Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Активные формы и методы проведения уроков. "Современные формы организации урока – это совершенствование методики конструирования уроков, стремление создать на них оптимальные условия для обучения, воспитания и развития обучающихся."

Типы уроков

Урок усвоения новых знаний

Урок закрепление знаний

Контрольно-проверочный урок

Комбинированный урок

Формы урока

Методы обучения

Формы урока

Методы обучения

Формы урока

Методы обучения

Формы урока

Методы контроля

Формы урока

Методы обучения

Рассказ

Объяснительно-иллюстративный

Эвристический Информационный

Семинар

Объяснительно-иллюстративный

Проблемный

Компьютерное тестирование

Репродуктивный Проблемный

Контрольная работа

Контроль преподавателя

Беседа

Информационный Репродуктивный Проблемный Частично-поисковый

Беседа

Объяснительно-иллюстративный

Эвристический Информационный

Объяснительно-иллюстративный

Программированный Репродуктивный

Практическое занятие (Практическая работа, лабораторная работа, самостоятельная работа, Взаимопроверка)

Репродуктивный Частично - поисковый

Программированный

Проблемный

Компьютерное тестирование

Контроль преподавателя

самоконтроль, взаимоконтроль

Семинар

Репродуктивный

Эвристический Проблемный

Лекция

Объяснительно-иллюстративный Информационный

Компьютерное тестирование

Семинар

Эвристический

Проблемный

Репродуктивный

Экскурсия

Информационный, Эвристический Проблемный

Экскурсия

Информационный

Эвристический

Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный

Программированный

Организационно-деятельная игра

Объяснительно-иллюстративный

Программированный

Организационно-деятельная игра

Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный

Программированный

Эвристический,Проблемный

Типы уроков

Урок усвоения знаний

Важной задачей такого урока является сознательное овладение обучающимися системой научных понятий, законов или другими формами знаний, способами выполнения действий Основными критериями усвоения знаний является умение формулировать различные определения, объяснять их, приводить примеры, переводить материал своими словами, применять знания на практике (по образцу или в измененных условиях) Урок усвоения новых знаний имеет следующую структуру:

1 Актуализация и коррекция опорных знаний

2 Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности

3 Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

4 Обобщение и систематизация знаний, применение в различных ситуациях

5 Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания

Урок закрепления знаний

Основным содержанием учебной работы на этом уроке является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения. Обучающиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других - решают новые задачи на известные им правила, в третьих - устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых - делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п.

Структурно такие уроки предполагают следующие этапы:

  1. проверка домашнего задания;
  2. выполнение устных и письменных упражнений;
  3. проверка выполнения заданий;
  4. задание на дом.

Повторительно-обобщающий урок

Особенность повторительно-обобщающих уроков состоит в точной оценке границ учебного материала, который может быть вынесен для повторения. Необходимо выделить основные идеи, понятия, положения и термины, подобрать соответствующие вопросы и задания. Урок повторения и обобщения также несет коррекционную нагрузку. При повторении, посредством изучаемых событий и фактов, усиливается внимание к воспитательной стороне обучения. Так же на этом уроке преподаватель мало объясняет, роль преподавателя сводится к направлению познавательной деятельности обучающихся. А это важно для коррекции форм мыслительной деятельности умственно отсталых детей, таких, как обобщение, абстрагирование, выявление закономерностей на основе отдельных явлений и фактов.

Повторительно-обобщающий урок состоит из следующих этапов:

1. Организация начала урока.

2. Постановка целей и задач.

3. Систематизация и обобщение учебного материала.

4. Итоги урока, оценка знаний.

5. Задание на дом.

Контрольно-проверочный урок

Данный тип урока проводится после изучения крупных тем или разделов учебной программы. На них осуществляется не только контроль, но и корректировка и оценка знаний, умений и навыков.

Структура контрольно-проверочного урока:

  1. организационная часть, сообщение темы и цели,
  2. выдача задания на контрольную практическую работу,
  3. выполнение контрольной работы,
  4. подведение ее итогов и урока в целом.

Комбинированный урок

Комбинированные уроки могут проводиться прежде всего в тех случаях, когда к хорошо усвоенному в предшествующие годы учебному материалу на уроке добавляется небольшая доза новых знаний, которые по содержанию и структурным особенностям похожи на ранее усвоенные знания.

Основные компоненты комбинированного урока:

  1. Проверка домашнего задания (проводится сопутствующее повторение изученного ранее материала, приведенного в определенную систему);
  2. Изучение нового материала (решив поставленный учителем проблемный вопрос, обучающиеся сами знакомятся с правилом);
  3. Первичное закрепление материала;
  4. Обобщение и систематизация знаний (обучающиеся новые знания включают в систематизирующую таблицу);
  5. Задание на дом.

Формы уроков

Рассказ – небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ изучаемого материала с последующими выводами.

Беседа – вопросно-ответный способ привлечения обучающихся к обсуждению нового материала. Эвристическая беседа.

Лекция – последовательное монологическое изложение системы нравственных идей и их доказательства, и иллюстрирования.

Цель лекции – убедить в справедливости излагаемых идей, предложить систему аргументированных понятий и суждений. Структура лекции: тема лекции, количество часов, план лекции, изложение лекции в соответствии с планом, контрольные вопросы по лекции.

Экскурсия - это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета. Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию ОК и ПК.

Семинар - семинар требует большой предварительной подготовки, он должен стать итогом глубокого изучения многих материалов. Поэтому таких уроков может быть немного, но каждый должен запомниться ученикам.

Подготовка к уроку - семинару многопланова. Сначала - сообщение темы, основных вопросов, список дополнительной литературы для подготовки выступления. Желательно такую работу провести за 2-3 недели до начала урока-семинара. Каждому обучающемуся можно раздать памятку «Как готовиться к семинару».

Практическое занятие - Преподаватель выполняет консультирующую, координирующую и направляющую функцию. Очень высока степень самостоятельности обучающихся, на нее отводится 70% времени занятия.

Компьютерное тестирование - Тест (test (англ.) – испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт) – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Оно позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с обучающимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, формировании ОК и ПК, внести в них коррективы.

Организационно – деятельная игра - уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

Контрольная работа – такой вид урока и меет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками, ОК и ПК.

Методы обучения

Объяснительно – иллюстративный - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества. Сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы преподаватель использует иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которое могут, с одной стороны облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой – выступать в качестве источника новых знаний.

Эвристический – частично - поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности.

Информационный - способ организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся, при котором преподаватель сообщает готовую информацию, а обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти.

Проблемный - осуществляется в основном в трех формах , которые отличаются по степени познавательной самостоятельности обучающихся:

Проблемное изложение;

Частично-поисковая деятельность;

Самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся.

Проблемное чтение лекций предполагает 1 и 2 формы познавательной деятельности обучающихся, то есть форма обучения, в результате которой преподаватель ставит и раскрывает ряд научных проблем и познавательных задач.

Программированный - система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков обучающимися за счет пошагового усвоения материла. Разработаны специальные программированные учебные пособия по различным учебным дисциплинам, которыми обучающиеся могут пользоваться самостоятельно, в соответствии с своими индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом. Процесс управления обучением в этих пособиях строится на основе предъявления обучающемуся материала в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения и предполагающих решение контрольных заданий. При правильном решении обучающийся получает подтверждение о правильности решения и указание о переходе к следующему учебном задании, а при неправильном решении - разъяснение допущенной ошибки и указание на необходимость повторного выполнения того же или сходного учебного задания. Были разработаны системы линейного и разветвленного программированного обучения. В настоящее время в программированном обучении используются адаптивные системы на базе компьютера.

