Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Рейтерн реформы. М.Х. Рейтерн – министр финансов эпохи Великих реформ. Финансы во время русско-турецкой войны

Михаил Христофорович Рейтерн

Рейтерн Михаил Христофорович (1820-1890) - государственный деятель. Служил в министерствах финансов, юстиции, морском. Статс-секретарь (1858). Член Редакционных комиссий по разработке "Положения" о крестьянской реформе. Управляющий министерства финансов, министр финансов (1862-1878). Осуществлял руководство развитием всей промышленности и внешней торговли России. Автор реформ в области финансов, денежного обращения, банковского дела. Председатель кабинета Министров (1882-1886). Являлся предшественником С.Ю. Витте в деле разработки и реализации программы индустриальной модернизации России.

Рейтерн Михаил Христофорович (12.09.1820-11.08.1890), граф (1890), государственный деятель, министр финансов (1862-1878). Образование получил в Царскосельском лицее. Начал службу в Министерстве финансов, из которого переходил в Министерства юстиции и морское и куда вернулся в 1862 в качестве министра финансов. Главными заслугами Рейтерна на этом посту были предание государственного бюджета гласности, проведение начал единства касс и учреждение системы доходов и расходов с первого же года правления. Замыслы Рейтерна сократить пользование государственным кредитом для исполнения росписей вначале продвигались успешно, но встретили не зависевшее от него препятствие в виде экстренных нужд, вызванных войной 1877-1878. Более того, государственный долг увеличился при нем вследствие связанной с освобождением крестьянства выкупной операцией и самого активного периода российского железнодорожного строительства. Хотя Рейтерн был сторонником строительства частного, а не казенного, злоупотребления железнодорожных обществ и строителей по выпуску облигаций вынудили его сосредоточить это дело в руках казны в форме выпуска консолидированных облигаций (1870). Другие меры борьбы со злоупотреблениями железнодорожными концессиями были менее удачны. И все же при Рейтерне было отстроено в общей сложности более 20 тыс. верст железных дорог, в основном частными обществами, но с правительственной гарантией дохода. Стремясь упорядочить и сократить государственные займы, Рейтерн в то же время позаботился о создании организованного частного кредита в форме акционерных и общественных банков, при нем начали развиваться и учреждения мелкого кредита в виде ссудо-сберегательных товариществ. К числу заслуг Рейтерна относятся: 1) издание таможенного тарифа в 1868, несмотря на либеральный характер которого российская промышленность стала успешно развиваться; 2) преобразование податной системы, как то: отмена винных откупов, замененных акцизной системой (1863), усовершенствование системы сахарного и табачного акцизов, уничтожение соляной монополии и замена ее акцизом (что, впрочем, привело к вздорожанию соли), отмена подушной подати с мещанства и введение вместо нее налога на недвижимое имущество в городах, посадах и местечках (1863), упразднение государственного земского сбора (1873) и замена его государственным поземельным налогом (1875), преобразование системы торговых и промысловых сборов (1863). В 1881-1886 Рейтерн занимал пост председателя Комитета министров.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Далее читайте:

Российские руководители страны, территорий и ведомств (биографический справочник).

Княжевич Александр Максимович (1792-1872), предшественник Рейтерна на посту министра финансов.

Грейг Самуил Алексеевич (1827-1887), преемник Рейтерна на посту министра финансов.

Михаил Христофорович Рейтерн

Очерченное в конце предыдущей лекции тяжелое угнетенное экономическое положение тесным образом связывалось с таким же положением государственного хозяйства. После Крымской войны, в течение всей эпохи реформ, а затем и в пореформенное время правительство было в чрезвычайно трудных условиях. Тут первую роль сыграло, конечно, падение курса тогдашнего кредитного рубля. До Крымской войны, после денежной реформы 1843 г., в этом отношении положение наших финансов было довольно хорошее. После реформы Канкрина количество обращавшихся кредитных денег было весьма умеренно: в 1854 г. их было всего 311 млн. руб., и при этом был в наличности металлический фонд в 123 млн. руб., который мог достаточно обеспечивать безостановочный их размен, так что курс их стоял al pari. Когда началась восточная война, то оказалось, что вести ее пришлось на новые выпуски бумажных денег. После войны 1858 г. кредитных рублей обращалось уже 780 млн. руб., а металлический запас понизился до 119 млн. руб., так что был уже ниже той одной шестой, которую считал необходимой для поддержания безостановочного размена Канкрин, и поэтому пришлось отказывать в размене. Понятно, что курс таких неразменных денег должен был падать, и он падал в течение всех ближайших лет после Крымской войны.

Надо сказать, что при этом правительство, озаботясь, по-видимому, тем, чтобы развивался частный кредит и частные капиталистические предприятия, необходимость чего оно сознало в это время, уменьшило процент по вкладам, хранившимся в казенных кредитных учреждениях. Оно сделало это, чтобы способствовать перенесению вкладов в частные предприятия. Вклады стали быстро утекать из сохранных казен и в течение 10 лет дошли до 200 млн. руб. вместо ранее хранившегося миллиарда с лишним. Между тем правительство в дореформенное время свободно пользовалось этим фондом и делало из него позаимствования на свои нужды, так что в конце концов оказалось, что долг правительства сохранным казнам превышал 500 млн. руб. Поэтому, когда вклады стали выбирать быстрее, чем можно было рассчитывать, правительство оказалось в затруднительном положении. Чтобы пополнить свою растрату, ему пришлось совершать займы на тяжелых условиях. Но эти займы в конце концов дали возможность пополнить только часть растраты, а 160 млн. руб. правительство так и осталось должным этим кредитным учреждениям.

Разумеется, такое положение не облегчило государственных финансов и еще более пошатнуло курс кредитного рубля. Если уже от одного чрезмерного выпуска кредитных денег и уменьшения металлического фонда курс этих денег должен был сильно падать, то его падение еще усиливалось чрезвычайно невыгодным торговым балансом, который мы имели, потому что тогда нечего было вывозить, а ввоз после войны первое время был довольно значителен. Невыгодность нашего баланса в особенности усиливалась тем обстоятельством, что после почти полного запрещения выезда русских подданных за границу в царствование Николая Павловича, с 1856 г., когда эти ограничения были отменены, выезд за границу стал настолько значителен, и настолько велики были вывозимые путешественниками за границу суммы денег, что это также весьма заметно отражалось на ухудшении нашего баланса и понижении вексельного курса.

