Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Церковь сан франческо в ассизи. Церковь сан франческо. Международный кинофестиваль в Сан-Франциско

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (San Francesco d"Assisi a Ripa Grande in Trastevere ) , расположенная в южной части заречного римского района Трастевере , достаточно скромна и не относится к числу главных архитектурных памятников, однако заслуживает посещения - хотя бы ради капеллы Роспильози-Паллавичини , а также знаменитой скульптуры Бернини «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони » (источник фото: ).

Имеются тут и другие произведения искусства - в основном эпохи барокко, хотя сама церковь возникла еще в средние века. Также храм известен тем, что здесь находится келья святого Франциска , а в одной из капелл похоронен художник Джорджо де Кирико . А еще церковь упоминается Стендалем в новелле «Сан-Франческо-а-Рипа», герой которой становится свидетелем собственных похорон. Сегодня мы расскажем об истории, архитектуре и внутреннем убранстве римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа . Часы работы храма и прочую полезную практическую информацию вы найдете в конце заметки .

История римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа

Примерно в XII веке на этом месте появился комплекс San Biagio de Curtibus - небольшая церковь и приют для неимущих, странников и паломников, построенный близлежащим бенедиктинским монастырем Сан-Козимато (San Cosimato in Trastevere ) (;).

Рядом располагалась набережная Тибра, куда приставали корабли с паломниками, и эта гавань была известна как Porto di Ripa Grande . Набережная именовалась Ripa Romea (дословно ripa переводится как «крутой берег реки»), в отличие от Ripa Greca на противоположном берегу реки, который в средние века использовался торговыми судами .

В 1873 году монастырский комплекс перешел в собственность правительства и был превращен в казармы, а в наши дни используется в качестве офисов несколькими государственными органами (впрочем, часть монастыря возвращена францисканцам). Церковь с 1906 года является приходской.

Архитектура церкви Сан-Франческо-а-Рипа в Трастевере: описание и фотографии

Внешний облик церкви не слишком примечателен. Он относится ко времени перестройки 1675- 1689 годов. Из расчлененного пилястрами фасада в пять осей лишь центральные три оси являются частью собственно церкви, а две боковые секции относятся к монастырским зданиям.

Фасад центрального нефа завершается лучковым фронтоном, а фасады боковых нефов имеют причудливое навершие в виде половинок разорванного фронтона.

Интерьер церкви Сан-Франческо-а-Рипа. Описание и фотографии внутреннего убранства

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа имеет план базилики. Помимо трех нефов, имеется трансепт и прямоугольная в плане алтарная часть, по ширине совпадающая с центральным нефом. Нефы разделены арками на прямоугольных столбах, а над средокрестием поставлен ложный купол.

План церкви Сан-Франческо-а-Рипа с основными достопримечательностями (на основе ):

Как ни странно для церкви эпохи барокко, ее внутреннее убранство не отличается особой пышностью: в основной части храма нет ни лепнины, ни фресок. Предположительно это объяснятся не дефицитом средств, а сознательным желанием францисканцев выразить приверженность бедности (;).

Доминирующий цвет в интерьере - кремовый.

Главный алтарь

Алтарная часть отгорожена необарочной балюстрадой (1931). Барочный алтарь работы францисканца Секондо да Рома (Secondo da Roma ) датируется 1746 годом и заметно контрастирует со скромным оформлением нефа. Центральная ниша обрамлена колоннами из разноцветного мрамора и яшмы и венчается двумя фигурами ангелов, поклоняющимися голубю Святого Духа. Еще выше - путти с крестом, от которого исходят лучи.

Помещенная в центральную нишу деревянная статуя святого Франциска в экстазе старше остального алтаря и датируется XVII веком (;). Это работа скульптора-францисканца Диего да Карери (Diego da Careri ).

Аллегорические статуи над ведущими в хор дверьми по сторонам алтаря изображают Веру и Любовь (1751, работа Секондо да Рома).

В хоре сохранились подлинные резные сидения из орехового дерева , выполненные в начале XVII века самими монахами. Сам хор в его нынешнем виде создан в 1608 году по проекту архитектора Онорио Лонги (Onorio Longhi ) (как правило, увидеть эту часть церкви нельзя, она заходится за алтарем; там же установлен орган). Из хора можно попасть в сакристию и дальше к коридору и лестнице, ведущей в келью святого Франциска (по запросу).

Правый боковой неф

Первая капелла с правой стороны - капелла Распятия - оформлена по проекту известного итальянского архитектора Карло Фонтана (Carlo Fontana ). Колонны высечены из серого и красного мрамора, а капители имеют непривычный желтый, а не белый цвет (для них использовался желтый сиенский мрамор).

Деревянное распятие XVII века создал монах по имени Анджело да Пьетрафитта (Angelo da Pietrafitta ). На боковых стенах - эпитафии математика и кардинала Микеланджело Риччи (Michelangelo Ricci ) (1697) и Стефано Бранди (Stefano Brandi ) (1794). Бюст Риччи предположительно выполнен известным скульптором Доменико Гвиди (Domenico Guidi ) (;) (источник фото: ).

Между этой и следующей капеллой - эпитафия Микеле Маффеи (Michele Angelo Maffei ) работы известного скульптора эпохи барокко Джузеппе Маццуоли (Giuseppe Mazzuoli ), чьи более впечатляющие произведения мы еще увидим в капелле Петра Алькантрийского . Данный же памятник изображает усопшего в пышном парике по моде того времени. Ниже помещен любопытный череп с крыльями. Портрет очень динамичен: покойный словно выглядывает из овала, отчего создаётся впечатление, что остальное тело скрыто за стеной.

Проект следующей капеллы, посвященной святому Иоанну Капистрану , также подготовил Карло Фонтана. Здесь для колонн использован черный и розовый мрамор, а также, возможно, красная яшма. Алтарная композиция изображает осаду Белграда в 1456 году (османские войска тогда удалось победить благодаря помощи католической церкви и особенно францисканца Капистрана, проповедовавшего крестовый поход против турок). Фрески, выполненные Доменико Муратори (Domenico Muratori ) (1725), посвящены эпизодам из жизни Иоанна Капистрана (;).

