Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Посёлок Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь. Казанская богородицкая площанская мужская пустынь Богородицкий площанский мужской монастырь

Основанная киевo-печерскими иноками в глубокой древности, Площанская пустынь расположена в живописном месте, на вершине горы над Площанским озером, давшим название и самой обители. Пустынь - основоположница старчества. В ней подвизались схимонах Афанасий (Захаров), ученик прп.Паисия Величковского, подвижник благочестия иеромонах Василий (Кишкин),будущие оптинские старцы Макарий (Иванов) и Леонид (Наголкин), короткое время жил свт. Игнатий (Брянчанинов),написавший здесь "Сад во время зимы".

Земли, на которых расположен монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь,относились ранее к Орловской епархии (Севскому уезду) и были свидетелями событий, связанных с формированием и развитием Русского государства. Севск и его окрестности были просвещены светом Христовой веры только в XII веке прп. Кукшей, затем они подверглись полному разорению Батыем, часто опустошались московскими воеводами. С XIII века эти земли входили в состав Черниговского княжества. Находясь на границе с Литвой, Севск видел Лжедмитрия I, разбитого именно здесь, под Севском, войсками Бориса Годунова, а также и Лжедмитрия II, который подарил этот город своему мнимому тестю воеводе Юрию Мнишеку.

И пока бились за землю русскую князья и бояре то с татарами, то с литвою, в дебрях лесов, невидимые миру, совершали свой безмолвный подвиг пустынники, молясь за всех и за вся. По преданию, пустынь на сем месте существовала с незапамятных времен, что весьма вероятно, так как место это было труднодоступно и могло служить надежным прибежищем монахам во времена лихолетья.

Вот как описана пустынь в небольшой книжке о ней, вышедшей в 1855 году:"Она не заключает в себе ни огромных зданий, ни великих богатств, не поражает посетителя дикостью или особенным величием природы: в ней все просто, скромно и привлекательно этою скромною простотой своей... Удаленная от всякого жилого места, окруженная со всех сторон лесами, пустынь вполне соответствует характеру уединенной иноческой жизни".

После разорения поляками монастырь начал возобновляться в 1613 году. По словам игумена Серапиона, старейший насельник обители монах Ефрем утверждал, "что де при сей пустыни были великие леса и в сей же пустыне в горе, при источнике, который называется площанский колодезь, почему она и именуется Площанской пустынею, жили де во оной горе, в землянке три монаха, из коих один иеромонах Прокопий". Прокопий пришел сюда из Киево-Печерской Лавры, родом же был грек. "Можно полагать, что Прокопий и поселившиеся с ним два инока, ища места, удобного для иноческих трудов и богомыслия, знали о существовании здесь прежде пустыни, разоренной поляками". Прокопий ходил в Москву к царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету Никитичу испросить благословения на устроение обители, кое и получил. А также за свое усердие был награжден двумя иконами - Спасителя и Божией Матери Казанской, чудотворный список с которой и сегодня пребывает в обители.

Монастырь начал потихоньку отстраиваться, знал он периоды внешнего расцвета и упадка. В 1709 году обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Матери Божией была перестроена.Каменный Казанский собор был освящен в 1749 году, придел в честь свт.Николая Чудотворца - ранее, в 1746 году. Были построены также храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Св.Духа (1815). Вместо деревянного корпуса трапезной был возведен каменный, в нем размещены (кроме трапезной) поварня, хлебня, несколько братских келий. Монастырь обнесен деревянной стеной, библиотека постоянно пополнялась новыми церковно-богослужебными и духовно-назидательными книгами.В пустыни жили многие духоносные старцы: Леонид и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), свт.Игнатий Брянчанинов и др. Последний из них - Герман - прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, подвизался в обители уже в ХХ веке.

После 1917 года здесь была организована коммуна "Пчела". Монастырь был ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1932 году 30 площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы ГПУ и впоследствии погибли в сталинских лагерях. Разрушен величественный Казанский собор, уничтожена надвратная церковь Всех Святых, не пожалели и скромную церковь Покрова Божией Матери. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери.Умирая, он завещал вернуть икону обители, когда придет светлое время ее возрождения.