Репродуктивный - с пособ организации деятельности обучающихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивнорепродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный мметод предполагает организующую, побуждающую деятельность преподавателя.

Частично – поисковый – Эвристический

Исследовательский - организация поисковой, познавательной деятельности обучающихся путём постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения

Виды, формы и средства контроля


Урок считается одной из основных в средней школе. За этот короткий отрезок времени длиной в 45 минут осуществляется усвоение нового учебного материала, воспитание детей, их развитие.

От чего зависит выбор форм и методов урока?

Существует множество разных в частности они отличаются уровнем креативности. Отметим, что формы организации урока и используемые методы в первую очередь зависят от

Учителю нужно понимать, какого именно результата он хочет добиться от занятия. Если для него важно донести определенный материал, сделать обзор литературы определенного периода, то закономерно будет использован объяснительно-иллюстративный метод. Если же учитель хочет привлечь детей к научной деятельности, самостоятельному поиску информации, то необходимо воспользоваться исследовательским методом.

Выбор формы организации урока в школе также зависит от Например, в условиях урока контроля учебных достижений придется отдать предпочтение различным письменным работам, тестам. При этом очень сложно использовать какую-нибудь необычную форму проведения урока.

Выбор методов и форм проведения уроков также имеет субъективную составляющую. Он во многом зависит от личности учителя, его педагогического мастерства, профессиональных качеств, его отношения к работе. Кто-то вкладывает в учебный процесс всю свою душу и находится в постоянном поиске оптимальной формы организации урока, а кто-то проводит уроки по одной и той же схеме из года в год, совершенно не реагируя на новшества современной педагогики.

Урок по ФГОС

Особенность уроков, основанных на требованиях ФГОС, заключается в системно-деятельном подходе к усвоению знаний. Если во время традиционного урока результаты обучения представляются в то при современном уроке должны быть реальные действия, направленные на усвоение знаний. Следует отметить, что формы организации урока по ФГОС предполагают активное использование информационных технологий.

При таком раскладе учитель не предоставляет знания в готовом виде, он всего лишь служит проводником детей в страну знаний. Учащиеся сами при помощи учителя осознают тему, формулируют цели и задачи учебного процесса. Также во время урока по ФГОС важна саморефлексия и самоконтроль. Учащие имеют возможность сами оценить как успешность достижения собою успехов в образовании, так и результаты своих товарищей. Благодаря этому система образования становится более прозрачной. Кроме того, ученики имеют возможность научиться объективно оценивать свои результаты.

Организационные формы уроков в начальной школе

Особенность начальной школы заключается в том, что дети только начинают свой путь к освоению знаний, поэтому очень важно помочь им в этом и выработать стойкую мотивацию для дальнейшего успешного обучения.

Выбор формы организации урока в начальной школе должен быть разнообразным. Чаще всего используется фронтальная работа. Она особенно актуальна во время постановки целей урока, проведения рефлексии. Фронтальная работа позволяет осуществлять совместное решение заданий, демонстрировать алгоритмы поиска ответов на сложные вопросы. Хорошие результаты дает работа в постоянных парах. Она помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика. Чаще всего такая работа осуществляется с участием соседей по парте. Поэтому важно изначально при рассаживании детей обращать внимание на их уровень подготовки, чтобы ученики могли эффективно взаимодействовать друг с другом.

Также возможна работа в парах сменного состава. Такие формы организации урока позволяют взглянуть на ту или иную ситуацию с разных сторон. В таком случае определенная проблема может предстать в новом ракурсе. Кроме того, малышам в начальной школе необходимо приучаться к индивидуальной работе, ведь именно она поможет им в дальнейшем успешно решать образовательные задачи.

В начальной школе невозможно обойтись без ролевых элементов. Особенность детей этого возраста заключается в их любознательности, активности, неумении сидеть на месте. Все эти качества нужно учитывать и использовать для привлечения ребенка к освоению знаний.

Организация уроков математики

Многие дети на всю жизнь запоминают уроки математики как нечто очень скучное и унылое. Чтобы у них не осталось такого впечатления, стоит попробовать использовать нетрадиционные формы организации урока математики. Они помогут разнообразить процесс обучения, сделать его более увлекательным. Однако не следует слишком увлекаться необычными формами уроков, ведь опыт показывает, что во время нестандартных уроков удается усвоить гораздо меньше информации.

Математические турниры

Проведение математического турнира требует серьезной подготовки со стороны и учеников, и учителя. Наставнику обязательно нужно в деталях продумать все задания, которые будут выполнять его ученики. Турнир может проводиться по-разному. К примеру, учеников можно поделить на 2 группы, и каждая из них получит определенное количество примеров. Во время их решения ученики могут консультироваться друг с другом. Затем следует вызвать к доске по одному человеку с каждой команды, дать им задание обменяться примерами и решить их на доске. Выигрывает та команда, которая сможет решить большее количество примеров и задач, изначально полученных командой соперника.

Преимущества данной формы организации современного урока заключаются в использовании игровой формы. Если бы эти же примеры ученики получили в виде самостоятельной работы, то они вряд ли готовы были бы решить их, а потом еще и выслушать ответы своих одноклассников. На использование этого метода уходит всего лишь 15-20 минут.

Деловые игры

Такая может быть использована в рамках изучения любого предмета, но лучше всего она подходит для уроков по математике и экономике. При этом игрокам предоставляется возможность смоделировать ситуацию, при которой необходимо определиться с правильной стратегией поведения, выбрать оптимальное решение.

В рамках математических деловых игр учащиеся имеют возможность примерить на себя роль человека той или иной специальности, понять, какое значение для его работы имеет математика. При этом ученик может не только овладеть теоретическим материалом, но и попробовать применить его на практике. Кроме того, такие игры важны в качестве профориентации.

Чем полезны русского языка?

Необязательно форма организации урока русского языка должна быть классической. При изучении лингвистики очень важно экспериментировать. Это позволит повысить уровень мотивацию учащихся, заставить их проявлять больший интерес к предмету. Кроме того, в рамках нестандартных уроков по русскому языку гораздо легче работать над развитием коммуникационных навыков учеников. Многие дети стесняются отвечать у доски, зато с места во время выполнения различных игровых заданий они готовы проявлять активность.

Нестандартные формы организации урока способствуют демократизации образования, повышению роли субъект-субъектной составляющей в общении между учителем и детьми. Однако для успешного проведения такого урока обязательно нужно хорошо поработать, продумать все до мелочей. Для этого важно, чтобы учитель выделялся среди своих коллег высоким уровнем педагогического мастерства.

Формы проведения уроков русского языка

Над освоением основных правил русского языка, грамотностью речи можно работать, используя разные методы и формы организации урока. Это могут быть уроки, структурированные в виде деловой игры, различные пресс-конференции, консультации, телевизионные уроки, уроки-семинары, конкурсы, экскурсии.

Бинарные уроки

Кроме того, можно выбрать бинарный урок, в рамках которого возможно усвоение знаний по различным предметам. Лучше всего готовить урок на основе смежных дисциплин. Это могут быть русский и украинский, русский и английский языки, русский язык и литература. Хотя возможны и другие варианты. Особенно это касается уроков развития связной речи. Во время их проведения можно одновременно развивать не только коммуникационные способности учеников, но и их эстетический вкус, знания из сферы музыкального искусства, художественной культуры, литературы, биологии, географии.