Таким образом, приток металлических денег был ничтожен, а отток их огромен и в общем положение становилось очень похожим на то, которое мы видели после Тильзитского мира и континентальной системы в начале XIX в. При таких обстоятельствах в 1862 г., когда положение особенно обострилось, был назначен на пост министра финансов талантливый и молодой сравнительно человек, М. Х. Рейтерн, – после двух совершенно бездарных министров: Брока и Княжевича.

Положение Рейтерна, когда он вступил на пост министра финансов, было, понятно, не из легких. Сам Рейтерн был подготовлен к занятию этого поста уже тем, что он был одним из деятельных членов финансовой комиссии, которая образована была при редакционной комиссии и выработала план выкупной операции. Рейтерн тогда же зарекомендовал себя как один из самых талантливых ее членов.

Вступив на пост министра финансов, на первых порах он, конечно, должен был поставить себе главной задачей именно борьбу с падением курса бумажного рубля, которое, разумеется, отражалось тогда на всей жизни страны и являлось чрезвычайно невыгодным условием и для правительства, и для целого ряда категорий населения. Рейтерн на этом и сосредоточился, и весь его финансовый план и сводился именно к борьбе с этим падением курса, а как дальний идеал он ставил себе переход к постоянной металлической валюте. Рейтерн пробыл министром финансов целых 16 лет и был, таким образом, одним из важнейших сотрудников императора Александра II. Но надо сказать, что независимо от того, как оценивать вообще план экономической политики министра финансов, который сводится исключительно только к этой одной задаче, независимо от этого надо сказать, что и при исполнении этого плана Рейтерн начал, по крайней мере, с крупной ошибки. Он просто, выражаясь вульгарно, несколько погорячился; для того чтобы повысить курс бумажных денег, он сделал попытку их размена и для этой цели сделал заем в 15 млн. фунтов стерлингов, т.е. около 150 млн. руб. металлических, что сразу очень увеличило металлический запас и позволило объявить, что казна начинает разменивать кредитные бумажки. Но при этом Рейтерн сделал чрезвычайно наивную, даже с первого взгляда, ошибку: он опубликовал, что до такого-то срока кредитные рубли будут размениваться по такому-то курсу, спустя некоторое время – по более высокому, потом – по еще высшему и т. д., рассчитывая, что курс рубля будет благодаря размену повышаться. Но он не учел того, что этим сейчас же воспользуются все спекулянты, которые, действительно, сразу поспешили захватить как можно более кредиток вначале, пока они разменивались по сравнительно дешевой цене, а затем предъявили их к размену тогда, когда было обещано за них платить дороже. Это создало такую бешеную спекуляцию, которая совершенно парализовала возможный успех этой меры, а к этому присоединилось еще польское восстание и ожидание правительством вмешательства иностранных держав, что повело, в свою очередь, к растрате на военные цели части накопленного металлического фонда, почему Рейтерн вскоре оказался не в состоянии продолжать свою операцию, а падение курса оказалось большим, чем то, какое было до этого. Хотя число обращавшихся кредитных рублей несколько и уменьшилось – с 780 до 700 млн. руб., но и металлический фонд опустился со 119 до 55 млн. руб., что составило уже около одной двенадцатой части всего количества кредитных денег и было с лишком в два раза меньше, чем тот умеренный фонд, который считал необходимым Канкрин.

Таким образом, Рейтерн начал, как вы видите, с большого промаха, но так как этот промах был несколько маскирован польским восстанием и Рейтерн мог ссылаться на военные приготовления, поглотившие много денег, то этот промах не подорвал его репутации, и он пробыл министром финансов, как я уже сказал, целых 16 лет. В дальнейшем он направил свою деятельность к подъему производительных сил в стране. Это понятно: раз основною его целью было бороться с падением курса бумажного рубля и раз он увидел, что героическими мерами тут не помочь, то он и направил, естественно, свои усилия в эту сторону. Он ясно видел, конечно, что для усиления вывоза главного предмета нашей заграничной торговли, русского хлеба, – чем и можно было скорее всего поднять баланс – существенно необходимой является постройка железных дорог, уже повсюду распространенных в Европе; и на это он и направил свои главные усилия. А так как он пользовался большим доверием императора Александра II, то, несмотря на частые несогласия с министрами путей сообщения, он и явился главным хозяином в этом важном деле.

Рейтер, Германн →
Словник : Резонанс и резонаторы - Роза ди-Тиволи . Источник: т. XXVIa (1899): Резонанс и резонаторы - Роза ди-Тиволи, с. 511-512 ( · индекс ) Другие источники : ЕЭБЕ : МЭСБЕ : РБС


Рейтерн (граф Михаил Христофорович, 1820-1890) - государственный деятель, образование получил в Царскосельском лицее; начал службу в министерстве финансов, продолжал ее в министерстве юстиции, а в 1854 г. перешел в морское министерство, где примкнул к кружку лиц, группировавшемуся вокруг великого князя Константина Николаевича (см.) и работал над устройством эмеритальной кассы морского ведомства. В 1858 г. Р. пожалован в статс-секретари и назначен управляющим делами комитета железных дорог; в 1860 г. занял должность заведующего делами финансового комитета и вошел в состав редакционных комиссий по освобождению крестьян. 23 января 1862 г. ему вверено было управление министерством финансов. Положение русских финансов было в это время весьма неблагоприятное. Каждый год заключался дефицитом; долги, как процентные, так и беспроцентные, постоянно возрастали, покрывая недостаток средств на текущие расходы. Увеличение расходов предвиделось и в будущем; поставленные на очередь реформы требовали денег. Упорядочения расходов Р. достиг внесением в управление финансами тех же начал гласности, законности и возможно большего контроля административных действий, которые вообще проводились эпохой реформ. В первый же год своего управления он приступил к обнародованию государственных росписей, которые до тех пор считались чуть ли не государственной тайной. В том же году выработаны были новые правила о составлении, утверждении и исполнении финансовых смет министерств; одновременно было введено так называемое единство кассы (см.). С большой энергией Р. стремился к сокращению сверхштатных ассигнований, понизившихся при нем с 35 до 15 и даже до 9 млн. руб. С 1872 г. он стал сводить росписи с небольшими излишками доходов над расходами, почти не прибегая к пособию государственного кредита для бюджетных целей. Если государственный долг при Р. возрос более, нежели при ком-либо из его предшественников, причем правительство впервые обратилось к заключению внутренних займов (см. Кредит), то это обуславливалось преимущественно движением выкупной операции и ростом производительных затрат.

