Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Что такое дислалия. Дислалия у детей: что это такое, методы коррекции. Этапы усвоения звуков

В медицинской терминологии дислалия — это нарушение звукопроизношения, объединяющее под собой множество различных отклонений в развитии речевого аппарата как органических, так и функциональных, отличительной особенностью является отсутствие каких-либо нарушений в слухе и присутствие подвижности органов речевого аппарата даже с учетом нарушений.

Из-за дефектов речевого аппарата человеку становится затруднительно артикуляторно правильно произносить различные звуки [р], [ш], [з], [с], [л] и т. д. По статистике различные виды дислалии встречаются у каждого второго обратившегося к специалисту. Данные отклонения особенно часто проявляются в возрасте до 6 лет. При отсутствии своевременного лечения дислалия может привести к нарушению письменной речи и развитию других отклонений в развитии (ребенок не сможет читать и писать).

Таблица поможет более понятно разобраться с разновидностями форм дислалии.

Органическая дислалия или механическая дислалия Появляется из-за различных анатомических изменений и патологий речевого аппарата.
Функциональная дислалия Причины функциональной формы можно разделить на моторные (проблемы с речедвигательным анализатором) и сенсорные (дефекты в развитии речеслухового анализатора), при этом проблем с артикуляционным аппаратом не наблюдается. Моторная дислалия обусловлена затруднением движения языка и губ, звуки слышатся нечетко и с помехами (шипения, хрипота и т. д.).
Сенсорная дислалия имеет симптомы в виде смешанного и неточного произношения звуков или их замены на похожие, например, [з] на [с], [р] на [л]. Мягкое произношение заменяется твердым, шипящие на свистящее и т. д. Иногда встречается сенсомоторная форма.
Возрастная дислалия или физиологическая дислалия Звукопроизношение происходит невнятно у детей до 5 лет. Подобное явление связано с развитием артикуляционных органов. Как правило, проходит самостоятельно к 6 годам.

В зависимости от особенности патологии воспроизведения звука, дислалия классифицируется на:

  • акустическую;
  • артикуляторную;
  • фонетическую;
  • фонематическую.

В итоге по характеру звукового деффекта, образуя например артикуляторно-фонематическую дислалию, когда у пациента неправильная постановка речевого аппарата при произношении звука и нарушен фонематический слух и восприятие. Из-за этого становится трудно правильно различать услышанные звуки. Происходит смешивание и замена гласных и согласных в речи.

Фонетические дефекты разделяют по буквам, с которыми имеются проблемы. Названия происходят от греческого алфавита:

  • Хитизм — проблемы со звуками [х] и [х’].
  • Йотацизм — [й].
  • Ламбдацизм — [л] и [л’].
  • Каппацизм — [к] и [к’].
  • Ротацизм — [р] и [р’].
  • Сигматизм — все шипящие и свистящие [ж], [ч], [ш], [з] и т. д.
  • Гамматизм [г] и [г’].
  • Дефекты озвончения, оглушения.
  • Дефекты смягчения и твердости.

Также дислалию различают на простую (мономорфная дислалия) и сложную (полиморфная дислалия). В первом случае наблюдается нарушения только в одной звуковой группе, например среди [з], [с], [ц]. При полиморфном типе имеются проблемы с произношением сразу нескольких разных групп букв, например, [ш],[к]. Такое наблюдается чаще при органической форме дислалии. По статистике, сложная дислалия у детей дошкольного возраста встречается гораздо чаще, чем простая.

В конечном заключении диагноз пациента может выглядеть следующим образом: «сенсорная акустико-фонематическая дислалия» или «механический артикуляционо-фонетический ротацизм». Как правило, врачи говорят просто: ротацизм, ламбдацизм и далее в карточку записывают, чем оно было вызвано и с чем именно наблюдается проблема (с восприятием звуков или их произношением).

Причины появления

После того как разобрали определение дислалии и ее разновидности, перейдем к факторам влияющим на ее возникновение. По ее форме разделятся и причины дислалии на органические (механические, анатомические) и функциональные.

В первом случае дефекты произношения появляются из-за анатомически неправильного строения речевого аппарата. Как правило, подобные отклонения передаются по наследству (строение речевого аппарата и его органов). При функциональной дислалии у человека наблюдаются нарушения в работе головного мозга.

В большинстве случаев проблемы с речью возникают из-за анатомических изменений губ и языка.

Если у человека имеются костные аномалии (неправильный прикус, высокое нёбо, мелкие зубы и т. д.), то у него наблюдается физиологическая дислалия. Она является генетическим отклонением и передается от родителей к детям. В некоторых случаях возникает после серьезных травм челюсти.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия возникает только из-за социальных и биологических причин.