Особенности использования методов и форм обучения

В статье перечислена лишь часть форм проведения уроков и методов, которые используются в рамках учебного процесса. На самом деле их гораздо больше. Кроме того, каждый учитель - это в первую очередь творческая личность. Он может не только грамотно пользоваться существующими методами обучения, но и комбинировать их, придумывать новые.

Педагогу можно испытывать различные приемы в поисках именно той которая способствует достижению идеальных результатов. При этом важно не останавливаться в творческих поисках, знать всю информацию о современных тенденциях в педагогической сфере. Необходимо понимать, что все методы (кроме тех, что запрещены законом) хороши, лишь бы дети вынесли со школы хорошие знания и навыки самостоятельной работы.

С помощью полученных знаний они могут с легкостью поступить в высшие учебные заведения. Только не нужно переусердствовать, ведь зачастую педагоги в поисках креативных форм организации уроков забывают о том, что в школе важны не только развлечения, но и качественные знания детей. Учителя должны качественно подходить к выбору метода и формы урока для каждого класса в отдельности.

Как известно, урок - основная форма организации образовательного процесса. От того, насколько грамотно педагог подходит к его подготовке и проведению, зависит эффективность обучения в целом. Раздел педагогики, изучающий подобные вопросы, называется дидактикой. Он раскрывает закономерности усвоения новых знаний и навыков, а также определяет структуру и содержание образования. В данной статье мы с вами познакомимся с основными методами и формами организации урока.

Формы обучения

С позиции современной дидактики, формы организации учебной деятельности на уроках делятся на: фронтальные, групповые и индивидуальные.

Фронтальное обучение предполагает, что учитель руководит учебно-познавательной деятельностью всего класса (группы), работающего для единой цели. Он должен организовать сотрудничество учеников и определить темп работы, который будет одинаково комфортен для всех. Эффективность фронтальных форм организации деятельности на уроке зависит от умения педагога держать весь класс в поле зрения, не упуская при этом каждого отдельного ученика. Если ему удается создать атмосферу творческой коллективной работы, а также поддерживать активность и внимательность учеников на высоком уровне, результативность занятия повышается еще больше. Фронтальные формы организации урока (занятия) отличаются тем, что они рассчитаны на среднестатистического ученика и не учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка. Из-за этого одна часть класса работает комфортно, другая - не успевает, а третья - скучает.

Групповые формы организации урока предполагают, что педагог руководит учебно-познавательной деятельностью отдельных групп учеников. Они подразделяются на:

  1. Звеньевые. Организация учебной деятельности для постоянных групп учеников.
  2. Бригадные. Временная группа формируется специально для выполнения определенного задания/заданий.
  3. Кооперативно-групповая. В таком случае класс делиться на группы, каждая из которых должна выполнить определенную часть большого общего задания.
  4. Дифференцированно-групповую. При использовании этой формы обучения, группы могут быть как постоянными, так и временными, но формируются из учащихся с примерно одинаковым потенциалом, умениями и навыками.

Используя групповые формы организации деятельности учащихся на уроке, преподаватель может руководить учебной деятельностью как самостоятельно, так и опосредованно, с помощью помощников, которых ученики выбирают самостоятельно из своих рядов.

Индивидуальное обучение учеников не подразумевает их непосредственный контакт друг с другом. Его суть состоит в самостоятельном выполнении заданий, одинаковых для всех представителей класса или группы. Однако в случае, если ученик выполняет задание, которое дается ему с учетом индивидуальных возможностей, то такая форма называется индивидуализированной. В случае же, если преподаватель дает задание нескольким подопечным, отдельно от всего класса, то это уже индивидуализировано-групповая форма.

Рассмотренные выше формы организации учащихся на уроке являются общими. Они могут использоваться как самостоятельно или как элемент прочих занятий. Стоит отметить, что формы организации урока по ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) несколько отличаются от классических. Требования ФГОС подразумевают системно-деятельных подход к образованию, когда преподаватель старается дать подопечным не столько знания, сколько реальные умения.

Методы обучения

С точки зрения современной дидактики, существуют такие группы методов обучения:

  1. Словесные.
  2. Наглядные.
  3. Практические.
  4. Методы проблемного обучения.

Словесные методы

Ведущее место в методологии обучения занимают словесные методы. С их помощью педагог может в кратчайший срок передать обучающимся большой объем информации, поставить перед ними проблемы и определить путь их решения. Устная речь позволяет активизировать воображение, память и чувства учеников. Словесные методы, в свою очередь, подразделяются на несколько типов: рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция и работа с литературой. Каждый из них разберем отдельно.

Рассказ

Рассказом называют устное изложение небольших по объему материалов, наделенное образностью и последовательностью. От объяснения он отличается тем, что носит сугубо повествовательный характер и применяется для сообщения примеров и фактов, описания явлений и событий, передачи опыта. Часто этот метод обучения сочетается с другими и сопровождается демонстрацией наглядного материала.

С точки зрения педагогики, рассказ должен:

  1. Обеспечивать идейную и нравственную направленность преподавания.
  2. Содержать исключительно достоверную информацию и проверенные факты
  3. Быть эмоциональным.
  4. Содержать в достаточном количестве яркие и убедительные примеры.
  5. Иметь четкую логику повествования.
  6. Излагаться доступным для обучающихся языком.
  7. Отражать личную оценку преподавателя к осветляемым фактам и событиям.

Беседа

С точки зрения современных форм организации урока, беседой называют диалогический способ обучения, используя который педагог, посредством продуманной системы вопросов, подводит обучающихся к усвоению новой информации или проверяет, как они запомнили пройденный ранее материал.

В зависимости от цели урока, могут использоваться различные типы беседы:

  1. Эвристическая. Используется для изучения нового материала.
  2. Воспроизводящая. Позволяет закрепить в памяти учеников или студентов изученный ранее материал.
  3. Систематизирующая. Используется для заполнения «пробелов» в знания на повторительно-обобщающих занятиях.

Успешность использования данного метода обучения зависит от грамотности вопросов, приготовленных преподавателем. Они должны быть: краткими, содержательными и побуждающими к активному мыслительному процессу. Двойные, подсказывающие и альтернативные (требующие выбрать один из вариантов) вопросы в процессе обучения малоэффективны.

Преимущества беседы заключаются в том, что она:

  1. Активизирует учащихся.
  2. Развивает речь и память.
  3. Обнажает уровень знаний.
  4. Воспитывает.
  5. Является отличным диагностическим средством.

Единственным недостатком беседы является то, что она забирает много времени.

Объяснение

Данный метод организации урока предполагает истолкование учителем всякого рода закономерностей, понятий и явлений. Как и рассказ, объяснение несет монологический характер и используется во фронтальных формах организации деятельности на уроке. Оно характеризуется, прежде всего, доказательным характером и направленностью на выявление существующих сторон явлений или предметов. Доказательность изложения достигается благодаря его логичности, последовательности, убедительности и ясности.

При объяснении тех или иных явлений, важную роль играют средства наглядности, позволяющие вскрыть существенные стороны изучаемого вопроса. В ходе объяснения полезно ставить обучающимся вопросы, с целью поддержания их познавательной активности. К этому методу организации урока чаще всего прибегают для знакомства с теоретическим материалом точных наук и раскрытия причинно-следственных связей в природных явлениях и общественной жизни.

