Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Пространственное восприятие методика совмещения вырезов. Лекции по "психодиагностика". Абсолютный порог слухового ощущения

МОДУЛЬ 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ И ПСИХОМОТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ10-Лекция Ощущения и восприятия
Зрительное ощущение
Абсолютный порог слухового ощущения
Восприятие пространственных признаков.
Методика «компаса»
Методика «часы»

Исследование ощущений и восприятий в спорте
преследует две цели:
1. Диагностику спортивных способностей
2. Оценку функционального состояния спортсмена.
Различные виды спорта предъявляют разные.
требования к зрительной, кинестетической и
другим видам чувствительности.
Одновременно интраиндивидуальные различия,
например, динамика абсолютных и разностных
порогов ощущений у одного и того же человека,
могут служить характеристикой функционального
состояния (утомления, предстартовой лихорадки и
т. п.).

Зрительное ощущение (определение нижнего порога)

Используются плакаты с рисунками кольца
Ландольта. Диаметр кольца 7,5 мм,
толщина линии 1,5 мм, разрыв линии 1,5
мм.

Порог различения массы

Исследуется с помощью разновесов, в качестве
которых могут быть использованы 1-, 2-, 5копеечные монеты. Испытуемому надевают на
глаза повязку, и он вытягивает руки вперед
ладонями вверх. На ладонях листки бумаги
размером 5x5 см. Экспериментатор кладет на
ладони испытуемого монеты по 5 и 4 копейки (3+2
и 2+2), спрашивая, какой груз тяжелее, затем
добавляет 1, 2, 5 копейки и т. д., пока не
определится различие в весе.
Опыт повторяется 3 раза со сменой рук. За основу
берется средний результат различения в граммах.

Оценка чувствительности в различении
массы с помощью представленной
методики осуществляется по таблице.
Оценка в баллах 9
8
7
6
5
4
3 2 1
Различаемая
величина (в г)
2
2
3
3
4
5 7 10
1

Абсолютный порог слухового ощущения

Абсолютный порог слухового ощущения
Для определения слуховой чувствительности требуется специальный
звуковой генератор с наушниками.
Экспериментатор сначала усиливает звук от «0» до того момента, когда
испытуемый его услышит. Затем от величины, несколько большей
абсолютного порога, ослабляет звук до тех пор, пока он перестанет
восприниматься.
Порог слухового ощущения определяется по средней величине силы звука,
определенной при его усилении и ослаблении.
Звук нужно подобрать таким образом, чтобы в среднем его можно было
услышать на расстоянии 5 м
Испытуемый становится спиной к источнику звука, который сначала
приближают к нему (пока не услышит), а потом удаляют (пока не перестанет
слышать).
Расстояние удаления источника звука фиксируется и сопоставляется с тем, что
было раньше, например с исходными данными до физической нагрузки.
Если при этом вместо звука воспроизводить с магнитофона отдельные
несложные слова, можно получить сведения об изменениях в восприятии
речи.

Восприятие пространственных признаков. Методика «компаса»

Исследование производится с помощью плаката, на
котором схематически изображено по 5 компасов в
каждой строчке.
Необходимо относительно одной точки отсчета сторон
света, мысленно воспроизводя остальные стороны
света, определить, куда показывает стрелка.
Затем из 5 компасов определить, который показывает в
направлении, обозначенном в самом начале строки.
Например, на 1-й строке указано – искать ЮЗ. Это № 2 и
№ 3.
Задание дается на 10 мин.
Оценка выводится по таблице.

10.

Оценка в баллах
Количество
вильных ответов
9
8
7
6
5
4
3
пра- 18 17 16 14-15 12-13 10-11 8-9
2
1
6-7
5

11.

Инструкция:
«Вам знакомо расположение сторон света на компасе:
север – сверху, юг – внизу, восток – справа, запад –
слева. (Показать на демонстрационном плакате.)
На ваших картах схематические изображения компасов
со стрелками, на них указано только одно направление.
Вам надлежит мысленно представить остальные
стороны света с учетом, что компасы эти перевернуты
или наклонены. (Показать несколько вариантов
отыскания направления стрелки на плакате.)
Ваша задача определить, куда показывают стрелки на
каждом компасе, и найти те из них, которые
соответствуют направлению, обозначенному в начале
строки. (Показать.) Эти компасы подчеркнуть.
Время на работу 10 мин».

12. Методика «часы»

Исследование производится или с
помощью бланка с изображением 42
циферблатов, на которых по одному числу,
около любого часа, а циферблат повернут
на неопределенное количество градусов
Необходимо определить, какое время
показывают стрелки.

13.

14.