Стены соседней капеллы Святого Семейства украшены фресками Пассери (Giuseppe Passeri ) «Сон св. Иосифа» и «Бегство в Египет», а алтарь кисти Стефано Леньяни (Stefano Legnani ) изображает Святое Семейство с Богом Отцом (1685). Под алтарем - стеклянная рака с мощами святой Леонтии (S anta Leonzia ) (восковая фигура).

Особенно красива капелла Петра Алькантрийского , она же капелла Роспильози-Паллавичини (Cappella Rospigliosi-Pallavicini ), расположенная в правом рукаве трансепта. Это настоящее буйство барочного декора: разноцветного мрамора, лепнины и позолоты. Как ни парадоксально, посвящена она монаху-францисканцу, инициировавшему в ордене аскетическую реформу. Петр Алькантрийский ратовал за абсолютную бедность и строжайшее соблюдение устава (известно, что его монахи ходили босиком). Так что святой, вероятно, был бы шокирован, увидев эту капеллу.

Архитекторами капеллы выступили Людовико Сасси (Ludovico Rusconi Sassi ) и Никола Микетти (Nicola Michetti ), которого мы хорошо знаем по работам в Петергофе (источник фото: ).

Алтарное полотно кисти Джузеппе Кьяри (Giuseppe Chiari ) «Св. Петр Алькантрийский и Паскуаль Байлон» обрамлено коринфскими колоннами из зеленого мрамора с позолоченными бронзовыми капителями. Выше располагается разорванный фронтон и фигуры ангелов, парящих среди облаков (источник фото: ).

Купол капеллы богато украшен лепниной и позолотой. На парусах Джузеппе Кьяри изобразил аллегории четырех добродетелей (источник фото: ).

Полюбуемся теперь выразительными барочными надгробиями на боковых стенах капеллы. Оба монумента являются работой известного скульптора Джузеппе Маццуоли .

Каждый памятник состоит из черного мраморного саркофага на постаменте с эпитафией. Саркофаг обрамляют беломраморные аллегорические фигуры, а наверху в овалах помещены бюсты усопших, которые охраняет бронзовый скелет с позолоченными крыльями.


Надгробие с левой стороны создано в 1714 году для братьев Ладзаро и Стефано Паллавичини (Lazzaro e Stefano Pallavicini ). Скульптуры изображают Мужество и Справедливость. Надгробие на правой стене датируется 1713 годом и выполнено для Джованни Баттиста Роспильози и его жены Марии Камиллы (дочери Стефано Паллавичини) (Maria Camilla e Giovanni Battista Rospigliosi ) . Женские фигуры в данном случае олицетворяют Любовь и Благоразумие.

Бюсты выполнены самим Джузеппе Маццуоли, а скелеты - Микеле Гарофолино (Michele Garofolino ) .

Левый боковой неф. «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» Бернини

Симметрично капелле Роспильози-Паллавичини , в левом рукаве трансепта, расположена другая примечательная капелла - капелла Палуцци-Альбертони (Cappella Paluzzi-Albertoni ), или капелла Альтьери (Cappella Altieri ), посвященная святой Анне. Именно здесь можно увидеть главную достопримечательность церкви Сан-Франческо-а-Рипа - позднее творение великого мастера Бернини «Экстаз блаженной Людовики Альбертони» (Estasi della beata Ludovica Albertoni ) (1674).

Римская аристократка Людовика Альбертони (Ludovica Albertoni ) (1473/1474-1533) жила в районе Трастевере , недалеко от этой церкви, и часто приходила сюда молиться (;). Овдовев в возрасте 32 лет, она отказалась от своего огромного состояния и стала терциарием францисканского ордена (то есть приняла обеты, хотя и оставалась мирянкой). Людовика много заботилась о бедных, а также прославилась религиозными экстазами и чудесами.

В 1671 году благочестивую римлянку официально признали блаженной, а еще через три года ее образ увековечил 76-летний Джованни Лоренцо Бернини . Это его последняя полностью самостоятельная работа (;).

Скульптура была создана в правление папы Климента X (Эмилио Альтьери), который, собственно, и провозгласил Людовику блаженной. Ее потомок, (приемный) папский кардинал-племянник Палуццо Палуцци Альтьери дельи Альбертони (Paluzzo Paluzzi Altieri degli Albertoni ), поручил Бернини обновить семейную капеллу, где была захоронена Людовика.

Беломраморная скульптура изображает блаженную Людовику Альбертони в состоянии религиозного экстаза (по другой версии - в момент смерти, чему, однако, не соответствуют ее юные черты; впрочем, здесь не исключена идеализация) (;;;). Она возлежит на ложе в спутанных одеждах, голова отброшена на вышитую подушку. Покрывало саркофага, выполненное из красноватого мрамора с белыми прожилками, вздымается волнами. Скульптору нравилось демонстрировать свой мощный талант, создавая из мрамора такие сложные, трепещущие драпировки. Статуя является вариацией более известного шедевра Бернини - «Экстаз святой Терезы», который хранится в римской церкви Санта-Мария-делла-Виттория.

Театральность образа подчеркивается умелым освещением (свет льется из невидимых зрителю боковых окон) и эффектным расположением фигуры в узкой нише над красным яшмовым алтарем. Фрески на стенах изображают святую Клару и блаженную Людовику Альбертони (портрет создан ок. 1540 года). Алтарное полотно «Богоматерь с младенцем и святой Анной» написал известный художник эпохи барокко Бачиччио (Giovan Battista Gaulli detto il Baciccio ) (1675). Композицию окружают белые головки путти и позолоченная лепнина (обратите внимание на плоды граната - символ воскресения и бессмертия, а также милосердия и сострадательной любви).

Рядом, в левом боковом нефе, находится капелла Архангела Михаила , она же капелла Маттеи (cappella Mattei ), с копией известной работы Гвидо Рени «Архангел Михаил, побивающий сатану», оригинал которой можно увидеть в римской церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе. На стенах - эпитафии с бюстами кардинала Орацио Маттеи (Orazio Mattei ) (1687) и Лауры Франжипани (Laura Frangipani ) (1637). Под алтарем помещены мощи популярного в Риме францисканского святого Карло да Сецце , жившего как раз в районе Трастевере . Чудесам Карло да Сецце посвящены фрески в люнетах, созданные в XIX веке. Один из сюжетов повествует о том, как во время мессы святой был ранен в сердце лучом, исходившим от Святых Даров (;). Эта глубокая рана осталась, как утверждается, до конца дней . Стоит упомянуть, что при церкви сейчас работает небольшой музей Карло да Сецце.

