Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Психоаналитическая психологическая школа. Школы и направления изучения мифов и мифопоэтики в ХХ в. Школа структурной антропологии

Основоположником психоаналитической школы стал Зигмунд Фрейд (1856–1939), австрийский психиатр и психолог.

Наиболее известные работы : «О психоанализе» (1911), «Толкование сновидений» (1913), «Психология обыденной жизни» (1926) и др.

◘ Главная идея – гипотеза о существовании бессознательного как особого уровня человеческой психики. Движущая сила в развитии человечества – стихийные влечения, основное из которых – инстинкт продолжения рода, т.е. « либидо ». Переключение энергии либидо (сублимация ) на творчество Фрейд рассматривал как единственно здоровую и конструктивную стратегию обуздания нежелательных импульсов. Именно сублимация сексуальных инстинктов, по его мнению, послужила главной посылкой для великих достижений в науке и культуре.

Так, сильные и неосознанно агрессивные влечения могут быть сублимированы в общественно полезном направлении. С точки зрения классического психоанализа превращение либидо в творческое вдохновение наиболее наглядно проявляется в искусстве. Великое и общеизвестное «Я помню чудное мгновенье…» А.С. Пушкин посвятил А. Керн потому, что она оказалась недоступной для него. Три месяца вынужденной изоляции, проведенные им в Болдино, дали 50 вдохновенных произведений, а счастливый «медовый» месяц – только пять небольших стихотворений.

Концепция Фрейда содержит утверждение, что именно конфликты психики индивида, имеющие биологическую основу, выступают в качестве побуждающей причины развития культуры и ее содержания, куда входят нормы морали, искусство, государство, право и т.д. Религия, согласно его воззрениям, является фантастической проекцией во внешний мир неудовлетворенных влечений. У наиболее культурных людей, отмечал З. Фрейд, природное начало подавляется с особой силой, что делает их особенно подверженными психическим заболеваниям, сексуальным расстройствам, инфарктам. Самоубийства, являющиеся характерной чертой развитых цивилизаций, практически отсутствуют у примитивных народов. Таким образом, Фрейд, исследуя человеческую культуру с позиций психоанализа, в работе «Недовольство культурой» (1930) высказывает предостережение обществу от излишних ограничений и запретов, считая их угрозой психофизическому благополучию человечества.

Современные исследователи усматривают в концепции З. Фрейда существенные недостатки. Тем не менее отмечают и несомненные достоинства, которые состоят в выделении значительной роли бессознательного в жизни человека и функционировании культуры, исследование психотерапевтической функции культуры, формирование научного интереса, направленного на изучение соотношения нормы и патологии в различных культурах и др.

10. Концепция коллективного бессознательного

Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг (1875–1961) испытал сильное влияние Фрейда и, в свое время, поддерживал его теорию. Однако в 1913 г. наступил разрыв в их отношениях из-за неприятия К. Юнгом совершенно оригинального утверждения З. Фрейда о том, что мозг является «приложением к половым железам». Собственные исследования К. Юнг построил на основе анализа сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на глубоком изучении мифологии, трудов античных, позднеантичных и средневековых философов.

Основные работы : «Психологические типы» (1921), «Аналитическая психология и воспитание» (1936), «Психология и алхимия» (1952), «Архетип и символ» и др.

◘ Главная идея – концепция коллективного бессознательного , т.е. одновременно с существованием бессознательного в личности, признает существование бессознательного в коллективе.

● Юнг ввел в культурологию понятие «архетипа».

Из факта существования бессознательного в коллективе Юнг делает вывод о том, что однообразное является присущим всему человечеству свойством, структурные элементы которого представлены «архетипами». Из них впоследствии получила развитие каждая индивидуальная духовность. «Все основные формы и основные стимулы мышления коллективны. Все, что люди единодушно расценивают как всеобщее, коллективно, так же как и то, что всеми понимается, всем присуще, всеми говорится и делается».