К социальным причинам относят:

  • окружающее общество с неправильной речью;
  • «сюсюканье» с ребенком (предумышленно неправильное произношение букв при разговоре);
  • одновременное использование двух языков в одной среде (булингвизм);
  • запущенность ребенка в воспитании.

Среди биологических факторов отмечают:

  • запоздалое речевое развитие;
  • неправильная формировка фонематичекого слуха;
  • высокая болезненность ребенка.

Основные формы дислалии появляются именно из-за этих причин. Наиболее подвержены дети в возрасте до 6 лет, так как они еще только обучаются, и все действия повторяют за взрослыми. Из-за этого так важно, чтобы малыша окружали люди с хорошей речью и правильной дикцией.

Основные симптомы

Как известно, любое отклонение значительно легче исправить на начальном этапе развития. Моторная функциональная дислалия и другие ее виды гораздо легче вылечить, когда артикулярно неправильная постановка речевого аппарата не закрепилась в подсознании.

Среди наиболее явных симптомов отмечаются:

  • пропускание букв в словах (машина — маина);
  • замена звуков (корова — колова);
  • посторонние звуки при произношении, когда они не требуются (хрип, шипение и т.п.);
  • отсутствие твердости, мягкости, звонкости, глухости в словах;
  • периодическое неправильное употребление букв в словах и использовании через раз правильного варианта;
  • смешивание двух звуков в один.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия, нарушает произношение 1-4 букв из алфавита. В то время, как при физиологическом дефекте у человека нарушаются более 4 звуков.

После появления первых симптомов нужно обратиться к логопеду для проведения тщательного обследования. На нем точно определяется какая у человека форма дислалии, механическая или функциональная, артикулярная или акустическая, фонематическая или фонетическая дислалия и т. д. От правильного диагностирования зависит качество и скорость лечения.

Лечение

После изучения терминологической части можно перейти к методам устранения дислалии. Первоначально нужно установить причину появления дефектов у человека. Причины дислалии помогут в определении верного пути лечения.

Механическая дислалия вначале исправляется при помощи операции. На этом этапе исправляют все анатомические дефекты, мешающие нормальной работе речевого аппарата. В большинстве случаев операция проводится у взрослых после травмы ротовых органов.

В некоторых случаях органическая (механическая) дислалия не может быть вылечена при помощи операции. В таком случае вся корректировка сводится к работе логопеда с пациентом при помощи корректирующих упражнений.

Затруднительные особенности преодоления проблем с разговорной речью наблюдаются, если имеется сложная дислалия у детей дошкольного возраста с осложнением на более, чем 4 звуковых группы.

В этом варианте у ребенка, как правило, наблюдается нарушение фонематического слуха. Поэтому детей, сначала учат правильно воспринимать и различать звуки, а только потом их произносить. Особенно важно, чтобы правильная речь окружала ребенка не только на занятиях с логопедом, но и дома в кругу общения.

В связи с тем, что дислалия — довольно обширное понятие, то можно посоветовать только общие упражнения на развитие речи. Ведь лечение ламбдацизма, ротацизма, сигматизма сильно отличается друг от друга по принципам и упражнения. Для разных звуков используется своя методика постановки артикуляции. И у каждого звука она индивидуальная. Дислалия у детей и методы ее устранения очень интересуют родителей. Основные упражнения заключаются в развитии речевого аппарата. Для этого применяют:

  • артикуляционную гимнастику;
  • развитие чувствительности слуха;
  • логопедический массаж;
  • развитие микромоторики;
  • методики правильного дыхания при разговоре.

После выполнения данных основ происходит артикулярная постановка определенного звука. Для этого вначале используют дополнительную помощь в виде зондов, палочек, пальцев и т. п.

В заключительном этапе производят тренировку правильного постоянного произношения в речи. Для этого читают книги, разговаривают, учат стишки и поют песни.

Занятия у логопеда по коррекции дислалии необходимо проводить регулярно, два-три раза в неделю. Важно, чтобы дома дети также выполняли все задания, назначенные логопедом. В среднем полноценное лечение занимает от 1 месяца до полугода. У взрослых данный срок может значительно сокращаться, так как им значительно легче выполнять инструкции логопеда.

Самый простой способ профилактики развития речевых дефектов является ежедневное выполнение простых упражнений:

  • Двигайте языком: влево, вправо, по часовой стрелке и против нее, тянитесь к носу и подбородку.
  • Выполняйте позицию «грибок» — присосите язык к нёбу и открывайте, закрывайте рот.
  • Двигайте губами: вверх, вниз, улыбайтесь, печальтесь, вибрируйте ими, вытягивайте максимально в трубку.
  • Максимальное открытие, закрытие рта для разминки связок челюсти.
  • Выговаривание скороговорок.