При работе со стендом каждая картинка
представляется на 12 с (по определенной
программе) и обследуемые пишут номера заданий
и ответ, например: 3 = 11 ч 15 м; 4=21 ч 20 мин.
Оценки при этом облегчаются на 2 ответа (9
баллов=35 правильных ответов; 8 баллов=32 – 34 и
т. д.).
Инструкция для работы по бланкам: «Перед вами
бланки, на которых нарисованы ряды циферблатов
со стрелками. Циферблаты повернуты вокруг оси –
они в необычном положении. Нужно, ориентируясь
только на одну цифру, показывающую какой-нибудь
час, определить время на каждом циферблате.
Бланки вращать не разрешается, положение часов
нужно представлять мысленно».
  • Реферат - Специфика спортивного бизнеса в профессиональном спорте (Реферат)
  • Реферат - Маркетинг в сфере спорта (Реферат)
  • Горлов И.Ф. Биотехнология колбасного производства. Часть 2 (Документ)
  • Горлов И.Ф. Биотехнология колбасного производства. Часть 1 (Документ)
  • Черепанов В.П., Хрулев А.К., Блудов И.П. Электронные приборы для защиты РЭА от электрических перегрузок (Документ)
  • Шапарь Ш.Б., Шапарь О.В. Практическая психология проективных методик (Документ)
  • Протокол - Исследование устойчивоcти и концентрации внимания и особенностей работоспособности с помощью методики - Корректурная проба (Ф.Бурдона) (Документ)
  • n1.docx

    Глава IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

    § 1. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

    Исследование ощущений и восприятий может проводиться как в целях психологического отбора, так и для определения изменений в психологических функциях после различных периодов физической и спортивной тренировки. По результатам оценки ощущений у одного и того же определенного человека можно судить также о его функциональном состоянии, утомлении.

    Зрительное ощущение (определение нижнего порога)

    Простейший способ приблизительного измерения описан К. К- Платоновым. Используются плакаты с рисунками кольца Ландольта (рис. 4). Диаметр кольца 7,5 мм, толщина линии 1,5 мм, разрыв линии 1,5 мм.

    Порог различения массы

    Исследуется с помощью разновесов, в качестве которых могут быть использованы 1-, 2-, 3-, 5-копеечные монеты. Испытуемому надевают на глаза повязку, и он вытягивает руки вперед ладонями вверх. На ладонях листки бумаги размером 5x5 см. Экспериментатор кладет на ладони испытуемого монеты по 5 и 4 копейки (3+2 и 3+1), спрашивая, какой груз тяжелее, затем добавляет 1, 2, 3 копейки и т. д., пока не определится различие в весе. Опыт повторяется 3 раза со сменой рук. За основу берется средний результат различения в граммах. Оценка чувствительности в различении массы с помощью представленной методики осуществляется по таблице 25.

    Исследуется с помощью экстезиометра. Испытуемому на глаза надевают повязку. Экспериментатор прикасается к кожной поверхности испытуемого на тыльной стороне ладони ножками экстезиометра, разведенными на 1 мм, не надавливая на кожу. Затем ножки разводятся на 1,5, на 2, на 2,5 мм и т. д. до тех пор, пока не появится ощущение двух прикосновений. Затем ножки сближаются до появления одного прикосновения. Опыт повторяется три раза. За основу берется средний результат в миллиметрах. При отсутствии экстезиометра можно пользоваться обычным циркулем-измерителем, на котором расстояние между иглами устанавливается с помощью линейки. Оценка точности тактильного ощущения (нижнего его порога) с помощью представленной методики осуществляется по таблице 24.
    Абсолютный порог слухового ощущения

    Для определения слуховой чувствительности требуется специальный звуковой генератор с наушниками. Экспериментатор сначала усиливает звук от «0» до того момента, когда испытуемый его услышит. Затем от величины, несколько большей абсолютного порога, ослабляет звук до тех пор, пока он перестанет восприниматься. Порог слухового ощущения определяется по средней величине силы звука, определенной при его усилении и ослаблении.

    С целью приближенной оценки изменений слуховой чувствительности, в связи с динамикой функционального состояния (ростом утомления и др.) при отсутствии специального генератора звука у одних и тех же испытуемых (для которых имеются исходные данные) возможно использование произвольного источника звука, например с магнитофона или любого источника с постоянной силой звука. Звук нужно подобрать таким образом, чтобы в среднем его можно было услышать на расстоянии 5 м. Испытуемый становится спиной к источнику звука, который сначала приближают к нему (пока не услышит), а потом удаляют (пока не перестанет слышать). Расстояние удаления источника звука фиксируется и сопоставляется с тем, что было раньше, например с исходными данными до физической нагрузки. Если при этом вместо звука воспроизводить с магнитофона отдельные несложные слова, можно получить сведения об изменениях в восприятии речи.
    Восприятие длины линии

    Оценка способности к восприятию пространственных отрезков (глазомер) может проводиться с помощью простейшего устройства, изготовленного из обычной линейки (рис. 5). Сторона линейки, обращенная к испытуемому, заклеивается белой бумагой, посредине находится четкая полоска, которая разделяет линейку на две половины (левую и правую). Сверху – два ползунка.