По мнению Юнга, коллективное бессознательное существует в душе человека в виде архетипа 1 уже при рождении. Архетипы сопровождают человека на протяжении всей его жизни и проявляют себя через символы. Следовательно, мифология является выражением коллективной психики. Особое место среди архетипов в своих исследованиях Юнг отводил персоне, тени, аниме, анимусу и самости.

Персона (от лат. маска) представляет публичное лицо человека, т.е. то, как он ведет себя в обществе других людей. Она необходима в повседневной жизни, но одновременно является и в определенной степени источником опасности, т.к. может привести к деградации личности, постоянно подменяя индивидуальность.

Тень представляет бессознательную противоположность тому, что индивид стремится утвердить в своем сознании. Она являет собой источник неприемлемых агрессивных импульсов, аморальных мыслей, страстей и т.д. Однако в то же время тень представляет и источник жизненной силы и творческого начала, т.к. обуздывая собственные негативные побуждения, человек формирует в себе личность.

Кроме того, Юнг полагал, что бессознательное имеет черты, присущие противоположному полу, а человек в своей целостности является двуполым существом. Таким образом, анима выступает бессознательной женской стороной мужской личности, которая выражается в таких символах, как мать, женщина, душа, Дева Мария. Следовательно, анимус представляет внутренний образ мужчины в женщине, который ассоциируется с символами отца, мужчины, героя, Иисуса Христа. На протяжении многовекового взаимодействия полов эти архетипы эволюционировали в коллективном бессознательном.

Самость Юнг выделил как наиболее важный архетип и назвал сердцевиной личности, вокруг которой объединены другие элементы. Ощущение гармонии и целостности собственной личности индивид испытывает в тех случаях, когда достигнута интеграция всех аспектов души. Таким образом, развитие самости является главной целью жизни человека. Ее символом является мандала и ее многочисленные интерпретации: абстрактный круг, нимб святого и т.п. По мнению Юнга, эти символы встречаются в снах, фантазиях, мифах, религиозном и мистическом опыте. Причем религию он считает уникальной силой, помогающей человеку в его стремлении к целостности 1 .

К. Юнгу принадлежит заслуга в создании теории психологических типов (экстраверт-интраверт), которая стала отправной точкой в осуществлении им сравнительного анализа различных типов культур. Согласно его точке зрения, мышление представлено двумя типами: логическим, т.е. экстравертным, и интуитивным, т.е. интравертным. Развитие западной культуры он отождествляет с экстравертным мышлением, традиционной, в том числе и стран Востока, – с интравертным. В культурах с интравертным мышлением особую ценность имеют сновидения, галлюцинации, ритуалы и т.п., так как именно они позволяют вступить в контакт с коллективным бессознательным и создать своеобразное равновесие сознательного и бессознательного.

В отличие от Фрейда, Юнг понятие либидо отождествлял с творческой энергией. В процессе исследования и анализа развития западной культуры он пришел к выводу, что эпоха Просвещения, принесшая новый взгляд на давно привычные вещи, и привела человечество к атеизму. Осознание того, что боги не существуют, тем не менее не привело к исчезновению присущих им функций, они лишь ушли в сферу бессознательного. Это способствовало переизбытку либидо, ранее находившему выражение в культе идолов. В итоге обратный поток либидо значительно усилил бессознательное. Оно оказало мощное давление на сознание и привело к Французской революции, вылившейся в массовых убийствах. Таким образом, социально-политические кризисы и потрясения в западноевропейских странах Юнг связывал с вторжением архетипов в жизнь общества.

Важнейшую задачу культуры он видел в освобождении человека из состояния одержимости и бессознательности. Исходя из этого сам человек, считал Юнг, должен проникнуть в бессознательное и сделать его достоянием сознания, но не оставаться в нем и не отождествлять себя с ним.

Концепции Юнга вызывали оживленные споры и критику. Но совершенно очевиден тот факт, что первоначальное развитие культуры самым тесным образом связано с достаточно сильным влиянием бессознательного и это влияние оставило свои следы во многих сферах.