Вернуться монахам в Площанскую пустынь было дано лишь в 1994 году. Обитель была возвращена монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Из четырех храмов уцелел только один, сохранились также развалины Казанского собора,остатки крепостной стены и братских келейных корпусов. Прежде цветущая обитель встретила их печальными руинами. Поселились они в маленьком здании бывшей просфорной с протекающей крышей. Вскоре в обитель были переданы сохраненные местными жителями первая и вторая копии с чудотворной Казанской иконы, верующие стали возвращать монастырские книги и иконы. Ожила наконец-то Площанская красавица-колокольня, пострадавшая в лихолетье большевистских гонений, звон которой в былые годы был слышен при благовесте даже в городе Севске, расположенном за 70 километров от обители.

Со временем монастырь обзавелся своим подсобным хозяйством: восемью коровами, лошадью, курами,огородом. В отданном монастырю огромном фруктовом саде установили пасеку с 40 ульями, поставили дом с хозяйственными постройками. Теперь у монахов появился свой мед, которым они охотно делились с приезжающими паломниками.

В 1996 году монахам была отдана часть школы, занимавшей бывший братский келейный корпус, тогда как в другой части здания проходил учебный процесс. Так продолжалось до 1998 года, когда после ремонта весь корпус вновь заняли монашествующие.В 1997 году была возведена изящная деревянная часовня во имя святителя Николая Чудотворца на древнем целебном источнике у Площанского озера.

В том же году отремонтировали половину игуменского дома и заселили ее. Очистили подвалы этого дома и устроили там мастерские: столярную и пчеловодческую. Не все выдерживали строгий внутренний распорядок и послушания, и потому некоторые уходили. Оставались самые твердые верой. Службы в монастыре гораздо продолжительнее мирских богослужений и проходят обычно три раза в сутки: утром, вечером и ночью (полунощница). До обеда и после него послушания (работы по хозяйству), а вечером изучение Священного Писания и духовных книг. Без благословения настоятеля никто не в праве оставить место послушания или покинуть территорию монастыря. В наши последние времена мало кто способен следовать такому режиму жизни, но несмотря на это в обители проживает около 40 человек братии, из которых 14 иеромонахов, один игумен и архимандрит. В 1998 году был произведен капитальный ремонт в бывшем домике старца Германа, и спустя 75 лет он вновь принял монашествующих. В том же году стали возводить церковь во имя Покрова Божией Матери. Строительство ее было закончено в августе 1998 года. Одновременно были произведены работы по восстановлению корпуса бывшей трапезной и поварни. В1999 году был отстроен дом казначея, и началось строительство на хозяйственном дворе: дровника, гаражей, фермы, экономических келий и других необходимых построек. Вдоль обновленной южной стены в 2000 году начали возводить гостиничный комплекс, а в следующем году - южные ворота обители. Бывший дом наместника в 2000 году был разобран, и вместо него воздвигнута гостиница для приезжающих священнослужителей.

В 2001 году над строящимися святыми вратами, была возведена церковь Всех святых, обретшая свой окончательный облик лишь в 2002 году. В 2001 году была застеклена вместительная теплица, собранная на старом фундаменте. В 1999 году были произведены археологические раскопки фундамента Казанского собора и расчищены три его алтаря. В 2001 году в Площанский монастырь были перенесены мощи игумена Никодима (Спиридонова) - последнего настоятеля монастыря в 20-х годах XX века. До этого они находились на Афанасьевском кладбище города Орла. В 2002 году была завершена восточная стена, и выстроены две угловые башенки с восточными вратами.

В апреле 2002 года произошло радостное событие - поднятие из под спуда мощей старца XIX века, иеромонаха Василия (Кишкина). По благословению священноначалия начата подготовка к его прославлению в лике преподобных нашей Церкви.

Святыни обители: Чудотворный список Казанской иконы Матери Божией. Часовня Николая Угодника над древним святым источником, а также святые источники: иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (Германовский) c купальней, свв. Царственных мучеников, свв. Космы и Дамиана (в бывшем скиту). Мощи старца, иеромонаха Василия (Кишкина).