Применение метода предполагает:

  1. Последовательное раскрытие темы, аргументацию и доказательства.
  2. Использование таких приемов как: сравнение, сопоставление, аналогия.
  3. Привлечения ярких примеров.
  4. Безукоризненную логику изложения.

Дискуссия

Данный метод обучения основывается на обмене взглядами касательно определенного вопроса. Эти взгляды могут, как отображать собственное мнение собеседников, так и опираться на мнение других людей. Данный метод целесообразнее использовать в случае, когда обучающиеся обладают достаточным уровнем зрелости и могут обосновывать свою точку зрения и аргументировано доказывать ее правильность. Грамотно проведенная дискуссия, не превращающаяся в безобразный спор, несет как образовательную, так и воспитательную ценность. Она учит студента или школьника смотреть на проблему под разным углом, отстаивать свое мнение и считаться с позицией других. Дискуссия может использоваться во всех формах организации урока в школе, университете и других учебных заведениях.

Лекция

Как метод организации урока, лекция представляет собой изложение преподавателем темы или вопроса, при котором он может раскрывать теоретическую часть, сообщать факты и события, связанные с темой, и давать их анализ. В основном этот метод применяется в высших учебных заведениях, где теоретические и практические занятия проводятся отдельно. Лекция является самым коротким путем получения обучающимися информации по той или иной теме, так как в ней педагог в обобщенном виде подает опыт, почерпнутый из большого количества источников, для обработки которых нужно гораздо больше времени. Кроме всего прочего, такой метод обучения учит студентов составлять логическую последовательность раскрытия темы.

Форма организации урока, в которой весь класс (группа) слушает преподавателя на протяжении долгого времени, является весьма сложной, прежде всего, для самого преподавателя. Чтобы лекция получилась эффективной, стоит тщательно готовиться к ней. Хорошая лекция начинается с обоснования актуальности конкретной темы и идет по четкому плану. Она должна содержать 3-5 вопросов, каждый из которых вытекает из предыдущего. Изложение теории должно осуществляться в тесной связи с жизнью и сопровождаться примерами.

Во время лекции педагог должен следить за тем, чтобы ученики внимательно его слушали. Если уровень их внимания падает, ему стоит принять соответствующие меры: обратиться к аудитории с парой вопросов, рассказать забавную историю из жизни (желательно, связанную с темой разговора) или просто поменять тембр голоса.

Работа с литературой

Данный метод организации урока является крайне важным. Он учит искать и систематизировать информацию. Знать и уметь все на свете невозможно, а вот знать где и как найти нужную информацию - вполне.

Существует несколько приемов самостоятельной работы с литературой:

  1. Конспектирование. Краткое письменное изложение прочитанной информации, без упоминания второстепенных деталей и подробностей. Конспектирование может вестись от первого или третьего лица. Желательно, чтобы перед составлением конспекта был составлен план. Конспект может быть как текстуальным (состоит из выписанных предложений), так и свободным (авторская мысль передается своими словами).
  2. Составление плана. Чтобы составить план, нужно прочитать текст и поделить его на заголовки. Каждый из заголовков и будет пунктом плана, указывающим на тот или иной фрагмент текста.
  3. Цитирование. Представляет собой дословную выдержку из текста.
  4. Тестирование. Также краткое изложение главной мысли, только своими словами, в виде тезисов.
  5. Рецензирование. Написание небольшого отзыва о прочитанном.

Наглядные методы

Вторая группа методов обучения предполагает способы, при которых учебный материал усваивается с помощью технических средств или наглядных пособий. Они используются вместе со словесными и практическими методами. Наглядное обучение делится на две крупных подгруппы: метод иллюстраций и метод демонстраций. В первом случае ученикам показывают плакаты, картины, зарисовки и прочее. Во втором теоретическую часть подкрепляют демонстрацией приборов, технических установок, химических опытов и прочего. В зависимости от численности класса (группы), наглядный метод может использоваться во фронтальных или групповых формах организации работы на уроке.

Чтобы наглядные методы обучения дали результат, необходимо соблюсти ряд условий:

  1. Наглядность стоит использовать в меру и только в тот момент урока, когда она необходима.
  2. Все ученики должны одинаково хорошо видеть показываемый предмет или иллюстрацию.
  3. При показе стоит выделить самое главное и существенное.
  4. Пояснения, даваемые в ходе демонстрации чего-либо, должны быть подготовлены заранее.
  5. Демонстрируемая наглядность должна полностью соответствовать теме урока.

Практические методы

Несложно догадаться, что эти методы основываются на практической деятельности учеников. Благодаря им студенты или школьники могут выработать в себе умения и навыки и лучше усвоить пройденный материал. К практическим методам относятся упражнения, а также творческие и лабораторно-практические работы. В последнем случае чаще всего реализуются групповые формы организации урока.

Упражнения

Упражнением называют многократное выполнение практического или умственного действия, с целью доведения его до надлежащего уровня или даже автоматизма. Этот метод применяется учителями вне зависимости от предмета и возраста обучающихся. По своему характеру, упражнения могут быть: письменными, устными, графическими и учебно-трудовыми.

По степени самостоятельности выделяют воспроизводящие и тренировочные упражнения. В первом случае ученик закрепляет знания путем многократного повторения известного действия, а во втором - применяет знания в новых условиях. В случае, если ученик комментирует свои действия, упражнения называется комментируемыми. Они помогают учителю обнаружить ошибки и внести в его действия необходимые коррективы.

Устные упражнения помогают развить логическое мышление, память, речь и внимание ученика. Они динамичнее письменных, так как не требуют затрат времени на записи.

Письменные упражнения применяются для закрепления и выработки новых умений. Их использование развивает логическое мышление, самостоятельность и культуру письменной речи. Такие упражнения вполне хорошо сочетаются с устными и графическими.

Графические упражнения предполагают составление учениками схем, чертежей, графиков, альбомов, плакатов и прочего. Обычно они решают те же задачи, что и письменные упражнения. Их использование помогает ученикам лучше усвоить материал и способствует развитию пространственного мышления.

Учебно-трудовые упражнения позволяют не только зафиксировать полученные знания на листе, но и воспользоваться ими в реальной жизни. Они прививают ученикам аккуратность, последовательность и исполнительность.

Творческие работы

Данная методика является отличным средством для раскрытия творческого потенциала ученика, формирования у него навыков целенаправленной самостоятельной деятельности, углубления и расширения его знаний, а также умения использовать навыки на практике. К таким работам относятся: рефераты, сочинения, рецензии, рисунки, эскизы, дипломные проекты (для студентов) и прочее.

Формы организации урока в школе (начальной) и детском саду совмещают в себе, в основном, упражнения и творческие методы работы, так как с детьми крайне сложно проводить длительные лекции и объяснения.

Лабораторно-практически работы

Лабораторные работы предполагают проведение учениками под контролем педагога опытов, с использованием приборов, инструментов и прочих технических приспособлений. Простыми словами, лабораторная работа - это изучение материала с помощью специального оборудования.

Практические занятия позволяют сформировать у обучающихся учебные и профессиональные прикладные умения и навыки.

Лабораторно-практические методы урока играют важнейшую роль в процессе обучения. Они дают ученику возможность научиться применять на деле полученные знания, производить анализ происходящих процессов, и на основе этого делать выводы и обобщения. На таких занятиях школьники и студенты учатся обращаться с веществами и приборами, которые могут им пригодиться как в повседневной жизни, так и в будущей работе.