Психоаналитическая концепция культуры возникла на базе психологического изучения культуры в начале XX в. Психологи XIX в. пытались выяснить причины «духа народов», их самосознания, проблемы ментальности, групповой психологии и т. д. Среди классиков психологического направления З. Фрейд (1856 - 1939), К. Юнг (1876 - 1961), Э. Фромм (1900 - 1980), рассматривавших культуру с психологических позиций. Психоанализ изучает глубинные силы личности, ее влечения и тенденции, которые часто даже не осознаются человеком (так называемая бессознательная мотивация). С этих позиций объясняются различные явления культуры, процессы творчества, религия и развитие общества в целом.
Зигмунд Фрейд - австрийский невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа - считал, что культура является результатом компромисса между стихийными влечениями людей и требованиями реальности. Культура выступает как своеобразный механизм социального подавления свободного внутреннего мира индивидов, как сознательный отказ людей от удовлетворения их природных страстей. По Фрейду, культура охватывает все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы для удовлетворения своих потребностей, а также включает в себя институты для упорядочения человеческих взаимоотношений и, особенно - для дележа добываемых благ. Фрейд исследовал так называемое подсознательное: иррациональную и «темную» часть человеческой психики. Среди стихийных влечений, основным и объединяющим всех людей, он выделял инстинкт продолжения рода, половой инстинкт (так называемое либидо), а позже включил сюда и стремление к смерти (танатос). Энергия аффективных влечений, не находя выхода, трансформируется, переключается на цели общественной деятельности и культурного творчества (так называемая сублимация). Таким образом, главной предпосылкой культуры является неудовлетворенность, отказ от влечений. Эта энергия, не находя прямого выхода, так как блокирована культурой и ее нормами, окольными путями проявляется в патологиях или бессознательных формах, о чем можно судить по неврозам, выполняющим защитные функции, по сновидениям - «воротам в бессознательное», истериям, немотивированной жесткости, склонности к насилию и другим формам девиантного поведения человека. Разработанная Фрейдом система общепсихологических принципов (соотношение сознательного и бессознательного, приоритет сексуального влечения, Эдипов комплекс как теория вхождения личности в культуру, культурные явления как сублимация либидо), позволила по-новому подойти к изучению культуры. К достижениям Фрейда относятся расширение предмета исследований культурологов, понимание роли бессознательного в деятельности человека и функционировании культуры, анализ взаимоотношений личности и культуры, лучшее понимание компенсаторной (психотерапевтической) функции культуры и причин отклоняющегося (девиантного) поведения.
В то же время, в концепции Фрейда есть масса недостатков: недопустимо сведение всего многообразия культуры к чисто биологическим основам, к патологии, преувеличение роли сексуальности, расхождение с данными антропологической науки. Поэтому не случайно, что его идеи подверглись критике, в том числе и со стороны учеников и последователей, среди которых особое место занимает К. Юнг.
Карл-Густав Юнг - швейцарский психолог, сотрудник З. Фрейда - отошел от классического фрейдизма. Изучая психозы, фольклор, мифы он пришел к выводу, что в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, существует более глубокий слой - коллективное бессознательное. Его содержание составляют архетипы - общечеловеческие первообразы, в которых заключен опыт прежних поколений (мать-земля, герой, мудрый старец, демон и т.п.). Динамика архетипов лежит в основе мифов, символики художественного творчества. Юнг считал, что мифы не остались в прошлом, а продолжают жить в качестве коллективного бессознательного и играть определяющую роль в культуре сегодняшнего дня. История культуры - не уход от мифов, а их сублимация, т.е. преобразование и существование в виде кажущихся вполне современными явлений науки, искусства, общественной психологии и идеологии. Кажущиеся различия между культурами являются результатом непонимания людьми своего единства: внешнего и внутреннего. Юнг разработал типологию характеров, разделив людей на экстравертов (т.е. обращенных вовне) и интровертов (т.е. обращенных к своему внутреннему миру). Эта теория позволила Юнгу создать работы, посвященные основному различию между цивилизациями Запада и Востока, их религиями, философскими системами и мироощущениями. Юнг разрабатывал проблемы соотношения мышления и культуры, роль биологически унаследованного и культурно-исторического в жизни народов, анализировал мистические явления в культуре, выясняя значение мифов, сказок, преданий, сновидений. Он рассматривал не только логику, но и интуицию. Изучение интеллекта, как культурного феномена, дополняется стремлением понять глубинные чувства человека и человечества.
Эрик Фромм - немецко-американский психолог и социолог, представитель неофрейдизма, опиравшийся на неомарксизм и социальную психологию. Он отошел от биологизма Фрейда. В центре внимания у Фромма - разработка проблем личности, как результата взаимодействия социальных и психологических факторов, социального характера, отчуждения. Он критиковал капитализм, как больное, иррациональное общество, разрабатывал методы «социальной терапии». Фромм выделял в человеке в качестве существенных потребностей: потребность в общении, наиболее полно реализуемую в любви; потребность в творчестве; потребность в ощущении своих корней, незыблемости бытия; потребность в уподоблении, идентификации; потребность в познании. Но в современной культуре эти потребности часто подменяются другими. Человек предпочитает не думать о творчестве, о познании, о любви, он как бы сознательно убегает от самого себя и от свободы, превращаясь в некрофила, т.е. стремится превратить все живое в механическое и омертвелое.
Фромм принадлежал к Франкфуртской школе, сложившейся в 30-е гг. и распавшейся в 70-е гг. ХХ в. К ней относились такие видные теоретики, как М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др., опиравшиеся на марксизм и реформированный фрейдизм при анализе современной культуры. Они раскрыли проблему отчуждения в современном обществе, показали главную тенденцию западной модели - к тотальному управлению обществом и исчезновение свободной инициативы. На Западе сформировался тип массового «одномерного человека», у которого отсутствует критическое отношение к обществу, в результате чего предотвращаются социальные изменения. Современная культура, по их мнению, - это навязывание человеку ложных потребностей и подавление истинных. Философы критиковали технократизм, убивающий высокую культуру, массовую культуру, опускающуюся до варварства, «индустриализацию культуры», губящую творчество. Они активно выступили против фашизма. Философия культуры Франкфуртской школы получила мировую известность и оказала существенное влияние на науку.