    Экспериментатор отодвигает один ползунок до центра (от четкой линии) на 5 – 12 см. Испытуемый, который находится в 0,5 м от линейки, должен отодвинуть свой ползунок на такое же расстояние в противоположную сторону. Берется отсчет ошибки. Проба повторяется 10 раз.

    (Т) измерения длины отрезка по формуле
    где с 2 – сумма разностей от заданной длины отрезка (сумма ошибок испытуемого в мм), С\ – сумма отрезков, предъявляемых экспериментатором. Оценка результатов обследования по описанной методике выставляется по таблице 26.

    Рис. 5. Глазомерная линейка. А – вид со стороны испытуемого; Б – вид со стороны экспериментатора.

    Таблица 26

    Восприятие времени

    Оценка точности восприятия времени может производиться с помощью обычного секундомера. Экспериментатор дает отсчет в 12 с, обозначая ударом карандаша начало и конец временного отрезка. Испытуемый должен включить и остановить секундомер, воспроизводя указанный интервал времени. Целесообразно давать по 10 проб с таким расчетом, чтобы они относительно равномерно распределились в указанном диапазоне 6 – 12 с.

    Определяется процентная точность (Т) оценки интервалов времени по формуле
    где с 2 сумма разности от времени предъявляемого (сумма ошибок испытуемого в секундах), ci – сумма отрезков времени, предъявляемых экспериментатором. Оценка точности восприятия времени по описанной методике выставляется по таблице 27.

    Таблица 27

    Глазомер на углы (восприятие угловых величин)

    Исследование производится с помощью плаката, где изображено 10 углов от 35° до 135° под номерами и 10 таких же углов, обозначенных буквами. Различия между углами 7 – 10°, линейные величины их сторон около 8 – 12 см. Углы под номерами и обозначенные буквами в половине случаев также не имеют точного совпадения, отличаясь на 2 – 3°."
    Испытуемым предъявляется на 4 мин плакат (надо иметь 3 4 подобных плаката) и ставится задача найти пары соответствующих или наиболее близких по угловым величинам фигур, обозначенных цифрами и буквами, записывая ответы в порядке номеров, например: 1 – Б; 2 – В; 2 – М и т. д. Оценка результатов обследования выставляется по таблице 28. (Экспериментатор имеет шаблон правильных ответов для каждой таблицы.)

    Таблица 28

    Инструкция для группового обследования: «Перед вами плакат, на котором 10 пар равных или близких по угловой величине фигур, обозначенных цифрами и буквами (показать несколько пар на плакате). Начинайте по порядку от фигуры под № 1 и найдите соответствующую ей или наиболее близкую по угловой величине фигуру, обозначенную буквой. Запишите: № 1 и рядом – соответствующую букву, например «Б». Затем ищите фигуру № 2 и соответствующую ей по угловой величине фигуру». (После этого показать еще 2 – 3 пары фигур, равных или близких по угловой величине. Повесить контрольный плакат, включить секундомер. Через 4 мин подать команду «стоп», снять плакат.)

    Восприятие пространственных признаков. Методика «компаса»

    Исследование производится с помощью плаката (рис. 6) на котором схематически изображено по 5 компасов в каждой строчке. Необходимо относительно одной точки отсчета сторон света, мысленно воспроизводя остальные стороны света, определить, куда показывает стрелка. Затем из 5 компасов определить, который показывает в направлении, обозначенном в самом начале строки. Например, на 1-й строке указано – искать ЮЗ. Это № 2 и № 3. Задание дается на 10 мин. Оценка выводится по таблице 29.

    Инструкция: «Вам знакомо расположение сторон света на компасе: север – сверху, юг – внизу, восток – справа, запад – слева. (Показать на демонстрационном плакате.) На ваших картах схематические изображения компасов со стрелками, на них указано только одно направление. Вам надлежит мысленно представить остальные стороны света с учетом, что компасы эти перевернуты или наклонены. (Показать несколько вариантов отыскания направления стрелки на плакате.) Ваша задача определить, куда показывают стрелки на каждом компасе, и найти те из них, которые соответствуют направлению, обозначенному в начале строки. (Показать.) Эти компасы подчеркнуть. Время на работу 10 мин».