Преподаватель должен организовать методически правильное проведение подопечными лабораторно-практических работ, умело направить их деятельность, обеспечить занятие всем необходимым и поставить четкие учебно-познавательные цели. Так как здесь чаще всего имеют место групповые формы организации урока, учитель также должен грамотно распределить обязанности между учениками группы.

Методы проблемного обучения

Проблемное обучение подразумевает искусственное создание ситуации, для решения которой ученики вынуждены прибегнуть к активному мышлению, познавательной самостоятельности и нахождению новых приемов и способов выполнения заданий. Чаще всего оно используется в коллективных формах организации урока, в высших учебных заведениях и старших классах школы.

Различают такие методы проблемного обучения:

  1. Сообщение с элементами проблемности. Данный метод предполагает создание нескольких несложных единичных проблемных ситуаций на протяжении урока, с целью привлечения внимания учеников. Примечательно, что по мере изложения нового материала, педагог сам решает созданные проблемы.
  2. Проблемное изложение. Этот метод схож с предыдущим, однако проблемы здесь более сложные, и путь их решения, соответственно, не так прост. В данном случае, учитель показывает ученикам, какими методами и в какой логической последовательности нужно решать ту или иную проблему. Усваивая логику рассуждений, школьники или студенты производят мысленные анализ решения задачи, сопоставляют факты и явления и производят действия по образцу. На таких уроках преподаватель может применять широкий спектр методических приемов: объяснение, рассказ, демонстрацию технических средств и наглядных пособий.
  3. Диалогическое проблемное изложение. При использовании этого метода, учитель создает проблему сам, но решает ее вместе с подопечными. Наиболее активная работа учеников проявляется на тех этапах работы, где могут понадобиться уже усвоенные ими знания. Этот метод позволяет создать широкие возможности для самостоятельной творческой и познавательной деятельности обучающихся и обеспечивает тесный диалог с преподавателем. Ученик привыкает высказываться вслух и отстаивать свое мнение, что воспитывает его активную жизненную позицию.
  4. Частично-поисковый или эвристический метод. В таком случае учитель ставит себе задачу обучить подопечных отдельным элементам самостоятельного решения проблем, организовать и производить силами учеников поиск новых знаний. Поиски ответов осуществляются в виде конкретных практических действий или путем абстрактного, или же наглядно-действенного мышления.
  5. Исследовательский метод. С точки зрения содержания, данный способ очень напоминает предыдущий. Разница состоит в том, что при эвристическом методе частные проблемные задания, вопросы и указания ставятся до (или во время) решения проблемы, то при использовании исследовательского метода преподаватель вмешивается в работу студента, когда она практически завершена. Таким образом, этот метод является более сложным и отличается более высоким уровнем самостоятельной творческой деятельности ученика.

С точки зрения целостности учебного процесса, основной организационной формой обучения является урок. Он отражает достоинства классно-урочной системы, обеспечивающей, при массовости охвата учащихся, непрерывность и организационную четкость учебного процесса. Как форма организации обучения, урок экономически выгоден, особенно, если сравнивать его с индивидуальными занятиями. Понимание педагогом и учениками личных особенностей каждого из них, позволяет эффективно использовать преимущества коллективной работы. Наконец, в рамках урока можно органично соединять все методики и формы обучения. Вот почему урок - основная форма организации учебного процесса.

Успех овладения школьниками нового материала во многом зависит от того, насколько он интересно и ненавязчиво подан. Часто на помощь педагогу приходят разнообразные нестандартные формы уроков. Особенно это актуально для обучающихся начальной школы, у которых велико стремление к чему-то новому, необычному. Многочисленные исследования показывают устойчивое овладение знаниями и умениями, если они были приобретены в нестандартной форме, тогда, когда ребенку было действительно интересно получать знания. К подобным занятиям в последнее время учителя прибегают достаточно часто, да и нестандартные формы проведения уроков стали настолько разнообразны, что можно без труда выбрать подходящую для любого предмета.

Что такое урок

Прежде чем говорить о хочется упомянуть о том, вообще, какие цели он преследует.

Урок - это основная единица школьного учебного процесса. Именно в эти 45 минут учителю необходимо дать детям знания по конкретной теме, выработать определенные умения и навыки. Каждый конкретный урок должен иметь свою цель, которая реализуется через ряд задач: обучающих, развивающих и воспитывающих.

В конечном итоге на выходе из аудитории ребенок должен понимать конкретную тему, уметь ориентироваться в понятиях и быть способным решать практические задачи.

Основные формы

Классическая методика выделяет следующие типы и формы уроков:

  1. Сообщение нового материала. Структура занятия следующая: актуализация (организационный момент) на нем привлекается внимание детей, решаются вопросы касательно отсутствующих, дежурных; сообщение темы урока и тех целей, которые необходимо на нем достичь; основная часть - работа над новым материалом; закрепление пройденного; подведение итогов занятия. Также на подобных уроках существует этап проверки домашнего задания, но он может включаться учителем в любое место, в зависимости от концепции занятия.
  2. Уроки-практимумы. Данные занятия похожи по структуре на описанные выше, однако, на основном этапе особое внимание уделяется практическим навыкам самих учащихся (отработка правил, решение задач, примеров, работа с картами, лабораторные работы).
  3. Систематизация и закрепление пройденного. Такие уроки обычно проводятся перед контрольными и зачетными занятиями. Здесь практические задания чередуются с повторением изученных правил и постулатов, по которым предстоит контроль знаний.
  4. Урок контроля знаний и умений. Главная цель такого занятия - проверить, насколько хорошо дети усвоили материал. Могут проводиться в различных формах: контрольная работа, тест, диагностическая работа (комплексная), урок-зачет.
  5. Комбинированный урок. На подобном занятии может быть, например, одновременно сообщение нового и практическая его отработка. Также комбинируется систематизация и контроль.

Нестандартные уроки и современные дети

В настоящее время остро стоит проблема с тем, что современные школьники, особенно ученики начальных классов, совершенно не похожи на своих предшественников, и то, что было приемлемо в советское время, сейчас не всегда приводит к желаемому результату. Ребята сейчас обладают особой пытливостью, они более подвижны, да и система уже не та.

Кроме того, дети стали более активны. Это касается и их психики. Если школьник советского времени мог спокойно просидеть за партой 45 минут кряду, то современный требует постоянной смены какой-либо новизны. Причиной всему является информационное общество, ведь количество знаний возросло в разы, а их необходимо уложить в те же 45 минут, как раньше. Вот и придумывают учителя такие интересные формы уроков, чтобы ребятам было нескучно, чтобы они могли впитать тот огромный объем знаний, который предлагает им современные ФГОСы. (ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт).

Что такое нестандартный урок

Что же такое нестандартный урок? Все мы, проучившись в школе, можем четко ответить, что любой урок на основном этапе проходит следующим образом: проверка домашнего задания, сообщение учителя каких-либо новых сведений по конкретной теме, закрепление материала. Эти структурные элементы могут меняться местами, однако, именно из них всегда состоит обычное школьное занятие. Нестандартные формы уроков предполагают вместо общепринятого «канона» использовать отличную, креативную структуру. Действительно, почему бы не поступить следующим образом: не сообщать им новый материал, а попросить детей самих докопаться до истины? Или не рассказывать «на пальцах» про быт средневековых замков, а провести туда виртуальную экскурсию.