Праздники обители: 8/21 июля, 22/4 ноября - Казанской иконы Божией Матери,6/19 декабря, 9/22 мая - святителя и чудотворца Николая, День Св.Духа

Настоятель - архимандрит Сергий (Булатников).

Братия монастыря с глубокой признательностью примет посильную помощь от всех, кому дорога вера наших предков, наша история и культура.

ИНН 3206002945, р/с 40703810208130101026 в Брянском ОСБ № 8605 г. Брянск к/с 30101810400000000601 БИК 041501601

Текст и фото(Павел)

Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь возникла на юго-запа­де Святой Руси еще в незапамятные времена и в течение почти пяти столе­тий занимала одно из важных мест сре­ди русских православных обителей. Она славилась строгостью устава и высокой духовной жизнью насельников, непре­рывно несших в ее древних стенах свой монашеский подвиг. Площанская пус­тынь вписала яркую и самобытную страницу в летопись истории отечества, в полной мере разделив его судьбу.

История обители уходит вглубь веков. По легенде, монастырь у Площанского озера, давшего название обители, повелел основать святитель Николай. Достоверно известно, что уединённый монастырь был разорён поляками и после 1613 года начал возобновляться иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием.

По преданию, чудотворная Казанская икона Божией Матери была пожалована Прокопию патриархом Филаретом в благословение обители, резная икона святителя Николая была обнаружена Прокопием в развалинах монастыря, а древняя икона Всемилостивого Спаса была пожалована царём Михаилом Фёдоровичем.

В XVIII веке в монастыре началось активное строительство: в 1709 году была перестроена обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери; каменный Казанский собор был освящен в 1749 году. Были построены также храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Св. Духа (1815). В 1764 году монастырь стал заштатным.

Монастырь закрыт в 1917 году, окончательно ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1919 году на хозяйственной базе монастыря была организована Коммуна «Пчела», которая в течение XX века превратилась в посёлок.

Монастырь был возвращён монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Настоятелем был назначен архимандрит Сергий (Булатников). Из четырёх храмов уцелел только один святодуховский храм, сохранились также развалины Казанского собора, остатки крепостной стены и братских келейных корпусов. Началось восстановление монастыря.

В 2001 году над святыми вратами, была возведена церковь Всех святых. И не так давно, начато восстановление разрушенного собора.

Названия пустыни на протяжении ее всей многовековой истории звучали по-разному: Николаевская пустынь, Пло­щанская пустынь, Плосская пустынь, Площанский монастырь, Пречистен­ская Площанская пустынь, Николаев­ская Площанская пустынь, монастырь Площанская пустынь, Богородицкая Пло­щанская пустынь, Севская Богородиц­кая Площанская пустынь и, наконец, Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь.

КАЗАНСКИЙ СОБОР

Первый каменный храм монастыря был воздвигнут на месте деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, построенной в начале XVII столетия. Церковь имела два придела - во имя святителя Николая Чудотворца (освящен в 1746 году) и в честь Киккской (Кипрской) иконы Божией Матери (освящен в 1828 году). Главная святыня монастыря, чудотворная Казанская икона Божией Матери, снабженная богатейшей ризой, стояла в первом ряду иконостаса, слева от Царских врат. На челе Богородицы было украшение с бриллиантами в три ряда, в середине - большой изумруд, на венце - корона, а на плече - звёздочка из горного хрусталя с бирюзой. Жемчуг украшал и края ризы около лика Божией Матери. Убрус на голове был вышит мелким жемчугом; вокруг иконы на серебряной полосе изображались чудеса от неё. Во время пожара, случившегося 16 ноября 1879 года икона осталась совершенно целой, тогда как даже по потолку храма пошли трещины - столь сильным был огонь.

В приделе Киккской иконы Божией Матери пребывала местночтимая Киккская икона Божией Матери, которую, по преданию, принес в монастырь старец Василий (Кишкин).

ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тёплая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы возводилась в 1752-1754 годах. Руководил работами тогдашний строитель пустыни иеромонах Пафнутий (Козёлкин), управлявший монастырем после старца Иоасафа, с 1746 по 1758 год.

В этой церкви был ещё придел в честь Рождества Иоанна Крестителя, который был перенесён в построенный Храм Сошествия Святого Духа. В частности, это стало следствием и общего обветшания Покровской церкви.

После возобновления монашеской жизни в Площанской пустыни этот храм был восстанавлен первым.

ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ


Храм строился при строителе иеромонахе Павле (Крячкове) на средства помещиков из Карачева, Верёвкиных. Освящён был в 1815 году и имел два придела - в честь Феодоровской иконы Божией Матери и в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Главной святыней этого храма был образ Всемилостивого Спаса, который украшала сребропозлащённая риза, имевшая в венце четыре крупных драгоценных камня в обрамлении одиннадцати мелких камней. Риза была снабжена надписью: «Сооружена риза сия на образ Всемилостивого Спаса, жалованный блаженной памяти Великим Государем, Царем и Великим Князем Михаилом Феодоровичем всея России с образом Казанския Богородицы на благословение сей Площанской пустыни строителю иеромонаху Прокопию. А сия риза устроена подаянием Христолюбивых подателей при строителе сей пустыни игумене Серапионе в 1798 году 14 февраля; весу в ней 10 фунтов».

НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ

Надвратная церковь была построена в начале 1780−х годов при строителе иеромонахе (позже игумене) Серапионе. Освящена была в 1783 году епископом Севским Дамаскином (Рудневым) перед его переводом в Нижний Новгород.

Надвратный храм представлял собой четверик, окруженный галереей, на который был водружен, равный в сечении основанию, купол.

В советскую эпоху церковь подверглась разрушению; была восстановлена в 2002 году.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО КАЗАНСКОЙ БОГОРОДИЦКОЙ ПЛОЩАНСКОЙ МУЖСКОЙ ПУСТЫНИ

По Трассе Москва-Киев, 438 км, поворот с указателем «Монастырь Площанская пустынь», далее 3 км. Общественным транспортом ехать от Брянска автобусом на Севск, Локоть, Комаричи, Белгород до остановки «Пост ДПС „Локоть“.

Адрес: 242301, Брянская область, Брасовский район, п. Пчела

Казанская Богородицкая Площанская пустынь. Мужской монастырь

Россия, Брянская обл., Брасовский р-н, пос. Пчела.

Земли, на которых расположен монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь, были свидетелями событий, связанных с формированием и развитием Русского государства. И сегодня все здесь как будто дышит древней Русью.

Севск и его окрестности были просвещены светом Христовой веры в XII веке преподобным Кукшей, затем они подверглись полному разорению Батыем, часто опустошались московскими воеводами. Находясь на границе с Литвой, Севск видел Лжедмитрия I, разбитого именно здесь, под Севском, войсками Бориса Годунова, а также и Лжедмитрия II, который подарил этот город своему мнимому тестю воеводе Юрию Мнишеку.

По преданию, пустынь «на плоском месте» существовала с незапамятных времен, что весьма вероятно, так как место это было труднодоступно и могло служить надежным прибежищем монахам во времена лихолетья.

После литовского разорения возобновлена около 1620 года с разрешения царя Михаила Федоровича и с благословения патриарха Филарета по просьбе монаха Киево-Печерской лавры Прокопия. Он с двумя монахами построил небольшую деревянную церковь и в ней поставил привезенные из Москвы иконы Спасителя и Казанской Божией Матери – вклад царя, сюда же перенесли из часовни резное на дереве изображение святителя Николая, явленное в этих местах. Церковка была сооружена во имя Казанской иконы Божией Матери, впоследствии построен придел во имя святителя Николая Чудотворца. Постепенно образовалась небольшая обитель под названием Богородицкая Площанская пустынь. В 1709 году обветшавшая деревянная церковь была перестроена.

