут решены? (Это информиру-ет психолога о том, что именно хочет клиент.) Желаемое направ-ление действий клиента и психо-лога должно быть разумно со-гласовано. С некоторыми клиен-тами необходимо, опустив 2-ю стадию, выделить сначала цели.

4. Выработка аль-тернативных ре-шений. «Что еще мы можем сделать по это- му пов о ду?»

Поработать с разными варианта-ми решения данной проблемы. Это подразумевает творческий характер подхода к данной задаче, поиск альтернатив во избежание ригидности и выбор среди этих альтернатив. Данный этап может включать длительное исследование личностной дина-мики. Эта фаза интервью может быть самой продолжительной

5. Общение результатов. Переход от обучения к действию. «Вы будете делать это?»

Способствовать изменению мыслей, действий и чувств в повседневной жизни клиента. Многие клиенты после интервью ничего не делают, чтобы изменить свое поведение, оставаясь на своих прежних позициях.

Специалисты, занимающиеся практикой консультирования отмечают, что в процессе рабоыт с клиетом важны не столько схемы (хотя общее представление и понимание хода консультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта.

Р.Кочунас формулирует общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:

1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо.

2. В процессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет статичных ситуаций.

3. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.

4. В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

5. Стремясь помочь клиенту, консультант обязан "подключить" все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.

6. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи -- решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.

7. Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.

8. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода.

9. Некоторые проблемы -- это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы (например, проблема экзистенциальной вины). В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.

10. Эффективное консультирование -- это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.

5. Факторы, влияющие на выбор стратегии консультирования

Обобщая рассмотрение психологического консультирования как направления отметим что проведение психологического консультирования имеет существенные различия у разных специалистов. Рассмотрим факторы, влияющие на выбор стратегии консультантом.

1. Особенности самого консультанта а) личностные особенности - пол, возраст, социальный статус, набор жизненных ценностей, личный опыт проживания проблемных ситуаций, уровень самооценки и пр.)

б) методологические и методические предпочтения (к какой научной школе себя относит, какие профессиональные идеи исповедует, какими принципами руководствуется);

в) профессиональный опыт (удачные/неудачные модели профессионального поведения, типы предпочитаемых клиентов и тематические предпочтения, например семейная проблематика, бизнес-консультирование, конфликтология.

2. Особенности клиента:

· Готовность клиента получать психологическую помощь:

· а) его информированность о возможности и специфике консультативного процесса;

· б) активное желание изменений (в себе, в не в других людях)

· в) наличие или отсутствие предыдущего опыта психологической помощи, в случае наличия - ее результативность.

· Зона ожидаемых изменений:

· а) ее величина (разница между Я-реальным и Я-идеальным);

· б) «цена» таких изменений (возможные и неизбежные потери);

· В) ресурсы, средства достижений (в том числе временные и финансовые)

· Качественные признаки проблемы:

· а) место фокусировки напряжения - внутренние (эмоциональные переживания, установки) или внешние (поведение);

· б) длительность напряжения

· в) острота переживания проблемы (острое кризисное состояние или притупленное, хроническое;

· г) контекст проблемы (на фоне чего возникла);

· д) возможное совпадение проблемы клиента с актуальной проблемой консультанта

· Личностные особенности клиента.

Освоение психологического консультирования предполагает серьезную работу будущего специалиста, связанную с развитием соответствующих компетенций (знаний, умений).

6. Определение и область применения немедицинской психотерапии



Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте . Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.


Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Бесплатная оценка

Психологическое консультирование - это профессиональная помощь клиенту в поиске наиболее оптимального разрешения его проблемной ситуации. Его можно определить ещё и как специфические отношения между двумя людьми, при которых становится возможным одному из них (клиенту) при помощи другого (психолога) изучать свои чувства, мысли, желания и поведение с тем, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и применять в жизненных ситуациях свои сильные стороны личности, опираясь на внутренние ресурсы. Консультирование помогает клиенту впоследствии более эффективно распоряжаться своей жизнью посредством принятия более взвешенных решений и совершения целенаправленных действий. В качестве клиентов могут выступать психически здоровые или больные люди (воспринимаемые консультантом дееспособными и ответственными за решение своей проблемы), предъявляющие проблемы экзистенциального (связанные со смыслом жизни) или возрастного кризиса, межличностных конфликтов, семейных неурядиц, профессионального выбора и пр.