Лучшее средство к увеличению государственных доходов Р. видел в развитии производительных сил страны. Главнейших препятствий к этому было два: громадные расстояния и отсутствие частного кредита. При Р. сооружена железнодорожная сеть в 20000 верст, давшая большой толчок хлебному отпуску и расширившая сбыт мануфактурных изделий. Р. не был сторонником казенного хозяйства; он противился сооружению новых дорог средствами казны, а казенные дороги, уже построенные, стали при нем переходить в частные руки (дороги Одесская, Киево-Брестская, Московско-Курская). Постройке железных дорог за счет казны препятствовало, в то время, положение государственного кредита: в 60-х годах 5-процентные наши займы опускались до 60, 6-процентные - до 80 за 100; даже выигрышный заем 1864 г. не весь был покрыт при подписке, так что часть его должен был принять государственный банк. С другой стороны и частным компаниям долго не удавалось реализовать капиталы помещением акций. При таком положении дел Р. в 1865 г. решился принять проект П. Г. фон-Дервиза и А. И. Колемина, предложивших строить дороги на гарантированные правительством облигации, выпущенные раньше акций и помещенные преимущественно в Германии (см. Железные дороги). Беспрерывные выпуски облигаций представляли, однако, неудобства в финансовом отношении, нанося ущерб нашему кредиту. Поэтому с 1870 г. Р. не допускал помещения облигаций отдельных компаний за границей, а покупал их от компаний, выпуская взамен консолидированные облигации по более выгодному курсу (см.). До Р. Россия знала частный кредит только в виде ростовщиков и дисконтеров. Еще в 1864 г. первый устраивавшийся в Петербурге частный коммерческий банк просил у казны миллионной беспроцентной ссуды - до такой степени дело это казалось рискованным и России несвойственным. Вследствие систематической поддержки, какую оказывал Р. делу организации частного кредита, в короткое время создалась целая система частных коммерческих банков, возникли частные земельные банки, новую жизнь получили городские общественные банки (нормальный устав 1862 г.), стали зарождаться ссудо-сберегательные товарищества (правила 1869 г.). Железнодорожные концессии и банковое грюндерство породили массу злоупотреблений и биржевую игру, повлекшую за собою ряд кризисов. Правила 30 марта 1874 г. о железнодорожных концессиях имели целью устранить монополию немногих капиталистов и сделать публику участницей в деле сооружения железных дорог; нормальные правила 1872 г. направлены были к устранению злоупотреблений при учреждении новых акционерных коммерческих и поземельных банков. Ни те, ни другие не достигли цели. При составлении, в 1868 г., нового таможенного тарифа, Р. впервые прибег к гласности и к опросу фабрикантов. Крупное значение имело уничтожение нефтяного откупа на Кавказе (1872), служившего непреодолимым препятствием к развитию нашей нефтяной промышленности, а также отмена в 1863 г. почти всех вывозных пошлин; казначейство потеряло от этого свыше 1200000 руб., зато выиграла наша заграничная торговля. В 1874 г. за приготовленные в России рельсы установлена была премия от 20 до 35 коп. с пуда, сроком на 12 лет; но правительственные заказы раздавались заводам (Путиловскому, Брянскому, Берда и др.), которые большей частью были расположены вне месторождений русских железных руд и русского минерального топлива, вследствие чего производство рельсов хотя и достигло значительного развития, но сталь при этом на ⅔ вырабатывалась из иностранного чугуна, на иностранном же горючем материале, и жертвы, понесенные государственным казначейством, не привели к усилению разработки отечественных подземных богатств.

К числу наименее удачных мероприятий Р. принадлежат операции по упрочению валюты. В первый же год управления своего министерством финансов Р. пытался установить размен кредитных билетов на звонкую монету, проект которого он унаследовал от своего предшественника; но эта попытка привела лишь к значительным убыткам для казны (см. Кредитные билеты). Позднее Р. в тех же видах прибегал к поддержке вексельных курсов, но это только питало биржевую игру. Поставив на очередь вопрос об отмене подушной подати с распределением бремени ее между всеми сословиями, и передав способ разрешения этого вопроса на обсуждение земских собраний (1871), Р. тем не менее дважды увеличил подушную подать с сельских обывателей: в 1862 г. на 25%, в 1867 г. - на 50 коп. Подушная подать с мещан заменена была в 1863 г. налогом на недвижимые имущества в городских поселениях. В том же году издано было новое положение о пошлинах за право торговли и промыслов, значительно обложившее мелкую торговлю; в 1868 г. положение это распространено на Царство Польское, а в 1870 и 1873 гг. вообще усилено обложение торговли и промыслов. При Р. осуществилось уничтожение откупов и введена была акцизная система, что было предрешено еще при его предшественнике. Первоначально установленный акциз в 4 коп. с градуса оказался низким, пьянство сильно увеличилось; поэтому уже в 1864 г. акциз со спирта был увеличен до 5 коп., безакцизный перекур уменьшен, а акциз с пива облегчен. В 1870 г. акциз со спирта повышен на 1 коп., при новом ограничении перекура, а в 1873 г. - еще на 1 коп. в России и на 1½ коп. в Царстве Польском; патентный сбор, увеличенный в 1871 г., через два года был удвоен. Налог на табак был значительно увеличен новым табачным уставом 1872 г. Сахарный акциз был преобразован в 1863 г. и затем увеличен в 1867 г. до 50 коп. с пуда, а в 1870 г. доведен до 70 коп. В 1872 г. введен был акциз на керосин, но на началах столь нерациональных, что через 5 лет он был отменен. В 1862 г. соляная регалия заменена акцизом, от чего доход казны увеличился, но соль повсеместно вздорожала. В 1864 г. изменен гербовый сбор, а в 1874 г. издан новый гербовый устав, обложивший многие документы, до того не оплачивавшиеся. По указу 10 декабря 1874 г. государственный земский сбор слит с общими доходами государственного казначейства. Налог за производство в чины заменен в 1873 г. вычетом при увеличении содержания чиновников.

