Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Решение о проведении налоговой проверки. Выездная налоговая проверка. Форма решения о проведении выездной проверки

А.Ю. Никитин, налоговый консультант

Ищем огрехи в решении о проведении выездной проверки

Какие ошибки допускают налоговики при назначении ВНП и как это можно использовать

Упомянутые в статье судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

Обычно при обжаловании решения по результатам выездной налоговой проверки (ВНП) внимание юриста и бухгалтера компании сосредоточено на выявленных нарушениях, которые послужили основанием для доначислений. Также тщательно проверяется соблюдение инспекторами процедуры рассмотрения материалов проверки, поскольку в Налоговом кодексе прямо сказано, что нарушение этой процедуры может стать безусловной причиной для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судо мп. 14 ст. 101 НК РФ .

РАССКАЗЫВАЕМ ЮРИСТУ

В апелляционной жалобе в УФНС нужно приводить все доводы против решения налоговиков. Если приберегать аргументы для суда, то на компанию могут возложить судебные расходы независимо от исхода дел ап. 67 Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 .

Однако нужно внимательно изучить и решение о проведении ВНП. Ведь зачастую уже при назначении проверки налоговики допускают ляпы. И тогда вы можете оспорить само решение о проведении проверки. Если ВНП назначена в конце года, это даст возможность потянуть время: новое решение вынесут уже в следующем году и, значит, один год выпадет из поля зрения ревизоро вп. 4 ст. 89 НК РФ . Или можете приберечь ошибку налоговиков как аргумент для обжалования результатов ВНП. В этой статье мы расскажем, какие нарушения можно упомянуть в жалобе, подаваемой в налоговый орган, и в исковом заявлении в суд, а на какие не стоит даже обращать внимание.

Если налоговики пришли без предупреждения

В Налоговом кодексе не сказано, что инспекция должна заблаговременно предупреждать налогоплательщика о предстоящей ВНППисьмо ФНС от 18.11.2010 № АС-37-2/15853 . Хотя в жизни бывает, что и предупреждают, например, чтобы не столкнуться с неприятностями типа отпуска у предпринимателя: срок-то на проведение ВНП исчисляется с даты вынесения решения о ее назначени ип. 8 ст. 89 НК РФ . А вот уже с решением вас должны ознакомит ьподп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ . Это может быть сделано так:

  • <или> ревизоры приедут к вам сами, предъявят решение о проведении ВНП, в котором распишется руководитель компании, вручат требование о представлении документов и т. д.;
  • <или> руководителя организации вызову тприложение № 1 к Приказу ФНС от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ в ИФНС для ознакомления под роспись с решением о проверке;
  • <или> решение направят почтой по адресу места нахождения организации (месту жительства предпринимателя), указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)п. 5 ст. 31 НК РФ .

Если налоговики не ознакомили вас с решением, то суд может посчитать это существенным нарушением процедуры проведения проверки. И в совокупности с другими процедурными нарушениями это может послужить причиной для отмены решения, вынесенного по результатам ВНППостановления ФАС СЗО от 31.05.2012 № А52-1840/2011 ; ФАС ЦО от 24.02.2010 № А68-3935/09 . Однако если вы знали о проводящейся проверке (например, писали в налоговую какие-либо заявления, касающиеся ее), то заявлять о том, что налоговики не ознакомили вас с решением о назначении проверки, не имеет смысл аПостановление ФАС ВСО от 21.07.2010 № А58-7346/09 . На наш взгляд, практическая польза от этого процедурного нарушения скорее в том, что вы вправе не пускать на свою территорию проверяющих и не показывать им документы, пока вас не ознакомят с решением.

Налоговики нередко вносят изменения в первоначальное решение. Обычно уточняется состав проверяющи хприложение № 1 к Приказу ФНС от 07.05.2007 № ММ-3-06/281@ . Например, если кто-то из ревизоров заболел и нужна замена или если к проверке решили подключить полицию. Заявлять, что вас не ознакомили с такими решениями, вообще бессмысленн оПостановление 18 ААС от 22.01.2013 № 18АП-12895/2012 . Но, опять-таки, вы можете не пускать на свою территорию проверяющих, об участии которых в проверке вас не известили законным образом.