Светлый купол украшен лепными орнаментами в виде завитков (источник фото: ).

В соседней капелле Благовещения можно увидеть алтарное полотно кисти известного маньериста Франческо Сальвиати (Francesco Salviati ) (1532).

Фрески купола созданы представителем позднего маньеризма Джованни Баттиста Риччи (Giovanni Battista Ricci detto il Navarro ). Центральная композиция изображает Бога Отца, в парусах представлены четыре евангелиста, а в люнетах - сивиллы.


Последняя (она же ближайшая ко входу) капелла с левой стороны посвящена Непорочному Зачатию Девы Марии (Immacolata Concezione ). Обрамленное зелеными коринфскими колоннами алтарное полотно написал знаменитый фламандский художник XVI века Мартин де Вос (Marten De Vos ) (1555).

На левой стене - картина «Рождество Девы Марии» кисти известного французского живописца Симона Вуэ (Simon Vouet ) (1620).

В парусах свода помещены изображения четырех добродетелей.

Надгробия западной стены

На западной стене, по бокам от входа, находятся надгробные памятники Томмазо Раджи (Tommaso Raggi ) (1628) и его жене (1672), приписываемые скульптору эпохи барокко Джироламо Лученти (Girolamo Lucenti ).

Мемориальная капелла Кирико

В капелле Непорочного Зачатия имеются две небольшие двери по сторонам от алтаря, ведущие в мемориальную капеллу с могилой знаменитого итальянского художника, основателя метафизической школы живописи Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico ) (1888-1978).

Останки художника были перенесены сюда с кладбища Кампо Верано в 1992 году. Похоронить Кирико именно в этой церкви решила его вдова Изабелла Паксвер, большая почитательница святого Франциска .

На скромной эпитафии - надпись: Giorgio De Chirico, Pictor Optimus . Здесь же выставлены три произведения Кирико, подаренные его вдовой: «Автопортрет», «Портрет жены» и «Христос, падающий под тяжестью креста». На последней картине обратите внимание на изображение святого Франциска в правом нижнем углу. Эта крупноформатная работа считается наиболее значительным произведением Кирико на религиозную тематику .

Заметим, что итальянцы произносят фамилию Кирико с ударением на первый слог.

Посетить капеллу Кирико можно только с гидом.

Келья святого Франциска

Одной из святынь церкви Сан-Франческо-а-Рипа является расположенная на втором этаже келья святого Франциска Ассизского (Santuario di San Francesco/Stanza di San Francesco/Cella di San Francesco ), которую можно посетить по запросу.

Надпись над входом в келью повествует о том, как святой Франциск явился во сне кардиналу Монтальто (Alessandro Damasceni Peretti, cardinal di Montalto ) с просьбой спасти его последнее римское убежище от разрушения (дело было в XVII веке, во время реконструкции, первый проект которой предполагал уничтожение кельи) (;;). (Келью удалось спасти, но, к сожалению, святой не вступился за фрески Пьетро Каваллини, и их реконструкция не пощадила).

В 1603 году первоначальная келья, где жил святой, была расширена, а в конце XVII века ее оформили в стиле барокко ореховыми панелями работы францисканца Бернардино да Ези (Bernardino da Jesi ). Над алтарем находится изображение святого - созданная в XII-XIV веке копия реального портрета, написанного при жизни Франциска Ассизского или вскоре после его смерти художником Маргаритоне д’Ареццо (Margaritone d’Arezzo ) (;). Оригинал хранится в Пинакотеке Ватикана (источник фото: ).

В 1708 году деревянные панели вокруг алтаря были превращены в реликварий, в котором содержатся сотни мощей различных францисканских святых. Хитроумный механизм открывает боковые дверцы, обнаруживая серебряные раки (источник фото: ).

На правой стене можно заметить закрытую решеткой нишу, в которой находится самый любопытный объект кельи - камень, который, как говорят, служил святому Франциску подушкой («SASSO DOVE POSAVA IL CAPO IL SERAFICO PADRE SAN FRANCESCO ») (;). Судя по отзывам, посетителям даже позволяют к ней прикоснуться (источник фото: ).

Вид с южного фасада. Большая арка в готическом стиле - вход в нижнюю церковь. Каменная лестница ведёт на Верхнюю площадь, к входному порталу Верхней базилики под готическим окном-розой

Оба яруса представляют собой однонефные базилики с трансептом . План нижней церкви усложнён многочисленными капеллами и криптами . Из церкви можно спуститься ещё ниже - в крипту, где погребён Св. Франциск. У южного фасада церкви возвышается 60-метровая колокольня . Контрфорсы и аркбутаны , обрамляющие здание, видны с северного фасада, а со стороны Нижней площади теряются между колокольней и вспомогательными сооружениями.

Если стиль погружённой в полумрак нижней церкви восходит к древней традиции римской крипты , то интерьеры просторного верхнего храма несут в себе новые эстетические ценности, которые позднее подхватят архитекторы Средней Италии. Эта двухъярусная церковь с точки зрения планировки довольно точно следует современным ей образцам французской готики , таким как, например, Сент-Шапель в Париже , однако в же время сохраняет преемственность с итальянскими базиликами романского периода .

По-видимому, итальянские зодчие сознательно избегали радикальной готики, столь модной в ту эпоху при дворах северных феодалов. Не пытаясь маскировать вес строительных конструкций, они сместили архитектурный акцент в сторону чёткой структурированности подкупольного пространства. Устои храма примыкают к мощным стенам, которые, однако, не препятствуют проникновению в храм солнечного света. «Тонкие пучки связанных колонн поддерживают нервюры сводов, перекрывающих четыре прямоугольных пролёта».

Таким образом, внешний облик церкви является синтезом романики и французской готики , отражая многие типичные черты итальянского готического стиля. Нижняя церковь своей формой близка к современным ей постройкам в Умбрии, верхняя является новым словом итальянской готики, подвергшейся французскому влиянию .