Каменный Казанский собор был освящен в 1749 году, придел в честь святителя Николая Чудотворца – в 1746 году. Были построены храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754 год), во имя Всех святых над Святыми вратами (1780 год) и во имя Сошествия Святого Духа (1815 год). Вместо деревянного корпуса трапезной был построен каменный, в нем размещены (кроме трапезной) поварня, хлебня, несколько братских келий. Монастырь обнесен деревянной стеной, библиотека пополнилась новыми церковно-богослужебными и духовно-назидательными книгами.

Многие духоносные старцы жили в пустыни: Лев и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), святитель Игнатий Брянчанинов и др. Последний из них – Герман – прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, жил уже в XX в.

После 1917 года здесь была организована коммуна «Пчела». Монастырь был ликвидирован в 1924 году, но церковные службы продолжались до середины 30-х годов. В 1932 году 70 площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы агентами ГПУ и впоследствии по гибли в лагерях. Погиб величественный Казанский собор, нет надвратной церкви Всех святых, не пожалели и скромную церковь Покрова Божией Матери. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Умирая, он завещал вернуть икону обители, когда придет время возрождения.

Первые насельники вновь открытой Площанской пустыни приехали сюда в конце 1994 года. Былая цветущая обитель встретила монахов руинами. Поселились в маленьком здании бывшей просфорной с протекающей крышей. В 1996 году обители была передана часть келейного корпуса, еще через два года местная школа освободила здание полностью. В 1997 году началось восстановление на старом фундаменте храма Покрова Богородицы, восстановлен теперешний главный храм обители – Сошествия Святого Духа.

Летом 1998 года произошло радостное событие: список Казанской иконы Божией Матери был возвращен вновь возрожденному монастырю.

Из полной разрухи постепенно возрождается бывший дом игумена. Теперь это гостиница и трапезная для богомольцев, которых с каждым годом сюда приезжает все больше. Вдоль обновленной южной стены в 2000 году начали возводить гостиничный комплекс, а в следующем году – южные ворота обители. Бывший дом наместника в 2000 году был разобран, и вместо него воздвигнута гостиница для приезжающих священнослужителей.

В 2001 году над строящимися святыми вратами, была возведена церковь Всех святых, обретшая свой окончательный облик лишь в 2002 году. В 2001 году была застеклена вместительная теплица, собранная на старом фундаменте.

В 1999 году были произведены археологические раскопки фундамента Казанского собора и расчищены три его алтаря. В 2001 году в Площанский монастырь были перенесены мощи игумена Никодима (Спиридонова) – последнего настоятеля монастыря в 20-х годах XX века. До этого они находились на Афанасьевском кладбище города Орла. В 2002 году была завершена восточная стена, и выстроены две угловые башенки с восточными вратами.

В апреле 2002 года произошло радостное событие – поднятие из-под спуда мощей старца XIX века, иеромонаха Василия (Кишкина). По благословению священноначалия начата подготовка к его прославлению в лике преподобных нашей Церкви.

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Раифская Богородицкая пустынь. Мужской монастырь Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа.Казанская Раифская (в честь преподобных Отцев, в Синае и Раифе избиенных) Богородицкая общежительная пустынь была основана иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Федоровиче.

Из книги Православные старцы. Просите, и дано будет! автора Карпухина Виктория

Свято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь) Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 98.История основания Кизического монастыря такова. В 1654–1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань – только в самом городе и его

Из книги автора

Седмиозерная Богородичная пустынь. Мужской монастырь Татарстан, Высокогорский р-н, пос. Седмиозерка.В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни

Из книги автора

Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь. Мужской монастырь Россия, Калужская обл., пос. Льва Толстого.Исторически Тихонова пустынь известна с тремя наименованиями: в древности она называлась Малоярославецкой, с XVIII столетия ее именовали Медынской, а в XIX в. получила

Из книги автора

Спаса Нерукотворного пустынь. Мужской монастырь Россия, Калужская обл., Козельский р-н, с. Клыково.История основания монастыря берет свое начало в 1924 году, когда после разорения Свято-Введенской Оптиной пустыни часть братии во главе с казначеем игуменом Пантелеимоном