Решение вынесли в одном году, а вручили в другом

Ограничение глубины проверки по правилу «год текущий + 3 предшествующи х»п. 4 ст. 89 НК РФ часто становится причиной того, что выездную назначают в последних числах декабря. Например, 30 декабря 2013 г. налоговики могли вынести решение о проведении выездной проверки компании за 2010- 2012 гг. Формально требования закона соблюдены, но налогоплательщиков такое поведение инспекторов иногда возмущает: вручают-то такие решения, как правило, после новогодних праздников, то есть уже в следующем году. И некоторые считают, что это влечет сокращение периода, который может быть охвачен ВНП. Так вот, это как раз тот случай, когда оспаривать правомерность проверки 2010 г. (если брать данные нашего примера) не стоит. Особенно если налоговики еще в декабре предпринимали попытки вручить вам решение, рассылали в другие инспекции запросы о проведении встречных проверок ваших контрагентов и т. д. То есть фактически начали проводить проверку раньше, чем вручили вам решени еПостановления ФАС ПО от 29.10.2013 № А65-2024/2013 ; ФАС СЗО от 10.11.2011 № А05-13345/2010 .

А был ли мальчик, или Проверку назначила «несуществующая» ИФНС

Слияние инспекций мало затрагивает налогоплательщиков. Неудобство только в изменении реквизитов ИФНС (как правило, инспекция сообщает свои новые реквизиты во избежание ошибок при оформлении платежных документов на уплату налого вподп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ , но может этого и не сделать). И нужно получить новое свидетельство о постановке на налоговый уче тприложение № 1 к Приказу ФНС от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488 , поскольку наименование инспекции, ее адрес, ИНН и КПП изменятся. Для этого можно подать в ИФНС заявление о замене свидетельства в произвольной форме.

А если уже после того, как в ЕГРЮЛ была внесена запись о прекращении деятельности налогового органа в связи с реорганизацией, присоединяемая инспекция назначит проверку? Насколько правомерно такое решение? И может ли инспекция-правопреемница проводить ВНП на его основании?

Вопросам, возникающим у компаний при реорганизации инспекции, было посвящено интервью с сотрудником ФНС России С.А. Таракановым «При слиянии инспекций нужно получить новое свидетельство»: 2009, № 14, с. 16

С такой ситуацией столкнулась одна из наших читательниц. При реорганизации налоговых органов инспекция, в которой состояла на учете компания, присоединилась к другой. И 21 декабря, в день, когда в госреестр была внесена запись о прекращении деятельности ИФНС, заместитель руководителя «исчезающей» инспекции вынес решение о проведении выездной проверки. Выяснилось, что приказ о реорганизации вступал в силу только с 1 января, поэтому налоговики не сомневались в правомерности своих действий.

Приказы, на основании которых происходит реорганизация инспекций, издает ФНС. Это открытые документы, на них не стоит гриф «ДСП», многие из них есть в разделе «Законодательство» системы КонсультантПлюс (информационный банк «Версия Проф»)Приказы ФНС от 25.09.2013 № ММВ-7-4/417 , от 12.10.2012 № ММВ-7-4/722 . Но если вы попросите такой документ в ФНС, вам, скорее всего, вежливо откажут, сославшись на то, что запрашиваемая информация предназначена для внутреннего пользования.

Мнение читателя

“ ИФНС вынесла решение о проведении выездной проверки датой своего исключения из ЕГРЮЛ! То есть в этот день по закону госорган уже утратил правоспособность. Подняли этот вопрос на рассмотрении возражений по акту проверки, и нам сказали, что Приказ ФНС о реорганизации вступил в силу только с 1 января, значит, проверка была назначена правомерно. И в ФНС тоже так считают. Оспаривать итоговое решение по проверке на этом основании не будем, чтобы отношения не портить, хотя, конечно же, налоговики не пр авы” .

Ирина,
юрист, г. Краснодар

Однако закон говорит о другом: при присоединении реорганизация считается завершенной с момента, когда в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности присоединенного юридического лиц ап. 4 ст. 57 ГК РФ . То есть именно 21 декабря присоединяемая ИФНС утратила правоспособность, а ее права и обязанности перешли к реорганизованной инспекци ип. 3 ст. 49 , п. 2 ст. 58 ГК РФ . Получается, что с этой даты назначать и проводить проверку могла только реорганизованная ИФНС. При обжаловании решения, вынесенного по результатам проверки, можно привести доводы о том, что решение о проведении ВНП было вынесено неправоспособной инспекцией и подписано неуполномоченным должностным лицом. Но не исключено, что при отсутствии других огрехов судьи сочтут такое нарушение процедуры назначения ВНП несущественным и не повлиявшим на законность решения по проверке.

А вот если прежняя инспекция вынесла спорное решение до внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности, реорганизованная ИФНС, как правопреемник, может на законном основании проводить выездную проверк уп. 2 ст. 58 ГК РФ . Тут уж придраться не к чему.