Когда, в 1876 г., политические замешательства приняли угрожающий характер, Р. представил государю подробную записку, в которой доказывал, что Россия от войны сразу и надолго потеряет все достигнутые ею, благодаря 20-летним реформам, результаты. Когда война с Турцией была решена, он просил об увольнении его от управления министерством финансов и остался на своем посту лишь по чувству гражданского долга. На военные расходы с 1876 г. по 1878 гг. понадобилось свыше 888 млн. руб. Эта сумма могла быть покрыта лишь займами и выпуском кредитных билетов. Последних выпущено было на 300 миллионов руб., хотя Рейтерн, представляя финансовому комитету о неизбежности выпуска кредитных билетов, сам подчеркнул вредные его последствия. Проекты введения новых налогов Р. отклонил, ограничившись предписанием взимать таможенные пошлины золотом, что при тогдашнем курсе равносильно было повышению их на 25-30%. Большая и неожиданная поддержка была оказана нашим финансам благоприятно сложившемся в 1877 г. торговым балансом. Благодаря огромному отпуску хлеба, вследствие неурожая в Западной Европе, появилась возможность скупить срочных векселей на 161200000 руб.; из этого источника приобреталась звонкая монета для действующих армий.

Как только заключен был в Берлине окончательный мир, Р., в июле 1878 г., получил, согласно его просьбе, увольнение от должности министра финансов. Критика финансовых мер в газетах и журналах никогда не вызывала со стороны Р. обращения к карательной или предупредительной власти администрации. В 1881 г. Р. назначен был председателем главного комитета об устройстве сельского состояния и комитета министров. Первую должность он занимал до упразднения комитета (в мае 1882 г.), вторую - до конца 1886 г. В 1890 г. Р. возведен в графское достоинство.

Мы открываем серию статей, посвященную министрам финансов Российской империи, материалом о М.Х. Рейтерне (1820-1890), возглавлявшим Министерство финансов с 1862 по 1878 гг. Почему именно его имя открывает нашу галерею исторических деятелей? Дело в том, что Рейтерн являлся первым министром финансов, которому предстояло действовать в новых условиях времени Великих реформ, главной из которых была отмена крепостного права.

Итак, 19 февраля 1861 г. произошло то, что все разумные люди предрекали давно: крепостная зависимость сельского населения в России была отменена специальным Положением, которое торжественно зачитал сам император Александр II, вошедший в историю как «Освободитель». Страна оказалась в доселе невиданном положении: века унизительного рабства остались позади, но что готовило будущее?

Вопрос о выборе пути, по большому счету, не стоял: недавно окончившаяся Крымская война со всей убедительностью показала необходимость развития России на новых началах. Ими могли стать лишь капиталистические реформы.
«План Александра II» был смел и обширен по своей сути. Он подразумевал ряд преобразований во всех сферах государственной жизни, от финансов до городского самоуправления. В 1860-1870 гг. были проведены следующие реформы: университетская (1863), судебная (1864), печати (1865), военная (1874); введено самоуправление в земствах (1864) и городах (1870). Рассмотрим преобразования в экономике, заметную роль в осуществлении которых сыграл М.Х. Рейтерн, министр финансов периода Великих реформ.

Либерал-реформатор

Михаил Христофорович Рейтерн, выходец из древнего дворянского рода, занял кресло министра финансов в возрасте 42 лет. К этому времени за его плечами были обучение в Царскосельском лицее, служба в министерствах юстиции, морском, управление делами комитета железных дорог. Карьеру Рейтерн начал в Особенной канцелярии по кредитной части министерства финансов, но вскоре перешел в министерство юстиции. В 1854 г. происходит очередной поворот в карьере нашего героя: он поступает в морское ведомство, где становится единомышленником и близким другом своего руководителя — великого князя Константина Николаевича.
Благодаря именно этому руководителю военно-морских сил страны, который стремился провести на важнейшие государственные посты своих людей, Рейтерн в 1859 г. был назначен сначала членом Совета министра финансов, а в 1860 г. - управляющим Комитета министров. В начале 1862 г. он уже председатель Комиссии по пересмотру системы податей и сборов, затем, после отставки министра финансов Княжевича, занимает должность управляющего министерством. 23 января 1862 г. ему было вверено управление Министерством финансов.
Рейтерн считался либералом в среде российской бюрократии, он входил в кружок единомышленников и реформаторов, группировавшихся вокруг великого князя Константина Николаевича. Эти люди являлись сторонниками манчестерской школы политической экономии.
Согласно этой теории, экономическое развитие рассматривалось как естественный процесс, не нуждающийся в каком бы то ни было государственном вмешательстве.
Основой развития экономики отечественные либеральные экономисты считали частный интерес, акционирование промышленности, торговли и банков, привлечение иностранного капитала. И одним из основных препятствий на пути экономического прогресса страны они считали систему казенных банков.
Отзывы современников о Рейтерне были самые разные. Так, министр внутренних дел П.А. Валуев в своем дневнике в 1861 г. назвал его «решительно тупым человеком». Государственный секретарь А.А. Половцев считал, что новоиспеченный министр финансов «был человек весьма почтенный, но далеко не блестящий… никогда нельзя было ожидать от него тонких соображений или предугадывания, предчувствования».
Справедливости ради необходимо отметить, что Рейтерну в наследство досталось сильное расстройство финансового хозяйства страны: бюджет из года в год оставался дефицитным, государственный долг, как внутренний, так и внешний постоянно возрастал. Кроме того, намеченные реформы требовали немалых расходов в будущем.
На нового министра финансов возлагались большие, даже несколько преувеличенные надежды. По словам одного из главных реформаторов, военного министра Д.А. Милютина, «Нам казалось тогда, что и по финансовой части мы вступаем в новую эру возрождения, мы ждали блестящих результатов от разнообразных преобразований….по всем частям государственного хозяйства».
С другой стороны, чем выше были общественные ожидания, тем большая ответственность ложилась на министра финансов.

Гласность - залог доверия

Первые же шаги нового министра соответствовали духу перемен, царившему в обществе. Он пошел на неслыханный до того шаг - публикацию в прессе государственной росписи (бюджета)! Дело в том, что до 1862 г. бюджет, его размер, расходные и доходные статьи, доходность налогов и монополий казны, все это составляло предмет государственной тайны.
Чиновник министерства финансов, которому было поручено подготовить этот документ ко всеобщему ознакомлению подал в отставку, так как был уверен, что публикация государственной росписи вызовет в стране революцию.
Министр же рассудил по-другому: доверие к власти со стороны собственного народа и зарубежных партнеров было невозможно заслужить без признания принципа публичной отчетности государства.