Здание с самого начала не соответствовало предписаниям францисканцев, нищенствующего ордена, однако церковь задумывалась как амбициозный статусный проект, усыпальница основателя ордена, и какие-либо ограничения в её декорации были неуместны . Папа Григорий в 1230 году отменил аскетизм, который проповедовал святой, а церковь подчинил Риму. Культ нищенствующего монаха (поверелло) теперь лишь имитировался в грандиозной постройке над могилой Франциска.

Строительство францисканского монастыря Сакро-Конвенто и обеих базилик Сан-Франческо в Ассизи началось в 1228 году , практически сразу после канонизации основателя ордена и уроженца этого города Святого Франциска. Земельный участок на западе города, куда из города удалился умирать Святой Франциск, был подарен францисканцам Симоном ди Пукьярелло. Бывшее место казни преступников, известное в Ассизи как «Адский холм» (Collo d’Inferno) , стало называться «райским холмом».

Камень в основание постройки торжественно заложил 17 июля 1228 года папа римский Григорий IX , хотя к этому времени работы уже начались. Руководством и надзором за строительством занимался викарий ордена Илия Бомбардоне (Elia Bombardone) , один из первых спутников Святого Франциска, имевший опыт строительства для крестоносцев в Сирии .

Строительство нижней базилики было завершено в 1230 году . На Троицу 25 мая нетленное тело основателя ордена было перенесено туда из временного пристанища в церкви св. Георгия (теперь базилика Святой Клары). Верхняя базилика строилась в период после 1239 года и до 1253 года . Над убранством церкви работали лучше мастера своего времени - от Чимабуэ до Джотто (см. ниже).

Создание знаменитого фрескового цикла церкви заняло более полутора веков. Художники начали с росписи стен Нижней базилики (мастер святого Франциска, Чимабуэ), чтобы затем переключиться на украшение стен Верхней (Чимабуэ, Джотто). Закончив работы в Верхней церкви, мастера вернулись в Нижнюю церковь и пристроенные к ней новые капеллы (Джотто, Симоне Мартини , Пьетро Лоренцетти).

Своим внешним видом, близким по типу к крипте , Нижняя церковь обязана викарию ордена брату Илии, который приобрёл большой опыт сооружения массивных каменных склепов в Сирии.

Вход в неё осуществляется через портал на южном фасаде, выполненном в готическом стиле (2-я половина XIII века) с двумя резными деревянными дверями (умбрийская мастерская, XVI век).

В противоположном конце вестибюля находится капелла, построенная на средства кардинала Эгидия Альборноса, папского легата в - гг. Она посвящена Святой Екатерине Александрийской . Фрески с 8-ю эпизодами её жития были созданы в - гг. мастером, подписавшимся «Andreas pictor de Bononia» . Вероятнее всего, это был Андреа де Бартоли (ок. -), придворный художник кардинала Альборноса (иногда эти работы ошибочно атрибутируются Андреа Болонья). Святые в этой капелле были написаны Паче ди Бартоло Ассизским ( -) .

По левую руку от входа находится небольшая капелла Святого Себастьяна с полотнами Жакомо Джоржетти, стены которой украшены эпизодами из жизни этого святого работы Джероламо Мартелли. Справа находятся два надгробия: Джованни де Черчи и Иоанна де Бриенна , короля Иерусалимского .

Потолок нефа небесного цвета и расписан золотыми звёздами. Перечисленные фрески, первые в капелле Сан Франческо, выполнены в технике а секко темперой по сухой штукатурке (отреставрированы в 1974 году). Он относятся к -1263 годам (точной даты начала работы в сохранившихся документах нет) и признаются лучшими образцами тосканских настенных росписей периода, предшествующего Чимабуэ . Обширные утраты росписей не дают возможности в полной мере оценить художественный замысел мастера. Лучше всего сохранились сцены «Снятие с креста» и «Оплакивание». Выполненные в соответствии с византийскими канонами, они в то же время несут в себе признаки новаторства. Повышенная эмоциональность, обращённость к зрителю, призвание того к сопереживанию - вот отличительные черты работ Мастера святого Франциска .

Многие изображения в нижней части стен сильно пострадали или практически уничтожены. Исключение составляют несколько фрагментов «Мадонны с младенцем и ангелом» кисти Чимабуэ. С ростом популярности церкви между и 1350 годами многие благородные семейства стали заказывать свои капеллы, пристроенные к главному нефу, уничтожая таким образом фрески на главных стенах.

Первая капелла слева носит имя Святого Мартина Турского . Она была построена кардиналом да Монтефьоре и расписана 10-ю фресками на сюжеты из жития святого и полиптихом с изображением святых. Автором росписи, сделанной в - гг. является Симоне Мартини . Эта работа входит в число лучших произведений художника и является одним из величайших примеров живописи XIV века . Использование свинцовых белил привело к тому, что некоторые элементы фресок с годами сильно потемнели .

Первая капелла вдоль правой стены посвящена Людовику Тулузскому и святому Стефану , расписана фресками Доно Дони (1575 год) и украшена витражом , приписываемым Симоне Мартине. Следующая за ней капелла посвящена Антонию Падуанскому, где находятся фрески работы Чезаре Сермеи (1610 год).

Фрески в правом крыле трансепта, рассказывающие о детстве Христа, частью принадлежат Джотто и его мастерской. Рождество написано анонимным Мастером св. Николая. В нижнем ярусе находится изображение чудесного явления почившего Св. Франциска, помогающего детям. Эти фрески Джотто для своего времени явились революционными: на них изображены реальные люди с их эмоциями в натуралистичном ландшафте .

На стене трансепта Чимабуэ написал одну из своих самых знаменитых работ - «Мадонна со Св. Франциском» . Вероятно, это самое похожее изображение святого и своей статичностью и старомодным готическим стилем контрастирует с новыми и живыми работами Джотто ..

В правом крыле трансепта находится ещё одна капелла - св. Николая , вероятно заказанная папским легатом Наполеоне Орсини. Её украшает цикл из 10-ти фресок с изображением чудес и милостыни святого, выполненный анонимным Мастером св. Николая между и гг., находившегося под влиянием Легенды Св. Франциска, изображённым в верхней базилике. Это позволило Вазари ошибочно предположить, что написал их Джоттино . Этому же мастеру (Пальмерино ди Гвидо?) принадлежит «Благовещение» у входа в капеллу. Там же находится 5 изображений святых кисти Мартини: Франциск, Людовик Тулузский, Изабелла, Маргарита и Генрих Венгерские.