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии.

Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком.

З.Фрейд назвал свое учение психоанализом - по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов.

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а через год он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга ”Толкование сновидений”, в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в следующей книге “Психопатология обыденной жизни”. Постепенно его идеи приобретали признание. В 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок почитателей и последователей. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение ширится. В то же время Фрейд становится все более догматичным в своих взглядах, не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, предпринимаемые его учениками. Это приводит к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей.

О том, что мыслью Фрейда правила общая логика преобразования научного знания о психике, говорит сопоставление пути, следуя которому он пришел к концепции бессознательной психики, с путями творчества других натуралистов. Отвергая альтернативу - либо физиология, либо психология сознания, они открывали особые психодетерминанты, не идентичные ни нейродетерминантам, ни лишенным реального причинного значения феноменам сознания, понятого как замкнутое бестелесное “поле” субъекта. В этом общем прогрессе научного познания психики важная роль наряду с Гельмгольцем, Дарвином, Сеченовым принадлежит Фрейду.

Во введении в научный оборот различных гипотез, моделей и понятий, охватывающих огромную неизведанную область неосознаваемой психической жизни, и состоит заслуга Фрейда. В своих исследованиях Фрейд разработал ряд понятий, запечатлевших реальное своеобразие психики и потому прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся, в частности, понятия о защитных механизмах, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, силе Я и др.

Фрейд выдвинул на первый план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, - о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между “желаемым” и “должным”. Жизненность и практическая важность этих вопросов выгодно контрастировали с абстрактностью и сухостью академической, “университетской” психологии. Это и обусловило тот огромный резонанс, который получило учение Фрейда как в самой психологии, так и далеко за ее пределами.

Вместе с тем на интерпретацию выдвинутых им проблем, моделей и понятий неизгладимую печать наложила социально-идеологическая атмосфера, в которой он творил.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация. Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.

Либижозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом важно, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли при этом человек в посторонних объектах. Исходя из этого Фрейд выделял три больших этапа.

Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивида, но и человеческого общества. Он писал, что вождь племени является своего рода отцом рода, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусобица, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, тают, которые начинают регулировать социальное поведение человека. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами происхождения основных этапов в развитии либидо.

Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод - психоанализ, для объяснения работы которого и были собственно созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, то есть следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушает ему свое толкование, которое пациент некритично понимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис: принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Поскольку основа такого выздоровления связана с внушением, эта терапия была названа директивной - в отличие от той, которая основана на равноправных отношениях пациента и врача.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой культуры - не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

Ни одно течение в истории психологии не вызывало таких взаимоисключающих суждений и оценок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по свидетельству многих писателей, настолько проникли в “кровь” западной культуры, что многим ее представителям значительно легче мыслить ими, чем игнорировать их. Вместе с тем во многих странах психоанализ подвергается резкой критике.

Американский психоаналитик Эрих Фромм считал, что женщине предстоит совершить в жизни два подвига. Первый - выносить и родить ребенка, второй - отпустить его в самостоятельную дорогу. Любая ли мать способна выполнить такое предназначение? Всегда ли для дочери или сына она остается идеалом? Любящей, жертвенной, добродетельной... Многие мои пациенты жалуются на своих родителей. Они рассказывают, какие они странные, как они обижали своих детей, когда те росли. Одна пациентка постоянно писала мне в дневнике: "Не-на-ви-жу!". Это о матери.

Собрать обиды на родителей нетрудно. И мать, и отец - увы, не ангелы. Они обычные смертные, у которых есть свои страсти, желания, склонности. К тому же детские травмы, как показывает психоанализ, во многом определяют жизненную судьбу. Мама актрисы Натальи Гундаревой не хотела признавать первую любовь своей дочери: "Это не тот человек, который тебе нужен!". У актрисы потом были другие мужья, но она никогда не была счастлива в браке. Выходит, мама сама сломала женскую судьбу дочери.

Любой человек соединяет в себе прошлое, настоящее и будущее. Своих родителей, самого себя и своих детей. Новая жизнь зарождается в чреве обычный земной женщины. Другой возможности продлить связь поколений у Господа Бога нет. Христианская религия почерпнула это триединство (т.е. целостность трех слагаемых) из этой сути человека. И сделала это священным, чтобы нам понять единственный закон жизни. Без прошлого нет настоящего. Потому что нет Сына. Без настоящего невозможно будущее, потому что некому будет передать Завет. В религиозной литературе Заветом называют соглашение человека с Богом. Завет - это доброе согласие. А. Б. Карлин пишет в "Литературной газете": "Если река широкая, то мост просто так с берега на берег не перебросишь, надо опоры ставить в воде - "быки". Каждое поколение и есть такой вот "бык", поддерживающий пролеты, которые связывают его с предыдущим поколением и с будущим. Есть такая технология, когда новый пролет строится еще на предыдущей опоре и продвигается к следующей. От своих родителей мы получили исключительно прочный "пролет". Мы стоим на плечах гигантов".

А если его нет, этого Завета? Если родители не сумели показать эту живую связь поколений, близость детей и родителей? Если дети не смогли осознать свое глубинное, святое родство с родителями? Тогда Завет замещается в душе человека сиюсекундным распоряжением. Приказом. Тогда будущему поколению передают не Завет, как надо жить, а правила, как надо выживать. И тогда исчезает преемственность жизни. Остаются люди, которым не надо рисковать, чтобы отстоять Завет для будущих поколений, а нужно просто воспользоваться моментом, чтобы что-то продать, а что-то купить... "Ты неудачница! - гневно кричит сын своей матери. - Ты не смогла обеспечить мою жизнь!" Нахлебник, между прочим, богатырского сложения, сытый и ухоженный.

"Я не могу простить свою маму. Я видела, как она обнималась с посторонним мужчиной. Это был не папа, и я была потрясена. До сих пор не могу ее простить". Но эта пациентка только что рассказывала мне о том, как тайно изменила своему мужу, как была счастлива в этом грехе...