Характеристика лечения и упражнений зависит от каждого случая индивидуально, и одинаковые методики могут не подойти для разных пациентов. Дислалия относится к довольно распространенным нарушениям звукопроизношения, при своевременном лечении от него можно полностью избавиться и наслаждаться свободным общением.

Дислалия - это дефекты произношения, возникающие при совершенно здоровом слухе и сохранности иннервации речевого аппарата. Обычно подобные вербальные отклонения можно наблюдать у детей дошкольного возраста и младших школьников. Проявляются они искажением, смещением, замещением или полным отсутствием одного или нескольких звуков устной речи.

Типы нарушений и их симптомы

Такой термин, как «звукопроизношение» охватывает собой фонетическое (звуковое) оформление разговорной речи и речедвигательные навыки. Среди различных расстройств звукопроизношения чаще всего можно встретить отдельные аномалии ее звукового оформления, в то время как другие операции высказываний остаются естественными. Нельзя не принимать во внимание, что дислалия сегодня остается одним из наиболее распространенных логопедических нарушений, которые не связаны с нарушениями в работе центральной нервной системы или слухового аппарата.

Симптоматику заболевания в каждом случае определяет конкретная форма патологии. В соответствии с классификацией заболевания различают физиологическую, механическую (или органическую), а также функциональную дислалию.

При этом физиологическая дислалия обуславливается возрастной невнятностью речи ребенка. Механическая же вызывается врожденными или приобретенными отклонениями в строении и развитии речевого аппарата.

Причины дислалии

Различные формы заболевания могут развиваться вследствие разных причин. В одних случаях это могут быть нарушения в строении речевого аппарата, в других случаях заболевание развивается вследствие неправильного вербального воспитания ребенка.

  • В основе физиологической формы недуга лежит обусловленная возрастом недоразвитость органических структур, поддающаяся коррекции по мере того, как ребенок взрослеет.
  • Механическая дислалия возникает вследствие обусловленных генетически приобретенных или врожденных патологий органов речевого аппарата.
  • Функциональная дислалия никак не связывается с патологиями строения органов, ответственных за устную речь. Эта группа более развернута и в свою очередь объединяет несколько видов болезни.


Функциональная дислалия означает, у ребенка нет нарушений речевого аппарата, однако он произносит звуки неправильно

Прежде всего, различают моторную и сенсорную дислалии.

  • Первый тип развивается в связи с функциональными нарушениями речедвигательного анализатора. Проще говоря, при подобной патологии у ребенка во время разговора неправильно двигаются губы и язык – это и становится причиной искажения звуков.
  • При сенсорной дислалии неправильно функционирует речеслуховой анализатор, из-за чего разделение на составные части акустически схожих между собой звуков происходит некорректно и малыш, естественно, не может их правильно повторить.

Случается и так, что оба упомянутых типа недуга наслаиваются один на другой, то есть ребенок пытается изначально некорректно произнести услышанный звук, еще и неправильно двигая губами и языком при этом.

Названия дефектов произношения звуков с описанием приводятся в таблице:

Также могут иметь место недостатки твердости и смягчения звуков, когда мягкие согласные ребенок заменяет сдвоенными твердыми и наоборот, а также некорректное выговаривание звонких и глухих звуков, когда глухие согласные звуки заменяются на твердые и наоборот. Кроме того, можно встретить мономорфную или простую и полиморфную (сложную) дислалии. В первом случае ребенок неправильно выговаривает один звук или несколько звуков, принадлежащих к одной группе (рекомендуем прочитать: ). В случае же полиморфной дислалии всегда нарушено выговаривание сразу нескольких звуков, принадлежащих к различным группам.

Чаще всего при заболевании не страдает лексико-грамматическая сторона устной речи. Ребенок развивается нормально и накапливает словарный запас, который соответствует его возрасту, прекрасно понимает, что говорят ему. Однако что именно он говорит и отвечает, в некоторых случаях тяжело понять даже родным.



Неумение выговаривать определенный звук или звуки не говорит о неправильном развитии или низком уровне интеллекта ребенка

Физиологические предпосылки механической дислалии

Механическая дислалия часто возникает, как следствие короткой подъязычной уздечки, которая затрудняет движение языка (подробнее в статье: ). Диспропорциональные размеры самого языка также могут быть причиной невозможности развития правильной артикуляции. Способствовать развитию заболевания также могут различные патологии в строении зубочелюстного аппарата, такие как сильное выступание вперед верхней или нижней челюсти, большие промежутки в рядах зубов, аномальное строение неба или его расщепление, укороченная уздечка верхней губы.