Цели и задачи психологического консультирования предполагают:
- эмоциональную поддержку и внимание к переживаниям клиента;
- расширение осознавания и повышение психологической компетентности
клиента;
- изменение личного отношения к проблеме;
- повышение стрессовой и кризисной толерантности (терпимости);
- развитие реалистичности и плюралистичности (множественности)
мировоззрения;
- повышение ответственности клиента и выработку готовности к более
творческому освоению мира.

Консультирование может быть:
- индивидуальное и семейное;
- краткосрочное и долгосрочное;
- очное и дистантное (с использованием технических средств связи – телефон, e-mail, Skype).


Психотерапия (от греч. психо - душа и therapéia - лечение) - система психических корректирующих воздействий, направленных на лечение человека, имеющего определённые психические нарушения. Такие нарушения могут носить острый клинический характер (различные психозы), требовать госпитализации и помощи врачей-психиатров. А часто могут носить доклинический характер, соответственно, в этом случае психотерапия осуществляется вне клиники. К доклиническим видам могут относиться: депрессии лёгкой степени, различные неврозы, фобии, генерализованная тревога, расстройства характера (психопатии), психосоматические заболевания и др. В любом случае только специалист может определить степень остроты расстройства, предложить необходимую психотерапевтическую помощь или направить к врачу-психиатру. Не рекомендуется заниматься диагностикой подобных расстройств самостоятельно.


Цели и задачи психотерапии предполагают: устранение болезненных отклонений в собственном поведении, изменение отношения человека к самому себе, своему состоянию и окружающему миру. Корректирующая, безмедикаментозная психотерапия (на мой взгляд, больше уместен термин психокоррекция), которую применяют современные психотерапевты, подразумевает под собой методы лечения людей с так называемыми пограничными формами нервно-психических расстройств (депрессия, невроз, психопатия и др). При психотерапии применяются специальные способы психического воздействия: рациональная (разъясняющая) психотерапия, когнитивно-поведенческая психотерапия, арт-терапия, гештальт-терапия, юнгианский анализ, психоанализ и ряд других. Часто психотерапия предписывается врачами-психиатрами как необходимая лечебная процедура в дополнение к назначенному медикаментозному курсу при многих заболеваниях, как психических так и психосоматических.


Отличия психологического консультирования и психотерапии не всегда заметны непрофессиональным глазом, но они есть. Главное отличие состоит в том, что если консультирование направлено в основном на проблемы взаимодействия личности и его окружения в социуме, то психотерапия сфокусирована на внутриличностных проблемах человека. На первой, иногда второй, сессии специалист проводит диагностику проблемы клиента и определяет возможность помощи ему в рамках психологического консультирования, что предполагает небольшое число консультаций. В некоторых случаях достаточно одного - двух. Однако бывает так, что запрос клиента на разрешение проблемы в отношениях с другими людьми практически не выполним без психологической проработки его внутриличностных особенностей. То в этом случае клиенту предлагается пройти определённый курс корректирующей психотерапии. Разумеется, его длительность заметно больше, чем у консультирования. Используемые при этом техники и методы проведения психокоррекции определяются на первой, иногда второй, диагностической сессии. О чём психотерапевт обязан проинформировать клиента, а также разъяснить ему все особенности и тонкости их совместной работы.


Общее у психологического консультирования и психотерапии состоит в том, что к личности консультанта и психотерапевта предъявляются одинаковые требования. И те, и другие обладают одними и теми же профессиональными навыками и часто используют в своей работе схожие процедуры. По любому, и психологическое консультирование и корректирующая психотерапия показаны психически здоровым, в том числе, людям, имеющим в силу разных обстоятельств всевозможные проблемы в социуме, и служат для более эффективного достижения ими поставленных жизненных целей.

Похожие публикации