Ваш переезд проверке не помеха

По общему правилу решение о проведении выездной проверки выносит инспекция по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимател я)п. 2 ст. 89 НК РФ . И эта же инспекция проверку проводит. То есть при вашем «переезде» в другую инспекцию ИФНС по прежнему месту нахождения может назначать и проводить проверку до внесения изменений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)Письма Минфина от 23.03.2012 № 03-02-07/1-68 , от 19.06.2012 № 03-02-08/53 ; ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ (пп. 10, 11) ; Постановление ФАС ВСО от 13.01.2012 № А19-12393/2011 . Это правомерно, и проверку не отменят. Но если проверка назначена старой ИФНС хотя бы в тот же день, когда внесена запись в госреестр, у вас есть все шансы обжаловать результаты ВНППостановление ФАС ПО от 21.10.2013 № А55-34463/2012 .

Даже если при переезде вы сменили регион, повторную проверку в порядке контроля работы нижестоящего налогового органа все равно назначит УФНС по прежнему месту вашего нахождени яПисьма Минфина от 29.03.2012 № 03-02-08/32 ; ФНС от 29.12.2012 № АС-4-2/22690 (п. 1) . И проверку сданной после переезда уточненки «на уменьшение» за период, который проверялся на ВНП инспекцией по прежнему месту учета, назначит старая ИФНСп. 10 ст. 89 НК РФ ; Письмо ФНС от 06.03.2012 № АС-4-2/3639 .

В решении неверный ИНН? Такая ошибка ваши права не нарушает

Форма решения о проведении ВНПутв. Приказом ФНС от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ предусматривает указание ИНН проверяемого налогоплательщика. Однако если налоговики не укажут в решении ИНН или допустят в нем ошибку, это не означает, что проверка проводится незаконно. Обязательный реквизит решения о проведении ВНП - это полное и сокращенное наименования организации либо ф. и. о. предпринимател яп. 2 ст. 89 НК РФ . ИНН не является частью наименования организации и не заменяет его. Кроме того, инспекция вправе устранить технические ошибки, допущенные в принимаемых ею ненормативных актах, путем внесения изменений отдельным решение мПостановления ФАС МО от 14.08.2012 № А40-26973/12-99-126 ; ФАС УО от 25.08.2010 № Ф09-6740/10-С3 .

Пришли проверять один налог, а начислили другой

В решении о проведении ВНП указываются проверяемые налоги и периоды, за которые проводится проверк ап. 2 ст. 89 НК РФ .

Ревизоры не вправе доначислять налоги за периоды, не обозначенные в решении о проведении ВНППостановление 14 ААС от 30.12.2011 № А13-13347/2010 , или изменять проверяемый период после начала проверки. Решение, изменяющее период проверки, - это самостоятельный ненормативный правовой акт. И он должен соответствовать требованиям ст. 89 НК РФ, ограничивающим глубину проверки 3 годами, предшествующими году ее назначени яп. 4 ст. 89 НК РФ ; Постановление ФАС УО от 16.04.2012 № Ф09-2750/12 . Например, если налоговики в 2013 г. назначили проверку за 2011- 2012 гг., то они не могут в 2014 г. изменить проверяемый период, включив в него 2010 г. Это уже будет являться нарушением, и такую «корректировку» периода проверки не составит труда оспорить даже в вышестоящем налоговом органе.

Не могут проверяющие и доначислять не названные в решении налоги. Так, если в решении сказано, что проверяется правильность исчисления и уплаты налога на прибыль и НДС, инспекторы не могут насчитать налог на имущество, обнаружив «попутно» нарушения и по нем уПостановление ФАС ЗСО от 02.05.2007 № Ф04-2508/2007(33690-А46-40) . Но есть и исключения из этого правила. Если компания применяет упрощенку, а в ходе выездной проверки ревизоры доначислят НДС, например по причине обнаружения счетов-фактур с налогом, то ссылаться на отсутствие НДС в перечне проверяемых вопросов не стоит. В такой ситуации, считают суды, НДС и не может фигурировать в решении о проведении ВНП. И при этом доначисление НДС не приводит к принятию незаконного итогового решения по проверк епп. 2 , 3 ст. 346.11 НК РФ ; Постановление ФАС УО от 22.11.2012 № Ф09-11159/12 .

Кстати, на практике проверку обычно назначают с формулировкой «по всем налогам и сборам», или, как говорят налоговики, комплексну юп. 1.3.1 Рекомендаций по ВНП, доведенных Письмом ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 . Отсутствие указания на конкретные налоги в такой ситуации не повод оспаривать правомерность проведения ВНП. Формулировка «по всем налогам и сборам» допускается формой решения. И суды согласны с тем, что налоговики не обязаны перечислять в решении конкретные налоги, подлежащие проверк еПостановления ФАС ПО от 13.03.2012 № А72-4064/2011 ; ФАС ВСО от 28.02.2011 № А33-4941/2010 ; 8 ААС от 28.06.2013 № А75-105/2013 .