Социальные предпосылки функциональной дислалии

Функциональная форма недуга может обуславливаться следующими социальными факторами:

  • Изначально неправильное речевое воспитание ребенка. В частности, частое копирование взрослыми «детского лепета» и постоянные «уси-пусечки».
  • Ребенок воспитывается в семье, где говорят на двух языках. Малыш просто-напросто переносит особенности артикуляции из одного языка в другой. В результате страдает произношение, когда ребенок говорит на обоих языках. Это же может наблюдаться и в случае, когда в семье ребенка говорят на одном языке, а, например, в детском саду – на другом.
  • Недостаточно развито слуховое восприятие фонем.
  • Педагогическая запущенность, а именно – ситуация, когда родители не обращают внимание на неправильное произношение ребенка.
  • Недостаточная подвижность речевого аппарата, которая в результате становится причиной неверного произношения звуков.
  • Умственные отклонения.


Скудное общение с ребенком или, напротив, чрезмерное “сюсюканье” могут стать причиной развития функциональной дислалии

Обследование

В результате подобного обследования специалистом может быть сделан вывод о наличии или отсутствии патологий.

Исследование заболевания начинают с того, что собирают полную информацию о течении беременности у матери ребенка. Тщательно анализируется история развития самого ребенка и перенесенные им в разное время болезни. Врач-логопед проводит зрительный осмотр маленького пациента, в ходе которого изучает строение и уровень подвижности речевого аппарата малыша, после чего предлагает ему выполнить несколько упражнений по подражанию.

Анализ уровня развития устной речи специалист проводит с помощью специально разработанных для выявления аномалий произношения дидактических материалов. Определяется природа существующих у малыша нарушений в различных позициях. Кроме того, оценивается фонематический слух маленького пациента, то есть его умение различать звуки, без которого невозможно нормальное понимание смысла сказанного. При постановке диагноза указывается не только форма, но и тип заболевания.

Если обнаруживается, что заболевание относится к механическому типу, ребенок направляется на консультацию к стоматологу-ортодонту или хирургу. В случае, если заболевание носит функциональный характер, ребенку будет рекомендована консультация детского невролога. А для исключения патологий слуха полезно будет пройти осмотр отоларинголога.



Иногда выявить причину нарушения речи помогает обследование у стоматолога

Лечение и профилактика

Способы лечения нарушения звукопроизношения определяются в зависимости от этиологии заболевания.

  • В случаях механической дислалии терапия будет направлена на исправление прикуса, коррекцию уздечки хирургическим путем и т.д. Устранение таких дефектов проводится в стоматологическом кабинете врачом-ортодонтом. Лучший возраст, в котором подобные патологии поддаются исправлению – 5-6 лет.
  • Лечение функциональной дислалии состоит из нескольких этапов, которые проводятся под контролем врача-логопеда. Чтобы заинтересовать ребенка в обучении, на протяжении подготовительного этапа лечения большое внимание уделяется применению специальных педагогических методик. В частности, используют различные способы развития концентрации внимания и памяти. Кроме того, с определенным вниманием следует отнестись к развитию логопедических навыков (распознаванию звуков (фонем) и т.д.).
  • Моторный тип недуга требует проведения специфических занятий с ребенком, ориентированных на совершенствование речевой моторики. Это особый логопедический массаж, специальная артикуляционная гимнастика для выработки правильного выговора и прочее (подробнее в статье: ). Не последнее значение в отработке хорошего произношения звуков имеет правильное направление струи воздуха при произношении и развитие мелкой моторики.

Во время заключительного этапа лечения дислалии особое внимание уделяется психологической составляющей, поскольку должна развиваться способность малыша к коммуникабельности при любых обстоятельствах. Велико также значение педагогической работы для формирования у ребенка уверенности в себе.

В таблице ниже приводятся примеры упражнений для выработки произношения отдельных звуков:

Дислалия - речевой дефект, характеризующийся патологией произношения звуков при отсутствии нарушения слуха и обеспеченности органов речевого аппарата нервными клетками. То есть дислалия представляет собой распространенное логопедическое нарушение, не связанное с патологиями ЦНС и слухового аппарата. Имеет несколько форм, которые наблюдаются у детей разных возрастов (как правило, у детей дошкольного возраста и школьников). Следовательно, дислалия у детей и методы ее устранения напрямую зависят от формы дефекта.

10-м пересмотром Международной классификации болезней (мкб-10) дислалии был присвоен код F80 (специфические расстройства речевой артикуляции).

Формы и причины дислалии

Как мы говорили ранее, существует несколько разновидностей дислалии, причины появления которых также отличаются. Принято выделять следующие формы:

При наличии симптомов моторной и сенсорной дислалии диагностируют сенсомоторную.