И такие типы и формы уроков можно придумывать бесконечно, ограничиваясь лишь фантазией педагога.

Цели у уроков в нестандартной форме такие же, как и у классических, поэтому разнообразить подобным образом можно любое занятие. При изучении нового материала уместными будут уроки-экскурсии, путешествия, видеоуроки. Хорошо помогают усвоить темы интегрированные занятия. Эти же формы подойдут для практических занятий.

Когда учителю необходимо привести знания детей в некую систему, подготовить их к контрольной работе, необходимо выбирать всевозможные игры, конкурсы, диспуты, суды над персонажами или историческими личностями.

Даже скучные и волнительные контрольные работы можно провести нетрадиционно. Во-первых, на помощь придет подготовка проекта по предмету и его последующая защита. Это могут быть уроки с элементами театрализованных представлений, уроки-загадки, фантазии.

Комбинированные занятия - особый полет для творчества педагога. К ним применимы любые формы. Главное - продумать и выбрать наиболее оптимальную для конкретной темы.

Преимущества нестандартных форм

У нестандартных урочных форм существует ряд преимуществ перед классическими. Во-первых, они создают устойчивый интерес детей к изучаемому материалу. Те сведения, которые ребята получили не просто из уст учителя, а, например, в собственном поиске или из уст своих же одноклассников, наверняка запомнятся лучше, будут более понятны.

Во-вторых, как правило, подобные занятия побуждают учеников к творчеству, развивают фантазию, креативность, образное мышление.

В-третьих, уроки, отличные от традиционных, позволяют использовать большое количество технических средств и наглядных материалов.

Учителя, как правило, выбирают формы открытых уроков из разряда именно нетрадиционных - они позволяют показать свой творческий подход к профессии, продемонстрировать владение различными педагогическими технологиями. Смотрятся такие занятия всегда выигрышно.

Следует отметить, что излишнее использование подобных форм может вызвать обратную реакцию: детям это быстро надоест. Поэтому вводить такие элементы в учебный процесс следует дозировано. Это могут быть всего лишь какие-либо этапы традиционного урока, к примеру, игра при проверке домашнего задания либо диспут при изучении нового материала.

Уроки в форме игры

Если говорить про нестандартные формы уроков в то здесь лидирующие позиции занимают игровые. Не секрет, что именно этот вид деятельности, в том числе и познавательной, является лидирующим у ребенка.

Еще одно преимущество уроков в игровой форме - возможность применить для любой школьной дисциплины, в любом возрасте. Если для младших школьников это могут быть игры-путешествия по станциям, соревнования, КВНы, то для старших они могут трансформироваться в занятия типа «Брейн-ринга», деловой игры и других.

Если выбирать необычные формы уроков физкультуры, то тут также придут на выручку всевозможные игры: соревнования, «Веселые старты»; можно даже устроить своеобразную олимпиаду не только на уровне какого-либо класса, но и всей школы. Для привлечения спорта в семью многие учителя устраивают совместные занятия-игры с родителями.

Игровые формы уроков можно разделить на несколько типов: ретроспективные (возвращающие к прошлому - ролевые и не ролевые), деловые (учащиеся на практике изучают то или иное явление действительности, чаще всего, социальное или экономическое), конкурсы (имеют соревновательную основу, могут быть как командными, так и нет). Это сегодня самые распространенные формы для привлечения устойчивого интереса к предмету. Деловые игры используются в среднем и старшем звене, у ретроспективных игр, конкурсов, праздников нет особых ограничений по возрасту.

Уроки - общественные практики

Детям свойственно копировать взрослых. Это касается не только манеры их поведения, но и всевозможных жизненных ситуаций. Поэтому будут весьма интересны такие формы проведения уроков, которые позволяют почувствовать себя взрослыми.

Например, наиболее удачные формы уроков истории или других общественных дисциплин. Подобные занятия побуждают учащихся доказывать свою точку зрения, вести диалог на конкретную тему. Подготовка к такому мероприятию требует значительной подготовки. Мало попросить ребят поговорить на какую-либо тему, необходимо детально ее изучить с разных сторон. Подготовительный этап здесь имеет очень важное значение. После проведения мероприятия также важно проанализировать его вместе со всем классом. Данная форма проведения урока начинает использоваться в среднем звене.

Систематичность приведет к тому, что дети научатся доказывать свою точку зрения, выдвигать тезисы, общаться на заданную тему, приводить аргументы - все это поможет на выпускных экзаменах при написании заданий части С по гуманитарным дисциплинам.

Выбирая формы уроков литературы, можно обратить внимание на суд над каким-либо персонажем. Это будет нечто, похожее на дискуссию, однако точка зрения у детей будет уже сформулирована, ее нужно будет доказать, используя хорошее знание текста.

Уроки с публичной формой общения

Близки к перечисленным выше такие уроки, где ребята учатся не просто дискутировать, а красноречиво выражаться по материалу изучаемого предмета.

К примеру, формы уроков истории, такие как пресс-конференция, репортаж или брифинг позволят не только увидеть знания ребят по предмету, но и покажут их умение употреблять определенные термины, даты, ставить конкретные, актуальные вопросы. Можно попросить взять ребят интервью у какой-либо исторической личности, можно коснуться определенного события.

Сюда же относятся такие формы уроков ИЗО, как экскурсия или публичная лекция. Можно попросить ребят самих быть экскурсоводами, заранее подготовив сообщение о какой-либо картине, ее жанре и стилистике исполнения.

Творческие уроки

Особо любят ребята уроки, где необходимо проявить творчество. Конечно, это могут быть обычные занятия по ИЗО или МХК, однако если рассматривать формы уроков окружающего мира, можно выделить такой вид работы, как создание «Лесной газеты». Одной группе ребят нужно предложить подготовить рассказ о растении или животном, другим - систематизировать их и оформить в виде художественной настенной газеты.

Донести до учащихся необходимость сохранять природные богатства поможет похожий вид работы - составление Красной книги своего района.

Многие формы уроков чтения также основаны на творческой составляющей. Помимо художественных мастерских, где ребята иллюстрируют то или иное произведение, можно провести занятие с литературной направленностью. Где, к примеру, ребята составляют свои рассказы, или сочиняют сказки или басни.

Уроки-фантазии

Уроки-фантазии также основаны на творческой составляющей. Отличаются они тем, что в подобных мероприятиях присутствует не только составление какого-либо явления (сказки, экологической истории, концерта), но и полное его воплощение: костюмированное или оформленное художественно: на бумаге или в качестве представления.

Такие формы уроков в школе позволяют детям не просто проявить свою фантазию, но и очень сближают детский коллектив, ведь ребята работают над заданиями вместе: всем классом или группами.

Приведем несколько примеров уроков-фантазий по различным предметам школьного цикла. Например, занятие по русским народным сказкам мотивирует детей на творчество. Погрузить их в эту атмосферу помогает особый атрибут урока - «волшебное» зеркало. В основной части урока проходит викторина, задания которой направлены на проявление фантазии учеников, например, за короткое время изобразить какого-либо сказочного героя или составить пословицу.

Еще один урок, уже по ИЗО, приуроченный ко Дню космонавтики, под названием «Планета друзей». В ходе занятия, оформленного как путешествие на далекую планету, ребята изображают ее обитателя - инопланетянина.