    Методика «часы»

    Исследование производится или с помощью бланка с изображением 42 циферблатов, на которых по одному числу, около

    Любого часа, а циферблат повернут на неопределенное количество градусов (рис. 7), или используется небольшой стенд с вращающимся циферблатом (диаметром около 50 см), стрелками и зажимом с набором чисел от 1 до 12, обозначающими часы (рис. 8). Необходимо определить, какое время показывают стрелки.

    При работе с бланками оценка выводится по таблице 30.

    При работе со стендом каждая картинка представляется на 12 с (по определенной программе) и в первом и во втором случае обследуемые пишут номера заданий и ответ, например: 3 = 11 ч 15 м; 4=21 ч 20 мин. Оценки при этом (как и в случае использования плаката вместо бланков) облегчаются на 2 ответа (9 баллов=35 правильных ответов; 8 баллов=32 – 34 и т. д.).

    Инструкция для работы по бланкам: «Перед вами бланки, на которых нарисованы ряды циферблатов со стрелками. Циферблаты повернуты вокруг оси – они в необычном положении. Нужно, ориентируясь только на одну цифру, показывающую какой-нибудь час, определить время на каждом циферблате. Бланки вращать не разрешается, положение часов нужно представлять мысленно».

    § 2. ВНИМАНИЕ Объем внимания

    Исследование объема внимания осуществляется с помощью тахистоскопа. Смысл исследования – в предъявлении на короткое время (около 1 с) карточки с изображенными на ней фигурами, например, кружков или крестиков (рис. 9). Каждая карточка предъявляется дважды. Сначала берутся карточки с двумя фигурами, затем с тремя и т. д. После предъявления изображения испытуемый в течение 10 – 15 с должен нанести на своем бланке точки (крестики) в соответствии с тем, что он увидел. На воспроизведение 2 – 5 фигур дается по 10 с, 6 – 7 фигур – по 15 с, 8 – 9 фигур – по 20 с.

    На упрощенном тахистоскопе карточки могут высвечиваться на бумаге за матовым стеклом зажиганием лампочки. Возможно предъявление их с эпидиаскопа на слайдах. Обследование проводится обычно групповым способом. Важно исключить списывание друг у друга. Оценка результатов осуществляется по таблице 31.


    Концентрация внимания. Тест «Перепутанные линии»

    Среди методик, направленных на исследование концентрации внимания, может быть рекомендовано задание «Перепутанные линии» (рис. 10), которое рассматривают так же, как один из тестов, характеризующих устойчивость внимания. Исследование может проводиться как на индивидуальных бланках, так и с помощью плаката на стандартном листе ватмана или высвечиванием на эпидиаскопе. Испытуемые на своих бланках записывают номера начала линий по порядку и за ними номера их окончания. На выполнение задания дается 7 мин. Оценка при выполнении задания с плаката по таблице 32.

    Инструкция: «На бланке вы видите 25 перепутанных линий. Вам необходимо проследить каждую линию слева направо и определить, где она кончается. Начинаются линии слева, кончаются обязательно справа. Начинайте с линии, обозначенной слева, № 1, найдите, где она закончится, там стоит соответствующий номер, затем переходите к линии № 2 и т. д. Ответы записывайте по порядку, например: 1 – 17, 2 – 14, 3 – 22 и т. д. Выполнять задание следует только путем зрительного контроля, не вести линии карандашом или пальцем».
    Устойчивость внимания. Корректурная проба

    Обследуемому дается бланк с различными буквами (или газетный текст) и предлагается вычеркивать несколько букв или буквосочетаний (например, О и К или К и НО). В другом варианте одну букву предлагается подчеркивать, а другую – зачеркивать. Через каждую минуту подается команда отметить чертой, сколько знаков просмотрено. Приэтом может меняться задание: ту букву, что зачеркивал, подчеркнуть, а ту, что подчеркивал, зачеркнуть. Работа продолжается по заданию 5 или 10 мин. Хотя в отдельных случаях могут применяться пробы до часа и более, позволяющие хорошо проследить динамику утомления, истощаемость внимания.

    При выполнении 10-минутной пробы по корректурному бланку со сменой задания (см. инструкцию) оценка выставляется по таблице 33. За каждую ошибку (пропущенную или неверно зачеркнутую букву) вычитается 20 знаков, за пропущенную строку – минус 60 знаков.