  • Простая (мономорфная). Характеризуется искажением одного или нескольких звуков одной группы;
  • Сложная дислалия (полиморфная). Характеризуется искажением одного или нескольких звуков разных групп. При сложной дислалии наблюдается неправильное произношение более 4-х звуков;
  • Механическая (органическая). Этот вид нарушения произношения звуков связан с патологиями речевого аппарата, возникшими в процессе эмбрионального развития (аномальное строение неба или зубочелюстного аппарата, непропорциональные размеры языка и т.д.) или в ходе жизнедеятельности (на фоне травмы). Также нередко механическая форма данного логопедического нарушения возникает из-за генетической наследственности;

Причинами появления функциональной дислалии принято считать:

  • Хронические и/или длительные заболевания (инфекционные заболевания, расстройства ЖКТ и т.д.), приводящие к общему ослаблению организма;
  • Родители не уделяют/уделяют мало времени недостаткам произношения, коррекция ошибочного воспроизведения звуков не производится;
  • Наличие в кругу семьи человека, имеющего неправильное произношение звуков, влечет за собой подражание малышом неправильного проговаривания звуков;
  • Неправильная артикуляция;
  • «Сюсюкание» взрослых с дитем. Это наблюдается во многих семьях, хотя специалисты настоятельно рекомендуют исключить подобное «уменьшительно-ласкательно-искаженное общение». Ребенок - это маленький человек. Вы же не «сюсюкаетесь» с взрослыми людьми;
  • Родители разговаривают на разных языках или в семейном кругу принято вести общение на иностранном языке, а в детском саду все разговаривают на русском;
  • Нарушение фонематического слуха;

Примечание. Безусловно, дислалия регистрируется при умственной отсталости, однако, в данной ситуации данный речевой дефект не может быть расценен, как изолированный, и является последствием нарушения психики и, как следствие, нарушения интеллектуального развития.

Оценка проводится по нескольким критериям: усидчивость, память, мышление, речь, развитие. Характеристика детей с данной формой речевого расстройства следующая:

Для установки диагноза требуется участие квалифицированного специалиста (логопеда), который, проведя всестороннюю оценку, установит наличие или отсутствие нарушения звукопроизведения.

Первоначально проводится опрос родителей, выясняется ход течения беременности (инфекционные заболевания беременной, патологии беременности и т.д.), а также ход процесса родоразрешения. Далее проводится сбор информации о перенесенных маленьким пациентом травмах и инфекционных заболеваниях.

В дальнейшем специалист проводит оценку строения речевого аппарата малыша, наличие/отсутствие явных патологий, анализ фонематического слуха. Вся собранная информация заносится в речевую карту обследования.

При выявлении аномалий в строении речевого аппарата ребенок направляется к соответствующему специалисту, занимающегося решением данных вопросов. Как правило, это врач-хирург и врач-ортодонт. При выявлении функциональной формы речевого дефекта маленький пациент и его родители направляются к врачу-неврологу. Помимо этого, не лишним будет посетить оториноларинголога для проверки функционирования слухового аппарата.

Исходя из всего вышесказанного, следует, что лечение дислалии напрямую зависит от формы речевого нарушения.

Механическая форма данного нарушения речи лечится посредством влияния на дефект челюстно-лицевой области. Это может быть хирургическая операция или длительный процесс терапии с помощью специального фиксирующего оборудования, которое устанавливает стоматолог-ортодонт после проведения необходимых анализов и оценки дефекта. Так как костная структура организма детишек растет и развивается в процессе взросления, то наилучшее время устранения дефекта речевого аппарата - с 5 до 6 лет.

В дальнейшем, устранение этого нарушения звукопроизношения является задачей специалиста-логопеда.

Функциональная дислалия, а также другие виды этого речевого дефекта лечатся с помощью логопеда. Логопед проводит необходимые упражнения для детей, которые позволяют сформировать правильное распознание и произношение звуков. Другие методики направлены на развитие внимания и концентрации. Также помимо логопедических упражнений, специалист проводит специальный массаж и дыхательные упражнения с детьми.

В процессе терапии данного речевого недуга немаловажная роль отводится родителям. Родители должны внимательно подходить к вопросу терапии своего малыша, повторять упражнения в домашних условиях, создать спокойную и благоприятную обстановку во избежание психологического давления. Если у «ребятенка» не получается сразу повторить правильно - это не трагично. Следует чаще хвалить малыша даже при условии, что у него не получается. Поверьте, он старается.

В дальнейшем навыки закрепляются, четкое и правильное проговаривание звуков доводится до полного автомата, используется специальное оборудование и методики подражания. Не меньшую важность имеет психологическая сторона вопроса, которой также уделяется внимание на этом этапе.

В случае, если говорящий меняет звуки местами, замещает мягкие звуки твёрдыми, звонкие глухими или вообще не может произнести один или несколько звуков - речь идёт о дислалии. Такое нарушение звукопроизношения не связано с дисфункцией слуха или речевого аппарата. Причин для развития данной патологии может быть несколько.