Левое крыло трансепта украшали работы сиенского мастера Пьетро Лоренцетти и его мастерской, выполненные между и гг. Вазари по ошибке также приписал их Джотто и Пуччо Капанна. Этот цикл фресок считают лучшими среди работ Лоренцетти. Он представляет собой 6 сцен из Страстей Христовых. Особой эмоциональностью, несмотря на повреждения, отличается фреска «Снятие с креста». В этой серии фресок зрителю предоставляется возможность оценить первое со времён античности изображение падающей тени. Подсчитано, что для написания серии потребовалось 330 рабочих этапов, что означает, что даже при участии мастерской Лоренцетти потребовалось на их создание несколько лет. Лоренцетти участвовал в украшении прилегающей капеллы Иоанна Крестителя и выполнил фреску «Мадонна деи Трамонти» - «Мадонну заката», получившую своё название от лучей закатного солнца, проникающих в расположенное напротив окно.

Папский алтарь в апсиде сделан из единого блока камня, привезённого из Комо в 1230 году . Алтарь окружает ряд орнаментированных готических арок, поддерживаемых колоннами в различных стилях. Двенадцать из этих колонн были демонтированы в 1870 году . Прекрасные готические скамьи хора из ореха, созданные Аполлонио Петроччо да Рипатрансоне с помощью Томмазо ди Антонио Фиорентино и Андреа да Монтефалько, датируются 1471 году . Стены апсиды когда-то украшало изображение Распятия Стефано Фьорентино, которое было уничтожено в 1622 году , а теперь там находится «Страшный суд» работы Чезаре Сермеи ди Орвьето ( -).

Светлое и полное воздуха пространство имеет простой план: один неф с трансептом и полигональной апсидой. Паруса сводчатого потолка расписаны по голубому фону золотыми звёздами, фигурами Христа, Св. Франциска, Девы Марии и Иоанна Крестителя. Потолок перед входом украшают изображения отцов церкви: Григория Великого, Иеронима, Амброзия и Августина. Они приписываются Мастеру Исаака.

Западное крыло трансепта и апсиду украшало большое количество фресок, выполненных Чимабуэ и его мастерской (примерно с 1280 года), как, например, «Распятие с коленопреклонённым Франциском». Эти фрески дошли до нас в очень плохом состоянии из-за применявшегося в краске оксида свинца и некачественной гипсовой основы.

До Чимабуэ над украшением правого крыла трансепта работал анонимный Северный мастер (также называемый Готическим), предположительно англичанин, о времени, в которое он создал росписи имеются самые разные предположения. По одной из версий начало работ этого художника относится к 1265-1268 годам, так как он включил в орнамент рёбер свода изображение лилии - геральдического знака, связанного с папой Климентом IV .

Две фрески из жизни Исаака в среднем регистре третьего сектора традиционно приписывались молодому Джотто ( -), а Вазари относил их к кисти Чимабуэ, однако и эта атрибуция оспаривается. Большинство критиков приписывают их авторство анонимному Мастеру Исаака и его мастерской . Автором этих росписей также мог быть Пьетро Каваллини . Над входной дверью Джотто написана мадонна с улыбающимся младенцем (первая улыбка в итальянской живописи) и двумя ангелами (в трёх тондо) .

Самой важной частью декоративного убранства церкви является цикл из 28-ми фресок вдоль нижней части нефа, приписываемых Джотто. Фрески отличаются новыми художественными решениями, внесёнными художником в итальянскую живопись в церкви Св. Франческо в Риме. Согласно Вазари, фрески Джотто написаны между и 1304 годами .

Авторство Джотто оспаривается по причине многочисленных неясностей в рассказах ранних источников о создателях этого цикла. Многие итальянские критики отстаивают версию их принадлежности Джотто и его мастерской. Из-за стилевых отличий от цикла фресок Исаака предполагается, что несколько, или даже большинство фресок францисканского цикла было создано, по крайней мере, тремя различными художниками, использовавшими оригинальные идеи Джотто. Их называют: Мастер легенды св. Франциска (основной создатель большинства изображений), Мастер погребения св. Франциска и Мастер св. Цецилии.

Сан-Франциско начинался как город авантюристов, одержимых блеском Золотой лихорадки и возможностью мгновенного обогащения. Из небольшого поселения Йерба-Буэна он разросся до крупного современного города, который сегодня привлекает тысячи туристов.

К сожалению, все, что было построено до 1906 года, практически не сохранилось. В результате масштабного землетрясения старый Сан-Франциско перестал существовать. Зато постепенно стал появляться новый – с великолепными площадями, деловыми кварталами и огромными парками.

В городе много удивительных мест – это и Пирс 39 с колонией калифорнийских львов, обосновавшихся прямо в городской черте, и загадочный остров-тюрьма, и группа чудом уцелевших викторианских особняков. Одним словом, каждый сможет найти достопримечательность по вкусу.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Сан-Франциско?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Главная транспортная артерия Северной Калифорнии и узнаваемый символ Сан-Франциско. Мост Золотые Ворота был открыт для движения в 1937 году. Конструкция полюбилась не только автомобилистам, пешеходам и велосипедистам. Многие кинорежиссеры снимали Золотые Ворота в своих фильмах. Грандиозные летящие пролеты красного цвета можно увидеть в фильмах «Интервью с вампиром», «Терминатор 4», «Супермен» и других. Мост был построен по проекту Д. Стросса, И. Морроу и Ч. Эллиса. Длина конструкции – 2737 метров, ширина – 27 метров.

Бывшая тюрьма на острове в заливе Сан-Франциско. Это место прославилось тем, что здесь под строжайшей охраной содержались известные и особо опасные преступники. До самого закрытия в 1963 году ни одному человеку не удалось совершить побег из Алькатраса и выжить. В 1969 году остров заняли индейские вожди, протестовавшие против правительства и считавшие, что американцы силой оккупировали их законные земли. В настоящий момент Алькатрас превращен в музей.