Финансовые реформы 1860-х: методом проб и ошибок

Первый период министерства Рейтерна (1862-1866) вряд ли возможно назвать удачным. Государственный долг к 1866 г. возрос до 1 миллиарда 694 миллионов рублей, целый ряд обстоятельств, как объективных, так и субъективных, привел страну к финансовому кризису. Деятельность министерства финансов и лично Рейтерна стала мишенью беспощадной критики со стороны общественного мнения.
С целью оправдаться и восстановить пошатнувшийся авторитет министр в сентябре 1866 г. подготовил программную записку, в которой были названы следующие задачи деятельности финансового управления:

1) устранение неразменных бумажных денег;
2) улучшение торгового баланса за счет увеличения экспорта и сокращения импорта;
3) создание сети железных дорог при широком привлечении частных инвестиций;
4) сокращение сметных расходов и уничтожение сверхсметных.

Эта программа предусматривала усиление роли государства в управлении экономикой и, в первую очередь, усиление власти самого министра. Это обстоятельство вступало в некотором роде в противоречие с либеральной концепцией развития страны, но в конечном итоге ее главная цель заключалась как раз в сохранении либерального курса. Заслуга Рейтерна состояла в том, что он являлся первым министром финансов, который подчеркнул приоритетное значение экономической модернизации России.
В 1863 - 1866 гг. были проведены финансовые преобразования, целью которых являлась систематизация и централизация государственного хозяйства. Подготовка к реформам была проведена государственным контролером В.А. Татариновым, то есть Министерство финансов имело к ним опосредованное отношение, но именно в их результате министр финансов превратился в подлинного хозяина финансов в России.
Новая финансовая система основывалась на «Правилах о составлении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений», принятых 22 мая 1862 г.
В июне 1863 г. были приняты новые кассовые правила.
Отныне распоряжение средствами казны сосредоточилось в руках министра финансов, действия которого подлежали надзору Государственного контроля.
Было установлено единство кассы: уничтожались самостоятельные кассы и казначейства отдельных ведомств, все средства шли теперь через кассы Минфина. Эти кассы делились на расходные и доходные. К первым были отнесены Главное казначейство, касса Комиссии погашения государственных долгов, губернские казначейства с расходными отделениями.
Доходными кассами становились губернские и уездные казначейства, кассы почтовых контор и таможен. Они принимали государственные доходы и вели по ним счетоводство, предоставляя отчетность Государственному контролю. Впрочем, система разделения касс доказала свою неэффективность и в 1879 г. была отменена.
Важнейшим элементом новой политики, проводимой министерством финансов в 1860-е гг. стал отказ от таможенного протекционизма. В 1867 г. был разработан, и вступил в действие с 1869 г. новый фритредерский тариф. Таможенные пошлины на вывоз были большей частью отменены, а пошлины на ввоз значительно понижены. Итогом применения нового тарифа стал рост таможенных доходов с 1869 по 1874 г. на 50%.
В 1869 г. в России разразился один из первых биржевых крахов, вызванный чрезмерной учредительной активностью различных акционерных обществ. Они выбросили на биржу огромное количество ценных бумаг, котировки на которые устанавливала группа маклеров-спекулянтов, штаб-квартирой которой являлась гостиница «Демут» (отсюда название этой группы - «демутовская биржа»).
В этих условиях возросли функции Особенной канцелярии по кредитной части министерства финансов, был поднят вопрос о создании единых правил биржевой игры.
Именно в годы, когда Рейтерн управлял министерством финансов, произошли кардинальные изменения в кредитной системе страны: казенные банки были упразднены, их место заняли частные акционерные коммерческие банки. Первым из них был Санкт-Петербургский Частный коммерческий банк, открывшийся в 1864 г.
Причастен был Рейтерн и к первой в России приватизации железных дорог: не без его участия старейшая в стране Николаевская железная дорога (Санкть-Петербург — Москва) была продана в частные руки. Железнодорожное строительство являлось приоритетным направлением в деятельности министра финансов. С развитием сети железных дорог должна была решиться проблема огромных расстояний, мешавших росту производительных сил страны.
За годы министерства Рейтерна было построено 20 тысяч верст железнодорожных путей, причем большая их часть принадлежала частным акционерным обществам. Государство поддерживало инициативу частного капитала: так как акционерным обществам часто не удавалось реализовать свои капиталы размещением в акции, в 1865 г. Рейтерн принял решение строить дороги на гарантированные правительством облигации.

Аляска, сэр!