Из книги автора

Вознесенская Давидова пустынь. Мужской монастырь Россия, Московская обл., Чеховский р-н, пос. Новый Быт.Монастырь находится в 85 км от Москвы, недалеко от города Чехова. Пустынь расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре,

Из книги автора

Заиконоспасский мужской монастырь Россия, г. Москва, Никольская ул., д. 7–9.Возник на территории одного из древнейших московских монастырей – Николы Старого, известного уже в XIV в. На исходе XVI в. западный участок древнего монастыря с расположенной на нем церковью

Из книги автора

Благовещенский мужской монастырь Россия, г. Нижний Новгород, пер. Мельничный, д. 8.Расположен на высоком берету реки Оки в месте ее впадения в Волгу. Основан в 1221 году, при закладке Нижнего Новгорода благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем, при святителе Симоне,

Из книги автора

Свято-Успенская Саровская пустынь. Мужской монастырь Россия, Нижегородская обл., г. Саров.Летописи свидетельствуют, что первым монахом-отшельником, избравшим Саровскую гору для подвижнической жизни, был пензенский монах Феодосий, пришедший на Старое городище в 1664 году.

Из книги автора

Юрьев мужской монастырь Россия, г. Великий Новгород, ш. Юрьевское, д. 10.Монастырь святого великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия, на протяжении столетий традиционно именуемый Юрьев, принадлежит к числу древнейших обителей не только Новгородской епархии, но всей

Из книги автора

Никандрова Благовещенская пустынь. Мужской монастырь Россия, Псковская обл., Пороховский р-н, на р. Демьянке, в 76 км от г. Пскова.Пустынь была основана преподобным Никандром (в миру Никоном). Он родился 24 июля 1507 года в семье крестьян в селе Виделебье на Псковщине. В 17 лет

Из книги автора

Савватиева пустынь. Мужской монастырь Россия, г. Тверь.Монастырь берет свое начало с небольшой пещерки, в которой поселился около 1390 года палестинский монах Савватий. По преданию, он пришел в Тверь из святого града Иерусалима и принес с собой небольшой деревянный крест, в

Из книги автора

Казанская Свято-Амвросиевская пустынь. Ставропигиальный женский монастырь Россия, Калужская обл., Козельский р-он, пос. Шамордино.Монастырь был основан оптинским старцем иеросхимонахом Амвросием на земле, пожертвован ной монахиней Амвросией (в миру – помещица А.Н.

Из книги автора

Николо-Теребенская пустынь. Женский монастырь Россия, Тверская обл., Максатихинский р-н, с. Труженик(прежнее назв. Теребени).В 1492 году помещик Михаил Обудков решил построить в принадлежавшем ему селе Теребени церковь во имя святителя Николая. Выбрал подходящее место и

Этот монастырь был основан в 16 в. как мужская пустынь. После революции монастырь закрыли, разворовали и почти разрушили. В 1994 году было начато его реконструкция и восстановление. В настоящее время Площанский монастырь полностью восстановлен и в нем проживает около 30 монахов, а главной святыней монастыря является чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Икону спас монах и долгое время жители поселка Локоть тайно хранили ее, пока в 1996 году не вернули возродившемуся монастырю


Площанская Пустынь находится в Брянской области, на Киевской трассе недалеко от поселка Локоть.

Монастырь занимает сравнительно большую территорию, на которой расположились церковь, кельи монахов, дом игумена, трапезный корпус и древняя колокольня, единственная сохранившаяся со времени постройки.

Колокольня была построена в начале 19в. вместе с громадным Казанским собором, уничтоженным революцией в 1917г. Когда-то это было высокое четырехъярусное кирпичное сооружение с куполом и шпилем, но до нашего времени сохранились лишь два нижних четырехгранных яруса.

Наверху - действующая колокольня, а внизу остатки древнего Казанского Собора, построенного в 18 веке.

В центре монастыря стоит восстановленный Храм Сошествия Святого Духа, который был построен как и колокольня в начале 19 в.