Классификации

Механическая и функциональная дислалия

О механической дислалии специалисты говорят при выявлении следующих нарушений:

  • излишне низкое нёбо;
  • излишне высокое (куполообразное) нёбо;
  • толстый, необычно крупный язык, не помещающийся в ротовой полости;
  • маленький язычок, которому трудно принять необходимую позицию для чёткого произношения;
  • массивная либо, напротив, укороченная подъязычная связка;
  • щели между зубами;
  • зубы неправильной формы или разного размера;
  • толстые, отвислые губы или тонкие, нитевидные;
  • укороченная верхняя губа.

При этом страдает произношение звуков:

  • р, рь
  • с, сь, з, зь, ц
  • б, бь, п, пь,
  • в, вь, ф, фь,
  • ж, ш, ч, щ

Если же с речевым аппаратом всё нормально - речь идёт о функциональной дислалии .

Такая разновидность патологии связана с физическими или психологическими особенностями:

В данном случае фонетические расстройства проявляются в отсутствии звуков, в искажении, а чаще всего - в заменах. Например, происходит замена заднеязычных [к], [г] переднеязычными [т], [д]; замена язычного [ш] губно-зубным [ф]; замена мягких твердыми и твердых мягкими.

Функциональная дислалия подразделяется на следующие виды:

  1. Акустико-фонематическая . Фонетический слух недостаточно сформирован (при этом нарушений слуха нет). Звук неправильно узнается, и, как следствие, неправильно воспринимаются слова (рыба – «лыба»).
  2. Артикуляторно-фонематическая . Отсутствующий в речи звук заменяется более простым по артикуляции (крыса – «крыша», сад – «сядь»). При этой форме дислалии ребёнок осознает свой дефект, старается его преодолеть.
  3. Артикуляторно-фонетическая . Артикуляционные позиции сформированы неверно, поэтому звук произносится искажённо, хотя по акустическому эффекту он и близок к правильному варианту. В редких случаях звук в речевом потоке попросту пропускается.

Дислалия простая и сложная

Данная классификация основана на количестве нарушаемых звуков.

1. При простой дислалии отмечается затруднение с произношением одного звука или нескольких звуков одной группы. В этом случае логопед учит ребёнка

2. Сложная дислалия характеризуется нарушениями, при которых дефектно произносятся звуки разных групп.

Дислалия у детей и методы её устранения

Чаще всего встречается дислалия у детей. Среди всех речевых нарушений эта патология - самая распространённая: среди детей дошкольного возраста она выявляется у каждого второго, в начальной школе - у каждого пятого. Следует отметить, что искажение звуков у малышей до 5 лет встречается очень часто, т.к. артикуляционный аппарат может быть не готов к совершенному звукопроизношению. Это не является поводом для паники, но наблюдать за ребёнком всё же стоит. При сохранении же проблемы после пятилетнего возраста, потребуется в первую очередь консультация логопеда, а также, возможно, отоларинголога, невролога или стоматолога.

Выявление дислалии у детей проходит в следующем порядке:

  • 1) обследование речевого аппарата (строение, подвижность);
  • 2) оценка звукопроизношения;
  • 3) проверка фонематического слуха.

Виды фонетических дефектов

Примечание для редактора: я не смогла добавить дополнительную строку в таблицу, поэтому использовала +

Иногда встречаются также нарушения смягчения или озвончения.

Методы устранения дислалии:

Современные методы коррекции функциональной дислалии у детей обеспечивают результат уже через 1-3 месяца - это если речь идёт о простых нарушениях (когда, как говорилось выше, возникают трудности с одним звуком или со звуками одной группы). Конечно, курс занятий с логопедом должен быть достаточно интенсивным: не менее 3-х раз в неделю по 45-60 минут. Помимо этого, потребуется закрепление пройденного материала дома. В случае сложной дислалии для устранения речевых проблем понадобится больше времени и усилий.

Итак, мы выяснили, что такое дислалия, каковы её виды, узнали о методах логопедической коррекции. Дислалия может стать причиной развития у ребёнка дислексии или дисграфии (нарушение чтения или письма). Поэтому каждому родителю необходимо знать о профилактических мерах, позволяющих избежать столкновения с данной патологией.

Профилактика

На речь своего ребёнка нужно обращать внимание как можно раньше - чтобы позднее он не оказался "белой" вороной среди своих ровесников и не имел проблем с общением, чтением и письмом. Даже если у малыша вызывает затруднение произнесение только одного звука, следует обратиться к логопеду. Вероятно, вам предложат курс занятий с логопедическими упражнениями, артикуляционной гимнастикой, массажем. В случае выявления анатомических дефектов, будьте готовы к оперативному вмешательству.