С именем Рейтерна связана одна из самых противоречивых внешнеторговых сделок в истории России: продажа в 1867 г. Североамериканских территорий, принадлежавших нам по праву открытия и освоения, известных под названием Аляска.
Площадь ее территории составляла 1 518,8 тысячи кв. км., что в шесть раз больше Великобритании, в три раза - Испании и в пятьдесят раз - Бельгии.
История Русской Америки началась в 1784 г., когда сибирский промышленник Г.И. Шелехов основал на острове Кадьяк первое поселение. Через 14 лет им в партнерстве с купцами Мыльниковыми и Голиковыми была основана Соединенная американская компания, через год переименованная в Российско-Американскую компанию (РАК).
Она получила исключительную привилегию от императора Павла Петровича на единоличное управление Аляской, Алеутскими островами и западным побережьем Америки до 55 градуса северной широты с исключительным правом на промысел, торговлю и мореходство в северной части Тихого океана.
В случае с управлением Аляской государством был применен нестандартный подход. Испытывая объективные трудности с осуществлением прямого управления далекими заокеанскими землями, оно передало его формально частному акционерному обществу, которое находилось под государственным покровительством. Таким же образом действовала, например, английская Ост-Индская компания, колонизировавшая Индию и являвшаяся эффективным инструментом британской короны по выкачиванию ресурсов из этой обширной и богатой страны.
Подобно тому как «соболиный хвост» вел русских через бескрайние просторы Сибири к Тихому океану, ценнейший мех морского бобра (калана) привел их к берегам Северной Америки. Имея главной целью получение пушнины, Компания организовала на островах и северо-западе Америки ряд поселений, предпринимала попытки завести земледелие, скотоводство и промысел, распространила владения России на всю Аляску и привела в русское подданство значительное в то время местное население. С деятельностью РАК, как и предшествовавших ей частных компаний, связаны выдающиеся открытия и исследования русских мореплавателей и ученых в северной части Тихого океана и Америки.
К концу 1850-х гг. у Компании имелись существенные проблемы: сокращение пушного промысла, трудность в поддержании регулярного сообщения с Россией. Все это привело к ликвидации русских владений на американском континенте.
18 (30) марта 1867 г. был подписан договор о продаже Российской империей Аляски и Алеутских островов США за 7,2 миллиона долларов (около 11 миллионов рублей). Важными причинами, побудившими царское правительство отказаться от Русской Америки, явились внешняя угроза со стороны США и Англии, беззащитность колоний в случае войны.
Главная причина заключалась в устранении очага возможных противоречий с США в будущем, укреплении фактического союза двух стран, перенесении внимания на укрепление позиций России на Дальнем Востоке. Россия, уступив свои владения в Америке Соединенным Штатам, объективно оказалась первой европейской державой, отказавшейся от заморских владений.
И по сей день не стихают споры о необходимости и правомерности этой сделки. Критики справедливо говорят о том, что в 1867 г. был создан опасный прецедент мирного отчуждения русских земель, чем была подорвана геополитическая безопасность России.
Роль министра финансов в этой сделке «злые языки» связывали с его железнодорожной деятельностью. Дело в том, что деньги, полученные от продажи Аляски, были направлены на поддержку частных обществ, таких, например, как Курско-Киевской, Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской железных дорог. Намекали на связи Рейтерна с «железнодорожными королями» — небольшой группой тузов-миллионеров, ставших монополистами, железнодорожными магнатами, взращенными на казенных подрядах.

«Министр-пацифист» и его отставка

Точку в карьере министра финансов М.Х. Рейтерна поставила русско-турецкая война 1877-1878 гг. Он резко возражал против войны. Стремясь предотвратить грядущую финансовую катастрофу, Рейтерн представил государю подробную записку, в которой доказывал, что Россия от войны сразу и надолго потеряет все достигнутые ей, благодаря 20-летним реформам, результаты.
Раздраженный Александр II заявил Рейтерну, что из его записки следует, что проведенные реформы лишь ослабили страну. Не желая слушать оправданий министра, император указал ему, что он вызвал его не для того, чтобы узнать мнение Рейтерна, а чтобы изыскать средства на покрытие будущих военных издержек.
Когда война стала неизбежной, он подал прошение об отставке, но оставался на своем посту, следуя чувству гражданского долга, вплоть до ее окончания. Политические интересы возобладали над экономическими: новая восточная война должна была смыть позор Крымской кампании.
Военные расходы поглотили с 1876 по 1878 г. свыше 888 миллионов рублей, которые могли быть покрыты лишь займами и выпуском кредитных билетов. Последних было выпущено на 300 миллионов рублей.
Итоги министерства Рейтерна по-разному оценивались общественностью. Либералы ставили ему в заслугу создание коммерческой банковской системы, создание акционерных обществ, рост железнодорожного строительства, общее развитие предпринимательства.
Консерваторы указывали на многочисленные недостатки финансовой «системы Рейтерна»: «дутость» большой части акционерных компаний, спекулятивный характер частных коммерческих банков, неоправданную дороговизну строительства железных дорог, на которой обогатилась кучка дельцов.
Отставка Рейтерна явилась окончательным крушением в дореволюционной России либеральной фритредерской концепции, которую он олицетворял. Ее положительными сторонами являлся рост предпринимательской инициативы. С другой стороны, она тормозила развитие отечественной промышленности в условиях иностранной конкуренции. А сам министр в конце своего управления Минфином был вынужден предпринять ряд шагов, противоречивших учению манчестерской школы.