А вот формулировать предмет ВНП как проверку «отдельных вопросов исполнения законодательства о налогах и сборах» инспекция не должна.

Не стоит оспаривать решение о назначении ВНП из-за неточностей, которые однозначно не нарушают ваши права. Например, суд вряд ли серьезно воспримет претензии к тому, что решением не установлено, кто из участвующих в ВНП инспекторов является руководителем проверяющей группы (бригады). Ведь наличие этой информации предусмотрено только формой решения, а в Налоговом кодексе такого требования нет.

Кстати, в число проверяющих могут включить и сотрудников УФНС: закон этого не запрещает. Такое обычно случается, если ваша инспекция консультировалась с вышестоящим налоговым органом по какому-либо сложному неоднозначному вопросу, связанному с вашей компанией.

дела, экспертиза была назначена по вопросу установления (определения) рыночной цены арендной платы за пользование производственными мощностями по договорам аренды, заключенным между обществом и его контрагентом и действующим в 2010 - 2011 годах. Налоговое законодательство наделяет налоговый орган полномочиями проводить в ходе выездной проверки ряд контрольных мероприятий, к числу которых относится и экспертиза. При этом в стать

Признав недействительным решение налоговой

Суды правильно указали, что

лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (от приостановления инспекцией операций по счетам), должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально. Вся судебная практика по этой теме »

Выездные проверки

Права налоговых органов

Налоговый орган направил предприятию

Должностное лицо налогового органа,

проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении ма

В отличие от камеральной проверки налоговый инспектор не может начать выездную проверку по собственной инициативе. Проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Решение должно содержать:

· Наименование налогового органа;

· Номер решения и дату его вынесения;

· Наименование налогоплательщика или ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет);

· Идентификационный номер налогоплательщика;

Период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка. В соответствии со ст. 87 НК РФ выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года (плательщика сбора, налогового агента), непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Не допускается назначение в течение одного календарного года двух и более проверок налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала по одним и тем же налогам и сборам и за тот же период. Однако при проведении тематической проверки налоговый орган имеет право, не дожидаясь годичного срока с даты проведения текущей налоговой проверки, назначить выездную налоговую проверку по другим налогам или за другой налоговый период. При комплексной проверке право на проведение очередной проверке у налогового органа возникает только по окончании одного года с момента проведения указанной проверки.

Вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка). Если в решении указано: «проверка правильности исчисления налога на добавленную стоимость и налога на пользователей автодорог» то проверка будет являться тематической, если - «проверка правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах», то такая проверка будет являться комплексной и охватывать вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов со сборов предприятием или организацией;

· Ф.И.О. должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам);

· Подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина;

· Наличие решения - единственное основание для допуска лиц, проводящих проверку, к проведению выездной налоговой проверки.



Отсутствие хотя бы одного реквизита в тексте решения является основанием для «недопуска» проверяющих к проведению проверки.

Необходимо учитывать, что не все проверки, проводимые налоговыми органами с выездом к налогоплательщику, являются налоговыми в смысле, указанном в НК РФ. Например, проверка применения контрольно-кассовых машин при расчетах с населением хоть и возложена на налоговые органы, регулируется не НК РФ, а Законом РФ от 18.06.93 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» и налоговой проверкой не является.

Решение вручается проверяющим руководителю предприятия либо иному уполномоченному лицу налогоплательщика. Отсутствие в момент предъявления решения налогоплательщика (его должностных или уполномоченных лиц) не является основанием для отмены выездной налоговой проверки или ее перенесения на более поздний срок. Решение может быть вручено секретарю или иному уполномоченному лицу под расписку. Если налогоплательщик уклоняется от получения решения, оно высылается по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения решения будет считаться шестой день с момента отправки письма.

Фиксация даты вручения очень важна, так как дата вручения решения, в общем случае, является датой начала проведения проверки.

В случае если в период с момента вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводящего проверку, может быть вынесено решение о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки.

Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) назначить выездную налоговую проверку. 1. Лицо, в отношении которого проводится проверка: ________________________________________________________________________. (полное и сокращенное наименования организации или полное и сокращенное наименования организации и филиала (представительства) организации; Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, физического лица, ИНН, КПП) _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ (основание проведения выездной налоговой проверки) 2. Предмет выездной налоговой проверки (вопросы правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) конкретных налогов и сборов) и период, за который назначена выездная налоговая проверка :

Наименование налога (сбора, "по всем налогам и сборам")

Проверяемый период

с ______ по______

3. Должностные лица налогового органа, которым поручается проведение выездной налоговой проверки, и сотрудники органа внутренних дел (в случае участия): _________________________________________________________________________ (должности, Ф.И.О. должностных лиц налогового органа с указанием руководителя проверяющей группы (бригады) и сотрудников органа внутренних дел) Руководитель (заместитель руководителя) __________________________________ __________ ____________________ (наименование налогового органа) (подпись) (Ф.И.О.) Решение о проведении выездной налоговой проверки получил ________________ _____________________________________________________________________ . (дата, подпись, Ф.И.О. лица, получившего документ, для представителя указывается основание представительства (наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего полномочия) ______________________________

(1) Отчество указывается при наличии.

(2) КПП указывается для организаций.

(3) Указывается основание проведения выездной налоговой проверки в соответствии со статьей 89 Кодекса:

в случае проведения выездной налоговой проверки за период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение: "в соответствии с пунктом 4 статьи 89 Кодекса в связи с представлением уточненной налоговой декларации (указывается наименование налоговой декларации)";

в случае проведения повторной выездной налоговой проверки: "в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи 89 Кодекса в порядке контроля вышестоящим налоговым органом за деятельностью (указывается наименование налогового органа, проводившего проверку)" или "в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 89 Кодекса в связи с представлением уточненной (указывается наименование налоговой декларации), в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного";

в случае проведения выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации: "в связи с реорганизацией организации" или "в связи с ликвидацией организации").

В иных случаях основание для проведения выездной налоговой проверки не указывается.

(4) Указывается согласно пункту 1 статьи 89.2 Кодекса для налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта в качестве предмета выездной налоговой проверки (помимо перечисленных налогов и сборов): "Соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным Кодексом и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации".

(5) Заполняется в случае вручения документа на бумажном носителе.


В отличие от камеральной проверки налоговый инспектор не может начать выездную проверку по собственной инициативе. Проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Форма решения утверждена приказом МНС РФ от 08.10.99 г. № АП-3-16/318 “Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок” (в редакции Дополнения №1, утвержденного приказом МНС РФ от 07.02.2000 № АП-3-16/34).

Решение должно содержать:

  • Наименование налогового органа;
  • Номер решения и дату его вынесения;
  • Наименование налогоплательщика или ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет);
  • Идентификационный номер налогоплательщика;
  • Период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка. В соответствии со ст. 87 НК РФ выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года (плательщика сбора, налогового агента), непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Не допускается назначение в течение одного календарного года двух и более проверок налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала по одним и тем же налогам и сборам и за тот же период. Однако при проведении тематической проверки налоговый орган имеет право, не дожидаясь годичного срока с даты проведения текущей налоговой проверки, назначить выездную налоговую проверку по другим налогам или за другой налоговый период. При комплексной проверке право на проведение очередной проверке у налогового органа возникает только по окончании одного года с момента проведения указанной проверки.
  • Вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка). Если в решении указано: “проверка правильности исчисления налога на добавленную стоимость и налога на пользователей автодорог” то проверка будет являться тематической, если – “проверка правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах”, то такая проверка будет являться комплексной и охватывать вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов со сборов предприятием или организацией;
  • Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам);
  • Подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина;

Наличие решения – единственное основание для допуска лиц, проводящих проверку, к проведению выездной налоговой проверки.

Отсутствие хотя бы одного реквизита в тексте решения является основанием для недопуска проверяющих к проведению проверки.

Необходимо учитывать, что не все проверки, проводимые налоговыми органами с выездом к налогоплательщику, являются налоговыми в смысле, указанном в НК РФ. Например, проверка применения контрольно-кассовых машин при расчетах с населением хоть и возложена на налоговые органы, регулируется не НК РФ, а Законом РФ от 18.06.93 № 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” и налоговой проверкой не является.

Решение вручается проверяющим руководителю предприятия либо иному уполномоченному лицу налогоплательщика. Отсутствие в момент предъявления решения налогоплательщика (его должностных или уполномоченных лиц) не является основанием для отмены выездной налоговой проверки или ее перенесения на более поздний срок. Решение может быть вручено секретарю или иному уполномоченному лицу под расписку. Если налогоплательщик уклоняется от получения решения, оно высылается по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения решения будет считаться шестой день с момента отправки письма.

Фиксация даты вручения очень важна, так как дата вручения решения, в общем случае, является датой начала проведения проверки.

В случае если в период с момента вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводящего проверку, может быть вынесено решение о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки.

Похожие публикации