От родителей зависит очень многое. С самого рождения малыша необходимо с ним общаться - но избегая искажения слов. Ласковый тон - это хорошо и даже нужно. А вот подражание детскому лепету ("Это фто у нас за малыф такой хаёшенький") к добру не приведёт. Говорите правильно, грамотно сами и поправляйте ребёнка.

Кроме того, важную роль для развития речи играет чтение . Прививайте малышу любовь к книгам - чем раньше, тем лучше!

Диагноз "дислалия" нельзя назвать чем-то пугающим. Однако лечение такого речевого нарушения в любом случае потребует немалого терпения от ребёнка и от его родителей (опекунов). Не стоит забывать и о тратах: денежных, временных.

Так что проблему лучше предупредить, чем потом дитя лечить.

Дислалия – это дефект восприятия и произношения звуков речи.

Дислалия бывает:

  1. Фонетическая – искажение произношения (Когда ребенок неправильно говорит различные звуки – Р, Л и другие).
  2. Фонематическая – замена звуков (Замена букв, например С – Ш: пошёл-посол).
  3. Фонетико-фонематическая – артикуляторные нарушения.

Выделяют простые и . Простые подразумевает нарушения, связанные с восприятием одного звука или одной фонетической группы. Сложные – когда не воспринимаются звуки из разных фонетических групп. Фонетические группы – это соноры (Р, Рь, Л, Ль, Н, Нь, М, Мь, Й), свистящие (С, Сь, З, Зь), шипящие (Ж, Ш), африкаты (Ч, Щ).

Простые дислалии имеют формы, куда включаются различные типы нарушений:

Сигматизм

Это нарушения, связанные с произношением свистящих и шипящих звуков: С, Сь, З, Зь, Ж, Ш, Ч, Ц, Щ

Парасигматизм

Это дефекты фонетические или фонетико-фонематические. Чистый сигматизм подразделяется на межзубный, боковой и иногда призубный. Парасигматизм подразделяется на губно-зубной (ш-ф, с-в), свистящий-шипящий (ш-с, с-ш)

Особенности сигматизма

  1. Дефект в речи выстраивается симметрично, то есть, если страдает твердый звук, то также искажается и мягкий.
  2. Если используются только мягкие свистящие, то шипящие будут произноситься смягченно.
  3. Определяют также носовой сигматизм, но его как такого не существует. Если есть носовое произношение свистящих и шипящих, то носовым окажется произношение всех звуков, а это уже ринолалия. Однако носовой сигматизм может быть у глухонемых, когда им ставят звуки.
  4. Шипящие и свистящие звуки резко противопоставлены по акустическим признакам, но менее контрастны по артикуляционным.

Ротацизм

Это нарушение произнесения звуков «Р» и «Рь». Ротацизм очень распространен в силу артикуляционной трудности произношения. В лепете у детей есть правильный звук «Р». Но настоящее, чистое «Р» дети начинают произносить после 2-х лет. Здесь играет роль артикуляционная подготовленность. В норме дыхательная струя идет по центру языка, кончик которого вибрирует, боковые края прижаты к верхним наружным зубам.

При отклонении от нормы выделяют:

  1. Боковой ротацизм – один край языка не пристает к верхним коренным зубам. Имеется хлюпающий оттенок – среднее между «р» и «л»
  2. Горловой ротацизм – нарушается активность корня языка
  3. Велярный ротацизм – вибрация происходит при сближении корневой части языка с границами твердого и мягкого неба
  4. Увулярный ротацизм – вибрирует маленький язычок увуля.
  5. Раскатистый – форсированное использование языка
  6. Одноударный или фрикатичный – произнесение английского звука «р»
  7. Кучерское «р» — заднеязычный звук наподобие английского «р».

Параротацизм

Замена звуком «л», в ряде случаев произносят «ль» вместо «р» или «р» заменяют на «рь» называется параротацизмом. Несколько реже встречаются случаи замен «р» на «д» и «р» на «г». Существует до 30 дефектов произнесения звука «р».

Ламбдацизм

Звук «л» почти не подвержен дефектам и появляется как один из наиболее ранних звуков. Чаще бывают параламбдацизмы: «л» заменяют на «ль», «л» и «ль» на «й», а иногда и «л» на «в».

Йотацизм

Замена буквы «й» на «ль». Выделяют три дефекта произношения заднеязычных звуков:

  1. Гамацизм – звук «г»
  2. Каппацизм – звук «к»
  3. Хитизм (х) – замена звуков «х» на «ф», особенно перед «в». Либо «хь» на «х». Например, хитрый – хытрый.