    Таблица 33


    Оценка в баллах

    9

    8

    7

    6

    5

    4

    3

    2

    1

    Количество просмотренных знаков (минус ошибки)

    2151

    2001- 2150

    1851- 2000

    1701- 1850

    1501- 1700

    1351-1500

    1201-1350

    1000-1200

    менее 1000

    Особое внимание обращается на то, как снижается (или увеличивается) продуктивность от минуты к минуте, растет ли число ошибок.

    Инструкция: «На бланке написаны различные буквы. Просматривайте каждую строчку слева направо. При этом букву «а» подчеркивайте, а букву «о» зачеркивайте. Главное – не допустить ни одной ошибки. Это первый способ работы. При втором способе нужно делать наоборот: «а» зачеркивать, «о» подчеркивать. Начинайте работать первым способом, через минуту последует команда: «Черта, второй способ!». Это значит: нужно провести вертикальную линию на том месте, где застанет команда, и продолжать работу вторым способом. Затем, через минуту, следует команда: «Черта, первый способ!». Поставите черту и начнете работать первым способом и т.д.».

    Корректурная проба с кольцами

    Обследуемому предлагается бланк с кольцами Ландольдта (рис. 11).

    В таблице по 32 кольца в строке, всего 32 строки. Обследуемым предлагается зачеркивать кольца с определенным разрывом (например, на 9 ч) или же зачеркивать такие кольца, как первое в строке. На задание отводится 5 мин. Через каждую минуту дается команда провести черту. Обычно предлагаются два задания на двух бланках, второе после эмоциогенного инструктирования.

    При выполнении 5-минутной пробы оценка выставляется в условных баллах по номограмме, на которой учитывается количество просмотренных колец и количество ошибок. Берется средний результат из двух проб. Особое внимание обращается на изменение продуктивности от минуты к минуте и на то, как изменяется количество ошибок.

    Инструкция: «Возьмите бланк с кольцами. Положите его таким образом, чтобы верхнее левое кольцо было с разрезом влево. Напишите сверху свою фамилию. Вам надлежит вычеркивать в каждой строчке такие кольца, как первое кольцо в каждой строке. В первой строчке кольца с разрезом на 9 ч, во второй – с разрезом на 7 ч и т. д. Через каждую минуту будет подаваться команда: «Минута!». В этот момент следует поставить квадратную скобку на том месте, где вас застала команда. Затем, не задерживаясь, продолжайте работу».

    Инструкция перед выполнением второго задания: «Будете выполнять точно такое же задание, но выполнить его нужно обязательно лучше, чем предшествующее. Если у вас недостаточная эмоциональная устойчивость, вы непременно увеличите количество ошибок. Постарайтесь взять себя в руки! Возьмите второй бланк, положите его так, чтобы верхнее левое крыло было с разрывом на 5 ч. Напишите сверху свою фамилию и поставьте № 2».
    Тест отыскания чисел

    Рекомендуется как задание для исследования распределения внимания. Используется бланк с 25 клетками (рис. 12), на котором в случайном порядке нанесены числа от 1 до 40 (15 чисел пропущено). Могут использоваться индивидуальные бланки размером 7X7 см. Применяются также бланки с числами от 1 до 70 (рис. 13) и др.


    14

    5

    31

    27

    37

    40

    34

    23

    1

    20

    19

    16

    32

    13

    33

    2

    6

    8

    25

    9

    12

    26

    36

    28

    39

    16

    19

    42

    14

    56

    27

    43

    69

    26

    57

    49

    68

    7

    13

    31

    1

    40

    21

    59

    64

    70

    65

    35

    45

    66

    8

    34

    22

    51

    6

    53

    29

    17

    61

    41

    46

    18

    32

    12

    63

    2



    4

    39

    23

    60

    28

    55

    36

    Перед обследуемым ставится задача – записывать на контрольном листе в порядке очередности числа, которых нет на бланке (пропуск отсутствующего числа считается ошибкой). Время для работы с бланком 1 – 40 1,5 мин (с бланками 1 – 70 – 4 мин).

    Оценка результатов работы с бланками осуществляется по таблице 34.


    Оценка в баллах

    9

    8

    7

    6

    5

    4

    3

    2

    1

    Количество правильных ответов (минус ошибки и исправления) из 40 знаков

    15

    14

    12-13

    10-11

    8-9

    6-7

    5

    4

    3

    Количество правильных ответов из 70 знаков

    18

    17

    15-16

    13-14

    10-12

    8-9

    6-7

    5

    4

    Инструкция (для бланка 1 – 40): «Перед вами бланк, на котором числа от 1 до 40. Всего на таблице 25 чисел, – значит, 15 (от 40) пропущено. Вам надо отыскивать по порядку числа на таблице в течение 1,5 мин. На контрольном листке перед вами ряд чисел от 1 до 40. Если вы не найдете какое-либо число на таблице – вычеркните его в контрольном листке. Исправления не допускаются».