Занятия, ориентированные на фантазию ребят, хороши и в среднем звене. Например, при изучении рассказов Н. Носова из цикла «Фантазеры» на этапе закрепления можно провести урок-инсценировку особо полюбившихся произведений.

Метод проектов

Особые формы уроков, которые применяет все большее количество педагогов, основаны на методе проектов. Хороши такие занятия тем, что побуждают учеников к практической деятельности, учат применять полученные знания на практике.

Данные уроки направлены на раскрытие личности каждого ребенка, который ощущает свою личную ответственность перед другими членами коллектива. Как правило, класс разделяется на несколько рабочих групп, каждой из которых дано конкретное задание. Это может быть любой вид деятельности от поиска ответа на конкретный вопрос до составления графиков, диаграмм, памяток и проч. В ходе работы дети узнают какие-либо новые факты, систематизируют их, выбирают главное и оформляют. Другими словами, такие формы уроков учат учиться.

Работа над проектом длится, как правило, весь учебный год. По последним образовательным стандартам для данного вида работы выделено определенное количество часов в общешкольном расписании. Уроки проектной деятельности подразумевают обучение азам систематизации, постановки цели, на них педагог корректирует, подсказывает, направляет. Они не похожи на стандартные занятия хотя бы тем, что роль учителя здесь сведена к минимуму - дети сами организуют работу, выделяют приоритеты.

Ребятам необходимо не просто составить определенный проект, но и защитить его перед учителем и остальным классом, а может даже и учениками школы (в последнее время практика подобных научно-практических конференций в учебных заведениях крайне распространена).

Интегрированные уроки

Особо привлекательны для учеников интегрированные уроки - такие, где соединены два или более предметов школьного цикла. Они позволяют сформировать устойчивый интерес, показывают, что дисциплины связаны между собой, побуждают к поиску знаний.

Формы интегрированных уроков весьма разнообразны от традиционного сообщения нового материала и дальнейшей практической деятельности до путешествий, викторин, КВНов и конкурсов.

Интегрировать можно разнообразные предметы школьного курса. Приведем несколько примеров:


Видеоуроки

Прогресс не стоит на месте, он проникает во все стороны нашей жизни, в том числе и школьной. Неудивительно, что все чаще учителя обращаются к такой форме организации учебного процесса, как видеоурок.

На таком мероприятии ученикам включается запись или онлайн-выступление педагога по какой-нибудь теме. Как правило, учениками такие уроки воспринимаются хорошо: это современно, ново, интересно.

Однако стоит понимать, что ребятам из младшего и среднего звена сложно весь урок глядеть на или экран, где идет трансляция. Уместнее будет включать видеоуроки в основное занятие: это привлечет внимание ребят и поможет им лучше понять тему.

В настоящее время большое количество развивающих и обучающих видеороликов, поэтому найти их для любого предмета не составит труда.

Рассмотрим, когда наиболее уместны видеоуроки.

  1. Иностранный язык. Смотреть отрывки из фильмов и мультиков на изучаемом языке очень полезно. Ребята будут слышать речь носителей языка, учиться воспринимать ее на слух.
  2. Литература (чтение). Использование фрагментов постановки изучаемых произведений на сцене или в кино. Хорош данный метод на уроках-спектаклях: ребята смогут сравнить постановки, понять виденье произведения разными людьми.
  3. Изучение букв, цифр в начальной школе. Обучающих видео по этим темам очень много.
  4. Подготовка к ГИА и ЕГЭ по всем предметам. Короткие видеокурсы помогут сжато донести до ребят необходимую информацию по каждому заданию экзамена.

Традиционные типы уроков:

  • изучение нового материала;
  • формирование и закрепление новых знаний;
  • обобщение и систематизация знаний;
  • комплексное применение знаний;
  • проверка и оценка знаний;
  • комбинированный урок.

Нетрадиционные типы уроков:

  • урок-соревнование (марафон, КВН и т.д.);
  • урок-экскурсия;
  • урок-праздник (Рождество, Масленица и т.п.);
  • урок-диалог;
  • урок-игра;
  • урок-викторина;
  • киноурок;
  • урок-путешествие;
  • урок-спектакль;
  • урок-проект;
  • интегрированный урок;
  • урок-диспут, урок-лекция, урок-обсуждение, урок-конференция и т.п.

Метод в переводе с греческого - «путь к чему-то». Метод – это процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Универсальных методов обучения в педагогике не существует. Использовать только один метод в процессе обучения школьников на уроке невозможно. Как правило, на уроке в зависимости от его типа, цели и задач педагог комбинирует несколько методов обучения. На наш взгляд, в коррекционной школе педагогам может быть частично использована классификация методов обучения, составленная по характеру учебно-познавательной деятельности. Это связано с тем, что успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности школьников, от характера их деятельности. А в данную классификацию заложены степень самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Заметим, что на предметах гуманитарного цикла, характер деятельности, степень самостоятельности и творчества имеют особое значение и служат важным критерием при выборе методов обучения.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания из рассказа педагога, учебной литературы, через пособия и технические средства обучения. Материал обсуждается и осмысливается с помощью репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Этот метод чаще всего используют при объяснении нового материала.

Репродуктивный метод обучения - применение изученного материала осуществляется на основе образца или правила. Деятельность учащихся носит алгоритмический характер. Задания и упражнения выполняются по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. Как правило, этот метод используется при формировании и закрепление изученного материала.

Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Школьники становятся свидетелями и соучастниками учебного поиска. Метод используется при изучении нового материала.

Частично-поисковый или эвристический метод - заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач под руководством педагога или на основе методических указаний на карточке, в учебнике и т.п. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися с учебными пособиями. Этот метод используется как на этапе знакомства с материалом, так и на этапе его закрепления и обобщения.

Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые максимально самостоятельно выполняют работу. Именно в исследовательской деятельности наиболее полно проявляются инициатива, самостоятельность и творческий поиск. Данный метод чаще всего используют на этапе обобщения и контроля.

Некоторые методические приёмы, используемые на уроках литературного чтения

Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приёмами и средствами. Приём обучения выступает как элемент метода обучения, как его составная часть. Приём не имеет самостоятельной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется с помощью метода. Одинаковые приёмы могут быть использованы в разных методах обучения и наоборот. Реальная деятельность обучения состоит из определённых приёмов. Например, приём работы с алгоритмом рассуждения может обслуживать объяснительно-иллюстративный, репродуктивный или исследовательский методы. Набор приёмов на уроке зависит от цели и задач, типа урока, этапа урока, используемых методов, вида и способа деятельности учащихся. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная учебная ситуация.

Средствами обучения являются все те материалы, с помощью которых педагог осуществляет учебный процесс: дидактические материалы; учебно-наглядные пособия; технические средства обучения и т.п.

«Проблемная ситуация». Данный приём способствует формированию мышления, речи, развивает творческие способности, учит формулировать и отстаивать свою точку зрения. Проблемная ситуация может возникнуть из затруднения, противоречия или удивления. Учитель создаёт проблемную ситуацию и предлагает школьникам найти решение этой проблемы. Приём может быть использован как при обобщении изученного материала, так и при знакомстве с новой темой.

Всё ли в диалоге персонажей в порядке? Вас ничего не удивляет?

Почему мы не можем выполнить это задание (ответить на вопрос)? Чего нам не хватает?

Почему ты выбрал именно этот предмет (ответ)?

Почему ты считаешь, что нужно сделать именно это?