Исторический общественный транспорт, который начал функционировать в 1873 году. Канатный трамвай движется подобно фуникулеру по канатной дороге, то есть двигатель находится не в самом вагоне, а в депо на подстанции. Сейчас этот транспорт используется больше как туристический аттракцион, однако система способна перевозить до 7 млн. пассажиров в год. В середине XX столетия шла нешуточная борьба за сохранения исторической линии, в итоге, после нескольких реконструкций трамвай было решено оставить.

Одна из центральных площадей Сан-Франциско, расположенная в одноименном районе. Она окружена огромными торговыми центрами, бутиками, отелями, сувенирными магазинчиками, ресторанами, салонами и галереями. Жизнь здесь кипит круглые сутки и не останавливается ни на минуту. Площадь является отправной точкой для знакомства с городом, местные жители назначают здесь свидания и деловые встречи.

Живописная улица, а, точнее, 400-метровый участок автотрассы, расположенный на Русском холме. Ломбард-стрит прославилась тем, что имеет форму извилистой ленты, спускающейся к трассе под довольно крутым углом. Для автомобилей это достаточно сложный участок дороги, для туристов – интересное зрелище наподобие аттракциона. Дорожное покрытие улицы выполнено из красного кирпича, по краям высажены зеленые газоны.

Городской парк с довольно обширной территорией (площадь составляет порядка 400 Га), который начинается в центре города и заканчивается на океанском побережье. Внутри есть искусственные озера, холмы, острова, водопады, дюны, равнины, также имеется несколько музеев. В парке есть все условия для занятий спортом, прогулок, катания на велосипедах и просто спокойного отдыха. По посещаемости «Золотые ворота» уступают только Центральному парку Нью-Йорка.

Группа домов викторианской эпохи, уцелевших после землетрясения 1906 года. Достопримечательность располагается на территории элитного городского квартала Ноб-Хилл. Название «Разукрашенные леди» дома получили благодаря своей архитектуре и яркой наружной окраске, над которой поработал Б. Кардум в 1963 году. Живописные деревянные фасады зданий украшены балконами, башнями, верандами и прочими архитектурными изысками.

Туристический портовый район, который прославился обилием рыбных ресторанов, магазинов, музеев. Отсюда отправляются паромы до Алькатраса, а также проходит линия канатного трамвая. Во время Золотой лихорадки Рыбацкая пристань стала местом обитания неудачливых золотоискателей, которые стали промышлять рыбной ловлей, чтобы хоть как-то прокормиться. На территории района находится Морской исторический парк.

Пристань с большим выбором развлекательных заведений, популярное место отдыха у гостей и жителей Сан-Франциско. Главным аттракционом Пирса 39 является лежбище калифорнийских морских львов. Для животных в воде сооружены специальные деревянные платформы, на которых они отдыхают и греются на солнышке целыми стаями. Всего в районе пирса обитает порядка 1500 львов, впервые они появились в заливе в 1989 году.

Яркий и колоритный китайский квартал с традиционными красными фонариками и пагодами. Чайна-таун – это не только место проживания эмигрантов из Поднебесной, но и популярная туристическая достопримечательность. Район начал формироваться в середине XIX столетия, он стал домом для многочисленных китайских беженцев из провинции Гуандун. За более чем 150 лет истории квартал разросся и обзавелся собственной инфраструктурой.

Небольшой городской район, где проживает большое количество представителей сексуальных меньшинств. На улицах квартала повсюду развешаны радужные флаги ЛГБТ-сообщества. Местные достопримечательности посвящены истории возникновения и развития гей-движения, а также его борьбы за равноправие. Здесь есть «Музей истории ЛГБТ», знаменитый гей-клуб «Твин Пикс» со стеклянными стенами, парк «Розовый треугольник».

Строительство храма началось в 1906 году после землетрясения и продолжалось более 50 лет. Из-за сейсмической неустойчивости территории, архитектором пришлось отказаться от дополнительных элементов украшения фасада, так как они могли разрушиться во время стихийного бедствия. Интерьер собора выполнен в неоготическом стиле с многочисленными витражами, фресками и массивными воротами из бронзы.

Сооружение располагается на берегу искусственного озера. Оно не является дворцом в прямом смысле, конструкция представляет собой открытую арочную колоннаду из белого камня, окруженную живописным парком. На самом деле, Дворец изящных искусств – это более прочная копия экспоната выставки 1915 года, который назывался «Башня самоцветов». Конструкция так полюбилась жителям Сан-Франциско, что они назвали ее дворцом и решили сохранить для города.

Самый крупный музей на Западном побережье Соединенных Штатов и второй по популярности во всей стране. Здесь выставляются работы современных художников, творивших в XX-XXI столетиях. Среди экспонатов есть работы Поллока, Клее, Матисса, Сааринена, Уорхолла и других именитых мастеров. Галерея открылась в 1935 году, в 1995 году для нее было выстроено оригинальное современное здание по проекту М. Ботта.

Интерактивная экспозиция, основанная физиком - экспериментатором Ф. Оппенгеймером в 1969 году. Некоторые посетители называют его «музеем безумного ученого». Сам Оппенгеймер не мог занимать академические должности после обвинения его в антиамериканской деятельности. Он устроился на должность учителя естествознания в средней школе. В это время он совершал множество экспериментов по исследованию свойств среды и материалов, которые и стали заготовками для будущего музея.

Экспозиция располагается на территории парка «Золотые ворота». Ее основателем выступил М. де Янг – журналист местного агентства новостей. В выставочных залах размещается коллекция предметов и произведений искусства, принадлежащих к периоду XVII – XXI вв. – картины, одежда, мебель и прочее. В основном, экспонаты были собраны на территории Северной и Южной Америки, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Музей естественной истории, который одновременно является серьезной научной организацией. Академия была образована в середине XIX столетия. Коллектив занимается просветительской работой, организацией выставок и проводит научные изыскания в различных областях, куда входят морская ботаника, ихтиология, орнитология, палеонтология, антропология и другие дисциплины.

Экспозиция размещается в здании, ранее принадлежавшем Публичной библиотеке. В музее представлены экспонаты, привезенных из различных частей Азиатского региона. Также при галерее открыт магазин, где можно приобрести ювелирные украшения, китайский фарфор, шелк и различные антикварные предметы. По территории музея проводятся бесплатные экскурсии в сопровождении гида.