    Инструкция перед выполнением второго задания: «Будете выполнять точно такое же задание, только по другой таблице, и вам ставится задача непременно улучшить результат. Если у вас недостаточная эмоциональная устойчивость, чем больше будете стараться, тем хуже получится. Постарайтесь взять себя в руки! Приготовиться! (Повесить новый плакат.) Начали! (Включить секундомер.) Через 1,5 мин – команда «Стоп!».

    - 1.38 Мб

    индивида

    1) Методики диагностики внимания

    Корректурная проба Бурдона.

    Предназначение методики: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

    Особенности методики: обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки. Возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

    Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

    По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

    При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

    Стимульный материал имеет взрослый (В-1 и В-2) и детский (Д-1 и Д-2) варианты.

    Корректурная проба Ландольта

    Предназначение методики: исследование устойчивости и распределения внимания.

    Особенности методики:

    Методика представляет собой модификацию корректурной пробы Бурдона. Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Каждый бланк включает 22 строки колец, в каждой из которых 30 колец.

    Испытуемый должен отыскивать и зачеркивать в каждой строчке указанные в инструкции кольца. Работа проводится в течение 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент испытуемый должен поставить черту в том месте бланка, где его застала эта команда.

    При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

    При оценке распределения внимания инструкция, которую в этой методике получают испытуемые, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Однако в этом случае им предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два типа колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим. Эти данные указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.

    Стимульный материал

    Корректурная проба «Черно-красные таблицы»

    Предназначение методики: определение переключаемости и устойчивости внимания. Методика также позволяет выявить инертность психических процессов, а при проведении хронометража отдельных этапов работы обследуемого – установить наличие повышенной истощаемости.

    Особенности методики: Методика является модификацией таблиц Шульте. Для исследования используется таблица, разделенная на 49 клеток (7 на 7), в которых в случайном порядке расположены черные и красные цифры. Числа черного ряда – от 1 до 25, красного ряда – от 1 до 24.

    Согласно инструкции, обследуемый должен вначале отыскать указкой черные числа в возрастающем порядке, а затем последовательно, в убывающем порядке показать красные числа. Регистрируется затраченное на это обследуемым время. Затем дается другая инструкция: показывать черные и красные числа попеременно и в ином порядке: 1 – черное и 24 – красное, 2 – черное и 23 – красное, 3 – черное и 22 – красное и т.д. Как правило, время на поиск чисел при необходимости переключения внимания оказывается большим, чем то, которое затрачивается на отыскание их по порядку. Этот показатель и характеризует состояние способности к переключению внимания у обследуемого.

    Стимульный материал

    Методика изучения уровня внимания у школьников

    Предназначение методики: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов.

    Особенности методики:

    Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

    Текст: «Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине».

    Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

    При обработке данных подсчитывается количество пропущенных ошибок: 0-2 – высший уровень внимания, 3-4 – средний уровень внимания, более 5 – низкий уровень внимания.

    Исследователь также должен обратить внимание на качество ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др.

    2) Методики диагностики восприятия и воображения

    Методика изучения яркости-четкости представлений

    Предназначение методики: определение яркости-четкости возникающих у индивида представлений. Методика также позволяет выявить инертность психических процессов, а при проведении хронометража отдельных этапов работы обследуемого – установить наличие повышенной истощаемости.

    Особенности методики: Испытуемому даются задания представить то или иное во внешности друга, как выглядит знакомый магазин, ландшафт и т.д. Человек должен оценить четкость и яркость представления по 5-балльной шкале. Затем баллы суммируются.

    Стимульный материал и обработка данных

    Методика “Компас”

    Предназначение методики: исследование восприятия пространственных признаков.

    Особенности методики: обследование испытуемого проиводится с помощью таблицы, на которой схематически изображено по 5 компасов в каждой строчке. Необходимо относительно одной точки отсчета сторон света, мысленно воспроизводя остальные стороны света, определить, куда показывает стрелка. Затем определить, который из 5 компасов показывает в направлении, обозначенном в самом начале строки. Например, на первой строке указано искать Ю-З. Это № 2 и № 3.

    Инструкция: “Вам знакомо расположение сторон света на компасе: север сверху, юг внизу, восток справа, запад слева (показать на демонстрационном плакате). В бланке представлены схематические изображения компасов со стрелками, на них указано только одно направление. Вам надлежит мысленно представить остальные стороны света с учетом того, что компасы эти перевернуты или наклонены. Ваша задача определить, куда показывают стрелки на каждом компасе, и найти те из них, которые соответствуют направлению, обозначенному в начале строки. Эти компасы надо подчеркнуть. Время на работу 10 мин. Приготовиться! Начали!”