Гамацизм и каппацизм на практике обычно встречаются вместе. Они характеризуются:

  1. Отсутствием звуков «Г» и «К».
  2. Заменой «к» и «г» на «т» и «д». Например, кролик – тролик.
  3. Замена «к» на «кь».

Все эти дефекты возникают в силу некоторых систем деятельности. Большинство звуков – переднеязычные и эти звуки тоже произносятся как переднеязычные.

Дефекты противопоставления согласных по глухости-звонкости.

Часто вместо звонких произносятся глухие согласные. Это не связано с нарушением голоса, просто не усвоено фонематическое противопоставление. Этот дефект наблюдается у слабослышащих детей, у которых оглушаются не только парные звонкие, но и непарные. У тугоухих произносятся звонкие вместо глухих.

Сложные дислалии

К сложным дислалиям относятся такие случаи, при которых наблюдаются комбинации различных дефектов. Наиболее частые из них:

  1. Ротацизм и ламбдацизм
  2. Ротацизм и сигматизм

В случаях укороченной подъязычной уздечки наблюдается заднеязычный звук «р» или замена «р» на «д» и нижние смягченные шипящие. Например, рама – дама.

  1. Ротацизм, ламбдацизм и сигматизм
    • Фонетико-фонематические нарушения
    • Сочетание фонетических с фонематическими, то есть одни звуки заменяются, другие – искажаются.
  2. Дефект связан с противопоставлением звуков по твердости-мягкости, звоности-глухости с тем или другим видом дефекта произношения одного звука (сигматизм, ротацизм).
  3. Тотальная дислалия – когда в произношении ребенка из всех согласных звуков остаются только «т» и «д» и носовые, сонорные, а гласные – в порядке. Например: сам-дам, шапка – тапка и другие.

Иногда остается только один звук «т» — этот дефект носит название готтентатизм (от африканского племени «готтентоте» — в их речи только два согласных – «т» и «д»).

Особенности сложной дислалии

Чем сложнее по комбинации оказывается дислалия, тем более сложным оказывается фон, на котором она протекает: задержка общего и психического развития. В случаях сложной дислалии необходимо углубленное дополнительное изучение ребенка не только в плане особенностей его поведения, но и интеллектуальных возможностей, а также особенностей слуха и зрения. Сложная дислалия – сигнал, что у ребенка что-то не в порядке со слухом или зрением. У детей слабослышащих очень часто переднеязычные звуки либо резко искажаются, либо заменяются звуком «т».

Если у ребенка тугоухость 2-ой или 3-ей степени, то здесь вспомогательным критерием будет особенность голоса, в нем отсутствует необходимый металл, голос будто «ватный».

У детей с резко сниженным зрением, слепых также могут наблюдаться дефекты произношения по типу сложных дислалий.Это связано с тем, что у таких детей сигматизм встречается в 3-4 раза чаще, чем при норме. Это связано со зрительным контролем. Но если устанавливать связь между межзубным сигматизмом и дефектом зрения, то, следовательно, все слабослышащие люди должны быть с межзубным сигматизмом, а это не так. Ведь ребенок не видит звуки «к», «г», «н» — они не нарушены, а сложная дислалия у них есть.

Дефект зрения мешает речи вообще – слепые говорят не по подражанию, слабовидящие ничего не могут спросить, они пассивны. Инициативная речь развивается к 4 годам. Произносительная система формируется тогда, когда зубы начинают меняться, отсюда и появляется межзубный сигматизм. Сложная дислалия протекает на фоне задержки речевого общения, обусловленного дефектом зрения.

При дефектах слуха часто встречаются нарушения челюстно-мышечной системы: прогения, прогнатия, передний открытый прикус, боковой открытый прикус.

Методы устранения дислалии

  1. Работа по преодолению дислалий всегда связана с формированием новых умений и навыков, то есть логопед-дефектолог перестраивает сложившуюся у ребенка произносительную систему. Подробнее о том, .
  2. Занятия по преодолению дислалий имеет развивающую роль: логопедическое воздействие направлено на формирование умений и навыков. Эта работа является обучающей, а процесс обучения в отличии от процесса подражания является процессом сознательным.
  3. Ориентиром в логопедической работе являются нормы произношения, принятые в русском языке. Подробнее о .
  4. Вся работа по исправлению произношения является педагогической. В случаях медицинского воздействия создается лишь благоприятный фон, однако дефекта оно не исправляет. В качестве педагогических путей используются тренировки, демонстрации (когда логопед показывает в зеркале правильную артикуляцию различных слов) и т.п.
  5. На занятиях отрабатывается психофизиологический механизм, обеспечивающий нормальное произношение, а также двигательно-артикуляционная, слуховая и речедвигательная система настолько, чтобы ребенок был способен к нормальному произношению.

Похожие публикации