Рейтерн (граф Михаил Христофорович, 1820 - 1890) - государственный деятель, образование получил в Царскосельском лицее; начал службу в Министерстве финансов, продолжал ее в Министерстве юстиции, а в 1854 году перешел в морское министерство, где примкнул к кружку лиц, группировавшемуся вокруг великого князя Константина Николаевича (см.) и работал над устройством эмеритальной кассы морского ведомства. В 1858 году Р. пожалован в статс-секретари и назначен управляющим делами комитета железных дорог; в 1860 году занял должность заведующего делами финансового комитета и вошел в состав редакционных комиссий по освобождению крестьян. 23 января 1862 года ему вверено было управление Министерством финансов. Положение русских финансов было в это время весьма неблагоприятное. Каждый год заключался дефицитом; долги, как процентные, так и беспроцентные, постоянно возрастали, покрывая недостаток средств на текущие расходы. Увеличение расходов предвиделось и в будущем; поставленные на очередь реформы требовали денег. Упорядочения расходов Р. достиг внесением в управление финансами тех же начал гласности, законности, возможно большего контроля административных действий, которые вообще проводились эпохой реформ. В первый же год своего управления он приступил к обнародованию государственных росписей, которые до тех пор считались чуть ли не государственной тайной. В том же году выработаны были новые правила о составлении, утверждении и исполнении финансовых смет министерств; одновременно было введено так называемое единство кассы (см. XI, 562). С большой энергией Р. стремился к сокращению сверхштатных ассигнований, понизившихся при нем с 35 до 15 и даже до 9 миллионов рублей. С 1872 года он стал сводить росписи с небольшими излишками доходов над расходами, почти не прибегая к пособию государственного кредита для бюджетных целей. Если государственный долг при Р. возрос более, нежели при ком-либо из его предшественников, причем правительство впервые обратилось к заключению внутренних займов (см. Кредит, XVI, 621), то это обусловливалось преимущественно движением выкупной операции и ростом производительных затрат. Лучшее средство к увеличению государственных доходов Р. видел в развитии производительных сил страны. Главнейших препятствий к этому было два: громадные расстояния и отсутствие частного кредита. При Р. сооружена железнодорожная сеть в 20 000 в., давшая большой толчок хлебному отпуску и расширившая сбыт мануфактурных изделий. Р. не был сторонником казенного хозяйства; он противился сооружению новых дорог средствами казны, а казенные дороги, уже построенные, стали при нем переходить в частные руки (дороги Одесская, Киево-Брестская, Московско-Курская). Постройке железных дорог за счет казны препятствовало в то время положение государственного кредита: в 60-х годах 5%-ные наши займы опускались до 60, 6%-ные - до 80 за 100; даже выигрышный заем 1864 года не весь был покрыт при подписке, так что часть его должен был принять государственный банк. С другой стороны, и частным компаниям долго не удавалось реализовать капиталы помещением акций. При таком положении дел Р. в 1865 году решился принять проект П. Г. фон-Дервиза и А.И. Колемина, предложивших строить дороги на гарантированные правительством облигации, выпущенные ранее акции и помещенные преимущественно в Германии (см. Железные дороги, XI, 779). Беспрерывные выпуски облигаций представляли, однако, неудобства в финансовом отношении, нанося ущерб нашему кредиту. Поэтому с 1870 года Р. не допускал помещения облигаций отдельных компаний за границей, а покупал их от компаний, выпуская взамен консолидированные облигации по более выгодному курсу (см. XI, 780 - 781). До Р. Россия знала частный кредит только в виде ростовщиков и дисконтеров. Еще в 1864 году первый устраивавшийся в Петербурге частный коммерческий банк просил у казны миллионы беспроцентной ссуды, до такой степени дело это казалось рискованным и России несвойственным. Вследствие систематической поддержки, какую оказывал Р. делу организации частного кредита, в короткое время создалась целая система частных коммерческих банков, возникли частные земельные банки, новую жизнь получили городские общественные банки (нормальный устав 1862 года), стали зарождаться ссудосберегательные товарищества (правила 1869 года). Железнодорожные концессии и банковское грюндерство породили массу злоупотреблений и биржевую игру, повлекшую за собой ряд кризисов. Правила 30 марта 1874 года о железнодорожных концессиях имели целью устранить монополию немногих капиталистов и сделать публику участницей в деле сооружения железных дорог; нормальные правила 1872 года направлены были к устранению злоупотреблений при учреждении новых акционерных коммерческих и поземельных банков. Ни те, ни другие не достигли цели. При составлении в 1868 году нового таможенного тарифа, Р. впервые прибег к гласности и к опросу фабрикантов. Крупное значение имело уничтожение нефтяного откупа на Кавказе (1872), служившего непреодолимым препятствием к развитию нашей нефтяной промышленности, а также отмена в 1863 году почти всех вывозных пошлин; казначейство потеряло от этого свыше 1 200 000 рублей, зато выиграла наша заграничная торговля. В 1874 году за приготовленные в России рельсы установлена была премия от 20 до 35 копеек с пуда, сроком на 12 лет, но правительственные заказы раздавались заводам (Путиловскому, Брянскому, Берда и другим), которые большей частью были расположены вне месторождений русских железных руд и русского минерального топлива, вследствие чего производство рельсов хотя и достигло значительного развития, но сталь при этом на 2/3 вырабатывалась из иностранного чугуна, на иностранном же горючем материале, и жертвы, понесенные государственным казначейством, не привели к усилению разработки отечественных подземных богатств. - К числу наименее удачных мероприятий Р. принадлежат операции по упрочению валюты. В первый же год управления своего Министерством финансов, Р. пытался установить размен кредитных билетов на звонкую монету, проект которого он унаследовал от своего предшественника; но эта попытка привела лишь к значительным убыткам для казны (см. Кредитные билеты, XVI, 613). Позднее Р. в тех же видах прибегал к поддержке вексельных курсов, но это только питало биржевую игру. Поставив на очередь вопрос об отмене подушной подати, с распределением бремени ее между всеми сословиями, и передав способ разрешения этого вопроса на обсуждение земских собраний (1871), Р. тем не менее дважды увеличил подушную подать с сельских обывателей: в 1862 году на 25%, в 1867 году на 50 копеек. Подушная подать с мещан заменена была в 1863 году налогом на недвижимые имущества в городских поселениях. В том же году издано было новое положение о пошлинах за право торговли и промыслов, значительно обложившее мелкую торговлю; в 1868 году положение это распространено на Царство Польское, а в 1870 и 1873 годах вообще усилено обложение торговли и промыслов. При Р. осуществилось уничтожение откупов и введена была акцизная система, что было предрешено еще при его предшественнике. Первоначально установленный акциз в 4 копейки с градуса оказался низким, пьянство сильно увеличилось; поэтому уже в 1864 году акциз со спирта был увеличен до 5 копеек, безакцизный перекур уменьшен, а акциз с пива облегчен. В 1870 году акциз со спирта повышен на 1 копейку при новом ограничении перекура, а в 1873 году - еще на 1 копейку в России и на 1 1/2 копейки в Царстве Польском; патентный сбор, увеличенный в 1871 году, через два года был удвоен. Налог на табак был значительно увеличен новым табачным уставом 1872 года. Сахарный акциз был преобразован в 1863 году и затем увеличен в 1867 году до 50 копеек с пуда, а в 1870 году доведен до 70 копеек. В 1872 году введен был акциз на керосин, но на началах столь нерациональных, что через 5 лет он был отменен. В 1862 году соляная регалия заменена акцизом, от чего доход казны увеличился, но соль повсеместно вздорожала. В 1864 году изменен гербовый сбор, а в 1874 году издан новый гербовый устав, обложивший многие документы, до того не оплачивавшиеся. По указу 10 декабря 1874 года государственный земский сбор слит с общими доходами государственного казначейства. Налог за производство в чины заменен в 1873 году вычетом при увеличении содержания чиновников. Когда в 1876 году политические замешательства приняли угрожающий характер, Р. представил государю подробную записку, в которой доказывал, что Россия от войны сразу и надолго потеряет все достигнутые ей, благодаря 20-летним реформам, результаты. Когда война с Турцией была решена, он просил об увольнении его от управления Министерством финансов и оставался на своем посту лишь по чувству гражданского долга. На военные расходы с 1876 по 1878 год понадобилось свыше 888 миллионов рублей. Эта сумма могла быть покрыта лишь займами и выпуском кредитных билетов. Последних выпущено было на 300 миллионов рублей, хотя Рейтерн, представляя финансовому комитету о неизбежности выпуска кредитных билетов, сам подчеркнул вредные его последствия. Проекты введения новых налогов Р. отклонил, ограничившись предписанием взимать таможенные пошлины золотом, что при тогдашнем курсе равносильно было повышению их на 25 - 30%. Большая и неожиданная поддержка была оказана нашим финансам благоприятно сложившимся в 1877 году торговым балансом. Благодаря огромному отпуску хлеба, вследствие неурожая в Западной Европе, явилась возможность скупить срочных векселей на 161 200 000 рублей; из этого источника приобреталась звонкая монета для действующих армий. Как только заключен был в Берлине окончательный мир, Р., в июле 1878 года, получил, согласно его просьбе, увольнение от должности министра финансов. Критика финансовых мер в газетах и журналах никогда не вызывала со стороны Р. обращения к карательной или предупредительной власти администрации. В 1881 году Р. назначен был председателем главного комитета об устройстве сельского состояния и комитета министров. Первую должность он занимал до упразднения комитета (в мае 1882 года), вторую - до конца 1886 года. В 1890 году Р. возведен в графское достоинство. А. Я.