Христианская религия пытается вбить в наше сознание простую истину естественного человеческого бытия - есть прошлое, настоящее и будущее. Они связаны между собой. Простая истина: любовь к родителям обусловлена тем, что они подарили детям жизнь. Перед этим очевидным фактом меркнут все другие подробности существования -детские обиды, странности и даже пороки родителей, трудности самой жизни. Моей пациентке - 25 лет. Она плачет, рассказывая о том, что мама ее предала. Когда девочка было 15 лет, мама взяла и умерла. Оставила бедную крошку одну, обрекла на слезы и горе. Как будто мама ушла из жизни по собственному желанию. Она болела и сама, судя по всему, мучительно страдала от того, что никогда не увидит свою дочь взрослой, с внуками. Русский философ В. С. Соловьев в книге "Оправдание добра" очень много пишет о почитании родителей. Да ведь это одна из универсальных заповедей человечества. Читаешь и думаешь: ну, что так обстоятельно, так дотошно. И так понятно: случится воскресенье, положу цветы на материнскую могилу. Но без нравственной эстафеты нет связи поколений. Нет и Завета.

Ребенок никогда не является простым слепком родительского воспитания. Он очень рано и вполне самостоятельно начинает выбирать жизненные святыни. Если девочка ценит доброту, любовь, жертвенность, она может пронести эти заветы через всю жизнь, порой даже вопреки родительским наставлениям. Наталья Гундарева послушалась маму, но предала свою любовь. Но стоит ли винить маму. Нет, не стоит - у нее были свои резоны. Каждый человек сам отвечает за свои поступки. И в этом связь времен.

1 Фрейд 3. Анализ фобии пятилетнего мальчика//Фрейд 3. Психология бес­
сознательного. СПб., 2002.

2 Ференци Ш. Маленький петушатник//Психоанализ детской сексуальности.
СПб., 1997.

3 Фрейд 3. Проблема дилетантского анализа//Фрейд 3. Избранное. Рос­
тов-на-Дону, 1998.

4 Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа//Фрейд А. Теория
и практика детского психоанализа. Т. 1. М., 1999.

5 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни
ребенка//Психоанализ в развитии. Сборник переводов. Екатеринбург, 1998.

6 Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа//Фрейд А. Теория
и практика детского психоанализа. Т. 1.

8 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной
в психоанализе. М., 2001.

9 Кляйн М. О наблюдении за поведением младенцев//Кляйн М., Айзеке С,

10 Кляйн М. Заметки о некоторых шизоидных механизмах//Кляйн М.,

11 Кляйн М. О наблюдении за поведением младенцев//Кляйн М., Айзеке С,
Райвери Дж.,

13 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной
жизни младенца//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж., Хайманн П. Развитие
в психоанализе.

14 Кляйн М. О теории вины и тревоги//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж.
Хайманн П. Развитие в психоанализе.

16 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной
жизни младенца//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж., Хайманн П. Развитие
в психоанализе.

17 Кляйн М. Заметки о некоторых шизоидных механизмах//Кляйн М.,
Айзеке С, Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе.


ПРИМЕЧАНИЯ

18 Кляйн М. О теории вины и тревоги//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж.,
Хайманн П. Развитие в психоанализе.

19 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной
жизни младенца//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж., Хайманн П. Развитие
в психоанализе.

20 Кляйн М. О наблюдении за поведением младенцев//Кляйн М., Айзеке С,
Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе.

21 Кляйн М. Скорбь и ее отношение к маниакально-депрессивным состояни-
ям//Вестник психоанализа. 2002. № 1.

22 Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источни­
ков. СПб., 1997.

23 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной
жизни младенца//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж., Хайманн П. Развитие
в психоанализе.

24 Кляйн М. Эдипов комплекс в свете ранних детских тревог//Эдипов ком­
плекс и эротические сны. Клиническое применение. М., 2002.



25 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной
жизни младенца//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж., Хайманн П. Развитие
в психоанализе.

26 Райвери Дж. Общее введение//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж., Хай­
манн П. Развитие в психоанализе.