Церковь представляет собой один из лучших в нашей Брянской области образцов монастырского культового зодчества 1-й трети 19 в. Здание церкви представляет собой бесстолпный однокупольный храм, сделанный из кирпича и отштукатуренный.

Церковь действительно очень красивая... и, несмотря на ремонт, чувствуется дух того времени...

Мы приехали в монастырь как раз в праздник Казанской Божьей Матери. В честь этого в храме прошла праздничная служба, а после нее крестный ход с чудотворной иконой. Народу в монастыре в этот день собралось очень много!

В гости на праздник приехало много священнослужителей из других областей

А это та самая икона. Хотя по слухам, это всего лишь ее копия, а настоящая икона хранится где-то в столице. Но в любом случае, главное же здесь - вера!

покрупнее... Кстати этот мужичек в черной рясе, по всей видимости, главный монах в этом монастыре. Он после службы ходил, всех поздравлял и со всеми целовался) а я как человек немного чуждый всем этим церковным обрядам, от него убегал, чтоб меня не зацеловали)

А это ну очень колоритный прихожанин, которого я не мог не запечатлеть) надеюсь он на меня за это не обидется.

Прощальный взгляд на храм от центральных ворот монастыря.

Как и полагается у монастыря есть свой святой источник с купелью. А в Площанском монастыре таких купелей целых 3! Две находятся непосредственно у подножия монастыря, на берегу озера. Обычные купальни. ничем не отличающиеся то других таких же.

А вот о третьей хочется написать отдельно. Этакий бонус к скучному посту о монастыре)
Третью купель надо еще поискать. О ней знают немногие, т.к. она находится немного в стороне от монастыря. Но это действительно уникальный и интересный источник. Во первых тут течет удивительна чистая и обжигающе холодная вода, окунуться в которой без легкого покрикивания не так уж и просто...

А во-вторых, по неизвестным мне причинам, этот источник является воистину местом паломничества всех новобрачных. Уже на подходе к нему вас встречают таблички-сердечки, прибитые на деревьях.

Таблички сами за себя говорят. "Саша+Маша", "Петя+Оля", "Сережа+Катя", и т.д. Фамилия и дата их счастливого дня бракосочетания)

Таблички развешены практически везде, но основное их скопление в маленькой беседке у источника.

Крыша беседки "забита" под завязку, и будущим молодоженам придется помучаться в поисках новых мест для своих табличек. А табличек каких только нет! Прямо-таки маленький музей больших валентинок)

Так что если будете проезжать по Киевской трассе мимо поселка Локоть Брянской области, не поленитесь, сверните с дороги и потратьте часик времени на знакомство с прекрасным!!!

Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.

Самые оригинальные и удивительные картинки из интернета , большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

"Благодатная пустынь: нельзя о тебе замолчать! Ты уединяешься в лесу сосновом и березовом, имеешь каменную церковь, довольное число келий... Написанные на вратах твоих лики являют собою обитателей твоих, посвятивших себя уединению, с намерением трудиться для спокойствия душевного и для избежания сует мирских. Ты имеешь чистейшую воду речную и ключевую. Тебя от солнечного зноя осеняют деревья; тебя же они охраняют от свирепых ветров. Ты вмещаешь в себя до 60 человек, …именующихся братиями. Твой начальник, титулуемый строитель, тем только отличает свое начальство от рядовых братий, что он первый в молитве в церкви, где вечер, заутро и полудне благословляют Господа, и первый на работе, где копают, сеют, садят и собирают плоды. Твоя чада вяжут мрежи, работают резцами и другими орудиями… Часы на колокольне определяют время, положенное для молитвы и работ. Притекающие в твой храм истинные поклонники не находят в твоей ограде ничего оскорбляющего чистоту их сердечных расположений…" Г.И. Добрынин


Церковь во имя Всех святых над восстановленными Святыми вратами

Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь возникла на юго-западе Святой Руси еще в незапамятные времена и в течение почти пяти столетий занимала одно из важных мест среди русских православных обителей. С 1882 года к монастырским землям вплотную примыкали владения Великого князя Георгия Александровича, а после его смерти эти земли перешли к его брату, Великому Князю Михаилу Александровичу. Великий Князь бывал и в монастыре, после молебна приложился к кресту и храмовой Казанской иконе Божией Матери. Затем Его Высочество изволил посетить настоятельские покои, где, как пишут "Орловские Епархиальные ведомости", откушал чаю и удостоил настоятеля милостивого разговора. После чая Его высочество посетил святой монастырский колодезь, после чего отбыл из пустыни в свое Брасовское имение".