Почему ты думаешь, что я говорю именно об этом герое (произведении)?

А как бы ты поступил на месте героя?

Все ли предметы подойдут нам для …? Что лишнее (чего не хватает)?

«Лови ошибку». Данный приём активизирует внимание учащихся. Формирует умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую ошибку. Учащиеся ищут ошибку группой, парой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к опредёленному мнению, группа озвучивает свой ответ. Ошибка может быть в названии произведения, действиях героя, ответах на вопросы и т.п.

«Да-нетка». Приём формирует умение систематизировать материал, связывать разрозненные факты в единую картину, умение слушать и слышать друг друга. Данный приём используется при фронтальной работе, для того чтобы быстро провести опрос детей, проверить домашнее задание, понимание темы. В коррекционной школе используется облегчённый вариант этого приёма. Педагог задаёт детям вопросы, объединённые какой-то темой или из разных областей. Школьники, отвечая на вопросы, используют в своих ответах только два слова «да» и «нет».

«Послушай, обсудим». С помощью этого приёма школьникам даётся установка на внимательное прослушивание материала и его дальнейшее обсуждение. Это может быть рассказ учителя, чтение текста, доклад ученика. После прослушивания материала ученикам задаются вопросы с учётом индивидуальных особенностей каждого школьника.

«Синквейн». Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Этот приёмов направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроке и используется на этапе закрепления и обобщения материала. Прочитанное произведение предлагается проанализировать по пяти пунктам. Синквейн составляется в соответствии с определенными правилами, данный вариант несколько упрощён для использования в коррекционной школе:

1 строка – предмет, животное или человек понравившейся в произведении. Записывается одним существительным.

2 строка – признаки выбранного предмета, животного или человека - два прилагательных.

3 строка – действия, совершаемые выбранным предметом, животным, человеком - три глагола.

4 строка – предложение, фраза, несущая определенный смысл, выражающая отношение к персонажу.

5 строка – резюме, вывод, отношение к произведению персонажу или ко всему произведению - одно слово или словосочетание.

«Повтори моё и добавь своё». Приём развивает кратковременную оперативную память, помогает выявить знания школьников по изучаемой теме. Приём может быть проведён в виде игры-эстафеты. Учитель (или ученик) называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.

«Хорошо или плохо». Приём, направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует умение находить положительные и отрицательные стороны в предмете, ситуации; умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли. Учитель называет предмет или ситуацию, учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы». Может быть и другой вариант, когда учитель предлагает предмет (ситуацию), а ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта ситуация и т.д. Третий вариант может проходить в виде игры «Продавец и покупатель» или «Купим или нет?». Ученики делятся на продавцов и покупателей. Одни пытаются продать этот предмет и описывают его плюсы, другие не уверены в нужности этой покупки и называют минусы. Роль продавца может быть исполнена каким-то известным персонажем. Он предлагает купить книгу, в которой является главным героем и рассказывает обо всех плюсах этой книги. А какой-то отрицательный персонаж, отговаривает всех покупать эту книгу.

«Коротко и по существу». Приём направлен на развитие умения кратко формулировать свою мысль, как в устной, так и в письменной форме. Этот приём предполагает составление кратких текстов – телеграмм, объявлений, записок, отзывов, аннотаций, рецензий. Возможны два варианты использования этого приёма: более сложный вариант этого приёма заключается в самостоятельном составлении текста; лёгкий вариант – когда школьники определяют вид текста, кому он адресован, кем написан и т.п. Например, учащимся предлагается самим составить текст телеграммы от себя лично или от какого-то персонажа. Кратко написать самое важное, что-то пожелать герою произведения, о чём-то просить, пригласить куда-то. Телеграмму можно адресовать и соседу по парте, например с рекомендацией прочитать какую-то сказку.

«Встреча с героем». Приём направлен на формирование умения самостоятельно формулировать и задавать вопросы. Данный приём предполагает создание диалога с персонажем произведения. Учитель создаёт речевую ситуацию, в которой школьникам предлагается представить, что им предстоит встреча с героем изучаемого произведения. Учитель просит сформулировать и задать этому герою один-два вопроса. Можно попросить школьников предположить, что ответит на заданный вопрос герой.

«Шкатулка». Приём направлен на развитие мыслительных операций, умения обобщать и выделять главное, а также на развитие связной устной речи при доказывании правильности выбора предмета. Педагог предлагает заполнить шкатулку (корзинку), положив в неё, например, качества характера персонажа, пожелания герою, предметы, которые пригодятся ему в дальней дороге и т.д. Использование шкатулки или корзины не обязательно, карточки с изображением предметов, названиями предметов, пожеланиями могут прикрепляться на магнитную доску, раскладываться на парте и т.п. Свой выбор школьники обязательно объясняют.

«Без слов». Приём направлен на развитие невербальной коммуникации, творческой активности. Этот приём предполагает использование элементов драматизации. С помощью мимики и жеста учащимся предлагается продемонстрировать своё эмоциональное отношение к герою, ситуации, показать повадки и характер героя, т.е. выразить эмоциональное состояние без слов.

«Диктант значений». Приём направлен на формирование активного словаря школьников, на умение определять предмет по его признакам, действиям и назначению. В этом приёме учитель диктует не слова, а их значение. Это может быть диктант, а может быть кроссворд. Например, футляр для стрел – колчан.

«Хочу спросить» или «Задай вопрос».

Вопросы могут задаваться не только к тексту, но и к иллюстрациям, конкретной ситуации. Ученик может начать со слов «Хочу спросить…» или сразу задавать интересующий вопрос. Для подготовки вопросов отводится некоторое количество времени, вопросы могут быть записан на листочке. Могут быть использованы опоры в виде карточек с первыми словами-вопросами (как, почему, что, где и т.д.). Также для этого приёма используют подстановочные таблицы.

«Согласен – не согласен». Приём способствует актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение выражать свое мнение, грамматически правильно оформлять высказывание. Школьникам предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений. Утверждение может быть как верным, так и нет. Ответ на утверждение необходимо начать словами: «Да я согласен с вами, что… или Нет, я не согласен с вам, что...».

«Верно – неверно». Приём способствует формированию умения высказывать и отстаивать свою точку зрения. В данном приёме школьникам предлагаются утверждения. Утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями. Ученик должен ответит это верно или неверно и обосновать свою точку зрения.

«Что было бы если бы…». Этот приём направлен на развитие речетворчества школьников, воображения, на умение прогнозировать и изменять ситуацию. Учащимся предлагается пофантазировать и предположить, как бы развивались события в произведении если бы ситуация или действия персонажа были несколько иными.

«Публичное выступление». Данный приём направлен на формирование умения уверенно и спокойно выступать с небольшим докладом перед классом. Учащимся предлагается подготовить дома выступление по теме. В зависимости от уровня школьников поиск материала к теме происходит самостоятельно, ученику может быть дан план доклада, вопросы или учитель даёт готовый текст доклада.

«Артисты и зрители». Данный приём направлен на развитие творческих способностей учащихся и предполагает использование драматизации разных форм. Постанову групповых и индивидуальных сценок, спектаклей. Работа проходит в основном во внеурочное время.

«Задай вопрос». Приём направлен на повышение интереса к учебному материалу и формирует умение содержательно формулировать вопросы. Педагог просит составить к тексту (абзац, отрывок, глава) как можно больше вопросов или указывает конкретное число вопросов.

Похожие публикации