    Оценка выставляется по таблице 1.

    Таблица 1

    Оценка восприятия пространственных признаков

    Оценка в баллах

    Количество правильных ответов


    Стимульный материал

    Методика “Совмещение вырезов”

    Предназначение методики: исследование особенностей зрительно-пространственного восприятия.

    Особенности методики: исследование проводится с помощью таблицы, которая может предъявляться также в виде плаката. На таблице сверху изображены 15 фигур с вырезами, а внизу на второй ее половине также 15 фигур с дополнениями к данным вырезам. Если совместить две соответствующие фигуры (сверху и снизу), то получится круг. Необходимо найти соответствующие пары фигур и обозначить их номерами. Оценка производится по количеству правильных ответов за 6 мин. Чтобы исключить запоминание соответствия фигур, необходимо иметь несколько вариантов (менять рисунки местами, менять номера).

    Стимульный материал

    3) Методики диагностики мышления

    Прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressive Matrices)

    Предназначение методики: изучение мышления путем решения испытуемым задач по выявлению отношений между абстрактными фигурами.

    Особенности методики: тест относится к числу невербальных тестов интеллекта. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры недостает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

    В черно-белом варианте тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

    В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

    Серия В построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

    Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

    Серия D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

    Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы.

    Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

    Цветной вариант интеллектуального теста Равена состоит из трех серий: А, АВ, В по 12 матриц в каждой серии.

    В серии А обследуемый должен дополнить недостающую часть изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы:

    Дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними;

    Идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.

    В серии АВ процесс решения заданий заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборке недостающей фигуры (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).

    При работе с матрицами серии В испытуемый находит аналогии между двумя парами фигур. Он раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.

    Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллекта, умственной продуктивности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическими показателями.

    Стимульный материал: черно-белый вариант (серии A, B, C, D, E), цветной вариант (серии Aц, Bц, ABц).

    Тест структуры интеллекта

    Предназначение методики: тест разрабатывался в первую очередь для оценки уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

    Интеллект понимается Р. Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

    Особенности методики: Методика состоит из 9 разделов по 16-20 заданий в каждом. Описание заданий и образцы решений даются в инструкциях, помещенных перед каждым разделом. Для работы над заданиями любого раздела отводится строго определенное время.

    Описание работы

    Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.

    Источник: Чернобай А.Д., Федотова Ю.Ю. (сост.). Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти. Практические указания к курсу "Психология и педагогика" для студентов морских и психологических специальностей. - Владивосток: Морск. гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2005. - 53 с.

    Возраст: подростки, взрослые.

    1. Методика диагностики объема восприятия.

    Назначение методики: анализ (диагностика) объема зрительного восприятия в зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.

    Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого - письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.

    Протокол занятия

    Испытуемый__________________________________ Дата____

    Экспериментатор______________________________ Время опыта____

    Экспериментатор предъявляет объект-стимул на 1с, после чего испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого заносятся в протокол.

    1

    РОПМЬУЛД

    6

    ЭВОЕРАПВ

    2

    ЛАЕПГЗИЯ

    7

    ОТАСЯМТЛ

    3

    ЛЧЮБВУИТ

    8

    ДЮЯИДРНМ

    4

    ЫВБСБЛОМ

    9

    ХОВАСТРО

    5

    ЭЕБЯКНОБ

    10

    РВЕЖАЛИМ

    АРОПЦДАТ

    16

    ЦЗУБКОПА

    12

    ЦУПМСТВО

    17

    БИБПЛПЬИ

    13

    БОАДЫКРС

    18

    БМББСМПР

    14

    ДБАВЕЗЖН

    19

    ПАОАОМПЕ

    15

    ЭЦХАВЦОЛ

    20

    ОРАШЦУЗЖ

    Я иду домой

    Давай пойдем гулять

    Передайте мне чай

    Спят усталые игрушки

    3

    Солнце уже высоко

    13

    Старушка присела отдохнуть

    4

    Море сегодня холодное

    14

    Сегодня очень холодно

    5

    Позвони мне, пожалуйста

    15

    Птичка вьет гнездо

    Пора учить уроки

    16

    Мне все надоело

    7

    Собака поджала лапу

    17

    Подари мне луну

    Пора ложиться спать

    18

    Мальчик рисует ракету

    9

    Очень интересная книга

    19

    Ты записался добровольцем?

    Не хочу учиться

    Девочке очень весело

    Обработка и анализ результатов.