К началу XX века Площанская Пустынь считалась одной из самых благоустроенных в России. Из тринадцати монастырей Орловской епархии она прочно занимала ведущее место. Площанская пустынь гостеприимно принимала всех приезжающих паломников. Уже при выходе на станцию Брасово богомольцы могли отдохнуть и переночевать в странноприимном доме, располагавшемся прямо на станции. До пустыни паломники ехали на пролетке по булыжной мостовой, выложенной до самой обители или доходили пешком за три часа.


Звонница, установленная на руинах колокольни Казанского собора, взорванного хрущевскими богоборцами

Прекрасная липовая аллея вела к главному храму обители - огромному Казанскому собору с трехъярусной колокольней и старинными часами, отбивающими даже минуты. Справа от собора взору открывалась средних размеров Духо-Сошественская церковь, а слева за ней и за собором - малая Покровская. Величественные павлины разгуливали среди цветов и деревьев у одноэтажного настоятельского корпуса. В монастырской лавке торговали иконами, крестиками, книгами и четками. На конном дворе рядом с каменным двухэтажным флигелем эконома помещались кучерская и шорницкая мастерская, кузница, каретный сарай, две конюшни, навесы, сарай для землемерного инвентаря.


Храм Сошествия Святого Духа на апостолов

С начала Первой мировой войны в Площанскую пустынь устремились монашествующие из разоренных войной монастырей, и гостеприимная обитель, как всегда, радушно принимала в своих стенах этих людей. На поддержание лазарета, располагавшегося при Бело-Бережском монастыре, Площанская обитель, наряду с другими монастырями епархии, отчисляла большие денежные средства. Для службы в передвижных госпиталях в распоряжение фронта были откомандированы три площанских иеромонаха.


Ротонда на территории монастыря


Руины Казанского Собора и Покровский храм

После октябрьского переворота Площанскую обитель постигла печальная участь. В 1924 г. монастырь был закрыт и разграблен до основания.Из храмов остались не взорванными только два -Казанский собор и храм Сошествия Святого Духа. На территории монастыря организовалась коммуна "Пчела". В 1930 году тридцать площанских монахов, скрывавшихся от преследований властей по окрестным деревням, подверглись аресту и впоследствии разделили участь многочисленных узников совести.


Спуск к святому источнику

В послевоенные годы в храме Сошествия Святого Духа вновь начались богослужения и открылся приход. Но ненадолго. Комсомольцы совхоза"30 лет ВЛКСМ", созданного на базе коммуны "Пчела", писали "наверх" письма с просьбой закрыть приход. И храм Площанской пустыни был закрыт в 1962 году по "желанию трудящихся"В Казанском соборе был открыт инкубатор по выращиванию цыплят, Вандалы предприняли попытку взорвать собор и разрушили два яруса.


Часовня у Святого источника

Только в 1994 году начались работы по восстановлению обители. В 1996 году две женщины из поселка Локоть вернули главную святыню обители - почитаемый чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. В годы репрессий эти женщины скрывали в своем доме площанского монаха, даже не зная его имени. Во время разграбления монастыря этот монах сумел спасти икону, с которой уже была снята серебряная риза. Он завещал вернуть святыню в обитель, когда закончатся гонения на церковь.

Сейчас возрождается архитектурный ансамбль монастыря, три раза в день проходят богослужения. Занимается монастырь и социальными вопросами. Площанская пустынь тесно сотрудничает с Центром реабилитации лиц, пострадавших от алкоголизма, наркомании и сект.


Вид на Площанское озеро



Похожие публикации