Музей открылся для посещения в 2009 году благодаря усилиям дочери известного мультипликатора. Здание располагается на территории парка Пресидио. Здесь собрана коллекция личных вещей У. Диснея, его эскизы и наброски, макеты и другие экспонаты. Одна из стен сооружения, где расположилась выставка, выполнена из стекла. Благодаря этому можно любоваться живописными видами залива Сан-Франциско.

Музей, расположенный под открытым небом в заливе. В него входит несколько объектов: библиотека, сам музей, пристань и центр для посетителей. Экспозиция посвящена истории судостроения и мореплавания, а также некоторым событиям военно-морской истории США. На пристани можно посмотреть на исторические суда XIX-XX столетий. В музейной библиотеке хранятся старинные документы – чертежи, архивы и карты.

Здание городской мэрии 1915 года, выстроенное в изящном архитектурном стиле бозар по проекту А. Брауна-младшего. Сооружение венчает монументальный купол, в интерьере преобладает мраморная отделка, в коридорах установлены статуи мэров Сан-Франциско. Для туристов организованы экскурсии по Сити-Холл, либо внутрь можно пройти самостоятельно – в рабочие дни вход бесплатный.

Самый крупный рынок Сан-Франциско, пользующийся большой популярностью среди туристов. Торговые площади располагаются в здании паромного вокзала, которое находится в центральной части Сан-Франциско. Помимо магазинчиков с большим выбором напитков и качественных продуктов, на рынке есть кафе, прилавки с готовой едой и отделения с продукцией местных ферм.

Небоскреб-пирамида, самое высокое здание в Сан-Франциско. Строительство сооружения было завершено в 1970-е гг. В высоту башня достигает 260 метров, в ней помещается 48 этажей, где размещаются офисы и различные торговые помещения. Ежедневно сюда приходит на работу 1,5 тысячи человек. Туристы не могут подняться на вершину башни, так как для свободного посещения открыт только первый этаж.

Сооружение располагается на вершине Телеграфного холма. Башня является архитектурным памятником непростого периода в истории США – Великой депрессии (1930-е годы). Внутри стены постройки расписаны фресками, демонстрирующими актуальные темы тех лет: экономические трудности, безработица, социальный протест. Есть даже рисунки, на которых изображена симпатия к коммунистическим идеям.

Торговый центр и развлекательный комплекс, расположенный в центральной части Сан-Франциско. Интерьер здания выполнен в несколько помпезном для подобного места стиле, многие конструкции украшены позолотой и отделаны мрамором. Внутри ТРЦ размещается более 170 магазинов высшей ценовой категории и несколько дорогих ресторанов. Уэстфилд был открыт в 1988 году.

Бейсбольный стадион, который находится в одном из пригородов Сан-Франциско. Это важный спортивный объект и популярная туристическая достопримечательность. Арена является домашней для команды «San Francisco Giants» (член главной бейсбольной лиги США). AT&T-парк способен принимать не только матчи, он также прекрасно подходит для проведения концертов, фестивалей и других масштабных общественных мероприятий.

Сад в традиционном японском стиле, расположенный в пределах городского парка «Золотые ворота». В 1894 году он был временным экспонатом Всемирной выставки, но потом превратился в постоянный сад. О сквере долгое время заботился садовник-эмигрант из Японии М. Хагивара. Благодаря его трудам, посетители могут любоваться живописными аллеями, пагодами, ручьями, цветущей сакурой, арочными мостиками и каменными статуями.

Холм со смотровой площадкой, откуда открывается захватывающий панорамный вид на город. На склонах находится природный парк. Лучше всего приезжать на площадку перед закатом. В это время солнечные лучи заливают Сан-Франциско золотым светом и яркие блики играют в водах залива. По мнению многих туристов, ни одна смотровая площадка небоскреба не может сравниться с Твин Пикс.

Пляж на берегу Тихого океана, расположенный в западной крайней части парка «Золотые ворота». Вдоль пляжа тянется автомобильная дорога «Great Highway». Вода в этом месте достаточно прохладная, а летом могут быть туманы при температуре всего 9°С. Лучше посещать пляж в конце осени или ранней весной. Оушен-Бич является наиболее привлекательным для серфинга, но зачастую здесь возникают опасные течения.

Небольшой пляж протяженностью 800 метров, расположенный в северо-западной части Сан-Франциско. Он прекрасно подходит для пеших прогулок, барбекю или солнечных ванн, но вода слишком холодная для купания. С пляжа отлично просматривается мост Золотые ворота в обрамлении живописных прибрежных холмов. Бейкер-Бич достаточно популярен среди нудистов, специально для них отведена северная сторона пляжа.

Церковь Сан-Франческо в Ассизи, базилика Святого Франциска в монастыре Сакро-Конвенто (итал. La Basilica di San Francesco d"Assisi) - главный храм ордена францисканцев, расположенный в городе Ассизи (Италия, административный регион Умбрия). Является одной из шести великих базилик (лат. Basilica maior) Католической церкви. Храм получил всемирную известность благодаря знаменитым фрескам XIII века по мотивам жития Св. Франциска, автором которых считается Джотто с учениками. Церковь Сан-Франческо вместе с монастырём Сакро-Конвенто в Ассизи внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Храм, построенный в XIII веке, является, по сути, двухэтажным. Верхний ярус, который принято называть Верхней церковью, - это видимая часть здания, возвышающаяся на холме, в то время как Нижняя церковь скрывается в его толще и рядовой застройке монастыря. Её единственный элемент, остающийся на виду, - южный портал, выходящий на Нижнюю площадь Св. Франциска, замощённую камнем. Вход в Верхнюю церковь находится с восточной стороны, с Верхней площади Св. Франциска, покрытой газоном.

Оба яруса представляют собой однонефные базилики с трансептом. План нижней церкви усложнён многочисленными капеллами и криптами. Из церкви можно спуститься ещё ниже - в крипту, где погребён Св. Франциск. У южного фасада церкви возвышается 60-метровая колокольня. Контрфорсы и аркбутаны, обрамляющие здание, видны с северного фасада, а со стороны Нижней площади теряются между колокольней и вспомогательными сооружениями.