    1. Определить среднее число правильно воспроизведенных букв для обоих наборов тест-объектов (М 1 и М 2).
    2. Проанализировать характер ошибок, допущенных испытуемым (например, смешение букв, близких по начертанию или по звучанию и т. п.).
    3. Сравнить величину объема восприятия при предъявлении осмысленного и бессмысленного материала.

    По данным классических исследований объем восприятия лежит в пределах 4-6 единиц. При предъявлении однородных объектов объем восприятия составляет 8 - 9 единиц. При предъявлении буквенных стимулов объем восприятия несколько ниже и составляет 6 - 7 единиц. Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два коротких несвязанных слова и (или) одно длинное слово из 10 - 12 букв, или 4 слова, образующие фразу. Таким образом, в осмысленном тексте в качестве оперативных единиц восприятия выступают слоги и слова.

    2. Узнавание фигур.

    Назначение методики: диагностика (исследование) процессов восприятия и узнавания.

    Ход исследования: экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры первой таблицы.

    Первая инструкция: «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур» (рис. 1).

    Вторая инструкция: «На следующем рисунке (рис. 2) среди нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом случае».

    Обработка результатов: экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:

    где «М» - число правильно узнанных фигур,

    «N» - число неправильно узнанных фигур.

    Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.

    Скачать готовый расчет по данной методике

    По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.

    Для комментирования, пожалуйста, зарегистрируйтесь.


    Патопсихологическая диагностика нарушения восприятия включает методы исследования иллюзий и галлюцинаций, методы диагностики нарушений зрительного восприятия, слухового восприятия, тактильного и кинестетического восприятия, а также восприятия пространства.
    Методы исследования иллюзий и галлюцинаций
    Исследование сенсорной возбудимости. Оно включает предложение испытуемому всмотреться в рисунки «движущиеся квадраты» и «волнистый фон», состоящие из расположенных в определенном порядке и ракурсе квадратов и линий, пересекающих геометрические фигуры. Далее предлагается подсчитать количество квадратов в каждом ряду или неясно нарисованные фигуры. Оцениваются субъективные ощущения, возникающие в процессе эксперимента, а также возможный иллюзорный стереоскопический обман.
    Пробы Ашафенбурга. Испытуемому предлагается разговаривать по телефону, который предварительно отключен от сети.
    Пробы Рейхардта. Испытуемому предъявляется чистый лист бумаги и предлагается рассмотреть то, что на нем нарисовано.
    Пробы Липмана. После надавливания на веки испытуемого предлагается сказать, что он видит.
    Анализ нарушений восприятия в жалобах больного и его поведении во время беседы и других мероприятиях.
    Диагностика нарушений зрительного восприятия
    Пробы на узнавание реальных трехмерных объектов.
    Пробы на узнавание фотографий и реалистических изображений.
    Пробы на узнавание незавершенных объектов.
    Пробы на узнавание контурных изображений.
    Пробы на узнавание перечеркнутых изображений.
    Пробы на узнавание конфликтных изображений.
    Методика "Вырезы". На таблице сверху изображены фигуры с вырезами, а внизу на второй ее половине фигуры с дополнениями к данным вырезам. Если совместить две соответствующие фигуры (сверху и снизу), то получится круг. Необходимо найти соответствующие пары фигур и обозначить их номерами.
    Методика "Прогрессивные матрицы Равена". Тест Равена не считается сугубо «интеллектуальным» тестом, таким тестом «всеобщего интеллекта», к которым относят, например, шкалу Векслера. При решении заданий по таблицам Равена большое значение имеет концентрация активного внимания и восприятия.
    Проективная методика ТАТ. Прямо или косвенно с ее помощью можно выявить и нарушения зрительного восприятия, дефекты смыслового восприятия.
    Диагностика нарушений слухового восприятия
    Пробы на узнавание мелодий.
    Пробы на узнавание бытовых шумов.
    Пробы на оценку и воспроизведение ритмов.
    Диагностика нарушения тактильного и кинестетического восприятия
    Пробы на узнавание объектов на ощупь.
    Оценка позы и положения тела.
    Пробы на воспроизведение позы пальцев.
    Диагностика нарушения восприятия пространства
    Пробы на ориентировку в правом и левом.
    Пробы на ориентировку в помещениях.
    Пробы на ориентировку в городе.
    Пробы на ориентировку в географических картах.
    Пробы на ориентировку в схемах и чертежах.
    Методика "Компасы". На таблице схематически изображено по 5 компасов в каждой строчке. Необходимо относительно одной точки отсчета сторон света, мысленно воспроизводя остальные стороны света, определить, куда показывает стрелка.

    Другие новости по теме.



    Похожие публикации