Психоаналитическая психология объектных отношений (М. Балинт, Д. Винникотт, Р. Фейрбейрн)

1 Балинт М. Базисный дефект. Терапевтические аспекты регрессии. М., 2002.

2 Балинт М. Изменение терапевтических целей и техник в психоанали-
зе//Антология современного психоанализа. Т. 1. М., 2000.

3 Балинт М. Базисный дефект. Терапевтические аспекты регрессии.

7 Винникотт Д. Переходные объекты и переходные явления: исследование пер­
вого «не-я»-предмета//Антология современного психоанализа. Т. 1. М., 2000.

9 Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.

10 Винникотт Д. Судьба переходного объекта//Психоаналитическая хрестома­
тия. Классические труды. М., 2005.

11 Винникотт Д. Игра и реальность. М., 2002.

12 Винникотт Д. Использование объекта//Антология современного психоана-

лиза. Т. 1.


ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

13 Винникотт Д. Игра и реальность.

15 Винникотт Д. Способность к одиночеству//Антология современного психо­
анализа. Т. 1.

16 Винникотт Д. Игра и реальность.

23 Винникотт Д. Ненависть в контрпереносе//Эра контрпереноса: Антология
психоаналитических исследований (1949-1999гг.). М., 2005.

24 Винникотт Д. Контрперенос//Эра контрпереноса: Антология психоанали­
тических исследований (1949-1999гг.).

25 Балинт М. Базисный дефект. Терапевтические аспекты регрессии.

27 Фрейд 3. Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве//Фрейд 3.
Художник и фантазирование. М., 1995.

28 Винникотт Д. Игра и реальность.

Структурный психоанализ Ж. Лакана

1 Русская нить. Беседа о Жаке Лакане//Психоаналитический вестник. 1999.
№1(7). С. 21.

2 Schneiderman S.Jacques Lacan: The Death of an Intellectual Hero. Cambridg
(Mass.), London, 1983.

3 Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.

7 Dean S., Thong D. Transcultural Aspects of Metapsychiatry: Focus on Shamanism
in Bali//Psychiatry and Misticism/Ed. by S. Dean. Chicago, 1975.

8 Леви-Строс К. Структурная антропология.

9 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1976.

10 Foucault M. Power/Knowledge. Selected Interviews and Other Writings, 1972-
1977/Ed. by G.Colin. Brighton, 1980.

11 Фуко М. Слова и вещи.


ПРИМЕЧАНИЯ

14 Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни//Фрейд 3. Психология бессоз­
нательного. СПб., 2002.

15 Фуко М. Слова и вещи.

16 Foucault M. Power/ Knowledge. Selected Interviews and Other Writings, 1972-
1977.

17 Фуко. Слова и вещи.

20 Lacan J. Ecrits: A Selection. London, 1980.

21 Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995.

25 Lacan J. The Four Fundamental Conceptions of Psycho-Analysis. Harmondsworth, 1979.

27 Лакан Ж. Семинары. Кн. 1. Работы Фрейда по технике психоанализа
(1953/1954). М., 1998.

28 Lacan J. The Four Fundamental Conceptions of Psycho-Analysis.

29 Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
(1954/1955). М., 1999.

30 Лакан Ж. Семинары. Кн. 5. Образование бессознательного (1957/1958). М.,
2002.

31 Балинт М. Изменение терапевтических целей и техник в психоанализе//
Антология современного психоанализа. М., 2000.

32 Лакан Ж. Семинары. Кн. 1. Работы Фрейда по технике психоанализа
(1953/1954).

33 Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
(1954/1955).

34 Лакан Ж. Семинары. Кн. 1. Работы Фрейда по технике психоанализа
(1953/1954).

35 Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
(1954/1955).

36 Лакан Ж. Семинары. Кн. 11. Четыре основные понятия психоанализа (1964).
М., 2004.

37 Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
(1954/1955).

39 Лакан Ж. Семинары. Кн. 1. Работы Фрейда по технике психоанализа
(1953/1954).

40 Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
(1954/55).

ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ


ПРИМЕЧАНИЯ

41 Лакан Ж. Семинары. Кн. 1. Работы Фрейда по технике психоанализа
(1953/1954).

Похожие публикации