Характеристика стиля

Если стиль погружённой в полумрак нижней церкви восходит к древней традиции римской крипты, то интерьеры просторного верхнего храма несут в себе новые эстетические ценности, которые позднее подхватят архитекторы Средней Италии. Эта двухъярусная церковь с точки зрения планировки довольно точно следует современным ей образцам французской готики, таким как, например, Сент-Шапель в Париже, однако в же время сохраняет преемственность с итальянскими базиликами романского периода.

По-видимому, итальянские зодчие сознательно избегали радикальной готики, столь модной в ту эпоху при дворах северных феодалов. Не пытаясь маскировать вес строительных конструкций, они сместили архитектурный акцент в сторону чёткой структурированности подкупольного пространства. Устои храма примыкают к мощным стенам, которые, однако, не препятствуют проникновению в храм солнечного света. «Тонкие пучки связанных колонн поддерживают нервюры сводов, перекрывающих четыре прямоугольных пролёта».
Таким образом, внешний облик церкви является синтезом романики и французской готики, отражая многие типичные черты итальянского готического стиля.
История постройки

Строительство францисканского монастыря Сакро-Конвенто и обеих базилик Сан-Франческо в Ассизи началось в 1228 году, практически сразу после канонизации основателя ордена и уроженца этого города Святого Франциска. Земельный участок на западе города, куда из города удалился умирать Святой Франциск, был подарен францисканцам Симоном ди Пукьярелло. Бывшее место казни преступников, известное в Ассизи как «Адский холм» (Collo d’Inferno), стало называться «райским холмом».

Камень в основание постройки торжественно заложил 17 июля 1228 года папа римский Григорий IX, хотя к этому времени работы уже начались. Руководством и надзором за строительством занимался викарий ордена Илия Бомбардоне (Elia Bombardone), один из первых спутников Святого Франциска, имевший опыт строительства для крестоносцев в Сирии.
Строительство нижней базилики было завершено в 1230 году. На Троицу 25 мая нетленное тело основателя ордена было перенесено туда из временного пристанища в церкви св. Георгия (теперь базилика Святой Клары). Верхняя базилика строилась в период после 1239 года и до 1253 года. Над убранством церкви работали лучше мастера своего времени - от Чимабуэ до Джотто (см. ниже).

В 1288 году папа Николай IV, который был до этого главой ордена францисканцев, присвоил базилике статус папской церкви.
Украшение церкви
Создание знаменитого фрескового цикла церкви заняло более полутора веков. Художники начали с росписи стен Нижней базилики (Чимабуэ, мастер Св. Франциска), чтобы затем переключиться на украшение стен Верхней (Чимабуэ, Джотто). Закончив работы в Верхней церкви, мастера вернулись в Нижнюю церковь и пристроенные к ней новые капеллы (Джотто, Симоне Мартини, Пьетро Лоренцетти).

Краткая хронология работ
1226 год - смерть Св. Франциска.
1228 год - начало строительства.
1230 год - завершение нижней базилики. Перезахоронение в ней мощей святого.
1235 год - освящение церкви папой римским.
1239 год - начало строительства верхней базилики.
1253 год - завершение верхней базилики.
1270 год - мастер Св. Франциска расписывает стены Нижней церкви.
прибл. 1278 год - Чимабуэ расписывает стены Верхней церкви
1282 год - первый период работ Джотто
1296 год - второй период работ Джотто
прибл. 1298 год - 28 «францисканских историй» на стенах верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (предположительно работы Джотто).
1322 год - фрески Симоне Мартини в Нижней церкви.
прибл. 1326 год - фрески Пьетро Лоренцетти в Нижней церкви.
1368 год - фрески мастера Андреа в Нижней церкви.

Нижняя церковь
Своим внешним видом, близким по типу к крипте, Нижняя церковь обязана викарию ордена брату Илии, который приобрёл большой опыт сооружения массивных каменных склепов в Сирии.

Вход в неё осуществляется через портал на южном фасаде, выполненном в готическом стиле (2-я половина XIII века) с двумя резными деревянными дверями (умбрийская мастерская, XVI век).

Капелла Екатерины Александрийской

В противоположном конце вестибюля находится капелла, построенная на средства кардинала Эгидия Альборноса, папского легата в 1350-1367 гг. Она посвящена Святой Екатерине Александрийской. Фрески с 8-ю эпизодами её жития были созданы в 1368-1639 гг. мастером, подписавшимся «Andreas pictor de Bononia». Вероятнее всего, это был Андреа де Бартоли (ок. 1349-1369), придворный художник кардинала Альборноса (иногда эти работы ошибочно атрибутируются Андреа Болонья). Святые в этой капелле были написаны Паче ди Бартоло Ассизским (1344-1368).

Капелла св. Себастьяна

По левую руку от входа находится небольшая капелла Святого Себастьяна с полотнами Жакомо Джоржетти, стены которой украшены эпизодами из жизни этого святого работы Джероламо Мартелли. Справа находятся два надгробия: Джованни де Черчи и Иоанна де Бриенна, короля Иерусалимского.

Мастер св. Франциска: неф

Центральный неф базилики окружен несколькими капеллами с полуциркульными арками. Фрески, украшающие неф, считаются самыми древними в храме. Их создатель оста""лся неизвестным и по основному живописному сюжету стал фигурировать в истории искусств как Мастер Святого Франциска. На правой стене им написано 5 сцен из Страстей Христовых, а на левой - 5 моментов из жития Св. Франциска. Такое расположение сюжетов друг против друга на взгляд францисканцев должно было подчеркнуть роль основателя их ордена как второго Христа и их сходство.

Потолок нефа небесного цвета и расписан золотыми звёздами. Перечисленные фрески, выполненные темперой по сухой штукатурке, относятся к 1260-1263 гг. и признаются лучшими образцами тосканских настенных росписей периода, предшествующего Чимабуэ. Многие изображения в нижней части стен сильно пострадали или практически уничтожены. Исключение составляют несколько фрагментов «Мадонны с младенцем и ангелом» кисти Чимабуэ. С ростом популярности церкви между 1270 и 1350 гг. многие благородные семейства стали заказывать свои капеллы, пристроенные к главному нефу, уничтожая таким образом фрески на главных стенах.











Похожие публикации