  • - Михаил Христофорович, государственный деятель, граф, почётный член Петербургской АН. В 1862-1878 министр финансов, в 1881-86 председатель Комитета министров...

    Русская энциклопедия

  • - Михаил Христофорович - рус. гос. деятель, министр финансов и фактич. руководитель всей экономич. политики России, граф. В 1882-86 - пред. К-та министров. Р. сформулировал важнейшие программные док-ты экономич...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Актер, режиссер, сценарист; родился 15 октября 1919 г. Окончил Академию драматических искусств в Бухаресте. Актер Бухарестского театра "Мария Филоти"...
  • - исторический живописец, ученик Ложи, Солие и Шадова...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - статс-секретарь, действительный тайный советник, член Государственного Совета, министр финансов, председатель Комитета Министров...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. 1902, ум. 1991. Физиолог растений, специалист по основным закономерностям онтогенеза высших растений. Разработал гормональную теорию развития растений. Действительный член АН СССР, АН Армении...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - дворянский род, происходящий из Любека, откуда Иоанн фон Р. выехал в Ригу, где был ратсгером...

    Биографический словарь

  • - дворянский род происходящий из Любека, откуда Иоанн фон Р. выехал в Ригу, где был ратсгером. О Михаиле и Евграфе Р. см. соотв. статьи...
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - государственный деятель, образование получил в Царскосельском лицее...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Михаил Христофорович, русский государственный деятель, граф. Родился в семье генерала. Окончил Царскосельский лицей. На посту министра финансов осуществил ряд буржуазных финансовых реформ...
  • - русский государственный деятель, граф. Родился в семье генерала. Окончил Царскосельский лицей. На посту министра финансов осуществил ряд буржуазных финансовых реформ...

    Большая Советская энциклопедия

  • - советский физиолог растений, академик АН СССР, академик АН Армянской ССР, заслуженный деятель науки Армянской ССР. Окончил Ереванский университет...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Карапетья́нц Михаил Христофорович, физикохимик, профессор Московского химико-технологического института. Труды по химической термодинамике. Разработал методы прогнозирования физико-химических свойств соединений...
  • - российский государственный деятель, граф, почетный член Петербургской АН. В 1862-78 министр финансов, в 1881-86 председатель Кабинета министров. Проводил реформы финансовой системы...

    Большой энциклопедический словарь

  • - российский и армянский физиолог растений, академик АН СССР и Армении. Автор гормональной теории развития растений. Исследовал основные закономерности онтогенеза высших растений...

    Большой энциклопедический словарь

"Рейтерн Михаил Христофорович" в книгах

Адам Христофорович Тишкин

автора

РЕЙТЕРН Евграф Евграфович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

РЕЙТЕРН Евграф Евграфович 1836–1919Коллекционер. Камергер. Действительный тайный советник. В 1878–1889 – член департамента герольдии Правительствующего сената. С 1889 сенатор. Член Императорской Академии художеств.«Почтеннейший Евграф Евграфович Рейтерн, или Жираф Жирафович,

Адам Христофорович Тишкин

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

Адам Христофорович Тишкин Вечер завершился. Егоров и Рождественский немедленно скрылись, а Григорий Михайлович Левин сошел к народу, который его окружил. Ему были тут же рассказаны страшные истории. Старуха вечером, не очень даже поздно, выносила мусор и прямо возле

Петерс Яков Христофорович

Из книги Персональные помощники руководителя автора Бабаев Маариф Арзулла

Петерс Яков Христофорович Помощник политического деятеля Ф. Э. ДзержинскогоРаньше про него говорили – «верный ленинец», «пламенный революционер». Потом – «палач», «кровавый чекист». У любого государства есть оружие – спецслужбы. Ангелы в них не работают, но и хлесткие

Павел Христофорович Граббе.

Из книги Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года автора Ивченко Лидия Леонидовна

Павел Христофорович Граббе. Литография Е. Гейтмана. 1820-е

Баграмян Иван Христофорович

Из книги 100 великих полководцев Второй мировой автора Лубченков Юрий Николаевич

Баграмян Иван Христофорович (02.12.1897-21.09.1982) – Маршал Советского Союза (1955)Иван Христофорович Баграмян родился 2 декабря 1897 года в азербайджанском городе Елизаветполь (Гянджа) в семье рабочего-путейца. В возрасте десяти лет он поступил в железнодорожное училище и через

Баграмян Иван Христофорович

Из книги Полководцы Великой Отечественной. Книга 2 автора Копылов Николай Александрович

Баграмян Иван Христофорович Сражения и победыВыдающийся советский военачальник. Маршал Советского Союза (1955), дважды Герой Советского Союза (1944 и 1977).Звания генерал-майора, а потом и генерал-лейтенанта Баграмяну были присвоены за сражения 1941 г. Проявил полководческий

Валерий Степанов. МИНИСТР ФИНАНСОВ М.Х. РЕЙТЕРН И АЛЕКСАНДР II: ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА

Из книги Александр II. Трагедия реформатора: люди в судьбах реформ, реформы в судьбах людей: сборник статей автора Коллектив авторов

Валерий Степанов. МИНИСТР ФИНАНСОВ М.Х. РЕЙТЕРН И АЛЕКСАНДР II: ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА «Преобразовательное движение, обнимавшее по воле императора Александра II все стороны государственной и общественной жизни России, нигде не проявилось столь решительно и

Баграмян Иван Христофорович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Бенкендорф Александр Христофорович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧА) автора БСЭ

Похожие публикации